Пятница
29.11.2024
12:43
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ГОРЬКИЕ СЛЁЗЫ ПЕТРЫ ФОН КАНТ" 1972 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ГОРЬКИЕ СЛЁЗЫ ПЕТРЫ ФОН КАНТ" 1972
Александр_ЛюлюшинДата: Воскресенье, 13.10.2013, 08:44 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
«ГОРЬКИЕ СЛЁЗЫ ПЕТРЫ ФОН КАНТ» (Die bitteren Tränen der Petra von Kant) 1972, Германия, 124 мин.
— знаменитая барочная драма Райнера Вернера Фассбиндера












Петра Фон Кант — преуспевающий модельер, едкая и самодостаточная женщина. Её служанка и секретарь Марлен подвергается постоянным нападкам со стороны своей хозяйки. Внезапно в жизнь Петры вторгается молодая красавица Карин, кардинально меняя ход жизни дома. Постепенно она подчиняет себе Петру, ставя её в непривычные рамки.

Съёмочная группа

Режиссёр: Райнер Вернер Фассбиндер
Сценарий: Райнер Вернер Фассбиндер
Продюсер: Михаэль Фенглер
Оператор: Михаэль Балльхаус
Композиторы: Джером Керн, Ли Покрисс, Бак Рэм, Джузеппе Верди
Художники: Курт Рааб, Майя Лемке
Монтаж: Теа Эймеш

В ролях

Маргит Карстенсен - Петра фон Кант
Ханна Шигула - Карин Тимм
Катрин Шааке - Сидони фон Гразенаб
Ева Маттес - Габриэль фон Кант
Гизела Факкельдей - Валери фон Кант
Ирм Херманн - Марлен

Цитаты

«Люди ужасны – они могут вынести всё, что угодно. Люди черствы и жестоки. И все заменимы. Все».

Награды

Берлинский кинофестиваль, 1972 год
Номинация: Золотой Медведь

Федеральная премия ФРГ I степени за лучшую женскую роль (поровну — Маргит Карстенсен и Ева Маттес).
Федеральная премия ФРГ I степени за операторскую работу (Михаэль Балльхаус).

Смотрите фильм

http://vk.com/video16654766_162623014
 
Александр_ЛюлюшинДата: Воскресенье, 13.10.2013, 08:45 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
18 октября 2013 года
Киноклуб «Ностальгия» представляет
фильм №7 (330) сезона 2013-2014
«ГОРЬКИЕ СЛЁЗЫ ПЕТРЫ ФОН КАНТ»
режиссёр Райнер Вернер Фассбиндер, Германия


***

О фильме «ГОРЬКИЕ СЛЁЗЫ ПЕТРЫ ФОН КАНТ» посетители сайта http://www.kinopoisk.ru/film/94669

***

Во всех смыслах, гениальное кино, настроение которого необходимо прочувствовать, а символы, вставляемые режиссёром (он же сценарист), заметить, расшифровать и понять. Только в таком случае, эстетическое наслаждение картиной будет безграничным.

***

Очень странное впечатление оставил фильм. Можно даже не вдаваться в диалоги, а только смотреть на эту кажущуюся ненастоящей жизнь, полутеатральный антураж, безумные комнаты и наряды, слушать пафосные интонации и видеть лица, каждое как будто сошедшее с полотен классиков, знаете, такие полотна не нуждаются ни в названиях, ни в фоне для портрета, лица все скажут. Странный, очень странный фильм, провокационный по своей основной околосексуальной теме, грустный, страшноватый. И конец… такой правильный, но угнетающий. Сложно выразить точно, но остается ощущение, что я поняла что-то важное. О том, как хрупок мир, даже в своем безумии. И стоит захотеть его чуть выпрямить, чтобы было правильней и легче, как все к чертовой матери разрушится — потому что мир был таким для меня, и делать его другим, казалось бы, более правильным — нельзя.

10 из 10

***

Роскошная барочная драма Райнера Вернера Фассбиндера близка мне по многим причинам. Это один из первых фильмов выдающегося немецкого режиссера, который мне довелось увидеть, привлекший внимание необычным названием и театрализованным действием. Во-вторых, как человеку близкому к сфере моды, было очень интересно погрузиться в переживания успешного немецкого дизайнера женской одежды Петры фон Кант, сильной женщины, переживающей личную драму. Наконец, интересно и то, что сценарий был придуман Фассбиндером всего лишь за время перелета из Германии в Америку, а сам фильм снят молодым режиссером сразу же по возвращении из Штатов, «с горящими глазами», всего лишь за девять дней.

По настоящему открывая срединный этап творчества Фассбиндера, драма повествует об отношениях женщин в замкнутом пространстве великолепно обставленного дома Петры фон Кант. Камерный фильм обладает неспешным ритмом, но от экрана трудно оторвать глаз. Жизнь Петры подчинена ритуалам, она даже одевается под музыку, временами рефлексирует и выпускает пар на играющую роль терпеливой бессловесной служанки Марлен. Собственно, было бы странно, если бы Фассбиндер выбрал бы для роли Марлен кого-либо еще, кроме Ирм Херманн, которую на протяжении нескольких лет сотрудничества с ней систематически унижал и доводил до слез. Так вот, с молчаливым мазохистским наслаждением Марлен принимает все унижения своей хозяйки, и как кажется, тайно влюблена в нее.

В фильме играют только одни женщины, мужчины незримо присутствуют за кадром, не столько как фаллический фон на репродукции Пуссена, а скорее как некий внешний элемент и символ все еще патриархального немецкого общества, оказывающего косвенное влияние на события. Но наше внимание приковано к постели богемной феминистки, вокруг которой, как вокруг Солнца вращаются ее клиентки, подруги, служанка.

Петра обеспечена, самодостаточна и привыкла играть мужские роли. Свою болезненную худобу она прячет за роскошными нарядами и париками, которые примеряет на себе, как на манекене, надевая маски, за которыми, как часто бывает, не разглядеть истинной сущности человека. Вновь и вновь из ее уст звучат достаточно четкие и продуманные жизненные принципы. Но, может быть, за ними кроется одиночество, неудовлетворенное желание любить и быть любимой?

Неустойчивое равновесие в ее жизни продолжается ровно до случайного знакомства с яркой, расчетливой и вульгарной Карин, которая меняет всю жизнь Петры фон Кант. Умная и сильная Петра оказывается беззащитной перед безответной любовью, не приносящей ничего, кроме горьких слез. Осознавая невозможность любви и эмоциональной близости с объектом страсти, ее тонкая душевная организация борется с железной волей. Сжигающая, самоуничтожающая страсть поглощает Петру, она вымещает свою злость на окружающих, на Марлен, на подруге, на родной дочери, и так практически не получающей материнской ласки.

Но символизирующие искусственность чувств манекены, друзья дизайнера, словно подсказывают Петре о фальшивости чувств Карин к ней. И, как в «Персоне» Бергмана, словно проснувшись перед лицом безумия и растворения в другом человеке, Петра находит оригинальный выход из ситуации, меняет свое мировоззрение и переосмысливает свои чувства. Однако остается двойственное чувство: то ли она снова готова к новому витку одиночества, той самой «бременской свободе» из одноименного фильма, то ли действительно к новой жизни без необходимости кого-то унижать.

Пребывающая практически весь фильм в тени своей царственной хозяйки, тихо ревнующая, способная на протест лишь в виде ожесточенного печатания на пишущей машинке, но не произносящая ни единого слова Марлен выходит на первый план в заключительных кадрах. И здесь мы видим такую же двойственность трактовки, обусловленную тем, что люди обретают свободу, которая, возможно, им и не была нужна.

Собственно, фильм не только о вреде феминизма и драме одинокой богатой дамы. По аналогии с работами Лукино Висконти, Фассбиндер показывает вырождение аристократического слоя, утонченный декаданс, отдает дань сожаления уходящей эпохе и красоте.

В «Горьких слезах» высочайшего уровня достигает тонкий психологизм диалогов и внутренних переживаний героинь, благодаря блестящей игре Карстенсен, Шигуллы и Херманн, постоянных актрис Фассбиндера. Отдельных слов заслуживают символичные декорации и фантастическая операторская работа Михаэля Балхауса.

***

Во всяком талантливом произведении искусства, существует первая и вместе с тем последняя вещь — объяснение цели своего создания. Причиной, по которой Райнер Вернер Фассбиндер начал снимать кино, стало желание донести до зрителя проблемы, волнующие его особо остро: манипуляция, власть и психологическое насилие одних людей над другими. Чтобы хоть как-то спастись от одиночества, которое преследовало режиссера с самого детства, Райнер обнажает интимные мысли в своем творчестве и как бы примеряет на женские роли — мужчин, а на мужские — женщин и раскрывает в них темные и светлые стороны.

В «Горьких слезах», главной героине характерна двойственность обоих полов. Петра Фон Кант — богатая, изящная, немного болезненная «фарфоровая кукла» «покупает» любовь, потому что у нее есть на это деньги. Она становится Героем Нашего Времени, где обладание над человеком — выше его свободы. Возможно, Петра запуталась уже в самом начале: ей казалось проявлять слабость и чувства — мелкое занятие для альфа-самки. Что ж, жизнь преподносит ценный урок женщине, оставляя ее одинокой, трижды. В первом случае, она не желает смирения в браке, во втором — находится человек сильнее ее (Карен), а уходом Марлен, показано: в эмоционально изматывающих связях «более слабый» обладает сильнейшим оружием — правом уйти прочь. И как бы ни говорила Петра, что «Я уверена, люди нужны друг другу…», истиной стало «Я не любила, а лишь хотела обладать ими…».

В картине нет интимных сцен, но они читаемы в плавном перемещении камеры «по телам девушек», одетых в элегантные наряды из шелка, пайеток и бус. Режиссер, будто своими руками проводит по женственным округлостям Шигуллы и по мальчишеской фигуре Карстенсен и в этот момент, возможно, забывает о детстве, в котором его недолюбили.

Интерьер дома Петры — представляет жизнь буржуа и супермодное ателье в одном. Он служит великолепной декорацией для утонченной, психологической игры чувств шести героинь: закрыв глаза, может представиться, что полотна эпохи Классицизма «оживут», но мужчины даже не смотрят на женщин, они лишь присутствуют где-то «за рамками». В воздухе кулуаров, витает женская мужественность и неявное желание хрупкости за сильным мужским плечом.

Картина «Горькие слезы Петры Фон Кант» — об угасании человека в рамках общества и даже своего ума, подсказывает зрителю: без стимула — нет перемен к лучшему. Лучшим в мире двигателем остается любовь, но автор очень несчастен: его творческий путь вперед, спотыкается об тоску, в то же время, работоспособность и любовь к кино становится единственным спасением в лабиринте жизни. Фассбиндер раскрывает свою неординарную личность, составленную из пороков различных поколений посредством съемок, и зритель, любуясь, «уродливыми» вымыслами понимает, что в них больше правды, чем в притворном искусстве многих современников.

***
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 18.10.2013, 20:48 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Горькие слезы Петры Фон Кант
Die bitteren Tränen der Petra von Kant, 1972
Драма-притча


Первая лента немецкого режиссёра Райнера Вернера Фассбиндера, в которой с таким блеском и триумфом воплотилась его страсть к стилю барокко, пышному, роскошному и красочному фейерверку формы, столь щедро расцвечивающему довольно неприхотливый сюжет типичной драмы об одиночестве и отчуждении.

Петра фон Кант, преуспевающий, модный дизайнер одежды, почти всё время проводит в постели в своей квартире, переживая рефлексию, сожаление, тоску и даже отчаяние по поводу незадавшейся личной жизни, двух неудачных браков, непонимания матери, равнодушия дочери и агрессивного молчания секретарши Марлен, которая беспрекословно, словно рабыня, повинуется госпоже и кажется бессердечной машиной-роботом. Поэтому Петра так сильно привязывается к новой знакомой по имени Карин, пустенькой, легкомысленной девушке, которая, впрочем, не настолько глупа, чтобы не понять, что в отсутствие бросившего её мужа можно устроиться в жизни и попробовать сделать карьеру, пользуясь расположением известной в обществе и довольно богатой буржуазки.

Скандально-эпатажное включение в фильм лесбийских мотивов не столь принципиально важно для 27-летнего постановщика в его понимании основной проблемы произведения. Салонный мелодраматизм, эстетский формализм (изумительный декор интерьера, филигранное, ювелирное по отточенности и продуманности движение камеры Михаэля Балльхауса, почти хореографическое перемещение героинь в замкнутом пространстве квартиры), провокационность подробностей из интимной жизни скучающей дамы из мира haute couture — всё это лишь барочная рама для достаточно безжалостного портрета Германии, столь ненавистной и любимой Фассбиндером.

Легче всего увидеть в его картине своеобразную немецкую вариацию на темы Микеланджело Антониони, Алена Рене и Ингмара Бергмана о некоммуникабельности, потерянности человека в чуждой действительности, о поиске истины, надежды, жизненной опоры в реальности, балансирующей на грани бездны. Но Райнеру Вернеру Фассбиндеру гораздо ближе затронутая Джозефом Лоузи и Лукино Висконти проблема вырождения аристократии, крупной буржуазии, интеллектуальной и творческой элиты общества, некоего господского класса, который растворяется в среде рвущихся наверх плебеев, а с другой стороны, обнаруживает в себе наличие «сладкого комплекса слуги».

Ведь Петра, ведущая себя как хозяйка по отношению к покорной Марлен, сама оказывается в зависимости от Карин, своего рода «белокурой бестии», её «дьявола-искусителя». Одновременно в образе этой беззастенчивой карьеристки, поступающей всё-таки согласно своему естеству и жажде жизни, а не по заранее продуманному, изощрённому плану, уже намечена линия, которая станет определяющей для других героинь Ханны Шигуллы в более поздних лентах «Замужество Марии Браун» и «Лили Марлен», а кроме того, для заглавного персонажа Барбары Зуковой из «Лолы».

Судьба вышедшей из-под гнёта фашистской диктатуры, новой, стремящейся к процветанию, переживающей «экономическое чудо» Германии немало занимала Фассбиндера, ровесника её послевоенного периода. Разрыв Карин с Петрой непосредственно влияет и на внезапный бунт Марлен, которой теперь «нечего терять, кроме своих цепей». Актриса Ирм Херманн, чаще являющаяся в фильмах этого немецкого постановщика представительницей бюргерской, обывательской, мещанской Германии, здесь играет более сложную, философскую («гегельянскую», по мысли режиссёра) роль, выражая становление самосознания, которое избавляется от тупого подчинения.

Наконец, Маргит Карстенсен, исполнительница явно интеллектуального плана, своей Петрой фон Кант открывает целую галерею портретов «умных хищниц» (не имеет значения: аристократки они или коммунистки, как в картине «Вознесение матушки Кюстерс»). Они считают себя вправе распоряжаться чужими судьбами, претендовать на роль Провидения (особенно ярко это было раскрыто в ленте «Бременская свобода», снятой в том же 1972 году), не будучи в состоянии устроить даже собственную жизнь. За это их ждёт неминуемая кара — смерть или, в лучшем случае, «горькие слёзы».

Сергей Кудрявцев
http://www.kinopoisk.ru/review/861053/
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz