Понедельник
25.11.2024
21:46
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ: 2001" 1968 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ: 2001" 1968
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 10.04.2010, 08:42 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
3 апреля 1968 года зрители впервые увидели величайший фантастический фильм в истории кино, шедевр Стенли Кубрика - «КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ: 2001 ГОД». Эта философская притча едва выйдя на экраны, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Ничего подобного до той поры еще не снимали, и потому критики сразу назвали ее поворотным рубежом в истории научно-фантастического кино. "Трюковики" помогли режиссеру представить перипетии космического путешествия с небывалым, почти документально точным правдоподобием (на это ухнули 10 миллионов долларов - огромные на то время деньги), и их совместными усилиями слова "научная" и "фантастика" были уравнены в правах. Но дело не только в потрясающих визуальных спецэффектах, отмеченных "Оскаром". Картина эта стала общепризнанным шедевром прежде всего из-за ее в общем-то легко воспринимаемой философской нагрузки. Перед началом путешествия в будущее Кубрик навещает наших доисторических предков, потом перепрыгивает через тысячелетия в колонизированный космос и под конец забрасывает астронавта Боумэна в неизведанный район космоса, может быть, даже - в вечность. В одном из интервью режиссер заявил: "Все, что выходит за пределы человеческого понимания, является чудом и манит меня... Каждый может по-своему понимать философский и аллегорический смысл этого фильма. Я хотел проделать некий опыт "зрительного порядка", который не требует понимания, а обращается всей своей эмоциональной нагрузкой непосредственно к области бессознательного восприятия".

Смотрите фильм

http://vkontakte.ru/video16654766_148184245







Интересные факты

Известно, что во время съёмки фильма Кубрик консультировался со специалистами НАСА. А позднее в честь фильма НАСА назвало один свой космический зонд «2001 Mars Odyssey».

Для имитации лунной поверхности Кубрик импортировал, перемыл и перекрасил несколько тонн песка.

По словам Айзека Азимова, Кубрик хотел застраховаться на тот случай, если внеземная цивилизация будет открыта до премьеры фильма. Но крупная лондонская страховая компания «Lloyd's» ему отказала.

По словам Дугласа Трамбалла, отснятый для фильма материал почти в 200 раз превысил продолжительность вышедшей на экран ленты.

Один из научных консультантов фильма, Марвин Мински, чуть не погиб на съёмочной площадке от упавшего с декораций гаечного ключа.

Артур Кларк сказал после премьеры: «Если вы умудритесь полностью понять „Одиссею“, то для нас это провал, ведь мы пытались дать гораздо больше вопросов, чем ответов».

Изначально озвучивать «HAL 9000» планировалось женским голосом.

В некоторых сообщениях компьютеров можно заметить участки программного кода, написанного на Фортране.

Между фильмом Кубрика и книгой «Космическая одиссея 2001» Кларка существует значимое отличие: в книге третий «монолит» находится не на орбите Юпитера, а на поверхности Япета, спутника Сатурна, куда и направляется экспедиция «Discovery». В своё время отличие было объяснено тем, что Кубрик не смог найти способ реалистично запечатлеть кольца Сатурна в фильме, используя доступную технологию тех времён, поэтому место действия сюжета было решено перенести на Юпитер.

Во время игры Фрэнка с HAL 9000, HAL указывает на выигрышную комбинацию, в результате которой он выигрывает матом в три хода, астронавт моментально соглашается с ним, хотя компьютер совершает ошибку, на самом деле мат ставится на два хода позже.

«Оскар» за грим появился только в 1981 году, поэтому обезьяны в «Одиссее» не были номинированы на эту награду. Хотя фильм «Планета обезьян» получил в том же году от Киноакадемии «Honorary Award» за грим.

Первое слово произносится лишь на 25-ой минуте фильма.

В основу фильма легли рассказы Артура Кларка, автора тетралогии «Космическая одиссея», который сам и работал над сценарием.

Полная версия фильма имеет хронометраж 160 минут.

Фильм занимает первое место в списке среди 10-и лучших фантастических фильмов по версии AFI.
 
ИНТЕРНЕТДата: Воскресенье, 18.04.2010, 09:30 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
«КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ: 2001 ГОД»

На заре истории таинственный черный монолит научил обезьян строить и убивать, превратив их тем самым в людей. В 2001 году другой монолит, найденный на Луне, приказал людям лететь к Юпитеру, навстречу новым превращениям.

Черный монолит — так можно определить и саму «Космическую одиссею», угрожающую, монументальную, бесчеловечную и почти бессловесную вещь в себе, излучающую холодное, таинственное свечение. Здесь все впервые: первый мятеж компьютера, отрубающего космонавтов от систем жизнеобеспечения; первый психоделический трип в туннеле из звуков и красок; первое слияние пространства и времени, в точке которого астронавт встретит себя нерожденного и себя же, испускающего последний вздох. Вселенная Кубрика живет по законам ницшеанской музыки Рихарда Штрауса: корабль Discovery с безмерно одиноким и безмерно сильным астронавтом кружится в галактическом танце помимо своей воли, как кружатся звезды и планеты. И точно так же подчиняется уверенной и холодной режиссерской воле зритель, совершающий космический вояж, из которого он если и вернется, то превращенным — то ли в сверхчеловека, то ли в убитый, но воскресший, как подобает богам, компьютер.

Михаил Трофименков
http://www.afisha.ru/movie/167381/review/146319/

 
ИНТЕРНЕТДата: Воскресенье, 18.04.2010, 09:30 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
«КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ: 2001 ГОД»
Письмо из Англии: фильмы, будоражащие мысль

С выходом на экран фильма "2001: космическая Одиссея" западное кино делает самый большой и самый драматический бросок в космическую эру. Этот британский фильм, сделанный в Англии американским режиссером Стэнли Кубриком, находился в производстве два года и оказался баснословно дорогим.

Технически это - поразительное достижение. Он переносит зрителей в будущий мир межпланетных путешествий, великолепно используя при этом гигантский изогнутый экран синерамы. Странные и красивые космические корабли причудливо двигаются в космосе под музыку вальса "Голубой Дунай". Космические путешественники по пути на Луну отдыхают ночью в роскошном отеле, имеющем свою постоянную орбиту. Стюардессы, привычные к невесомости, "плавают" в кабинах, не теряя спокойствия даже тогда, когда им приходится ходить вверх ногами.

Во время исследовательского путешествия на Юпитер "духовным наставником" команды является не человек, а робот по имени Хэл. В нем запрограммированы человеческий голос и эмоции, что позволяет ему вести долгие разговоры с участниками полета.

Фильм, переполненный выдумкой, изобретательностью, различными находками, не только великолепное зрелище, но и философские размышления о жизни. Все, кто знает творчество Стэнли Кубрика, не будут удивлены этим. Ибо этот режиссер, на творческом счету которого числятся антивоенная драма "Пути славы", экранизация романа "Спартак" и сатира на увлечение водородной бомбой "Доктор Стрэнджлав", не боится социальной критики в своих фильмах.

Тема "Космической Одиссеи" - сейчас одна из самых важных. Это взаимоотношения человека с наукой. Но позиция Кубрика, утверждающая, что прогресс науки обгоняет прогресс человеческого сознания, весьма спорна. Показывая великие технические достижения будущего, Кубрик в то же время рисует людей этой эпохи мелкими и тривиальными, руководствующимися лишь корыстными соображениями. Создавая из робота свое собственное подобие, они сделали его тоже мелким и тривиальным. И в конце концов Хэл поднимается против них и саботирует полет на Юпитер, руководствуясь чисто человеческим желанием поступить назло окружающим его людям. Полет оканчивается катастрофой. Остается в живых только один человек. Он совершает захватывающее дух космическое путешествие, в котором зрители как бы принимают участие. Его конечная цель - огромный каменный монолит, который не раз появлялся на экране в течение фильма.

Значение этого монолита может быть истолковано по-разному. Является ли он символом созидания? Ищущего человеческого духа? Неведомой жизненной силы? Религии? Фильм обрывается неожиданно и не дает ответа на этот вопрос. Что касается меня, то контраст между тем, как Кубрик показывает величие космоса и принижает людей, завоевавших его, кажется мне спорным и пугающим. Но нет сомнений, что этот в высшей степени оригинальный фильм со странным и неожиданным концом вызовет оживленные дискуссии и породит размышления о крайне важных проблемах современности.

Нина Хиббин, кинообозреватель газеты "Морнинг стар", Лондон
Журнал "Советский экран" (№17/1968)
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/hollywood/10697/annot/

 
ИНТЕРНЕТДата: Воскресенье, 18.04.2010, 09:31 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
«КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ 2001 ГОДА» Великобритания-США, 1968, 160 мин.

Фильм состоит из четырех частей. 1-2. «Рассвет человечества». Племя человекоподобных обезьян живет по соседству с дикими животными, со стороны которых иногда подвергается нападениям. Приматы также соперничают из-за воды с представителями другого племени. Однажды люди-обезьяны находят торчащий из земли и устремленный вверх большой черный монолит. Они внимательно исследуют его и даже осмеливаются пощупать. Под влиянием этого монолита одна обезьяна додумывается использовать обглоданную кость в качестве дубинки. С тех пор люди-обезьяны становятся плотоядными и начинают убивать друг друга…Четыре миллиона лет спустя космический корабль путешествует по Вселенной. Американский ученый, доктор Хейвуд Флойд, после стоянки на космической станции возвращается на Луну. На Клавиусе он рекомендует ученым не раскрывать секрет фантастического открытия, которое он сделал. Потом он направляется с несколькими астронавтами наблюдать загадочный черный монолит, похожий на тот, который нашли люди-обезьяны. По мнению ученых, он был зарыт в землю сознательно более четырех миллионов лет назад. 3. «Цель-Юпитер. 18 месяцев спустя». Космический корабль «Discovery» уже девять месяцев находится в пути, направляясь к Юпитеру. Экипаж насчитывает двух астронавтов Дэвида Боумана и Фрэнка Пула, трех ученых, находящихся в состоянии анабиоза, и компьютер Хол-9000, самый совершенный аппарат, который управляет всеми маневрами корабля. Астронавты до настоящего времени не знают о цели своего путешествия. Неожиданно Хол-9000 заявляет, что произошла поломка спутниковой антенны, которую нужно починить в течение 72 часов. Боуман покидает корабль в мини-капсуле и докладывает Пулу, что антенна находится в идеальном состоянии. Но Хол-9000 предлагает заменить определенную деталь. После этой ошибки, которая их очень тревожит, Боуман и Пул размышляют, не стоит ли отключить Хол-9000. Ведь этого еще никогда не делали с компьютерами этого типа. Как Хол-9000, который ведет себя почти как человек, мог совершить такой промах? Напряжение на корабле возрастает, так как Хол-9000 не хочет своего отключения от питания. Он слышит все, о чем говорят космонавты, поэтому ведет себя соответственно. Астронавты решают не разговаривать вслух, но компьютер читает слова по губам. Когда Пул выходит в открытый космос, чтобы поставить на место исправный фрагмент антенны, Хол-9000 провоцирует его смерть, как и трех ученых, находящихся в спячке. Боуман выходит в открытый космос в мини-капсуле, чтобы забрать тело Пула, но не может возвратиться обратно, так как Хол-9000 блокирует вход. Боуман возвращается обратно в корабль через аварийный выход. Он отключает компьютер, который извиняется за свое плохое поведение и обещает исправиться. Перед выключением Хол-9000 говорит: «Я боюсь…мой мозг слабеет». Потом он поет песенку «Daisy», которой его обучил конструктор. Боуман читает послание, записанное перед отправлением корабля. Предназначенное для экипажа, оно до этого момента оставалось в секрете: «Вот уже 18 месяцев, как получено первое точное доказательство существования разумной инопланетной жизни. Монолит закопан на глубину 15 метров на Луне, около кратера Тихого. За исключением очень мощной радиоволны, излучаемой в направлении Юпитера, черный монолит вот уже четыре миллиона лет остается полностью бездеятельным. Его происхождение и предназначение до сих пор представляют полную загадку для человечества». 4. «Юпитер и за пределами бесконечности». Боуман направляется в другое измерение. Он пересекает в межгалактическом пространстве неописуемый водоворот красок, пейзажей и звездных вспышек. Он оказывается в комнате, оформленной в средневековом стиле. Теперь он постарел, близок к смерти и видит перед своей кроватью черный монолит. Неожиданно Боуман снова рождается в форме астрального зародыша, парящего над Землей...

Мастерство Стэнли Кубрика выразилось в смешении четырех характерных тем: доисторического периода, предвосхищения межпланетных путешествий, освоения бескрайних галактик и появления мутантов из космоса. Фильм тревожный, ставящий вопрос о смысле существования человека во Вселенной. Это тревога затерянного в бескрайнем космосе человека, о приближении этапа научного прогресса, который обязательно будет для него более разрушительным, чем созидательным. Пессимизм Стэнли Кубрика ощущается в течение большей части фильма-даже ежедневная жизнь персонажей, ставших простыми слугами машины, которая ими командует, порождает угнетающую и подавляющую монотонностью атмосферу, похожую на «смертельную скуку бессмертия», по выражению Жака Кокто. Оптимизм Кубрика становится чисто умозрительным и оказывается под огромным вопросом. Стэнли Кубрик высказал гипотезу, что вся научная эволюция человека может быть уничтожена вторжением инопланетян. С сюжетной стороны Кубрик восхитительно чередует аспект созерцательный-движение корабля в космосе, и драматический-необыкновенную дуэль между Киром Дуллея и компьютером Хол-9000. Именно компьютер испещряет обширные пространства тревоги, протянувшиеся по всему фильму, узкими зонами юмора. Юмор относительно скрытый-обмен банальностями между космонавтами, и более явный-использование музыки Штраусса. Кубрик хотел пойти как можно дальше в демонстрации загадочности и таинственности. Он попытался до минимума сократить количество членов экипажа «Discovery», отказался от показа инопланетян, что пошло только на пользу фильму. Это стимулировало воображение зрителя, чего никогда и никто не осмеливался сделать до него в картине с таким большим бюджетом. Что касается истории научно-фантастического кинематографа, то «Космическая одиссея 2001 года», выход которой сопровождался шоком, эхо которого не утихло до сих пор, расположилась на опушке того десятилетия, когда этот жанр стал доминирующим в Голливуде, после того, как побывал второстепенным в пятидесятых годах. С 1968 года картина стоит в списке «звездных» шедевров мирового кино. Она появилась, когда полеты в космос уже стали реальностью, а придирчивый зритель хотел увидеть нечто большее, чем прямые репортажи с бортов «Союзов» и «Аполлонов». Космос, по Стэнли Кубрику-тайна, где, возможно, таится разум. Он рисует его крупными, немного мрачными мазками. На протяжении первых 15 минут в фильме вообще нет диалогов-разворачивается безмолвная загадочная звездная панорама. Она передается, например, через глаз космонавта, заполняющий весь экран и вбирающий в себя буйные краски вселенной. Можно отметить, что в течение фильма направление вращения орбитальной станции меняется трижды, а находящиеся в анабиозе астронавты загадочным образом несколько раз меняют позу. Первоначально компьютер Хол-9000 озвучивал Мартин Болсам, но потом его заменил Дуглас Рейн. Артур Кларк написал продолжение своего романа, по которому в 1984 году режиссером Питером Хайамсом был снят фильм «2010», а Кир Дуллея возвратился к своей роли. Там развитие событий более политизированное и строится на альянсе СССР и США. Тот фильм является худшим среди других научно-фантастических фильмов Питера Хайамса «Козерог один» (1978) и «Чужая территория» (1981). Интересно, что в молодости Стэнли Кубрик увлекался шахматами и был склонен к неторопливому вдумчивому отношению к окружающей действительности. Недаром на станции присутствует русский космонавт, доктор Смыслов. Василий Смыслов был чемпионом мира по шахматам как раз в 60-х годах. Спецэффекты помогал делать Лес Боуи, а помощником Стэнли Кубрика был Эндрю Биркин, вскоре сам ставший режиссером. Интересно, что в картине не совмещаются одновременно музыка и речь. Первая речь, принадлежащая стюардессе, слышна только на 26-й минуте картины. При бюджете в 10,5 миллионов долларов картина по всему миру собрала около 200 миллионов и еще 33 миллиона получила за право демонстрации в других странах мира. Картина получила «Оскар» за лучшие спецэффекты, а номинировалась за лучшую режиссуру, сценарий и художественное оформление. Англичане вручили картине свой приз «BAFTA» за лучшее художественное оформление, операторскую работу и саундтрек, а номинировали как лучший фильм года. Итальянцы признали картину лучшим иностранным фильмом года и вручили ей свой приз «David di Donatello». В 1991 году картина внесена в библиотеку при конгрессе США, как имеющая историческое значение. Оценка 5 баллов.

http://horror-movies.ru/Reviews-1/2001_Space_Odyssey.htm

 
ИНТЕРНЕТДата: Воскресенье, 18.04.2010, 09:32 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
«Космическая одиссея 2001 года» (англ. 2001: A Space Odyssey) — культовый кинофильм режиссёра Стэнли Кубрика 1968 года, оказавший огромное влияние на развитие кинофантастики и представляющий собой один из наиболее визуально интересных и сложных фильмов мирового кинематографа. Премия «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, ещё 10 других наград и 6 номинаций. В основу фильма легли рассказы Артура Кларка, автора тетралогии «Космическая одиссея», который сам и работал над сценарием. Детям рекомендуется просмотр совместно с родителями.

Сюжет

На протяжении более чем двух часов перед зрителем разворачивается неторопливый сюжет фильма, построенный вокруг иноземных артефактов, позднее названных «монолитами». Первый из них на заре человечества прибыл на Землю и научил древних австралопитеков пользоваться предметами в качестве инструментов и оружия. Позднее он был найден земными археологами. Он имел правильную форму параллелепипеда с соотношением сторон 1:4:9 (1²:2²:3²), абсолютно чёрный цвет и не поддавался воздействию никаких инструментов и излучений.

Когда технологии людей в конце XX века достигли возможности посещения Луны, на Луне был обнаружен второй такой же «монолит» (отличающийся лишь размерами), погребённый под толщей лунного грунта в центре магнитной аномалии TMA-1. Он находился под поверхностью Луны, и когда его попытались извлечь, в лучах Солнца он неожиданно послал мощный сигнал во внешний космос.

При тщательном анализе направления предполагаемого места назначения сигнала был обнаружен на орбите Юпитера третий «монолит», гораздо больший, чем первые два.

Чтобы исследовать этот «монолит», было решено использовать готовящуюся экспедицию «Discovery One» по исследованию кольца и спутников Сатурна.

Так как к тому времени люди ещё не совершали столь длительные перелёты, то было решено ввести команду исследователей в состояние анабиоза, а полёт доверить трём членам экипажа — двум пилотам НАСА и новейшему компьютеру с искусственным интеллектом HAL 9000. Однако помимо логических построений, в алгоритмы работы HAL 9000 были привнесены и имитации человеческих эмоций, а также жёсткие инструкции об истинной цели экспедиции со стороны военных, что и предопределило трагический исход экспедиции.

HAL 9000, испытывая необъяснимые затруднения в сокрытии истинной цели экспедиции (о «монолите» никто из экипажа не должен был узнать до тех пор, пока «Дискавери» не достигнет его), сначала «солгал» членам экипажа о неисправности блока антенны связи с Землёй, а затем, в ответ на разговор пилотов о недоверии искусственному интеллекту, убил одного из членов экипажа в открытом космосе, имитировав несчастный случай, и затем отключил системы жизнеобеспечения находящихся в анабиозе учёных. Чудом выживший Дейв Боумен (Кир Дуллей) смог деактивировать HAL 9000 и достичь Юпитера. Там ему была объяснена истинная цель экспедиции — третий «монолит», но когда Боумен попытался обследовать его, то был унесён «за бесконечность» (так называется последняя глава фильма, англ. «Beyond the Infinity»). Боумен перенёсся в странную комнату, где он с огромной скоростью (для зрителя) постарел. А на его смертном одре четвёртый «монолит» превратил Боумена в «Звёздное дитя». В финале картины зритель видит Боумена в новом обличьи взирающим на Землю из космоса.

Художественная ценность

Фильм особенно ценен своим визуальным рядом. По композиции кадра, работе камеры, цветовому оформлению и спецэффектам фильм не имел себе равных на момент создания и по сей день считается одним из самых визуально интересных фильмов мирового кинематографа. Кинокритики охарактеризовали этот фильм как «монтаж впечатлений». На фоне классической музыки перед зрителем проходит целая череда завораживающе медлительных комбинированных съёмок, подчёркивающих красоту Вселенной и совершенство созидательного гения человека.

«Космическая одиссея 2001» проводит зрителя через всю историю человечества — от каменного века к звёздной эре, недостижимой пока и манящей цели. Фильм рассматривает интеллект как границу между животным и человеком и задаёт вопрос: а какой будет следующая граница, и что будет за ней? «Одиссея» при этом, как и другие фильмы Кубрика, полна элементами сюрреализма и пронизана едкой сатирой и иронией над человеком. Гуманизм и величие творений человека в этой ленте сочетаются с технологическим тупиком и кризисом развития, при котором люди гибнут от подозрительности и недоверия к созданным ими же машинам.

Музыкальный ряд фильма

Музыка органично дополняет величественные и неторопливые движения космических кораблей и небесных тел. Кубрик идёт на любопытный художественный эксперимент: фильм начинается и завершается продолжительными музыкальными фрагментами, звучащими на фоне чёрного экрана.

Многие сцены фильма сопровождаются фрагментами микрополифонических произведений венгерского композитора-авангардиста Дьёрдя Лигети (в том числе Реквиема). Лишенные звуковысотной определённости, воспринимаемые как музыкально-шумовая масса, они создают эффект космической отстранённости и драматическое напряжение в фильме. Музыка Лигети сопровождает первые минуты фильма (звучат при чёрном экране), появления монолита, путешествие героя через фантастические пространства в финале фильма.

Отдельного упоминания заслуживает конфликт Лигети со Стэнли Кубриком и компанией MGM по поводу использования его музыки в кинофильме «2001: Космическая одиссея». После выхода фильма в 1968 году обнаружилось, что сочинения Лигети были использованы и модифицированы Кубриком без разрешения композитора, что и послужило причиной длительного разбирательства. Музыкальные произведения Лигети использовались Кубриком также при создании звукового ряда фильма «Сияние».

Вальс Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» сопровождает в фильме демонстрацию космических достижений. Под музыку вальса перед зрителем проплывают летательные аппараты. Вальс звучит и на фоне финальных титров, а также после них — при чёрном экране.

Начальные титры фильма и эпизод подбрасывания кости обезьяной сопровождают торжественные звуки вступления симфонической поэмы «Так говорил Заратустра», написанной Рихардом Штраусом в 1896 году.

Также в фильме использована музыка Арама Хачатуряна к балету «Гаянэ».

Легенды вокруг фильма

• Сцены посадки на Луну, а также движения астронавтов, полёты космических кораблей, состояние невесомости выглядят настолько реалистично, что в Америке до сих пор распространены слухи, будто в 1970-х годах Кубрик участвовал в так называемом «лунном заговоре» и снимал в Неваде сцены высадки на Луну американских астронавтов проекта «Аполлон».
• Пропорции Монолита соответствуют пропорциям главного здания ООН в Нью-Йорке (1:4:9, то есть равнялось отношению квадратов первых трех целых чисел).
• Спутник Сатурна Япет, на поверхности которого (согласно новеллизации А. Кларка) находится третий «монолит», и к которому, собственно, направлялась экспедиция «Discovery» — действительно очень странное небесное тело. Одно его полушарие значительно темнее (по альбедо) другого.

Прогнозы авторов фильма на 2001 год

Подтвердившиеся

• Функционирующие поныне компании («Би-Би-Си», «IBM», «Аэрофлот», сеть отелей «Хилтон»).
• Профилирование и специализация телевизионных каналов («Би-Би-Си» в фильме имела, по крайней мере, 12 тематических каналов).
• Увеличение адресации телефонных номеров.
• К 2001 году компьютер смог победить человека в шахматы.
• Биометрическая идентификация человека (в фильме представлена идентификация по голосу).
• Плоские экраны мониторов на основе жидких кристаллов или плазменных панелей.
• Карманные персональные компьютеры.
• Магнитные кредитные карты, используемые в банкоматах.
• Использование микроволновых печей.

Не подтвердившиеся к 2001 году

• Достижения человека в космосе:
o По крайней мере две колонии людей на Луне.
o Исследование людьми дальнего космоса (за пределами орбиты Марса).
o Коммерческие рейсы в космосе (первые коммерческие полёты частных компаний выше стратосферы начались чуть позже).
o Исследование Юпитера многочисленными автоматическими станциями.
o Космические станции на орбите не достигли таких размеров и численности персонала, как это представлено в фильме.
o Термоядерные или ядерные двигатели для ракет не были созданы (вернее ядерные двигатели делались и испытывались, но в серию не пошли).
• Искусственная сила тяжести на космических кораблях, возникающая из-за вращения.
• Искусственный интеллект, способный осмысленно общаться с людьми на естественном языке.
• Существование сверхдержавы СССР.
• Не функционировавшие к 2001 году компании и организации: Bell Labs, PanAm.
• Технологии, позволяющие вводить человека в состояние анабиоза.
• Использование перфокарт для хранения информации.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Космическая_одиссея_2001_года
http://www.kubrick2001.com/

 
ИНТЕРНЕТДата: Воскресенье, 18.04.2010, 09:33 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
"2001: Космическая одиссея" (Великобритания, 1968)
В ролях: Кир Далли, Гари Локвуд, Уильям Сильвестр, Дэниэл Рихтер

Кто-то когда-то сказал, что Кубрик снимает каждый фильм так масштабно, так насыщенно, словно хочет раз и навсегда закрыть избранную тему. Разумеется, результат получается обратный.

Если бы ему не пришла в голову счастливая мысль снять "Одиссею", наверняка сегодня не было бы популярного в узких кругах искусства видеоарта, наверняка эволюция Андрея Тарковского (снявшего к тому моменту только "Иваново детство" и "Андрея Рублева") пошла бы другим путем. Не было бы "Борьбы за огонь" Жан-Жака Анно, фильмов Дэвида Линча, клипов "Энигмы", всех этих бесконечных "Чужих" и "Звездных войн". Даже дизайн компьютерных игр наверняка был бы другим. (Вы изрядно развеселитесь, но патологически занятой американский папа, не могущий приехать на день рожденья дочери, тоже прилетел в Голливуд отсюда.)

С определенного момента - да вот, пожалуй, с "Одиссеи"! - работы Кубрика ощутимо смещаются от границ непосредственно художественного кино в так и не определенную четко по сей день сферу межжанровых видеоупражнений. Чему в немалой степени способствовал впервые в чистом виде опробованный фирменный стиль режиссера. Здесь нельзя, как о Висконти, сказать, что в фильме ничего не происходит. Если уложить сюжеты Кубрика в 90-100 минут, получатся ловкие голливудские боевички, триллерки и прочая галиматья с упаковок видеокассет. Но режиссер укладывается лишь в 183, 146, 166 минут.

Лучшей иллюстрацией для этого служит сцена из его последнего (forewer) фильма "Широко закрытые глаза" - герой хочет поцеловать покойницу в лоб. Он минуты три (!) наклоняется. Но это лишь половина расстояния. Передумал. И столько же распрямляется.

Первая фраза в "Одиссее" прозвучит на 19-й минуте демонстрации. Первое слово. Настолько не существенен этот компонент в том, о чем повествует автор. Остается лишь изображение, которое тоже неадекватно его желаниям и мыслям. Отсюда избыточность видеоряда - ворох подсказок, намеков, символов, только сужающих поле поиска, но никак не подводящих вплотную к смыслу.

Либретто (это определение более уместно) Артура Кларка, в принципе, находилось в генеральном русле тогдашней научной фантастики. (Сейчас бы сказали - футурологии.) В эпоху каких-то австралопитеков на стоянке появляется идеально обработанный металлический брус. Он оказывает незаметное влияние на стаю, пробуждая, образно говоря, в австралопитекских мозгах абстрактное мышление. И те начинают пользоваться орудиями. Тут начинается диалектика развития - первая польза от орудия тесно связана с первым убийством...

И вот 2001 год. Режиссер довольно-таки навязчиво демонстрирует звездолет в виде колеса. Ничего не ново. (Идею цикличности развития в те годы можно встретить, например, в повести Стругацких "За миллиард лет до конца света".) И первое (с последующими) убийство, и музыка Штрауса, и звездолеты всех мастей - диалектика, диалектика...

В 2001-м на Луне находят такой же брус, как бы пунктиром продолжающий вектор поиска, развития, приобщения к универсальному знанию (от первого колеса к колесу-звездолету, и далее), указывающий на Юпитер. Тут новый мотив (новый цикл), но та же диалектика. Бунт машины на борту межпланетного корабля. Человек создал компьютер по своему подобию, снабдив его собственными эмоциями, и получил то, чего не ожидал, но что предсказуемо и объяснимо. Компьютер горит желанием оправдать машины своего поколения и гробит мешающих ему людей...

Далее анализировать нет смысла. Тем более, что все переходит в тончайшую игру непередаваемых символов и аллегорий. Разумеется, Юпитер - не конечная остановка. Это лишь завершение цикла, усовершенствование колеса, исполнение давних желаний и соблазн новых, только что открывшихся возможностей. И опять же схожие мотивы мы можем отыскать в сочинениях тех лет Роберта Шекли, Станислава Лема, "Пикнике на обочине" Стругацких. Новый соблазн и страх перед ним, новое знание и невладение его языком. Нужно заново бить по головам и усовершенствовать колесо, а жизнь коротка и хрупка...

Кстати, Тарковский создал своеобразные вторую и третью части кубриковской одиссеи, подняв тот же тематический пласт литературы - "Солярис" и "Сталкер".

Я помню возмущение любителей жанра во время выхода последнего в прокат. Наверное, так же возмущались английские и американские поклонники "Стар-трека", купившиеся на звучное название "Одиссеи".

Но кто-то сказал, что со временем некассовые фильмы становятся чемпионами по сборам. Шлягер сезона посмотрели и забыли, а фильмы, подобные "Космической одиссее", будут смотреть вновь и вновь. 31 год - вполне солидный аргумент.

Игорь Галкин
http://www.kino.orc.ru/js/elita/elita_2001.shtml

 
ИНТЕРНЕТДата: Воскресенье, 18.04.2010, 09:34 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
«КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ: 2001 ГОД»
Философско-фантастический фильм

Величественная «космическая одиссея» (жанр точно определён уже в самом названии) тогда всего лишь 39-летнего режиссёра Стенли Кубрика приобретает с течением времени ещё большее значение. Ни у кого из серьёзных поклонников кинематографа уже нет сомнения, что этот фильм — не просто выдающееся произведение, но подлинная веха как в научно-фантастическом жанре, так и в истории мирового кино. Опыт Кубрика уникален тем, что он смог в одной ленте охватить немалое количество ключевых проблем человеческой цивилизации — от далёкого прошлого до XXI века, которое казалось ещё таким фантастическим за 33 года до его наступления. Философские, метафизические, подчас мистические поиски Истины, некоего Сверхразума, Высшей Силы, заключённой в загадочном чёрном монолите, воплощены постановщиком в форме «большого кинематографического спектакля», грандиозного зрелища (при том, что съёмки обошлись всего в $12 млн., а это по нынешним ценам — только $60 млн.), незабываемого «космического путешествия» во времени и пространстве.

Высочайший технический уровень осуществления замысла, замечательные «космические декорации» и звёздные корабли, великолепные специальные эффекты (Стенли Кубрик, сам выступив в качестве художественного руководителя команды мастеров экранных трюков, заслуженно получил премию «Оскар», кстати, единственную в своей биографии!) — всё это является этапом, поворотным пунктом в достижениях кинофантастики. В дальнейшем другие режиссёры скопируют многое из придуманного Кубриком, воспроизведут атрибуты, антураж, постановочный размах космических сцен. Но картина «2001 год: Космическая одиссея» до сих пор остаётся непревзойдённой по мастерству (да и по кассовым сборам, пересчитанным с учётом инфляции, она входила в число ста самых популярных в США вплоть до 2001 года — вот ирония судьбы!). Уникально сочетание суперпостановки, «космической феерии» с философской притчей-антиутопией о путях развития человечества, о стремлении к Абсолюту, постижению Сверхидеи, чтобы обрести изначальный смысл существования цивилизации.

А вот лишь некоторые из затронутых тем в фильме, работу над которым Стенли Кубрик осуществлял вместе с известным писателем-фантастом Артуром Кларком (вопреки расхожему мнению, его одноимённый роман появился позже) — превращение обезьяны в человека, проблема контакта с внеземным разумом, будущее космической эры, бунт машин-роботов и компьютеров против создавшего их человека. Главное же — способность людей к постижению ещё непознанного, непрекращающийся в веках полёт мысли и фантазии в поисках основы всего сущего (гениален «психоделический» фрагмент, который отражает поток сознания главного героя-астронавта). Финальный же кадр ленты (человеческий зародыш в космическом пространстве) — действительно многозначный символ. Один из его смыслов можно определить примерно так: человечество находится только на начальной стадии развития, познания внутреннего и внешнего космоса. И человеческая одиссея — лишь у самых истоков бесконечного пути в Неизвестное.

Сергей Кудрявцев
Оценка: 10/10
http://www.kinopoisk.ru/level/3/review/862108/

 
Иван_КовригинДата: Вторник, 29.07.2014, 13:58 | Сообщение # 8
Группа: Проверенные
Сообщений: 2
Статус: Offline
"Мир-это лавка старьевщика"
К. Воннегут "Мать-тьма"


Стэнли Кубрик, наверно тот из единственных, который смог бы полноценно передать Кларка на экраны. Артур Кларк - писатель-футурист до мозга костей, его отличает желание ни столько описывать действия, сколько среду, мир, окружающий его героев, причём всё это настолько досконально, что в принципе иногда начинаешь верить в реальность всего этого. Кубрик так же, следуя за Кларком решил проработать весь этот мир, не забывая вставить в фильм свой почерк и свой авторский смысл происходящего. Кубрик не торопится, весь фильм словно в замедленной съёмке (А спешить Кубрику некуда - он длительно изучая, показывает и жизнь неандертальцев, и полёт на луну доктора Флойда и особенно полёт "Дискавери" к Юпитеру - всё исследуется с огромным педантизмом, который свойственен Мастеру) и любое убыстрение сюжета пресекается музыкальными антрактами.

Музыка... Да, классика и космос - это завораживающее зрелище - холод космоса и апогей Штрауссов...

Очень образно, но с внесением своего видения, Кубрик показывает сам сюжет, саму суть произведения - тем самым заставляя зрителя заглянуть внутрь себя, задуматься - "О чём же это может быть?"

"Так что же? Что же происходит с Дэйвом Боуменом?" Полёт фантазии, данный Кубриком здесь безграничен. Именно Боумен, пройдя стадии взросления и поглощения опыта миллионов лет с теми ошибками и потерями, которые он теперь может исправить, является тем роком и судьбой будущего. Он - это "дитя звёзд", ещё не окрепшее, но имеющее уже то немыслимое измерение, которое уже может существовать без физического тела и соответственно не иметь уже тех огрехов и нужд, присущих бренному существу...Дитя уже открыло глаза и заплакало - и поздно что-то изменить... Всё как всегда встанет на круги своя... Но это будет позже...

И вот Vita Nova в своей астральной оболочке уже рядом с Землёй. Грядёт... "Этот мир подвластен ему, однако пока не совсем ясно, как поступать дальше. Но он что-нибудь придумает"...


Сообщение отредактировал Иван_Ковригин - Вторник, 29.07.2014, 18:05
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz