"ДЕВУШКА И СМЕРТЬ" 2012
| |
Ольга_Подопригора | Дата: Вторник, 30.04.2013, 21:43 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 824
Статус: Offline
| На минувшей неделе (26.04.2013) славный город Воронеж посетил известный голландский режиссер Йос Стеллинг. На фестивале «Другое кино» он представил свой новый фильм «Девушка и смерть». Это уже второй фильм режиссера с русскими актерами в главных ролях (первым был «Душка»). Невероятной удачей и большой честью было встретиться с самим режиссером и задать ему интересующие меня вопросы по фильму и не только.
Во время фильма Йос Стеллинг сидел вместе со зрителями в зале (нас с ним буквально отделял проход между рядами, т.е. 1,5 метра). Перед просмотром же режиссер поблагодарил всех за хороший вкус в кино и посоветовал отрыть свое сердце и по возможности отключить мозг. Забавное заявление, на первый взгляд, но после фильма я поняла, что он дал очень дельный совет.
«Девушка и смерть» нужно смотреть не глазами, а сердцем! Красивые актеры, изумительная местность, прекрасная операторская работа, трёхъязычный текст и душещипательная история – вот что было на экране. И ничего этого не было бы, если бы не режиссер, который стоит за всем этим. Новый фильм Стеллинга выдержан в стиле предыдущих, но в этот раз он наполнен грустной, но светлой романтикой. Как признался сам режиссер, он не верит в хороший конец, он верит в плохой, но обязательно с надеждой.
«ДЕВУШКА И СМЕРТЬ» 2012, Нидерланды-Германия-Россия, 127 минут – мелодрама Йоса Стеллинга, которую режиссёр считает лучшим своим фильмом
Николай возвращается в заброшенный отель, где пятьдесят лет назад он встретил свою единственную любовь. Охваченный воспоминаниями, он заново переживает трагическую историю своей юности, являясь одновременно рассказчиком и героем повествования. Действие разворачивается в трех временных пластах — в конце XIX века (времена юности героя), в пятидесятые годы XX века и в наши дни.
Съемочная группа
Режиссёр: Йос Стеллинг Авторы сценария: Йос Стеллинг, Берт Райкеликхаузен Продюсеры: Антон Крамер, Йос Стеллинг, Авро, Слеа Де Конинг, Хайно Декерт, Евгений Гиндилис, Мартин Шлутер, Джудит ван ден Бёрг Оператор: Гурт Хилтай Композитор: Барт ван де Лисдонк Художник: Герт Бринкерс, Андреа Шайн Монтаж: Берт Райкеликхаузен
В ролях
Сильвия Хукс Леонид Бичевин Сергей Маковецкий Рената Литвинова Светлана Светличная
Режиссёр о фильме
«Романтический» 19-й век и его культура – гордость русских. Во времена коммунизма эта гордость несколько отошла на второй план, но сейчас люди вновь говорят о той романтической эпохе с гордостью и страстью. Особо нужно сказать о Чехове. Пьесы Чехова – обязательная часть программы голландских театральных школ. В Нидерландах даже поставили о нем мюзикл. Чехов стоял у истоков психологического реализма и создал так называемый «театр настроения»: персонажи всех его пьес посредством игры пытаются выпутаться из самых безнадежных ситуаций. Его чувство юмора, основанное на самоиронии, и легкая меланхолия, очевидно, близки и понятны голландской публике. Конечно, меланхолия, любовь и смерть не являются принадлежностью исключительно русской культуры. Но неповторимая русская интонация и форма служат источником вдохновения, к которому мы с благодарностью обращаемся.
***
В самом сюжете нет ничего оригинального. В основе любой истории любви – невозможность влюбленных «обладать» друг другом. Это, если хотите, трагедия всей жизни: несбывшиеся мечты, желание, напряжение и хрупкая нейтральная территория между надеждой и страхом, днем и ночью, мужчиной и женщиной, прошлым и будущим.
***
Такому фильму, как наш, нужен главный герой из России. В этой стране, как нигде в мире, меланхолия стала формой искусства. Не только фатализм, но и «смерть как источник вдохновения» вплетены в русскую культуру. Столпы этой культуры – любовь и быстротечность жизни, их влияние повсюду. Но русские умеют и смеяться над собой. В фильме это выражается в ироническом взгляде Николая-старика на самого себя и ситуацию в целом.
В этом фильме форма подчинена ходу повествования. Отражения 19-го века (декорации, костюмы, использование цвета) правдивы только отчасти, потому что мы видим их сквозь призму субъективного видения старого Николая. Мы позволяем себе некоторые вольности, и благодаря этому фильм не станет жертвой навязчивой аутентичности. Попадая в 19 век, в котором разворачивается эта любовная история, мы погружаемся в воображаемый мир, который дает нам гораздо больше возможностей, чем настоящее.
Сама история проста и недвусмысленна и оставляет простор для кинематографической/визуальной интерпретации: фильм не должен быть жертвой сюжета. Искусство кино – это искусство визуальных ассоциаций. Хотя главная тема на первый взгляд серьезна и трагична, она не заглушает иронические обертоны. Юмор всегда тесно связан с трагедией, и одно без другого невозможно.
Награды
«Золотой телец» (Golden Calf), Голландия, 2012 год Победитель: Лучший фильм Победитель: Лучшая операторская работа Победитель: Лучший звукооператор
Сайт фильма
http://www.hetmeisjeendedood.nl
Скачивайте фильм
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4432471
Смотрите трейлер
http://vk.com/video16654766_163111613
|
|
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Среда, 08.05.2013, 10:32 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| Неожиданно… Наш любимый «стрелочник» постарел и, запустив часы воспоминаний, снял, возможно, свой самый личный фильм, словно доказывая при этом, что «жизнь – это одно большое прощание». Барочная мелодрама о том, как, заглядывая куда-то на ночь, ты остаёшься там навсегда, вряд ли могла пережить своё рождение, если бы для режиссёра, действительно, не остановилось время. Тонкий живописец, необыкновенный юморист и любитель чУднЫх персонажей как будто вмиг позабыл о своём кредо и начал новую карточную партию, которая, возможно, и найдёт восторженных игроков-поклонников, но, увы, не в моём лице. Всё-таки «я помню чудное мгновенье…»
|
|
| |
Ольга_Подопригора | Дата: Среда, 08.05.2013, 11:39 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 824
Статус: Offline
| Неожиданно - возможно, но не соглашусь, что "позабыл о своем кредо". Я думаю, что в этот раз уго "шутки" стали более темными, мрачными и потому жизненными. С другой стороны на месте смерти всегда возникает жизнь, что является той самой надеждой, в которую верит режиссер.
Фильм очень поэтичен, и хоть я не люблю Пушкина, он там очень даже в тему.
|
|
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Среда, 08.05.2013, 11:48 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| Пушкин-то в тему, но юмора уже нет, потому что смеяться не над чем… А визуальная поэзия, пусть и присутствует, но совсем уже иная. Потому и говорю, что что-то он оставил. По крайней мере, того Стеллинга, к-ый числится в ряду моих самых-самых любимых режиссёров, здесь уже нет…
|
|
| |
Ольга_Подопригора | Дата: Среда, 08.05.2013, 12:02 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 824
Статус: Offline
| Смеяться не над чем, тут не поспоришь, но дух Стеллинга, того самого Стеллинга из "Стрелочника", "Ни поездов, ни самолетов" и "Душки" все же остался. Кое-где более мрачный, кое-где более жесткий, но очень поэтичный, очень любящий своих героев.
Конечно, это не самый любимый мой фильм у режиссера, но, по-моему, он вложил в него те самые потаенные черты своего я, которые копились столько лет. И конечно, вместе с цветами, что он принес на могилку Элизе, он принес и надежду, которая всегда была в каждом его фильме и всегда была разной.
|
|
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Среда, 08.05.2013, 12:10 | Сообщение # 6 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| Такой режиссёр как он всегда будет что-то вкладывать, другое дело, что именно… Говорить следует скорее не о надежде, а о возвращении в прошлое, которое, разумеется, ему удаётся на экране (по мотивам, по идее фильма), но не реализуется по духу. Сейчас это уже не человек, открывающий что-то новое и развивающий себя, а возвращающийся назад, чтобы найти новое в старом, что ему удаётся за счёт самоповторов, к-ые как раз и выражаются в не раз упомянутых мотивах.
|
|
| |
Ольга_Подопригора | Дата: Среда, 08.05.2013, 12:15 | Сообщение # 7 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 824
Статус: Offline
| Я не думаю, что это самоповторы, это как раз вещи, которые являются его стилем, его визитной карточкой. По мне, как раз момент, когда в конце все зеленеет и расцветает, является настолько душевным, настолько его, настолько теплым, что я эту теплоту почувствовала сидя в зале.
|
|
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Среда, 08.05.2013, 12:37 | Сообщение # 8 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| Оля, я хочу в это поверить, но не могу… Потому что показываемое уж слишком притянуто, что является уже не иносказательной поэзией, а именно попыткой сохранить свой стиль. Да, есть покрывающийся мхом Маковецкий (здравствуй, Стрелочник), есть пришедшая в упадок комната (здравствуй, Душка), есть его любимые актёры… НО! Это всё попытки, а не сотворение себя нового! Попытки таковым оставаться, находя своё, но не сохранение духа, к-ый уже улетучился…
|
|
| |
Елена_Дмитриева | Дата: Среда, 29.05.2013, 18:50 | Сообщение # 9 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 66
Статус: Offline
| Весьма удивлена я Элизе=Тристане… Стеллинг на сей раз снял совсем чужое кино… так и хочется сказать –«и что на него нашло?».
Литвинова второй раз за этот год оказывается вестницей смерти, рядом с умирающей («Последняя сказка Риты») и опять ее загадочные разговоры, которые в начале фильма, собственно, отвлекли от самой любовной линии. И не совсем понятно, в какой момент Николай вдруг так полюбил Элизу. Вообще начало меня застопорило… не верю, не верю, не верю… пресно, скучно, непонятно. Второе возвращение героя внушило надежду на какое-то движение в фильме, но, увы. Небольшой юмористический проблеск с зеленой микстурой в стакане случился в самом начале, но на этом все. Также легкие намеки на прошлые заслуги – герой сошел с поезда («Стрелочник»), потрепанное пальто и чемодан («Душка»). И так мало юмора… и совсем немного Маковецкого. До сих пор непонятный для меня Бичевин.
Стеллинг, который меня расстроил:(
|
|
| |
Татьяна_Таянова | Дата: Четверг, 30.05.2013, 17:04 | Сообщение # 10 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 41
Статус: Offline
| Начну, пожалуй, издалека. Стеллинг в режиссуре, как Тургенев в русской прозе, - великий стилист. Он работает по формуле Пришвина: «На каждый новый блин требуется новая сковорода». Каждое новое произведение искусства требует новой формы. И каждый его фильм – тому подтверждение. Киноработы Стеллинга стилистически безупречны не потому, что красивы с художественной точки зрения, а потому, что их форма единственно возможна для сообщаемого ими содержания – ни убавить, ни прибавить. Вспомните недавно Содерберга, недавно бывшего в прокате, для сравнения. Он умеет блестяще мастерить фильмы, печь их, как повар - блины, на одной и той же сковородке техники и приема. В его форме давно и начисто отсутствует страсть. Вот почему стилистом его назвать нельзя, а Стеллинга можно. И, несмотря на всю свою замкнутость и одинокость, он страстный, он горит, а не теплится.
Как охарактеризовать стиль последнего фильма Йоса Стеллинга в двух словах? Наверное, эпитетов не хватит. Было ощущение медленного театра (может, даже медитативной оперы, где слова, как и минуты, виснут в воздухе, не падая). Не того театра, что творится на наших глазах, а того, в который на наших глазах всё превращается, чтоб в какой-то совершенного неожидаемый момент все декорации рухнули, все маски сгорели, все обманщики-зеркала засветились, как чистая гладь живой воды. И все стало настоящим. Живым. Вечным!
А еще в стилистике фильма очень выигрышно смотрятся рядом живое и мертвое: - статуэтка рядом с живой девушкой; - кричащий макияж, напоминающий грим проститутки или покойника, рядом с трепетно-акварельным, бледным до прозрачности лицом, с которого любовь и болезнь смыли все следы игры, обмана; - старая пародийно сниженная Джульетта, отдавшая душу актерству, и та, что в реальности (не в книге или театральном спектакле) осмелилась любить так же, как шекспировская, и т.д.
Идейное напряжение фильма вторит этому визуальному контрасту. Первая мысль, которую я считала: всемогущее бессилие памяти. Вторая: фраза «девушка и смерть» сродни словосочетанию «первая любовь», в слове «первая» уже содержится намек на умирание. Впрочем, нет. Не хочу так прямо, считая, говорить об идеях. Вспомнились слова Пришвина, то, как он называл четкую идею в искусстве – «атака с криком».
Кто-то из критиков, а у фильма «Девушка и смерть» довольно хорошая пресса, назвал его «поэмой о вечном возвращении». И тут правда каждое слово – и первое, и второе, и третье. Вот об этом стоит поговорить подробнее.
Поэма
Я бы сказала «музыкальная поэма», ведь Шопен, раскрасивший это живописное кино легчайшими траурными звуками, был именно поэтом в музыке. Поэма имеет не только вполне событийный сюжет, но и вполне ощутимый ритм, который, как и в стихах, как и в музыке, приподнимает читателя/зрителя/слушателя над происходящим, и делает важным не то, что совершается или случается (история), а то, что, как ритм сердца, как его музыка, чувствуется, ощущается, заставляя быть более живым (именно более – в искусстве такое возможно). Поэзия, как и музыка, не информация, не сообщение, не рассказ, а прикосновение. Думаю, каждый смотревший может сказать о «Девушке и смерти»: коснувшееся меня.
Режиссер считает, что «кино ближе к музыке, чем к литературе, потому что если книги апеллируют к разуму, то музыка обращается к сердцу. Интеллект, ум не столь уж важны. И кинозритель, и кинорежиссер, воспринимая и создавая фильм, должны идти от сердца. Диалоги всегда рассудочны. Мозг врет, сердце не обманывает никогда». Впрочем, и поэмы зачастую тоже пишутся против рассудка и диалогов. И в поэмах, как и в этом кино, часто соединены не события, а скоропроходящие отблески жизни в какой-то единый большой свет.
Режиссерская формула Стеллинга: не когда история рассказывается, а когда она останавливается, происходит главное в фильме. «Остановка истории - миг наивысшего подъема чувств» (Й.Стеллинг). «Девушка и смерть» вся из таких остановок – времени, памяти, любви, смерти, жизни. Да и Вечность, о которой звучит и которую значит это кино, не остановка ли? Как те 20 минут, что постаревший герой провел с книгой Пушкина в руках, выпав из жизни, не заметив даже ухода Нины…
Возвращение
Когда-то я писала о «Черничных ночах» Карвая (кстати, скоро мы в клубе смотрим его новое кино), и в отклике моем были такие строчки: «Ну, что мы – европейцы – можем знать о нежности философии повторений и о медлительной красоте мифа вечного возвращения? Нам что знакома маниакальная одержимость прошлым? Или теплота остывших воспоминаний... со вкусом будущего?» Сейчас я отвечаю на эти вопросы: «Да. Да! Знакомо, потому что знакомо Стеллингу». И Пушкину, которого режиссер именно так понял. Лирическое напряжение пушкинского текста держится противоположностью строк «Я помню чудное мгновенье…» / «И я забыл твой голос нежный…» / «Душе настало пробужденье». Я помню чудное – я забыл нежное – опять явилось. В результате их взаимной электризации возникает – совершенно иррационально, кстати, - главное значение «К***» - НАВЕЧНО. Потому что воскрешение («И для него воскресли вновь…») смертью не заканчивается. Воскресшее принадлежит жизни. Даже любое «мимолетное виденье» прошлого, которого, словно живая вода музыки Шопена, касается память и оживляет вновь и вновь, и вновь… Вечное
Это фильм пропитан ностальгией по Вечности. В некоторые минуты просмотра казалось, что вершащееся в нем существует в совершенно иных – запредельных - измерениях бытия. Главное ощущение от живого соприкосновения с чужой памятью (а зритель в буквальном смысле попадает, врастает в нее): всё, что вокруг, уже было. Ритм прошлого создает нереальное переживание, которое сродни де жавю. Истина происходящее, правда, или же фантазии и сны героев, или наши, или мои, было или не было?.. Легкий маятник этих «тикающих» вопросов раскачивает загрубелое в буднях и суете сердце. И начинаешь догадываться, и догадка эта приносит сразу и боль, и нежность: воспоминание в фильме Стеллинга – всеобщее. Потому что первая любовь вообще всех людей на земле – это обязательная потеря-смерть. И обязательное дежа вю, вечно мнящаяся, кажущаяся, мреющая история, нет, лучше - музыка, которая не умрет вместе с нами. Потому что и мы не умрем. (Хоть, может быть, атеист Стеллинг так не думает).
Ценность искусства, как и философии, прежде всего в том, насколько оно способно поставить нас лицом к лицу с метафизическими реалиями, с экзистенциальным пространством (или простором). Ведь только столкновение с ними, преображая нас и всё, что вокруг, открывает совершенно иные измерения бытия, придает ему необыденный смысл. В моменты созерцания этого смысла (а это могут быть считанные миги даже в двухчасовом кино) нас вдруг озаряет: это и есть именно то, чего мы искали и не могли найти всю жизнь. Потом это понимание, эта память куда-то теряются, и все опять как у Пушкина: «Без божества, без вдохновенья, / Без слез, без жизни, без любви». До поры. До следующего воскрешения искусством.
P.S. «Вообще кино - это рай. Или так: рай - это кино. Кино - это панацея, бегство от жизни. Отдушина. Как религия. Искусство, дети - все это мечта, благодаря которой забываешь о своей печали» (Йос Стеллинг).
|
|
| |
|