Четверг
26.12.2024
19:07
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | режиссёр Василий Шукшин - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
режиссёр Василий Шукшин
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 10.04.2010, 10:33 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3284
Статус: Offline
Он говорил: «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке».
Он писал: «Уверуй, что всё было не зря. Наши песни, наши сказки, нашей неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».

80 лет назад – 25 июля 1929 года – родился Василий Макарович Шукшин.

Фильмография

Актёрские работы
1956 — Убийцы — боксёр
1958 — Два Фёдора — Фёдор-большой
1959 — Золотой эшелон
1960 — Простая история — Ванька Клыков
1961 — Алёнка
1961 — Когда деревья были большими — председатель колхоза
1961 — Командировка
1961 — Мишка, Серёга и я — классный руководитель
1962 — Мы, двое мужчин — шофёр Михаил
1964 — Какое оно, море? — матрос Жорка
1965 — Ваш сын и брат
1967 — Журналист
1967 — Комиссар
1967 — Три дня Виктора Чернышёва
1968 — Мужской разговор
1968—1971 — Освобождение — маршал Конев
1969 — У озера — Черных
1969 — Эхо далёких снегов
1970 — Любовь Яровая
1971 — Даурия
1972 — Печки-лавочки — Иван Расторгуев
1973 — Калина красная — Егор Прокудин
1974 — Если хочешь быть счастливым
1975 — Прошу слова
1975 — Они сражались за Родину — Пётр Федотович Лопахин

Режиссёрские работы
1964 — Живёт такой парень
1965 — Ваш сын и брат
1969 — Странные люди
1972 — Печки-лавочки
1973 — Калина красная

Сценарист
1964 — Живёт такой парень
1965 — Ваш сын и брат
1969 — Странные люди
1971 — Пришёл солдат с фронта
1972 — Печки-лавочки
1973 — Калина красная
1974 — Земляки
1977 — Позови меня в даль светлую

Премии и награды
Заслуженный деятель искусств РСФСР
1964 — Живёт такой парень (фильм) удостоен первой премии на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде и главной награды XVI Международного кинофестиваля в Венеции — «Золотой лев Святого Марка».
1969 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых — За художественный фильм «Ваш сын и брат»
1967 — Указом Президиума Верховного Совета СССР Василий Шукшин награждён орденом Трудового Красного Знамени.
1971 — Государственная премия СССР — за исполнение роли в фильме С. А. Герасимова «У Озера»
1974 — Калина красная (фильм) — первая премия на Всесоюзном кинофестивале
1976 — Ленинская премия— за совокупность творчества (посмертно)

Библиография

Романы
«Любавины»
«Я пришёл дать вам волю»

Пьесы
«До третьих петухов»
«Точка зрения»
«Энергичные люди»
«А поутру они проснулись»

Сборники рассказов
1963 «Сельские жители»
1966 «Там вдали» повесть и рассказы
1973 «Характеры»

Этот момент – 80 лет Шукшину – побуждает к самым разным чувствам. С одной стороны, думаешь: он мог бы еще жить, он мог бы сейчас мыслить вместе с нами. С другой стороны, 80 лет – это уже черта, за которой начинается что-то вроде ЗА-бытия. Люди, вместе с которыми Шушкин сотворял литературу в свое время, очень многие уже ушли – нет Трифонова, нет Астафьева, нет Залыгина, нет Можаева. Поэтому какое-то ощущение, что это – рубеж и итог. И вместе с тем ощущение такое, что Шукшин никуда не исчез, что он никуда не девался.

Это был великий актер, которого узнавали на улицах, но не так, как привычно, а говорили ему: «Простите, мы с вами не работали вместе на Севере на лесозаготовках?». Это было удивительное сочетание типажности и уникальности облика.

Это был замечательный писатель, которого еще при жизни сравнивали с Чеховым и который оставил классические рассказы и романы, которые мы сейчас перечитываем.

Это был прекрасный драматург, пьесы которого ставятся и теперь по всей России.

Наконец, это был замечательный режиссер, который начинал в свое время вместе с Андреем Тарковским, и они чувствовали, что они на разных концах диаметра, на разных полюсах. И это взаимное напряжение было прекрасно.

Шукшин поставил один вопрос – «Что с нами происходит?». Вопрос, на который человек не может дать окончательного ответа, потому что пока он отвечает, с ним еще что-то происходит, и сам ответ на вопрос – это то, что с ним в эту минуту происходит. Шукшин задумывался над этим мучительно. Считалось, что такого рода рефлексия - это признак интеллектуального ума, этим занимаются обычно люди в очках, с тонкой костью… Шукшин показал, что эти же вопросы терзают душу и человека из народа. Он это нам завещал. Теперь мы оборачиваемся на его наследие, мы размышляем о том, что такое был его путь.

http://www.tvkultura.ru/theme.html?id=722&cid=110
http://ru.wikipedia.org/wiki/Шукшин,_Василий_Макарович
http://www.vasiliyshukshin.ru/
http://www.shukshin.ru/
http://www.shukshin.museum.ru/
http://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/711/
http://www.hrono.ru/biograf/shukshin.html
http://lib.ru/SHUKSHIN/
http://novodevichye.com/shukshin/

 
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 10.04.2010, 10:33 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 3284
Статус: Offline
Александр Панкратов-Черный в Барнауле: «Шукшин умер не своей смертью!»

В четверг, 22 июля, в Барнауле состоялась пресс-конференция с актерами и режиссерами, приехавшими на Шукшинский кинофестиваль. В их числе был и Александр Панкратов-Черный. Во время встречи народный артист был весьма «красноречив» – несколько раз заявил журналистам, что ненавидит их, назвал «сволочами». А под конец разговора сделал сенсационное заявление о том, что Василий Шукшин умер не своей смертью.

- Несколько лет назад на горе Пикет я сказал об этом вслух. После этого на меня было совершено покушение, - рассказывает Александр Панкратов-Черный. - Позже встретил полковника КГБ и спросил: «Ну что ж вы меня до конца-то не добили?». А он ответил: «А мы за правду не убиваем». Нонна Мордюкова говорила, что Васька на съемках чувствовал себя нормально, не было у него никакой сердечной болезни. Тело Шукшина не вскрывали! Его прислали из Волгограда в цинковом гробу, с крашеными волосами, как он снимался.

По словам актера, об этом знали многие – и Сергей Бондарчук, и Георгий Бурков, и другие. Но все боятся говорить об этом вслух. Упомянул Панкратов-Черный и о своих догадках, почему убили Василия Макаровича.

- С Шукшиным хотели погубить русский дух. Боялись, что Васька собрался снимать фильм про Стеньку Разина. Ух, он бы так его сыграл, что мало не показалось бы! Вот и испугались, что он призовет народ к бунту.

http://www.kp.ru/daily/24330/522787/

 
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 10.04.2010, 10:34 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 3284
Статус: Offline
Как уходили кумиры …

http://www.youtube.com/watch?v=_Ozs67eeygk&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=yIBTcmQUmz4

 
ИНТЕРНЕТДата: Среда, 02.06.2010, 11:06 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Владимир Высоцкий – ПАМЯТИ ВАСИЛИЯ ШУКШИНА

Еще ни холодов, ни льдин.
Земля тепла. Красна калина.
А в землю лег еще один
На Новодевичьем мужчина.

"Должно быть, он примет не знал, -
Народец праздный суесловит, -
Смерть тех из нас всех прежде ловит,
Кто понарошку умирал."

Коль так, Макарыч, - не спеши,
Спусти колки, ослабь зажимы,
Пересними, перепиши,
Переиграй - останься живым.

Но в слезы мужиков вгоняя,
Он пулю в животе понес,
Припал к земле, как верный пес.
А рядом куст калины рос,
Калина - красная такая...

Смерть самых лучших намечает
И дергает по одному.
Такой наш брат ушел во тьму!...
Не буйствует и не скучает.

А был бы "Разин" в этот год.
Натура где - Онега, Нарочь?
Все печки-лавочки, Макарыч!
Такой твой парень не живет.

Вот после временной заминки,
Рок процедил через губу:
"Снять со скуластого табу
За то, что видел он в гробу
Все панихиды и поминки.

Того, с большой душою в теле
И с тяжким грузом на горбу,
Чтоб не испытывал судьбу,
Взять утром тепленьким с постели!"

И после непременной бани,
Чист перед богом и тверез,
Взял да и умер он всерьез,
Решительней, чем на экране.

1974
---------------------------------------
Примечание:

... Очень уважаю все, что сделал Шукшин. Знал его близко, встречался с ним часто, беседовал, спорил, и мне особенно обидно сегодня, что так и не удалось сняться ни в одном из его фильмов. Зато на всю жизнь останусь их самым постоянным зрителем. В данном случае это значит для меня больше, чем быть участником и исполнителем.

Я написал большие стихи по поводу Василия, которые должны быть напечатаны в "Авроре". Но опять они мне предложили оставить меньше, чем я написал, и я отказался печатать не полностью. Считаю, что ее хорошо читать глазами, эту балладу. Ее жалко петь, жалко. Я с ним очень дружил, и как-то... я спел раз, а потом подумал, что, наверное, больше не надо.

http://video.yandex.ru/users/johncoxon/view/64/

 
ИНТЕРНЕТДата: Среда, 02.06.2010, 11:07 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Иван Карасев «Угнетать себя до гения»
25 июля – день рождения Василия Шукшина

Не Васька, а Василий

КОГДА в 1933-м пришли арестовывать отца, Васе было четыре года. В селе Сростки Бийского района Алтайского края Шукшины считались крепкими середняками. Особого богатства не водилось, но жили справно. И хотя в начале коллективизации Макар Леонтьевич Шукшин скрепя сердце вступил в колхоз, от репрессий не спасся.

В 22 года мать, Мария Сергеевна, осталась без кормильца с двумя малолетками на руках. Глухое отчаяние наводило на страшные мысли: отравить себя и детей. Помощи ждать было неоткуда. У сестер своих детей семеро по лавкам. Судьба уберегла от греха.

Отчима своего Павла Куксина Василий Шукшин позже вспоминал как человека редкой доброты. Женился он по любви. А как иначе? Ведь вдовую взял, да с двумя детьми. И только начала налаживаться жизнь, как грянула война народная. «Второй отец» Шукшина ушел на фронт, а через год принесли похоронку.

Так и стал тринадцатилетний Василий Макарович главным мужчиной и кормильцем в доме. Характер в связи с этим заимел строгий и основательный. Звать себя просил не Васькой, даже не Васей, а обязательно Василием. После семилетки поступил было в автотехникум, но не окончил. Чтобы кормить семью, работал слесарем-такелажником в Калуге и во Владимире, строил депо на Курской «железке». В положенный срок призвался во флот. После учебки радистов служил в Севастополе, где за нелюбовь к трепу получил кличку Молчальник.
Серьезным читателем и начинающим писателем Шукшин стал почти одновременно. В офицерской библиотеке для него готовили длинные списки «нужных книг», а товарищам по кубрику читал Шукшин свои первые рассказы. После того как по причине язвенной болезни комиссовался, сдал экстерном экзамены и одно время директорствовал в сельской школе, заодно преподавая русский и литературу. Но неодолимая жажда писательства погнала в Москву — поступать во ВГИК на сценарный факультет.

В общаге для абитуриентов места сразу не нашлось. Шукшин как был (тельняшка, гимнастерка, брюки в сапоги) пристроился ночевать на скамейке. Разбудил его незнакомый мужчина (Шукшин испугался — «Сторож!»). Привел к себе домой. И всю ночь пробеседовали под чаек. Много позже выяснилось, что ночевал Василий у знаменитого режиссера Ивана Пырьева.

Сильные глаза

В ПРИЕМНУЮ комиссию Шукшин притащил толстую амбарную тетрадь с рассказами. Девчонки с кафедры читать поленились, а яркого фактурного парня отфутболили на актерский. И уже там узнал Василий, что есть еще и режиссерский факультет. И понял, что режиссером-то он и хочет быть.

Об экзаменах своих вспоминал так: «Подготовка моя оставляла желать лучшего, эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии… Спасла меня письменная работа на тему «Что делается во ВГИКе в эти дни». Отыгрался я в этой работе — все изложил подробно…» Это сочинение до сих пор хранится в архиве ВГИКа, как и наложенная на него резолюция: «Работа написана не на тему, условия не выполнены, но автор обнаружил режиссерское дарование и заслуживает отличной оценки».

Шукшинский максимализм взглядов и резкость суждений пугали многих педагогов, но режиссер Михаил Ильич Ромм рискнул и взял ершистого парня на свой курс. И это несмотря на то, что во время собеседования Шукшин буквально наорал на Ромма. Мастер попросил рассказать его о переживаниях Пьера Безухова при Бородине.

— А я «Войну и мир» не читал, больно книжка толстая, руки не доходят.

— Да какой же вы директор школы, вы же просто некультурный человек и режиссером быть вряд ли сможете! — возмутился Ромм.

И тут Василия понесло. Он кричал, что у директора школы голова болит не о чувствах Пьера, а об учебниках, партах и дровах на зиму, чтоб дети не померзли. А дрова еще выбей, привези, поколи, да все сам, все по грязи! Тут уж не до книжек… Вердикт Ромма был однозначен: взгляды нетрадиционные, но человек талантливый.

Несмотря на флотскую закалку и крестьянскую основательность, Шукшин был похож на уснувший вулкан, готовый в любой момент взорваться бешеным извержением. Эмоции хлестали через край, нервы пытались их унять. И эта неутихающая внутренняя борьба накладывала отпечаток и на характер, и на внешность. Сосед по больничной палате, где Шукшин лежал с обострением язвы, удивлялся: «Ты ведь моряк, крепкий парень, а сам как натянутая струна, тронь — лопнет». Еще точнее об этом сказал земляк Шукшина А. Ванин: «У него были сильные глаза».

Не трепись — делай!

ВЕРНЫЙ этому принципу и всегда охочий до работы, Шукшин начал сниматься, еще будучи студентом. Крохотный эпизод в «Тихом Доне» Сергея Герасимова дебютом назвать сложно. Настоящим началом актерской карьеры стал фильм Марлена Хуциева «Два Федора». Хуциев, пытаясь справиться с излишней сентиментальностью сценария, искал на главную роль тип «настоящего солдата». С Шукшиным он знаком не был, слышал только фамилию, но, встретив его на Одесской студии, почему-то сразу узнал и без проб утвердил на роль. Уж больно лицо актера, как потом говорил Сергей Бондарчук, выделялось своей подлинностью.

Продолжал Шукшин и писательские опыты. Эти «пробы пера» активно поощрялись мастером курса. «Пиши, — говорил Ромм, — в редакцию отсылать не торопись, а мне давай». И, не жалея своего времени, читал, правил, подсказывал. В конце четвертого курса мастер дал добро на публикацию. «Посылай во все редакции веером. Придут обратно — меняй местами и снова. Я так начинал». Пользуясь мудрой тактикой Ромма, Шукшин двинул свои рассказы в наступление. Первым сдался журнал «Смена». В 1958 году там был напечатан рассказ «Двое на телеге».

Не формальное окончание института, а первый снятый фильм делают студента режиссером. Дипломную картину Шукшина многие восприняли как неудачу. И правда. На фоне творческих поисков таких режиссеров, как Хуциев и Тарковский, Алов и Наумов, фильм «Из Лебяжьего сообщают» смотрелся «гадким утенком». Простоту сюжета и скупость выразительных средств многие восприняли как банальность и скучную архаику. Но уже в этой первой работе Шукшин нашел свой неповторимый стиль киноповествования — стиль неспешной доброй беседы. И, главное, нашел одного из своих героев. Безымянный персонаж из диплома — чуть заикающийся шофер-балагур в исполнении Леонида Куравлева — перекочевал в полнометражный фильм «Живет такой парень» под именем Пашки Колокольникова по прозвищу Пирамидон.

Он хотел дать нам волю

НА СЕРЕДИНУ 60-х приходится зарождение главного и заветного шукшинского замысла: фильма о Степане Разине. История и фигура мятежного казачьего атамана завладели Шукшиным без остатка. После того как в марте 1966-го была принята заявка на литературный сценарий «Конец Разина», Василий Макарович практически перестал сниматься, полностью сосредоточившись на этом проекте. Списки прочитанных книг о крестьянской войне и ее предводителе росли в геометрической прогрессии. Шукшин изучал обычаи того времени, воинские приемы и уклад жизни казаков. В поездках по Волге подбирал песни, присматривал натуру. Собранный материал был настолько обширен, что его с лихвой хватало и Шукшину-режиссеру, и Шукшину-писателю. Параллельно со сценарием о Разине рождался исторический роман «Я пришел дать вам волю».

Начало съемок было намечено на лето 1967 года, но вдруг настроение киноначальства резко изменилось. Неожиданно выяснилось, что исторический фильм в двух сериях — это дорого и неактуально. «Разина» заморозили до лучших дней. Для Шукшина это был жестокий удар. Представьте себе беременную женщину, которая 9 месяцев вынашивала дитя, мучилась, страдала, ждала. И вот в последний момент ей говорят: «А рожать-то вам, мамаша, не надо. Несвоевременно это. Давайте отложим».

Кстати, о женщинах. На личном фронте у Василия Макаровича было тоже, мягко говоря, напряженно. После громкого романа с Беллой Ахмадулиной Шукшин познакомился в ЦДЛ с Викторией Софроновой, которая в тот день пришла на обсуждение… новой повести писателя Шукшина. Примерно год они прожили вместе, на подходе был ребенок. Но летом 1964-го на съемках в Судаке Василий увидел молодую актрису Лидию Федосееву. По иронии судьбы Шукшин должен был сыграть бывшего уголовника, а знакомство будущих супругов произошло под песню «Калина красная». К тому моменту, когда Софронова родила дочь Катю, новый роман был в разгаре. Поставленный Викторией перед выбором, Василий какое-то время метался между ней и Лидией, как меж двух огней, причем обе с содроганием вспоминают злые и самоубийственные шукшинские запои тех дней.

И было от чего запить. После закрытия «Разина» Шукшин хотел поставить сатирический фильм-сказку «Точка кипения» (мол, вот вам современная тема, подавитесь!). Но на студии Горького зарубили и эту заявку. Причем на обсуждении друзья-коллеги выдвинули железный аргумент: в год славного юбилея Советской власти смех над трудностями и недостатками неуместен. В общем, кругом клин.

Лекарствами от депрессии были выпивка и редкие поездки в родное село. Возможно, к этому периоду относится запись в рабочих тетрадях Шукшина: «Ни разу в жизни я не позволил себе пожить расслабленно… Вечно напряжен и собран… Начинаю дергаться, сплю с зажатыми кулаками. Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения…»

Запас прочности

ОБОШЛОСЬ. Вышел из штопора, руки на себя не наложил (хотя многие опасались). После того как однажды, выпивая с приятелями в кафе, чуть не потерял свою маленькую дочку, дал зарок: «Больше ни капли!» Слово держал твердо — даже будучи в гостях у Михаила Шолохова, к стопке не прикоснулся, чем сильно обидел писателя. После премьеры фильма «Печки-лавочки» стойко пережил кем-то организованную волну негативных «зрительских откликов» в прессе. Когда узнал, что многие возмущенные письма пришли с Алтая, его родины, обмолвился только: «Неожиданно это… и грустно».

Начиная снимать «Печки-лавочки», Шукшин пытался документально оформить обязательства студии Горького по продолжению подготовки к «Разину». Только на этих условиях он соглашался взяться за «современную тему». Но руководство студии продолжало «валять дурака». Не помогло даже письмо в ЦК, откуда Шукшин получил барственный и туманный ответ. Не находя поддержки ни у начальства, ни у студийных мэтров, Василий Макарович ушел на «Мосфильм». Приглашая Шукшина к себе, Сергей Бондарчук твердо обещал помочь с «разинским долгостроем». Но дело с мертвой точки так и не сдвинулось.

И все же именно на «Мосфильме» Шукшин снял тот фильм, о котором мечтает каждый режиссер. То произведение, после которого мастер понимает, что не зря пришел он в это дело, не напрасно учился ремеслу. Фильм «Калина красная» посмотрели больше 62 с половиной миллионов зрителей. И каждый из них нашел в истории завязавшего уголовника Егора Прокудина что-то важное для себя. Бондарчук вспоминал об одном из допремьерных просмотров. Долго не начинали, Шукшин страшно нервничал. Но спустя полтора часа, когда зрители аплодировали и плакали, был счастлив и все время повторял: «Ты видишь, им понравилось!» В те годы жюри Всесоюзных кинофестивалей, дабы не опускать планку качества и престиж, главный приз обычно не присуждало. Но на VII фестивале в Баку правило это было нарушено. «Калина красная» единогласно взяла Гран-при, причем с особой формулировкой, отмечавшей самобытный талант писателя, режиссера и актера Василия Шукшина.

Мало кто знал, что за успех «Калины красной» Шукшин заплатил изрядной долей своего здоровья. В конце съемок у него случилось обострение язвы. Поэтому, когда начался монтаж, сопровождавшийся придирками цензуры, он просто сбежал из больницы, чтобы самостоятельно вносить навязанные поправки и не дать загубить свой фильм. А потом пришла пора озвучки, и снова стало не до врачей. Во время переписи звука приступы случались у него каждые два-три часа. Лицо бледнело, дикая боль заставляла его сжиматься в комок. Помощники тушили в павильоне свет и выходили, Шукшин ложился животом на стул и терпел, терпел…

Смерть на взлете

В ПОСЛЕДНИЙ год своей жизни Шукшин, казалось, поймал удачу: триумф «Калины красной» совпал с выходом нового сборника «Характеры», в БДТ Товстоногов ставит его пьесу «Энергичные люди», семья получает новую квартиру. Даже в истории с многострадальным «Разиным» появились какие-то подвижки. Бондарчук опять начал хлопотать, а пока… предложил Шукшину сняться в своем фильме «Они сражались за Родину».

Съемки на Дону в станице Клетская проходили тяжело. График работы плотный и напряженный, много сложных батальных сцен. К концу сентября у Шукшина, игравшего роль бронебойщика Лопахина, оставался последний эпизод. Как-то он, Георгий Бурков и Юрий Никулин сидели в гримерной, и Шукшин на пачке сигарет нарисовал красной краской картинку.

— Чего нарисовал? — спросил Бурков.

— Да вот… небо, дождь… в общем, похороны.

На следующий день, первого октября, Шукшин позвонил с почты в Москву, поговорил с дочками. Потом вместе с Бурковым отправились в баню, а вечером допоздна смотрели хоккей. Часа в четыре утра Бурков вышел из каюты (артисты жили на теплоходе) и увидел Шукшина, держащегося за сердце. Врача в ту ночь на борту не было (уехал на свадьбу). Валидол не помогал. Тогда Бурков нашел у кого-то капли Зеленина. Шукшин выпил, ушел к себе.

Около девяти Василия Макаровича обнаружили мертвым. Из Клетской тело доставили в Волгоград, где было сделано вскрытие и поставлен диагноз — «острая сердечная недостаточность». В Москву цинковый гроб с телом Шукшина доставили на военном самолете, далее, как обычно, в морг Института Склифосовского. Там почему-то отказались делать повторное вскрытие.

Хоронить хотели на Введенском кладбище, но Бондарчук вытребовал у председателя Совмина СССР Косыгина место на Новодевичьем. Прощание должно было проходить в Доме кино. Ходили слухи, что московские таксисты собирались проехать колонной мимо здания на Васильевской, сигналя в знак траура. Но в Союзе кинематографистов какой-то ушлый чиновник стукнул об этом в КГБ, и все парки получили указание в день похорон задержать выезд машин на маршруты.

К концу панихиды гроб был весь в ветках калины. Почти каждый, пришедший проститься с Шукшиным, оставлял веточку с красными ягодами, а многие клали в гроб крестики и иконки.

Памятуя о юношеском увлечении боксом, Шукшин часто сравнивал жизнь с поединком: «Жизнь свою рассматриваю, как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость. Два из них надо выиграть. А я один уже проиграл». Во втором раунде судьба отправила его в нокаут. Подняться Шукшин не смог. Но был ли удар честным?

Чего боялся Бурков?

КАК ОБЫЧНО после внезапной безвременной кончины известного человека, в народе поползли слухи — мол, дело нечисто… Выискивая причины, припоминали нелицеприятные высказывания Шукшина по поводу «геноцида русского народа» и слова Буркова, сказанные сразу после обнаружения тела: «Они все-таки убили его!»

К досужим сплетням можно было бы не прислушиваться, если бы не серьезные вопросы, которые следствие оставило без ответов. Почему не было повторного вскрытия в Москве? Почему всех удовлетворил диагноз, поставленный в Волгограде? Но Лидия Федосеева утверждала: обследование в цековской больнице, которое Василий Макарович проходил незадолго до смерти, никаких отклонений в области сердца не выявило. Разговоры на тему «выпивка сгубила» тоже несостоятельны — последние восемь лет Шукшин не пил и называл себя «кузнецом собственного тела».

Евгения Платонова, одна из понятых, вспоминает, что в каюте Шукшина все было перевернуто, а сам он лежал скорчившись. На фото в деле помещение прибрано и аккуратно лежащее тело прикрыто одеялом.

Может, все-таки были причины у Георгия Буркова отвечать отказом на любые просьбы рассказать о последней ночи Шукшина? Единственный раз обмолвился он в разговоре с Панкратовым-Черным о странном запахе корицы в каюте Шукшина (характерная примета «инфарктного газа»). Обмолвился и тут же взял с него слово никому ничего не рассказывать до своей смерти.

А может, и не было ничего криминального в кончине Шукшина. Может, просто не выдержала и лопнула та натянутая струна, которую чувствовали в Шукшине все окружающие. Неудивительно это для человека, который свою позицию в жизни и творчестве определял словами: «Угнетать себя до гения!»

http://www.yavlinsky.ru/news/index.phtml?id=1739

 
ИНТЕРНЕТДата: Среда, 02.06.2010, 11:08 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Лицо Василия Шукшина украсило монету в 50 квачей государства Малави

Золотые и серебряные монеты достоинством 50 квач – денежного средства африканского государства Малави – с изображением советского писателя Василия Шукшина выпущены Центробанком Малави по заказу Сбербанка РФ.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, африканская монета выпущена к 80-летию со дня рождения писателя и, скорее всего, сразу станет коллекционной редкостью.

На аверсе квача отчеканена веточка калины и изображение памятника Шукшину работы Вячеслава Клыкова, который установлен на его малой родине в селе Сростки на горе Пикет. На реверсе монеты изначально планировалось разместить портрет английской королевы Елизаветы, но проект претерпел изменения и теперь там изображены лев и тигр.

Сбербанк не поясняет, почему для чеканки монеты была выбрана именно Малави, где Василий Шукшин никогда не бывал. Известно, что тираж монеты составил 5 тысяч штук и ее можно будет приобрести в отделениях Сбербанка.

http://gzt.ru/culture/251104.html

 
ИНТЕРНЕТДата: Среда, 02.06.2010, 11:08 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Даёшь сердце!

Есть неестественность и несопоставимость в соседстве этого имени с этой датой: Шукшин был и навсегда останется для нас молодым. И представить его в преклонном возрасте, как Шолохова или Леонова, невозможно. Тут на защиту его вечной и незыблемой молодости встанет всё, что его окружало и им было: и читательская привязанность, и образ его, оставшийся в памяти, и художественный почерк, и горячность и бескомпромиссность характера. Но есть и высшая, от наших представлений и чувств не зависящая, справедливость в этом соседстве: в 45 лет закончилась земная жизнь Шукшина, и уже тридцать пять лет, как она перешла в служение, в котором ничего изменить нельзя и которое происходит от духовной энергии, аккумулированной в его творчестве и даже в самом имени.

Вспомним: в 60-е годы миновавшего столетия Шукшин ворвался в «плотные слои атмосферы» советского искусства как метеор и своим появлением перевесил ту чашу весов, где собиралось воедино искусство русское. Феномен Василия Шукшина в том и заключался, что его не должно было быть, как, впрочем, не должно было быть всей почвеннической литературы, никто ему, как Ивану-дураку из сказки «До третьих петухов», не давал справки на деятельное существование. Не должно, но явился, обманув сапогами и простецким видом, за которым обнаружился вскоре такой талант, что нельзя его было понимать иначе как не личное приобретение, а дар народный, безошибочный вклад в избранника, способного распорядиться им как надо. Дар этот и дал возможность Шукшину ощутить, как свою собственную, больную душу народа, выпавшую из вековечного гнезда и в страдании ищущую торопливо, как в него, в это гнездо, вернуться.

С сегодняшнего расстояния невольно верится, что те десять – пятнадцать лет, в которые вместилось творчество Василия Макаровича, и были, вероятно, переломными, в них ещё таилось, истаивая, спасение, в них окончательное перерождение только подготовлялось. Можно было, ничего не меняя, обречённо дожидаться, чтобы оно произошло, как это в конце концов и случилось под затверженную аллилуйю, а можно было, спохватившись, взять да и управлять разумно, к пользе гражданина и государства, ходом дальнейших событий. Шукшинский «чудик», этот вышагнувший из общего ряда неспокойный характер, исступлённо добивающийся души и свободы, готов был к тому и другому – и чтобы менялось, и чтобы не менялось. Он жил в раздвоенности. Между государством и человеком к той поре близости, как это было в войну или первые послевоенные годы, уже не существовало; власть говорила окостеневшим языком, мужик слушал вполуха, природным чутьём прекрасно различая, где правда и где ложь, и старался жить сам по себе. На лжи настаивали, но и настаивали как-то без усердия, устало; правда, как неродная, звучала скорбно. Подобная «конфигурация» жизни не могла не калечить людей, «чудачество» героя Шукшина было в этом ряду «травмированных» самым невинным и симпатичным отклонением. Но и оно не могло оставаться долго безобидной «вещью в себе» и постепенно превращалось в надрыв и нелепое, а то и злое противостояние окружающим.

Прихоть Кости Валикова (рассказ «Алёша Бесконвойный») невелика: добился права в выходные не работать и топить по субботам баню. Взял, казалось бы, то, что полагается человеку. Другие не взяли, а он взял. И нашёл в этой победе утешение и радость, стал задумываться о смысле жизни. Моня Квасов (рассказ «Упорный») не верит, что нельзя создать вечный двигатель, и занят его сооружением. Ну и что? Кому плохо от его упрямства? Вроде никому. Но это только начало. Бывают и продолжения. Бригадир Шурыгин («Крепкий мужик») в своём диком упрямстве сваливает с помощью техники старинную красавицу церковь в родном селе. Гена Пройдисвет из одноимённого рассказа после драки с дядей, веру которого в Бога он принимает за притворство и ложь, кричит в неистовстве, представляя гору воздвигнутой перед ним лжи:

– Мы же так опрокинемся!

Генка попал в точку: опрокинулись. Ещё и потому, что перестали различать, где благо и где напасть, не верили ничему. А Николай Григорьевич Кузовников, годами приходивший на вокзал, так и не выбрал деревню на жительство и не сел в поезд, который увёз его из опостылевшего города. А оттуда, из деревни, бежит Иван (рассказ «В профиль и анфас»), заранее зная, что нигде ему не прижиться, потому что «нет в душе крепости».

Вот из-за такого-то «пустяка»: «нет в душе крепости» – и потеряло свою могучую силу государство. И когда этот итог стал окончательно предрешён, Шукшин ушёл.

Так это представляется порой в невесёлых раздумьях: ведь для чего-то он столь настойчиво и неустанно стучался в наши души и тревожил совесть, почему-то со слезами говорил о России и точно по отвесной стене лез, срываясь и теряя опору, но снова и снова карабкаясь вверх, чтобы взобраться наконец и увидеть, что там, по ту сторону…

Валентин РАСПУТИН
http://www.lgz.ru/article/9596/

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz