"КАНДАГАР" 2001
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Понедельник, 07.03.2022, 22:29 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| «КАНДАГАР» (англ. Kandahar) 2001, Иран-Франция, 81 минута — притча иранского режиссёра Мохсена Махмальбафа
История женщины, отправляющейся на поиски своей сестры, которая грозит покончить с собой. Героине предстоит путешествие через весь Афганистан в Кандагар. По дороге с ней происходит масса захватывающих событий, дающих представление о том, как выглядит и дышит самая горячая точка планеты XXI века.
Съёмочная группа
Режиссёр: Мохсен Махмальбаф Автор сценария: Мохсен Махмальбаф Продюсер: Мохсен Махмальбаф Композитор: Мохаммад Реза Дарвиши Монтаж: Мохсен Махмальбаф Художник: Акбар Мешкини Оператор: Хоссейн Амири
В ролях
Нелофер Пазира - Нафас Давуд Салахуддин (Хассан Тантай) - Табиб Сахид Садоу Теймоури - Хак Хоятала Хакими - Хаят Ике Огут - Нагхадар
Критика о фильме
Мохсен Махмальбаф — великий иранский искупитель первородного греха кинематографа. Соглашаясь в целом со своей бабушкой, которая отводила особое место в аду, как режиссерам, так и зрителям, живой классик пытается по мере сил смешивать и взбалтывать целлулоидный фантазм с неприрученной реальностью. Поэтому вполне естественно, что сюжет «Кандагара» основан на реальных событиях и снимался в Афганистане, на вполне натуральных ландшафтах. «Кандагар» снят отстраненно, в почти документальной манере, путешествие через пустыню становится странствием души по загробному миру сожженного войнами Афганистана. Души здесь только потерянные. Странница сгинет на просторах этого залитого солнцем равнодушного кошмара, затем погаснет и солнце, потом закончится и фильм. Но не история… Напряжение, порожденное пленкой, скручивает реальность вполне в духе Махмальбафа. При попытке номинировать фильм на «Оскара» выяснилось, что американец, сыгравший доброго чернокожего доктора, — известный боевик режима Хомейни, убивавший врагов аятоллы на территории США и воевавший позже с войсками СССР в отряде моджахедов. Махмальбаф, сидевший в тюрьме за вооруженное столкновение с полицией во время революции, нашел его на улице и пригласил на роль, не зная о бурном прошлом нового актера. Ничего удивительного (Владимир Рутман).
Интересные факты
Впервые фильм был представлен 11 мая 2001 года на Каннском фестивале, и поначалу не снискал особой популярности. Однако, после событий 11 сентября, случившихся вскоре, обрёл значительную известность.
Большей частью фильм снимался в Иране, но некоторые сцены были отсняты на территории Афганистана. Многие актёры, включая Нелофер Пазиру, сыграли сами себя. Фильм вышел на персидском, английском, польском языках, на языке пушту.
В прокате в США длительность фильма сокращена на 4 минуты.
Награды
Премия ФИПРЕССИ для внеконкурсного фильма на МКФ в Салониках.
Каннский кинофестиваль, 2001 год Победитель: Приз экуменического (христианского) жюри Номинация: Золотая пальмовая ветвь
Европейская киноакадемия, 2001 год Номинация: Премия Screen International Award
Смотрите трейлер и фильм
https://vk.com/video16654766_456240485 https://vk.com/video-36362131_456240347
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Четверг, 10.03.2022, 17:54 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| «КАНДАГАР»
Канадская журналистка Нафас (Пазира, фактически играющая себя), в детстве увезенная из Афганистана, получает письмо от своей кандагарской сестры, потерявшей на мине обе ноги и грозящей покончить с собой в день последнего солнечного затмения ХХ века. За два дня до затмения Нафас из Ирана нелегально пробирается в Кандагар, чтобы спасти сестру.
Афганистан иранца Махмальбафа («Миг невинности»), снятый еще до 11 сентября 2001 года, еще не разбомбленный, еще подвластный талибам, — это другая планета, где начиненные минами пески похожи на столь непристойное для исламского глаза голое тело, а женщины в чадрах — на пестрые шахматы на одноцветной доске пустыни. Где детей учат молиться с калашниковым в руках, а на толпы безногих мужчин с неба на парашютах падают деревянные ноги. Тут ужасное и прекрасное уживаются без приписываемого им западным взглядом конфликта. И политика тут не в противостоянии армий, а совсем в другом — в том, как каждый в этой реальности, куда бы ни шел, идет к Богу, в том, как христианские ценности в здешней реальности распадаются в прах. Меняющая все более экзотических спутников Нафас приближается к цели своего путешествия и одновременно удаляется от нее, ведь Кандагар — это не место, а состояние ума. И чтобы попасть в него, недостаточно сбросить чадру, а чтобы найти в нем себя — взглянуть в зеркало.
Михаил Брашинский https://www.afisha.ru/movie/168223/?reviewId=145540
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Четверг, 10.03.2022, 17:54 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Интервью с Мохсеном Махмальбафом о его работе над фильмом "Кандагар"
В: По всей вероятности "Кандагар" — первый художественный фильм об Афганистане за довольно долгое время. Как родился проект этой картины?
М.М.: На пакистано-афганской границе и на севере страны, где управлял Ахмад Массуд, было снято несколько документальных картин. Я снял "Велосипедиста" в 1998-м. Это была художественная картина об афганском беженце, жившем на границе с Ираном. 250 лет назад Афганистан принадлежал Ирану. В результате советской оккупации страны в 80-х и последовавшего за ней перехода власти в руки талибов, страну покинуло 6 миллионов афганцев. 2.5 миллиона из этого числа попало в Иран. Мы ежедневно сталкиваемся с афганцами. Они простые рабочие...
Однажды ко мне пришла молодая афганка, которая иммигрировала в Канаду. Она только что получила письмо от подруги в Афганистане, которая хотела наложить на себя руки из-за страшных условий жизни в Кандагаре. Эта молодая женщина хотела любой ценой вернуться в страну, чтобы помочь своей подруге и спросила меня о том, хотел бы я поехать с ней для того, чтобы снять все на пленку.
В: И вы поехали?
ММ: Нет, но потом я незаконно перешел границу и видел ужасающие условия жизни людей. Именно тогда я начал исследования. Я прочитал тысячи страниц официальных документов об экономической, политической и военной ситуации в стране. Кроме этого я читал литературные произведения и смотрел документальные картины. Тем не менее, основой сценария моей картины осталось путешествие молодой афганской женщины в Кандагар. Вне всякого сомнения, я разбавил сюжет плодами моего воображения и вложил в него информацию, которую мне удалось собрать позже. В картине подруга девушки превратилась в ее младшую сестру.
В: А другие герои картины реальные или вымышленные?
ММ: Практически все реальные. Например, американский военный, который начинает испытывать серьезные сомнения.
В: Что, по вашему, мнению символизирует главная героиня Нафас?
ММ: Она символизирует афганскую женщину, которая начала новую жизнь в Канаде. Она хочет вернуться домой, но одновременно не чувствует себя, как обычная афганка, которая, в конечном счете, в глазах мужчин является всего лишь гаремной женщиной. Ее афганское имя "Нафас" означает "дыхание". А "бурка" (платье афганских женщин, которое закрывает все тело) не дает женщинам дышать и быть свободными.
В: Имея в виду ваши методы работы, на какой стадии вы поняли форму картины?
ММ: Эта картина сделана в форме путеводителя путешественника. Эта форма пришла ко мне, когда я работал над сценарием, и во время съемок получила дальнейшее развитие. Например, сцена свадьбы была придумана на месте. Когда вы смотрите на одетых в "бурки" женщин, они находятся в состоянии эстетической гармонии с окружающей их деревенской средой, но внутри, под каждой "буркой" мы видим, что они задыхаются. Это весьма странное противоречие. Так как женщины не могут показать красоту своего лица и тела, они украшают свою одежду.
В: Иногда звук и режиссура, особенно в конце картины, напоминают работу Пазолини...
ММ: Особенно свадебные песни, которые бормочут. Никогда ранее мне не доводилось слышать подобные песни, которые люди поют на свадьбе.
В: Как вы можете объяснить то, что страна с такой древней цивилизацией пришла в наше время в такой упадок?
ММ: Афганцы как бы зациклились в своей древности. Точно так же, как шах Реза в Иране 30-х годов или Ататюрк в Турции, Аманулла пытался подтолкнуть развитие страны, но религиозное сопротивление этому было огромным. Можно сказать, что этой стране сделали прививку от современной цивилизации!
Я провел серьезное исследование, которое я обязательно издам в виде книги под названием "Афганистан — страна без изображений". В начале 21 века талибы запрещали изображения и изваяния! У них не было кино, они запретили телевидение. В газетах не было фотографий. Фотографировать, или рисовать считалось "нечистым". Музыка запрещена. Школы для девушек закрыты. У женщин нет вообще никаких прав, они даже не могут помыться в общественных банях! В 1996 году талибы сожгли огромную библиотеку в Катуле, в которой было 55.000 книг. Согласно отчету ООН в настоящее время один миллион афганцев могут умереть насильственной смертью, не говоря уже о том, что миллионы людей остались без ног от взрывов мин. А мир больше волнует разрушение каменных Будд, чем судьба живых людей. Талибы появились после оккупации страны советскими войсками. Сразу же после появления иностранных войск было организовано национальное сопротивление, в которое вошли многие нации и народности. Но, когда русские ушли, внутри сопротивления возникли разногласия. Началась гражданская война. Самые бедные ушли в Пакистан. Группа талибан, эта армия невежества, была создана в пакистанских лагерях изучения Корана при полной поддержке Саудовской Аравии и США. И афганцы, которые ужасно устали от войны, сдались этой армии, которая должна была, как все тогда думали, принести мир и восстановить порядок. Любопытно, что главу этого движения муллу Омара никогда не видели, но все обсуждали то, что он, предположительно, говорил. Интересно?
Оливер Вебер https://web.archive.org/web....ttp
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Четверг, 10.03.2022, 17:55 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| «ПОЕЗДКА В КАНДАГАР» / «КАНДАГАР» (Сафар э Гандехар) Реальная притча
Почему-то с момента появления этой работы иранского режиссёра Мохсена Махмальбафа на Каннском кинофестивале 2001 года её стали называть на других языках просто «Кандагаром» (вот и в наш прокат она вышла именно под таким заголовком). Хотя имеет немалое значение оригинальное название фильма «Сафар э Гандехар», то есть «Поездка в Кандагар». Ведь никакого Кандагара в этой картине, по сути дела, и нет, а есть лишь предпринятое путешествие без конца и, честно говоря, без какой-либо надежды разыскать сестру главной героини Нафас (её играет реальный прототип - канадская журналистка Нилуфар Пазира, афганка по происхождению), намеревающуюся в момент солнечного затмения покончить жизнь самоубийством. Но и типичное «кино дороги» на самом деле оборачивается (в духе «Профессии: репортёра» Микеланджело Антониони или нескольких лент его последователя Вима Вендерса) практически лишённым возможности познать окружающую реальность, неким агностическим запечатлением всего происходящего, которое остаётся загадочным и ускользающим от понимания, тем более - для представителей западной цивилизации.
Экзотика места действия и странность восточного образа жизни поневоле заставляют многих воспринимать фильм Махмальбафа как своеобразную притчу с яркой метафоричностью - благо, что в ленте имеются чрезвычайно красивые или весьма необычные кадры, способные даже смутить своей этической безжалостностью. Как, допустим, в дважды повторяющейся сцене сбрасывания с самолёта неких предметов, которые оказываются... протезами, столь необходимыми десяткам людей-инвалидов, подорвавшихся на минах, так что они устремляются в некую гонку на костылях, желая заполучить «искусственные ноги с Запада».
Но аллегорические интерпретации - всё-таки от лукавого, поскольку Махмальбаф, будучи на самом деле одержимым на протяжении чуть ли не всего творческого пути проблемой «эстетического отношения искусства к действительности» (что очевиднее выражено в его работах «Хлеб и горшок с цветком» / «Миг невинности», «Габэ» / «Персидские ковры» и «Салям, кино!»), в первую очередь верит в реальность как она есть. А то, что документированный при помощи кинокамеры мир обнаруживает свою скрытую поэтичность и глубокую философичность или, напротив, уродливую сущность из кошмарных снов и сюрреалистических видений, лишь подтверждает расположенность режиссёра ни за что не отворачиваться от действительности и внимательно вглядываться в неё, даже рискуя жизнью, как на съёмках «Поездки в Кандагар».
Между прочим, после событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне эту ленту, прежде понимавшуюся преимущественно в образном плане (на что провоцировало и её рабочее название «Солнечное затмение»), начали трактовать наоборот - как своего рода пропущенное предостережение о «забытом Афганистане». Теперь о нём вынужденно вспомнили, но превратили в новую мишень для демонстрации военной мощи и политической воли Запада, который меньше всего интересуют люди, проживающие на территории от Герата до Джелалабада и от Мазари-Шарифа до Кандагара. Мохсен Махмальбаф, который лично совершил летом 2000 года нелегальное путешествие по Афганистану, переодевшись афганцем и отрастив бороду, попытался узнать эту реальность изнутри и передать нам человеческое отчаяние тех, кто стал изгоем в своей стране ещё до того, как она была объявлена «всемирным изгоем». Бегущие на костылях за вожделенными протезами - это не ужасающий символ, придуманный ради эффектности зрелища. Хуже всего, когда подлинная действительность начинает походить на пригрезившееся кинематографическое безумие.
Сергей Кудрявцев https://kinanet.livejournal.com/835207.html
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Четверг, 10.03.2022, 17:55 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Кандагар — три колодца
Журналистка Нафас, в раннем детстве вывезенная из Афганистана, а теперь живущая в Канаде, получает письмо от сестры, оставленной в Кандагаре. Оказывается, та потеряла на мине обе ноги и теперь грозит покончить с собой — в день последнего солнечного затмения уходящего века. За два дня до назначенной даты Нафас нелегально пробирается из соседнего Ирана в Афганистан, чтобы спасти сестру от самоубийства.
Сначала она едет на трехколесном «цикломоте» в роли четвертой жены уличного торговца. Затем идет пешком с воришкой-проводником, нагло пытающегося сбыть ей кольцо, снятое с найденного в пустыне скелета. Потом трясется на повозке в компании темнокожего американца с приклеенной бородой, выдающего себя за врача, многие годы безуспешно ищущего Бога. Наконец, Нафас пристраивается к свадебной церемонии, где все переодеты в женские наряды.
С какого-то момента фильм Мохсена Махмальбафа, одного из ведущих режиссеров Азии (да что там скромничать — и мира), «Поездка в Кандагар» начали называть на других языках (и в нашем прокате тоже) просто «Кандагаром». Но никакого Кандагара в этой картине вы так и не увидите, а станете свидетелями путешествия без конца и края. Канадская журналистка Нилуфар Пазира, афганка по происхождению, играет здесь, по сути, саму себя. И этот ее путь в никуда — ключевая метафора ленты.
Иранец Махмальбаф снимает дорожное кино о путешествии в самую горячую точку планеты XXI века. Снимает с непрофессиональными актерами в режиме реального времени. Он один из немногих, кто умеет находить и обнажать метафоры в реалиях самой жизни – суровой и неприглядной на первый взгляд.
Но когда в одной из сцен над толпой безногих калек с вертолетов Красного Креста сбрасывают на парашютах деревянные ноги – будто манну небесную, то уже один только этот забег инвалидов, устремившихся наперегонки за искусственными ногами-протезами, вбирает в себя столько эмоциональной силы, что вполне способен стать главным символом «апокалипсиса наших дней».
Оказывается, этими прыгающими на костылях безногими «кузнечиками» движет вполне прагматичная цель: отхватить ноги не только себе, но еще и про запас — родственникам, которые пока еще, может быть, целы и невредимы, но могут потерять конечности в любое время. Мин в этой земле зарыто столько, что хватит и на вторую половину населения – ту, которая еще не искалечена.
Такой Афганистан одним может показаться страной обреченных, другим, наоборот, некой придуманной волшебной землей, мистическим, полуабстрактным образом совершенно иного мира, даже другой планеты, где не знают, что такое смерть, а все, что происходит вокруг, — это лишь естественное выражение различных форм жизни.
Малоv, 26 октября 2004 года https://web.archive.org/web....ttp
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Четверг, 10.03.2022, 17:55 | Сообщение # 6 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Ноги падали с небес "Кандагар" Мосхена Махмальбафа (Франция - Иран)
Молодая женщина, закрытая чадрой, путешествует по Афганистану в поисках своей сестры. Экскурсионной поездку никак не назовешь. Путь лежит в Кандагар. И на этом пути героиню ждут самые непредсказуемые встречи и события. Афганистан есть Афганистан. И тут себя каждую минуту чувствуешь, словно на пороховой бочке: неизвестно, что найдешь, а что потеряешь. Проводниками женщины становятся разные люди. Мальчик - беднейшее существо, которое только вымогательством да хитростью способно обеспечить себе даже самое жалкое пропитание. Как липучка прилипает, зная, что можно разжиться за очередную услугу долларовой купюрой. Приехавший из Америки доктор-самоучка, прикидывающийся, как теперь принято говорить, лицом коренной национальности. Кажется, он - свой, неопасный, можно доверять. Глава многочисленного семейства, путешествующий по трудным дорогам с целым выводком жен. Героиня на какое-то время даже идет под покров гарема, чтобы иметь возможность более или менее безопасного передвижения. Но и тут случается нечто. Какой-то запутанный клубок проблем, ад, заменивший нормальное бытие.
История в "Кандагаре" существует словно бы в двух измерениях. Она реальна, с одной стороны, а с другой - полна сюра. Кажется, что так не бывает в действительности. Но очень уж ирано-афганский регион неизведан и таит для непосвященного массу ошеломляющих открытий и ям, в которые если уж попадешь - не выберешься. Просчитать линию поведения какого-нибудь случайно встреченного в афганской пустыне крестьянина невозможно. У него свой космос, постичь который европейцу вряд ли дано, и героине - тоже. "Кандагар" - почти документальный рассказ о молодой женщине-журналистке, давно уже живущей в Канаде (но родилась она в Афганистане), которая проходит все круги ада в афганской пустыне. И все ради того, чтобы убедить свою сестру в том, что жить стоит вопреки всему, что жить лучше, чем не жить, что бы там ни происходило. Да, мир опасен и убог. Люди голодны, они не в силах бороться с нуждой. Но это и великий мир. Его главное украшение - женщина: молодая ли, старая, красивая или усталая. Как только посреди однообразной и выжженной зноем пустыни появляются ее пестрые одежды - мир становится прекрасным. Цвет этих одежд достоин лучших модных подиумов.
Бог весть что таится под чадрой (теперь и Москве это известно не понаслышке): часто опасность, а то и мужское лицо. У каждого свой путь, и достигает желанного он своим способом, а Восток, как известно, - дело тонкое. Впечатляют страшной красотой кадры выдачи искусственных ног (протезов) несчастным бедным людям. Ноги, ноги, ноги... Мужские и женские, поменьше и побольше. Они торчат посреди пустыни. Их сбрасывают при помощи парашютов на землю, и они парят над ней - зловещие призраки людской беды. Сладкий плод для любого бедняка, не нуждающегося в том, чтобы использовать эти ноги по прямому назначению. Но их можно продать и на эти деньги жить.
"Кандагар" - просим прощения, за высокопарный стиль, очередной шедевр 44-летнего иранского мэтра Мосхена Махмальбафа, чьи картины "Миг невинности" и "Габбех" ("Персидские ковры") шли в российском прокате. В 2001 году "Кандагар" был удостоен приза экуменического жюри на Каннском кинофестивале. Теперь он выходит в российский прокат. Мода на иранское кино, как известно, в самом разгаре. И она сохранится благодаря фильмам Махмальбафа и его дочери Самиры. Вопреки тому, что под маркой "иранское кино" выбрасывается на экран масса второсортного товара, просачивающегося даже на лучшие мировые кинофестивали. Как только в их программе появляется иранский фильм, на него тут же бегут. Итог чаще всего - разочарование. Под шумок проходят очень средние картины. Они экстремальны, экзотичны для европейца уже в силу экстремальности и экзотичности быта самой этой страны. А режиссеры выбирают к тому же крайние ситуации, какую-нибудь женскую тюрьму или школу, где учатся одни девушки. Девушки непременно в парандже, они следуют определенному своду правил. Но сами по себе все эти необычные компоненты, которыми никого не удивишь на Востоке, не могут приковать к себе и внимание европейца надолго, если нет мощной режиссерской идеи. Выставить камеру в женской тюрьме - еще не значит рассказать нечто, способное захватить воображение, как удается это Махмальбафу. Потому он и слывет выдающимся режиссером, основывающимся не на одной лишь восточной экзотике. Фильмы Махмальбафа подобны персидским коврам: их рисунки изысканны и просты, а многоцветье неповторимо. Махмальбаф пять лет провел в тюрьме, был приговорен к смертной казни как член антишахской оппозиции в родном своем Иране. Спасло от верной смерти несовершеннолетие. В кинотеатре побывал впервые только в 23 года. А спустя 20 лет стал знаменит. Его дочь полтора года назад была членом жюри Московского кинофестиваля, а в Венеции этой осенью поразила своей короткометражной картиной об Иране в проекте "11 сентября", о котором мы уже писали. Но стоит только вспомнить "Кандагар", как многое в ее построениях померкнет: цитаты из отца очевидны.
Собственно, у М.Махмальбафа мы видим то же течение жизни, что и у его иранских коллег, - неспешное, как река. Но любое прозаическое явление сквозь его режиссерский взгляд обретает новые черты, абрис поэтического свойства. Действия активного, того, что называют драйвом, нет, но достаточно встречи взглядов, поворота головы, чтобы родилось ощущение глубинного движения. В этом все и дело. И ты сам входишь в кинематографическое пространство на правах героя.
Светлана ХОХРЯКОВА https://web.archive.org/web....ttp
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Четверг, 10.03.2022, 17:56 | Сообщение # 7 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Это было 20 лет назад — фильм «Кандагар» Мохсэна Махмальбафа о власти талибов в Афганистане
В Афганистане снова запретили искусство, женщин заперли в домах, как и 20 лет назад. Тогда самый скандальный иранский режиссер Мохсэн Махмальбаф снял «Кандагар» (2001), который почти незаметно прошел в Каннах, но получил популярность после теракта 9/11. Махмальбаф сейчас не живет в Иране, потому что там его убьют. Его травили, во время съёмок взрывали бомбы, к нему несколько раз подсылали террористов, но он продолжал работать, пока не уехал. Иранская новая волна 90-х и начала 00-х — это протестное кино, пробившееся через асфальт государственной цензуры.
В 1978 году прошла Иранская революция, которая принесла в страну западное искусство, в том числе кино. Если большинство режиссеров на заре кинематографа ориентировались при создании фильмов на театр или живопись, то у иранцев такой возможности не было. Так, глава новой иранской волны Аббас Киаростами («Вкус вишни», «Крупный план») опирался на поэзию и музыку, а Махмальбаф выбрал журналистику. Он, как и последователь Киаростами Джафар Панахи («Офсайд», «Такси»), выбрал метод псевдодокументального кино: непрофессиональные актеры играют сцены из жизни. Так же работали итальянские неореалисты (Витторио де Сика, Джузеппе де Сантис, Роберто Росселлини), которые тоже снимали на натуре беглой камерой. Цель у итальянских режиссеров и иранских одна: своими словами показать социальные проблемы общества, о которых не принято (или запрещено) говорить. Но иранские режиссеры, в отличие от европейских, не могут выражаться прямо, им приходится использовать эзопов язык (существовавший в СССР, а ныне живущий в Китае), где смыслы спрятаны в молчании, во взглядах, в не показанном и крохотных деталях.
«Кандагар» — это попытка гласности, очень острое кино, в котором сокрыто рассуждение о воле к жизни и надежде. Журналистка Нафас (Нелофер Пазира) возвращается в захваченный движением «Талибан» (запрещенная в РФ террористическая организация) Афганистан, так как получила от сестры письмо: она планирует совершить суицид во время ближайшего затмения. «Кандагар» совмещает в себе структуры двух литературных жанров: путевых записок и романа в письмах, где герой подчеркивает все как бы невзначай и в мыслях обращается к кому-то. Так и поступает Нафас, которая на диктофон наговаривает все, что может подбодрить сестру, возродить в ней желание жить. Но между кино и литературой есть одно важное отличие: хотя история идет как бы от лица главной героини, в фильме много сцен, которые она не могла увидеть. Этот авторский взгляд придает картине документальность, позволяет Махмальбафу показать все прямо: как детей учат не трогать игрушки (они могут быть минами), мальчиков готовят стать террористами, а ООН фотографирует беженцев, дает им деньги и посылает их обратно на родину. Итальянские неореалисты отделяли документальное кино от игрового, а Мохсэн Махмальбаф их намеренно смешивает, потому что его реальность нельзя показать по-другому. Он снимал «Кандагар» секретно в лагере беженцев Ниатак, роль доктора без образования сыграл настоящий террорист, а большая часть людей в фильме играют самих себя. Жизнь — это идеальная книга для режиссера, который вырезает из нее нужные слова и иллюстрации.
Для путешествия вглубь Афганистана Нафас временно становится женой одного из мужчин, который вместе с огромным семейством возвращается домой. Героине приходится спрятать лицо под чачваном (паранджа с сеткой у глаз вместо прорези). Казалось бы, что она вместе с другими потеряла свою женственность, но ткань и религиозные законы не могут все уничтожить. На привале женщины красят друг другу ногти, надевают на руки цветные звенящие браслеты и красят губы, не снимая верхней одежды. Эта невероятно живая сцена подчеркивает сюрреалистичную жизнь Афганистана, где по пустыням бродят одноногие мужчины, которым с вертолетов скидывают протезы. Нафаз говорит, что никогда не была в женской тюрьме, не объясняя, что имеет в виду. Но небольшой диалог с доктором дает подсказку. Они рассуждают о причинах жить для людей: «…для женщины, живущей под покровом, — надежда в дне, который она увидит». Женская тюрьма — это чачван, где клетка сетки напоминает прутья. Но для Мохсэна Махмальбафа «Кандагар» — это не только история об афганских женщинах, но и трагедия страны. Поэтому в начале и конце фильма зритель видит затмение, будто смотрит на солнце через дырочки в ткани. Тьма спустилась на землю, но солнечное затмение пройдет, оно кратковременно.
07.09.2021 Текст: Дмитрий Елагин https://www.film.ru/article....nistane
|
|
| |
|