"КОГДА ДЕРЕВЬЯ БЫЛИ БОЛЬШИМИ" 1961
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Понедельник, 24.08.2020, 19:37 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| «КОГДА ДЕРЕВЬЯ БЫЛИ БОЛЬШИМИ» 1961, СССР, 90 минут — фильм-участник основного конкурса Каннского кинофестиваля
Потерявший во время войны жену, Кузьма Кузьмич Иорданов начал пить и совершенно опустился. Но однажды, случайно узнав о девочке, потерявшей на войне родителей, Иорданов решил стать ей отцом. Оставив Москву, он отправляется на встречу с будущей дочерью...
Съёмочная группа
Автор сценария: Николай Фигуровский Режиссёр-постановщик: Лев Кулиджанов Оператор-постановщик: Валерий Гинзбург Художник-постановщик: Пётр Галаджев Композитор: Леонид Афанасьев Текст песни: Алексей Фатьянов Дирижёр: Григорий Гамбург (Оркестр управления по производству фильмов)
В ролях
Инна Гулая - Наташа Юрий Никулин - Кузьма Кузьмич Иорданов, бывший фронтовик Леонид Куравлёв - Лёня Екатерина Мазурова - Анастасия Борисовна Василий Шукшин - председатель колхоза Аркадий Трусов (в титрах В. Трусов) - председатель сельсовета Григорий Мартынович Елена Королёва - Нюра Людмила Чурсина - Зоя Виктор Павлов - почтальон/ парень у парома (озвучивание) Евгения Мельникова - проводница Георгий Шаповалов - железнодорожник, дежурный по станции Владимир Лебедев - Володя (Владимир), дед-спекулянт Павел Шальнов - участковый милиционер Марина Гаврилко - соседка Кузьмы Кузьмича по коммуналке Данута Столярская - соседка Кузьмы Кузьмича по коммуналке Ия Маркс - соседка Кузьмы Кузьмича по коммуналке Вера Орлова - сторожиха Оля Петрова - Оля, девочка в больнице Галина Биневская - мама Оли Борис Юрченко - односельчанин (нет в титрах) Надежда Самсонова - буфетчица (нет в титрах) Владимир Смирнов - водитель (нет в титрах)
Интересные факты
Сценарий фильма, присланный по почте на киностудию имени Горького, был написан режиссёром и кинодраматургом Николаем Фигуровским и имел название «Благоразумная ведьма». Кинодраматург Наталья Фокина (супруга Льва Кулиджанова) показала сценарий Сергею Герасимову, который в то время возглавлял киностудию, после чего автор сценария был вызван в Москву. Позже, в процессе доработки сценария, Фигуровский изменил название на «Когда деревья были большими».
Вначале на главную роль в фильме был приглашён Василий Меркурьев, который, прочтя сценарий, дал своё согласие. Однако позже режиссёру фильма Льву Кулиджанову пришлось отказать Меркурьеву, поскольку тому было сложно выезжать в командировки, а снимать натуру, как предлагал Меркурьев, рядом с его дачей под Ленинградом было невозможно по финансовым соображениям.
После этого Кулиджанов остановился на Юрии Никулине. Наталья Фокина вспоминала: «Перед пробами мы пошли с Лёвой в цирк, где Юра выступал вместе с Карандашом. Юра нам очень понравился. Я с Юрой была хорошо знакома, но мы не пошли к нему за кулисы, решили подождать фото и кинопроб. По существу, больше конкурентов у него не было. Решено было его утвердить».
Никулин, до этого снимавшийся только в комедийных ролях, сказал Кулиджанову, что не знает, сможет ли справиться с ролью Иорданова. В своей книге «Почти серьёзно» он писал: «Я спросил: „Лев Александрович, а почему вы утвердили меня на эту роль? Видели в кино?“ — „Вы знаете, — ответил Кулиджанов, — самое любопытное, что ни одной вашей роли я в кино не видел. Только на днях мы посмотрим картину с вашим участием. Я видел вас в цирке. Только в цирке. И Вы мне понравились“».
Василий Меркурьев, узнав, что ему нашли замену, умерил свои требования. Но после того, как был утверждён Никулин, режиссёр вместе со всей киногруппой уже не могли представить никакого другого артиста в роли Иорданова. Сценарист Николай Фигуровский переписал некоторые сцены уже специально под Никулина.
Роль Иорданова долго не давалась Никулину. Внешний облик помог ему обрести художник-гримёр Александр Иванов. Сразу решили что Иорданов будет небритым.
Долго искали костюм. Художник по костюмам и режиссёр считали, что шить специально для Кузьмы не нужно. Он должен выглядеть обшарпанным, помятым. Никак не могли подобрать головной убор. В костюмерной перебрали сотню кепок и фуражек, и ни одна актёру не понравилась. Случайно он заметил в углу маленькую кепочку со сломанным козырьком и примерил её. Это было то, что надо.
Фильм снимался в течение 1961 года, сначала в Москве, затем в Московской области — в деревне Мамонтово Ногинского района. Съёмки начались в Москве с трёх эпизодов, действие которых проходило в лесу, на рынке и в милиции, и которые демонстрировали московскую жизнь Иорданова: однажды, пытаясь заработать, он отправился в лес за ландышами, где его ужалил шмель, после чего с опухшим лицом отправился на рынок продавать цветы. Рыночные торговки накинулись на конкурента и устроили драку; милиционеры разогнали драку, а Иорданова задержали на пятнадцать суток, посчитав зачинщиком. Эти эпизоды при окончательном монтаже в фильм не вошли.
Встреча главных героев, Кузьмы Кузьмича и Наташи, снималась на железнодорожной станции «Белокаменная» Малого кольца Московской железной дороги (в фильме — станция «Селиваново»), где снимались эпизоды многих художественных фильмов.
Дочь Инны Гулой Дарья Шпаликова в интервью рассказывала: «В картине „Когда деревья были большими“ есть эпизод, на котором я всегда плакала. Тот, где Наташа встречает отца. Мама говорила, что режиссёр Кулиджанов требовал: „Ты должна бежать ему навстречу, почти не касаясь земли, — лететь!“. Маме это казалось очень неправильным. И она шла по перрону, нелепо косолапя, будто ноги вдруг стали ватными. Очень трудно шла. Кажется, они с Кулиджановым даже ссорились из-за этого, но, в конце концов, режиссёр понял, что актриса права — этот эпизод нужно играть именно так. И он стал самым сильным, самым пронзительным в фильме».
В пролет лестницы роняли настоящую стиральную машину. Купили две машины и вытащили из них моторы. Выбрали на проспекте Мира старый дом. Ассистенты режиссёра обошли все квартиры и предупредили жильцов, чтобы они не пугались грохота.
В картине дебютировала Людмила Чурсина.
При сдаче фильма худсовету в декабре 1961 года против картины резко выступили Георгий Мдивани и Марк Донской. Однако немного позже картину поддержали Сергей Герасимов и министр культуры СССР Екатерина Фурцева.
Премьера фильма состоялась 26 марта 1962 года.
Награды
Каннский кинофестиваль, 1962 год Номинация: Золотая пальмовая ветвь
Смотрите фильм
https://vk.com/video-36362131_456239882
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Понедельник, 24.08.2020, 19:42 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| НИКУЛИН Юрий. Почти серьезно. М., 1998
Вернулся я из Ленинграда. Только вошел в квартиру, не успел даже снять пальто, как меня позвали к телефону. — Звонят с киностудии Горького. Подойдешь? — спросила Таня. […] В трубке услышал приятный женский голос: — Юрий Владимирович, сколько вам лет? […] — Да как сказать, — ответил я в растерянности. — Мне сорок. […] — А может быть, вы выглядите под пятьдесят? Нам это очень нужно. […] Вы не могли бы приехать завтра на студию? Мы хотим с вами серьезно поговорить. На студии мне дали сценарий Николая Фигуровского "Когда деревья были большими". […] Увидев режиссера Кулиджанова в первый раз, я подумал: "Вот так, наверное, должны выглядеть хорошие педагоги". Лев Александрович производил впечатление человека спокойного, уравновешенного и собранного. — Как вам роль? — спросил он сразу. — Понравилась, но не знаю, смогу ли сыграть ее, — признался я чистосердечно. — Умоляю вас, не играйте. Только не играйте! И вообще не говорите слова "играть". Будьте самим собой. Считайте, что ваша фамилия не Никулин, а Иорданов. И живете вы в Москве, в старом доме. Вам пятьдесят лет. Кулиджанов долго говорил о характере и судьбе Кузьмы Кузьмича. Наше представление об образе этого человека совпадало. Но я вдруг ощутил, что эту роль сыграть не смогу. Во — первых, мне сказали: "Не играйте". Но как же не играть? Все, что делал в кино до этого, я именно играл, и за это меня хвалили. Во — вторых, у Кузьмы Кузьмича в роли много текста. А я плохо запоминаю текст. И, наконец, в — третьих, я работал в цирке и боялся, что, если меня утвердят на роль, мне не удастся совместить свою работу со съемкой. […] Когда мы прощались, я спросил: — Лев Александрович, а почему вы меня пригласили на эту роль? Видели в кино? — Вы знаете, — ответил Кулиджанов, — самое любопытное, что ни одной вашей роли в кино я не видел. Только на днях мы посмотрим картину с вашим участием. Я видел вас в цирке. Только в цирке. И вы мне понравились.[…] Перед началом съемок Кулиджанов постоянно говорил: — Старайтесь больше думать о человеке, которого предстоит вам показать. Подумайте, как будет действовать Кузьма в той или иной ситуации. […] Съемки решили начать с эпизода в мебельном магазине. — Вы побродите по улицам, зайдите в магазины, — советовал мне Кулиджанов, — присмотритесь к людям, похожим на вашего героя. Они встречаются в Москве. Этот совет я выполнил. Ходил около пивных, мебельных магазинов, смотрел, примеривался.[…] Запомнилась мне съемка сцены, где пьяный Кузьма приходит вечером на паром и поет печальную песню. Я напевал есенинские строчки: А под окном кудрявую рябину Отец спилил по пьянке на дрова… После нескольких дублей я предложил Кулиджанову: — А что, если выпить по-настоящему? Легче будет играть пьяного. — Вы так думаете? Ну что ж, попробуйте. Снимем один дубль специально для вас, — разрешил режиссер. — Хотя я думаю, что это будет плохо. Принесли стакан водки. Я залпом выпил. А поскольку за целый день почти ничего не ел, то быстро почувствовал опьянение, и мне все стало, как говорится, трын — трава. Начали съемку. Я пел, и мне казалось, что все получается гораздо лучше. Прошло время. Сидим мы на студии и смотрим материал этой сцены. Показали дубль, снятый после стакана водки. Если в первых дублях все выглядело довольно убедительно, то после того, как я выпил, начался кошмар. Я увидел на экране человека не трезвого и не пьяного. Казалось, какой — то чокнутый человек изображает пьяного. — Вы были правы, — согласился я с Кулиджановым.
http://web.archive.org/web....ttp
|
|
| |
|