"СОЛО" 1980
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Понедельник, 15.05.2023, 13:01 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| «СОЛО» 1980, СССР, 26 минут — дипломная работа Константина Лопушанского
Блокадный Ленинград, зима 1942 года. Солист симфонического оркестра работает над Пятой симфонией Чайковского. Концерт состоится в Ленинградской филармонии и будет транслироваться в Лондон.
Съёмочная группа
Режиссёр: Константин Лопушанский Сценарий: Альбина Шульгина, Константин Лопушанский Оператор: Анатолий Лапшов Композитор: Евгений Иршаи Художник: Владимир Светозаров
В ролях
Николай Гринько — Александр Михайлович, музыкант-валторнист Юрий Родионов — Сергей Виктор Гоголев — Виктор Сергеевич Гелена Ивлиева — домоуправ Нора Грякалова — соседка Александра Михайловича Валентина Смирнова — банщица Светлана Смирнова — беременная женщина в бане Людмила Аржанникова — диктор на радио Ольга Волкова — эпизод Кирилл Гун — эпизод
Примечание: Кирилл Гун в своей эпизодической роли выступает фактически в роли камео — он действительно был артистом в условиях Блокады Ленинграда, не эвакуировался, а осенью 1943 года даже вступил в Красную Армию для участия в прорыве блокады, и осенью 1944-го был демобилизован и вернулся в театр. Эта роль в фильме — последняя его роль.
Интересные факты
Считается одним из лучших фильмов о Блокаде Ленинграда, фильм понравился Андрею Тарковскому, у которого Лопушанский годом ранее проходил практику и был ассистентом на съёмках «Сталкера» и в фильме «Соло» попытался воплотить эстетические принципы своего учителя, а также пригласил на главную роль «талисмана» Тарковского актёра Николая Гринько.
По словам Константина Лопушанского, у фильма есть ещё один автор — Евгений Алексеевич Линду, учитель ленинградской школы №235, создатель школьного музея «А музы не молчали…», в который он зашёл в поисках темы для фильма о Блокаде Ленинграда и нашёл, что искал.
Критика о фильме
М.Л.Жежеленко отметила, что фильм снят в стиле «рационалистического эссеизма», и подчеркнула роль музыки в нём — музыка дала непосредственную сюжетную основу фильму.
«Пожалуй, самый пронзительный эпизод в фильме — не финальный апофеоз, а та сцена, где герой, не отыскав пшена в тайниках комода, чуть не наступает широким валенком на упавшую в снег фотографию родных. Любое напоминание о жизни здесь кажется неуместным: концертный фрак с бабочкой в почему-то не развалившемся шкафу внутри заваленной снегом комнаты без потолка; обнаженная беременная женщина в бане рядом с худым и голым музыкантом; книга, потерявшая былую ценность и годная только на растопку… Холодный и прокуренный голос дикторши, обращающейся к «лондонским друзьям», кажется, не о концерте объявляет, а бесстрастно читает эпитафию» (Максим Медведев, журнал «Киноведческие записки», 2001 год).
«В «Соло», чей аскетичный мир вырастает из взаимного противоборства стоицизма и обреченности, деликатно растворены «тарковские» пластические реминисценции; черно-бела ткань завораживает фактурной изменчивостью — от рельефных форм и резкой лепки до нежного размыва границ, когда внятные цвета соскальзывают в многообразие оттенков серого» (Любовь Аркус, «Новейшая история отечественного кино», 2001 год).
«Надо напоследок сказать несколько слов об эмоциональной, самой трудноуловимой стороне дела: сколько бы я ни смотрел получасовое «Соло», с которого, собственно, Лопушанского и узнали как режиссера, эту трехчастную, без единого слова хронику одинокого пути музыканта-дистрофика на репетицию, — я в финале реву неудержимо» (Дмитрий Быков, 2008 год).
Награды
Главный приз на II фестивале произведений молодых кинорежиссёров в Москве (1980) Приз за лучшую режиссуру на XI ВКФ «Молодость-80» в Киеве (1980) Приз «Золотой медвежонок» и «Специальный приз» киноклубов Бильбао фильму на XXII МКФ документальных и короткометражных фильмов в Бильбао, Испания (1980)
Смотрите фильм
https://vk.com/video-36362131_456239908
|
|
| |
Андрей_Шемякин | Дата: Понедельник, 15.05.2023, 13:25 | Сообщение # 2 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 182
Статус: Offline
| Ещё одним источником нового кино стали, конечно, Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Там было можно многое, что в других учебных заведениях не прошло бы ни за какие коврижки, а подчёркнуто любительского кино- Самиздата, - "параллельного кино" (см. Рассказ пятый и последний) ещё не было, хотя он фактически уже начинался. Само советское и тем более досоветское (ужасный пример почти уничтоженных "Нечаянных радостей"(1974) Рустама Хамдамова, от которых оператором картины Ильёй Соломоновичем Миньковецким было спасено 840м., впервые показанные широкой публике на "Киношоке аж в 1996-м году, ещё был на памяти) кинематографическое наследство зияло пропусками и умолчаниями, часто - взаимовыгодными. Историческая память охранялась официозом столь же свирепо, как и документальная, она же хроникальная, правда: страной правили мифы. Одним словом, более благоприятной именно для кино ситуации, как показали вскоре наступившие новые времена, трудно придумать: не было бы счастья, да несчастье помогло. В таком контексте обстоятельства, связанные с запуском картины, посвящённой Блокаде Ленинграда, выявить и объяснить именно сегодня, в эпоху всё более агрессивного нового беспамятства, довольно сложно. С одной стороны, тема была официальной, даже официозной, и параллельно на том же "Ленфильме" создавался блокбастер по роману А.Чаковского - на том же материале. С другой же стороны, правда о реально пережитой блокаде охранялась, как и вообще все киноархивы, тотально: цензура требовала ввести в "Блокадную книгу" А.Адамовича и Д.Гранина 65 поправок. Журнальный вариант был опубликован в "Новом мире", вызвал шквал ругани за "натурализм" и, как водится, "принижение народного подвига и искажение роли коммунистической партии". Но эту же книгу прочитал Константин Лопушанский, студент режиссёрской мастерской Эмиля Лотяну, слушатель лекций Тарковского и, вместе с помогавшей ему Марианной Чугуновой, единственный, кто их записал, а потом и издал. И появилось "Соло", которое получило именно отдельную - экранно- фестивальную - жизнь в контексте будущего шедевра - уже после того, как автор картины сделал "Письма мёртвого человека", сделавшие имя автору и прогремевшие на весь мир (на Каннский фестиваль эта картина о ядерном Апокалипсисе поехала вместе с "Покаянием" Абуладзе и, таким образом, Константин Сергеевич был преподнесён прогрессивной европейской и американской кинообщественности, как лицо того самого "нового поколения"). Оцените промежуток времени между дипломом и дебютом, - пять лет. Ничего, жизнь мастера, - а уже с первого (номинально -второго короткометражного) фильма стало ясно, что это мастер, - оказалась длинной. Что же касается самой картины, то Даниил Гранин, её в конце концов посмотревший, вообще сказал, что это единственная по-настоящему документальная лента о Блокаде. Более того. Там есть эпизод в бане, где моются вместе мужчины и женщины. Из журнального варианта книги его приказали выкинуть, обвинив соавторов ещё и в "порнографии". "Но это не были мужчины и женщины", говорил - много позже - автору этих строк в интервью для передачи "Блокада. Образы ленинградской Блокады" Даниил Александрович, - "это были мощи". Лопушанский это и показал. Более, не побоюсь этого слова, целомудренного эпизода в отечественном кино начала 80-х, хоть официального, хоть неофициального, и не припомнить. А Светлана Смирнова в этой сцене - вообще как Мадонна. Сам же фильм тоже опирается на документальный сюжет, - известно, что "вживую" передавались концерты по радио, читала стихи Ольга Берггольц, и уже были сильные документальные фильмы на хронике и фотографиях, - скажем, Ефима Учителя, а в игровом кино -символически-образно-метафорический фильм Игоря Таланкина "Дневные звёзды", с Аллой Демидовой. Лопушанскому это было не нужно, он идёт не от быта, а от катастрофы, и рассказывает о том, что можно попробовать сохранить в ней - Дух. То есть - культуру. Попытка обречена, герой Николая Гринько, идущий через весь город на радио, теряется в развалинах дома, в снегу, но это происходит в его сознании. И концерт - дан, сопротивление продолжается. А через три года после "Соло" выйдут "Торпедоносцы" Семена Арановича, через пять лет тоже совершенно другой автор, далёкий от Лопушанского, Виктор Аристов, сделает о войне картину "Порох", - восторжествует совсем другой стиль, максимально реалистический, но сгущённые до галлюцинации. В "Соло" пространство засыпанного снегом Ленинграда заснежено, как на горной вершине. Альтернативы от проникающей радиации в нашей общей жизни особенно не было: спасаться самим, и рассказывать, как спасались другие.
|
|
| |
|