"СТРУКТУРА КРИСТАЛЛА" 1969
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Воскресенье, 13.10.2019, 19:41 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| «СТРУКТУРА КРИСТАЛЛА» (польск. Struktura kryształu) 1969, Польша, 74 минуты — первый полнометражный фильм Кшиштофа Занусси
К Яну, метеорологу, живущему в глухой провинции, приезжает из-за границы друг, известный физик Марек. Он уговаривает Яна изменить образ жизнь и переехать в столицу. Их разговор постепенно перерастает в жаркий спор о самом важном – смысле и цели жизни, а по сути – о месте человека в социалистическом государстве.
Съёмочная группа
Режиссёр: Кшиштоф Занусси Сценарий: Кшиштоф Занусси, Эдвард Жебровский Оператор: Стефан Матыяшкевич Композитор: Войцех Киляр Художники: Тадеуш Выбульт, Данута Полис, Веслава Чойковская Монтаж: Зофя Дворник
В ролях
Барбара Вжесинска — Анна Ян Мыслович — Ян, муж Анны Анджей Жарнецкий — Марек Кавецкий Владислав Ярема — дедушка Адам Дембский — лесничий Даниэль Ольбрыхский — камео (нет в титрах)
Режиссёр о фильме
Премьеру «Структуры кристалла» я пережил в кинотеатре «Москва». Я сидел с родными в первом ряду балкона и на протяжении всего сеанса прислушивался к грохоту кресел. По сей день помню, как я боялся, что вот-вот ко мне подойдёт киномеханик и спросит, стоит ли показывать фильм до конца, поскольку я остался в зале один… Я думал только об одном – продержаться. Дождаться так называемого утверждения дебюта и, тем самым, права до конца жизни делать фильмы – лучше, хуже, какие смогу. Именно в этом заключался «незабвенный» социалистический этатизм в культуре: у каждого, кто получал диплом и звание режиссёра, появлялся патент, позволявший заниматься искусством до самой пенсии. Он мог быть художником удачливым или неудачливым, но никто не мог отобрать у него право заниматься своей профессией – однажды признанное, записанное в удостоверении личности, оно оставалось за ним до самого некролога. Только политический скандал мог изменить это состояние вещей. Получая диплом в шестьдесят девятом году, я был уверен, что и за мной признано это право. Позднее опыт работы на Западе мало-помалу выбил из моей головы иллюзию, что у меня вообще есть какие-либо права. Американская мудрость гласит: «Ты стоишь столько, сколько стоит твой последний фильм». Остальное не в счёт. У фильма жизнь мотылька. Человеческая память коротка, и знаменитый режиссёр, споткнувшись хотя бы на одном фильме, тут же сталкивается с трудностями, когда начинает искать новую работу.
Я снял «Структуру кристалла», пожалуй, самый искренний из моих фильмов. Это история двух друзей-физиков, один из которых самоустранился от активной жизни и уехал в деревню, где работает на небольшой метеостанции, а другой делает карьеру за границей. Оба взаимно завидуют друг другу: один – зарубежным успехам и активной жизни, другой – чистоте духа, спокойствию и концентрации. Во времена, наступившие после мартовских событий 1968 года, мой фильм был свидетельством угрызений совести тех, кто, желая участвовать в активной жизни, не мог простить себе греха собственного молчания. Я и сам признавался в этом грехе – меня не били дубинками, я не сидел в тюрьме, а снимал свои фильмы на государственной киностудии, поскольку власти на мгновение приоткрыли калитку для молодёжи. При этом у меня не было никаких причин для симпатии к тем, кто ушёл.
Награды
Международный кинофестиваль в Вальядолиде — приз г. Вальядолид Международный Кинофестиваль в Мар-дель-Плата — приз кинокритики за лучший дебют Международный кинофестиваль в Панаме — специальный приз
Интересные факты
Режиссёр считает эту картину «самой откровенной и интимной» в своей длинной фильмографии.
Главные герои фильма – физики. Кшиштоф Занусси тоже по первому образованию физик.
Фильм шёл в советском прокате под названием «Размышление».
В фильме присутствуют аллюзии на картину Анджея Вайды «Все на продажу» (1968).
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Понедельник, 25.11.2019, 05:27 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| «Структура кристалла» / «Размышление» (Struktura Krysztalu) Психологическая драма
К съёмкам первой полнометражной картины польский режиссёр Кшиштоф Занусси приступил в возрасте 29-ти лет, когда он уже успел привлечь внимание своими короткометражками «Смерть провинциала», «Лицом к лицу» и «Зачёт». И в «Структуре кристалла» (очень точное оригинальное название напрасно было изменено в советском прокате на безликое «Размышление») содержатся чуть ли не все элементы «кинематографа Занусси». Будучи по первому образованию физиком, также отдав дань изучению философии в Ягеллонском университете в Кракове, этот новый мастер из третьего поколения польских постановщиков послевоенного периода, дебютировавших на рубеже 60-70-х годов, довольно быстро выдвинулся в лидеры и даже стал сопоставляться-противопоставляться по отношению к Анджею Вайде. И если Вайда чаще виделся романтиком или же певцом драматических и трагических событий в истории Польши, то Занусси воспринимался как интеллектуал-психолог. Хотя его герои представали людьми мятущимися, сомневающимися, заблуждающимися, ищущими самих себя и смысл своей жизни, они всё равно казались здравомыслящими, довольно рациональными в постижении основ бытия и способными преодолеть некий период «запутанности чувств», чтобы обрести необходимую истину всего сущего.
Потому так напряжённо вглядывается в окуляр телескопа Ян в «Структуре кристалла», пытаясь увидеть то, что вернёт его в состояние гармонии с самим собой, стремясь разгадать загадку жизни - эту самую «структуру кристалла» (одна из кристаллических структур на мгновение возникнет на экране, будто материализовавшийся образец того неуловимого, что следует постичь). Ян, как впоследствии - целый ряд других персонажей Кшиштофа Занусси, оказывается перед искушением пойти на компромисс, согласиться на вроде бы незначительную сделку с собственной совестью, взамен получив материальное благополучие и признание коллег. Искуситель предстаёт в облике бывшего однокурсника, преуспевающего физика Марека, который предлагает перспективную работу в городе. Он не может понять, что самоизоляция Яна на маленькой лесной метеостанции отнюдь не случайна. Этот поступок не означает отказ от борьбы и пассивность жизненной позиции. Всего лишь - временный уход, период поисков и размышлений (любопытно, что и исполнитель роли имел знаменательную фамилию Мыслович), которыми удобнее заниматься в уединении. Это время накопления сил, прихода в себя (особенно после случая в горах, что и вывело Яна из равновесия - кстати, сюжетный мотив занятия альпинизмом потом не раз будет использован в творчестве Занусси).
Важно и то, что мы всё время видим главного героя с книгой в руках. Книги окружают Яна, и в них он черпает мудрость. Вообще предпочитает идти вглубь даже самых отдалённых явлений (отсюда и метафора с телескопом, направленным в небо, но, по сути - вовнутрь души), а не скользить по поверхности, как Марек. В применении к Яну как раз была бы очень уместна цитата из Бориса Пастернака: «Во всём мне хочется дойти до самой сути». Он - из породы тех, кто своим пытливым умом, методом проб и ошибок непременно достигает состояния «иллюминации» (если воспользоваться замечательным названием чуть более поздней работы Кшиштофа Занусси), приобретая на этом пути познания абсолютно бесценный опыт.
https://kinanet.livejournal.com/419032.html
|
|
| |
|