"ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА" 1997
| |
Наталья_Иванова | Дата: Суббота, 26.08.2017, 22:14 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 74
Статус: Offline
| Это простая история, но её нелегко рассказать. В ней, как в сказке, много горя и, как сказка, она полна чудес и счастья…» Это, пожалуй, единственный фильм, повествующий о том, как можно пережить холокост с улыбкой на лице. Главный герой Гвидо, оказавшись в лагере смерти вместе с маленьким сыном, проявляет чудеса изобретательности, чтобы убедить ребёнка в том, что всё, что происходит с ними, – это лишь игра, победитель в которой обязательно получит приз. Под воздушную музыку и тонкий итальянский юмор. И, конечно же, в сопровождении любви, прошедшей через все испытания, подарившей самым близким людям радость и в который раз доказавшей, что жизнь, действительно, прекрасна!
«ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА» (итал. La vita è bella) 1997, Италия, 116 минут — итальянская трагикомедия – лауреат Гран-при Каннского кинофестиваля и трёх премий «Оскар»
Во время II Мировой войны в Италии в концлагерь были отправлены евреи, отец и его маленький сын. Жена, итальянка, добровольно последовала вслед за ними. В лагере отец сказал сыну, что всё происходящее вокруг является очень большой игрой за приз в настоящий танк, который достанется тому мальчику, который сможет не попасться на глаза надзирателям. Он сделал всё, чтобы сын поверил в игру и остался жив, прячась в бараке.
Съёмочная бригада
Режиссёр: Роберто Бениньи Сценарий: Винченцо Черами, Роберто Бениньи Оператор: Тонино Делли Колли Композитор: Никола Пьовани Художники: Данило Донати, Луиджи Урбани Монтаж: Симона Паджи
В ролях
Роберто Бениньи — Гуидо Николетта Браски — Дора Джорджо Кантарини — Джозуэ Джустино Дурано — дядя Элизео Хорст Буххольц — доктор Лессинг Мариса Паредес — мать Доры Серджо Бини Бустрик — Ферруччо Америго Фонтани — Родофо
Интересные факты
Роберто Бениньи играет в этом фильме со своей реальной женой Николеттой Браски, сыгравшей Дору.
По словам режиссёра, название фильма взято из «Завещания» Льва Троцкого, в котором есть слова: «Жизнь прекрасна. Пусть грядущие поколения очистят её от зла, гнёта, насилия и наслаждаются ею вполне».
В основе сюжета фильма лежит биография Рубино Ромео Сальмони – итальянского еврея, узника Освенцима. Сценарий фильма создан по мотивам книги Сальмони «Я победил Гитлера» («Alla fine ho sconfitto Hitler», Rubino Romeo Salmonì), в которой он описывает своё пребывание в лагере смерти. Сальмони умер в июле 2011 года.
Частично съёмки фильма проходили в Ареццо, на родине режиссёра.
Награды
Каннский кинофестиваль, 1998 год Победитель: Гран-при жюри Номинация: Золотая пальмовая ветвь
Европейская киноакадемия, 1998 год Победитель: Лучший фильм Победитель: Лучшая мужская роль (Роберто Бениньи)
Оскар, 1999 год Победитель: Лучшая мужская роль (Роберто Бениньи) Победитель: Лучший саундтрек к драматическому фильму Победитель: Лучший фильм на иностранном языке — «Италия» Номинация: Лучший фильм Номинация: Лучший режиссер (Роберто Бениньи) Номинация: Лучший сценарий Номинация: Лучший монтаж Сезар, 1999 год Победитель: Лучший фильм на иностранном языке
Британская академия, 1999 год Победитель: Лучшая мужская роль ( Роберто Бениньи ) Номинация: Лучший фильм на иностранном языке Номинация: Лучший оригинальный сценарий Премия Гильдии актёров, 1999 год Победитель: Лучшая мужская роль (Роберто Бениньи) Номинация: Лучший актёрский состав
Гойя, 2000 год Победитель: Лучший европейский фильм — «Италия»
Смотрите трейлер
https://vk.com/video16654766_456239152
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Среда, 30.08.2017, 21:44 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Роберто Бениньи: итальянец в Америке
Автор фильма "Жизнь прекрасна" Роберто Бениньи не без помощи американской компании "Мирамакс" получил три "Оскара". А заодно и подтверждение, что он теперь самый популярный итальянец в Америке.
— Комедия — это последнее, что приходит в голову, когда речь заходит про Холокост. Тем не менее факт остается фактом: фильм "Жизнь прекрасна" снискал колоссальный успех в Европе и Америке именно как комедия.
— Я не считаю свой фильм комедией. Скорее впору говорить о неожиданном повороте, о комедийной эксплуатации трагедии как жанра. Поэтому когда говорят, что я снял комедию про Холокост, я отвечаю, что это неточное определение. Как это будет по-английски? Или по-французски? Оксюморон. Соединение несоединимого. Русские, кажется, называют это "смех сквозь слезы".
— Значит, комедия, жанр, в котором вы преуспели, на сей раз не входила в ваши планы?
— Повторяю, сделать чистую комедию про концлагерь невозможно — не только сочинить ее умом, но и исполнить рукой. Как только ты начинаешь придумывать смешные гэги на эту тему, рука отказывается тебе подчиняться.
— Но вы не будете отрицать, что это фильм про Холокост, в котором довольно много смешного?
— Я бы сказал так: то, что вы видите на экране, это не Холокост как таковой. Скорее перед вами спектакль, который разыгрывает комедийный актер на тему Холокоста. И это в итоге оказывается продуктивно для самой темы. Комедийные актеры — это своего рода клоуны, они порой способны уловить глубинную сущность трагической темы лучше, нежели драматические актеры.
— Когда и как вам пришла в голову эта идея? А главное — почему?
— Я влюбился в эту идею, потому что концлагерь — это экстремальная ситуация для моих героев. Представьте себе тщедушное тело клоуна — мое тело, которое так хорошо известно в Италии,— помещенным в лагерь смертников. Я тут же начал импровизировать и раздумывать о том, какими уловками и ухищрениями я бы пытался спасти из подобной ситуации, если бы в ней оказался, своего сына.
— Вы убеждены, что и впрямь бы действовали таким образом?
— Я сам ни в чем не убежден. Но я начал убеждать своего экранного сына в том, что все происходящее — это увлекательная игра, устроенная в честь его дня рождения. Все игроки должны выполнять лагерные правила, и в зависимости от этого каждому начисляются очки. Тот, кто наберет больше всего очков, получит в награду роскошный игрушечный танк. Направляя все свои усилия на то, чтобы внушить эту чушь своему сынишке, мой герой сам обретает надежду и стимул для того, чтобы бороться за жизнь.
— Что лично вы знали о Холокосте до фильма и с какими ощущениями, с каким опытом вышли из него?
— Я думаю, что история Холокоста принадлежит всем, поскольку это история гуманизма и тех испытаний, которым он был подвергнут в XX веке. После того, что мы в один прекрасный день узнали о Холокосте, мы стали другими, чем были прежде, еще, быть может, всего лишь сутки назад.
— Как бы все-таки вы сформулировали суть этого нового опыта?
— Словами старика Хичкока — "следует крайне осторожно передвигаться в этом небезопасном мире".
https://www.kommersant.ru/doc/215341
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Среда, 30.08.2017, 21:44 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Жизнь прекрасна
Броская и горластая трагикомедия, получившая три «Оскара», сделана в стиле некогда популярных в Америке лубочных кинопицц Витторио Де Сики. Мы любим Италию за пышных уличных торговок и детский ор на солнечном блюде Пьяцца дель Пополо — вот они! Градиска! Посреди — долговязая фигурка Бениньи в его излюбленной маске недотепы. Провинциал Гуидо, отправившийся покорять Рим, падает с сеновала и с велосипеда. Вываливается из окна. Переодевается в школьного надзирателя и свадебного гостя. Гэги из немых комедий работают безотказно: Чарли еще не встретил слепую цветочницу и честно валяет дурака. Первый час фильм держится на сочном ретрофарсе. За это время Гуидо покоряет сердце аристократки Доры, повергая соперников в прах методами заправского киноболвана, затем обзаводится сыном и собственной лавкой. Потом над фильмом нависает коричневая тень газовой камеры: Гуидо — еврей, и куролесил он под чутким носом Муссолини. Чтобы сохранить светлое детство своему сыну Джошуа, Гуидо придумывает для него историю: лагерные кошмары — это такая игра, за участие в которой мама и папа выложили кучу денег. Побеждает тот, кто не заплачет и проявит терпение. Суперприз — настоящий танк. Мальчик верит в эти «Ключи от форта Освенцим» и выходит из передряги здоровым телом и душой. Система — вещь относительная; она станет такой, какой ты ее придумаешь. Жаль, что, в отличие от своего героя, в лагерных сценах Бениньи-режиссер сникает под паралитическим газом сюжетного схематизма.
Алексей Васильев https://www.afisha.ru/movie/165646/review/155574/
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Среда, 30.08.2017, 21:45 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Бон джорно, синьор Бениньи! «Жизнь прекрасна», режиссер Роберто Бениньи «Искусство кино» №7, июль 1999
После того как Спилберг сделал о нацистских лагерях сентиментальную сказку, на эту же драматическую тему снят водевиль. Итальянский комик Роберто Бениньи назвал свое творение банально и вызывающе -- "Жизнь прекрасна".
Режиссер сам сыграл неутомимо артистичного еврея, спасающего свою жену-итальянку и сына от верной гибели. Еще прежде чем судьба уготовит героям столь жестокие испытания, мы успеваем насладиться обаянием и мужской неотразимостью неказистого на вид коротышки, который с победным криком "Бон джорно, принчипесса!" ("Здравствуй, принцесса!") каждый раз неожиданно появляется на пути своей возлюбленной, иногда буквально сваливаясь на нее из окна и увлекая в стог сена. Не удивительно, что довольно скоро "принчипесса" бросает давнего ухажера, важного и надутого лидера местных фашистов, и выходит замуж за героя Бениньи -- скромного официанта, лицом смахивающего на "высокого блондина" Пьера Ришара, зато ростом -- на Чаплина.
Попав в концлагерь, всю свою изобретательность бывший официант пускает на то, чтобы убедить сына, будто все происходящее -- суровая, но веселая игра (нечто вроде памятной "Зарницы" для советских подростков). Призом победителю должен стать игрушечный танк. Герой не доживает буквально считанных часов до освобождения, а сын видит входящий в лагерь настоящий американский танк и победоносно взбирается на него. Сказка воплотилась в жизнь, а смерть оказалась лишь досадной помехой на пути к полному счастью.
В отличие от "Списка Шиндлера", фильм Бениньи вряд ли может служить пособием по драматургии и режиссуре. Он слеплен не только нестильно, но даже довольно неряшливо и эклектично, причем эклектика здесь отрефлексирована не больше, чем у Меньшова в картине про Москву, которая слезам не верит.
Точно так же, как героиня Алентовой, герой Бениньи в один прекрасный момент выходит из одной жизни и входит в другую. Позади остается светлая полоса романтической любви и ухаживаний, апофеозом которой служит вставной аттракцион: Бениньи въезжает на крашеной зеленой лошади на свадебный банкет и уводит невесту. Незаметно промелькнут несколько безоблачных лет, и вот уже счастливый муж и отец вместе с любимым сыном становятся жертвами этнической чистки. Здесь-то фильм как будто начнется заново, а в финале вместо лошади в кадр столь же триумфально въедет американский танк-освободитель.
"Жизнь прекрасна" резко распадается на две части -- довоенную и лагерную, выполненные с разной мерой реализма и условности, но с равной концентрацией несообразностей, трудно переносимых даже в эксцентрической комедии. Так, в первой части герой Бениньи едет с приятелем в открытом автомобиле, у которого отказывают тормоза. Сойдя с дороги, они несутся через какие-то кустарники и вновь вылетают на шоссе -- как раз возле деревни, где народ ждет прибытия короля. Бениньи встает и кричит, что у них отказали тормоза, привлекая к себе внимание жестом, напоминающим фашистский салют. И люди отвечают ему фашистским приветствием. Когда же появляется настоящий король, ничуть не похожий на Бениньи, народ взирает равнодушно, явно не узнавая своего правителя в лицо. Впечатление такое, будто дело происходит до изобретения кинокамеры и даже фотоаппарата.
Вообще первая часть явно затянута, в ней завязываются узлы и линии, которые Бениньи так и не удается развязать. Например, микросюжет с немецким офицером Хорстом Бухгольцем, который задружится с Бениньи-официантом, поманит его спустя годы ложным знаком "особых отношений" в лагере, но так и не спасет. Ибо спасать надо его самого, жертву милитаристского безумия. Этот сюжет, хотя и дает возможность Бениньи продемонстрировать чудеса изобретательности в амплуа ресторанной обслуги, так и не выстреливает.
Во второй части картины реализм совсем сходит на нет, зато условность набирает прямо-таки немыслимые обороты. Бениньи творит в концлагере чудеса предприимчивости -- но это оказывается возможным лишь потому, что ему всячески попустительствуют соседи по бараку. Никто из них -- ни по злобе, ни даже из сочувствия -- ни разу не проговорится мальчику об истинных правилах игры; все послушно играют роли бессловесных статистов и подыгрывают Бениньи -- сценаристу, режиссеру и звездному актеру в одном лице. В результате в этом one man show начисто исчезает режиссерская дистанция по отношению к материалу, который выстраивается в одной довольно-таки однообразной плоскости.
Однако ни банальность, ни эклектика, ни явные упрощения задачи оказались не способны убить фильм Бениньи в глазах западной критики и публики. Этому есть два объяснения -- общее и частное. Общее заключается в том, что зритель конца ХХ века, испытывая подсознательный страх перед историей, охотно проглатывает такого рода исторический компромисс.
Частное объяснение успеха -- в комедийном обаянии и зажигательной силе темперамента Бениньи.
"Жизнь прекрасна" побила рекорды в итальянском прокате, получила Гран-при в Канне (1998), Приз европейского кино и, наконец, два "Оскара". На всех престижных церемониях Бениньи на бис повторял свой коронный номер. Под громовые овации зала итальянский комик шел к сцене по спинкам кресел, падал на колени, благодарил жюри, публику, говорил, что готов каждого лично расцеловать и даже с каждым переспать. С криком "Бон джорно, принчипесса!", подобно своему герою, он бросался на подвернувшихся звезд, скажем, на Сигурни Уивер, ничуть не смущаясь тем, что эта "космическая женщина" на полметра возвышалась над маленьким Бениньи.
Далекое от канонов красоты лицо этого шумного, верткого шутника с печальными глазами окончательно утвердилось в сознании мирового зрителя как лицо типичного итальянца -- так сегодня воспринимают Бениньи и кинематографисты: не случайно его приглашали на знаковые национальные роли в свои картины американские режиссеры Джармуш ("Ночь на земле" и "Вне закона") и Блэйк Эдвардс ("Сын розовой пантеры"). На фильм работает и эффект пресыщения, привычки, неловкости: ну сколько можно вновь и вновь осознавать свой опыт как череду войн и трагедий и не уметь делать выводы? Травестирование истории -- естественная реакция самосохранения, оправдывающая формальный эксперимент. Голоса уцелевших жертв Холокоста, которым такие компромиссы кажутся если не кощунством, то проявлением дурного вкуса, остаются одинокими.
А начинал карьеру Роберто Бениньи в римских бульварных театрах, вскоре став звездой телевизионных шоу и кабаре. В кино впервые появился в картине Джузеппе Бертолуччи "Я люблю тебя, Берлингуэр". Дебютировал в кинорежиссуре в 1983 году комедией "Ты мне мешаешь". Принадлежа к поколению режиссеров и актеров, которое пришло на смену великим итальянцам -- Феллини и Висконти, Сорди и Мастроянни, -- Бениньи удостоверил эту преемственность исполнением главной роли в последней картине Федерико Феллини "Голос луны". Закрепленное за актером амплуа -- печальный комик, который переживает невзгоды и разочарования с жизнеутверждающей улыбкой, побуждающей вспомнить улыбку Джульетты Мазины -- Кабирии. Бениньи вошел в итальянское кино в паре с другим "комиком-меланхоликом" его поколения -- Массимо Троизи. В 1984 году они вместе сняли фильм "Нам остается только плакать" и вместе там сыграли. Сыграли двух современных молодых людей, которые чудом попадают в ХV век, встречаются с Медичи, пишут письмо Савонароле и потрясают воображение Леонардо да Винчи идеями технических новшеств, предлагая их запатентовать, а выручку разделить на троих. Потом в патриотическом порыве под лозунгом "Италия, объединись!" они рвутся опередить испанца Колумба, который как раз в это время должен открыть Америку.
Как видим, свободное обращение с историей, бравурные игры с прошлым, которое для Бениньи прежде всего удобная театральная декорация, были определяющими чертами его стиля давно, задолго до фильма "Жизнь прекрасна". В сочетании с доходчивостью рассказа, с уличным юмором, жизнелюбивым прямодушием и простотой этот -- несколько в духе веселых двоечников -- отказ от историзма сделал кинематограф Бениньи чрезвычайно привлекательным для мейнстрима.
Интересно, что к заокеанскому триумфу, к наградам Американской киноакадемии продвигала последнее творение Бениньи влиятельная и опытная в таких делах кинокомпания "Мирамакс", не так давно приведшая к награде "Английского пациента", почти столь же вольно обращавшегося с эпохой нацизма. Случай Бениньи особенно впечатляет: ведь он поначалу сошелся в одной номинации с тем, чей пример, скорее всего, и подтолкнул его к лихим жанровым вариациям на тему Холокоста. Однако как мы знаем, на свою англоязычную территорию американцы Бениньи все же не пустили: итальянский комик получил приз за то, что он итальянский комик. Лицо итальянского кино. Гражданин Европы -- родины величайшего геноцида ХХ века, ответственной и за его палачей, и за его мучеников, -- пусть он "остраняется" и резвится, ему страшно. И ему можно -- он ведь сам оттуда. (Так еврею "разрешено" рассказывать анекдоты про жулика Рабиновича.)
С точки зрения массового восприятия, фильм о беззаветной любви еврейского отца к сыну сентиментален, политкорректен и невероятно смешон благодаря актерским ужимкам Бениньи. Однако, подчеркнем, с эстетической точки зрения, успех фильма Бениньи есть результат того, что режиссер пошел на риск и проявил чаплиновскую смелость, сделав невозможное -- "водевиль в концлагере". По сути дела, он запустил на орбиту новую жанровую модель, отчасти возродив полузабытую традицию легких комедий о войне в стиле "Бабетта идет на войну".
Правда, раньше действие таких комедий разворачивалось в генеральских штабах и мрачный сюжет концлагерей не затрагивало. Теперь же по следам Бениньи испанец Фернандо Труэба снял почти мюзикл "Девушка твоей мечты", где испанская примадонна, снимаясь на УФА, пленяет сердце Геббельса, а сама влюбляется в русского еврея, которого вызвали для съемок из концлагеря. Дело кончается тем, что влюбленные славно проводят время в постели Геббельса, отключив его ударом по голове, и безнаказанно бегут в Париж.
Впрочем, за дальнейшую трансформацию своего опыта Бениньи ответственности не несет.
Елена Плахова http://kinoart.ru/archive/1999/07/n7-article9
|
|
| |
|