Светлана_Рухович | Дата: Понедельник, 12.03.2012, 06:08 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 69
Статус: Offline
| Фильм очень эмоционален. Трудно определить его жанр, он меняется в каждом эпизоде (комедия с чёрным юмором, триллер, психологическая драма), оборачиваясь жизненным тупиком для каждого из героев. В нём много абсурдного: в средневековом шотландском замке, где когда-то творил Вальтер Скотт, сейчас живут бывший бизнесмен с женой-француженкой посреди беспорядка и расхаживающих по всему дому кур; умирающий напарник бандита мечтательно смотрит в бинокль на звёздное небо; гангстер с пистолетом становится дворецким у хозяев-заложников; бандиты ведут себя благороднее хозяев. Интересна работа оператора – виды пустынного морского побережья и минимальные декорации в кадре всё внимание сосредотачивают на великолепной игре актёров, на их эмоциях и диалогах, которые и приводят к разочарованию, оскорблениям, истерике, прозрению и в финале – к отчуждению и трагедии.
«ТУПИК» (англ. Cul-de-Sac) 1966, Великобритания, 111 минут — фильм-победитель Берлинского МКФ, к-ый сам режиссёр не раз называл своей лучшей работой
Скрывающиеся от правосудия преступники пытаются найти приют в уединенном замке на морском берегу, где живут в прошлом коммерсант, а ныне чудаковатый художник Джордж и его свихнувшаяся на сексе жена Тереза. Один из негодяев, Ричард, слегка ранен в руку, а вот у Элберта дела плохи – ему прострелили живот. Несмотря на свое плачевное состояние, а может, и благодаря ему, бандиты берут обитателей замка в заложники …
Съёмочная группа
Режиссёр: Роман Полански Сценарий: Жерар Браш, Роман Полански Оператор: Гилберт Тейлор Композитор: Кшиштоф Комеда Художники: Voytek, Джордж Лэк Монтаж: Аластер Макинтайр
В ролях
Дональд Плезенс — Джордж Франсуаза Дорлеак — Тереза Лайонел Стэндер — Дики Джек МакГоуран — Элби Йен Кваррье — Кристофер Джеффри Самнер — отец Кристофера Рене Хьюстон — мать Кристофера Роберт Дорнинг — знакомый Филип Мэри Кин — знакомая Мэрион Уильям Франклин — Сесил Жаклин Биссет — Жаклин (Джекки Биссет) Тревор Делани — Николас
Работа над фильмом
Первые короткометражки Поланского находились в русле польской и европейской традиции абсурдистского театра. Затем ему пришлось снять два более традиционных по форме полнометражных фильма — в первом случае, под давлением социалистической идеологии, во втором — чтобы сделать себе имя на Западе. Если верить автобиографии режиссёра, легендарный фильм «Отвращение» с присущим ему налётом сюрреализма был для него лишь шагом к абсурдистскому проекту в духе Беккета и Пинтера. Ещё в начале 1960-х он описывал его сюжетную линию следующим образом: «Это рассказ о новобрачных, ему лет 46 или 48, ей 22 или 23. Они живут в разваливающемся доме у моря. Он очень богат, но она грозит пустить его по миру своими тратами. Она не в своём уме, но он любит её. В их доме пытается найти убежище раненый бандит».
Поначалу речь шла о фильме, в котором на язык кино были бы переведены художественные координаты таких беккетовских пьес, как «В ожидании Годо» и «Эндшпиль», с примесью «театра жестокости» Арто. Само название фильма — «В ожидании Кательбаха» — должно было отсылать к знаменитой пьесе Беккета (аллюзия на «Эндшпиль» удержана и в названии «Тупик»). На главные роли были выбраны Макгоуран и Плезенс — театральные актёры, сделавшие себе имена в постановках пьес Беккета и Пинтера, соответственно.
Полански вспоминает, что сценарий был для него с Браком чистой импровизацией, "как будто бы кто-то дал нам холст и кисти и сказал, «Творите, ребята». Сцены и персонажи выросли из всего того, что занимало сценаристов в то время — как в жизни, так и в искусстве. Прототипом Дики стал польский друг Поланского по имени Анджей Кательбах, прототипом Терезы — первая жена Поланского, Барбара Квятковска. Первоначально предполагалась, что молодожёнов сыграют сам режиссёр и пытавшаяся помыкать им Барбара.
Съёмки фильма проходили на острове Линдисфарн на севере Англии. Они столкнулись с множеством трудностей, включая ненастную погоду, постоянные перебранки режиссёра с актёрами и актёров между собою, проблемы Стэндера со здоровьем (у него пошаливало сердце) и отсутствием на острове элементарных удобств. Фильм был восторженно принят на Берлинале, однако менее высоколобые критики, особенно в Штатах, его не поняли и подвергли остракизму. Многие недоумевали, зачем нужно снимать фильм, где все без исключения персонажи вызывают лишь антипатию. Всего через пару дней после американской премьеры он был фактически снят с проката.
Анализ
Задуманный как кинематографический аналог пьес Беккета, «Тупик» повторяет геометрический минимализм их структуры. В фильме четыре главных персонажа — из них двое «командиров» и двое «подчинённых». Отношения между углами этого квадрата вскрывают скрытый садомазохизм, на котором строится эта (да и любая другая) кинокомедия. По ходу фильма герои несколько раз меняются ролями. Сюжетные ожидания зрителей постоянно фрустрируются: например, в этом фильме не гангстеры несут смерть мирному семейству, как можно было бы ожидать в обычном триллере, а наоборот. Жизненным «тупиком» оказывается остров не только для незадачливых налётчиков, но и для главного героя, Джорджа. Прибытие бандитов вскрывает несбыточность его надежд на семейное счастье в браке с Терезой. Экзистенциальный тупик в том, что он внутренне принимает ситуацию, в которой его постоянно запугивают, унижают и оскорбляют другие (в первую очередь, Дики и Тереза).
Критика о фильме
Здесь Полански, вроде бы, смешно стилизует гангстерский триллер. А в действительности — вольно философствует на темы свободы и насилия. На его таинственном острове, отрезанном от мира морским приливом, Вальтер Скотт когда-то писал «Роб Роя», а теперь счастливы только куры. Сокровищ нет и в помине, владелец острова — женоподобный романтик — никак не сладит с молодой женой. У романтика не стоит, все деньги ушли на покупку поместья, а единственный автомобиль вскоре раскокает добродушный увалень Дики с автоматом. У Дики — свои бандитские неприятности. А значит, скоро они начнутся у всех героев. Несмотря на весь пародийный комизм происходящего, ощущение вторжения чужой угнетающей воли поднимается, как прилив. Полански добился от своих актеров такого вживания в роли, что события фильма постепенно перешли на съемочную площадку. Сестричка Катрин Денев Франсуаза Дорлеак, сыгравшая взбалмошную жену героя, невзлюбила Лайонела Стэндера — Дики. И в одном из дублей Дики, как и положено бандиту, по-настоящему выпорол ее ремнем (Вероника Хлебникова).
Награды
Берлинский кинофестиваль, 1966 год Победитель: Золотой Медведь
Британская академия, 1967 год Номинация: Лучшая работа оператора (ч/б фильмы)
Интересные факты
Образованная в 1990 году в Бостоне экспериментальная музыкальная группа «Cul de Sac», которую считают одними из основоположников пост-рока, взяла своё название именно от этого фильма Романа Полански.
Смотрите трейлер и фильм
http://vk.com/video16654766_162048051 http://vk.com/video16654766_167980699
|
|
| |