Понедельник
25.11.2024
21:52
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Рене Лалу "ДИКАЯ ПЛАНЕТА" 1973 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Рене Лалу "ДИКАЯ ПЛАНЕТА" 1973
Александр_ЛюлюшинДата: Четверг, 02.11.2023, 19:26 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
«ДИКАЯ ПЛАНЕТА» (фр. «La Planete Sauvage») 1973, Франция-Чехословакия, 72 минуты
— полнометражный анимационный фильм Рене Лалу – экранизация романа писателя-фантаста Стефана Вуля «Серийный выпуск омов»


Планетой Игам правит высокоразвитая цивилизация Драгов. Во время одной из экспедиций с потерпевшей катаклизм планеты Терра привозят крохотных животных. Одомашненные питомцы часто сбегают, в диких условиях быстро размножаются и приносят много хлопот. Постепенно на Игаме разворачивается борьба угнетённых омов (от фр. hommes) — потомков землян против своих хозяев-гигантов за тёплое место под тусклым солнцем, за жизнь и свободу. В итоге драги решают полностью уничтожить омов…

Съёмочная группа

Режиссеёр: Рене Лалу
Сценарий: Стефан Вуль, Ролан Топор, Рене Лалу
Продюсеры: Анатоль Доман, Саймон Дамиани, Андре Вальо-Квальон
Операторы: Борис Баромыкин, Любомир Рейтар
Композитор: Ален Горагер
Монтаж: Хелен Арналь, Дик Эллиотт, Рич Харрисон, Марта Леталова

Награды

Каннский кинофестиваль, 1973 год
Победитель: Специальная премия
Номинация: Золотая пальмовая ветвь

Интересные факты

Стиль этого мультфильма определяется прежде всего чрезвычайно изобретательным и ярким визуальным рядом, созданным французским художником-иллюстратором Роланом Топором. На экране необычайно подробно представлен загадочный мир, временами перекликающийся с живописью сюрреалистов (например, Сальвадора Дали).

Фильм является одним из первых образцов европейской анимации для взрослой аудитории и в то же время первым полнометражным мультфильмом, снятым французским режиссёром. Он открыто полемизирует с традицией Уолта Диснея, в том числе и по технике анимации — в противовес рисованной диснеевской мультипликации «Дикая планета» сделана в «перекладочной» технике (вырезанные из бумаги и заменяемые в ходе съёмки элементы фигур), более скованной в пластике движения, но значительно более богатой в детальности и цвете.

Фильм получил большое количество положительных отзывов и был признан одним из величайших анимационных шедевров по версии Rolling Stone. На сайте-агрегаторе мнений Rotten Tomatoes рейтинг картины составляет 88 %. Консенсус критиков сайта таков: «„Дикая планета“ — это анимационный эпос, сюрреалистичный, прекрасный, фантастичный и грациозный одновременно».

Обозреватель из The New York Times отметил, что мультфильм предлагает «оригинальную, вдумчивую, сильную (но со вкусом) анимацию». Журналист TV Guide назвал картину «жуткой, сюрреалистической и долгожданной передышкой от анимации в стиле Диснея». По мнению издания Wired, «Дикая планета» — бесподобный пример амбициозной анимации конца 60-х и начала 70-х. С представителями иностранной прессы согласен журналист русского издания «Мир фантастики», отметивший впечатляющий гротеск и визуальный ряд картины, которую он назвал «пронзительно серьёзным зрелищем».

Многие критики высказывались на тему манифеста «Дикой планеты» против расизма и нетерпимости. Так, критик Turner Classic Movies считает, что мультфильм является аллегорическим изображением борьбы с угнетением определённой расы в Америке, Алжире и Южной Африке, а также Холокоста.

В американском фильме «Клетка» использованы отдельные кадры из «Дикой планеты».

Люди в качестве домашних животных инопланетян с последующим развитием и восстанием против «хозяев» фигурируют в романе Кира Булычёва «Любимец», вышедшем в 1993 году. В романе действие происходит на Земле, подвергшейся вторжению пришельцев.

Идея использования неразумным человеком устройства пришельцев для обучения, с последующим использованием полученных знаний для восстания, нашла применение в романе Рона Хаббарда «Поле битвы: Земля» и его одноимённой экранизации.

Смотрите трейлер и фильм

https://vk.com/video16654766_456240686
https://vk.com/video-36362131_456243007
 
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_ТДата: Четверг, 02.11.2023, 19:38 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
ВРЕМЯ СМЕРТИ: РЕНЕ ЛАЛУ — ВЫДАЮЩИЙСЯ АНИМАТОР, ПОВЛИЯВШИЙ НА ХАЯО МИЯДЗАКИ

13 июля 1929 года родился французский аниматор Рене Лалу (умер в 2004-м) — обладатель приза Каннского кинофестиваля и режиссер, предоставивший зрителю мир, альтернативный миру Диснея. Хоть он и снял всего три полнометражных мультфильма, его работы повлияли на целый ряд режиссеров и мультипликаторов (например, Хаяо Миядзаки). Дарья Тарасова рассказывает о непростом творческом пути и блестящих идеях французского режиссера.

Первые опыты Рене Лалу с кинематографом и анимацией пришлись на 1950-е, когда ему удалось по знакомству устроиться на работу в психиатрическую больницу La Borde в Кур-Шеверни. La Borde славилась прогрессивным подходом к лечению пациентов: двери больницы всегда были открыты для свободного посещения всеми желающими — к каждому подопечному старались найти индивидуальный подход, предлагая на выбор разные терапевтические практики. Одной из них — арт-терапией — были занятия живописью под руководством Лалу, проходившие на территории оранжереи. Как-то он решил познакомить студентов с театром теней: вместе они написали сценарий и поставили небольшой спектакль, где сами же исполнили все роли. Лалу снял его на 16-миллиметровую камеру и смонтировал. Приятель Лалу, начинающий режиссер Жак Бриссо, смог пристроить фильм на телевидение. «Тик-так» (1957) — так называлась получившаяся короткометражка — крутили в прайм-тайм, что обеспечило энтузиастов из La Borde средствами для следующего фильма.

Им стали «Зубы обезьяны» (1960) — короткометражный мультфильм, снятый в технике стоп-моушн на камеру 35 миллиметров. Беседуя с пациентами, режиссер записывал их рассказы и использовал в качестве материала для новых работ, что немало помогало им пойти на поправку. Гротескная история о злобном стоматологе, ворующем зубы, и обезьяне-волшебнике, которая пытается его остановить, довольно проста по исполнению, но внимания заслуживает ее цветовое решение. Поскольку над мультфильмом работали сами пациенты, зритель погружается в этот вывернутый наизнанку мир благодаря передаче эмоций за счет цвета, по-детски эмоционального рисунка и тревожной музыки.

«Зубы обезьяны» показали на нескольких фестивалях, и на Лалу обратил внимание Ролан Топор — художник, актер, телережиссер и писатель, по роману которого Роман Полански снимет в 1976 году «Жильца». Сюрреалистические эскизы художника стали основой для нескольких их совместных работ. В короткометражке «Время смерти» (1965) — компиляции из зарисовок Топора и хроникальных кадров — они размышляли на тему убийства, а в «Улитках» (1966) — рассказывали трагическую историю о неудачливом крестьянине, случайно натравившем на город армию гигантских улиток. В 1973 году Лалу и Топор снимают «Дикую планету» — экранизацию романа Стефана Вуля «Омы дюжинами» (1957), первый полный метр Рене Лалу, первый французский полнометражный мультфильм, один из первых мультфильмов для взрослой аудитории, ставший противовесом диснеевской анимации.

Планетой Игам правят драги — высокоразвитая цивилизация человекоподобных существ. В качестве домашних животных они держат омов (во французском языке Oms фонетически перекликается с hommes — «люди»), крохотных созданий с потерпевшей катаклизм планеты Терра. Завладев одним из образовательных устройств для детей драгов и получив доступ к знанию, угнетенные омы встают на путь мятежа.

Мультфильм снимался в Чехословакии, на пражской студии Jiri Trnka (там же снимали сериал о приключениях Кротика), поскольку производство во Франции было слишком дорогим (впрочем, из-за социалистической цензуры создателям все же пришлось доделывать «Дикую планету» на родине). В отличие от Уолта Диснея с его рисованной анимацией, Лалу использовал технику перекладки: вырезал персонажей из бумаги и дальше манипулировал ими при помощи стоп-моушн. С одной стороны — так гораздо экономичнее, с другой — это позволило сохранить оригинальную графику Топора без изменений. Лалу слишком уважал работу художников, с которыми сотрудничал (будь то пациенты La Bord, Топор или известный комиксист Мёбиус).

Для Лалу мультфильм — воплощение моральных принципов, политический и поэтический жест. В своих картинах (особенно в короткометражных) режиссер осуждает систему, которая отчуждает отдельную личность и нередко обрекает эту личность на безумие, как это было с пациентами La Borde. Такова и «Дикая планета» — притча о завоевании свободы и права на знание, а также о том, как обращаться с этим знанием. Однако мультфильм не проникнут жаждой мести, напротив, он призывает к пониманию и сочувствию, показывая точку зрения слабого. В 1973 году «Дикая планета», воспевающая гуманистические принципы и оформленная Топором в хищной стилистике на стыке Дали и Босха, получила специальный приз жюри Каннского фестиваля.

На волне успеха дебютного полнометражного мультфильма Лалу задумывает с Жаном-Пьером Дионе, основателем журнала Metal Hurlant, серию из десяти фильмов на сюжеты Стефана Вуля. Филипп Каза, автор концепт-артов к мультфильму «Гандахар. Световые годы» (1988) и другим поздним работам Лалу, говорил, что режиссера можно сравнить с дирижером оркестра. Он стремится к коллаборации с интересующими его художниками и создает на основе их стилей и фантастических миров нечто новое. Для каждого фильма предполагаемой серии Лалу хотел поработать с разными художниками журнала Metal Hurlant, и соавтором первого эпизода стал Жан Жиро, известный как Мёбиус.

«Властелины времени» (1985) — это экранизация романа Вуля «Сиротка Пердиды» (1958), рассказывающий о шестилетнем Пьеле, которые после крушения корабля оказался на планете Мортис (советские переводчики любезно поменяли оригинальное название Perdide). На помощь ему летит капитан звездолета Джаффар — близкий друг отца Пьеля, пообещавший спасти мальчика.

Мультфильм задумывался как 52-минутный эпизод в сериале-антологии, но той не суждено было случиться из-за финансовых трудностей при производстве. Было решено сосредоточиться на «Властелинах времени» как на отдельном полнометражном мультфильме, втором по счету для Лалу. Несмотря на отличный сценарий и сильную драматическую составляющую, мультфильм раскритиковали за визуальный стиль и несоответствие канону научной фантастики.

Критики предполагали, что студию, на которой снимался фильм (венгерская Pannonia Film Studio), Лалу выбрал из-за дешевизны, и неопытность мультипликаторов сказалась на визуальной составляющей картины. Концепт Мёбиуса — художника и иллюстратора с очень узнаваемым стилем, трепетно относящийся к деталям, — выглядит неубедительно, а его дарованию будто бы негде развернуться. Однако, несмотря на довольно грубую механическую анимацию, «Властелины времени» стали новаторской работой. Конкурировать с этой приключенческой космической повестью, где саспенс сочетался с драматическими диалогами Джаффара и Пьеля, могла разве что «Тайна третьей планеты» (1981) Романа Качанова, вышедшая незадолго до мультфильма Лалу.

В середине 1970-х Лалу познакомился с Филиппом Каза — одним из иллюстраторов Metal Hurlant — и предложил ему стать художником в экранизации романа Жан-Пьера Андревона «Люди-машины против Гандахара» (1969). Реализовать проект удалось только в конце 1980-х, уже после «Властелинов времени». Если в «Дикой планете» Лалу обращается к социальной проблематике, в ««Гандахаре: Световые годы»» — третьей полнометражной картине — он поднимает проблему экологии. Мирное государство Гандахар подвергается атаке металлических воинов, уничтожающих все на своем пути, чтобы утвердить техногенный мир. Спасти Гандахар суждено принцу Сильвину.

«Гандахар» делали в Северной Корее — очередной нетипичный выбор места из-за нехватки средств, сказавшийся на технической составляющей мультфильма. В широком смысле «Гандахар» — наиболее яркий и амбициозный проект Лалу: визуальный ряд Каза, одного из самых известных комиксистов Франции, дополняет таинственный фэнтезийный мир, живущий по своим физическим и биологическим правилам. Да и лежащая в основе картины идея возносит гуманизм и политический жест до экзистенциальных высот. Впрочем, из-за финансовых затруднений мультфильм не удается реализовать в полном соответствии с замыслом и амбициями Лалу — как и многие другие (не)реализованные его проекты.

Потом Каза и Лалу работали вместе над короткометражками «Как был спасен Вонг Фо» (1987) и «Заключенная» (1988), а в 1990-е режиссер постепенно отходит от анимации и перебирается в Ангулем, чтобы преподавать, и пишет книгу о мультипликации «Эти движущиеся картинки» (1996).

В 2004 году Рене Лалу умирает от инфаркта, будучи не в состоянии осуществить проект нового фильма.

16.07.19 Дарья Тарасова
https://kinoart.ru/texts....yadzaki
 
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_ТДата: Четверг, 02.11.2023, 19:38 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
Окончательное решение человеческого вопроса
«Дикая планета»: что французская анимационная антиутопия 1973 года говорит о современности


50 лет назад на фестивале в Канне специальный приз жюри получил полнометражный французский мультфильм «Дикая планета» режиссера Рене Лалу. Юбилей — уже повод для разговора, тем более что у фильма масса достоинств. Но у человека, который был ребенком в Советском Союзе начала восьмидесятых,— для Лалу свои благодарности. И свои счеты к Лалу тоже.

В любой энциклопедии вы прочтете, что француз Рене Лалу начинал в рекламном бизнесе, потом работал в психиатрической клинике, где делал мультфильмы с пациентами,— и если вы видели «Дикую планету» или другой его шедевр, «Властелинов времени», то этому факту не удивитесь. И вот только потом уже решил целиком посвятить себя анимации, от корометражек пришел к полному метру — и к успеху тоже пришел.

Там же вы прочтете, что «Дикая планета» — первый полнометражный мультфильм, снятый французским режиссером, а также — наш европейский ответ Диснею: сюжет, ориентированный на взрослых, предельная жесткость сценария (люди гибнут толпами, самый настоящий геноцид) и вместо гладких слащавых рисунков — перекладочная техника.

Ответ, кстати, почти совсем «наш» (хотя в советский прокат «Планета» не выходила) в том смысле, что не только европейский, но и социалистический: снимали кино в Праге. В основе сюжета — роман модного тогда французского фантаста Стефана Вуля, но сценаристы (сам Вуль, Лалу и Ролан Топор) обошлись с сюжетом почти безжалостно. В киноповествовании гладкости нет: сначала все очень медленно, мир мультфильма приучает к себе неспешно, втягивает, засасывает, а потом вдруг действие спрессовывается, становится до предела стремительным — и логика приносится в жертву экшену.

А что же там, собственно, за сюжет? Планета Игам, где обитают драги — существа продвинутые и высокодуховные. Одна из космических экспедиций драгов побывала на Земле и привезла оттуда омов — то есть, по-русски говоря, людей (французам намек понятней). Драги не только продвинутые, они еще и гиганты по сравнению с маленькими человечками. Люди у них — вместо домашних животных, и драгские ученые спорят, можно ли считать разумными этих забавных зверьков. Домашних людей холят, но есть еще дикие, убежавшие каким-то образом от хозяев. Этих считают паразитами и просто травят. Буквально. Истребляют как вид.

Там есть все — война на уничтожение (драги решают извести людей под корень, люди случайно выясняют, что драги не так уж и неуязвимы), сражения, любовь и внезапный финал, достойный саги о коте Леопольде: все решают вдруг, что надо жить дружно, и действительно, начинают жить дружно.

В 1973-м в Канне фильм восприняли как высказывание вполне злободневное: на повестке дня была перспектива ядерной гибели человечества (кстати, в «Дикой планете» зрителю аккуратно намекают, что цивилизация Земли, откуда вывезли омов, разрушена, видимо, большой войной). Видели в нем и намек на войну, которая кончилась, историю о том, как одни высокодуховные и разумные существа объявили других, разумных, таких же,— паразитами и приступили к окончательному решению человеческого вопроса. Драги против омов используют газ, такие параллели проводить легко. И даже отзвук борьбы с расовой сегрегацией в Америке видели тоже. (Кстати, у драгов в «Планете» красные глаза и синяя кожа, а вот все омы — белые, сейчас это, пожалуй, вызвало бы вопросы.)

Но я подозреваю, вовсе не плоская притча о необходимости сохранения мира во всем мире ошарашила первых зрителей. Сюжет скомкан, но это и неважно, поскольку он явно вторичен по отношению к визуальному ряду. Художник-постановщик «Планеты» — сюрреалист Ролан Топор, и это его мир, его триумф. Его фантазии бросают нас из галантных гравюр XVIII века (главный герой, «домашний человек», позже бежавший к диким и ставший вождем сопротивления, живет в коробочке, похожей на дворец вельможи, и хозяева наряжают его тоже в подходящие по нелепости карнавальные наряды) в жар болезненных галлюцинаций. Растения, звери, пейзажи Игама — вот что по-настоящему гипнотизирует смотрящего. «Сны при температуре 39»,— написал современный комментатор на YouTube. Так и есть, и мы ведь с вами знаем, что имеется особая сладость в этих нездоровых снах. И в болезни человек находит прелесть.

Да, между прочим, Топор — сын еврейских беженцев из Польши, ужас войны у него в душе с детства. Настоящий, не из книжек вычитанный.

Кстати, поговаривают, Лалу тоже это все понял, обиделся и больше с Топором не работал. Следующий его фильм, «Властелины времени» (снова по роману Вуля), рисовал мастер комиксов Мёбиус. И вот тут уже начинается разговор про мои личные счеты с Рене Лалу. «Властелины» вышли в 1982-м, а в 1983-м их купили для проката в СССР. И я видел его раз, наверное, десять. Или сто. Как и все мои друзья, разумеется. И как нынешним, счастливым, заевшимся, привыкшим к голливудским премьерам людям объяснить, каким потрясением это было? Рисунок, не похожий вовсе на то, что предлагала советская мультипликация. Сюжет с нездешней жесткостью, и главное — обитатели одной из планет, жуткие безликие ангелы. Сколько раз потом слетались они в мои ночные кошмары на белых своих крыльях…

Нам буквально показали иной мир. Чудовищный и манящий. И дело вовсе не в далеких планетах, по которым скитаются герои.

Там, как можно догадаться из названия, действовали Властелины времени, сверхразвитая раса, умевшая отбросить в прошлое целую планету. Теперь вот, как видим, если не планету, то страну — и вовсе не в мультфильме — получается отбросить в прошлое. Может быть, лет через десять новым детям понятен будет смешанный со страхом восторг советского мальчишки, случайно увидевшего этот самый иной мир.

И раз уж речь зашла о делах нынешних — знаете, даже плоскую мораль «Дикой планеты» начинаешь теперь по-другому ценить. Тяжелое время заставляет увидеть свет в банальности. Решив, что можешь распоряжаться чужой судьбой, потеряешь свою. Возомнив себя всесильным, ушибешься больно. Из жажды уничтожения ничего не растет, кроме смерти. Твоей тоже.

Иван Давыдов, 01.09.2023
https://www.kommersant.ru/doc/6173965
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz