"НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ И.И.ОБЛОМОВА" 1979
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Суббота, 21.04.2018, 08:55 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| «НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ И.И.ОБЛОМОВА» 1979, СССР, 135 минут — фильм по мотивам романа И.А. Гончарова «Обломов»
Главный герой — Илья Ильич Обломов, владелец небольшого имения — вечно проводит время в праздности, преимущественно предаваясь сну и безделью. Изменить стиль его жизни периодически пытается Андрей Иванович Штольц, друг детства, активный и жизнерадостный мужчина. Он один в состоянии заставить его выйти из дома, отказаться от вредных привычек, «начать жить». В один из своих визитов Штольц представляет товарища своим знакомым — семейству Ильинских. Между Обломовым и Ольгой Ильинской возникает чувство.
Съёмочная группа
Режиссёр: Никита Михалков Сценарий: Александр Адабашьян, Никита Михалков, Иван Гончаров Директор фильма: Вилли Геллер Оператор: Павел Лебешев Композиторы: Эдуард Артемьев, Винченцо Беллини Художники: Александр Адабашьян, Александр Самулекин, Майя Абар-Барановская Монтаж: Элеонора Праксина
В ролях
Олег Табаков — Илья Ильич Обломов Юрий Богатырёв — Андрей Иванович Штольц Елена Соловей — Ольга Ильинская Андрей Попов — Захар, слуга Обломова Авангард Леонтьев — Алексеев Глеб Стриженов — барон фон Лангваген Евгений Стеблов — отец Обломова Евгения Глушенко — мать Обломова Николай Пастухов — отец Штольца (озвучил Николай Губенко) Елена Клещевская — Катя Галина Шостко — тётка Ольги Андрей Разумовский — Илья Ильич Обломов в детстве Олег Козлов — Штольц в детстве Фёдор Стуков — Андрюша Обломов Олег Басилашвили — важный господин в Петербурге, показавший язык Обломову Руслан Ахметов — чернявый мужик из детства Ильи Обломова / предводитель турков-басман в Петербурге Леонид Харитонов — Лука Саввич Любовь Соколова — провожающая Штольца в Москву Нонна Терентьева Игорь Кашинцев Николай Бурляев — гость Павел Кадочников — Павел Петрович Александр Овчинников Сергей Баталов — лакей (эпизод) Людмила Гурченко — няня (эпизод) Вера Новикова Эрнст Романов Николай Горлов Николай Теньгаев — эпизод Анатолий Ромашин (читает текст от автора)
Авторы о фильме
«Есть ли смысл сегодня возвращаться к разговору об обломовщине, которая давно и справедливо осуждена и все, что можно было сказать о ней, уже сказано. Потому-то нам хотелось подойти к существу романа с несколько иной стороны, повести разговор не об опасности обломовщины, а об опасности, если можно так выразиться, штольцевщины, о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность...» (Никита Михалков).
«Много лет мы снимали фильмы одной компанией — Михалков, оператор Павел Лебешев, художники Саша Самулекин и я, композитор Эдуард Артемьев, артисты Елена Соловей, Юрий Богатырев и другие. Не менялись даже водитель и кладовщик. Была такая общность, почти семья… Никита обожал снимать Богатырева. Он начал снимать того еще студентом и считал, можно сказать, своим талисманом… В фильме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Юра неожиданно для всех переродился в абсолютного своего антипода Штольца. Он стал и говорить, и двигаться по-другому. В нем появилась какая-то резкость даже в повседневной жизни… Андрей Попов, игравший у нас лакея Захара в «Обломове...», все отказывался бриться налысо, что было необходимо, потому что монтюр — накладная лысина — в кино всегда заметен. А Попов — замечательно красивый, высокий, с благородной сединой, с чудным бархатным голосом, он вечно играл деятелей культуры, профессоров, депутатов Верховного Совета, героев соцтруда... И вдруг такое предложение. Мы думали, что он откажется играть характерную роль, но он с восторгом, как всякий настоящий артист, схватился за новую для себя работу! Вот только бриться не желал. Тогда Никита подбил нас с ассистентом по актерам Сережей Артамоновым на авантюру. Велел гримерше Ире взять тайком с собой машинку для стрижки волос и бритву. И вот Попов у нее гримируется, и тут открывается дверь, входим мы: Никита, Сережа и я, все трое бритые наголо. Попов нас увидел и тяжело вздохнул. Говорит Ире: «Ладно, пойдем бриться». А она: «Не надо, у меня все с собой». И не успел он опомниться, достала машинку...» (Александр Адабашьян).
«Он чрезвычайно доброжелательный режиссер, меня всегда привлекало его стремление к гармонии взаимоотношений с актерами…
…Как-то у меня не ладилась работа в «Обломове», сняли сцену, а я была недовольна, подошла к Михалкову и сказала: «Мне кажется, сцена не получилась: плохо сыграла». Он ответил: «Ну хорошо, посмотрим на экране», понимая, что дело это деликатное, непростое, и я могу ошибиться, и он. Мы смотрим. Если он соглашается, что сцена получилась неубедительной, она переснимается (такое у нас бывало не раз). Но если она полностью отвечает его художественному замыслу, концепции, то он как автор волен все оставить как есть. Он имеет на это полное право...» (Елена Соловей).
Критика
«Герой фильма – не Обломов в расхожем представлении, не добролюбовский «лишний человек»; на него будто наслоились явления культуры – и отечественной, и европейской, возникшие после публикации романа, порой – вообще злободневные. Михалков открещивался в печатных выступлениях от добролюбовской традиции, «переводя стрелку» на иной курс: «нам хотелось... повести разговор не об опасности обломовщины, а об опасности… штольцевщины, о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность» (Валентин Михалкович).
«Это очень хороший фильм Никиты Михалкова. Там потрясающе играет Табаков и изумительно играет Богатырёв. Там замечательная Елена Соловей. А ещё мне очень нравится изображение в этой картине. Но дело не только в форме. Мне кажется, что эта история заставит нас задуматься: кто такой Обломов? Отрицательный персонаж? Или самый положительный герой среди всех, с кем нас сегодня сталкивает судьба?» (Иван Дыховичный).
Контекст
«Обломов». В этом романе внутренне прославляется русская лень и внешне она же порицается изображением мертводеятельных людей (Ольги и Штольца). Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя. Антипод Обломова не Штольц, а максималист, с которым Обломов действительно мог бы дружить, спорить по существу и как бы сливаться временами, как слито это в Илье Муромце: сидел, сидел и вдруг пошел, да как пошел! Вне обломовщины и максимализма не было морального существования в России» (Михаил Пришвин).
Интересные факты
Фильм снят по мотивам романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» (1859).
В фильме использована музыка Беллини, Сергея Рахманинова. Фильм снимался в деревне Сенькино Серпуховского района Московской области.
Награды
1980 МКФ в Оксфорде Приз Никите Михалкову «Золотой щит Оксфорда» за лучшую режиссуру Приз Павлу Лебешеву «Серебряный щит Оксфорда» за лучшую операторскую работу Приз Елене Соловей «Серебряный щит Оксфорда» за лучшее исполнение главной женской роли Приз Олегу Табакову «Серебряный щит Оксфорда» за лучшее исполнение главной мужской роли
1981 Премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке.
1982 Международная неделя авторских фильмов в Бенальмадене Первый приз (Никита Михалков)
Смотрите фильм
https://vk.com/video16654766_167750606
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Суббота, 21.04.2018, 09:58 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ И.И. ОБЛОМОВА (1979)
Никита Михалков был, вероятно, прав, когда в 70-х годах не стал искушать судьбу беспокойным современным материалом. Он пытался ответить на вопросы, волновавшие общество, через призму "безобидной" ретроспекции. Его лихая смесь детектива с вестерном "Свой среди чужих...", изысканная мелодрама-стилизация "Раба любви", тонкая экранизация раннего Чехова - "Неоконченная пьеса для механического пианино", ретро-мелодрама "Пять вечеров" заслужили огромный интерес зрителей. Об этих картинах много писали и спорили. Они, без сомненья, были в центре реального российского кинопроцесса. К этому периоду творчества талантливого мастера примыкает и полемическая экранизация знаменитого романа Ивана Гончарова "Обломов". Трактуя деятельного Штольца (Юрий Богатырев) как инородное явление в российской стихии, а наслаждающегося ленью Обломова (Олег Табаков, как саму ее суть, Никита Михалков сумел создать замечательное произведение.
Философское и поэтическое одновременно. С превосходным актерским ансамблем и восхитительной операторской работой Павла Лебешева...
Александр Федоров http://kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4433/annot/
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Суббота, 21.04.2018, 09:58 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Несколько дней из жизни И.И. Обломова
Илья Ильич Обломов, по известному определению, "начал с неумения надевать чулки, а кончил неумением жить". И не ведал о том, что вокруг его персоны закипят страсти: литературные и кинематографические.
Какие люди вступали в спор, какие имена: Добролюбов, Аполлон Григорьев, Чернышевский, Горький, Ленин! Чернышевский (по случайному ли совпадению или намеренно, в пику Гончарову) поселил героиню своего романа "Что делать?" Веру Павловну на той же Гороховой улице, где в одном из больших домов жил и Обломов. Как и Илья Ильич, Вера Павловна видит сны, разительно, впрочем, на обломовские не похожие, а прогрессивного содержания, высоко оцененные Лениным.
Что до Обломова, то Владимир Ильич обостренно невзлюбил Илью Ильича и после революции писал: "...Старый .Обломов остался, и надо его долго мыть, чистить, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел". Четыре злых глагола в ряд как указание к действию.
После выхода на экраны фильма "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" в 1980 году за дело взялись современники: в дискуссии, разгоревшейся в журнале "Искусство кино" и на других печатных площадках, критиковали режиссера Никиту Михалкова за идеализацию "обломовщины" и неприятие Штольца и "штольцевщины" - словом, за то, что социально-обличительная добролюбовская трактовка романа бесследно исчезла из фильма.
В картине Михалкова и в самом деле нет и намека на обличение "обломовщины", но и яростно-гневливого отношения к "штольцевщине" не существует. Режиссер смягчает противостояние общественных "направлений", переводя конфликт романа Ивана Гончарова преимущественно в сферу личных отношений. Полярность духовных миров тех героев, которые живут в фильме, не может служить, по Михалкову, основанием для обвинительного и оправдательного приговоров.
Нелегко было поначалу привыкнуть к экранному Обломову, постаревшему на добрый десяток лет и не всегда к месту комикующему. Лишь к середине фильма талант Олега Табакова примирил с предложенным обликом Ильи Ильича.
Что до внутреннего содержания, то симпатии авторов фильма безусловно, безоговорочно на стороне Обломова. Он - чистая, голубиная, святая душа Помилуйте! Святая душа? Этот обрюзгший, бесполезный человек, гробящий свою жизнь в непролазной лени, неподвижности, бездеятельности?! Однако авторы фильма убеждены: неучастие, неангажированность - тоже позиция, и подчас самая уязвимая, всеми ненавидимая и никем не прощаемая.
Вот жизненная программа, которую Штольц предлагает Обломову: читать газеты, знакомиться с нужными людьми, бывать в свете или заняться запущенным хозяйством Обломовки, на худой конец, отправиться путешествовать. То есть надо выбирать либо карьеру с ее непременными унизительными атрибутами: чинопочитанием, лестью, лизоблюдством, ловким устранением с пути соперников. Либо жизнь "в свое пузо". Обломов выбирает путь, неведомый Штольцу, - "внутреннюю эмиграцию". Вспомним, какое тысячелетие стояло на дворе в момент появления фильма Михалкова. Конец 70-х. Одни таранили жизнь, как бульдозеры, сметая всех и вся, прижимая к обочинам. Другие, как Илья Ильич, жили душой и сердцем. Казалось бы, вялые и никчемные, а на самом деле на удивление цельные, неискривленные натуры. Немалая часть интеллигенции в то время уходила со службы: кто-то работал дворником, кто-то перебивался на нищенские гонорары, отказываясь от "заказухи", устав от эзопова языка.
Постепенный уход, иссекновение из российской жизни "бесполезной" доброты и нежности, победный шаг "полезных" людей - вот те тревожные явления современности, о которых рассказала экранизация Никиты Михалкова. Надо отдать должное чутью и прозорливости художника - годы, прошедшие со времени создания фильма, придали показанному в нем иной масштаб.
...В темной квартире Обломова внезапно открывается дверь, возникает поток света и морозного воздуха: крупная фигура Андрея Ивановича Штольца проносится по анфиладе комнат. Нежданный ритмический взрыв, будь то водоворот движения или внезапное вторжение музыки, или то и другое вместе - прием, по которому всегда узнается режиссерский почерк Михалкова. Он избавляет от скуки созерцания и властвует над зрительской эмоцией. Режиссер умеет дарить минуты нерасчетливого, крылатого счастья, проделывая это без натуги, а, говоря его словами, "шутя, играя". Вот Штольц, Обломов и Ольга в пролетке, мчащейся во весь опор навстречу неведомой судьбе. И солнце в глаза, и улыбки, и смех без особой причины - от полноты ощущения жизни, звонкой, безрассудной радости. Оттаивает даже подмороженный Андрей Иванович Штольц, хотя тепло - вовсе не его стихия.
Обломов и Штольц разнятся в фильме по душевным "температурам". Обломов - теплый, Штольц - холодный ("Уйди, Андрей, ты с холода"). Режиссер помещает каждого в соответствующую среду. По зимнему, стылому Петербургу вынуждает жизнерадостный Штольц разъезжать с ним скучающего Обломова. Выскочив из натопленного предбанничка, Штольц с удовольствием бросается голяком в снег. В трескучий мороз, на заснеженной дороге происходят проводы Штольца за границу. Обломов приносит ему в дорогу теплый пирог с грибами.
В сравнении с романным Штольцем экранный Андрей Иванович, прямо скажем, изрядно поглупел. Актер Юрий Богатырев слегка окарикатуривает образ, насмешничает над типом мужчины, который проводит дни в неусыпных заботах о своем драгоценном здоровье и внешности. Сеточка, которую розовощекий крепыш надевает на голову, чтобы за ночь не измять прическу, разит наповал. Штольц - истовый пропагандист здорового питания: вегетарианства, салатов из свежих овощей, прокрученных через заграничную машинку, которую, как невиданную зверушку, обнюхивает слуга Обломова - Захар.
На роль Захара Михалков пригласил выдающегося актера Андрея Попова Актер долго не соглашался сниматься - грим требовал бритой головы. Тогда Михалков, в знак солидарности, сам подстригся под ноль, и сердце Андрея Алексеевича дрогнуло. Пожалуй, это лучшая роль в фильме.
Ходит по квартире "ядовитый человек" Захар, ворчит, лениво перебранивается с барином, не метет полы, не стирает пыль, втихую подъедает лакомые кусочки с барского стола. Вдобавок причиняет материальный ущерб - бьет чашки, ломает мебель. Но вот странность: посуда из неуклюжих лап Захара валится в те именно моменты, когда необходимо предостеречь Обломова от поступков, ему несвойственных, проистекающих от навязанной Илье Ильичу обязанности делать жизнь со Штольца. Преданность и любовь к экранному Обломову вы скорее отыщете в Захаре, нежели в красавице Ольге Ильинской, чью роль в фильме играет Елена Соловей. Она, появившись в романе Ивана Гончарова, открыла, по мнению русской критики, галерею "новых" женщин.
Уезжая за границу, Штольц поручает Ольге перевоспитание Ильи Ильича, возлагает на нее миссию перековки и переделки друга, за что Ольга берется с большим энтузиазмом. Ей нравится учительствовать, направлять, командовать мужчиной, то есть ставить своего рода эксперимент, тешить гордыню и самолюбие.
Ольга задает Обломову нелепые задания: то вызубрить урок из истории итальянской живописи (который она, впрочем, пропускает мимо ушей), то изничтожить куст орешника, портящий пейзаж. Обломов выдирает ненавистное растение. Он любит, обожествляет Ольгу, ласкает взглядом точеный профиль и нежную шейку небожительницы. А вот любит ли она? Елена Соловей играет не любовь и нежность, а холод страсти. Хотя мог ли возбудить страсть тот Обломов, которого мы видим в фильме, - вопрос спорный. Трудно не согласиться с мыслью критика Станислава Рассадина об "эстетической несовместимости" Ольги и Ильи Ильича.
Многое делает понятным бурное объяснение в беседке в грозовую ночь. Бледная, с горящими глазами Ольга в исступлении, пугающем Обломова, целует его пальцы, всем существом требуя ответного взрыва страсти. А получает взамен наивный, почти детский поцелуй. А дальше - "все, как в добром, старинном романе": бегство Ольги - не от Обломова, а от самой себя... И его, оглушенного счастьем, ночное бдение под Ольгиным окном - с радостно-глупой улыбкой на добром лице, и нелепой, забытой чашкой в руках.
Очень разный смысл вкладывают Ольга и Обломов в понятие любовь. Вечный идеал, заповедник счастья для Обломова - потерянный рай Обломовки, ибо не глупым человеком придумано, что "все мы родом из детства". Обломовка в снах Ильи Ильича чарует не столько красотой пейзажей и уютом старого барского дома, сколько почти материально осязаемым защитным полем безусловной, бескорыстной любви: нежности маменьки к маленькому Ильюшечке, "русские, добрые, жирные ласки", расточаемые без оглядки не только на своего сына, но и на бедного немецкого мальчика Андрюшу Штольца. Шепот маленьких друзей, их неловкие объятия, закручивание и раскручивание на качелях - и из движения и музыки рождается, если воспользоваться выражением Андрея Михалкова-Кончаловского, "бессвязный лепет счастья".
И по контрасту - суровое прощание старика Штольца (Николай Пастухов) с продрогшим на ледяном ветру сыном. Без сантиментов, без родительского поцелуя, но с подробными деловыми инструкциями, выбрасывают юного Андрея, как котенка, из отчего дома в чужую жизнь, в далекую столицу.
Впрочем, вернемся к роману Ольги и Обломова.
В самом ли деле Обломов - предмет страсти Ольги Ильинской? Или это - "проба пера", оттачивание ноготков и зубок, проверка на живом манекене своей неотразимой женской власти и могущества? Скорее - второе. "Новая" женщина проигрывает с Обломовым сцены из какого-то накануне прочитанного французского любовного романа. Ночь страстей с громом и молниями, в заросшем "аглицком" парке, слезы обманувшейся в чувствах, оскорбленной девушки в ответ на письмо Обломова - все это отдает романтической подделкой, режиссурой Ольги Ильинской. И рк конечно это не любовь-милосердие, какая была бы созвучна идеальным понятиям Обломова
Пришла беда, откуда не ждали. Ольга просто и буднично предает Обломова, рассказав приехавшему Штольцу историю их отношений. "Все знаю, Илья, все..." - говорит Штольц другу. И это удар под дых. Все самое нежное и прекрасное, сокровенное и интимное, совершаемое между двоими, передоверено третьему лицу как отчет о проделанной работе. Обломов отказывается сесть на велосипед, привезенный Штольцем.
Четвертая часть романа Гончарова выпала из фильма. Ее краткое изложение актер Анатолий
Ромашин прочитает за кадром: Ольга выйдет замуж за Штольца, Обломов женится на вдове Агафье Матвеевне Пшенициной, у них родится сын Андрей. Спустя несколько лет Илья Ильич умрет, а маленького Андрея возьмут на воспитание Штольцы.
Впрочем, действие фильма еще не исчерпано. В последней части оно происходит несколькими годами спустя.
Дача Штольцев. Красавица Ольга - за рукоделием, Андрей Иванович у бюро разбирает бумаги. Незначащий семейный разговор - о здоровье детей, о письмах подруги, на которые не отвечает Ольга. Заботливый муж, элегантная светская су-прута. Но отчего-то украдкой смахнет слезу Ольга, невесел Штольц, и уж как-то совсем несчастен вдавившийся в угол вечный "приживал" Алексеев. Между фразами - гнетущие паузы, а в них километры отчужденности, зияющая пустота. Словно недостает кого-то... Словно, уйдя из жизни, Илья Ильич Обломов унес с собой нечто невосполнимое, невозвратное - свою наивность и доверчивость, свою "бесполезную" доброту и "бессвязный лепет счастья". Очень плохо жить без вас, Илья Ильич! Свято место оказалось пусто.
Детский голос за окном, голос Андрюши Обломова - "Маменька приехала!" - разбивает тоскливую тишину. И вновь, как в снах-воспоминаниях Обломова, кудрявый мальчик бежит по полю. Камера поднимается над милым сердцу среднерусским пейзажем под звуки гениального рахманинского "Ныне отпущаеши". Русская земля скорбит по усопшему Илье Ильичу, грустно и торжественно отпевая своего сына. Но нет в этом финале печали безысходности, ибо никому не дано отнять надежду на Воскресение.
Марина Кузнецова https://www.russkoekino.ru/books/ruskino/ruskino-0103.shtml
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Суббота, 21.04.2018, 09:58 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Несколько дней из жизни И.И.Обломова
Михалков словно доказывал экранизацией Гончарова, что герой книги неизведан и непонят, хоть имя его стало нарицательным. Картина — своего рода бунт против расхожего представления о гончаровском Обломове — патологическом бездельнике, и против трактовки его Н. А. Добролюбовым как жертвы крепостничества, воспитавшего в нем неспособность трудиться и непонимание реального мира. В хрестоматийно известной статье «Что такое обломовщина?» критик поставил гончаровский образ в один ряд с «лишними людьми» русской литературы — с Онегиным, Печориным, Бельтовым, Рудиным, усматривая в нем вырождение и дискредитацию «лишнего человека». Герой фильма — не Обломов в расхожем представлении, не добролюбовский «лишний человек»; на него будто наслоились явления культуры — и отечественной, и европейской, возникшие после публикации романа, порой — вообще злободневные. Михалков открещивался в печатных выступлениях от добролюбовской традиции, «переводя стрелку» на иной курс: «нам хотелось.. повести разговор не об опасности обломовщины, а об опасности.. штольцевщины, о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность». Отторжение «штольцевщины» — отзвук публицистики советских 1970-х; тогда в искусстве появляется череда не «лишних», а «деловых» людей, чувствующих в себе способность руководить и налаживающих производство на каком-либо отсталом предприятии. В критической полемике вокруг новых менеджеров порой мелькало звучавшее с осуждением имя Штольца — вроде бы их предтечи. Другое, более существенное «наслоение» предоставил фрейдов психоанализ: в основе «невытесненной, «несожранной» духовности героя картины лежит Эдипов комплекс — мощный, бережно в душе хранимый. Мать в фильме — не просто родительница, но объект страстного сыновнего обожания: она лучезарна, всегда окружена световым ореолом, а в исполнении Евгении Глушенко впрямь подкупающе притягательна. По «сценарию» Эдипова комплекса сын, выросши, переносит на возлюбленных чувства, которые питал к матери. Некое соответствие «сценарию» проглядывает еще у Гончарова: поселившись у Пшеницыной, Илья Ильич вдруг вспоминает зимний вечер в родительском доме, мать, вяжущую под лампой, отца, расхаживающего по гостиной, — для Обломова, говорится в романе, «настоящее и прошлое слились и перемешались». Виновница «слияния» настоящего с прошлым в фильме — не вдова, но Ольга Ильинская. Любовное объяснение героя с нею происходит в грозу: ослепительные вспышки молний будто подхватывают и продолжают разряды человеческих страстей. В сцену специально вкраплен «детский» кадр: юный Илюша стоит возле молящейся матери и на него падает ясный, нежный блик солнечного света. Параллелизм объяснения и светоносной грозы побуждает видеть в Ольге нечто идеальное, способное занять пустующее место матери. Вскоре Илья Ильич прозревает в Ильинской рядовую петербургскую барышню и охладевает. В финале стремление к олицетворенному матерью идеалу начинается как бы по второму кругу: воспитывающийся у Штольца сын Обломова бежит встречать Пшеницыну; с каждым новым кадром простор распахивается все шире, фигурка малыша теряется в нем; над бескрайностью трепетно звенит радостный крик: «маменька!». Масштабность пространства делает эпизод символичным. Детство в фильме — лучезарная пора; ее благодатность предопределена матерью, существование людей есть неизбывное стремление к той, с годами меркнущей лучезарности.
http://megabook.ru/article....2%D0%B0
|
|
| |
|