"ТРИСТАНА" 1970
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Суббота, 08.02.2020, 09:15 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| «ТРИСТАНА» (Tristana) 1970, Испания-Италия-Франция, 95 минут — экранизация одноимённого романа Переса Гальдоса (1892)
После смерти матери Тристана оказывается под опекой своего не вполне бескорыстного дяди дона Лопе и вскоре сбегает от него с молодым художником Орасио. Разворачивается история соблазнения и возмездия.
Съёмочная группа
Режиссёр: Луис Бунюэль Продюсер: Луис Бунюэль, Робер Дорфман Сценарист: Хулио Алехандро, Луис Бунюэль Композитор: Фредерик Шопен Оператор: Хосе Фернандес Агуайо
В ролях
Фернандо Рей — дон Лопе Катрин Денёв — Тристана Франко Неро — Орасио Лола Гаос — Сатурна Антонио Касас — дон Косме Хесус Фернандес — Сатурно
Интересные факты
Поначалу фильм своей академичностью вызвал «растерянное недоумение критиков», ожидавших от Бунюэля очередных сюрреалистических выпадов в адрес религии и буржуазии. Затем пишущие о фильме, наоборот, сосредоточились на том, что экранизация «испанского Бальзака» при всей своей классичности не лишена штрихов в духе сюрреализма. Например, в начале фильма Тристане снится отрезанная голова дона Лопе в виде языка колокола, что предвещает последующую ампутацию её ноги и убийство супруга. В глубине экрана то и дело мелькают безногие инвалиды, камера не раз останавливается на красивых ножках Тристаны, как бы намекая на дальнейшее развитие событий. Перед тем, как отдаться своему опекуну, Тристана распластывается на мраморной гробнице кардинала Таверы, словно намереваясь запечатлеть поцелуй на каменных губах старика; налицо перекличка между её восприятием покойного архиепископа и дона Лопе.
По словам Андрея Плахова, «Тристана» — «история соблазнения и возмездия, которой по жестокости и сарказму нет равных в кино»: «Чем ужаснее в своём физическом и моральном уродстве становится Тристана, тем она кажется прекраснее. Этот парадокс достигает своего пика, когда парализованная героиня, приподнявшись на балконе из инвалидной коляски, обнажает грудь перед мальчишкой-плебеем».
Награды
Приз Национального синдиката зрелищ в Испании, 1970 год Победитель: Лучшая актёрская игра в испанском фильме (Лола Гаос)
Сант Жорди, 1970 год Победитель: Лучший фильм (Луис Бунюэль) Победитель: Лучшая актёрская игра в испанском фильме (Фернандо Рей)
Оскар, 1971 год Номинация: Лучший фильм на иностранном языке — «Испания»
Объединение киносценаристов Испании, 1971 год Победитель: Лучший фильм Победитель: Лучший режиссёр (Луис Бунюэль) Победитель: Лучший актёр (Фернандо Рей)
Национальное общество кинокритиков США, 1971 год Номинация: Лучший режиссёр (4-е место) (Луис Бунюэль)
Фотограмас де Плата, 1971 год Победитель: Лучшая актёрская игра в испанском фильме (Фернандо Рей) Номинация: Лучшая актёрская игра в испанском фильме (Лола Гаос)
Смотрите трейлер и фильм
https://vk.com/video16654766_456240048 https://vk.com/video-36362131_456239745
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Суббота, 15.02.2020, 10:42 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| «ТРИСТАНА»
После смерти матери Тристана (Денев) оказывается под опекой своего не вполне бескорыстного дяди дона Лопе (Рей) и вскоре сбегает от него с молодым художником Орасио (Неро). Разворачивается история соблазнения и возмездия, которой по жестокости и сарказму нет равных в кино.
«Тристана» — самый классичный и самый испанский фильм Бунюэля, снятый по роману Бенито Переса Гальдоса в сохранившем свой средневековый облик Толедо. В картине нет фирменно бунюэлевских абсурдистских конструкций, но сюрреалистический эффект оказывается не менее сильным: чем ужаснее в своем физическом и моральном уродстве становится Тристана, тем она кажется прекраснее. Этот парадокс достигает своего пика, когда парализованная героиня, приподнявшись на балконе из инвалидной коляски, обнажает грудь перед мальчишкой-плебеем. Тристана вместе со своими ухажерами олицетворяет саму Испанию с ее призраками свободы и злыми духами. Денев — с чахоточным румянцем и ввалившимися глазами — достигает во второй части фильма запредельных высот актерского перевоплощения, превращаясь из чистейшего ангела в демона мести. Бунюэль милостиво позволяет ей это сделать: для него она прекрасный и безжалостный инструмент в исследовании бесов католицизма, фантомов старости, болезни и распада.
Андрей Плахов https://www.afisha.ru/movie/170310/reviews/?reviewid=146615
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Суббота, 15.02.2020, 10:42 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| «Тристана» (Tristana) Экзистенциальная ретро-драма, экранизация классики
Вторая после «Виридианы» испанская картина великого испанца Луиса Бунюэля, всю жизнь творившего за пределами родины, являлась его новым (вслед за «Назарином») обращением к прозе Бенито Переса Гальдоса. Фильм «Тристана» знаменательно снят именно в Толедо, который прославил Эль Греко - и в самом колорите пейзажей, интерьеров и портретов сказываются традиции старой испанской живописи. Действие ленты специально перенесено в 1923 год, а одним из героев является молодой художник Орасио. И Бунюэль, как непосредственный свидетель минувших времён, сам тогда лишь вступавший в мир искусства (он же был практически ровесником века), позволяет почувствовать неуловимую, буквально носящуюся в воздухе страсть к переменам во всём - от жизненного уклада до художественных форм. Остававшаяся средневековой по своей сути Испания жаждала в тот момент приобщения к культуре и цивилизации двадцатого столетия.
Причём режиссёр «Тристаны» умеет быть одновременно реалистом, тщательно выписывающим конкретную историческую среду, национальные характеры и обычаи, но и иносказательным художником, подчёркивающим метафорический смысл происходящего. Рассказывается вроде бы обычная драма с чуть мелодраматическим оттенком, как молодая девушка Тристана после смерти матери поселяется у своего пожилого дяди - Дона Лопе, который тайно влюблён в племянницу. Познакомившись с привлекательным Орасио, она уезжает вместе с ним, но познав несчастную любовь, возвращается в дом Дона Лопе уже калекой после ампутации ног из-за опухоли. Дядя склоняет девушку к браку, однако сам оказывается жертвой губительной метаморфозы, происшедшей с Тристаной.
Талант Луиса Бунюэля превращает эту историю в ироническую, язвительную притчу, развенчивающую условности и предрассудки католической Испании, все мании и скрытые желания тех «чудовищ», которые порождены «сном разума». Он высмеивает также и новую буржуазную мораль «хищников», которые освободились от каких-либо нравственных принципов и добиваются своего с холодной расчётливостью, будучи готовыми чуть ли не в буквальном смысле слова «шагать по трупам». И вновь постановщику, как и в «Дневной красавице», понадобилась французская актриса Катрин Денёв для создания ещё одного образа своего рода «ангела греха» - агнца снаружи и дьявола внутри. Ведь Тристана - и невинная жертва, напрасно пытавшаяся вырваться за пределы заранее уготованного способа жизни, и одновременно некая искушающая сила, которая провоцирует, толкает к пороку, катализирует процесс разложения, словно сатана во плоти. Такова, по Бунюэлю, и сама Испания - одержимая бесами и изгоняющая их из своего нутра.
Сергей Кудрявцев https://kinanet.livejournal.com/291219.html
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Суббота, 15.02.2020, 10:42 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| История Тристаны-хромоножки, которая не любила да вышла замуж
После того как у юной Тристаны, воспитанной в пуританских традициях, умирает мать, ей приходится поселиться в доме своего крёстного — дона Лопе, небогатого аристократа с анархистскими замашками. Постепенно отеческая забота пожилого идальго сменяется всё нарастающей страстью к своей подопечной. В конце концов, покровитель перестает искать расположения крестницы, плюет на моральные условности провинциального ханжества и без особых затей склоняет красавицу-сиротку к сожительству.
Скоро Тристану начинает тяготить необходимость делить постель со стариком, и она сбегает от него с молодым художником Орасио. Вернувшись через 2 года из-за непереносимых болей в колене к уже разбогатевшему дону Лопе, Тристана при его финансовом содействии переносит операцию, но в результате лишается ноги. После чего она остаётся жить в доме своего опекуна и, уступив уговорам, выходит за него замуж. Став законной супругой, она принимается расчётливо мстить пожилому мужу, превращаясь из растленной святоши в озлобленную мегеру…
В основе фильма одноименный роман в письмах испанского классика Бенито Переса Гальдоса, написанный в далёком 1892-м году. В 1958-м Бунюэль уже экранизировал его «Назарина». Сценарий «Тристаны» был готов ещё в 1963-м, но после серии скандалов, сопровождавших выход его «Виридианы» (1961), франкистская цензура и слышать не хотела об этом богохульнике. И всё же разрешение было получено, правда, только лишь через шесть лет.
В принципе, Бунюэль мог поставить этот фильм и за пределами Испании, но одним из главных его условий были непременные съёмки в родном Толедо, где, кстати, родился и автор романа. Режиссёр переносит действие из конца XIX века в 20-е годы следующего столетия, из Мадрида в провинциальный городок, сохранивший средневековый вид, с помощью которого постановщику было легче замаскировать под фальшивую мораль извращенные инстинкты.
Несмотря на то, что режиссёра в первую очередь привлекал образ дона Лопе, который из вольнодумца превращался в закостенелого обывателя, по-отечески сожительствующего с невинным созданием, куда более интересная метаморфоза произошла с характером главной героини. Пропитанная религиозными заповедями католичка-девственница сталкивается с прозой жизни — цинизмом и лицемерием, выдаваемыми опекуном за либеральную свободу взглядов. Светская инициация дезориентирует девушку, лишая духовной опоры.
Несмотря на то, что «Тристана» — самый академичный из поздних фильмов маэстро, Бунюэль остаётся верен духу отрицания буржуазных ценностей. Столкнув «скромного обаятельного буржуа» и «смутный объект желания», он не только нарушает классическое соотношение «тиран — жертва», но и под новым углом освещает свою дежурную тему о двойственности женской натуры. Удары костылей в коридоре — это не просто ежевечерняя разминка калеки, а приближение к одряхлевшему дону «костлявой кумы», в которую превратилась некогда соблазнительная и соблазненная им крестница.
Роль Тристаны сыграла Катрин Денёв, которая не просто с охотой, а с восторгом откликнулась на новое предложение работать с великим испанцем. Всё дело в том, что тремя годами раньше, когда они завершили «Дневную красавицу», Бунюэль всенародно заявил, что навсегда завязывает с кино. И хотя годом раньше он уже успел нарушить это обещание, сняв «Млечный путь», никто не исключал, что 70-летний маэстро всё-таки захочет уйти на покой.
Холодноватая дневная красавица Северина стала визиткой Денёв, и она прекрасно понимала, что новая роль у Бунюэля может не только дать очередной толчок её и без того завидной карьере, но, главное, обогатит профессионально. Тем более что по драматургии история Тристаны была на порядок интереснее образа Северины.
И хотя Бунюэль потом признавался, что эта роль удалась Денёв куда меньше (он вообще предполагал снимать совсем другую актрису; рассматривались кандидатуры Сильвии Пиналь и Стефании Сандрелли), всё же маэстро, скорее всего, лукавил. Образ растленной невинности, обернувшейся демоном мести, которой после расправы над искусителем только и осталось, что возбуждать стриптизом немого сына служанки, стал одним из главных творческих достижений французской актрисы.
Андрей Малов https://www.kinopoisk.ru/film/21329/
|
|
| |
|