Пятница
29.11.2024
12:29
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ДИКИЕ ТРАВЫ" ("СОРНЯКИ") 2009 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ДИКИЕ ТРАВЫ" ("СОРНЯКИ") 2009
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 10.04.2010, 17:49 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
«СОРНЯКИ» (Les herbes folles)
По роману Кристиана Гайи
Авторы сценария Алекс Реваль, Лоран Эрбье
Режиссер Ален Рене
Оператор Эрик Готье
Художник Жак Солнье
Композитор Марк Сноу
В ролях: Сабин Азема, Андре Дюссолье, Анн Консиньи, Эмманюэль Дево, Матьё Амальрик, Мишель Вюйермо
F comme film, Bim distribuzione
Франция — Италия
2009

Спустя двадцать девять лет Ален Рене вернулся в Канн и, возможно, сам того не ведая, продемонстрировал, какие глобальные изменения претерпел мир нашего сознания. Какая колоссальная развилка обнаружилась во вкусах, взглядах, позициях и предпочтениях за эти годы.

Тридцать лет назад ядовитая ирония Рене, сравнившего человечество с крысами, вызвала бурную реакцию. Теперь при просмотре «Сорняков» никому в голову не пришло упрекнуть режиссера в крамоле и ёрничанье за то, что его персонажи уподобляются сорной траве. Никто не выразил сожаления, что «вместо человеческих существ, живущих на наших глазах, мы чаще видим насекомых или животных, упавших на спину и не способных подняться».

Возможно, одна из причин такой реакции — подспудное нежелание профессиональных зрителей ломать копья вокруг почтенного классика. Ибо классики, как священные коровы, обладают известного рода иммунитетом — замахиваться опрометчиво, раскладывать фильм по полочкам утомительно. Мы заранее знаем, что именно нас ожидает.

И нам, по сути, нечего добавить к тому, что было сказано до нас в сотнях рецензий.

В этом смысле успех «Сорняков» в Канне, где Рене были вручены специальный приз фестиваля и специальный приз жюри за художественный вклад в мировой кинематограф, многие расценивают как утешительный. На фоне радикальных откровений фон Триера, крайней аутентичности Брийанте Мендозы, угрожающего перфекционизма Ханеке, вызов, который бросает зрителям фильм Алена Рене, не кажется сколько-нибудь серьезным. Оценивая картину, каннский истеблишмент прежде всего отметил ее формальное совершенство. Оказаться в плену у восхитительного стилиста, гения «автоматического письма», поддаться эмоциональному очарованию зрительных образов и головокружительных тревеллингов и панорам, — что может быть чудеснее! Скорость и легкость, с которой движется в границах кадра авторская «камера-перо», никак не вяжется с образом восьмидесятисемилетнего каллиграфа. В этом торжестве молодости над преклонными годами зритель усматривает едва ли не высшую ценность экранного произведения.

После просмотра «Сорняков» не пристало говорить о непреходящей ценности фильма. Вряд ли кто возьмется хвалить новую работу Рене в контексте великой «Хиросимы». Ведь в основе сюжета лежит бульварное чтиво, чистой воды гиньоль на тему тщетных усилий любви.

Персонажи Рене буржуазны в самом расхожем смысле. И несмотря на симпатию, которой одаривает их автор, их экзистенциальная вселенная низведена до обывательского мирка, в котором мечты, фантазии, страхи и надежды мелкотравчаты по определению.

Если в прошлом человеческие страсти оттеняли большая история («Хиросима, моя любовь», «Мюриэль») или великая абстракция («В прошлом году в Мариенбаде»), то впоследствии жанровое пространство любовных коллизий у Рене сузилось до кулуаров салонных мелодрам и водевилей.

Кажется, что поздние фильмы Рене сняты будто бы в пику авторскому кредо времен «новой волны». Тогда режиссер находил захватывающим «отражать ход истории, влиять на него». В 1958 году он критиковал французских кинематографистов за намеренное уклонение от реальности. В наши дни похожие слова раздаются по его адресу.

Рене как будто и не сопротивляется подобным утверждениям. Уход от «живой проблематики жизни» он хитроумно «оправдывает» своей бездеятельностью, отсутствие актуальной остроты в своих работах объясняет природной леностью. Вместо того чтобы снимать полемические фильмы, Рене занят поиском «философского камня», имя которому — наслаждение. Он ищет эквивалент той эмоции, которая когда-то заставила человечество испытать восторг перед феноменом кинематографической иллюзии. «Я делаю фильмы такими, какими они рождаются сами по себе», — говорит Рене, тем самым подчеркивая свою приверженность к бессознательному творчеству, истоки которого восходят к первой четверти двадцатого столетия.

Лет сорок назад журналист Альбер Сервони окрестил творческую эволюцию Алена Рене «восхождением наоборот». Отмечая постоянство и привязанность автора к избранным мотивам и темам, он одновременно обвинял его в формализме и изящной банальности.

Что ж, спустя годы можно сказать, что Рене так и не сбился с избранного курса, взяв еще одну высоту, принимаемую иными за падение. «Сорняки» и есть тот самый «тепличный цветок», произрастающий вдали от бурь и битв нынешнего, ХХI, века.

Здесь всё в движении, в парении, в полете — музыкальный слог романа Кристиана Гайи, камера Эрика Готье, персонажи Сабин Азема и Андре Дюссолье. Даже сложной нарративной конструкции — монтажному перемежению событий воображаемых и действительных — придана восхитительная легкость. И жанр выбран несерьезный и даже легкомысленный — перед нами стремительно разворачивается буржуазная комедия о немолодых героях, влюбившихся по воле случая и растерявшихся перед напором чувств. Украденный бумажник здесь выступает в роли стрелы Амура. Фотография женщины в форме пилота распаляет воображение образцового семьянина и служит отправным пунктом для романтического приключения с непредсказуемым концом.

В режиссерской интерпретации персонажи поначалу лишены индивидуальных характеристик. В гениальном прологе мы ни разу не видим их лица. История набирает обороты, вырисовываются конфликты, но Рене всячески оттягивает момент нашего лобового столкновения с главными действующими лицами. Мы можем судить о героях лишь по движению их рук, ног, всматриваться в их затылки или видеть их со спины. Мы знакомимся с ними посредством мира вещей, им принадлежащих. Будь то кошелек, автомобиль или дамская сумочка. Или посредством мыслей, которые озвучиваются за кадром голосом рассказчика. На наших глазах эфемерные сущности становятся людьми. Они обретают внешность, индивидуальность, свою историю. Их жизнь длиной в короткий роман соткана из недоразумений, комичных ситуаций, расхождений воображаемого и действительного.

Рацио и чувства героев попадают в плен безрассудных порывов, что делает их в глазах друг друга еще более эксцентричными, а саму интригу доводит до полного абсурда. Влюбившись, герой Андре Дюссолье воображает себя галантным кавалером, но в реальности ведет себя как несносный тип. В душе он робок и не в силах решиться на отношения. Однако на деле нерешительность оборачивается навязчивостью. Дюссолье настойчиво преследует героиню Сабин Азема. Что, с одной стороны, пугает объект его страсти, а с другой — разжигает в ней любопытство, перерастающее в наваждение.

Герои Рене превращаются в марионеток своего бессознательного, которое обнаруживает себя самым неожиданным образом, в точности, как трава, прорастающая сквозь асфальт.

По первости все это смахивает на остроумную, но, в сущности, необязательную шутку гения. Любовный конфликт «Сорняков» выглядит безобидным до неприличия, что и дает повод считать, что Рене отдаляется от «живой проблематики жизни». И все же правы те, кто разглядит в героях, смахивающих на симпатичные медузы и растения, типичных членов современного общества потребления. Общества милых обывателей, погрязших в консьюмеризме и достатке, разучившихся преодолевать трудности. Если у героев «Хиросимы» к любовным переживаниям примешивался страх перед атомной войной, то страхи современных влюбленных «сорняков» — всего лишь дискомфорт сугубо частного порядка. Рене ни в коем случае не осуждает своих растерявшихся перед напором любви героев. Но он лишает их и среду их обитания какого бы то ни было пафоса. Он улавливает жанровую составляющую нынешней эпохи. Это не серьезная драма, не высокая трагедия, даже не трагифарс. Современная человеческая комедия больше смахивает на комическую пьеску. Рене продолжает отражать «ход истории», которая на наших глазах мельчает и скукоживается. По сути — вырождается.

Это ощущение крушения, пробивающееся сквозь юмор, заявлено Рене в загадочной интерлюдии и в не менее энигматичном финале. Панорамные съемки циклопических монолитов и скал, плавный наезд камеры в глубины темной пещеры вносят в повествование привкус авторской тревоги. Экзистенциальной тревоги. Сцены завораживают отсутствием признаков жизни. Они величественны и совершенны, но угрожающе пусты. В них слышится отзвук «скверной памяти» человечества, которое ищет забвения и теряет свою связь с прошлым. В них проглядывает невидимое и непостижимое — образное воплощение смерти.

Может показаться, что эти кадры диссонируют с легкомысленной атмосферой фильма. Но они как раз и провоцируют фирменный авторский эффект вспышки, который рождается из совмещения разнополярных элементов «быта» и «абстракции», «прозы» и «поэзии», Это обожаемое автором сочетание «сардинки с вареньем» действует на зрителя внезапно, как озарение. В восхитительной и вроде бы необязательной головоломке вдруг проступает ее истинный смысл. «Сорняки» — это вариация Алена Рене на тему, когда-то очень точно сформулированную Франсуа Трюффо: «Все мы суетимся в ожидании смерти».

Игорь Сукманов «Сардинка с вареньем» Искусство кино 7-2009
http://www.kinoart.ru/magazine/07-2009/repertoire/sukmn0907/

 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 15.05.2010, 20:12 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Лучшие фильмы 2009-го года по версии Cahiers du Cinema
Авторитетный французский киножурнал опубликовал список 10 фильмов года


1. "Сорняки" /Les Herbes folles/ , реж. Ален Рене

2. "Побеждать" /Vincere/ , реж. Марко Белоккьо
3. "Бесславные ублюдки" /Inglourious Basterds/, реж. Квентин Тарантино
4. "Гран Торино" /Gran Torino/, реж. Клинт Иствуд
5. "Странности одной молодой блондинки" /Singularités d'une jeune fille blonde/, реж. Мануэль де Оливейра
6. "Тетро" /Tetro/, реж. Фрэнсис Форд Коппола
7. "Повелитель бурь" /Hurt Locker/, реж. Кэтрин Бигелоу
8. "Король побега" /Le Roi de l'évasion/, реж. Ален Жироди
9. "Токийская соната" /Tokyo Sonata/, реж. Киеси Куросава
10. "Хадевейх" /Hadewijch/, реж. Бруно Дюмон

http://www.arthouse.ru/news.asp?id=12133

 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 15.05.2010, 20:13 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
СОРНЯКИ

Ален Рене в очередной раз доказал, что время не властно над его миром. Миром, где правит абсурдность отношений, где странные люди живут странной жизни... Но черт возьми, они совсем не странные! Странные мы с вами, которые закрылись в раковину своих проблем, не видя и не слыша окружающих. В полотне Рене преобладает то качество, которое сегодня забыто напрочь: умение слушать.

Вы боитесь маньяков? А сами вы часом не маньяк?.. Кто может гарантировать нормальность, кто даст рекомендацию даже хорошему знакомому, что с ним не произойдет крушения сознания, помутнения на худой конец? Так и герой Дюссолье. Безусловно, у него есть скрытое неведомое нам прошлое, однако с виду он представляется приличным обывателем, который вряд ли способен на преследование незнакомой женщины с желаниями больше подходящими для подростков в период полового созревания. Тем более, что возраст уже сильно перевалил за 50.

Но в этом заключается конфликт. Это скука, которая накрывает мужчин среднего возраста, оставшихся без работы и стремлений к жизни. Куда девать никому не нужную энергию? Вот женщины и становятся тем самым выхлопом, который невозможно применить к любимому делу. А еще хобби. Конечно, авиация. Посмотреть фильм про летчиков-истребителей в заброшенном кинотеатре, который не видел 30 лет, поиграть воображением, осуществить детскую мечту.

Но если бы с ума сходил один, это было бы легко устранимо. Но с ума сходят, похоже, все персонажи ленты. Чем лучше героини Сабин Азема или Анн Консиньи?

Одна доводит сходящего с ума человека до предела, другая потворствует ему, неотвратимо приближая драматичную развязку.

Рене снял великолепный фильм, изобилующий крупными планами, мы словно копаемся в психологии героев, пытаясь понять их мотивы и в конце концов согласны с режиссером, когда не видим абсурдного для сложившейся ситуации хэппи-энда.

«Сорняки» - уникальное явление, это и современный фильм, и одновременно впитавший в себя мастерство режиссера и дух «Новой волны». В нем четко прослеживается веяние «Хиросимы», «Любви до смерти», «Мело» и других выдающихся работ мастера. И их можно смело поставить значительно выше предыдущей ленты – «Сердец». «Сорняки» - это всё самое лучшее, что мы любим у Рене.

http://cinema-france.ru/films/1184-herbes-folles

 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 15.05.2010, 20:13 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
АЛЕН РЕНЕ о фильме «СОРНЯКИ»:

«Мне показалось, что название напрямую относится к этим персонажам, к их абсолютно нерациональной импульсивности. Это похоже на семена, которые используют любую возможность, чтобы прорости сквозь трещины в асфальте или в каменной стене и вырасти там, где никто их не ждет».

http://www.film.ru/afisha/movie.asp?code=HERBFOLL

 
ИНТЕРНЕТДата: Вторник, 06.07.2010, 07:16 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Молоко на диких травах

В прокат выходит новый фильм Алена Рене «Дикие травы» – красочная сюрреалистическая история о рождении чувства, кинематографических ожиданиях и фантазиях.

Первым делом вы должны отдавать себе отчет в том, что «Дикие травы» не совсем то (или совсем не то) кино, что обычно связывается с понятием «французская мелодрама». Это новый фильм прижизненного классика Алена Рене, которому, между прочим, в начале июня исполнилось 88. Когда-то он был представителем силившейся выскочить за пределы обыденной кинематографической реальности «новой волны» и снял получившую впоследствии Гран-при Венецианского фестиваля картину «Прошлым летом в Мариенбаде» по сценарию Роба-Грийе. В черно-белой ленте 1961 года, разыгранной среди мертвенно-статичных интерьеров и архитектурных пейзажей, персонажи то застывали словно куклы, то погружались в сюрреалистические воспоминания-фантазии.

Мужчина убеждал женщину, что они встречались и уже были влюблены, и под гипнотическим влиянием увещеваний героиня, поначалу все отрицавшая, начинала ему верить.

Примерно то же выделывает Жорж Пале с Маргарет Мюир в «Диких травах», с поправкой на то, что «Травы» не столь откровенно авангардны. И тем не менее все в фильме пропитано сюрреалистическим духом, а сам Рене не скрывает своих ориентиров: «Я не снимаю и кадра, чтобы не подумать, что на это сказал бы Андре Бретон. В моих мыслях утвердился «Золотой век» Бунюэля. Да, я пропитан сюрреализмом.

Это как если поставить молоко в холодильник – оно поглощает все остальные запахи».

Начало у «Диких трав» банальное до невозможности. Жорж Пале (один из любимых актеров Рене Андре Дюссолье) находит на парковке бумажник Маргарет Мюир (жена режиссера Сабин Азема). Вглядываясь в фото на документах, Пале авансом влюбляется в Мюир, а вернув кошелек, начинает требовать встречи. Женщина не видит смысла в продолжении знакомства, но сорная трава (именно неромантичное название «Сорняки» носит лента в оригинале) быстро растет. Проворно прорастают зерна безумия, сбивая героев с толку и переворачивая их устоявшуюся жизнь с ног на голову. Пале бредит маниакальной идей, пишет и звонит Маргарет, а та постепенно заражается его одержимой уверенностью, что их встреча – судьба.

Точнее, не совсем так. Все вышеизложенное лишь один из вариантов трактовки увиденного.

Возможно, события фильма являются мимолетной фантазией Пале, проносящейся в его воображении, когда он видит под ногами бумажник.

Не исключено, что «Дикие травы» задуманы как деконструкция кинематографических ожиданий: неспроста кульминационная встреча героев происходит на фоне кинотеатра. В кино не бывает случайностей – согласно законам жанра, ружье выстреливает, а связывающая мужчину и женщину нежданная находка неминуемо приведет их к страстному поцелую, даже если они такие разные, что в реальной жизни вряд ли обратили бы друг на друга внимание. Не зря оператор дает Кристофера Дойла, притопив сюжет в ярком интимном мире любовного настроения: может,

картина Рене исследует рождение чувства и путь, который оно проходит от желания любви до любви.

Просматривается и еще с десяток разных возможностей: Рене то тут, то там бросает намеки, но ничего не подтверждает, только ухмыляется где-то за кадром. У «Диких трав» открытый финал и много разных концов, которые каждый выбирает в меру своей испорченности. В частности, испорченности сюрреализмом.

ТЕКСТ: Дарья Горячева
http://gazeta.ru/culture/2010/07/05/a_3394497.shtml

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz