Понедельник
25.11.2024
19:35
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ПОСТОРОННИЙ" 1967 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ПОСТОРОННИЙ" 1967
Андрей_ШемякинДата: Понедельник, 03.08.2015, 17:54 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 182
Статус: Offline
Пожалуй, это единственная картина гения, которую современники и историки безоговорочно сочли неудачей. Во-первых, потому, что в ней не снялся Делон в роли Мерсо, как планировалось. Во-вторых, Висконти предполагал осовременить сюжет, и снимать ленту политическую, - в связи с тем, что Алжир стал «горячей точкой» ещё с конца 50-х, но продюсеры ему этого сделать не дали. В общем, фильм вроде бы оказался межеумочным. Однако, зная последующий путь режиссёра, именно это свойство «Постороннего» представляется самым интересным. Фильм такой же «посторонний» по отношению к тексту, как герой – по отношению к окружающему миру. Но Мастроянни играет мягко, на полутонах, и рассказ оставляет пространство додумывания. Это единственная «антониониевская» картина Висконти – не по стилю, естественно, а по проблематике. Ну а когда появляется Анна Карина, а с ней – «годаровская» нота «актуального кино», и героиню отправляют на красно-белый поплавок, лишая почвы, становится ясно, что злободневность мэтру уже не нужна. Накануне молодёжной революции 68-го он прощается со всякими революциями, и уходит в глубину экзистенции. За верность (может быть, непроизвольную) первоисточнику я и люблю эту ленту: это больше Камю, чем сам Камю.

«ПОСТОРОННИЙ» (итал. Lo straniero) 1967, Италия-Франция-Алжир, 98 минут
— экранизация одноимённого романа (1942) французского писателя и философа-экзистенциалиста Альбера Камю


Артур Мерсо – француз, постоянно проживающий в Алжире, убивает на пляже араба. Его арестовывают и он предстаёт перед судом...

Съёмочная группа

Режиссёр: Лукино Висконти
Сценарий: Сузо Чекки Д’Амико, Жорж Коншон, Лукино Висконти, ...
Продюсеры: Дино Де Лаурентис, Пьетро Нотарианни, Марчелло Мастроянни
Оператор: Джузеппе Ротунно
Композитор: Пьеро Пиччони
Художники: Пьеро Този, Марио Гарбулья
Монтаж: Руджеро Мастроянни

В ролях

Марчелло Мастроянни — Артур Мерсо
Анна Карина — Мари Кардона
Бернар Блие — адвокат
Жорж Вильсон — прокурор
Бруно Кремер — священник
Пьер Бертен — судья
Жорж Жере — Раймон
Анджела Луче – мадам Мэйсон

Награды

Венецианский кинофестиваль, 1967 год
Номинация: Золотой лев

Золотой глобус, 1968 год
Номинация: Лучший иностранный фильм (Франция)

Художественные особенности и анализ

Картина довольно точно следует сюжету книги. Через серию эпизодов Висконти раскрывает личность Мерсо — интеллигентного, незлобного и искреннего в своих проявлениях человека, который при этом лишён некоторых устоявшихся представлений о жизненных целях и средствах их достижения и не желает следовать сложившимся нормам поведения. Он абсолютно равнодушен к жизни как таковой — никого не любит, никому не сочувствует, не имеет никаких карьерных амбиций, не интересуется ни политикой, ни искусством, ни судьбами людей вокруг него. Он вообще ничего не хочет делать, кроме самых элементарных вещей, без которых невозможно прожить (примитивная работа ради денег, секс без любви и самый примитивный досуг) и, как правило, реагирует только на внешние раздражители. Не верит он и в Бога, и в загробный мир, и даже отказывается от последнего причастия, считая это пустой тратой своего личного времени. К смерти он относится так же равнодушно, как и к жизни, утверждая, что умрут в итоге все, вопрос лишь в том — раньше или позже. Вместе с тем, такая ситуация позволяет ему обладать большей степенью свободы — ни от кого не зависеть и быть полностью предоставленным самому себе. Он не испытывает никаких неудобств даже в одиночной камере и мог бы жить там и дальше, если бы не абсурдность правосудия, вопреки элементарной юридической логике приговорившей его к смертной казни по сути за то, что он не плакал на похоронах матери.

Для Висконти этот фильм, возможно, не стал самым лучшим в его режиссёрской карьере, однако, все равно оказался чрезвычайно высокого качества. Марчелло Мастроянни убедительно предстал в образе замкнутого на себя апатичного героя, а роль влюблённой в него красавицы удачно сыграла Анна Карина, прославившаяся главными ролями в лучших фильмах Жана-Люка Годара первой половины 1960-х годов. В отличной минималистской картинке доминирует залитый солнцем алжирский приморский пейзаж и однотонные, очень скупые на детали интерьеры. Повествование, как и в книге, ведётся от первого лица, очень много используется закадровый голос, что в данном случае является скорее достоинством, создавая впечатляющее исповедально-мрачное художественное полотно в духе Робера Брессона.

Смотрите трейлер и фильм

https://vk.com/video16654766_456240679
https://vk.com/video-36362131_456240748
 
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_ТДата: Понедельник, 09.10.2023, 14:52 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
«ПОСТОРОННИЙ» (Lo straniero)
Экзистенциальная драма


Данный фильм чаще всего не относят к числу крупных удач выдающегося итальянского мастера Лукино Висконти. Хотя это - добротная и точная экранизация знаменитого романа французского писателя Альбера Камю, ставшего одним из художественных манифестов экзистенциализма. Дело, видимо, в том, что «Посторонний» не был на магистральном пути в творчестве Висконти, даже несмотря на то, что в театре он ставил Жан-Поля Сартра, другого экзистенциалиста в искусстве. Режиссёр тщательно, словно в протокольной манере, воспроизводит при поддержке актёра Марчелло Мастроянни (к нему он обратился после десятилетнего перерыва - раньше оба сотрудничали вместе на картине «Белые ночи» по мотивам повести Фёдора Достоевского) «разорванное сознание» героя Камю. Чуть ли не физически ощущаешь отчуждённость, враждебность мира, который залит палящим солнцем, пронизан сводящим с ума, толкающим на немотивированное убийство зноем.

И всё же некоторая бесстрастность, холодность и объективизм стиля художественного повествования не близки Лукино Висконти. В большей степени это соответствовало бы, например, кинематографу Микеланджело Антониони. А мощному, эпическому таланту Висконти, пожалуй, тесно и неуютно также и в рамках абсолютно камерной, локальной истории героя-одиночки. Ведь связи Артюра Мёрсо с семьёй, любимой женщиной, знакомыми людьми довольно призрачны, почти не существуют - ему важно лишь переживание собственной «экзистенции» на пороге смерти. Поэтому и певцу «семейных портретов в интерьере и на ландшафтах», коим следовало бы назвать Лукино Висконти, практически негде продемонстрировать своё «постановочное» мастерство.

Сергей Кудрявцев
https://kinanet.livejournal.com/830662.html
 
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_ТДата: Понедельник, 09.10.2023, 14:52 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
«ПОСТОРОННИЙ»

«Посторонний» Л. Висконти демонстрирует ситуацию, когда литературный материал концептуально чужд постановщику, однако, его режиссерское мастерство, тем не менее, дает о себе знать в каждом эпизоде. Философский подтекст повести А. Камю достаточно глубок: столкновение героя как с внешней абсурдностью мира, так и с внутренней сущностной пустотой толкает его на спонтанное преступление, за которое этот абсурдный мир и судит героя, прикрываясь лицемерными, ничего не значащими перед лицом смерти моральными идеалами.

Концептуально точен выбор М. Мастроянни на главную роль, психологически изощрено воссоздающего образ Мерсо, наполняя безысходным отчаянием, духовной опустошенностью свое существование в кадре. Его актерская палитра достаточно скупа в передаче эмоциональных состояний: лицо может застыть в скорбной маске, глаза могут остекленеть в муке непереносимого страдания.

Потерянность, дезориентация героя особенно ощутима в сцене судебного процесса: в отличие от подчеркнуто аффектированного поведения прокурора, судьи и адвоката Мерсо экзистенциально обескровлен, лишен жизненных ориентиров. Особенно удалась Висконти сцена психологического поединка Мерсо со священником – успокоенным лицемером с холодным лицом в исполнении Бруно Кремера.

В этом эпизоде крупные планы лиц выхоленного кюре и мятущегося Мерсо резко контрастируют – это поединок мировоззрений, набожной успокоенности, как ее понимал Камю, и непереносимой острой экзистенциальной боли, трагической ломки приговоренного к смерти сознания.

Д. Ротунно, постоянный оператор Феллини, к этой картине чрезвычайно аскетичен, лаконичен в выборе ракурсов, углов съемки и способов освещения, психологически оправдано использует затемненные интерьеры, силуэты фигур вместо хорошо освещенных объектов. Периодически мы замечаем типичные, свойственные фильмам Висконти, наезды камеры с тележки, длительное панорамирование (особенно заметное в сцене суда), длинные общие планы, насыщенные множеством деталей.

В то же время мы становимся свидетелями плодотворного усвоения Висконти режиссерской манеры Антониони (которая просто создана для экранизации этого материала и тематически и формально): использование пустых планов, молчащих персонажей, которые «должны показать, что думают в кадре» (как говорил сам Антониони).

Ритмически фильм организован безупречно: как одному из величайших трагиков в истории кино (наряду с Бергманом и Пазолини) Висконти было свойственно уникальное чувство музыкального ритма, оперный размах повествования, благодаря чему оно приобретало масштаб исторической панорамы. «Постороннего» он снимает не как локальную драму индивидуального сознания, а как современную трагедию семантически опустошенного мира.

Ритм фильма диктуется неумолимым роком, и это делает его висконтиевским по духу, несмотря на усвоение некоторых элементов антониониевской эстетики. В отличие от Пазолини, трагика инстинктов и Бергмана, трагика индивидуального сознания, Висконти всегда изображал трагедию культуры и истории.

Отягощенная знанием о себе, опустошенная онтологическими исканиями и экзистенциальным вопрошанием культура выдыхается и деградирует, следуя неумолимой логике существования всех живых организмов. Подобное мировосприятие заставляет вспомнить философию О. Шпенглера, незримо присутствующего во многих фильмах Висконти. Мерсо – дитя этой культуры, наследник ее духовной пустоты и фатальной, закономерной смерти.

Даже экранизируя концептуально чуждый себе материал Висконти насыщает его своими темами и маниями, отчего книга только выигрывает, приобретая размах трагедийного повествования о современном мире.

Александр Попов
https://www.kinopoisk.ru/film/56864/
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz