Понедельник
25.11.2024
22:38
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ТВИН ПИКС" 1990 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ТВИН ПИКС" 1990
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 10.04.2010, 06:50 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
Весной 1990 года журнал «Newsweek» писал: «Каждую неделю по пятницам любой человек, который претендует называться интеллектуалом или, по крайней мере, не хочет отставать от моды, прикован к телевизору. Вся Америка ждет момента, когда под магическую музыку Анджело Бадаламенти на экране появится надпись «Добро пожаловать в Твин Пикс».

Ровно 20 лет назад, 8 апреля 1990 года, на американском телеканале Эй-Би-Си стартовал сериал «Твин Пикс», снятый по идее и под руководством Дэвида Линча.











Съёмочная группа

Авторы идеи: Дэвид Линч, Марк Фрост
Продюсеры: Дэвид Линч, Марк Фрост и др.
Режиссёры: Дэвид Линч, Лесли Линка Глаттер, Калеб Дешанель и др.
Оператор: Фрэнк Байерс
Сценаристы: Дэвид Линч, Марк Фрост, Харли Пейтон, Роберт Энджелс, Тришиа Брок
Композиторы: Анджело Бадаламенти, Дэвид Шлассер
Художники: Ричард Хувер, Оковита, Дэниэл Проетт и др.
Монтаж: Джонатан П. Шоу, Пол Трехо, Тони Морган и др.

В главных ролях

Кайл Маклахлен
Майкл Онткин
Шерилин Фенн
Лара Флинн Бойл
Ричард Беймер
Мэдхен Амик
Дана Эшбрук
Пегги Липтон
Рэй Уайз
Пайпер Лори
Джоан Чен
Кимми Робертсон
Шерил Ли
Хизер Грэм
Эрик Да Рэ

В переводе с английского языка «Твин Пикс» означает «двойные вершины». Эта лента полностью соответствует названию. «Твин Пикс» - сериал со всеми необходимыми составляющими: тайны, убийства, расследования, любовь и предательства, одним словом, все, что предназначено для широкого круга зрителей. В той же упряжке - элементы «другого кино»: неоднозначный, сбивающий с толка и запутывающий подтекст, великолепный стиль режиссера и множество неуловимых ощущений, будоражащих зрителя. Элитарное кино и массовое соединились в бесподобном симбиозе.

Твин Пикс — это тихий городок в живописной долине, где можно попробовать чертовски вкусный кофе и домашний вишневый пирог. С первого взгляда жизнь здесь похожа на идиллию. Но только с первого взгляда. Здесь все совсем не то, чем кажется, и каждому есть что скрывать. Загадочная смерть школьницы Лоры Палмер дает начало расследованию, больше похожему на разгадку необычной шарады...

Действие фильма разворачивается на фоне убийства местной школьницы Лоры Палмер. В Твин Пикс приезжает молодой спецагент ФБР Купер, и теряется - его глазам предстает чуть ли не эпицентр добродетели. Вот только с наступлением ночи жизнь провинциального городка превращается в страшный горячечный сон. Мрак в людях связан с Лесом, который срывает маски и не выдает своих тайн. Лес же навязывает деление жителей на «хороших» и «плохих»: кто-то убивает деревья (акцент на слове «убивает» присутствует на протяжении всего фильма), кто-то в исступлении баюкает обрубок ветки как младенца. Лес - один из главных персонажей фильма, он же его фон и полотно, на котором создается сюжет.

Пересказывать «Твин Пикс» - безнадежное дело. Большинство явных сюжетных линий имеют обманчивую конструкцию, предназначение которой - спрятать истину от поверхностного взгляда. Все дороги раздваиваются, все имеет второе дно, благополучная реальность таит в себе инфернальное нутро. Добавьте к этому обнажение американской провинциальной действительности, открытую демонстрацию глубоких проблем высокоразвитых стран, постмодернистский пафос, ощущение нахождения внутри какой-то мудреной игры и постоянное ожидание обмана. «Твин Пикс» алогичен как алогична «Алиса в стране чудес», но Wonderland в восприятии Линча явно претерпел пару глобальных катастроф.

Найти виновного среди жителей Твин Пикса невозможно. Как невозможно однозначно утверждать, что Лора Палмер все-таки убита. Дэвид Линч предлагает зрителю аксиому: «В таком городке, как Твин Пикс, никто не является невинным». Режиссер даже не предполагал раскрывать имя убийцы, но бешеный натиск фанатов, которые буквально не давали ему прохода, и руководства телеканала вынудили представить зрителям убийцу. Но, как писал Уильям Блейк, «человек выпрямляет кривые пути, гений идет кривыми». Гений Линч и здесь обошел условия контракта, назвал убийцу, но настолько запутал связи, причины и следствия, что тайна сохранила свою неприкосновенность. А потом неоднократно заявлял в интервью, что убийцей может быть совсем другой человек... Или не человек. Или вовсе не убийцей. Несмотря на настойчивое желание американских зрителей «выпрямить кривые пути», прелесть сериала была сохранена. Недосказанность и таинственность сделали «Твин Пикс» одним из лучших многосерийных фильмов в истории кинематографа.

Погружение в ирреальность самого экстравагантного фильма в мире непременно оставляет послевкусие. Какое оно? Удивление, восторг, злость (загадки не разгаданы, так кино не снимают!), шок, чувство собственной неполноценности и неспособности понять даже малую толику заложенного в сериал смысла. А скорее всего - все вместе. И стойкое ощущение, где-то в самом темном углу сознания, что разгадка страшно проста. Просто страшно. «Не думаю, что люди принимают такой простой факт: в жизни нет смысла. Мне кажется, из-за этого людям очень неуютно,» - сказал однажды Дэвид Линч. И, пожалуй, именно эту фразу можно было начертать на воротах, открывающих путь во Вселенную Твин Пикс. Но даже в этом нет никакого смысла...

Художественные особенности

Как и в некоторых других работах Линча, в «Твин Пикс» показана бездна между внешним лоском провинциальной респектабельности и скрывающейся за ней жизненной убогостью. В телесериале присутствует серьёзная моральная основа, а вся лента проникнута духом сюрреализма.

«Твин Пикс» во многом известен благодаря Кайлу Маклахлену, исполняющему роль агента Купера — он произносит одну из самых запоминающихся фраз телесериала, впоследствии ставшую крылатой: «Чертовски хороший кофе!… и горячий!» (Damned fine coffee… And Hot!)

В подборе актеров телесериала сразу чувствуется «фирменный» стиль Линча, здесь, как и в других его проектах, участвует ряд его любимых актеров, среди них: Джек Нэнс (Jack Nance), Грейс Забриски (Grace Zabriskie) и Эверетт Макгилл (Everett McGill). Для съёмок были также приглашены несколько ветеранов сцены, долгое время не появлявшихся на экране, включая таких звезд 50-х как Пайпер Лори (Piper Laurie) и Расс Тэмблин (Russ Tamblyn), а также неподражаемая звезда телесериала Mod Squad Пегги Липтон (Peggy Lipton).

Другая отличительная особенность — это мистицизм и таинственность, которыми проникнут весь сериал. Авторы (Фрост и Линч) используют часто повторяющиеся загадочные мотивы — деревья, текущая вода, кофе, пончики, совы, утки, огонь — все это имеет свой непостижимый смысл, сериал полон завуалированных намеков и скрытых посылов на другие фильмы и телешоу, такие как «Сумеречная зона» (The Twilight Zone) (загадочная неисправность электрических приборов), и «Шоу Патти Дюка» (The Patty Duke Show) (феномен сестер-двойняшек).

Дэвид Линч включил в сериал несколько случайных сцен, действительно произошедших во время съемок, одна из них особенно заметна в серии, в которой Купер в первый раз обследует тело Лоры. Когда снималась эта сцена, над столом постоянно мерцала неисправная лампа дневного света, но Линч решил не менять ее, так как ему понравился создаваемый ею эффект замешательства. В другой раз, во время съёмки дубля, один из второстепенных актеров не расслышал реплики и подумал что его спрашивают: как его зовут, вместо того чтобы произнести реплику в ответ на вопрос Купера, он назвал свое настоящее имя. Линч был так рад этому непредвиденному замешательству, что оставил «ошибку» в кадре.

Виды города Твин Пикс (stock shots) снималась в реальных городах Норс Бенд (North Bend) и Сноквалми (Snoqualmie), недалеко от Сиэтла, в предгорьях Каскадного хребта.

Интересные факты

Дэвид Линч хотел пригласить на роль жены Эндрю Пекарда, Джованны, Изабеллу Росселини, с которой работал на съемочной площадке «Синего бархата». Но Джованна превратилась в Джози, а на месте Изабеллы оказалась Джоан Чен.

Сцена в Красной комнате, снятая для европейского варианта, позже вошла в одну из серий сериала.

30-секундные предисловия Дамы с поленом, предваряющие каждую серию, были сняты уже после первого показа второго сезона.

Вначале Шерил Ли должна была появиться лишь в одной серии в роли «мертвой девушки». Но актриса так понравилась создателям сериала, что для нее был создан отдельный персонаж, Мэдди Фергюсон.

Инициалы агента Дейла Бартоломью Купера совпадают с именем, фамилией и инициалами знаменитого преступника, известного как Д.Б.Купер.

В 13 серии 2 сезона шериф Трумен назначает агента Купера своим помощником и выдает жетон под номером 13. Кроме того, в 10 серии 2 сезона шериф Трумен выдает агенту Куперу нашивку Читальни.

Осматривая след Уиндома Эрла в пещере Сов, Хоук говорит, что Эрл хромает на левую ногу.

В перерыве между первым и вторым сезоном Кайл Маклахлен снялся в очень забавном пародийном скетче на сериал, в котором сыграл агента Купера.

Марк Фрост после 2000 года в своем интервью по радио говорил о возможном продолжении сериала. Проект должен был называться «С тысячей ангелов».

В 2007 году вышел саундтрек второго сезона «Твин Пикса».

В одной из серий появляется Марк Фрост. Роль у него эпизодическая, он играет репортера на пепелище лесопилки.

О том, кто на самом деле убил Лору Палмер, до самого последнего момента знали только Дэвид Линч и Марк Фрост. Специально чтоб запутать следы, сцена, в которой впервые становится ясно, кто же убийца, снималась несколько раз с разными актерами.

В качестве раскрутки проекта был подготовлен календарь на 1991 год с кадрами из «Твин Пикса», однако так и не был выпущен на рынок в связи с фотосессией Шерилин Фенн для журнала «Плейбой».

В седьмой серии кто-то нападает на Джейкоби – эта тайна так и остается нераскрытой. Однако, по словам Марка Фроста, именно этот субъект является убийцей Лоры Палмер.

Дэвид Линч и Марк Фрост планировали экранизировать биографию «Мэрилин Монро», вышедшую в свет под названием «Богиня». Однако, после неудачных попыток получить соответствующие права, они бросили эту затею, сумев перенести кое-какие наработки в сюжетную линию культового сериала. Таким образом, экранным прототипом Мэрилин стала Лора Палмер.

Черновое название сериала – «Northwest Passage» (Северо-западный Пассаж).

Во время записи некоторых сцен, был применен достаточно необычный прием. Актеры заучивали свои реплики задом наперед. Впоследствии полученные записи голосов прокручивались в обратную сторону, в результате чего получалась членораздельная речь. Но, надо признаться, звучала она жутковато.

В момент съемок сериала, численность населения городка Твин Пикс составляла 5,120 человек. С легкой подачи телеканала ABC экранная численность города увеличилась в 10 раз – до 51,201 человека.

Кайл Маклахлан, сыгравший роль агента ФБР Дэйла Купера, отказался развивать любовную линию своего персонажа с Одри Хорн (Шерилин Фенн), сославшись на то, что честный агент ФБР никогда не позволит себе иметь отношения с несовершеннолетней девушкой.

В рамках производства были отсняты некоторые сцены, раскрывающие отношения между Джеймсом Херли (в исполнении Джеймса Маршалла) и его матерью, но так и не были включены в сериал.

Чтобы не допустить утечки информации, было отснято несколько вариантов сцены убийства Мэдлин Фергюсон. В частности, в одной из них убийцей Мэдди стал Бен Хорн. Впрочем, эта сцена никогда не демонстрировалась публике ни в телеэфире, ни в различных вариантах видео-релизов.

Пилотный эпизод сериала длится два часа. Позднее, этот эпизод был разбит на две части. В Европейских странах пилотный эпизод демонстрировался в кинотеатрах.

В списке «25 культовых телешоу всех времен и народов» по версии издания «TV Guide» сериал занимает 20-е место.

В Германии при показе сериала разразился грандиозный скандал. Телеканал RTL, выкупивший права на демонстрацию телепроекта, отменил показ на 21-ой серии. Виной тому стала подлая акция, организованная каналом-конкурентом SAT1. В эфире данного телеканала убийца Лоры Палмер был назван еще до запуска первой серии.

Видеоверсия пилотной серии имеет хронометраж 113 минут.

Дочь Линча, Дженнифер – автор книги «Тайный дневник Лоры Палмер». А брат Марка Фроста, Скотт – автор «Воспоминаний специального агента ФБР Дэйла Купера». Книги были изданы на пике популярности сериала.

На сайте IMDB рейтинг сериала – 9,5.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Твин_Пикс_ (телесериал)
http://david-lynch.info/index.p....emid=57
http://www.kino-file.ru/page_12.php
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/84358/view_info/ok/#trivia
 
ИНТЕРНЕТДата: Среда, 02.06.2010, 09:43 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ТВИН ПИКС
Мистико-экзистенциальная детективная драма


Для начала можно рассказать о том, как появилась идея «Твин Пикса». Один из его инициаторов — авангардный, интеллектуальный, абсурдно-сюрреалистический постановщик Дэвид Линч — ранее уже тесно сотрудничал с Марком Фростом, написав с ним так и не снятый сценарий абсурдной комедии «Пузырь из слюны». Сам Фрост (кстати, сын актёра Уоррена Фроста, который сыграл в «Твин Пиксе» отца Донны Хейуорд; в свою очередь, его собственный сын потом сочинил дневник агента Дейла Купера) добился успеха благодаря сериалу «Хилл-стрит блюз» и был даже номинирован на высшую телепремию «Эмми». А сюжет «Твин Пикса» предложил обоим соавторам их агент Тони Кранц, уговорив сделать что-нибудь для телевидения, если у них не проходят дорогостоящие проекты в кино.

С самого начала Дэвиду Линчу и Марку Фросту захотелось смешать жанр полицейского расследования и «мыльной оперы». Их предварительные наброски Кранц отнёс в телекомпанию Эй-Би-Си, откуда поступила команда о немедленном написании сценария, что и было сделано за восемь или девять дней. В сумасшедшем темпе всего за 21 день был снят пилотный выпуск, открывающий весь цикл. В апреле 1990 года его и ещё 7 серий показали по телевидению США — и режиссёр, хорошо известный в узких кругах интеллектуалов и фанатиков кино, проснулся знаменитым.

Тогда всё закончилось выстрелом в агента ФБР Дейла Купера — и американским зрителям пришлось в нетерпении дожидаться целых полгода появления следующих частей телесериала ради выяснения судьбы Купера и загадочных, даже мистических обстоятельств убийства молодой девушки Лоры Палмер в городке Твин Пикс (что означает «Сдвоенные вершины гор») на северо-западной границе США и Канады. А заявленные ещё в третьей серии сцены, происходящие как бы в ином измерении, в некоем таинственно-сюрреалистическом пространстве, где обитают астральные сущности героев, повторяются время от времени и в дальнейшем развитии действия, оказываясь своеобразной подсказкой не только агенту Куперу, но и зрителям этого явно необычного телепроизведения.

Кстати, его мифический киновариант — на самом-то деле, почти двухчасовая версия «пилота», которая предназначалась для выпуска в Европе на видеокассетах и рекламировалась фирмой «Уорнер Хоум Видео» под названием «Кто убил Лору Палмер?». Судя по интервью Линча, он в спешке и опрометчиво подписал контракт о предварительной продаже этой версии в Европу («для американцев Европа так же далека, как Марс», — иронизирует режиссёр, сам в немалой степени ориентированный на европейское кино). И потом был вынужден срочно придумывать мистический финал, действие которого якобы происходит «двадцать лет спустя» (ёрническая цитата из «Андалузского пса» Луиса Бунюэля).

Легче всего «купиться» на обманчивую детективную конструкцию сериала, придуманного (created by) Дэвидом Линчем и Марком Фростом, которые также стали и исполнительными продюсерами. По собственным словам Линча, он следил за сценарным развитием событий, определял выбор актёров и присутствовал на монтаже и озвучивании. Но всё же ошибочно считается, что «Твин Пикс» — произведение одного Дэвида Линча: он поставил тот фильм, который открывает цикл, третью, девятую и десятую серии, и, наконец, мощным «потусторонним аккордом» завершил историю, оставив многих излишне доверчивых зрителей в полном недоумении относительно простого вопроса: «Кто убил Лору Палмер?». Если смотрящие сериал будут сосредоточены, больше внимания обращая на своеобразную манеру повествования, где используется типичная модель «мыльных опер» и бесконечных теледетективов, хотя вывёртывается наизнанку, порой язвительно вышучивается, то, даже не зная фирменного линчевского стиля, они смогут догадаться о двойственности всего происходящего и его мельчайших деталей.

«Твин Пикс», который был создан в споре с типичной американской телепродукцией, имеет, несмотря на свою телевизионную природу, всё-таки настоящие кинематографические корни. Если отвлечься от немаловажного обстоятельства, что самому Линчу принадлежит, в лучшем случае, лишь четвёртая часть экранного времени (считая, разумеется, и киноприквел «Твин Пикс. Огонь, иди со мной»), то в этом цикле, получившем неожиданный успех во многих странах мира, следует, прежде всего, отыскивать не психоаналитические или чисто литературные, словесные символы и их значения (допустим, до бесконечности трактовать самую знаменитую из фраз: «Совы — совсем не то, чем кажутся»).

«Твин Пикс» до предела наполнен киноцитатами, в первую очередь — самоцитатами Дэвида Линча, без одного лишь упоминания которых смысл целого не угадывается или вообще затуманивается. Всё, как ни странно (впрочем, у таких творцов, как Линч, не бывает ничего случайного, внехудожественного), способно служить в качестве подсказок для понимания, безусловно, неоднозначной, а порой и просто загадочной сути рассказа о злых силах, которые вселились в тихий, благостный городок Твин Пикс — вроде бы рай для туристов и приятное место жительства для его постоянных обитателей. Повторяя, что название означает «сдвоенные вершины гор», лишний раз отмечаешь двойственность, более того — двойничество и оборотничество существования в Твин Пиксе. Всё может обернуться своей изнанкой, оказаться навыворот, обнажить скрытые комплексы, неведомые даже самим добропорядочным гражданам их тайные мании, почти сатанинские влечения.

Высоколобые американские кинокритики сразу же не без интеллектуального ехидства посвятили несколько статей «тайной истории Соединенных Штатов по Дэвиду Линчу», сопоставляя постконсервативную Америку, которая пережила два срока правления Рональда Рейгана, этой «головы-ластика» (здесь они использовали название первой полнометражной работы Линча), с более консервативным, патриархальным, замкнутым в себе провинциальным мирком начала века, отображённым в ленте «Кингс Роу» (1941). В ней, кстати, одну из лучших своих ролей сыграл будущий президент США. Беспечный парень, влюблённый в дочь врача, оказывался невинной жертвой его ревности и злобы, будучи ампутированным, что называется, по самый пах. «А где всё моё остальное?» — сакраментальная фраза героя в исполнении молодого актёра Рональда Рейгана стала позже поводом для насмешек над Рейганом-политиком, который всегда находился как бы в состоянии болезненного забытья, в своеобразном бреду «урода поневоле».

Между прочим, тема внешнего уродства тоже постоянно занимает воображение Дэвида Линча — она выражена программно в его, может быть, лучшей картине «Человек-слон» (1980). Но и в других произведениях, в том числе — в «Твин Пиксе», есть персонажи с видимыми дефектами: однорукие, одноглазые, прикованные к инвалидной коляске, как, например, Лео Джонсон. Из антимира в снах агента Дейла Купера являются карлик и великан. Да и сам славный эфбээровец, по остроумному замечанию одного французского критика, выглядит «марсианином, отставшим от своего инопланетного летательного аппарата». Но вряд ли стóит видеть в нём «законченного придурка» наподобие смешных городских блаженных — женщины с поленом, завёрнутым в одеяльце, или «сладкой полицейской парочки» Энди Бреннана и Люси Морган.

Совершенно не случайно, что на главную роль агента ФБР был приглашён Кайл МакЛоклен, своеобразный «альтер-эго» постановщика, снимавшийся у него в «Дюне» (1984) и «Синем бархате» (1986), хотя Линч не настаивает на своём непременном духовном родстве с МакЛокленом и готов в качестве экранного двойника воспринимать и Николаса Кейджа, который сыграл в «Шальных» (1990). Тем не менее, знаменательно, что сам Дэвид Линч появляется в забавной и странной роли глуховатого Гордона Коула, шефа Купера по работе в ФБР. То есть «диснеевский Дейл» в благородно-романтическом качестве «нового Гэри Купера» — будто прямой посланник автора на планету Твин Пикс.

А то, что городок на северо-западе США, в штате Вашингтон, образует особую планету, вращающуюся по собственной орбите, втягивая в себя, как в чёрную дыру, всех, кто только приближается к ней, вряд ли подлежит сомнению. И прибывший сюда Дейл Купер гоняется за призрачными силами зла почти так же, как два других персонажа Кайла МакЛоклена — принц Пол Атрейдес в поисках волшебного снадобья на планете Дюн или ещё один агент ФБР в фантастическом боевике «Скрытый» (иной перевод — «В чужом теле»). С другой стороны, инопланетное явление Купера, его общение с астральными вестниками да и с мифической Дайаной, для которой он наговаривает в диктофон свои ежедневные, почти ежеминутные отчёты, свидетельствует, что он сам выполняет роль ангела-хранителя для уже убиенной Лоры Палмер, влюблённой в него Одри Хорн (потенциальной кандидатки на загадочную смерть) и практически всех жителей Твин Пикса, включая заблудших и грешных.

Только мир сильно изменился со времён Фрэнка Капры и его рождественской сказки «Эта прекрасная жизнь» — и ангел в современной действительности вынужден заниматься какими-то грязными следственными делами и уже подзабыл о своей истинной миссии по спасению страждущих душ, начал терять контакт с небесными сферами, сам превращаясь из-за дьявольского притяжения и искушения Твин Пикса в одного из заурядных обитателей городка на должности помощника шерифа. А из горних пределов приходится посылать Дейлу Куперу намекающие сигналы, чтобы «падший ангел» вспомнил о своём настоящем предназначении и помог всем, кто в нём нуждается.

Неверно представление, что жители Твин Пикса окончательно порочны и поэтому обречены вечно гореть в «геенне огненной». Каждый из них, по мысли Дэвида Линча, в состоянии избавиться от воздействия дьявольской сущности, изгнать и больше не пускать некоего Боба внутрь себя. Лоре Палмер тоже даётся шанс после её смерти — уже в роли своей двоюродной сестры Мэдди (играет та же Шерил Ли, снявшаяся, между прочим, параллельно в «Шальных», где именно её Добрая Фея возвращает к жизни и любви погибшего Сейлора), но она вновь оказывается жертвой Боба в личине адвоката Лиленда Палмера. Кстати, исполнитель роли отца Лоры, актёр Рей Уайз, испытывал до этого в кино порой странные перевоплощения, снимаясь в фантастических лентах и фильмах ужасов.

Некоторые критики, считающие Линча невероятным циником и человеконенавистником, пытаются отыскать причины его сарказма и мизантропии в якобы несчастливом детстве в маленьких городках как раз типа Твин Пикс в штатах Монтана, Айдахо и Вашингтон — все на северо-западе США. Однако сам режиссёр тепло вспоминает годы, проведённые по соседству с живой природой, девственным и идеальным миром (его отец был специалистом в области агрикультуры, нередко переезжая из штата в штат). И не без презрения отзывается о городском кошмаре Филадельфии, где учился пять лет — с 1965-го по 1970-й — в Академии изящных искусств. Там же он женился, в 1968 году у Дэвида и Пегги родилась дочь Дженнифер, у которой был временный недуг, а потом супруги развелись.

По-своему апокалиптические впечатления об этом периоде полнее выразились у Линча в первой большой работе «Голова-ластик», снимавшейся уже в Лос-Анджелесе в течение 1972—76 годов. Пугает и холодный, безжалостный Лондон в следующей ленте «Человек-слон». А вот одноэтажный городок Лэмбертон в «Синем бархате» или Твин Пикс в одноимённом сериале вызывают, в конечном счёте — даже несмотря на скрытую в себе опасность — более ностальгические чувства по семье или же общему, родственному укладу жизни небольшой группы людей.

В городке Твин Пикс, как настоящей модели Америки, всё буквально двоится, всегда не равно самому себе, имеет второе дно, скрывает иную сущность. Благополучная реальность, словно на подарочной видовой открытке, таит в себе порочное, вывихнутое, инфернальное нутро — и сам этот якобы идеальный мир не может противостоять воздействию злых сил антимира, призрачного кошмара, врывающегося в жизнь обитателей городка и его приезжих на уровне глубокого подсознания. Но в то же время не следовало бы придавать чересчур преувеличенное значение мистицизму и психоаналитичности телесериала, над чем, в первую очередь, сам Дэвид Линч не без ехидства посмеивается.

Конечно, можно ради интереса рассматривать «Твин Пикс» как рентгенограмму пострейгановской, дважды постконсервативной Америки на рубеже 80—90-х годов. Но отнюдь не случаен оглушительный успех цикла не только в США, а, например, и в Японии, ещё одной высокоразвитой стране, которая, видимо, мучима и раздираема похожими комплексами, тщательно скрываемыми внутри. Впрочем, и во многих других странах мира «Твин Пикс» произвёл небывалый эффект для подобного в большей степени интеллектуального зрелища, нежели обычная «мыльная опера».

Пафос постмодернизма всё-таки предполагает, кроме занимательного и увлекательного для зрительских масс обращения автора с каким-то не очень простым для понимания посланием о восприятии окружающей действительности, ещё и необходимость розыгрыша, а шире — раскрепощённой игры, которая подчас может напомнить неуправляемые забавы детей. Всё это принимается — прежде всего, конечно, Линчем, чья режиссура резко выделяется на фоне более традиционных усилий десятка других постановщиков сериала — с нескрываемой радостью мечтателя и фантазёра, получающего необыкновенное удовольствие от сотворения своей «страны чудес».

Сопоставление с «Алисой в стране чудес» Льюиса Кэрролла не раз мелькнёт по ходу просмотра, поскольку абсурдный, алогичный юмор позволяет, как нельзя лучше, прояснить для себя мир Твин Пикса, увиденный «сквозь тусклое стекло», и его ещё более мрачное и страшное Зазеркалье. Закономерно, что с естественным, непроизвольным смехом многие ситуации и отдельные фразы из телесериала встречают не зажатые условностями зрители — подростки, или, скажем так, ровесники Алисы и чуть постарше её. Но уже двадцатилетние воспринимают со скепсисом и презрением к интеллектуальным шарадам. А совсем взрослые, далёкие от культурных предпочтений, относятся с большим предубеждением, чувствуют себя оскорблёнными и обманутыми в своих ожиданиях, иногда проявляя воинственность по отношению к авторам, которые посмели окончательно всё запутать, напугать — и удалиться, довольно посмеиваясь.

И в этой ситуации Дэвид Линч с его громкой, но несправедливой репутацией циника, «линчующего» всё подряд, стал для тех, кто не понял или же верно не почувствовал интонацию «Твин Пикса», своего рода «козлом отпущения», тем крайним, на которого посыпались все шишки. Тем более, он рискнул превратиться во «врага номер один» для вскормленных на слезоточивых историях типа «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут» и «Просто Мария». Однако «Твин Пикс» и должен был оказаться своеобразной лакмусовой бумажкой, благодаря которой выявляются и различные вкусы публики, и степень её ожиданий по поводу предлагаемого зрелища. Не надо бояться того, что данный цикл может вызвать неоднозначные, разноречивые оценки — так происходит во всём мире. «Твин Пикс» как бы и рассчитан на культурную провокацию — на то, чтобы разбудить сонно-иллюзорное царство сидящих на своего рода «телеигле».

Но вот предварительный прогноз относительно возможного скандала у нас в стране из-за показа «Твин Пикса» так и не подтвердился. Отечественная система демонстрации телесериала в немалой степени расхолаживала зрителей: одни не втянулись по причине позднего времени, другие успевали за неделю подзабыть мельчайшие детективные нюансы, крайне важные для такого рода творения. Что-то пропустишь — и это почти безвозвратно и уже неповторимо, совсем не так, как в «Санта-Барбаре», а тем более — в латиноамериканских «мыльных операх», где всё долго «пережёвывается».

Определённая психологическая усталость и изобилие сериалов по всем телеканалам сделали своё, быть может, и благородное дело — никто не потребовал снятия с эфира не очень-то понятного большинству людей мистического детектива. Хотя гораздо больше удивило равнодушное, а то и скептическое отношение к «Твин Пиксу» со стороны интеллектуальной публики. Еженедельные метания в оценках (от наглого заявления «что за ерунду нам расхвалили заумные критики?!» до полного игнорирования самого факта показа популярного во всём мире произведения) наблюдались в целом ряде изданий. Они словно следовали фразе, звучащей в фильме «Человек-слон»: «Люди боятся того, чего не понимают». Или же с упорством, достойным лучшего применения, желали выказать своё явное неуважение к чуть ли не повсеместно культовому телециклу.

Судя по тому, как бесцеремонно или с позёвыванием встречаются другие телекинопремьеры известных и даже знаменитых лент, можно сказать, что и так называемая культурная аудитория в нашей стране теряет ко всему интерес, заражается цинизмом и нигилизмом, испытывает уже раздражение от богатства выбора, которого не существовало раньше. Оказывается, доступность шедевров, отсутствие былого дефицита и запретов, когда на что-то мало-мальски стóящее надо было прорываться чуть ли не с боем, теперь ставит якобы интеллигентных зрителей в совершенно дурацкую, с их точки зрения, ситуацию. Вовсе не отреагировать на какое-то популярное творение — это моветон, ущерб для престижа. Лучше же принять умное выражение лица и процедить сквозь зубы: «Ну, это скучно, ничего нового, кино вот уже несколько десятилетий в полнейшем кризисе».

Мы не зажрались, как на Западе, где ныне кидаются на что-то экзотически восточное или по-деревенски натуральное, желательно из прошлых эпох. Мы просто обожрались, причём нередко вообще некачественных продуктов — в первые же годы прорыва за пределы «железного занавеса». Нахватались второпях чего попало, а сейчас в глотку ничего не лезет, за исключением, может быть, особо пряного или острого, да и это уже порядочно приелось. Где уж до оригинальных специй, необычных кушаний, причудливых деликатесов…

Вот и «Твин Пикс» оказался в том же самом мало востребованном ряду нашего «кинобазара» — как нечто, похожее на повсюду расхваленные устрицы, а для многих из нас несъедобное или подозрительно выглядящее блюдо. Поэтому лучше не рисковать! Надо ли после отечественного паноптикума ломать зря голову над заокеанским «кино для избранных», пусть оно и стало благодаря усилиям Линча и Кº телесериалом для всех?! Что нам Гекуба, то бишь Лора Палмер с её буржуазно-девичьими проблемами «отрыва от действительности» и «бегства в никуда»?!

Но в Америке на рубеже 80—90-х годов, в момент выхода из затяжного постконсервативного рейгановского периода (чем не застой по-американски?!), многие зрители жаждали в кино изощрённого порока и эротических фантазий вперемешку со страхом — не случайно, что в те годы сформировался и пользовался громадным успехом жанр «эротического триллера» (начиная с «Рокового влечения» и кончая «Основным инстинктом»). «Твин Пикс» в этом ряду тоже воспринимался как образец шокирующего, тревожащего нервы детектива, пусть с долей мистики, зато с пикантными подробностями: как развращается «американская глубинка» и какие преступные мании скрыты за фасадом открыточно красивого и туристски привлекательного городка на северо-западной границе с Канадой.

Хотя финал телецикла и особенно заключительный «порыв чувств» в снятой специально для кинопроката истории семи дней, предшествующих убийству Лоры Палмер, вызвали неудовольствие как раз потому, что лишали публику почти садомазохистского ощущения порочности и преступности чуть ли не всех жителей Твин Пикса, этой «ячейки» американского общества. Если бы Дэвид Линч был лишь обычным циником, ниспровергателем общественной морали, дерзким авангардистом — ведь причисляли провокационно-эпатажный «Синий бархат» к десяти самым лучшим кинопроизведениям 80-х годов… Простительна также и жалость режиссёра к уроду, несчастному созданию в «Человеке-слоне», который имел определённый коммерческий успех. Но ни мистическое разрешение ключевого вопроса «Кто убил Лору Палмер?» в сериале «Твин Пикс», ни тем более — внезапная мелодраматическая нежность к героине в финале киноприквела «Твин Пикс. Огонь, иди со мной» не могли устроить даже поклонников всего этого цикла.

Думается, что у нас досмотрели сериал до конца только любители детективных загадок и «странностей любви» — и, вероятно, подрожали в финале от страха, особенно в сцене перед зеркалом, может, даже приняв в итоге эту версию Линча. Большинство же, наверно, сошли с дистанции, «пролетели» мимо Твин Пикса, устав и заскучав, пресытившись и без того далёкими от нас и чуждыми излишествами авантюрно-опасного образа жизни. Нам бы лишь всплакнуть, попереживать вдоволь, на худой конец — простить «заблудших овечек». Пожалуй, благостный пафос избавления «Девы Лоры» от земной скверны должен быть куда милее и приятнее для нас.

Сергей Кудрявцев
http://www.kinopoisk.ru/level/3/review/946506/
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 20.01.2012, 10:09 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Твин Пикс
Twin Peaks


В провинциальном городке Твин Пикс с населением 51 201 человек, расположенном на севере штата Вашингтон недалеко от границы с Канадой, совершено леденящее душу преступление. Утром 24-го февраля шериф Гарри С. Трумэн (Майкл Онткин) получает сообщение о том, что в озере обнаружен завёрнутый в полиэтилен труп старшеклассницы Лоры Палмер (Шерил Ли), красавицы и всеобщей любимицы, а ещё одну девушку, Ронетт Пуласки (Фиби Огастин), вскоре находят в бессознательном состоянии. Расследовать дело прибывает специальный агент ФБР Дейл Купер (Кайл МакЛахлен, премия «Золотой глобус»), быстро устанавливающий связь с недавним убийством Терезы Бэнкс на юге штата. В круг подозреваемых лиц попадают многие жители Твин Пикса — от молодого байкера Джеймса Хёрли (Джеймс Маршалл), дружившего с покойной, до влиятельного бизнесмена Бенджамина Хорна (Ричард Беймер). Кто убил Лору Палмер?

Специфика (чтобы не сказать резче – «неустранимый недостаток») телесериалов, в их отличии от кино- и телефильмов и даже мини-сериалов, заключается, на мой взгляд, в объективной невозможности выдержать всё многоплановое, намеренно растянутое во времени повествование на одном уровне, заданном в самом начале, ещё в «пилотном» выпуске. Разбивка действия на сезоны и отдельные эпизоды, зачастую корректируемые с учётом изменчивых предпочтений многомиллионной аудитории, собирающейся у малых экранов, волей-неволей обуславливает неравномерность и неравноценность разных отрезков, заставляя преданных поклонников сравнивать сегменты, выбирать любимые. К сожалению, это присуще и сравнительно небольшому числу подлинно авторских проектов, когда постановку всех серий осуществляет один человек или же разные – но под строгим контролем создателей. Дэвид Линч не скрывал в интервью, насколько тщательно отбирал вместе с Марком Фростом кандидатуры режиссёров, с одной стороны обладавших несомненным талантом и достаточным опытом, а с другой – выражавших готовность жёстко ограничить собственное видение1 в процессе реализации чужого замысла. Естественно, что ключевые эпизоды (от «пайлота», в том числе в варианте, искусственно расширенном до формата полнометражной ленты для европейского рынка, до эффектного финала) он оставил за собой – да ещё с иронией предстал собственной персоной в обличии эксцентричного руководителя регионального отделения ФБР Гордона Коула, страдающего глухотой. Но уже в разгар второго (всего лишь второго!) сезона, когда Линч углубился в съёмки «Диких сердцем» /1990/, всё настойчивее зазвучали упрёки в утрате столь впечатлившей и заворожившей остроты и изощрённости интриги, а после вынужденного раскрытия личности убийцы Лоры – рейтинги, как все помнят, стремительно поползли вниз. Пожалуй, не без оснований… Притом что речь идёт о телесериале, изменившем сложившиеся на американском (да и мировом) ТВ стандарты – резко поднявшем планку для продукции, презрительно именовавшейся «мыльными операми» и «интеллектуальной жвачкой». Достаточно упомянуть Джеймса Понивозика из престижного издания Time, поместившего «Твин Пикс» на первое место в перечне 100 лучших телешоу всех времён (дословно –The 100 Best TV Shows of All-TIME).

Конечно, указанное ограничение компенсируется рядом преимуществ, которыми не преминул максимально воспользоваться кинематографист, понимая, что едва ли мог как-либо иначе донести свои эстетические и философские откровения до столь внушительного количества зрителей. К тому же, обстоятельность и неторопливость развёртывания экранных событий, прерываемая, точно всполохами, ЧП городского масштаба, позволила придать массе знакомых (навязчивых?) мотивов и художественных образов объёмность и завершённость. От старого как мир, но по-прежнему безотказного приёма телевизионных сценаристов (т.н. сюжетные арки, то есть сквозные фабульные элементы) Линч и Фрост возносятся к полноценной романной структуре, ставя в финале жирную точку, которая при желании может легко обернуться многоточием. Твин Пикс продолжает существовать – и даже расследование не завершено, хотя формально на все вопросы получены ответы и виновные понесли заслуженное наказание. Многие ли коллеги, едко спародированные в «Приглашении к любви», периодически мелькающем на экранах телеприёмников твинпиксовцев, могут претендовать на схожее достижение?! Не менее любопытно, как органично и легко «культовый» цикл вписался в творчество выдающегося авангардиста, служа связующим звеном между ранними работами мастера2 и поздними, потрясающе глубокими по мысли и глобальными по охвату произведениями.

Важная подсказка содержится уже в заглавии, которое, помнится, переводили и буквально – «Сдвоенные вершины гор». Причём в данном случае излюбленным в детективах и «чёрных фильмах» (включая цитируемые «Двойную страховку» /1944/ и «Головокружение» /1958/) мотивом «скелета в шкафу» – постыдной тайны, скрываемой ото всех и в конечном итоге всплывающей на поверхность, принося неприятности, дело не ограничивается. Подобно тому, как заветный ключ не попадёт в руки Мартеллов до тех пор, пока не удастся разгадать все секреты китайской шкатулки. Не одна Лора жила, точно в пылу борьбы между ангельским и дьявольским началами собственный натуры, двойной жизнью, скрупулёзно фиксируя происходящее в разных дневниках. Респектабельный предприниматель Хорн по совместительству владеет элитным увеселительным заведением, невинную на вид Джози Пэкард3 тянет на дно бремя прошлого, дальнобойщик Лео Джонсон оказывается вовлечён в торговлю наркотиками… И так далее. Не успеваешь мысленно составить чей-то нравственно-психологический портрет, как он совершаемыми поступками разрушает схему. Убийство мисс Палмер уподобляется достижению взрывоопасным веществом (в данном случае – замкнутым обществом) критической массы, служащей запуском цепной реакции. Разрушительной и уже неконтролируемой. Даже Дейл Купер, человек со стороны, демонстрирующий исключительную силу духа и моральную стойкость, вынужден столкнуться лицом к лицу с тёмным Альтер-эго! Да и, можно сказать, само место таит пресловутый «скелет в шкафу»… Не менее настойчиво авторы обращают внимание на дуализм и другого рода, осознаваемый нами всё хуже, – существование людей одновременно в естественной, нерукотворной среде обитания и в мире собственной культуры. Воспевание неземной красоты природы вроде девственных лесов и величественного водопада (не случайно возникает и экологическое противостояние) стали такой же неотъемлемой визитной карточкой сериала, как и кофе с изумительным вишнёвым пирогом, подаваемым в местном кафе, и убранство ночного клуба. Но и дарами этого сущего рая на Земле можно воспользоваться во зло, как поступает, скажем, Уиндом Эрл, схоронившийся в домике в лесу. С такой оговоркой представляется абсолютно оправданной и «неровная» интонация, когда саспенс вдруг сменяют остроумные бытовые зарисовки (чего только стоят злоключения секретарши Люси Моран!), а лирика – уступает место разгулу низменных страстей. Не должна смущать и «провинциальность» событий: шериф носит знаменательные, воистину «президентские» паспортные данные, а Дейл мимоходом замечает в диктофон, что всерьёз интересуется4 обстоятельствами смертей братьев Кеннеди и Мэрилин Монро. Наконец, присущая произведению двойственность проявляется на глубинном, онтологическом уровне.

Пожалуй, именно в «Твин Пиксе» Дэвид Линч впервые явно (а не на уровне подтекста) и полно раскрывает личные представления о законах Вселенной и месте, занимаемом в ней человеком. Основной вопрос философии получает в интерпретации художника разрешение в том плане, что принципиальна не первичность сознания или материи, но их… взаимная проницаемость. От т.н. тибетского метода и разрозненных интуитивных догадок Купер уходит в сферу загадочных видений, материальных настолько же, насколько идеален окружающий (постигаемый привычными органами чувств) мир. Уже первая встреча с посланником потустороннего, дающим три подсказки, сопровождается перемещением предмета (кольца), так что финальное путешествие агента ФБР, по существу, неминуемо. Это не мистика в традиционном понимании слова (иначе бы не возникло сверхсекретного проекта «Синяя книга»), равно как и не локальные психические феномены, на которые проще всего списать явление Убийцы Боба и Человека из Другого места. А главное, Дэвид Линч категорически настаивает, что каждому под силу постичь, что совы – вовсе не те, кем кажутся, и даже делится открытием, что именно служит входом соответственно в Белый и Чёрный вигвамы: любовь и страх. Немного иначе о великих тайнах скажет наш мыслитель С.Г. Кара-Мурза (в книге «Манипуляция сознания»): «… толькопривычкаиспасительнаянелюбознательность позволяет нам жить и заниматься своими делами. Иначе бы мы только созерцали и размышляли».

__________
1 – В данном отношении поразила известная актриса Дайен Китон, допустившая несколько нетривиальных изобразительных решений.
2 – Особенно показательно преображение Джека Нэнса из потерянного кафкианского типа («Голова-ластик» /1977/) в Пита Мартелла – едва ли не самого душевно уравновешенного среди горожан.
3 – Любопытно, что изначально роль предназначалась итальянке Изабелле Росселини, тогдашней избраннице и музе Дэвида.
4 – Это ещё и намёк на сценарий «Богиня», написанный Линчем и Фростом, но так и не реализованный.

© Евгений Нефёдов, 2012.01.19
http://www.world-art.ru/cinema/cinema.php?id=7426
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz