Пятница
13.12.2024
17:38
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ТЮРЬМА" 1949 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ТЮРЬМА" 1949
Андрей_ШемякинДата: Воскресенье, 22.09.2013, 22:07 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 182
Статус: Offline
Есть вполне уважаемая киноведами точка зрения, что именно с "Тюрьмы" начинается настоящий, "большой" Бергман. В каком-то смысле, это действительно так. Как пишет блистательный филолог и переводчик, посвятивший Бергману не один десяток лет своей жизни, -Николай Пальцев, - "в "Тюрьме", - первом фильме, который Бергману доверят сделать по собственному, не основанному на апробированном романном или драматургическом источнике сценарию, разрозненные факты, улики, обвинительные документы прежних лет сложатся в целостную модель богооставленного мира, где зло полновластно и беспредельно, а индивидуальное спасение возможно для людей лишь в той степени, в какой они окажутся (если вообще окажутся) в силах вырваться из плена навязанных им извне социальных ролей. Стихия шведского городского быта, без устали поглощающего и перемалывающего судьбы атомизированных одиночек, впервые корректируется здесь емкой жесткостью авторского замысла, сознательно ориентирующего зрителя на философски обобщённое восприятие изображаемого". ("Искусство кино", 1989, № 10, стр.93). Всё так, но откуда взялась "модель" этого мира, если фильм "Тюрьма" - о фильме, который не будет поставлен? С Богом состязаться - это ещё понятно, на этой идее стоит целая линия романтически-модернистской культуры, не чуждой Бергману, но как соревноваться с чёрной дырой, с небытием, тотальным Ничто? Тоже, творец называется! Далее. Сравнение с "8 1\2" Феллини напрашивается ретроспективно, и даже подкрепляется закадровым текстом об авторском присутствии Ингмара Бергмана, который СВОЙ ФИЛЬМ ПОСТАВИЛ, но в каком-то смысле и оно только сбивает с толку: "Тюрьма" - это, по большому счёту, не столько рефлексия автора на тему "кино о кино", - сколько уникальный симбиоз мировоззренческого манифеста, и конспекта будущих основных мотивов бергмановского творчества (даже стили по ходу картины меняются, вместе с возрастанием меры условности каждого эпизода). Иначе говоря, это фильм ОБ ИСКУШЕНИИ для художника стать орудием Дьявола, не к ночи будь помянут, — отнюдь не творящего зло, но вроде бы подтверждающего - посредством художника - свою парадоксальную правоту в здешнем мире. В прологе именно это и происходит: Некто в чёрном, - быстро и целеустремлённо (эпизод снят длиннофокусным объективом, - камера смотрит в спину идущему) движется сквозь рассеивающийся туман то ли в какой-то гараж, то ли в хибару, где происходит съёмка, судя по всему, ширпотребной ленты. Чуть позже выясняется, что это - школьный преподаватель математики Пауль, в своё время учивший режиссёра снимающейся на наших глазах картины, Мартина Гранде, а теперь, после пережитого неравного кризиса и лечения в клинике для душевнобольных, решивший одарить бывшего ученика идеей ПРАВИЛЬНОГО, нужного людям фильма, - не какой-то там развлекаловки. Идея проста, как смертный грех: это фильм о пришествии Дьявола. Разумеется, потенциальный пришелец не будет пугать людей идеей возмездия, напротив, он их утешит: по существу, ничего не изменится. "Дьявол разрешает всё, - в этом весь фокус. Дьявол царствует в аду, а ад - это наша действительность. Земля - это ад", - так говорит Пауль, и чей он посланец - очень понятно. А потом следует предыстория, в которой безусловность происшедшего ранее сочленяется, по принципу китайской шкатулки, с гипотетическим вариантом того же самого, но рассказанного иначе, с помощью другого сюжета.Однако важнейшей - нейтральной - зоны художественной ИГРЫ, продуктивного противоречия между воображаемым и реальным, в картине Бергмана как раз нет.Обе ветви сюжета дублируют друг друга, по принципу "как ни кинь - всё клин". Правда, надежда есть, но это уступка. И в конце картины "Тюрьма", режиссёр, один из персонажей ленты Бергмана, понимает (и говорит об этом чудаковатому Паулю, будто потерявшему свою инфернальность), что такое кино он никогда не поставит. А, может быть, НЕ ПОСТАВИТ И НИКАКОГО. Стоп машина. Но не для Бергмана. Вот цитата из другого фильма шведского гения, где уже никто никого не искушает, и на место потенциального ада, смущающего художника, приходит неизбежность. Итак." -СМЕРТЬ: Когда ты перестанешь задавать вопросы? -РЫЦАРЬ: Никогда." ( Ингмар Бергман, "Седьмая печать", 1956г.). Воистину каждый фильм, где поставлен вопрос о смысле бытия, а следовательно, и о смысле работы художника, может отодвинуть конец мироздания. А значит - конец кино.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz