" О ЛЮБВИ" 1970
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Воскресенье, 24.01.2016, 08:46 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| «О ЛЮБВИ» 1970, СССР, 77 минут — лирическая драма Михаила Богина
Тридцатилетняя Галина умна, обаятельна и красива. Она работает реставратором в мастерской ленинградского Екатерининского дворца и, казалось бы, создана для любви. Но настоящего чувства всё нет и нет…
Съёмочная группа
Авторы сценария: Юрий Клепиков, Михаил Богин Режиссёр-постановщик: Михаил Богин Оператор-постановщик: Сергей Филиппов Композитор: Евгений Крылатов Художники-постановщики: Марк Горелик, Андрей Валерианов Режиссёр: П. Познанская Операторы: Ю. Постников, М. Богаткова Художник-фотограф: А. Кокорева Звукооператор: С. Гурин Дирижёр: Д. Штильман Художник по костюмам: Н. Шнайдер Художник-гримёр: А. Пушкина Монтажёр: М. Родионова Редактор: С. Клебанов Мастер по свету: Н. Громов Ассистенты режиссёра: М. Сагал, А. Кезин Ассистент оператора: Е. Майоров Ассистент художника: Е. Костина Директор: Д. Пробер
В ролях
Виктория Фёдорова — Галина, скульптор-реставратор (роль озвучивала Нина Меньшикова) Сергей Дрейден — Митя Велихов Элеонора Шашкова — Вера, подруга Галины Валентин Гафт — Николай, муж Веры Владимир Тихонов — Пётр, брат Галины Олег Янковский — Андрей, приятель Николая Станислав Чуркин — маленький инженер Нина Мамаева — Полина Ивановна, руководитель реставраторской мастерской Елена Соловей — Рита, знакомая Петра Николай Иванов — добровольный помощник Александр Кавалеров — парень у музыкального автомата Георгий Тейх — профессор Цареградский Зинаида Дорогова — Аня, новая девушка Петра Татьяна Верховская — жена Андрея Элеонора Александрова — Нина, коллега Галины Гелена Ивлиева — Гелена, подруга-реставратор Людмила Аринина — сотрудник Биби Андерссон — девушка, встречающая Николая в аэропорту Геннадий Мастеров — Гоша Дети: Игорь Комаров, Катя Богина, Мила Васютинская, Дима Савенков
Режиссёр о фильме
В следующей совместной работе с Викторией Фёдоровой я встретился через семь лет. Это был фильм «О любви». Вика закончила уже актёрский факультет ВГИКа, поработала с интересными режиссёрами, появился опыт, но с моей точки зрения, лучшей актрисой она не стала, ибо с самого начала умела всё.
На этот раз ей предстояло сыграть роль незаурядной молодой женщины, скульптора-реставратора, которая имела свои представления о жизни и жила по ним. Это было трудно, мучительно, но жить удобно, отказавшись от своих принципов, она не могла. И выйти замуж не по любви она не могла тоже, тихо, скрытно любя другого, женатого (его играл Олег Янковский).
Фильм снимался в Екатерининском дворце под Ленинградом (было это в 1971 году), когда во дворце, практически уничтоженном войной, всё ещё велись реставрационные работы. Вика вписалась в реальную артель неважно оплачиваемых реставраторов (прежде принятое слово «коллектив» не подходит). Её героине предстояло проработать во дворце не одно десятилетие, потому что многие залы всё ещё лежали в руинах, прежних чертежей не осталось и нужно было продвигаться осторожно, неторопливо, «на ощупь» возвращая залы к их былому сияющему великолепию.
Одухотворенная красота Виктории была под стать красоте Екатерининского дворца, его парков, улицам неповторимого города, где разыгрывалась незаметная трагедия ее чувства.
Критика о режиссёре
Наум Клейман, директор Музея кино: «Этот человек был надеждой нашего кино, одним из тех, кто пришел с оттепелью, и место, которое он занимал, принадлежало ему единственному, и это место с тех пор так никто и не занял. Богин снял всего четыре фильма. Они остались в истории нашего кино, как образ надежды того поколения, которое пришло после смерти Сталина с надеждой на то, что закон любви и доброты возобладает и в личных отношениях, и в обществе. Собственно, все фильмы, которые Михаил Богин снял на родине, - это фильмы о любви. Он был прирожденным кинематографистом, да и является им, потому что главное в его фильмах - умение выразить мысль, идею, состояние, настроение. Не через диалоги, которые можно и по радио транслировать, а дать зрительно. Зритель сам понимает по взглядам, по деталям, по умению режиссера так поставить камеру, так создать мизансцену, такую предложить ситуацию, что мы считываем внутренний мир человека, и, как правило, это мир идеальный. Конечно, все четыре фильма - мелодрамы о любви - кажутся памятниками той неповторимой и уже давно прошедшей эпохи, но, как и всякие другие фильмы, оставшиеся в истории кино, они не утратили своего значения для нынешнего дня».
Смотрите фильм
https://vk.com/video16654766_164137089
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Воскресенье, 24.01.2016, 08:49 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| О любви 1970 Лирическая драма
Эта картина — в лучшем смысле слова ни о чём и сразу обо всём. В ней ничего не происходит, если не считать, что изо дня в день течёт жизнь молодой женщины Галины, реставратора в Павловском дворце, которая любит не того, кто любит её, и может быть, сама не знает, чего она действительно хочет и о чём мечтает. Лучшие сцены — как раз внесюжетные, сопровождённые эмоциональной лирической музыкой Евгения Крылатова или же решённые на недоговорках, вообще при помощи жестов героев, которые почему-то оказываются разделёнными между собой стеклянной стеной, и тогда это напоминает общение глухонемых.
Сразу же возникает перекличка с очень известной и даже модной в 60-е годы короткометражкой «Двое» того же Богина и с юной Фёдоровой в роли глухонемой девушки. Разумеется, доля мелодраматизма в истории так и не состоявшейся любви способствовала тому, что ещё одно киностихотворение или вольный музыкальный этюд (можно сказать — городской романс) под очень простым и весьма многозначным названием «О любви» вполне неплохо прошёл в прокате. Хотя у зрителей могло остаться после просмотра некоторое чувство лёгкого недоумения: с кем же теперь свяжет свою судьбу современная «разборчивая невеста»?
Ещё удивительнее то, что подобный вопрос, кажется, возникает у профессиональных критиков и сейчас, когда они знакомятся с фильмом «О любви» спустя десятилетия. Получается, как в известном гадании на ромашке: «Любит — не любит, плюнет — поцелует, к сердцу прижмёт — к чёрту пошлёт». По этому случаю специально пересмотрев ленту (тем более держа в уме немаловажные факты: Михаил Богин и Виктория Фёдорова вскоре эмигрировали из СССР, а Юрий Клепиков, автор сценария запрещённой «Истории Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж», сочинил параллельно с картиной «О любви» ещё одну «как бы мелодраму» — «Мама вышла замуж»), можно всё-таки почувствовать и иное. Вот эта самая неопределённость чувств — есть выражение некой подвешенности и растерянности в тогдашнем обществе, когда одна эпоха неуловимо и непредсказуемо сменила другую: конец иллюзий «шестидесятников», начало эфемерного и в то же время вязкого периода застоя… Любопытно, что недоступного возлюбленного героини сыграл молодой Олег Янковский, который ровно через двенадцатилетний цикл предстанет «лишним героем нашего времени» в фильме «Полёты во сне и наяву» Романа Балаяна.
Сергей Кудрявцев http://www.kinopoisk.ru/review/898779/
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Воскресенье, 24.01.2016, 08:49 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Михаил Богин "О любви" (1970)
из статьи: "Михаил Богин снял всего четыре фильма. Они остались в истории нашего кино, как образ надежды того поколения, которое пришло после смерти Сталина с надеждой на то, что закон любви и доброты возобладает и в личных отношениях, и в обществе. Собственно, все фильмы, которые Михаил Богин снял на родине, - это фильмы о любви. Дебютный короткометражный фильм «Двое», сделанный в 1964 году на Рижской студии, сразу прославил режиссера. Представьте себе, сорокаминутный фильм повезли на Каннский фестиваль, и он получил приз.
Надо сказать, что Богину посчастливилось открыть многих замечательных актеров: в частности, Лию Ахеджакову именно он привел в кино, Олег Янковский сыграл одну из первых ролей. У Михаила Богина вообще было замечательное чувство актера. Но кроме этого, он был прирожденным кинематографистом, да и является им, потому что главное в его фильмах - умение выразить мысль, идею, состояние, настроение. Не через диалоги, которые можно и по радио транслировать, а дать зрительно. Зритель сам понимает по взглядам, по деталям, по умению режиссера так поставить камеру, так создать мизансцену, такую предложить ситуацию, что мы считываем внутренний мир человека, и, как правило, это мир идеальный.
...Судьба Миши в Америке не сложилась. Он не умеет работать локтями. Он никогда не спекулировал ни на политических реалиях, ни на желании понравиться публике. Он всегда пытался пробудить в человеке человеческое, и это оставило его творчество в истории и нашего и мирового кино. Это человек, который принес свою тему, свой почерк, и главное - желание внушить людям, что мир держится на добре и любви.
Конечно, все четыре фильма - мелодрамы о любви - кажутся памятниками той неповторимой и уже давно прошедшей эпохи, но, как и всякие другие фильмы, оставшиеся в истории кино, они не утратили своего значения для нынешнего дня".
...Украшение фильма – прозрачно-переливистая, легкая мелодия Евгения Крылатова. И, конечно, Вика Фёдорова – непосредственная и прелестная; глаза в пол-лица, трогательные пухлые губы. История банальная, но рассказана неплохо. И всё же фильм вызвал противоречивые ощущения и оставил смешанный приятно-непритяный осадок.
Годы создания фильма противоречивы – русскоязычные сайты пишут 1970-71, imdb – 1966.
Галина (Виктория Фёдорова) работает скульптором-реставратором и очень любит своё дело. Подробно показаны рабочие будни в царскосельском Екатерининском дворце. Зима, неуют холодных помещений; извлечение щекастых амурчиков из груд обломков; молчаливые обеды - молоко, батон - в кругу коллег под выпуски радионовостей... Только руки скульпторши Гали явно не актрисины – у Фёдоровой длиннопалые, а в кадре – квадратная ладонь мастерового.
Галине лет под 30, живет в коммуналке или тесной однокомнатной квартире с младшим братом Петей (В. Тихонов). При первой встрече с ним мы видим его подружку – в этой крошечной роли юная Елена Соловей. Петя представляет ей сестру Галю как «прекрасного человека».
А еще Галина, о ужас, не замужем, хотя мечтает о семье и детях. Максималистка и романтик – а таким всегда нелегко. Как говорил Филатов Елене Соловей в «Вам и не снилось...» – опусти планку, всё остальное подстроится...
- По земле ходить надо. По земле, - вторит ему Вера, близкая подруга Гали.
Вера (Элеонора Шашкова) кажется благополучной дамой: замужем за импозантным инженером Николаем (Валентин Гафт), - которого, как сама признаётся, когда-то усиленно добивалась; теперь сидит дома с двумя детьми. Как водится, семейная дама утверждает, что завидует свободной, как птица, Гале – однако тем временем самодовольно косится на своих деток и мужа.
Вера решает устроить судьбу менее удачливой подружки и познакомить её с Митей, многообещающим инженером. Едва зайдя в комнату, где должно состояться знакомство, Галя замирает, - увидев Его... «Пришла пора – она влюбилась...»
Но увы, объект её внимания - это Андрей (Олег Янковский), а вовсе не тот, с кем её намерилась познакомить Вера.
Митя (Сергей Дрейден/Донцов, «Окно в Париж») некрасив, но уверен в себе, даже чуть снисходителен ко всем вокруг, воспитан, обходителен.
...Как-то раз, случайно столкнувшись с Андреем на улице, Галя перебросилась с ним парой незначительных слов:
Книга? Бенуа, о Екатерининском дворце… Я там работаю. – Прекрасная у вас работа. Я так давно там не был… - Так приезжайте к нам...
Прелестная девушка воспарила мечтой – Он приедет к ней на работу, во дворец!
...Но навестить её приехал Митя. На фоне их встречи – неслучайная речь экскурсовода: "…во время войны дворец был полностью разрушен…"
И Митя на фоне – фотодокументов с изображением кладбища.
И снова трудовые будни творцов... Скульпторы взирают на свое произведение как на новорожденного.
Правда, мне не всегда было понятно, что происходит – например, не сразу сообразила, с кем это бегает по парку (под чудесную мелодию Крылатова) Галина наперевес с бутылками молока в авоське.
Сначала решила, что это её воспоминания о детстве и брате, но потом оказалось, что Галя (в обеденный перерыв?) резвится с влюбленным в неё юным сотрудником Гошей (Геннадий Мастеров). Очевидно, эпизод призван показать детскую непосредственность и неиспорченность девушки.
...Во время лыжной прогулки Галя снова увидела Андрея – но также его блондинку-жену и сына... На фоне – символический, порожняком проходящий, поезд.
- Димочка, поцелуй меня, - просит Галя мальчика, который в сослагательной реальности мог бы быть её сыном. А может, ей хочется, чтобы к ней прикоснулись губы, которые целуют и её Андрея... И Галя остается наблюдать купающегося в проруби некрасивого Митю: ко всем своим достоинствам, он еще и приверженец здорового образа жизни.
...Эпизод: Галя с Митей беседуют в ресторане. В ходе диалога выясняется, что этот инженер-энергетик несимпатичен не только внешне, но и внутренне – честолюбивый карьерист, не заботящийся о средствах достижения цели (Кто хочет отрастить красивую бороду, поначалу кажется небритым, – приговаривает он).
Особенно коробят его пренебрежительные слова о «вторичной» работе реставраторши-«максималистки», незаметной и нечестолюбивой: ведь в итоге отреставрированные произведения получат имя первоначального создателя, а о тех, чьим трудом они возрождены, и не вспомнят. Произносит он это всё со свойственной ограниченности безапелляционностью.
После того, как нам подробно показали сложность, кропотливость, красоту работы скульпторов-реставраторов, рождение - возрождение – ими чудесных творений, бесценное чувство удовлетворения своим трудом, – высокомерные нарекания Мити по поводу безвестности просто абсурдны, это непонимающие замечания человека из другого – приземленного, прагматичного, карьеристского, - мира.
Впрочем, судя по спокойной реакции интеллигентной Гали, её это не слишком задевает.
...У Мити есть персональный автомобиль, он "строит кооператив". Правда, материальные блага не прельщают Галю (в отличие от её младшего братика Пети). Петя в восторге от Мити. Во время второй встречи зрителя с ним, младший братец Гали показывает себя с неприглядной стороны; оказывается, они с Галей такие разные. Он резко обвиняет сестру: Ты стала ханжой, живешь в выдуманном мире. Да-да.
И назидательно цитирует Митину фразу про красивую бороду, ради которой можно побыть небритым.
Галя, кажется, безотносительно к самому Мите, то собирается за него, то нет.
Поездка в Митиной машине – фоном радиопередача Агнии Барто – к сюжету фильма не относящаяся. Или это судьба Гали и Пети? Где их родители?.. Здесь сквозит мотив следующего фильма Михаила Богина - «Ищу человека», снятого по одноимённой книге Агнии Барто в 1973 году.
"Замечательное чувство актера"?... Но, признаться, неприятно было то, что некоторые исполнители невыносимо фальшивы. Например, парень в роли влюбленного Гоши и повернуться в кадре не может, чтобы это не выглядело фальшью; даже не удается списать это на юношескую угловатость его персонажа.
Или Петя – Владимир Тихонов-Мордюков. Красавец, конечно. Но играет неважно. В других фильмах я его не видела, возможно, в дуэте с матерью (в фильме «Русское поле», 1971) ему работалось лучше. А тут... Разговор с Галей у нее на работе, когда он просит «прекрасного человека» сестру Галю пристроить на работу свою – уже новую, не Соловей, - девушку. Галя отвечает отказом, - парень хватается за голову, и далее по тексту – ой, фальшивка.
А куда девается новая девушка-манекенщица продвинутого Пети, - та, которую он привел "пристроить" и которая втихаря примеряла на себя дворцовые портьеры? (снова неслучайный текст экскурсовода: В залах дворца гитлеровцы устроили казарму…)
...У Николая, мужа квази-благополучной Веры, – роман на стороне. Правда, показано это несколько туманно и скомкано. Галя оказалась в аэропорту, проводив Митю в командировку. Потом уселась там и начала что-то писать; что и зачем - осталось непроясненным. Создалось впечатление, что смысл этой сцены – показать знаменитую бергмановскую Биби Андерсон: отловили её в транзитном аэропорту, подсунули дублера-статиста, со спины должного напоминать Гафта, и велели сыграть немую встречу.
Когда ближе к финалу сцены статист «под Гафта» обнимает Биби Андерсон – уж очень заметно, что дублер.
Следом - какой-то обрубок-диалог, без внятного перехода. Потрясенная, очевидно, неверностью Николая (нам её реакцию показывают мельком), Галя мчится к Вере домой, с порога заявляя ей: - Ты должна работать… Ты художник! И Николай тебя полюбил, когда ты творила... - Ты мне завидуешь: у меня семья, дом. Вот ты работаешь – ну и что?
Тут же – молчаливое примирение подруг… С одной стороны, всё вроде логично, но - то ли смонтировано неловко, то ли не вполне продумано – остается впечатление обрывочности, невнятности, калейдоскопичности...
На подъеме домостройных устремлений (Вот ты работаешь – ну и что?) Галя едет навестить командировочного Митю. Он весело катает её на санках. Но Галю что-то гнетёт: невозможность пойти на компромисс с собой, ведь это - не Он? Она падает с санок и тревожно всмартивается в переплетения проводов в сером небе...
Для знакомства с Цареградским (Георгий Тейх), нужным Мите ученым, – видимо, большим ценителем дамской красоты, - грамотный Митя использует привлекательную Галю.
Ведет её в кино в Дом ученых и буквально подсовывает профессору...
Странно: я была уверена, что после этого девушка, наконец, дала противному Мите от ворот поворот. Подтверждением тому вполне красноречивый эпизод, когда Галя, увидев, что карьерист откровенно пользует её, мчит в туалет Дома ученых, где моет волосы, разрушая сложную пафосную прическу и облегченно вздыхая.
Ан нет – вот уж весна, и Галя сообщает (матери? или старшей коллеге?): «Я выхожу замуж». И только после, перед свиданием с женихом на станции метро, её, наконец, фигурально выражаясь, «стошнило».
Неспешный, как и ритм всего фильма, финал...
Почему Андрей, до этого загадочно-молчаливый, за конторским (офисным) стеклом-витриной стал вдруг столь словоохотлив? Они давно не виделись, и за это время он понял, что тоже любит её?
А она счастлива этим, но не может позволить себе разрушить семью?
Сплошные вопросы без ответов. Возможно, этот фильм следует смотреть не как историю со связным и логичным сюжетом, но как обрывочные мысли, зарисовки, настроения, этюды - о том, что такое любовь в понимании возвышенной души...
Помимо музыки и актрисы в главной роли, понравились долгие сцены в реставрационных залах...
Еще из упоминаний о фильме, которые удалось разыскать:
статья: "Три года назад, в 1971 году, Михаил Богин пригласил моего мужа Евгения Павловича Крылатова, только начинающего работать в кинематографе композитора, написать музыку к его новому фильму «О любви». Личность Михаила Богина, его улыбка, его обаяние и эрудиция произвели невероятное впечатление на моего мужа, сильное эмоциональное воздействие оказал и уже практически готовый фильм. Именно к этому фильму и была написана одна из чудеснейших мелодий композитора Евгения Крылатова, а творческое общение, продолжение в работе ещё над одним фильмом «Ищу человека», плавно перетекло в дружбу. Михаил Богин с любимым оператором Сергеем Филипповым часто бывал в нашем доме, и сейчас, спустя четверть века, я отчетливо помню ощущение собственной безъязыкости, возникавшее в общении с ним по причине моего неумения мыслить да уровне, соответствующем интеллекту такого выдающегося человека, как Михаил Богин.
Михаил Богин готовился к отъезду в Америку на постоянное местожительства и рассчитывал найти там богатых людей, которым этот сценарий о еврейских погромах в России в начале века покажется интересным, и они выделят средства на съемки фильма по этому сценарию (в России в те годы поставить фильм на такую тему было невозможно). К сожалению, его надежды не оправдались..."
Е. Кузьмина http://cinemotions.blogspot.ru/2010....ut.html
|
|
| |
|