"ПОЗНАВАЯ БЕЛЫЙ СВЕТ" 1978
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Вторник, 30.10.2018, 07:42 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| «ПОЗНАВАЯ БЕЛЫЙ СВЕТ» 1978, СССР, 75 минут — экзистенциальная лирическая драма Киры Муратовой
Не складываются отношения между шофером Николаем и штукатуром Любой. Девушка мечтает о большой любви, а грубоватый Николай предпочитает легкую связь. Однажды Люба знакомится с тихим и молчаливым шофером Михаилом и вскоре понимает, что к ней пришла настоящая любовь...
Съёмочная группа
Режиссёр: Кира Муратова Сценарий: Григорий Бакланов, Кира Муратова Оператор: Юрий Клименко Композитор: Валентин Сильвестров Художник: Алексей Рудаков
В ролях
Сергей Попов — Михаил Нина Русланова — Люба Алексей Жарков — Николай Наталья Лебле — Галя Лена Шелгунова — Зоя Наташа Шелгунова — Вера Людмила Гурченко — незнакомка Владимир Пожидаев — Тимофеич Виктор Аристов — руководитель драмкружка Владимир Дятлов — попутчик Николая Юрий Соловьёв — инженер-строитель на митинге Александр Суснин — инженер-строитель на митинге
Режиссёр о фильме
Однажды только оказалась в Ленинграде (…) В какое-то одно из моих местных увольнений. Мне поначалу показалось: «Ах, какие здесь все интеллигентные!». Действительно, там все правильно разговаривали по-русски, умели быть светскими, но имели все те же претензии ко мне: «Зачем вы показываете помойки?!», «Почему у вашей героини так сильно накрашены губы!?»… Я помню, как мы сидели на «Ленфильме» и меня отчитывают один, второй, третий… «Кир, ну это надо сделать…». А я вдруг как взвою! Вот просто заорала не своим голосом: «Не буду показывать вам больше свое кино!»…
Я люблю чёрно-белое кино, оно в большей мере является искусством. С другой стороны, как ни парадоксально, в нём больше убедительной, хроникальной документальности. Я люблю это странное соединение. В чёрно-белом кино я чувствую себя хозяйкой. Кроме того, я не умею сама ставить свет, я его не понимаю — это делает оператор. Я вижу, каким получается свет, только в процессе, когда ставится кадр. Для меня цветные фильмы — вынужденный акт. Из моих картин мне на самом деле нравится по цвету только одна — «Познавая белый свет». Мне нравится оператор этой картины Юрий Клименко, с которым нам больше не удалось поработать по ряду причин, в том числе потому, что он не мог снимать в Одессе. «Познавая белый свет» меня устраивает абсолютно, другие же мои цветные фильмы — просто устраивают. В цвете нет собственно искусства или же его очень мало.
Критика о фильме
Я считаю очень важным фильм «Познавая белый свет». Он чрезвычайно важен, мне кажется, для самой Муратовой и вообще для нашего кинематографа, потому что в этом фильме произошел поворот от, условно говоря, модернизма 60-х годов к тому, что мы сейчас называем постмодернизмом (Андрей Плахов).
Интересные факты
Леонид Попов, впервые снявшийся у Муратовой в этом фильме и затем ставший одним из её постоянных актёров, стал после этого фильма известен как Сергей Попов в результате ошибки в титрах.
Смотрите фильм
https://vk.com/video16654766_163611436
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Вторник, 30.10.2018, 08:09 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Познавая белый свет Экзистенциальная лирическая драма
Боязно возвращаться к тем картинам, которые поразили много лет назад — так не хочется разочаровываться в юношеской любви. Конечно, эта лента Киры Муратовой — не шедевр, подобно фильму «Долгие проводы», который, кажется, зафиксировал на киноплёнке и твоё личное, давно прошедшее отрочество, и всю канувшую в небытие эпоху. «Познавая белый свет» — более сделанное кино, нежели нервно прочувствованное. Хотя оно и было создано в нелёгкую пору для Муратовой, после семи лет вынужденного бездействия из-за запрета как раз «Долгих проводов», причём это произошло на чужой для неё, но всё-таки временно приютившей студии «Ленфильм». Однако по этой картине легче понять особую творческую манеру режиссёра, которую следовало бы назвать «укрощением фактуры».
Какая-то очередная комсомольская стройка: девушки-штукатуры, приехавшие не только на заработки, но и в поисках сносных женихов; добровольная активистка, которая произносит бодрые приветственные речи молодожёнам, стоя на кабине «МАЗа» среди грязи и хаоса развороченной строителями живой природы, а сама, конечно же, мечтает о большой и светлой любви… Вроде бы не может быть ничего более не соответствующего эстетической сущности кинематографа Муратовой — но уже привыкнув к её способности удивлять магией преображения бесформенной, более того, грубой и вовсе отвратительной реальности, нельзя не испытать своего рода культурный шок. И сквозь надрывную какофонию звуков прорывается нежная мелодия, которой вовсе не надо стесняться, как и довольно банальных слов героини о счастье.
Знаменательно и то, что лирическое название сценария Григория Бакланова «Шелестят на ветру берёзы…» было заменено на программно звучащее — «Познавая белый свет». Собственно говоря, только этим и должен заниматься истинный художник, пытаясь понять основу всего сущего даже по мелким, бросовым деталям и малозначимым бытовым подробностям какой-то неустроенной, скособоченной и вообще косноязычной жизни. А она себя толком-то выразить не может, если не придёт на помощь человек из искусства — как, допустим, актриса в исполнении Людмилы Гурченко, вдруг решившая прямо посреди ночной дороги вслух перечитать прощальное письмо под пронзающим светом автомобильных фар.
Сергей Кудрявцев https://www.kinopoisk.ru/review/910865/
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Вторник, 30.10.2018, 08:09 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Спасательная сила Киры Муратовой (о фильме "Познавая белый свет")
В последние двадцать лет Киру Георгиевну Муратову, бесценный остров творческой свободы в родном болоте случайных авторских экзерсисов, стали воспринимать как жестокосердную бабу-комиссара, которая с медицинской хладнокровностью, не моргнув глазом, высвечивает метастазы болезни общества (Астенический синдром, 1989, Чувствительный милиционер, 1992, Три истории, 1997) и отвешивает горькие оплеухи повсеместному душевному разладу (Настройщик, 2004, Два в одном, 2007). Мы привыкли, что даже самая горькая и абсурдная правда оказывается всегда на стороне Муратовой – и уже не сопротивляемся её диагнозам. Через Муратову мы познаём градус невозможности жизни, её фильмы - вехи нашего познания о нас самих. Авторов, обладающих подобным авторитетом в эпоху дискредитации идеалов, раз, два - и обчелся. Но будет ошибочным ограничивать силу Муратовой, воздействующую на нас, ролями диагноста и зоила – пытливость в познании её "белого света" откроет зрителю иную ипостась режиссёра, которая обезоруживает не меткостью диагноза, а пылающей чувственностью и музыкой сердца.
Фильм Познавая белый свет, снят в лучших традициях отечественного кино 70-х – когда в фокус объектива попадал тихий средний человек, живущий своей незаметной жизнью вне рамок официоза, лишенный громкой публичности и не претендующий на рекорды трудовых побед. В быту или труде герой, казалось, не был удовлетворен – но в его метаниях, несуразных поступках и ошибках чувствовался живой человек. Таковы персонажи фильмов Ильи Авербаха, Динары Асановой, Виталия Мельникова, Виктора Трегубовича, Бориса Фрумина, которых идеологи от кино клеймили за "мелкотемье", а будущие поколения связали в единую ленинградскую школу с гордым названием - "кино морального беспокойства". Случайно ли, но именно в это время, когда кино студии Ленфильм" превосходило по актуальности всю окрестную продукцию, Кире Муратовой, измученной многолетней травлей на "Одесской киностудии" и разжалованной из режиссеров в клерки, было суждено снять свой единственный фильм с пометкой "Ленфильма". В промозглую и сумрачную невскую школу Муратова привносит своё - южное приморское солнце, живое (женское) сочувствие к персонажам, веру в необратимость чувства. По словам самого режиссера, она руководствовалась "желанием снять фильм о любви нежной, бескорыстной и, главное, - гармоничной". Творческий напор Муратовой не удержал сценарий Георгия Бакланова с кондовым названием "Шелестят на ветру березы", который режиссёр Муратова, к неудовольствию автора, основательно переделала. Позже и на "Ленфильме" Муратову подвергнут остракизму за идеологическую близорукость, сложность изобразительного языка и формализм, в то время как сегодня можно лишь восхититься талантом режиссёра, который, преодолевая препятствия атрибутов соцреализма, рождает чудо.
Чудо, подобное тому, которое рождается на стройке тракторного завода - в нагромождении арматуры и в грязи песчаных карьеров, в фамильярности обращений и в мороке бытовых неудобств. Хаос перманентной стройки "светлого будущего" приравнен к хаосу житейской неустроенности "советского настоящего" (непролазные дороги, по которым можно ездить разве что на самосвалах, женские трудовые бригады, вагончики-общежития, койко-метры которых отведены строителям коммунизма). Но Муратова не критикует - она всего-навсего отводит социальному контексту дальний угол, задний план, делая его фоном лирической истории.
Истории, которая берет начало в кабине самосвала, где происходит знакомство с тремя героями – штукатуром из бригады отделочников Любой (Нина Русланова), её ухажером, Николаем, "первым парнем на стройке" (Алексей Жарков) и Михаилом, водителем, выразившим готовность подвезти пару, опаздывающую с торжественным поручением на комсомольскую свадьбу (Сергей Попов)...
Отношения людей из народа в сегодняшнем кино были бы сведены к пошлости (а то и мерзости). В лучшем случае - к гротескному оформлению. Но у Муратовой вульгарные житейские обстоятельства не мешают высокой сердечной лирике. Долгожданная встреча Любы и Михаила воспринималась как награда: ей - за терпение, ему - за самоотверженность (герой совершил подвиг, но остался инвалидом). Чувство возникает там, где меньше всего готов его встретить. У Муратовой нежностью проникнута и кабина бортовой машины, в которой едут трое, и строительная площадка, на которую наведываются воздыхатели, и вагончик женской бытовки (с куклами на подоконнике, рюшами и кружевами). Любовь как спасательный круг в бытовом океане - то главное и то немногое, что способно удержать смысл и сохранить красоту жизни. В любви героев видится самозащита искусства Муратовой, которое оберегает инстинктивную потребность автора к свободе. В любви героев видится проявление высшей справедливости для всех простых людей, не обремененных материальными благами, но открытых душой навстречу белому свету.
Владислав Шувалов http://www.cinematheque.ru/post/137514
|
|
| |
|