Среда
25.12.2024
06:06
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | режиссёр Луи Маль - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
режиссёр Луи Маль
Александр_ЛюлюшинДата: Пятница, 09.04.2010, 19:58 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3284
Статус: Offline
Режиссер Луи Маль родился 30 октября 1932 года в местечке Тюмери на севере Франции. Его семья владела одним из крупнейших в Европе сахарных заводов. Луи обожал свою мать, но, несмотря на давление с ее стороны, решил избежать участи старших братьев, пошедших по отцовским стопам. К ужасу родителей, мальчик мечтал снимать кино. Из воспоминаний Луи Маля: «Помню, меня с братьями повели в театр. Зал был почти пуст, но больше всего меня потрясло то, что мы ходили на этот спектакль несколько вечеров подряд. Помню, мы пошли за кулисы и спросили у Николя Баталя: «Кто такой этот мсье Ионеско, автор столь необычной пьесы?». И нас представили Ионеско, который присутствовал в театре. Потом мы с братьями декламировали на память отрывки из той пьесы».

Луи Маль учился в иезуитском коллеже, затем в Сорбонне изучал политические науки. Увлечение кинематографом привело его в престижную парижскую киношколу, где он учился в 1951-1953 годах. Париж 1950-х годов был городом экзистенциалистов Сартра, Камю, абсурдиста Эжена Ионеско. Париж 1950-х годов был городом экзистенциалистов Сартра, Камю, абсурдиста Ионеско. Влияние экзистенциализма и увлечение кинематографом привело молодого Луи Маля на съемочную площадку, где он снял несколько документальных фильмов. Сценарист Дэвид Хейр вспоминает: «Его больше интересовала действительность, нежели само творчество. Не случайно самые талантливые его фильмы наполнены действительными событиями, которые он переиначивал на свой лад. И не случайно, Маль оказался таким замечательным документалистом. Его наблюдательности можно было позавидовать. В документальных лентах он отступает под напором реальности. Любознательность была его всеподавляющей страстью. Ему хотелось показать всем, насколько интересен и разнообразен наш мир». Начинающего режиссера пригласил Жак-Ив Кусто для совместной работы над картиной «Мир безмолвия», которая была удостоена главной премии Каннского кинофестиваля.

Сценарист Дэвид Хейр вспоминает: «Его больше интересовала действительность, нежели само творчество. Не случайно самые талантливые его фильмы наполнены действительными событиями, которые он переиначивал на свой лад. И не случайно, Маль оказался таким замечательным документалистом. Его наблюдательности можно было позавидовать. В документальных лентах он как бы отступает под напором реальности. Любознательность была его всеподавляющей страстью. Ему хотелось показать всем, насколько интересен и разнообразен наш мир.

Он был прагматиком в кино и выработал совершенно иной подход, нежели другие режиссеры. В 1950 – 60-е годы возникла идея "авторского кино". Считалось, что творец должен показывать зрителю свой уникальный опыт, свои чувства, а не окружающий мир. Он знал все обо всем. Он, как Чехов, поставил себе цель быть не только знатоком искусства, но и науки, политики. Он читал французские газеты, английские газеты, не было такой темы, в которой он был бы не компетентен. К примеру, он провел год с Кусто под водой. Назови ему любую книгу – он ее читал. Я просто удивлялся: "Неужели и это ты читал?" И он мне в ответ: "Ты забыл, я же прожил год под водой. Снимать мы могли два-три часа в день. А что делать остальное время под водой? Двадцать часов в сутки? Вот я и читал великую европейскую литературу, американскую литературу". Он всё читал, всем интересовался. И не было конца его интересам».

Благодаря подводной эпопее Маль познакомился с известными деятелями кино, в том числе со своим кумиром Робером Брессоном, который взял его ассистентом в картину «Приговоренный к смерти бежал». Впоследствии восхищение Маля великим режиссером привело к покупке издательства «Нувель Эдисьон Франсез», которым некогда владел Брессон. Оно до сих пор принадлежит семье Маль.

Луи Малю было 24 года, когда он снял «Лифт на эшафот» с Жанной Моро в главной роли. Это был первый из фильмов, сделавших Маля великим режиссером французского кино. Дэвид Хейр: «Он снял «Лифт на эшафот» и пригласил на просмотр Майлса Дэвиса. Тот явился со всем своим оркестром. Они посмотрели картину, и Майлс вдруг говорит: "Прокрутите еще раз. Я буду под него импровизировать". Так появилась величайшая на свете музыка к фильму, хотя заранее ее никто не писал. Они просидели до шести утра, а в шесть, когда они вышли на парижскую улицу, у них уже был готов саундтрек к "Лифту на эшафот". Майлс Дэвис просто импровизировал на темы увиденного».

С тех пор каждый его фильм не раз приводил к скандалу, но делал огромные сборы и удостаивался премий на фестивалях. Огромное признание режиссеру принесла картина «Любовники». Затем последовали ленты «В метро», «Частная жизнь» с Брижит Бардо, «Вива, Мария!», в которой Луи Маль снял Бардо вместе с Жанной Моро. Из звезд французского кинематографа он приглашал сниматься также Алена Делона и Жана-Поля Бельмондо.

В конце 1960-х годов режиссер отправился в Индию снимать документальное кино. Луи Маль о сериале «Призрачная Индия»: «В современном кино съемка и озвучивание синхронизированы, это как бы прямой срез действительности, что доставляет громадное удовольствие такому режиссеру, как я, привыкшему воссоздавать эту действительность. А тут я чувствовал фантастическую свободу: я даже еще не придумал план, а он уже есть, перед глазами. Этого я никогда не забуду, после такой свободы, такого счастья возвращение в студию – для меня нож острый». Вместе с Годаром и другими режиссерами «новой волны» Маль оказался в эпицентре событий во Франции 1968 года. Он сохранил свой юношеский анархизм в документальных лентах, в очень разных по стилю и содержанию художественных фильмах. Луи Маль: «Полгода я провел в Индии и вернулся 3 мая 1968. Причем твердил себе, что не хочу возвращаться, что там скука смертная. Я жил тогда на площади Одеон, где уже больше месяца проходили демонстрации, а я в Индии ничего и не знал. И вдруг я почувствовал себя как рыба в воде на парижских улицах. Я полностью сжился с этими событиями».

В фильме «Люсьен Лакомб» 1974 года режиссер рисует портрет парня, который стал коллаборационистом. Луи Маль: «Главный герой Люсьен Лакомб, он всегда представляется «Лакомб Люсьен», 17-летний парень, который носит в себе жажду насилия, бунт, постоянную готовность к взрыву. Он почти взрослый, но во многом еще ребенок. И потому часто проявляет необузданную, истинно детскую жестокость. Это одна из его определяющих черт. Это персонаж очень неоднозначный, персонаж, в котором есть участки тени и света. В фильме на него только смотрят, не объясняют, не судят, а только смотрят».

Около десяти лет Луи Маль снимал в Соединенных Штатах Америки и Канаде. В 1978 году вышел его фильм «Прелестное дитя» с Брук Шилдс, в 1980 - «Атлантик-Сити». Одновременно он сделал еще два замечательных документальных фильма - «Земля Бога» и «В поисках счастья». Но именно «Атлантик-Сити» стал его величайшим американским творением, в котором сыграл несравненный Берт Ланкастер. Луи Маль: «Когда я впервые попал в Атлантик-Сити, мне тут же захотелось снять о нем документальный фильм. Там как раз только что легализовали казино. Все бросились играть, как безумные. Это было сумасшествие. Невообразимая смесь старого и нового, полнейший хаос, много странностей, но жизнь бурлит. К счастью, моим соавтором стал замечательный американский драматург Джон Гуэр, и вместе нам удалось написать сценарий, главным героем которого стал сам Атлантик-Сити».

Вскоре Маль вернулся в Европу и засел дома, начав работать над сценарием автобиографического фильма «До свидания, дети» о своем военном детстве во Франции. Луи Маль признавался: «Для меня этот фильм – самое важное из всего, что я сделал. Он навеян, прежде всего, самым драматичным эпизодом моего детства. Мне было одиннадцать лет, и я учился в католическом коллеже. Дело было в 1944, один из моих друзей был евреем и скрывал свою фамилию. Но в январе 1944 его забрали в гестапо прямо из класса, из нашего класса. Этот миг перевернул всю мою жизнь. Уже больше 40 лет прошло, и я, наконец, решился вложить в этот сценарий всю мою нежность и всю мою память, а также всё мое воображение, чтобы не следовать за реальностью вслепую, а как бы переосмыслить воспоминания». Фильм, снятый в 1987 году, имел большой успех, получил 22 премии, включая «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля и семь премий «Сезар».

После драмы «До свидания, дети» Луи Маль снял картины «Милу в мае» с Мишель Пикколи, Миу-Миу, Хэрриет Уолтер в главных ролях, «Ущерб» и «Ваня на 42-ой улице». Они стали последними работами выдающегося режиссера, который умер от рака в 1995 году. В одном из интервью Луи Маль сказал: «Судя по всему, мои фильмы отражают мои представления и мои настроения на каждом новом этапе. Я по-прежнему нахожусь под обаянием кинематографа. Проработав так долго, я обнаруживаю в кино все новые и новые возможности. И чем дольше я живу, тем меньше доверяю идеям, тем больше верю в чувства».

Фильмография
Полнометражные работы

1958 — Лифт на эшафот / Elevator to the Gallows / Ascenseur pour l'échafaud
1958 — Любовники / The Lovers / Les Amants
1960 — Зази в метро / Zazie in the Metro / Zazie dans le métro
1962 — Частная жизнь / Vie privée (La vie privee)
1963 — Блуждающий огонёк / The Fire Within / Le Feu Follet
1965 — Вива, Мария! / Viva Maria!
1967 — Вор / The Thief / Le Voleur
1971 — Порок сердца / Murmur of the Heart / Le souffle au cœur
1973 — Лакомб Люсьен / Lacombe Lucien
1975 — Чёрная луна / Black Moon
1977 — Прелестный ребёнок / Pretty Baby
1981 — Атлантик-Сити / Atlantic City
1981 — Ужин с Андре / My Dinner with Andre
1984 — Взломщики / Crackers
1985 — Залив Аламо / Alama Bay
1987 — До свиданья, дети / Au revoir, les enfants
1990 — Милу в мае / May Fools / Milou en Mai
1992 — Ущерб / Damage
1994 — Ваня на 42-ой улице / Vanya on 42nd Street

Происходил из одной из самых богатых семей Бегина, производителя сахара. Получил католическое образование, в том числе в иезуитском коллеже. Затем изучал политические науки в Сорбонне. В 1951-53 учился в ИДЕК, снял две документальных ленты и был приглашен знаменитым морским исследователем Жак-Ивом Кусто для участия в качестве сопостановщика и оператора подводных съемок в картине «Мир тишины» (Le monde du silence, 1956, главная премия МКФ в Канне и «Оскар»). Вкус к запечатлению непридуманной реальности Маль сохранил на всю жизнь, периодически обращаясь к документальному кино, работая чаще всего также и оператором: «Да здравствует гонка» (Vive le tour!, 1962), «Привет из Бангкока» (Bons Baisers De Bangkok, 1964), телесериал «Призрачная Индия» (L'Inde fantome), включая фильм «Калькутта» (Calcutta, 1968), «Площадь Республики»(Place de la Republique) и «Человечно, слишком человечно» (Humain, trop humain, 1972), «Земля Бога» (God's Country, 1985) и «И в поисках счастья» (And The Pursuit of Happiness, 1986).

Его игровые работы почти за сорок лет могут произвести на первый взгляд хаотично-разностильное впечатление, а сам режиссер может показаться космополитичным, а порой и явно аполитичным художником, работающим в разных странах и обращающимся каждый раз к не свойственному ему материалу. Кроме того, сразу же причисленный к «новой волне» во французском кино, Маль всегда почему-то выпадал из главной обоймы славных имен, отнюдь не уступая по уровню мастерства ни Ф. Трюффо, ни Ж.-Л. Годару, ни К. Шабролю. Он вроде бы снимал типичные ленты «новой волны» — криминальную драму «Лифт на эшафот» (Ascenseur pour l'echafaud, 1957) с восхитительными проходами Ж. Моро по городским улицам, интимные истории «Любовники» (Les amants, 1958, специальная премия МКФ в Венеции) с той же Моро и «Частная жизнь» (La vie privee, 1962) с Б. Бардо, экзистенциальную драму «Блуждающий огонек» (Le feu follet, 1963, специальная премия МКФ в Венеции). И даже абсурдные, авантюрные или сюрреалистические комедии «Зази в метро» (Zazie dans le metro, 1960, по Р. Кено), «Вива, Мария!» (Viva Maria!, 1965, с риском для себя соединив на съемках Моро и Бардо), «Вор» (Le voleur, 1966) с Ж. П. Бельмондо, мистическая новелла «Вильям Вильсон» (William Wilson, по Э. А. По), с А. Делоном и опять с Бардо, в фильме «Три шага в бреду»/«Необыкновенные истории» (Tre Passi Nell Delirio / Histoires Extraordinaires, 1967) тоже с определенными допусками укладываются в рамки пристрастий режиссеров этого, разумеется, неоднородного (в большей степени — поколенческого, направленного против «папашиного кино») течения во французском кинематографе.

Расхождения с бывшими соратниками (а еще на фестивале в Канне в мае 1968 они в последний раз получили шанс вместе выступить против буржуазных институтов власти и доказать свое бунтарство) и все возраставшее раздражение против того, что стал делать в искусстве Маль — это случилось только на рубеже 60—70-х годов. Его путешествие в Индию считалось причудой. Тонкая и деликатная картина «Шум в сердце» (La souffle au coeur, 1970) была понята слишком однозначно — на уровне сюжета о возможном инцесте между матерью и сыном-подростком, хотя на самом деле имелся и важный историко-политический подтекст (более явно, на сатирическом уровне, он был выражен режиссером позднее, в 1989, в фильме «Милу в мае», Milou En Mai, действие которого происходит на фоне событий «бурного мая 1968-го»). Выдающаяся трагическая лента «Лакомб Люсьен» (Lacombe, Lucien, 1973) вызвала резкую критику справа и слева, обвинения в оправдании коллаборационистов или, напротив, в нигилистическом отношении ко всей французской нации. Опять же более поздняя работа «До свидания, дети» (Au Revoir, Les Enfants, 1987, главная премия МКФ в Венеции, 7 «Сезаров», в том числе за фильм, режиссуру и сценарий; премия «Феликс»-88 за сценарий), носящая уже автобиографический характер, многое прояснила в истинно человечной позиции Маля, всегда неравнодушного к тем, кто по какой-либо причине выброшен из общества, морально или физически преследуется.

Он сам оказался после выхода «Лакомба Люсьена» в положении своеобразного изгоя и в течение десяти лет предпочитал работать в Северной Америке — в США и Канаде, где создал еще одну казавшуюся провокационной картину «Прелестный ребенок» (Pretty Baby, 1977) о романе фотографа с двенадцатилетней дочерью проститутки, экзистенциальную драму «Атлантик-сити, США» (Atlantic City, 1980, главная премия МКФ в Венеции) о бывшем гангстере, еще несколько фильмов, включая «Ужин с Андре» (My dinner with Andre, 1981), как бы киноспектакль-диалог с участием всего двух актеров — Андре Грегори и Уоллеса Шона. Этот экспериментальный проект, встретивший восторженные отклики интеллектуальной элиты Америки, с еще большим блеском был по-своему продолжен в ленте «Ваня с 42-й улицы» (Vanya on 42nd Street, 1994), в которой так и нереализованный спектакль Грегори по пьесе «Дядя Ваня» Чехова, начавшись с разговоров актеров (в том числе того же Шона) и репетиционных эскизов, вдруг превращается в одну из самых доверительных и удивительных по проникновению в чеховский мир экранизаций.

В 1992 Маль также поставил словно современный вариант своих «Любовников» — фильм «Ущерб» (Damage), экзистенциальную мелодраму об утрате чувств, которую приняли вновь настороженно, подвергнув купюрам с точки зрения моральной цензуры. Будучи тяжело больным в последние годы, он не утратил жизнерадостности и природного юмора, щедро одаривал советами молодых коллег, например, поддержав актрису Джоди Фостер с ее режиссерским дебютом «Маленький человек Тейт». Был с 1980 года и до своей смерти женат на американской актрисе Кендис Берген.

http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=427110

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz