Пятница
29.11.2024
12:42
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Фрэнк Капра "ЭТА ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ" 1946 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Фрэнк Капра "ЭТА ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ" 1946
Александр_ЛюлюшинДата: Понедельник, 20.12.2021, 19:46 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
Первый семестр нашего 23-го сезона мы завершаем удивительно светлым, добрым и оптимистичным фильмом, премьера которого состоялась ровно 75 лет назад! Это и милая рождественская сказка, и притча о том, что каждый из нас имеет своё предназначение! Что жизнь – это величайший подарок! И что «счастье – не то, что рисуешь в своём воображении, а то, что видишь каждый день. Это умение радоваться восходу и заходу солнца, не переключаясь на тоску, отчаяние, злость и апатию»... Будьте с нами 24 декабря 2021 года!

«ЭТА ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ» (англ. It's a Wonderful Life) 1946, США, 131 минута
— фильм Фрэнка Капры по рассказу Филипа Ван Дорен Стерна «Величайший подарок»


Джордж Бейли, владелец кредитной компании в выдуманном американском городке Бедфорд Фоллс, честный, отзывчивый, любящий муж и отец, подавлен свалившимися на него невзгодами и подумывает о самоубийстве.

Очевидно, что человек, отказывающийся от самого большого дара Бога – жизни – нуждается в помощи ангела-хранителя. И Небеса отправляют ему на выручку Кларенса, единственного свободного на тот момент Ангела Второго Класса, приятного, доброго, но неопытного, еще даже не заслужившего крылья.

Если он сделает свою работу хорошо и сможет отговорить Джорджа от смертного греха, он получит крылья. А времени у него почти не осталось… Кларенс находит единственно правильное решение – показать Джорджу мир, в котором тот не существует.

Съёмочная группа

Режиссер: Фрэнк Капра
Сценарий: Фрэнсис Гудрич, Альберт Хэкетт, Фрэнк Капра, Джо Сверлинг, Майкл Уилсон, Филип Ван Дорен Стерн
Продюсер: Фрэнк Капра
Операторы: Джозеф Ф. Бирок, Джозеф Уолкер, Виктор Милнер
Композитор: Дмитрий Тёмкин
Художники: Джек Окей, Уильям Кэмерон Мензиес, Эдвард Стивенсон, Эмиль Кури
Монтаж: Уильям Хорнбек

В ролях

Джеймс Стюарт — Джордж Бейли
Донна Рид — Мери Хэтч Бейли
Кэролин Граймс — Зюзю Бейли
Лайонел Берримор — Генри Поттер
Томас Митчелл — дядя Билли
Генри Трэверс — Кларенс Одбоди, ангел второго класса
Бьюла Бонди — миссис Бейли
Фрэнк Фэйлен — Эрни Бишоп, таксист
Уорд Бонд — Берт, полицейский
Глория Грэм — Вайолет Бик
Лиллиан Рэндольф — Энни
Бобби Андерсон — Джордж Бейли в детстве
Сэмьюэл С. Хайндс — Папаша Бейли
Стэнли Эндрюс — мистер Уэлч (в титрах не указан)

Создание

Фильм основан на рассказе Филипа Ван Дорен Стерна «Величайший подарок» (англ. The Greatest Gift), написанного им в ноябре 1939 года. После нескольких неудачных попыток издать его писатель самостоятельно распечатал его в виде 24-страничной брошюры и разослал 200 копий рассказа членам семьи и друзьям на рождество 1943 года. Эта история привлекла внимание Кэри Гранта, или, согласно другой версии, продюсера «RKO Pictures» Дэвида Хемпстеда (англ. David Hempstead), который уже показал рассказ агенту Гранта, которого он заинтересовал. В апреле 1944 года RKO приобрела права на эту историю за 10 000 долларов. После того, как несколько известных сценаристов (Далтон Трамбо, Клиффорд Одетс и Марк Коннелли) работали над адаптацией рассказа, киностудия RKO продала в 1945 году права на сюжет «Liberty Films», основанной в 1945 году продюсерской компании Фрэнка Капры за те же 10 000 долларов. Режиссёр сразу увидел возможность удачной экранизации рассказа и решил заняться его адаптацией для своего первого голливудского послевоенного художественного фильма. Ещё в 1939 Капра создал компанию «Frank Capra Productions», на базе которой выпустил фильм «Познакомьтесь с Джоном Доу». После вступления США во Вторую мировую войну он закрыл компанию и вступил в Войска связи США (англ. U.S. Army Signal Corps), где, как и другие американские кинематографисты, занимался подготовкой и выпуском документальных и художественных фильмов для нужд военной пропаганды и дослужился до звания полковника. Весной 1945 года Капра и его коллега по службе Самуэль Брискин были демобилизованы и решили открыть собственную киностудию. Несколько позднее в состав акционеров вошли Уильям Уайлер и Джордж Стивенс. «Liberty Films» сумели договориться с «RKO Pictures» о показе 9 своих фильмов. Планировалось, что каждый из трёх продюсеров компании (Капра, Уайлер, Стивенс) снимут по три фильма, по фильму в год.

Первым из сопродюсеров к съёмкам приступил Капра, выбрав для адаптации рассказ «Величайший подарок», а этот фильм стал единственным, выпущенным компанией под своими реквизитами.

Фильм был снят в павильонах «RKO Radio Pictures Studios» в калифорнийском Калвер-Сити, и на кинопроизводственном ранчо «RKO» в Энсино. Кинематографическая модель города Бедфорд Фоллз состояла из главной улицы с 75 магазинами, зданиями и жилого района. Съёмки картины, по планам, должны были занять 90 дней, и съёмочная группа уложилась в этот срок, которые начались 15 апреля 1946 года и завершились 27 июля 1946 года.

Премьера картины состоялась 20 декабря 1946 года в театре «Глобус» (англ. Globe Theatre) в Нью-Йорке, но в последующем прокате она не имела успеха, на который рассчитывали создатели.

Признание

1947 — 5 номинаций на премию «Оскар»: лучший фильм, лучший режиссёр (Фрэнк Капра), лучший актёр (Джеймс Стюарт), лучший монтаж (Уильям Хорнбек), лучшая запись звука (Джон Олберг)
1947 — премия «Золотой глобус» за лучшую режиссуру (Фрэнк Капра)
1990 — фильм помещен в Национальный реестр фильмов
1994 — почетная премия «Молодой актёр» бывшей звезде-ребёнку (Джимми Хокинс)

В 2004 году канал BBC выбирал лучшие фильмы, которые не получили «Оскара». Фильм «Эта прекрасная жизнь» попал на второе место.

По версии Американского института киноискусства «Эта прекрасная жизнь» занимает:

1998 год — 11-е место в списке лучших американских фильмов за 100 лет;
2002 год — 8-е место в списке самых страстных американских фильмов;
2003 год — Джордж Бейли на 9-м месте в списке лучших положительных героев; Генри Поттер на 6-м месте в списке лучших отрицательных героев;
2006 год — 1-е место в списке самых вдохновляющих американских фильмов;
2008 год — 3-е место в списке лучших американских фэнтези фильмов.

Фильм занимает высокое место в списке лучших фильмов по версии IMDb.

Несмотря на номинации на «Оскар» и премию «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, фильм имел полный кассовый провал, собрав $3,3 млн при общих затратах на создание оцениваемых в $3,18 млн. Влиятельный критик из «The New York Times» Босли Краузер писал, что слабая сторона фильма заключается в его сентиментальном характере и «иллюзорности такой картины мира»: «Эти милые люди очаровательны, городок — привлекателен, а способ решать проблемы жизнеутверждающ и прост. Но почему-то всё это скорее напоминает театральные подмостки, чем реальную жизнь». Историк кино Жорж Садуль, считал, что после войны голливудский кинематограф вступил в кризис, который сопровождался «уходом и деградацией ряда прежних мастеров кино», а Капра буквально «впал в слабоумие», относя к этому периоду такие фильмы как «Жизнь прекрасна» и «Штат Союза» (1948).

Низкие сборы в прокате разорили продюсерскую компанию Капры «Liberty Films» и привели к спаду его кинематографической карьеры — в течение следующих двух десятилетий он сумел поставить всего пять картин. Однако спустя три десятилетия «Эта прекрасная жизнь» получила признание и стала причисляться к его лучшим фильмам. Дело в том, что в 1974 году закончился период действия авторских прав на фильм, компания-правообладатель сочла их продление ещё на 28 лет невыгодным с коммерческой точки зрения, и «Эта замечательная жизнь» попала в общественный доступ, где приобрела широкую популярность на американском телевидении. Телекомпании стали демонстрировать бесплатную семейную драму в канун Рождества, ещё через несколько лет картина вышла на видеокассетах. К тому моменту, когда правообладатели осознали, что фильм обладает значительным коммерческим потенциалом, и стали ограничивать права на его трансляцию, без этой ленты нельзя было представить рождественские праздники в США. В связи с этим режиссёр признавался, что в этом случае получилась приятная, но всё-таки нелепость: при создании этого фильма в его намерения не входило снять рождественскую историю.

На волне успеха фильма в городе Сенека-Фоллз округ Сенека в штате Нью-Йорк, утверждают, что Капра при создании фильма был вдохновлён именно их городом, что, видимо, произошло после посещения его в 1945 году. Ежегодно в декабре в городе проводится фестиваль, посвящённый фильму. В 2009 году в городе открылся отель «Кларенс», названный в честь ангела-хранителя Джорджа Бейли. 10 декабря 2010 года в городе открылся музей «Эта прекрасная жизнь», на котором в качестве почётной гостьи присутствовала актриса Каролин Граймс, которая сыграла Зюзю в фильме. Картина Капры была одной из самых любимых у Франсуа Трюффо, на похоронах которого в октябре 1984 год Клод же Живре произнёс погребальную речь, написанную под влиянием американской мелодрамы.

В другом традиционном «рождественском» фильме «Один дома» прибывшие в Париж члены семьи Маккаллистеров смотрят в отеле фильм Капры.

Оригинальное английское название рассказа «Where's My Hat, What's My Hurry?» (2003) Рэя Брэдбери из его сборника «Кошкина пижама» (2004) — является перефразированой цитатой «Well, here's your hat, what's your hurry» из фильма.

Художественные особенности

Польский историк кино Ежи Тёплиц, размышляя о творчестве американского режиссёра, отмечал, что для него вообще характерна «сказочная концепция действительности». По мнению того же автора, картины американского постановщика находили отклик и сопереживание благодаря тому, что они представляли идеальное соединение реалистических элементов с мечтами и желаниями миллионов зрителей провинциальной Америки, так в его фильмах они видели знакомых персонажей: «Капра прославлял доброту и всеобщее согласие, он утверждал, что в каждом человеке таятся неисчислимые сокровища сердечности. Всё можно преодолеть, даже самые серьёзные трудности, если руководствоваться голосом разума и сердца. Триумфом добра и благородства неизменно кончались все фильмы Фрэнка Капры». Режиссёра за свойственную ему манеру называли «великим утешителем» и «О. Генри экрана», в своих фильмах он сумел создать свой оригинальный «воображаемый мир, в котором всё решалось наилучшим образом» и всё определяется законами справедливости и морали. Как замечает киновед И. Звягинцева, благодарные зрители охотно прощали режиссёру некоторые несоответствия его «социальной утопии» окружающей их реальности: «Порой суровая правда жизни врывалась в фильмы режиссёра, и тогда появлялся привкус горечи, ибо, кто, кто, а сам Капра в полной мере испытал на себе всю прелесть „выхода в люди“, но свою задачу он видел в том, чтобы вселить в зрителей оптимизм и надежду на перемены к лучшему, (в чём, надо признать, полностью преуспел)». По мнению влиятельного американского критика Роджера Эберта, наиболее поразительное в этой картине заключается в том, как ей удаётся иметь успех у публики — «это один из тех нестареющих фильмов, вроде „Касабланки“ или „Третьего человека“, которые возраст только красит». В современной критике отмечается, что в классических фильмах 1930-х годов прославлял простого американца, к чему он вернулся в своём первом послевоенном фильме, в котором так же, как и раньше, «любуется добротой простого народа, равно как и ценностью скромных желаний, даже неисполнимых». Если рассматривать его без хрестоматийной рождественской составляющей, можно заметить, что во многом этот фильм представляет собой эксцентрическую комедию, наполненную мимолётными язвительными замечаниями «на тему любви, секса и общества».

По мнению британского критика и журналиста Уилла Гомперца (англ. Will Gompertz), в фильме присутствует отсылка к картине Поля Гогена «Видение после проповеди» (1888). По его наблюдению, это отражено в той сцене, когда после того, как Джордж Бейли спасает из реки своего ангела-хранителя Кларенса Одбоди, они располагаются в лачуге, где обсыхают: «Бельевая верёвка рассекает экран по горизонтали. Внизу, под верёвкой, Джордж разбирается со своими земными неприятностями, а над ней возвышается голова небожителя Кларенса и изрекает премудрости горнего мира».

Смотрите трейлер

https://vk.com/video16654766_456240467
 
ИНТЕРНЕТДата: Четверг, 23.12.2021, 19:55 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
«ЭТА ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ» (It’s a Wonderful Life)
Мелодрама с элементами мистической фантазии


Кажется, во второй серии популярной комедии «Один дома» американское семейство, отправившееся на рождественские каникулы в Париж, добралось, наконец, до пункта назначения и включило в парижском отеле телевизор, чтобы убедиться, что там не демонстрируется фильм «Эта прекрасная жизнь». Кто-то из детей иронически, но и чуть ностальгично изрекает: «Значит, мы точно не в Америке». Эта шутка в большей степени понятна американцам, для кого, начиная с 70-х годов, показ старой ленты Фрэнка Капры под Рождество превратился в столь же непререкаемую традицию, как и Санта Клаус, наряженное рождественское дерево и подарки под ним. «Эта прекрасная жизнь» была объявлена своеобразным американским аналогом «Рождественской песни» Чарльза Диккенса, а её режиссёр, между прочим, итальянец по рождению, приехавший в шестилетнем возрасте вместе с семьёй в Калифорнию, «самым американским из всех постановщиков» (CineBooks).

Самое забавное заключается в том, что во время появления в кинотеатрах США в декабре 1946 года эта картина не была суперхитом сезона (наподобие ленты «Лучшие годы нашей жизни» Уильяма Уайлера, которая стала коммерчески успешной более чем в семь раз, в чём-то перекликаясь с «Этой прекрасной жизнью» из-за обращения к судьбам тех, кто вернулся домой после второй мировой войны и не нашёл себе места в новой жизни). И фильм Капры не получил ни одного «Оскара», уступив упомянутому произведению Уайлера, хотя и был выдвинут по пяти номинациям. А потом два с половиной десятилетия оказался полузабытым, пока у телекомпании PBS не возникла идея демонстрировать на Рождество это ничего не стоящее для них (находящееся в категории public domain, то есть свободного доступа), давнее кино.

Кстати, тогда же, в начале 70-х, возникла мода на ретро, на эпоху Великой депрессии и периода «просперити» 30-х годов, когда была «золотая пора Голливуда», а тот же Капра являлся «Великим Утешителем» всей страны, создавая свои «оптимистические комедии» - от «Леди на день» до «Познакомьтесь с Джоном Доу». Интересно также, что позднее «Эта прекрасная жизнь» даже стала предметом слушаний в Конгрессе США, поскольку и актёр Джеймс Стюарт, и режиссёр Фрэнк Капра, больше всего обожавшие именно эту свою работу, возражали против варварской компьютерной «колоризации», чему, по инициативе телемагната Теда Тернера, начали подвергать многие чёрно-белые картины.

Если же отвлечься от всех этих побочных историй, то «Эта прекрасная жизнь» предстанет по-настоящему сентиментальной, трогательной и утешительной «сказкой для взрослых» о том, что даже в самую трудную минуту не стоит отчаиваться и пытаться покончить жизнь самоубийством. Главное, чтобы рядом оказался кто-нибудь, пусть добросердечный и заботливый ангел, который не только сможет предотвратить непоправимую ошибку, но и внушить такую очевидную истину, что жизнь на самом деле прекрасна и удивительна. Надо лишь заново прокрутить киноленту собственной судьбы, просмотреть некий флэшбэк своих радостей и разочарований, но постараться увидеть в том, что осталось за спиной, больше хорошего и светлого - и как раз заметить, что, возможно, у каждого над плечом находится личный ангел-хранитель. Между прочим, в этом по-детски наивном предположении непроизвольно угадана, помимо жизнетворного начала, позволяющего человечеству предпочитать инстинкт самосохранения вместо жажды самоистребления, одна из самых сущностных черт кинематографа, который ничем другим и не является, как своеобразным ангелом-хранителем, имеющим в обиталище своей памяти миллионы жизней-флэшбэков. Они проходят перед нами чередой и, вероятно, кого-то спасают или утешают. Тогда уж не покажется хвастливым преувеличением замечание Фрэнка Капры в его мемуарах «Имя выше заголовка» (кстати, он действительно стал первым постановщиком в Голливуде, чью фамилию начали писать над названием): «Я думаю, что это самый величайший мой фильм. Более того, я думаю, что это самый величайший фильм из когда-либо созданных... Это моего сорта фильм для моего сорта людей».

Сергей Кудрявцев
https://kinanet.livejournal.com/384291.html
 
ИНТЕРНЕТДата: Четверг, 23.12.2021, 19:56 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ЭТА ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ: ОБАЯТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ

Поиски счастья, миф об американской мечте и повседневная утопия в культовой рождественской трагикомедии Фрэнка Капры


– Тот, у кого есть друзья, уже многого добился в жизни.
Из фильма «Эта замечательная жизнь»


Один из величайших актёров в истории кино Джеймс Стюарт создал на экране ряд запоминающихся образов. Критики уважают его за недотёпу-идеалиста из фильма «Мистер Смит едет в Вашингтон» и обаятельного юродивого из ленты «Харви», а зрители любят за наивного романтика Джорджа Бейли из постановки Фрэнка Капры «Эта прекрасная жизнь».

Картина автора «Потерянный горизонт» является экранизацией повести Филипа Ван Дорен Стерна «Величайший подарок», которая рассказывала об одном из жителей Бедфорда, из-за многочисленных неприятностей решившего покончить жизнь самоубийством, но в самый последний момент увидевшего ангела-хранителя, который и спасает мужчине жизнь. Затем божественное существо показывает, что было бы с близкими и друзьями Джорджа Бейли, если бы тот не родился.

Фильм существенно расширил оригинальную историю, а также наделил её новыми смыслами. Но как так получилось, что вполне себе ординарная история благочестивого гражданина, образцового сына и брата, а также примерного семьянина превратилась в поучительную, многовариантную постановку о цене счастья?

Во-первых, первооснова произведения Капры – миф об американской мечте. США – страна иммигрантов, переплывших Атлантический океан в поисках лучшей жизни и равных возможностей. Право на личное счастье, свободу предпринимательства, мысли и творчества с неизменным символом в виде Статуи Свободы всегда почиталось на родине Уолта Уитмена и Авраама Линкольна.

«Эта замечательная жизнь» воспевает духовные и материальные ценности жителей Соединённых Штатов Америки. Демонстрируя взаимоотношения героев в форме обаятельной социальной утопии, создатели вводят в повествование ангела-хранителя главного героя (забавный Генри Треверс) и меняют мелодраматический тон повествования на комедийно-трагический. Противопоставляя доброй сказке суровую реальность, история упрощается, в абсолют возводятся условности и допущения.

Персонажи второго плана – многочисленные друзья и знакомые мистера Бейли – оказываются марионетками в руках кукловодов, а неожиданные сюжетные повороты выглядят самыми настоящими роялями в кустах. Но что бы смотрелось неуместно в ленте с прозаическим сюжетом о сложностях семейных отношений, выглядит вполне оправданно в полотне, где смелая фантазия вмешивается в привычное течение жизни. Потому и волшебство, опускающееся на Землю в финальной трети ленты – вовсе не искусственно встроенная в сюжетную канву деталь, а полноценная часть истории героя Джеймса Стюарта.

Во-вторых, родившийся на Сицилии и эмигрировавший в США в возрасте шести лет Капра в «Этой замечательной жизни» разработал не только смысловую, но и идеологическую составляющую истории. Введённый в 1930-м году кодекс Хейса, утвердивший в кино ряд запретительных мер нравственного характера, способствовал такому подходу постановщика.

Религиозные мотивы – заботящийся о своих детях-людях всевидящий Бог – смешиваются в постановке с темами семьи, любви и социального неравенства, а сама история приобретает черты эксцентрической комедии – сказывается предыдущий опыт кинематографиста. Режиссёр, в начале 20-х работавший с Маком Сеннетом и сделавший Гарри Лэнгдона всенародно любимым комиком, привнёс в постановку юмор – сдержанный и уместный.

Но работа Фрэнка Капры так сильно запомнилась его современникам и последующим поколениям зрителей не только потому, что следовала правилам классического Голливуда. Как ни удивительно, «Эта замечательная жизнь» игнорировала некоторые постулаты кинопроизводства того времени. Драма мечтателя Джорджа Бейли, у которого вроде бы есть всё, о чём можно мечтать – красавица-жена Мэри (Донна Рид), четверо детей, своё дело и частный дом – начинается тогда, когда в его голове появляются сомнения.

Тотальное несовпадение умозрительного идеала и сказочной действительности приводит к потрясающему и в то же время простому открытию: счастье – не то, что рисуешь в своём воображении, а то, что видишь каждый день. Это умение радоваться восходу и заходу солнца, не переключаясь на тоску, отчаяние, злость и апатию.

Колебания героя в условиях утопического мира – вот одна из главных особенностей этой жизнеутверждающей истории. Перефразируя одну отечественную песню, про картину Фрэнка Капры можно сказать: «Так не бывает в жизни, пусть будет хотя бы в фильме».

Геннадий Гусев | 31 декабря 2019
https://cinetexts.ru/wonderful_life
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz