Вторник
07.12.2021
04:55
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Резо Чхеидзе "ОТЕЦ СОЛДАТА" 1964 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Тестовый раздел » * СОВЕТСКОЕ и ПОСТСОВЕТСКОЕ КИНО * » Резо Чхеидзе "ОТЕЦ СОЛДАТА" 1964
Резо Чхеидзе "ОТЕЦ СОЛДАТА" 1964
Александр_ЛюлюшинДата: Среда, 22.04.2020, 19:12 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3074
Статус: Offline
Памятник нашим дедам и прадедам. Великий фильм всех времён и народов. Эпическая история о Человеке, пытающемся защитить мир от Зла во всех его проявлениях. Режиссёр Резо Чхеидзе блестяще воссоздал атмосферу военного времени, в котором, несмотря ни на что, нашлось место поразительному в своём огромном человеколюбии герою Серго Закариадзе – доброму старику-виноградарю, способному вовремя согреть тёплым взглядом и «воспитать» сильной рукой. Или, другими словами, стать для каждого солдата настоящим отцом. Отцом, которому, правда, не удаётся сохранить жизнь своему единственному сыну – герою, погибшему на его руках, но оставившему о себе нестираемую память. Потому что никто не забыт, ничто не забыто!...

«ОТЕЦ СОЛДАТА» 1964, СССР, 87 минут
— фильм Резо Чхеидзе по сценарию Сулико Жгенти


Война в самом разгаре. В маленькой грузинской деревне пожилой крестьянин Георгий Махарашвили (Серго Закариадзе) получает весть о ранении своего сына Годердзи (Гия Кобахидзе) и решает навестить его в госпитале. Но он опаздывает: пока старик добирался, сын уже поправился и вновь ушёл на фронт. Главный герой решает во чтобы то ни стало найти сына и записывается в боевую часть. Несмотря на почтенный возраст, он воюет наравне с молодыми, по-отечески к ним относится, становится душой взвода. В поисках сына Махарашвили проходит всю войну. В Берлине они встретятся.

Съёмочная группа

Режиссёр: Резо Чхеидзе
Сценарий: Сулико Жгенти
Директор фильма: Шота Лаперадзе
Операторы: Арчил Пилипашвили, Лев Сухов
Композитор: Сулхан Цинцадзе
Художники: Ника Казбеги, Зура Медзмариашвили, Н. Манджгаладзе, Г. Маргишвили, Михаил Медников, Г. Саладзе
Монтаж: Василий Доленко

В ролях

Серго Закариадзе — Георгий Махарашвили
Владимир Привальцев — старший сержант Никифоров
Александр Назаров — Аркадий Ершов
Александр Лебедев — Николай Назаров
Владимир Колокольцев — Гриша
Юра Дроздов — Боря
Иван Косых — баянист
Витя Косых — Вася
Виктор Уральский — матрос-инвалид
Кетеван Бочоришвили — Мария, жена Георгия
Владимир Пицек — регистратор госпиталя
Пётр Любешкин — генерал
Т. Сапожникова — девушка-боец
Николай Бармин — полковник
Феликс Степун — хирург
Инна Выходцева — женщина с детьми на повозке, мать Васи
Ромуальд Вильдан — музыкант
Гия Кобахидзе — Годердзи Махарашвили, сын Георгия
Елена Максимова — хозяйка дома
Раднэр Муратов — лейтенант
Александра Денисова — учительница (нет в титрах)
Армен Джигарханян — голос за кадром (в колоризированной версии)

История создания

Автор сценария фильма Сулико Жгенти во время Великой Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт, служил в морских десантных частях, был тяжело ранен и награждён четырьмя медалями. Сулико рассказал о сослуживце, который стал прототипом главного героя — бодбисхевском колхознике, который воевал с ним в одной части. Несмотря на годы, старик обладал недюжинной силой. Жалея молоденьких солдат, он забирал у них пулемёт и нёс его несколько километров на плечах. В дивизии он был всеобщим любимцем. Солдатам старик заменил отца, случалось, заслонял вчерашних мальчишек от пуль. Автор сценария сохранил главному герою его подлинное имя — Георгий Махарашвили.

Вспоминал автор сценария, как весной 1942 года у Новороссийска спавших в блиндаже бойцов разбудили звуки грузинской мелодии: пел Георгий Махарашвили. Взрыхляя штыком землю, он сеял пшеницу. Солдаты с удивлением смотрели на своего однополчанина. «Весна идёт, весна…» — пел старик, никого не замечая.

Опекал Георгий и самого Сулико Жгенти. Получив весточку о том, что сын находится в госпитале, отец отправился навестить Сулико, но не застал его в лазарете. Эта реальная история и легла в основу сценария фильма.

Признание

В деревне в Кахетии, откуда был родом Георгий Махарашвили, поставлен памятник этому герою. Кроме того, там есть Музей Славы, вокруг которого стоят надгробные плиты с именами погибших на войне жителей деревни. По этим плитам видно, что около 40% солдат, не вернувшихся с войны, носили фамилию Махарашвили.

9 мая 2014 года в Тбилиси в Государственном музее театра, музыки, кино и хореографии отметили 50-летний юбилей картины. По сложившейся год назад традиции, режиссёр фильма Резо Чхеидзе оставил отпечаток руки и автограф в «Нише бессмертных».

Отзывы

По признанию Резо Чхеидзе, лучшей рецензией на фильм стало письмо, которое режиссёр получил из Севастополя. В нём рассказывался конкретный случай, когда молодой человек пришёл в милицию, чтобы признаться в совершении кражи. Когда у него спросили, почему он пошёл на этот шаг, тот ответил: «Я только что посмотрел фильм „Отец солдата“ и решил, что буду честно жить на белом свете».

Награды

Приз за лучшую мужскую роль Серго Закариадзе на МКФ в Москве в 1965 году.
Премия Ленинского комсомола Серго Закариадзе в 1965 году.
Ленинская премия Серго Закариадзе в 1966 году.
Премия «Капитолийский Юпитер» Ревазу Чхеидзе на МКФ-кинообозрении «Капитолийский Юпитер» в Риме в 1966 году.
Премия Ленинского комсомола Грузинской ССР Ревазу Чхеидзе в 1970 году.

Интересные факты

Найдя виноградник в Берлине, Махарашвили начинает петь «Шен хар венахи» (Ты еси лоза) — грузинский церковный гимн Богородице.
В сцене с виноградником вместо танка Т-34-85 используется более совершенный Т-44, который в боевых действиях не участвовал.
В части сцен используется ИС-3, который в боевых действиях также не участвовал.
В эпизоде с атакой советских танков актёры массовки вооружены послевоенными автоматами АК.
10 мая 2013 года на Первом канале состоялся показ отреставрированной и колоризованной версии фильма.

Смотрите фильм

https://vk.com/video-36362131_456239865
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 24.04.2020, 07:04 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4142
Статус: Offline
Резо Чхеидзе: я снимал фильм о национальной трагедии

Тема Второй мировой войны - великая тема, она никогда не потеряет своего интереса. Это редкость - такая народная борьба против зла, а фашизм - это олицетворение злого начала человеческой жизни, насилия, беззакония, аморального преступления.

Показ «Отца солдата» в преддверии Дня Победы также неизбежен, как и «Ирония судьбы» на Новый год. «Отец солдата» - не просто кинолента, входящая в десятку лучших фильмов о Второй мировой войне. Это фильм, который уже несколько десятков лет остается культовым для миллионов людей в бывшем Советском союзе.

Сюжет фильма и прост и трагичен - старик-крестьянин Георгий Махарашвили идет на фронт в поисках сына, проходит всю войну, доходит до Рейхстага, и находит своего сына смертельно раненым. Прошло более 40 лет со дня создания фильма - но до сих пор он никого не оставляет равнодушным.

О том, как снимался «Отец солдата» агентству «Новости-Грузия» рассказывает режиссер фильма Резо Чхеидзе:


- Как-то в Калифорнийском университете Беркли, в Музее искусства проходила декада грузинского кино. Для американских студентов мы отобрали сорок фильмов разного жанра и художественные фильмы разного периода. А после просмотра двух-трех фильмов устраивались конференции, на которых обсуждался просмотр.

После фильма «Отец солдата» один из студентов задал мне вопрос: «Почему вас - грузина заинтересовала тема Второй мировой войны, ведь у вас маленькая республика, о которой я знаю только понаслышке». Я тогда у него спросил: «А сколько человек потеряли США в этой войне?» И он гордо ответил: «300 тысяч».

На это я сказал: «США - огромная страна, вас тогда было 150 миллионов, и, конечно, часть победы принадлежит США,. Но вот та самая маленькая Грузия, которую вы не можете даже найти на карте, потеряла 350 тысяч - больше чем США. Представляете, какая это трагедия - а это действительно национальная трагедия, почти в каждой семье не вернулись с войны мужья, братья и отцы...»

Тема Второй мировой войны - великая тема, она никогда не потеряет своего интереса. Это редкость - такая народная борьба против зла, а фашизм - это олицетворение злого начала человеческой жизни, насилия, беззакония, аморального преступления.

В то же время фашизм типичен, как развитие социального строя, даже в религиозном смысле этого слова. Эпоха войны дала широкие возможности в драматургии, перипетии сюжетов, сложные и очень трагичные. И это тот момент, когда в трудной ситуации проявляется настоящее «я» человека.

Годы войны дали огромный материал для работы для писателей, поэтов, режиссеров. Великие советские фильмы созданы именно на этой тематике - «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Баллада о солдате» Григория Чухрая, «Судьба человека» Бондарчука...Это шедевры советского и мирового кинематографа.

Меня, как грузина, в первую очередь, интересовало участие в этой всемирной войне моего народа. Мы понесли огромные жертвы, в процентном соотношении в Грузии воевал каждый четвертый, а погиб - каждый второй из ушедших на фронт.

- Как появилась идея фильма?

- Инициатива сценария «Отца солдата» принадлежит моему студенческому другу Сулико Жгенти, с которым мы вместе учились во ВГИКе. Он на сценарном факультете, а я - на режиссерском. Он и мне принес мне описание будущего «Отца солдата», всего на 7-8 страницах, но уже здесь он замечательно передал основную тему, идею, характер главного действующего лица. Как старик ищет сына на протяжении всего фильма, но находит его в конце, смертельно раненным. Как становится Георгий Махарашвили становится «отцом всей роты», как несет в мир свое огромное человеколюбие.

- Серго Закариадзе, который сыграл Георгий Махарашвили, был единственным кандидатом на главную роль?

- Да, безусловно. Искать актера на главную роль не пришлось. Выбор практически сразу пал на Серго Закариадзе. До этого я видел его на театральной сцене, и в других фильмах. Я знал его палитру, в театре он играл ряд характерных ролей. Тем более, что в то время он снимался в моем фильме «Морская тропа».

- В роли Георгия Махарашвили я хотел видеть типичного грузина, очень типичного старика, но мощного. Именно такого, как выгляд сам Сергей Александрович - мощный торс, мощные шаги, движения, и - юмор, юмор и теплота в глазах, в голосе. Я хотел, чтобы Махарашвили был именно таким - мощным, несгибаемым, но не человеком-памятником, а живым. И каждое движение его полно юмора, юмора полна и его манера разговора.

Кроме того, я хотел, чтобы главный герой выглядел немного .... сказочным. Ведь сюжет «Отца солдата» - в какой то степени эпический, и в нем много «сказочного» - как человек без документов попал в армию и воевал, такое - бывает и не бывает в жизни...

Время показало, что выбор был точным.

- А Серго Закариадзе сразу согласился на роль?

- Я пошел к Серго уже на второй день после того, как прочитал описание сценария. Как сейчас помню. Это было во время съемок «Морской тропы». Я вошел в павильон, Сергей Александрович сидел у зеркала и накладывал грим. А все мы знали его характер - когда он готовился к съемкам и работал, не реагировал ни на что... Я осторожно присел, он даже не смотрит в мою сторону... «Батоно Серго», - зову я. «М-м-м», - откликается... «Вы знаете, я вчера вечером прочел либретто Сулико Жгенти...» ....Никакой реакции, продолжает накладывать грим, пробует усы, уши проверяет... «... Вот, очень интересная штука», - продолжаю, и опять никакой реакции. И тогда я начал рассказывать о фильме, и вдруг Закариадзе бросает грим, поворачивается и ...по щекам его текут слезы...И я понял, что он будет сниматься.

Кстати, руководство тогдашнего кинофильма было против Закариадзе. Мне ставили условия, что фильм должен сниматься без него. Мне пришлось настоять на его участии в фильме. Хотя, если сейчас на это посмотреть, то становится просто смешно - против кого они тогда боролись....Бороться против Серго Закариадзе???... Великого актера, создателя великих и незабываемых образов...

После смерти Серго Закариадзе я хотел смонтировать второй вариант, включить в ленту все нарезы, которые не вошли в фильм. Не из-за цензуры, а потому что материала был очень большим, и просто не умещался во временной формат. Но не удалось - материалы не сохранились. Тогда, через три-четыре месяца после выхода картины на экраны негативы смывались, потому что содержали серебро, а киностудия ежегодно должна была сдавать государству определенную норму серебра...Ничего не осталось...Не осталось драгоценных нарезов...

- Как удалось вам тогда, в условиях небольшой в принципе киностудии, осуществить съемку военных сцен?

- Фильм был очень сложным в плане постановки, нам помогали и Мосфильм, который был технически хорошо оснащенным. Нам безвозмездно предоставляли все армейские подразделения для массовки и военную технику для съемок. За их использование нас никто не заставлял платить, иначе понадобились бы баснословные деньги. А у нас и так был перерасход. Как я помню, бюджет фильма составлял 360 тысяч тогдашних советских рублей. А за перерасход нас все-таки наказали - на студии фильму присвоили третью категорию...

- А вы помните первый просмотр, первую реакцию зрителя?

- Конечно. Это было во Дворце пионеров, фильм смотрели дети и преподаватели школ. И тогда я понял - да, получилось.

- Столкнулись ли вы с проблемой цензуры при создании фильма?

- Цензура, конечно, была в то время. И был один эпизод, который поначалу эту цензуру не прошел. Это эпизод, когда Георгий Махарашвили ударил офицера-танкиста, который танком переехал виноградные лозы...Тогдашний министр кинематографии Романов постановил, что картина будет запущена в прокат без этих кадров, потому что «они противоречат армейскому уставу - солдат не может бить офицера».

Мы растерялись, не знали, как реагировать. Спорили много. В итоге Романов предложил показать картину как есть генералам министерства обороны и политуправлению. Генералы все правильно поняли, объяснили министру, что это - не нарушение устава...Это отец, который воспитывает солдата, как своего родного сына... И картина вышла на экраны в полном объеме.

08.05.2008 (обновлено: 25.07.2008)
https://ria.ru/20080508/106916384.html
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 24.04.2020, 07:09 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4142
Статус: Offline
Сосо Тугуши. Тема войны в европейском «авторском кино» (к 50-летию фильма «Отец солдата») / Современная Европа. – 2016. – №1. – С. 138-145.

https://cyberleninka.ru/article....r
 
Елена_КовригинаДата: Воскресенье, 26.04.2020, 16:16 | Сообщение # 4
Группа: Друзья
Сообщений: 29
Статус: Offline
- Слушай, старик, а почему ты не в армии?
- Какое моё дело -армия? Это ты должен воевать. Пусть молодые воюют.

Но это оказалось и его дело. Тихий фильм о совсем не героическом солдате, отце солдата. О его мужестве, силе, мудрости и доброте. Я не забуду эпизоды с виноградной лозой, с концертом новогодним и финал, конечно. Клубок впечатлений.
 
Елена_ЛитвинаДата: Воскресенье, 26.04.2020, 16:16 | Сообщение # 5
Группа: Друзья
Сообщений: 52
Статус: Offline
55 лет назад на экраны вышел скромный чёрно белый фильм, снятый грузинскими кинематографистами, который стал сенсацией и покорил зрителей во всём мире. Он стал одним из самых пронзительных фильмов о войне и заставил миллионы зрителей сопереживать судьбе грузинского крестьянина Георгия Махарашвили, прошедшего в поисках своего сына до Берлина, чтобы найти его за несколько дней до победы и навсегда потерять. Особенно привлекает в фильме его человечность. Ведь герой картины даже на фронте остаётся сугубо мирным человеком, настоящим крестьянином, который под вражеским огнём будет тушить горящие посевы и спасать от гусениц танка виноградную лозу. Кстати из-за эпизода, в котором Георгий бьёт советского офицера, проехавшего на танке по виноградной лозе, фильм хотели положить на полку. Вообще, у картины была довольно сложная судьба. Бюджет был более , чем скромный, и помогали режиссёру друзья и коллеги с Мосфильма и ближайшие воинские части , которые часто работали просто «за спасибо». Поэтому, можно, конечно, придираться к тому, что у солдат в фильме современные автоматы, или, что танки не той модели, но это не главное. Фильм силён другой правдой, правдой человеческих характеров и силы человеческого духа. И здесь нельзя и ни сказать о великом актёре Серго Закариадзе, сыгравшего главного героя. Я редко употребляю слово «великий» по отношению к актёру, но ведь далеко не каждому удаётся создать образ, который начинает жить самостоятельной жизнью и становится близким для миллионов людей. В деревне Гурджаани в Кахетии, откуда был родом Георгий Махарашвили, ему поставили памятник, который так и называют «Отец солдата». А когда через 6 лет после премьеры фильма Серго Закариадзе ушёл из жизни, на панихиде в его родном театре военные вынесли на сцену венок с лентой: “Отцу солдата от его сыновей”
 
Андрей_ШемякинДата: Воскресенье, 26.04.2020, 16:17 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 173
Статус: Offline
Кино поразительное. На самом деле это не про войну как таковую. Это о том, что отец ищет сына. И когда находит, -оказывается поздно. Продолжение темы поиска родных, начатой в "Судьбе человека" Сергея Бондарчука и "Балладе о солдате" Григория Чухрая. Шедевр. К счастью, увиденный и понятый вовремя.
 
Людмила_ПлехановаДата: Воскресенье, 26.04.2020, 16:18 | Сообщение # 7
Группа: Друзья
Сообщений: 38
Статус: Offline
Еще раз пересмотрела фильм, пишу по свежим впечатлениям. Захватило и проняло до слез. Один из лучших и любимых фильмов о войне. НЕ надо никаких масштабных баталий, достаточно показать судьбу одного человека, понять, как и почему отец солдата сам становится солдатом, почему мы победили и по-другому быть не могло. Война - "противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие" - переворачивает все с ног на голову, и победить в ней можно только оставаясь человеком. Самые сильные сцены фильма - те, где раскрываются человеческие качества Георгия, простого, немногословного,сдержанного на эмоции старого солдата. Потрясает не только настойчивость, с которой он добивается зачисления в часть и рвется в бой, но и то, что он во всех ситуациях остается человеком и учит этой человечности других. Быть человечным - это для него любить не только людей, но и все живое на земле, и прежде всего, землю, на которой он работал всю жизнь и с которой разговаривает, как с живой (ведь, как пел Высоцкий, земля не умерла, она лишь затаилась от горя). Для него естественно кричать: "Помогите, земля горит!", защищать виноград...Очень сильный финал - разговор с сыном и прощание с ним умирающим. Конечно, успех фильма создается не только режиссером Р.Чхеидзе, но и великолепной игрой С.Закариадзе, сыгравшего здесь, вероятно, свою лучшую роль. Чего стоит один только финальный кадр - крупный план актера с полными непролитых слез глазами и едва заметным светом улыбки гордости за сына. И понимаешь, что такое настоящий, не показной патриотизм, о котором не надо говорить пафосных слов, достаточно просто благодарно помолчать. И помнить. От всей души желаю нашим "малышам" посмотреть и полюбить этот фильм.
 
Форум » Тестовый раздел » * СОВЕТСКОЕ и ПОСТСОВЕТСКОЕ КИНО * » Резо Чхеидзе "ОТЕЦ СОЛДАТА" 1964
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный хостинг uCoz