"400 УДАРОВ" 1959
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Понедельник, 05.07.2010, 22:26 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3284
Статус: Offline
| «ЧЕТЫРЕСТА УДАРОВ» (фр. Les Quatre Cent Coups) 1959, Франция, 99 минут — полнометражный дебют Трюффо, ставший одним из основных фильмов французской новой волны
Антуан Дуанель (Жан-Пьер Лео) — трудный подросток. Учителя считают его вечным источником проблем, но, очевидно, проблемы исходят из его семьи — мать (Клэр Морье) занята романом на стороне, слабохарактерный отчим (Альбер Реми) занят своей работой. В школе учитель только наказывает подростка за несмирение. Антуан с приятелем всё чаще пропускают школу, сбегают из дому, словом пытаются бороться с институтами насилия предлагаемыми им обществом.
Съёмочная группа
Режиссёр: Франсуа Трюффо Оператор: Анри Деке Сценарист: Марсель Мусси, Франсуа Трюффо Продюсер: Франсуа Трюффо Монтажер: Мари-Жозеф Йойотт Композитор: Жан Константин Художник: Бернар Эвэйн
В ролях
Жан-Пьер Лео (Антуан Дуанель) Альбер Реми (отчим Антуана) Клэр Морье (мать Антуана) Клод Монсар Робер Бювэ Ивонн Клоди Жорж Фламан Патрик Оффэй Ги Декомбль Жак Моно
Режиссёр о фильме
[…]Начиная с «400 ударов» вплоть до «Дикого ребенка» я показываю персонажей, жаждущих «интегрироваться», сделаться составной частью общества. В юности я ухаживал за девушками, которые твердили лозунг Андре Жида «Семьи, я вас ненавижу», что меня смешило, ибо в десяти случаях из десяти родители их были очаровательны, и я бывал счастлив, когда меня приглашали в гости. В серии об Антуане Дуанеле я именно это и показываю. […]
[…]Я полагаю, работая в области художественного кино, лучше оставаться наивным[…]
[…]Снимая «400 ударов», я был старшим братом главного персонажа[…]
[…]После «400 ударов» меня особенно поразило, что, посмотрев фильм, зрители говорили о нем так же и теми же словами, как и я сам, размышляя о сюжете. Я задумал «снять фильм об одиночестве ребенка, о юношестве, ни грустный, ни веселый». И после просмотра зрители сказали: «Это не весело и не грустно, одиночество ребенка и т. д.». Значит, суть, ради которой фильм был сделан, сохранилась. Поэтому я больше не ломаю себе над этим голову. […]
[…]Работая над фильмом «400 ударов», я совершил глупость, обратившись к Жану Константену, сочинителю популярных песенок. Все говорили: «В «400 ударах» прекрасная музыка», но специалисты, и в первую очередь музыканты, возмущались, имея полное на то основание. Когда я просматриваю эту картину, мне слышны все фальшивые звуки, все нелепости. Музыка написана небрежно, халтурно и зачастую портит изображение. Кража пишущей машинки совершается на фоне совершенно неподходящих звуков джаза. […]
[…]Итак, после Ренуара наиболее значительно для меня — влияние Росселлини. В нем меня восхищает склонность к логике, простоте, неприятие эстетизации. Хотя некоторые элементы эстетства в моих фильмах чувствуются, хотя мне и нравится изощренность стиля, что не вяжется с методом Росселлини. Фильм «400 ударов» многим обязан его влиянию. Без Росселлини я не смог бы написать такую простую и непосредственную историю. Несомненно ему я обязан стремлением рассказать то, что мне особенно близко, со времен работы с Росселлини я знаю, что сценарий писать легко, если точно понимаешь, что ты хочешь сказать. […]
[…]Я высоко ценю «показную скромность»: весьма полезно казаться таким же, как все; никогда не надо выделяться чем-то внешним, броским. Я выбрал название «400 ударов», потому что в нем был оттенок банальности. Пока я снимал фильм, провинциальные газеты писали: «Господин Франсуа Трюффо, разнесший в пух и прах всю французскую кинематографию, снимает фильм, само название которого уже не нуждается в комментариях».[…]
Интересные факты
Полнометражный дебют Франсуа Трюффо.
В названии использована французская идиома, которой примерно соответствуют выражения «33 несчастья» или «огонь, вода и медные трубы».
Фильм посвящен Андре Базену.
Обычно говорят, что это первая роль в кино Жан-Пьера Лео. 14-летний мальчишка оказался на съемочной площадке, отозвавшись на объявление, и Трюффо взял его, поразившись внешнему сходству с самим собой в том же нежном возрасте. И все-таки у Жан-Пьера уже был опыт работы в кино – он сыграл небольшую роль в приключенческой ленте Жоржа Лампена «Берегись, Ля Тур!» (1958).
Когда Антуан и Рене прогуливаются по городу, они проходят мимо стены, на которой наклеена масса объявлений и постеров. На одном из постеров – Харриет Андерссон в фильме Ингмара Бергмана «Лето с Моникой» (1953). Эта лента тоже рассказывает о двух юных беглецах.
В дальнейшем Франсуа Трюффо продолжил историю Антуана Дуанеля еще в нескольких фильмах, отследив его судьбу на разных возрастных этапах – в «Антуане и Колет» (1962), «Украденных поцелуя»х (1968), «Семейном очаге» (1970) и «Сбежавшей любви» (1979). А Жан-Пьер Лео еще дважды появлялся у Трюффо в ролях других героев – в фильмах «Две англичанки и континент «(1971) и «Американская ночь» (1973).
Награды
Каннский кинофестиваль, 1959 год Победитель: Лучший режиссер (Франсуа Трюффо) Победитель: Приз Международной Католической организации в области кино (OCIC) Номинация: Золотая пальмовая ветвь
Оскар, 1960 год Номинация: Лучший оригинальный сценарий
Британская академия, 1961 год Номинация: Лучший фильм Номинация: Самый многообещающий новичок (Жан-Пьер Лео)
Приз Французского синдиката критиков (поровну с фильмом «Хиросима, моя любовь»)
Премия «Бодиль» в Швеции за лучшую европейскую ленту
Смотрите фильм
http://vkontakte.ru/video16654766_160258719
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Понедельник, 05.07.2010, 22:27 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| ЧЕТЫРЕСТА УДАРОВ Эта необыкновенная лента была первым художественным фильмом Франсуа Трюффо, который до этого был больше известен как чертовски опасный и колючий кинокритик из журнала "Cahiers du Cinema". "Четыреста ударов" не только один из самых главных фильмов французской "новой волны", но и первый в серии Трюффо, включающей в себя "Антуан и Колетт" (новелла из фильма "Любовь в 20 лет"), "Украденные поцелуи", "Семейный очаг" и "Сбежавшая любовь". В этих фильмах в роли Антуана Дуанеля снялся замечательный актер Жан-Пьер Лео (этот фильм - его дебют), ставший для Трюффо как бы "вторым я". Двенадцатилетний Дуанель - трудный подросток. Его мать (Морье) занята личной жизнью, и у нее нет ни времени, ни желания вникнуть в проблемы сына. Отчим (Реми) - человек слабохарактерный, не имеет влияния ни на жену, ни на сына. Учитель лишь наказывает мальчика. Антуан и его приятель все реже посещают школу, сбегают из дома. Будучи пойманным, Антуан планирует новый побег… Фильм о событиях, происходящих в жизни мальчика, о несправедливости, боли, выпавших на его долю. Трюффо относится к Антуану с теплом и состраданием; как к ребенку, вынужденному жить в предлагаемых обстоятельствах. Изящество и совершенство картины позволили ей стать мерилом в числе фильмов, посвященных проблемам юности. Следует отметить очень поэтичную черно-белую операторскую работу Анри Деке. Приз за режиссуру Франсуа Трюффо на МКФ в Канне в 1959 году. Номинация на премию "Оскар" (1960г.) за лучший оригинальный сюжет и сценарий (Франсуа Трюффо, Марсель Мусси). Иванов М. http://www.videoguide.ru/card_film.asp?idFilm=22931
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Понедельник, 05.07.2010, 22:27 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| 400 ударов 14-летний подросток Антуан Дуанель (Лео), удрученный школой и нафталиновым уютом родительской квартиры, прогуливает уроки, пока нелепая история с кражей пишущей машинки не определяет его в интернат для малолетних преступников. В 14 лет в городских улицах (тем более парижских) мерещится соблазн, отгороженный от тебя тюремными стенами школы. Молодой Трюффо описывает этот соблазн как весеннюю тревогу — ложную, ибо людские организмы, истощенные зимней тьмой и недостатком витаминов, ошибочно принимают начало расцвета природы за собственный расцвет. Фильм — портрет бессмысленного и прекрасного брожения человеческого духа, который за недостатком знания лелеет иллюзию, что в окружающем мире спрятан некий магнит, к которому, собственно, его и тянет. В «400 ударах» режиссер бросит Антуана у моря, края земных иллюзий. Позже он еще четыре раза вернется к герою, показывая его в разные периоды жизни, в то время как Жан-Пьер Лео, постоянный исполнитель роли, из безвестного подростка превратится в любимого актера европейских киноэссеистов — Годара, Пазолини и Бертолуччи. Как и Пруст, Трюффо найдет приют томлениям Антуана только двадцать лет спустя и только в творчестве: тот закончит свой экранный путь профессиональным прозаиком. Алексей Васильев http://www.afisha.ru/movie/166023/review/146365/
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Среда, 29.06.2011, 09:58 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| 400 ударов / Четыреста ударов: Les Quatre Cents Coups
Название фильма можно перевести на русский язык как «тридцать три несчастья», буквальный перевод – явная ошибка. Но дело сделано, и фильм у нас известен как «Четыреста ударов». Это дебют великого режиссера, первая часть саги о приключениях Антуана Дуанеля, первый фильм «новой волны» наряду с «Последним дыханием» Годара и «Красавчиком Сержем» Шаброля. Фильм имел неожиданный большой международный успех, с точки зрении как критики, так и финансов. Это обратило внимание мировой общественности на происходящее во французской новой волне и позволило движению бурно развиваться.
История подростка Антуана Дуанеля (Жан-Пьер Лео), не находящего себе места ни дома, ни в школе. Он не понимает своих родителей (Клер Морье, Альбер Реми), они также не способны оценить поэтичный мир своего сына. Но Трюффо он близок, и потому с такой нежностью режиссер показывает своего героя, гуляющего по прозрачным парижским улицам под аккомпанемент романтичной грустной музыки. Антуан совершенно не адекватен окружающему его материальному и материалистичному миру. Наивные попытки героя что-то изменить — совершить поступок, выходящий за рамки обыденного и просто обратить на себя внимание — заканчиваются неудачно. Даже предметы противятся его возвышенным целям. Возведенный им в честь Бальзака алтарь чуть не сжигает дом, а украденная пишущая машинка превращается в тяжкую ношу, которую он вынужден носить по городу до полного изнеможения, пока при попытке вернуть машинку на место его не схватят. Трюффо эмоционально передал взаимное непонимание главного героя-подростка и мира взрослых, но в фильме нет ни нравоучений, ни социального протеста. Ведь картина снята, как говорил сам режиссер, «о человеке в единственном числе». Знаменитым стал финал картины. Герой, сбежавший из колонии для малолетних преступников (куда его сдали родители), достигает своей мечты — моря. Он заходит по колено в воду, и камера резко приближается к его замершему, о чем-то вопрошающем лицу. Что в этом взгляде: надежда на будущее или грусть, что цель достигнута, или мучительная неразрешенность конфликта? Режиссер не дает прямого ответа, оставляя пространство для выбора возможных трактовок.
http://www.inoekino.ru/prod.php?id=27
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Среда, 29.06.2011, 09:58 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Да здравствует дерзость! ("400 ударов")
Обеспокоенный своей жизнью 13-летний парижанин Антуан Дуанель не на самом хорошем счету в школе. Классный руководитель только знай себе покрикивает на него, и Антуан вместе с другом Рене частенько прогуливает уроки. Прохладно относятся к сорванцу и дома, и в конце концов предки сознательно упекут его в исправительную колонию для детей, ведь поведение Антуана им уже не подконтрольно. Только было вырвавшийся на настоящий простор из маленькой родительской квартирки, он не в силах оставаться пленником, и со всех ног сбегает к морю, которого жаждал в мечтах...
Изначально, оригинальное французское название картины Франсуа Трюффо было переведено на русский буквально, тогда как оно представляет собой идиому, обозначающую "несносного ребёнка". Именно им молодой режиссёр, влюблённый в кино бескомпромиссный критик из легендарного журнала "Cahiers du cinema", автобиографично персонифицирует страсть к независимости в самый хрупкий период детской жизни — когда широкая жажда познаний устремляется не к наукам, а к улице. Когда проявляется характер, пробивается гордое слово мужчины, а подспудные грешки ещё никак не удаётся погасить. Трюффо вспоминает быт своей юности, но совершенно спокойно, а главное просто, без эмоций и премудростей. Показательна в этом плане сцена, в которой Антуан сидит на приёме у женщины-психолога, и откровенно рассказывает о своих "подвигах" и грустных воспоминаниях в практически документальной манере, создавая великое ощущение, будто исповедуется герой именно перед тобой. И если эффекта отождествления не происходит, значит детство ваше было слишком безынтересным.
Ближайший сподвижник автора Жан-Люк Годар писал, что "400 ударов" оказываются самым свободолюбивым фильмом в мире". Он подхлестнул "новую волну" французского кино, вернув его в русло тёплого доверия и созидательного искусства. На экране царили аристократичные белые телефоны, и зрители оказывались в арьергарде, оторванными от потусторонней жизни, на которую вроде бы и купили билет. Советская киномашина, так та по умолчанию практиковала подобное со "сталинского Голливуда" до хрущёвской оттепели, и позже до самого краха системы. Слишком огромное расстояние между двумя параллельными измерениями и привело к тому, что молодая кровь проникла в застёгнутый на все пуговицы организм целомудренных стереотипов, и тенденция эта была эпохальной необходимостью, развернувшись в государственном масштабе. Пала IV Республика, настал момент честно взглянуть в зеркало.
За всю свою журналистскую карьеру Франсуа Трюффо никогда не лез за словом в карман, и когда пришёл черёд проявить себя в деле, не стушевался. Найдя своего исполнителя на роль Антуана Дуанеля — Жан-Пьера Лео, в котором увидел себя в те годы, когда деревья были большими, он взрослел вместе с ним в творчестве на протяжении 20 лет, но к счастью не изменил личному отношению к каждому фильму. Обратим внимание, что в предисловии, когда идут начальные титры, камера Анри Декаэ смотрит на Эйфелеву башню не с парадных планов, а снизу из рабочего квартала. Традицией Антуана перед сном стал вынос помойного ведра, т.е. избавление от мусора вошло у мальчишки в привычку, а оказавшемуся не родным отцу легче сдать сына полиции, чем маяться дальше. Тут следует сказать, что ленту Трюффо посвящает Андре Базену, по-настоящему заменившему ему отца после войны. Базен тогда владел киноклубом "Камера обскура", и был признанным теоретиком кино, а 16-летний Франсуа умудрился конкурировать с ним, организовав собственный "Кружок киноманов".
"На последнем дыхании" Годара, "Хиросима, любовь моя" Рене и "400 ударов" сделали своё дело — заставили киношников выйти из павильонов, и обрести в реальном пространстве художественную натуральность большей степени, чем в синтетическом изложении романистов и сценаристов. На МКФ в Канне Трюффо вручили премию за режиссуру, и фактически сделали законодателем новой моды, а мода сама по себе штука мимолётная. Но дерзость стала экстраполироваться на давнишние впечатления от безумного, безумного, безумного количества посмотренных фильмов, и постановщик-непрофессионал обрёл почерк, интеллектуально и правдиво живописуя выражение своего поколения между взлётами и падениями, через острый язык порывистых чувств. А в истории задерживаются именно такие творцы.
© Павел Кортунов, "Интересное Кино" http://smoking-room.ru/data/kino/400coups.html
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Среда, 29.06.2011, 09:59 | Сообщение # 6 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Фильмы, которые надо смотреть. «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо (1959)
«Четыреста ударов» — первый полнометражный и самый удачный фильм Франсуа Трюффо. Надо сказать, что режиссеру на момент выхода картины было всего 27 лет. Картина сразу же получила главный приз Каннского кинофестиваля и даже была номинирована на «Оскар» за лучший сценарий.
Имя Трюффо почти всегда ставят рядом с именем его коллеги Жан-Люка Годара, а фильм «400 ударов» — с годаровским «На последнем дыхании», к сценарию которого приложил руку и Трюффо. Эти два фильма и эти два режиссера стояли у истоков французской «новой волны», но в дальнейшем пошли разными путями, вырабатывая каждый свой неповторимый кинематографический почерк. И, по сути, «400 ударов» ближе скорее итальянскому неореализму (которым вдохновлялся Трюффо), чем напряженному психологизму и модернизму нахлынувшей «новой волны».
Еще будучи критиком журнала «Кинематографические тетради», Трюффо сформулировал на его страницах принципы авторского кино, которые и легли затем в основу философии «новой волны». Позже, став режиссером, он воплотил свою теорию в жизнь. «Стреляйте в пианиста», «Жюль и Джим», совместная с Годаром короткометражка «Истоия воды», новелла «Антуан и Колетт» и, конечно, дебютный «400 ударов» — вот наиболее яркие представители того, как Трюффо понимал кинематограф.
Конечно, сегодня мы не чувствуем всего новаторства этого кино, а смотрим его как старое доброе ретро, но для своего времени эти фильмы стали настоящим прорывом в кинематографическом повествовании. Режиссеры «новой волны» вышли из павильонов и декораций на улицы, вместо красивой элиты и богатых домов – неказистый быт бедных кварталов, ночных бабочек, беспризорников и прожигателей жизни. В этом «новая волна» близка неореализму. Она, как и последний, стремилась убрать всякую игру из фильма, добиться максимальной естественности, зачастую привлекая непрофессиональных актеров.
Выбор Трюффо, искавшего главного героя, пал на Жана-Пьера Лео не только из-за внешнего сходства с собой в юности, но и потому, что Лео на пробах не пытался играть, вел себя как в жизни. Лента, во многом автобиографическая, должна была подействовать на зрителя всей своей невыдуманной правдой. Зритель должен был увидеть в этом ребенке себя, ведь то, что происходит с Антуаном Дуанелем, когда-то происходило с каждым из нас.
Вполне нормальный ребенок, которого все – семья, школа, общество без конца пытаются загнать в определенные рамки и нормы поведения, получает статус «трудного подростка» только потому, что вполне естественно пытается быть личностью и сопротивляется однообразности. Ну кто в детстве не прогуливал школу, заменив ее более полезными и приятными аттракционами или походом в кино! Кто не попадался с невыученными уроками! Кто не заимствовал для своих сочинений талантливых мыслей великих людей! Кто не пытался бежать из дома, не таскал денег у родителей! И, вспомните, что было тогда: вы неисправимый прогульщик, трудный ребенок, неподдающийся воспитанию, плагиатор, нахал и грубиян.
Немного различны, но как зачастую похожи все эти 400 ударов, которые приходится вынести маленькой становящейся личности! Придется столкнуться с несправедливостью, нелюбовью, завистью, злобой и глупостью людей. И придется молчать и нельзя высказать своего мнения, потому что люди эти во много раз старше и их пристало уважать, а ты еще сопляк и дерзить не смеешь. Именно так происходит воспитание любого ребенка и в этот момент очень важны правильные действия родителей, которые смогут понять, заглянуть под корень и увидеть всю глубину несчастий маленького существа, понять, что его странные поступки – всего лишь попытки защитить свою свободу и личность от грубой жизненной уравниловки. Но Антуану, как и самому Трюффо, не повезло. Матери и отчиму некогда заглядывать вглубь – хочется вырваться из бедности, как-то благополучнее устроить жизнь, а тут еще этот «трудный подросток»!
Немногие родители, конечно, поступят так – отдать своего тринадцатилетнего сына в интернат для малолетних преступников (а он всего-то стащил печатную машинку, чтобы заработать денег, да и то уже вернул ее обратно). Но Антуан не поддастся, потому что он уже личность, потому что уже возросло и окрепло в нем желание собственного жизненного пути, не под чужую диктовку, а только так, как хочется самому. И он бежит, бежит к морю. Почему к морю? Во всех культурах море всегда считалось символом безграничного, неистощимого источника жизни, а также символом возрождения. В финале картины Трюффо как бы говорит: перед Антуаном неизведанная, полная неожиданностей стихия – жизнь, и неизвестно, куда она вынесет его, но будем надеяться, что все будет хорошо.
Тогда ли уже возник у режиссера замысел продолжить биографию своего героя или он еще не предполагал, что создаст впоследствии еще четыре картины о взрослении Антуана Дуанеля? Во всяком случае, финал первого фильма подтверждается, а опасения родителей и учителей не оправдаются. Антуан станет вполне нормальным и приличным человеком. Новелла «Антуан и Коллет» (1962), фильмы «Украденные поцелуи» (1968), «Семейный очаг» (1970) и «Ускользающая любовь» (1979) стали своеобразной сагой об Антуане Дуанеле и явили собой дотоле не существовавшее киноповествование: когда герой взрослеет вместе со зрителем. Увы, последующие части значительно уступают первой по многим параметрам, поэтому «Четыреста ударов» стоят как бы особняком и смотрятся как отдельный законченный фильм.
Трюффо рассказывал забавные случаи из жизни, когда люди принимая его за Жан-Пьера Лео, хвалили его актерскую игру, говорили ему, что видели его по телевизору. Конечно, Антуан Дуанель вобрал в себя не только черты Трюффо, но и черты Лео, поэтому можно говорить об автобиографической саге двоих – актера и режиссера, которые воплотились в одном персонаже, благодаря не только внешнему сходству, но и некому духовному сродству, позволившему им успешно сотрудничать на протяжении двадцати лет.
Валерия Данилина http://journalisti.ru/?p=9322
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Среда, 29.06.2011, 09:59 | Сообщение # 7 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| 400 ударов \ The Four Hundred Blows
Наверное, этот фильм станет для кого-то настоящим открытием, захочется искать и смотреть другие фильмы, созданные в тандеме Трюффо – Жан-Пьер Лео. Уникальное явление в кинематографе: режиссёр берёт на роль в фильме 400 ударов 13 летнего мальчишку и продолжает его снимать в своих фильмах ещё двадцать лет, создав в общей сложности пять картин из жизни героя по имени Антуан Дуанель.
Название фильма 400 ударов – это что-то наподобие русского идиоматического выражения «тридцать три несчастья». Столько, а то и больше валится на голову бедолаги Антуана. Жизнь подростка в Париже конца 50-х показана сочувствующе откровенно. Столько мест, куда хочется попасть как раз тогда, когда надо идти в ненавистную школу и слушать там учителей с наклонностями надзирателей тюрьмы.
Но мальчишки и здесь находят повод для веселья. Прогулять школу, а потом сказать, что мать напилась и сломала ногу- это самая маленькая ложь в их репертуаре. Антуан озабочен поисками денег на развлечения. Иногда он стащит их из семейной копилки, иногда выпросит у отчима. Но самое верное, это пройти в кино через чёрный ход. Все фокусы Антуан проделывает с другом, одноклассником. Друг – самый верный и надёжный в этом мире человек. Другого нет.
Мать занята только собой и своим любовником. Отец и не отец вовсе, а отчим. Он, правда, относится к Антуану гораздо лучше, чем родная мать. Но время, отпущенное на восстановление доверия сына, безвозвратно потеряно. Он словно инопланетянин в этой чужой семье, где все равнодушны друг к другу, но пытаются что-то требовать друг от друга, призывают к хорошим поступкам и действиям. Антуан выработал свой кодекс отношения с родителями – максимум вранья, сдобренного крошкой правды.
И это шаткое равновесие сохраняется до поры до времени, пока Антуан совсем уж не заврётся и не ляпнет учителю, что мать умерла, поэтому он и прогулял школу. Учитель повержен. У него даже появляются человеческие нотки в голосе. Но мать, цела и невредима, наведывается в школу, и обман раскрыт и наказание неотвратимо. Первый побег из дома и ночёвка в типографии на газетах. Потом друг приглашает поселиться в его странной, если не сказать больше, семье. Семья довольно богата или была таковой совсем недавно. Но мать спивается, а отец просиживает вечерами в клубе с сотоварищами. Никому ни до кого нет дела, поэтому одним жильцом больше, одним меньше, кому какое дело. Мальчишки наслаждаются жизнью – курят отцовские сигары и пьют его вино. И планируют, что стащить и продать. Ну, например, чучело отцовской беговой лошади в полную величину.
Останавливает её размер – слишком велика, слишком заметна. Придумывают дело попроще – проникают в фирму отчима Антуана и, улучив удобный момент, воруют печатную машинку. Помыкавшись по улицам города и не найдя куда её сбыть, они решают вернуть назад злополучную вещь. Тут уж охрана не дремлет. Вызывают отчима Антуана. Всё. Баста. Терпение родителей лопнуло, Антуана сдают в полицию.
Вы просто восхититесь, как легко во Франции отделаться от своего ребёнка. Вы говорите инспектору, что всё перепробовали, что терпение ваше лопнуло и теперь пора государству подумать о вашем чаде. А у вас своих дел полно – у вас работа, любовник (он ведь тоже требует внимания), а ещё надо успеть на автомобильные гонки загородом. Государство полно решимости взяться за перевоспитание Антуана. Вместе с проститутками его сажают в машину наподобие воронка и везут в исправительное учреждение для малолетних преступников. По лицу Антуана текут слёзы, когда он взглядом, полным горя провожает весёлый, залитый огнями Париж.
В учреждении вполне сносно. Чисто. Кормят. Бьют. Время от времени кто-нибудь сбегает на волю. Отсутствует ровно неделю, а потом, под восхищённые взгляды товарищей, возвращается в сопровождении полиции и грозит на полном серьёзе «Развлекался на воле по полной программе. Ещё убегу, вот увидите!».
Воля – как манит она и зовёт. А ведь где-то рядом море, которого никогда не видел в жизни. И проползя под сеткой, окружающей футбольное поле, Антуан побежал. Сначала нехотя, как бы разминаясь, как бы проверяя, нет ли кого сзади, а потом как ветер, как настоящий стайер – путь неблизкий. Вот уже виден песок, а потом чайки, первые волны и наконец, прямо в ботинках, не сбавляя скорости, он врезается в воду. Так он и застывает на экране – бегущий по морю мальчик. Бегущий от своего прошлого – в будущее.
Фильм 400 ударов стал сенсацией Каннского фестиваля и получил приз за лучшую режиссуру. Жан – Пьер Лео стал многообещающим открытием. Он не подвёл ни критиков, ни своих поклонников и честно отработал для них в последующих своих ролях.
http://yaokino.ru/chetyresta-udarov
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Среда, 29.06.2011, 09:59 | Сообщение # 8 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Бегство Антуана (о фильме "400 ударов" Франсуа Трюффо) Пятьдесят лет назад, в 1959 году, в Канне взял приз за режиссуру фильм, вокруг которого концентрируется сразу несколько синефильских мифов. Полнометражный дебют Франсуа Трюффо 400 ударов стал первым существенным успехом французской "новой волны", которая разделила историю кино на "до" и "после". Даже главный фильм направления, На последнем дыхании Годара, не попал в Канн годом позже. Посвященные легендарному Андре Базену, 400 ударов были первой победой "детей Синематеки" над "папиным кино", с которым отчаянно сражались молодые критики - и в их числе Трюффо - на страницах "Кайе дю синема". Кроме того, фильм положил начало знаменитой серии об Антуане Дуанеле, которая насчитывает четыре полнометражных фильма и новеллу в сборнике. Режиссер возвращался к образу Дуанеля на протяжении двадцати лет. Наконец, это была первая заметная роль актера Жан-Пьера Лео, чье нервное лицо со временем стало одним из символов европейского авторского кино. Помимо самого Трюффо, для которого Лео стал своеобразным "альтер эго", его снимали Годар и Пазолини, Эсташ и Бертолуччи, Каурисмяки и Ассаяс.
История тринадцатилетнего мальчишки Антуана Дуанеля, на которого обрушиваются "33 несчастья", была во многом основана на нестандартных событиях юности самого Трюффо. В детстве он все время откуда-то бежал – из детского лагеря, школы, армии; не раз бывал в исправительном доме, куда его определял собственный отчим. Предательство семьи и побеги стали основными сюжетными мотивами фильма.
Автобиографичность в тот период была для Трюффо принципиально важна. Это развивало его теоретические воззрения на авторское кино. Дуанель стал совместным творением режиссера и актера. "Он понравился мне с первого взгляда, - говорил Трюффо о Лео. - У него тоже было весьма неблагополучное детство, но он оказался агрессивнее меня и полностью изменил тон нашего фильма. Я представлял себе Антуана Дуанеля замкнутым, робким ребенком, вроде меня самого. Лео же, в отличие от меня, обладал каким-то особенным здоровьем, он мог сопротивляться..." Сопротивляться, впрочем, Дуанелю в фильме приходится не по своей воле. Он отторгнут обществом, противостоять которому не хочет, но и влиться в него не может.
Это история не восстания, но одиночества: мир не жесток к Дуанелю, он лишь равнодушен к нему. Родители заняты собой, учителям нужно только подчинение. Антуан не "подрывает устои", он все время пытается замять неприятности, проскочить незамеченным, но что бы он ни делал, становится только хуже. Из-за какой-нибудь мелочи довольно послушный мальчик, который каждый вечер накрывает на стол и выносит мусор, оказывается затянутым в воронку лжи. Сюжет фильма действует по принципу маховика. Попавшись раз на разглядывании фривольной картинки, Дуанель боится идти в школу. Прогуляв, врет учителю о смерти матери, а после разоблачения сбегает из дома. Это действует на родителей отрезвляюще и Антуану дается передышка - в сцене совместного похода в кино он абсолютно счастлив. Но маховик раскручивается снова: вдохновенно списав сочинение у любимого Бальзака, Дуанель опять попадается и сбегает уже всерьез. Кража печатной машинки из офиса отчима и тщетные попытки ее сбыть приводят его в исправительный дом. В этом доме дисциплинированные взрослые навешивают на нехороших детей ярлыки: "Знаешь, кто я? – говорит Антуану новый приятель. - Я - нестабильная психопатическая личность с перверсивными наклонностями". Дуанель снова бежит – на этот раз к морю.
В середине 1950-х Трюффо задумывал снять о детях фильм из пяти новелл. В итоге свет увидела лишь одна часть – Сорванцы (1957), импрессионистичная зарисовка о любви мальчишек ко взрослой девушке, а из истории "Бегство Антуана" выросли 400 ударов. Уже Сорванцы были откровенно и программно цитатны: например, манера съемки леса заставляет вспомнить о Куросаве, а в одном эпизоде полностью воспроизводится лапидарный сюжет Политого поливальщика. Источники вдохновения для создания своего первого полнометражного фильма синефил Трюффо не скрывал: это Германия, год нулевой (1948) Роберто Росселлини и Ноль за поведение (1933) Жана Виго (кстати, ровно через десять лет после успеха Трюффо в Канне победит другой фильм, вдохновленный шедевром Виго, – Если… Линдсея Андерсона). Структурно начальные сцены в школе и последние в исправительном доме, напоминающие о Ноле…, как бы обрамляют в 400 ударах мотивы, почерпнутые у Росселлини, - скитания неприкаянного мальчишки, который, желая сделать как лучше, лишь вредит себе и окружающим. Парижский быт у Трюффо вполне "неореалистичен": в фильме не то что нет пресловутых "белых телефонов", которые так ненавидели критики "Кайе", - напротив, камера с удовлетворением фиксируется на размокшей в мусорном ведре газете.
Со стенда кинотеатра Дуанель с приятелем воруют фотографию-кадр из Лета с Моникой (1953) – любимого режиссерами "новой волны" фильма Бергмана. О этом фильме Годар писал: "Его (Бергмана) камера стремится только к одному: поймать настоящее мгновение в самой своей мимолетности и углубить его так, чтобы придать ценность вечности". В 400 ударах есть и более серьезное пересечение с Летом…: последний кадр - встреча со зрителем глаза в глаза. Бергман, впервые в истории кино применив этот прием, разрывал удивительным взглядом Моники повествовательную ткань своего фильма. Трюффо же делает на вопрошающем лице Дуанеля финальный акцент.
Зная на собственном опыте, что интерпретации – это хлеб кинокритика, Трюффо, тем не менее, старался не давать повода для таковых, и ужасался тому, что финал 400 ударов у моря толкуют в связи с образом матери (la mer – море, la mere – мать). Он хотел быть интуитивно понятным зрителю, восхищаясь внятным нарративом и энергетикой американского кино, с одной стороны, импровизационностью и простотой фильмов Ренуара и Росселлини – с другой.
В интонации 400 ударов главное – отсутствие надрыва, сведение воедино печального и смешного. История рассказана вполне конвенционально, что существенно отличает ее от годаровского На последнем дыхании, с которым фильм неизбежно сравнивают. Трюффо не любил позу и эстетизацию, эпос и героику, излишний интеллектуализм и новаторство как самоцель. 400 ударов обладают свойством особой "прозрачности", которая роднит фильм скорее с развивавшимся параллельно британским "поэтическим натурализмом" (прежде всего - Тони Ричардсона), чем с гораздо более дискурсивным и модернистским кинематографом Годара.
"Для меня кино – искусство прозаическое. Абсолютно, - говорил Трюффо. - Надо снимать прекрасное, но как бы ненароком, просто так. (...) Я люблю кинематограф за его прозаизм, за то, что это искусство намека, оно неоткровенно и таит от нас не меньше, чем показывает." Лео привлек режиссера тем, что не принимал перед камерой выигрышных поз. Его Дуанель – и в первом фильме, и в последующих – искал свое место без лишних речей, рассуждений и объяснений. Он просто бежал.
Ксения Косенкова http://www.cinematheque.ru/post/140649
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Среда, 29.06.2011, 10:00 | Сообщение # 9 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| «400 ударов» (Les Quatre cents coups)
Франсуа Трюффо, один из лидеров «новой волны», путь в кино начал с журнальных критических обзоров, следуя взглядам своего «духовного отца» кинокритика Андре Базена (именно ему он посвятил «400 ударов»).
В 1957 году Трюффо женился на дочери известного во Франции продюсера Игнаса Моргенштерна (по иронии судьбы именно его Трюффо называл прежде «душителем французского кино»). Однажды Моргенштерн, рассердившись на зятя за бесконечные нападки на французскую кинопродукцию, предложил ему самому заняться режиссурой. На деньги, которые ссудил Моргенштерн (или дал в качестве приданого дочери), премию прокатчиков за короткометражку «Шпанята», и небольшую государственную субсидию.
Трюффо смог снять свой первый полнометражный фильм — «400 ударов». Трюффо не искал в искусстве лёгких путей. Молодому режиссёру, кинематографу фактически не обучавшемуся, пришлось создавать особую, оригинальную концепцию героя и мира и соответствующую ей манеру съёмок и монтажа.
«Да, я думаю, мне помог вначале случай, — говорил позже Трюффо. — Мой тесть, управляющий компанией „Косинор“, стал продюсером моего первого фильма „400 ударов“. Он посоветовал мне основать собственную производственную фирму, если я хочу сохранить свободу действий. И я организовал „Фильм дю каросс“ — в память о „Золотой карете“, — и по счастью, и ныне, двадцать лет спустя, эта маленькая компания всё ещё существует. Так всё и началось с того первого фильма, который принёс мне много денег…»
Герой автобиографической картины Трюффо «400 ударов» — Антуан Дуанель — тринадцатилетний парижский школьник, мечтатель и непоседа. Родители его постоянно ссорятся друг с другом. Мальчик, лишённый домашнего тепла, часто убегает с уроков вместе со своим приятелем Рене. Однажды он объясняет пропуск занятий тем, что у него умерла мать. Обман раскрыт, но за этим следует целый ряд других «нарушений» — побеги, мелкие кражи. Антуана отправляют в исправительную колонию для малолетних преступников. Юный герой фильма бунтует. Однажды он убегает из колонии и мчится со всех ног к морю, которое никогда не видел. Сбывается заветная мечта Антуана — пробежать босиком по морскому побережью. Хрестоматийные кадры — мальчик, скачущий поперёк мягко накатывающих на песок волн, — завершают картину.
По сюжету — это история злоключений подростка-неудачника, на которого обрушиваются все «четыреста ударов» судьбы. По глубинному смыслу — драма непонимания взрослыми ребёнка. Франсуа Трюффо рассказывает о себе, о переживаниях детства: подростком он сам попал в колонию для маленьких преступников.
«Я очень любил два фильма, и они бесспорно оказали влияние на мои „400 ударов“, — это „Ноль за поведение“ Жана Виго и „Германия, год нулевой“ Роберто Росселлини, — говорил Трюффо. — „400 ударов“ — пожалуй, фильм росселлиниевского плана, ведь я два года вместе с Росселлини писал сценарии, и он мне как следует „вправил мозги“».
Разумеется, успех фильма во многом зависел от выбора артиста на роль Антуана. В сентябре 1958 года Трюффо дал объявление в «Франс-суар» о том, что ему нужен тринадцатилетний мальчик на главную роль в фильме. Набралось шестьдесят кандидатов. Трюффо задавал детям довольно простые вопросы, стараясь найти сходство скорее внутреннее, чем внешнее, с тем героем, который жил в его воображении.
Жан-Пьер Лео оказался наиболее способным из всех, и к тому же мечтал сниматься в кино. «Я родился в Париже 28 мая 1944 года, — говорит известный актёр Лео. — В шесть лет был отдан в лицей и в последующие годы двенадцать раз менял места учёбы. Вероятно, в моём характере было что-то общее с характером юного Трюффо. Мне было тринадцать с половиной лет, когда я прочитал в газете о том, что Франсуа Трюффо ищет мальчика для исполнения главной роли в фильме „400 ударов“. Я написал ему письмо и послал фотографию. Он пригласил меня на пробы, задал ряд вопросов. Я отвечал как мог. Я был испуган, но иногда страх заставляет уйти в себя, а иногда, наоборот, возбуждает. Я был, если можно так сказать, агрессивно застенчив. Трюффо доверил мне эту роль, и в лицей я больше не возвратился».
Конечно, Жан-Пьер Лео внёс в образ что-то своё, и Антуан Дуанель находится как бы между ним и Трюффо. Лео оказался агрессивнее, чем полагал Трюффо, и полностью изменил тон фильма. Режиссёр представлял себе Антуана Дуанеля замкнутым, робким ребёнком. Герой Лео обладал каким-то особенным здоровьем, он мог сопротивляться. Но всё-таки прежде всего Антуан — герой Трюффо.
В фильме «400 ударов» всякий раз, когда мальчика не было на экране, возникал перелом настроения. Если в сцене участвовали только взрослые и мальчик на три минуты исчезал из поля зрения, эмоция была разрушена, этот кусок приходилось вырезать. Несколько подобных сцен Трюффо всё же оставил в фильме, что, по его словам, было серьёзной ошибкой.
Прежде чем распределить роли, Франсуа Трюффо старался подолгу беседовать с актёрами, потому что был убеждён: умный человек исполнит роль дурака с таким обаянием и самоотдачей, что его персонаж станет намного интересней.
«Когда актёр мне симпатичен, я невольно стараюсь сделать по-человечески лучше его героя, — писал Франсуа Трюффо. — Мне хочется, чтобы симпатия, которую я испытываю к исполнителю, перешла в фильм. Во всяком случае, создаваемый им образ от этого выигрывает. А когда актёра недолюбливаешь, возникает побуждение сделать несимпатичным и его персонаж».
В «400 ударах» у Трюффо не сложились отношения с исполнителем роли учителя, и в конечном итоге персонаж получился утрированно злобным. И наоборот, актёр Альбер Реми, исполнитель роли отца Антуана, оказался настолько приятен в общении, что Трюффо не смог заставить его играть несимпатичного человека. Режиссёр постарался придать характеру его героя черты Альбера Реми.
В эпизодах фильма мелькнули будущие знаменитости: Жанна Моро (женщина с собачкой), Жан-Клод Бриали (прохожий), Жак Деми (полицейский). На экране можно увидеть и самого Франсуа Трюффо (служащий аттракциона «Ротор»).
Премьера фильма «400 ударов» состоялась 4 мая 1959 года на Каннском кинофестивале. Франсуа Трюффо получил приз как лучший режиссёр. Позже Ассоциация нью-йоркских кинокритиков назвала «400 ударов» лучшим иностранным фильмом года.
Жан-Поль Годар весьма своеобразно отозвался о шедевре Трюффо: «Фильм „400 ударов“ означает: Откровенность, Стремительность, Искусство, Новизну, Кинематографичность, Оригинальность, Дерзость, Серьёзность, Трагизм, Свежесть, Короля Убю, Фантастику, Ярость, Дружбу, Универсальность, Нежность».
http://smotrikino.tk/400-udarov.html
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Среда, 29.06.2011, 10:00 | Сообщение # 10 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Четыреста ударов/ Les quatre cents coups, 1959 Подростковая драма
Всего лишь 27-летний Франсуа Трюффо моментально прославился в мировом кино, сделав свою первую полнометражную ленту «Четыреста ударов», хотя этот общепринятый русскоязычный вариант названия явно неточен — на самом-то деле, имеется в виду французское идиоматическое выражение, которое примерно означает: «Сплошные неприятности» или «Кругом одни напасти». И ведь действительно — на юного Антуана Дуанеля (его роль сыграл 14-летний парижский мальчишка Жан-Пьер Лео), который живёт только с матерью и не удерживается от обычных подростковых проказ в школе, на улице и везде, где придётся (кстати, предшествующая короткометражка Трюффо называлась «Шантрапа»), постоянно обрушиваются всевозможные несчастья. Они могут показаться мелкими и незначительными лишь взрослым людям, а входящий в большую жизнь пока что маленький человек воспринимает всё происходящее обострённо и ранимо, чуть ли не как настоящий «заговор мира» против лично него самого. И оказавшись в интернате для трудновоспитуемых подростков, Антуан считает это покушением на свою индивидуальную свободу — вот почему бежит оттуда, неизвестно куда, навстречу тому будущему, которое больше похоже на недосягаемую мечту.
Финал фильма, по сути, открыт в бесконечность — кажется, что юный герой будет бежать и бежать, не переводя дыхание (между прочим, в том же 1959 году, получив премию за режиссуру на Каннском кинофестивале, Франсуа Трюффо затем принял участие в создании сценария другой этапной картины французской «новой волны» — «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара). Но когда Антуан выбегает, наконец, к морю, то на мокром песке остаются его следы. Мальчишка приближается к набегающим, в свою очередь, на него волнам, потом поворачивает лицо к камере — и она уже в стоп-кадре фиксирует вопросительный (вопрошающий!) взгляд Антуана Дуанеля. Выход к морю — как светлая надежда автора на то, что у его лирического альтер-эго в дальнейшем всё будет хорошо. И сам Трюффо не отказался от искуса продлить экранную биографию собственного персонажа, однако последующие четыре главы из жизни Антуана Дуанеля, которого вновь исполнил на экране постепенно взрослеющий Жан-Пьер Лео, ощутимо проигрывали ленте «Четыреста ударов» — прежде всего, по неутолимой и даже беспощадной искренности чувств.
Сергей Кудрявцев http://www.kinopoisk.ru/level/3/review/951657/
|
|
| |
Валентина_Нежумира | Дата: Суббота, 16.08.2014, 19:09 | Сообщение # 11 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 483
Статус: Offline
| Страшно, когда родители отталкивают собственного ребёнка и он оказывается на улице. Отсутствие понимания его тонкого душевного мира, одиночество, недостаток поддержки, равнодушие взрослых приводят к тому, что подросток становится более озлобленным и циничным. И только не смирившись с несправедливостью и продолжая бороться, можно справиться с угнетающей действительностью. Что в итоге и сделал главный герой. Несомненно, ещё множество сложных ситуаций возникнет на его пути, но чтобы в жизни ни происходило, какими бы ни были удары судьбы, она продолжается, несмотря ни на что. Фильм социально значимый и, к сожалению, актуальный в наше время.
|
|
| |
|