"БЕЗ СВИДЕТЕЛЕЙ" 1983
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Вторник, 13.09.2022, 07:16 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| «БЕЗ СВИДЕТЕЛЕЙ» 1983, СССР, 90 минут — камерный кинофильм Никиты Михалкова по мотивам пьесы Софьи Прокофьевой «Беседа без свидетеля»
История двух людей, некогда любивших друг друга. Когда-то он оставил жену и сына, чтобы жениться на дочери академика, тем самым обеспечив себе блестящую карьеру и благополучное будущее. Узнав, что бывшая жена выходит замуж за человека, от которого теперь зависит его будущее, но которого он когда-то оклеветал, герой наносит визит с целью узнать, что она помнит и знает о прошлом.
Съёмочная группа
Авторы сценария: Никита Михалков, Софья Прокофьева, Рамиз Фаталиев Режиссёр-постановщик: Никита Михалков Оператор-постановщик: Павел Лебешев Художники-постановщики: Александр Адабашьян, Игорь Макаров, Александр Самулекин Композитор: Эдуард Артемьев Звукооператоры: Валентин Бобровский, Владимир Мазуров Монтаж: Элеонора Праксина Директор картины: Вилли Геллер
В ролях
Ирина Купченко — Она Михаил Ульянов — Он
Интересные факты
Пьесу Софьи Прокофьевой в журнале «Театр» прочёл Михаил Ульянов и предложил её Никите Михалкову для театральной постановки. Начались репетиции, которые продолжались до тех пор, пока Михалков не получил предложение снять фильм по этой пьесе. Спектакль в результате театральных разногласий так и не вышел на сцену.
Фильм полностью решён в камерном стиле — на протяжении фильма герои не покидают пределов квартиры. Кроме того, имена главных героев неизвестны.
На протяжении фильма у героя Ульянова меняется форма черепа и увеличиваются зубы. Таким образом подчёркивается преобразование героя из добропорядочного человека в настоящего монстра.
В фильме использована музыка Кристофа Глюка.
В фильме присутствуют ссылки на киноработы других режиссёров. Так, в одном из эпизодов герой Ульянова обращает внимание на музыкальный номер в телевизионном эфире с участием Леонида Броневого со словами: «О, гляди, Мюллер. Поёт!», намекая на роль Броневого в телефильме «Семнадцать мгновений весны». В другом, размышляя об уместности употребления слова идиот, вспоминает одноимённый фильм с участием Юрия Яковлева.
Награды и номинации
1983 — МКФ в Москве. Приз ФИПРЕССИ (Никита Михалков). 1984 — XVII Всесоюзный кинофестиваль (Киев) в программе художественных фильмов: приз и диплом за режиссуру (Никита Михалков). 1984 — МКФ в Вальядолиде. Приз испанской Федерации киноклубов (Никита Михалков).
Смотрите трейлер и фильм
|
|
| |
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_Т | Дата: Вторник, 13.09.2022, 07:35 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
| «БЕЗ СВИДЕТЕЛЕЙ» Психологическая драма
Этот фильм Никиты Михалкова стоит несколько особняком в его творчестве, хотя можно (и нужно было бы) проводить параллели с более единодушно воспринятой экранизацией «Пяти вечеров» Александра Володина. И не только потому, что Михалков, взяв за основу ещё одну камерную пьесу («Встречу без свидетелей» Софьи Прокофьевой он даже собирался ставить в театре), написанную вообще для двух актёров, представил на экране как бы современный вариант володинской драматургии, которая опосредованно наследует чеховской традиции. А ведь опыт экранизации ранних сочинений Антона Чехова, вероятно, в лучшей ленте «Неоконченная пьеса для механического пианино» предполагал обнаружение подспудных эмоционально притягательных, по-своему трогательных и вообще всепрощающих интонаций в более резкой, временами жестокой, циничной и, несомненно, бескомпромиссной борьбе двух героев - бывших супругов - на тесном пятачке малогабаритной квартиры.
Однако постановщик картины «Без свидетелей» намеренно не избегает парадоксального и экстравагантного заострения ситуации, особенно благодаря обоим исполнителям, Михаилу Ульянову и Ирине Купченко, воспитанникам именно вахтанговской школы (кстати, и сам Михалков учился пару лет тоже в училище имени Щукина). И, пожалуй, в первый и единственный раз в своей карьере позволил себе выговориться до конца и начистоту, вывернуться наизнанку в этом всё-таки прилюдном (хотя в кадре - действительно без свидетелей) сеансе беспощадного психоанализа, почти за четверть века до собственной версии телепьесы «Двенадцать разгневанных мужчин», к которой, кстати, подступался ещё во ВГИКе, в конце 60-х годов.
Но, к сожалению, мало кто пожелал тогда понять и принять данную исповедь, после чего с творцом стали происходить в личном и художественном плане более ощутимые и даже необратимые перемены. Словно обидевшись на тех, кто не пожелал почувствовать этот внутренний разлад в душе (знаменательно, что накануне Никита Михалков вполне мог взяться за реализацию сценария Виктора Мережко «Полёты во сне и наяву»), несколько позже начал уверять всех в отсутствии у себя каких-либо наград на родине вплоть до 90-х годов. А как раз фильм «Без свидетелей» заслуженно удостоился (ну, чем не подтверждение фрейдистской теории вытеснения и замещения?!) приза за режиссуру на Всесоюзном кинофестивале в 1984 году и перед тем был отмечен премией ФИПРЕССИ для внеконкурсной ленты на МКФ в Москве. Скорее же, Михалков просто искал - подобно своему мучающемуся герою, который не осознаёт, насколько он сам мучает других - ответного понимания, помощи и поддержки, но не получив этого в должной мере, затем пустился во все тяжкие.
Сергей Кудрявцев https://kinanet.livejournal.com/1213172.html
|
|
| |
|