Ночной Дозор (2007) Питера Гринуэя – его лучший и мой самый любимый фильм. Я очень люблю работы Рембрандта ван Рейна, знаменитого Голландского художника и гравёра 17 века, и считаю его величайшим художником в истории искусств. Я могу часами смотреть на его картины, восхищаясь несметным количеством оттенков коричневого цвета, который преобладает в его палитре, контрастом света и теней, таинственным свечением, которое исходит от каждой картины, придавая часто далёким от совершенства лицам его моделей глубину, значительность и прелесть. Его картины излучают тёплую целительную энергию. Я поражаюсь совершенству композиций, которое делает его картины, а также рисунки и гравюры на удивление кинематографичными, а самого художника, предтечей современного искусства кино.
В течение многих лет, я восхищаюсь и всегда с нетерпением жду фильмов Питера Гринуэя, профессионального художника сменившего кисть на кинокамеру, обладателя уникального стиля, автора одухотворённых, оживших кино-полотен, создателя грандиозных и немыслимо прекрасных банкетов для глаз, слуха и мозга. Решение Гринуэя о создании фильма, посвящённого Рембрандту и его самой таинственной картине, Ночной Дозор, привело к рождению его лучшего фильма, который я с радостью и благодарностью помещаю в число моих самых любимых.
Когда я начала смотреть фильм вчера вечером, я просто не могла отвести глаз от экрана. Я всегда жду встречи с фильмом Питера Гринуэя, но Ночной Дозор - его шедевр. Фильм идёт 135 минут, но я не хотела, чтобы он закончился. Помимо того, что он как и следовало ожидать потрясающе красив, он охватывает столько тем и событий, и делает это так блестяще что у меня просто дух захватывало.
Фильм исследует тайну известной живописи, которую историки Искусства пытаются решить в течение 300 лет и которая явно намекает на совершённое и нераскрытое преступление, а может быть, и не одно. Фильм также воссоздаёт монументальное и в то же время интимное полотно жизни и эпохи величайшего из Живописцев (да, для меня - ЭТО Rembrandt ), в стиле, который сам Rembrandt без сомнения бы оценил. Но главная причина, почему я ЛЮБЛЮ фильм, это потому что он сделал для меня то, чего я не ожидала от фильмов Гринуэя - он тронул меня до слёз. Я и не подозревала, что в Гринуэе это есть и что он создаст фильм не только умный и интеллектуальный, острый и сатирический, великолепный и изящный, это меня как раз совсем не удивляет, но также и нежный страстный, полный любви и сожалений, божественный и земной.
Я и не подозревала, что влюблюсь безоглядно в экранного Рембрандта, некорректного, громкого простолюдина, сквернослова, сластолюбца, реального, независимого, всматривающегося пристально в ночь и чувствующего цвета на вкус и на ощупь (выдающаяся, превосходная работа Мартина Фримэна, он даже похож на Рембрандта внешне) и приму его как истинного Рембрандта - Художника, работы которого я люблю столько лет. Это не только банкет для мозга, глаз, и слуха, это пища для души и для чувств. Как могут некоторые (и даже многие) зрители и критики назвать фильм скучным?
Невозможно описать всё, что предлагает Ночной Дозор. Красота и секс, любовь и похоть, интриги, тайны, политические игры, преступления и жестокость, отчаяние и нежность, алчность и сожаление, проникновение во все стадии творческого процесса, через которые проходит гений, сложные отношения между творцом и его творением и как часто творение может радикально изменить судьбу создателя - это всё есть в фильме, который сам по себе -драгоценное произведение искусства. О фильме можно говорить бесконечно. Как всегда у Гринуэя, в фильме много остроумных и изящных ссылок к реальным произведениям искусства, в данном случае, к холстам Рембрандта. Мне бы хотелось упомянуть, как мастерски обращается Гринуэй к теме женщин, которых Рембрандт любил, и которые вдохновили его на создание самых проникновенных и задушевных картин.
Его первой музой была Саския ван Ойленбург, его жена, любовь, родственная душа, о которой он сказал "Она была мне близкой и родной. Мне казалось, что я знал её и нуждался в ней всю мою жизнь". Мы видем Саскию в образе Минервы, богини мудрости в начале фильма, как на одной из картин художника. Позже, после смерти Саскии, подругой Рембрандта становится Герти Диркс с которой у художника была бурная плотская связь на протяжение шести лет. Рембрандт подарил Герти некоторые драгоценности принадлежавшие Саскии и изобразил её в образе Данаи ожидающей Зевса, проникшего к ней в образе золотого дождя. В одной из сцен фильма, обнажённая Герти протягивает руку к Рембрандту, в точности повторяя позу Данаи со знаменитой картины из Петербургского Эрмитажа...
Хендрикье Стоффельс, последняя любовь Рембрандта. Хендрикье практически выросла на глазах Рембрандта, в чьём доме она начала работать служанкой будучи девочкой-подростком. Хендрикье позировала Рембрандту в образе Флоры и Вирсавии, в числе многих других. Одна из моих наиболее любимых картин с Хендрикье, это Женщина, купающаюся в Ручье в Лондонской Национальной Галерее. В одном из эпизодов фильма, Хендрикье, одетая только в длинную белую рубашку, приподнимает её точно таким же движением, как и её тёзка на картине. Я воспринимаю эти ссылки на искусство Рембрандта как дорогие подарки от создателя фильма благодарным зрителям. В фильме их сотни.
Умышленно театрализированная манера, в которой Ночной Дозор поставлен, может вызвать несогласие у части зрителей. Я же нашла её единственно правильной для фильма, который не вписывается в рамки определённого жанра, берёт лучшее у многих жанров и получился оригинальным и неповторимым. Гринуэй не собирался ставить биографический фильм. По его словам, только две темы достойны постоянного изучения и все его фильмы это вариации двух темы, секса и смерти. Возможно. Я не буду спорить, но для меня, Ночной Дозор - это лучший фильм биография, который я видела. Благодаря таким фильмам, как Ночной Дозор, я продолжаю верить в будущее кино как Искусство. Все, что я жду от фильма, я нашла в Ночном Дозоре, а сколько секретов по-прежнему остались скрытыми и требуют, что бы я пересматривала его снова и снова? Настоящее чудо. Сможет ли его создатель превзойти свой триумф?