"ВОЙЦЕК" 1979
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Суббота, 04.02.2012, 21:55 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3282
Статус: Offline
| Всё-таки Клаус Кински с такими чистыми и глубокими голубыми глазами – бесподобный Актёр не от мира сего! Роли «оловянных солдатиков», униженных обитателей беспросветного дна, составляющих самую низкую ступень человеческого существования, героев, которым только и остаётся, что «забить в небо кол и повеситься», именно для него! А что им ещё делать, если мир должен «погрузиться во тьму и раствориться как сахар»? Только лишь, может, «не открывать глаз». Ведь не из тех они, о ком скажут, что «хороший человек всегда доволен жизнью». Они, скорее, будут продолжать ходить по земле и искать, даже если все люди к этому моменту уже умрут …
«ВОЙЦЕК» (Woyzeck) 1979, Германия, 82 минуты — экранизация знаменитой пьесы Георга Бюхнера, являющейся первой в европейской литературе «мещанской трагедией», действие которой происходит «на дне»
В основу фильма положена реальная история рядового Иоганна Христиана Войцека, в приступе ревности убившего свою сожительницу и казненного в Лейпциге в 1824 году. Наиболее камерный фильм Херцога, сконцентрированный на теме подавления человеческой личности, которое приводит к неожиданному взрыву.
Фильм и пьеса
Фильм снят по незаконченной пьесе Георга Бюхнера «Войцек» (1837, опубликована 1879). Литературная критика не пришла к единому мнению о том, в каком порядке Бюхнер предполагал расположить сохранившиеся фрагменты произведения. Фильм довольно точно следует фабуле бюхнеровской драмы, хотя последовательность сцен определял сам Херцог. Некоторые второстепенные персонажи пьесы в фильме не показаны. Идиллический общий план города с озером в начале фильма и насыщенная символизмом заключительная сцена привнесены в сценарий самим Херцогом.
Работа над фильмом
Действие фильма разворачивается на фоне улочек патриархального Телча.
«Войцек» завершает трилогию Херцога о приниженных, маленьких людях, к которой кинокритики также относят фильмы «Загадка Каспера Хаузера» (1974) и «Баллада о Бруно» (1977). Как и в двух других фильмах, на главную роль сначала предполагался Бруно С., но затем режиссёр склонился к кандидатуре Кински, о чём позднее сожалел.
Вернер Херцог и Клаус Кински экранизировали высоко ценимое Херцогом произведение Бюхнера («лучшее, что написано на нашем языке») летом 1978 года в Чехословакии (Телч), сразу после завершения ими работы над фильмом «Носферату — призрак ночи». Небольшой бюджет картины (около 900 000 немецких марок) потребовал, чтобы съёмочная группа уложилась в две недели.
Во время съёмок режиссёр экспериментировал с камерой, которая крайне статична; съёмка каждой сцены ведётся с заданной позиции, монтаж сведён к минимуму. Херцог замечает, что на весь фильм приходится всего двадцать пять склеек, обозначающих переходы между сценами. Сложность такого подхода в том, что при столь статичной камере происходящее на экране должно полностью захватывать внимание зрителя. Этого особенно трудно достичь применительно к исторической экранизации, ибо старинным пьесам несвойственно динамичное развитие действия.
Анализ
Бюхнеровская пьеса содержала в себе зерно немецкого экспрессионизма, и Херцог остался верным этой традиции, заработав себе репутацию неоэкспрессиониста. Режиссёр считает, что фильм «засверкал» от прикосновения к самым «золотым вершинам немецкой культуры».
В отличие от превалирующих марксистских и фрейдистских трактовок пьесы Бюхнера, история Войцека истолкована режиссёром в русле его собственных мыслей об отношениях человека и природы, об их вечном поединке. Рассудок Войцека с трудом балансирует между человеческим и звериным началами, но под влиянием зова природы (к убийству его подстрекают почва и ветер) человеческое неумолимо истончается в нём.
Сила воздействия фильма многим обязана блистательной актёрской работе Кински. В рецензии The New York Times сказано, что от его присутствия на экране невозможно оторваться; иногда кажется, что тлеющий в нём вулкан эмоций прожжёт киноплёнку.
Интересные факты
Производство фильма заняло всего 18 дней.
Весь почти полуторачасовой фильм насчитывает всего 27 монтажных склеек.
Когда Войцек наносит Мари первый удар ножом, можно заметить, что он держит нож в руке лезвием назад.
Прототип героя пьесы и фильма Иоганн Христиан Войцек был публично казнен в Лейпциге 27 августа 1824 года за жестокое убийство.
После казни Войцека на страницах печати развернулась обширная полемика по поводу степени вины и вменяемости казненного. Отголоски этих споров отразились в образе, созданном драматургом Георгом Бюхнером.
Георг Бюхнер начал писать пьесу «Войцек» в 1836 году - спустя 12 лет после казни Войцека.
Георг Бюхнер умер 19 февраля 1837 года, не успев закончить пьесу. Однако написанного материала оказалось достаточно для того, чтобы пьеса была опубликована и поставлена.
В 1921 году австрийский композитор-экспрессионист Альбан Берг создал на основе пьесы Бюхнера знаменитую оперу «Войцек».
Награды
Каннский кинофестиваль, 1979 год Победитель: Лучшая актриса второго плана (Ева Маттес) Номинация: Золотая пальмовая ветвь
Смотрите фильм
http://vk.com/video16654766_161828206
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Суббота, 08.10.2016, 15:07 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Войцек Woyzeck, 1979 Историческая экзистенциальная драма
Было бы странно, если бы когда-нибудь Вернер Херцог не обратился к экранизации пьесы Георга Бюхнера и не занял Клауса Кински в заглавной роли. История немецкого солдата Франца Войцека, который в начале XIX века был доведён до беспамятства и обезличенности идиотской муштрой, издевательскими придирками офицеров, насмешками окружающих над его странностями и убил в порыве слепой ярости изменявшую жену, как нельзя кстати соответствует главной теме творчества этого режиссёра, а характер персонажа совпадает с неистовым темпераментом актёра. Херцог из фрагментарной, незавершённой драмы Бюхнера создаёт потрясающей силы визуальное, истинно кинематографическое произведение, заставляя поверить, что помимо всего вышеназванного, некий гул земли, ток воздуха, гипноз природы повергают безмятежного, покорного, терпеливо несущего свой крест человека во внезапное смятенье. И это вынуждает его решиться на отчаянный, бессмысленный бунт не только против конкретных лиц или обстоятельств жизни.
Гениальный длинный крупный план Войцека, раз за разом машинально всаживающего нож в тело жены на берегу реки, рождает ощущение, что герой бросает дерзкий, богохульственный вызов всему сущему и Богу на небесах. В немыслимо голубых глазах Клауса Кински — страдание, раскаяние и вселенская печаль о том, что человек — всего лишь марионетка в неведомых руках, оловянный солдатик, предназначенный неизвестно для чьих игр, некий посланец, который был заброшен кем-то в этот мир и давно позабыл о своей подлинной цели. И тут вдруг постигаешь, что он — как духовный близнец легендарного «найдёныша» Каспара Хаузера из ленты «Каждый за себя, а Бог против всех». В теле недотёпы и своего рода сомнамбулы тоже мучается невостребованная, неизъяснённая душа. И то, что «Войцек» поставлен Вернером Херцогом в один год с новой версией «Носферату», убеждает в следовании постановщика романтической, экспрессионистской традиции немецкого искусства, а Франц Войцек ещё может косвенно напомнить загипнотизированного убийцу-маньяка Чезаре из программного для экспрессионизма фильма «Кабинет доктора Калигари».
Сергей Кудрявцев https://www.kinopoisk.ru/review/853351/
|
|
| |
|