Четверг
26.12.2024
16:35
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ЧЁРНЫЙ ПЁТР" 1963 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ЧЁРНЫЙ ПЁТР" 1963
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 04.02.2017, 15:37 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3284
Статус: Offline
«ЧЁРНЫЙ ПЁТР» (чеш. Černý Petr) 1963, Чехословакия, 87 минут
— социальная драма с элементами романтической комедии


Фильм о молодом человеке, который делает первые шаги в самостоятельной жизни и смотрит на окружающую его реальность не так, как его отец.

Съёмочная группа

Режиссёр: Милош Форман
Сценарий: Милош Форман, Ярослав Папоушек
Продюсер: Рудольф Гайек
Оператор: Ян Немечек
Композитор: Иржи Шлитр
Художники: Карел Черны, Барбора Адольфова, Владимир Маша
Монтаж: Мирослав Гайек

В ролях

Ладислав Яким — Пётр
Павла Мартинкова — Аса
Ян Вострчил — отец Петра
Павел Седлачек — Лада
Зденек Кулганек — Зденек
Франтишек Косина — директор магазина

Интересные факты

Дебют режиссёра в полнометражном игровом кинематографе.
В некоторых странах фильм известен под названием «Пётр и Павла».
Картина была снята в течение семи недель; в работе над ней приняли участие молодые и непрофессиональные актёры.

Награды

Главный приз на МКФ в Локарно.
Премия «Юсси» в Финляндии лучшему иностранному режиссёру по итогам 1966 года (также за фильм «Любовь блондинки»).

Смотрите фильм

https://vk.com/video16654766_456239104
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 04.02.2017, 15:42 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Черный Петр
Cerný Petr, 1963
Лирическая комедия


Не могу не вспомнить о своём поразительном ощущении двадцатилетней давности. Накануне XV Московского международного кинофестиваля были отсмотрены все фильмы, присланные для отборочной комиссии (тогда, в 1987-м, всё ещё тщательно отбирали и цензурировали). А в редкий промежуток между новыми лентами я впервые, с опозданием в 23 года, увидел одну картину из своих любимых 60-х годов, не нашу, а скажем так, дружественной страны из «соцлагеря по несчастью».

Казалось, ничего в ней не происходило.

Обыкновенный парнишка равнодушно выслушивал нотации родителей, привычно пропуская их речи мимо ушей; работая учеником продавца в магазине самообслуживания (по тем временам — большая редкость!), наивно и простодушно следил за покупателями; бездумно проводил время на пляже и на танцах в городском парке вместе с девушкой, в которую был застенчиво, совсем по-детски влюблён… И всё сначала, по второму кругу, с ежедневных учений уму-разуму, которые мальчишка воспринимал со свободной отрешённостью, находясь далеко-далеко от реальности, забыв как будто даже о самом себе.

Ничего не происходило. Текла жизнь.

Если бы не было естественности, раскрепощённости, лёгкости в этом рассказе, доброй иронии, удивительного обаяния, просто милой и нежной интонации…

Если бы не было свободы в движении виртуозной и вездесущей камеры, неуловимой смены кадров и эпизодов, если бы не было неприхотливой, прозрачной манеры кинописьма, лишённого прилизанности, утончённости и каллиграфизма…

Одним словом, «если бы не было музыки»…

Надеюсь, что истинные любители кино поняли, что речь идёт о Милоше Формане и его фильме «Чёрный Петр» (вообще-то это название — по сути, идиоматическое выражение, и его следовало бы переводить иначе: «Недотёпа»), снятом в самом начале «пражской весны».

До сих пор помню невероятное удивление и восхищение — не только талантом выдающегося кинорежиссёра, но, прежде всего, свободой самовыражения художника, его стихийным вдохновением, которое творило в порыве импровизации нечто почти из ничего, из воздуха, из того, что рядом, вокруг, повсюду.

Конечно, это — обман, иллюзия, созданная художническим даром. И даже в вольных конструкциях якобы документальных лент «Если бы не было музыки» и «Конкурс», с которых начинал Форман, так называемая «жизнь врасплох», разумеется, чётко отрепетирована и срежиссирована — но так, что это почти незаметно.

Как однажды сказал Виктор Шкловский, у слов «вдохновение» и «дыхание» один корень. Настоящее вдохновение так же просто и легко, как обычное дыхание. Человек никогда не задумывается, как он дышит. Подлинный творец не ведает о законах своего вдохновения.

По аналогии вспомним замечательную строчку Булата Окуджавы: «Каждый пишет, как он слышит. Как он дышит, так и пишет».

«Лёгкое дыхание» картины «Чёрный Петр» поразило меня так сильно потому, что на фоне новых лент очередного Московского кинофестиваля она казалась истинным откровением, «суперновацией» современного кино. И я окончательно убедился в своём давнем предположении, что даже сегодняшние редкие шедевры в чём-то неуловимо проигрывают вовсе не этапным произведениям со стажем в несколько десятилетий пребывания в истории кинематографа.

Сергей Кудрявцев
https://www.kinopoisk.ru/review/951746/
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 04.02.2017, 15:43 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ЧЁРНЫЙ ПЁТР

Полнометражный дебют Милоша Формана принес ему всемирную славу и сыграл роковую роль в его жизни. Фильм, одна из первых ласточек кинематографа Пражской весны, попал на Нью-Йоркский кинофестиваль. Режиссер влюбился в город, который показался ему царством творческой свободы, да и был таким в эпоху битников, поп-арта и рок-н-ролла. Поэтому, когда советские танки войдут в Прагу, режиссер эмигрирует именно в Америку. Там он попытается снимать столь же авторское и своевольное кино, как "Черный Петр". Испытает жестокий психологический кризис, переломается. Наступит на горло собственной песне, переквалифицируется из застенчивого восточноевропейского поэта в производителя блокбастеров — "Полета над гнездом кукушки" (One Flew Over The Cuckoo's Nest, 1975), "Волос" (Hair, 1979), "Амадея" (Amadeus, 1984). Впрочем, это судьба почти всех режиссеров-авторов, слетающихся отовсюду как мотыльки на голливудский огонь, чтобы погибнуть или переродиться.

Но пока что на дворе 1964 год, и Форман снимает свой дебют о том, о чем, не сговариваясь, снимали в те же годы его коллеги и ровесники по всей Европе. "Черный Петр" — родной брат "Листопада" (1968) Отара Иоселиани или новеллы Франсуа Трюффо из альманаха "Любовь в двадцать лет" (L'amour a vingt ans, 1961). Один и тот же герой кочевал тогда из страны в страну, из фильма в фильм. Робкий юноша, совсем не готовый повзрослеть, чего требует от него окружающий мир. Приобретающий первый рабочий опыт, который ничего, кроме отвращения к работе, внушить не может. Засматривающийся на раскованную, модно стриженую ровесницу, которая психологически старше него и предпочитает другого мальчика, наглого и обаятельного.

В странах советского блока существовала такая отписка для цензуры: дескать, это фильмы о взрослении молодого человека, который, конечно же, станет идейным строителем коммунизма. На самом же деле это были фильмы о тихом абсурде бытия, о том, что окружающий мир стар и нелеп, а герой хоть и нелеп, но молод, и потому заслуживает любви. Форман снимает длинными планами. Отслеживает угловатые движения Петра (Ладислав Яким), смену выражений на лице с пробивающимся на подбородке пушком, радуется, когда ему удается ничего не разбить и не поломать. Но радоваться приходится не часто. Мир провинциального городка Калин состоит из нескольких сфер, в каждой из которых Петру удается наломать дров. Работа: Петр должен присматривать за покупателями в магазине самообслуживания. Но он то разбивает стекло репродукции "неприличной" "Венеры" Джорджоне, то уныло бродит весь день по городу за покупателем, заподозренным в воровстве, то ловит наконец вора, оказывающегося, о ужас, другом хозяина. Танцульки: Петр собирается с силами, чтобы объясниться в любви прелестной Павле (Павла Мартинкова), не зная, что у нее другой парень. Он не умеет и отказывается танцевать с ней, когда же, разогревшись пивом и бехеровкой, выходит на танцпол, лучше бы он этого не делал: чтобы так карикатурно танцевать, как Ладислав Яким, надо быть выдающимся танцором. Семья: каждый вечер Петр должен выслушивать уроки жизни от родителей, милых, но таких же нелепых, как он. Мать (Божена Матушкова) с удовлетворением принимает рассказ пьяного сына о том, что на вечеринке он пил только лимонад. Отец (Ян Вострчил), руководитель местного духового оркестра, смущенно пытается подсунуть книгу о половом воспитании. Одним словом, из этого уюта надо бы бежать сломя голову. Сбежал ли Петр, неизвестно, а вот Форман сбежал, чтобы испытать в Америке терзания, подобные тем, что испытывал Петр на танцульках.

Михаил Трофименков
http://kommersant.ru/doc/871201
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz