Воскресенье
24.11.2024
03:51
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ОСТАНОВИЛСЯ ПОЕЗД" 1982 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ОСТАНОВИЛСЯ ПОЕЗД" 1982
Андрей_ШемякинДата: Суббота, 08.11.2014, 20:49 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 182
Статус: Offline
Поезд в советском кино – это метафора общественного строя, стремящегося в светлое будущее. И когда случается остановка ТАКОГО поезда, приходит время для размышлений помимо идеологических штампов. Ранний сценарий Александра Миндадзе был запущен вместо «Парада планет», сочтенного абсолютно непроходимым, но и готовый фильм Вадима Абдрашитова едва не попал на полку. Но тут умирает Л.И.Брежнев, и картина триумфально выходит на экраны страны, сопровождаемая партийным лозунгом: надо лучше работать, тогда и поезда останавливаться не будут.

«ОСТАНОВИЛСЯ ПОЕЗД» 1982, СССР, 96 минут
— экзистенциально-социальная драма Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе








Предотвращая катастрофу, погибает машинист поезда. В город, близ которого произошло столкновение, приезжает следователь Ермаков (Олег Борисов), пытающийся установить истинные обстоятельства трагедии. В одном гостиничном номере с ним оказывается пишущий статью о случившемся журналист Малинин (Анатолий Солоницын).

Съёмочная группа

Автор сценария: Александр Миндадзе
Режиссёр: Вадим Абдрашитов
Оператор: Юрий Невский
Художник: Александр Толкачёв
Композитор: Эдуард Артемьев

В ролях

Олег Борисов — Герман Иванович Ермаков, следователь
Анатолий Солоницын — Игорь Малинин, журналист
Михаил Глузский — Пётр Филиппович Пантелеев, сцепщик
Нина Русланова — Мария Игнатьевна, глава администрации
Людмила Зайцева — Тимонина, вдова машиниста
Николай Скоробогатов — Павел Сергеевич Голованов, начальник депо
Пётр Колбасин — Валерий Губкин, помощник машиниста
Иосиф Рыклин — врач
Станислав Коренев — заместитель главы администрации
Валерий Лысенков — телеоператор
Лидия Савченко — школьная учительница
Виктор Волков — Пухов, служащий депо
Александр Пашутин — пассажир поезда
Николай Симкин — руководящий работник
Александра Харитонова — Воробьёва, стрелочница
Галина Юркова-Данелия — режиссёр телевидения
Виктор Рождественский — полковник, пассажир поезда

Награды

Приз за сценарий Александу Миндадзе на МКФ авторского кино в Сан-Ремо (1984) и Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых Вадиму Абдрашитову, Олегу Борисову, Александру Миндадзе, Юрию Невскому, Александру Толкачеву (1984).

Интересные факты

Подобный случай, когда случается авария из-за того, что вместо положенного количества башмаков кондукторами ставится под колёсные пары меньшее их количество, произошёл 31 мая 1996 года на перегоне Болотное-Тайга около станции Литвиново Кемеровской области (Кемеровская железная дорога; в настоящее время — Западно-Сибирская железная дорога). В результате этой аварии погибло 19 человек, ранено 59.

В прокат фильм вышел в конце 1982 года, прошёл в кинотеатрах второго плана. В его критике андроповского времени отмечалось, что фильм «предвосхитил решения Пленума ЦК КПСС по укреплению дисциплины».

До официальной премьеры фильм был показан весной 1982 года в Концертном Зале МФТИ. В своём выступлении после просмотра режиссёр фильма, сам когда-то учившийся в МФТИ, рассказал, что Олег Борисов, незадолго до этого имевший конфликт с руководством «Мосфильма» и не желавший сниматься в фильмах этой студии, после прочтения сценария изменил своё мнение и согласился на роль Ермакова.

Анатолий Солоницын сыграл в этом фильме свою последнюю роль. На момент съемок фильма он уже был тяжело болен. Во время съемок он упал с лошади и сильно ушиб грудь. В больнице при обследовании обнаружилось, что у актера рак легких. Была проведена операции по удалению части легкого, но больному о настоящем диагнозе решили не сообщать. Через год на съемках в Белоруссии Анатолию Солоницыну стало плохо. Актера срочно отправили в Москву в первый медицинский институт. Врачи обнаружили, что метастазы распространились на позвоночник. Остановить процесс было уже невозможно.

Смотрите фильм

http://vk.com/video16654766_164142566
 
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 08.11.2014, 21:55 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
14 ноября 2014 года
Киноклуб «Ностальгия» представляет
фильм №12 (369) сезона 2014-2015
«ОСТАНОВИЛСЯ ПОЕЗД»
режиссёр Вадим Абдрашитов, СССР


***

О фильме «ОСТАНОВИЛСЯ ПОЕЗД» посетители сайта http://www.kinopoisk.ru/film/42814/

***

Сегодня название фильма звучит даже метафорически. В том смысле, что остановился большой советский поезд — и на чьей стороне авторы: следователя или журналиста — до конца непонятно.

***

В этом фильме, на мой взгляд, заложена глубокая сугубо русская философия и вечная наша проблема наплевательского, халатного отношения к своему делу, к своим коллегам и близким, и даже к самому себе на фоне какого-то чужого и совсем ненужного лжепатриотизма, ну и самое главное: какая-то совершенно непонятная боязнь правды и истины, а точнее нежелание узнать её! Куда проще следовать за большинством, плывя по течению этой мутной реки. Только не следует забывать, любой толпой всегда управляет какой-то скрытый лидер, преследующий какие-то свои сугубо личные интересы…

***

Роль следователя Чумакова — одна из лучших в артистической карьере Олега Борисова, а монологи и диалоги этого персонажа — это основное изобразительное средство с помощью которого актер не только лепит очень убедительно и запоминающее своего героя, но фактически настраивает зрителя как ему воспринимать происходящее в картине (тоже очень убедительно и эмоционально).

***

В который раз, просматривая какой-нибудь старый советский фильм, ловлю себя на мысли, что тема, затронутая в нём, актуальна и сейчас. Это значит, что страна стоит на месте. По результатам стольких политических событий, череды невзгод и катаклизмов мы остаёмся такими же, какими и были раньше. Хорошо ли это? Мировоззрение обязательно с течением лет должно меняться, а оно у нас не меняется. И если кто-то скажет, что сотни потрясений не выбили народ из колеи, то можно ведь ответить и по-другому: глубоко внутри мы по-прежнему бессознательно-убогие и реагируем только на внешние факторы обустройства быта, не отвлекаясь на извечную мораль.

Одним из аргументов, подтверждающих эту мысль, является то, что в советские времена хоть кто-то, но задумывался о нравственных проблемах общества, хоть и редко, но появлялись глубокие по содержанию, критически оценивающие нашу жизнь фильмы. С плохим звуком и светом, искромсанные множеством чёрных борозд кадры, запечатлевшие болезненные язвы разгильдяйства, безответственности, глупости, хамства. С трудом пробивавшие себе дорогу на широкий экран. И ведь власть понимала, что такие картины обязательно нужны.

Сейчас же таких фильмов нет вообще. И проблем значит нет: всё хорошо, мы сыты, спокойны, счастливы. Нас тревожат только бандиты и коррупционеры, и то только где-то там, не рядом с нами, где-то в другой жизни. А в целом всё вот так вот!!! замечательно, аж большой палец болит, как говорит М. Жванецкий.

***

Олег Борисов по праву считается величайшим актером второй половины 20-го века и в кино лучшие свои роли он как раз сыграл у Абдрашитова и Миндадзе. Кстати за эту роль Борисов тоже получил государственную премию. Можно долго спорить кто же прав кто виноват в нашем ужасно субъективном мире. Но игра Олега Борисова всегда самого высочайшего уровня и с этим просто невозможно поспорить.

***

Фильмы творческого дуэта режиссера Вадима Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе в советские годы, мало кто понимал. Хотя и начинали они с обычных жанровых картин с социальной проблематикой «Поворот», «Охота на лис», но в середине 80-х начиная с картины «Парад планет» они ударились в настоящий арт. Причем ко всему «странному» тяготели именно сценарии Александра Миндадзе тогда как для Абдрашитова важнее как раз социальные и нравственные проблемы отдельных людей. «Остановился поезд» можно назвать промежуточным фильмом. На первый взгляд может показаться, что это советская пропаганда о борьбе с разгильдяйством на местах. Именно это видимо и увидели советские чиновники от кино, наградив картину государственной премией. Но если приглядеться повнимательнее, то окажется, что все здесь не так уж и просто.

***
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 14.11.2014, 06:24 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Остановился поезд

В психологической драме "Остановился поезд" Александр Миндадзе и Вадим Абдрашитов снова показали себя вдумчивыми художниками, для которых важны не возможности "криминального" сюжета, а глубина характеров и проблем, выходящих за рамки обычного уголовного дела. Скупыми, сдержанными красками /быть может, даже излишне неэмоционально/, неторопливо и подробно, они показывают, как небрежность, привычно-халатное отношение работников Н-ской железнодорожной станции к служебным обязанностям стоила жизни машнисту пассажирского поезда и едва не повлекла за собой еще большие людские жертвы. Следователь Ермаков бескомпромиссно стремится дойти до сути происшедего. Журналист Малинин, напротив, считает, что раз человек уже погиб - не стоит докапываться, знал или не знал тот о неисправности спидометра локомотива, ставшей одной и причин аварии.

Кто прав? На чьей стороне авторы? Конечно, закон на стороне Ермакова. Однако авторы объективно, беспристрастно подходят к своему герою, не стараясь сгладить его излишний максимализм, жестокость, сухость. Олег Борисов создает достоверный образ не слишком избалованного судьбой человека, который хочет быть всегда и во всем честным. Так шаг за шагом четко вырисовывается основная идея фильма: каждый человек должен отвечать за свое дело, тем паче, если от него зависит жизнь других людей. Частная, казалось бы, история с аварией поезда наталкивала на размышления куда более обобщающие. Абдрашитов и Миндадзе одними из первых сказали вслух то, на что иные не отваживались: не долетев до вожделенной Коммуны, "паровоз" тогдашнего общества не мог уже как прежде с бодрым энтузиазмом двигаться вперед...

Александр Федоров
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4829/annot/
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 14.11.2014, 06:25 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Остановился поезд
Экзистенциально-социальная драма


Даже в момент своего выхода на экран эта картина постоянного творческого тандема Александр Миндадзе-Вадим Абдрашитов воспринималась почти как буквальная реализация известного анекдота о том, как остановился поезд социализма. Теперь же, спустя почти 25 лет, а главное — после происшедших изменений в стране, которой вообще уже нет, фильм поневоле оказывается не только точнейшим свидетельством об эпохе застоя. Это и сбывшееся тревожное пророчество о том, что нечто неладно не в отдельном депо или же «на всех уровнях организационной структуры железнодорожного управления», а что система в целом (причём общественно-политическая) грозилась пойти под откос из-за одного неисправного «тормозного башмака». Вопреки песне, которая обещала нашему летящему вперёд поезду остановку лишь в будущей коммуне, общество развитого социализма забуксовало далеко от пункта конечного назначения.

Несмотря на явную публицистичность замысла авторов ленты, разумно и дальновидно воспринятую руководством актуальную критику «всё ещё имеющихся недостатков в нашей работе», важнее намеренно доведённый до предела стиль суховатого повествования, которое почти очищено от быта, будто пригодно для научного (социологического или психологического) эксперимента. И в то же время неожиданно предлагается некая метафорическая трактовка происшедшего. Путь Миндадзе-Абдрашитова в те годы можно было бы сопоставить с усилиями Глеба Панфилова в условиях советской цензуры и с порой демонстративным использованием того языка, который единственно приемлем для начальства, во всеуслышанье просить слова и говорить громко, членораздельно абсолютно крамольные вещи. Однако его «Тема» на десятилетие легла на пресловутую полку, а вот «Остановился поезд» даже удостоился Государственной премии, правда, РСФСР. И куда больше раздражения и недовольства вызвала следующая работа слаженного дуэта — иносказательная притча «Парад планет», вероятно, самая лучшая в их карьере, хотя и не столь внешне острая.

Между прочим, Александр Миндадзе и Вадим Абдрашитов с самого начала сотрудничали на «Мосфильме» в творческом объединении Юлия Райзмана и уж наверняка постигли у него хитроумное искусство иногда специально в расчёте на цензорские ножницы вставлять вовсе «непроходибельные» сцены, словно маскируя от гнева «штатных надсмотрщиков» весь остальной материал. «Остановился поезд», как и панфиловское «Прошу слова», великолепно читается именно двояко — что называется, и нашим, и вашим. И на каждый сомнительный довод хранит в запасе контрдовод: «мы-то сажали, а вы доносили». Эта хлёсткая фраза, брошенная следователем в разговоре с журналистом, афористичнее всего выражает двойственность поведения каждого из участников, свидетелей и тех, кто потом начинает интересоваться случившейся катастрофой поезда. Также есть своеобразная амбивалентность во всём окружающем мире, когда похороны погибших похожи на молчаливую акцию политического протеста, а организованный властями митинг в депо вместо общественного обряда самобичевания вдруг приобретает черты трагифарса.

Вот и всё произведение потрясающе укладывается и в рамки остропроблемного, типично советского фильма о том, «как же нам двигаться дальше, товарищи?!», и одновременно с искренней скорбью и едким сарказмом констатирует, что у остановившегося поезда социализма «весь пар опять ушёл в гудок». В художественном плане этот особый релятивизм позиции проявляется в том, что «Остановился поезд» в какой-то степени можно считать отечественным «Расёмоном» — чем одержимее выяснение обстоятельств происшедшего и поиск в прямом смысле слова виноватого стрелочника, тем очевиднее бесполезность знания этой малой истины, если большая истина оказывается сокрытой ото всех.

Режиссёрская воля на то и направлена, чтобы заставить зрителей не верить в то, что они видят, не слышать то, что они слышат, а пытаться, как и в электронно-нивелированной музыке Эдуарда Артемьева, почувствовать в приглушённой и якобы безэмоциональной тональности ленты её страстно пульсирующий нерв. И угадать в иносказательных аллюзиях подлинную боль из-за запросто сошедшего с рельсов мира вокруг нас, казавшегося таким стабильным и непоколебимым. Так что с полным правом можно причислить «Остановился поезд» к редким трагическим картинам в советском кино, когда реквием, как ни уверяй, не звучит оптимистически.

Сергей Кудрявцев
http://www.kinopoisk.ru/review/901082/
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 14.11.2014, 06:25 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Постой, паровоз
Почему фильм, вышедший на экраны в начале 1980-х, по-прежнему актуален


Тридцать лет назад, в начале августа 1982 года на экраны кинотеатров Советского Союза вышел фильм «Остановился поезд». Отправной точкой сюжета стала авария на железной дороге, но название, конечно же, было метафорой. Авторы, сценарист Александр Миндадзе и режиссер Вадим Абдрашитов, под поездом подразумевали тот самый паровоз, который вперед летел, собираясь остановиться в коммуне, и который через несколько лет оказался в огне в песне Бориса Гребенщикова. Остановился поезд под названием СССР, а остановился он потому, что ехать на нём дальше было уже нельзя.

Машинист пассажирского поезда Тимонин погибает, предотвращая ж/д-катастрофу (навстречу поезду вдруг поехала сцепка вагонов) и ценой своей жизни спасая жизни пассажиров. Тимонина торжественно хоронят как героя. В городе, где произошла авария, оказываются журналист Малинин и следователь Ермаков. Журналист — добрый, следователь — злой. Журналист пишет в областную газету статью «Подвиг машиниста», следователь делает всё возможное, чтобы посадить как можно больше людей. Причём, людей хороших, настоящих тружеников с фронтовым прошлым, чистыми и открытыми лицами, многолетним безупречным стажем.

Ермаков, против которого в итоге ополчился весь город, понимает, что причина ЧП — клубок разгильдяйских и халатных действий всех, чей труд был задействован на этом участке железной дороги: от сцепщика, поставившего один тормозной башмак вместо двух, до начальника депо, подписавшего документ вместо загулявшего мастера техобслуживания и отправившего локомотив с неисправным скоростемером. Все в один голос (включая вдову машиниста) твердят следователю: что ты пристал к этим людям, они работают как умеют, они все хорошие, зачем новые жертвы, разве тебе их не жалко? Жалко, отвечает Ермаков, жалко каждого в отдельности, но когда я вижу последствия того, что они совершают вместе, — нет. «Не будь каких-то критических ситуаций, не было бы и подвигов в мирное время», — увещевает его председатель горисполкома. «А вы считаете, что нужны подвиги в мирное время? Надо бы уже научиться дорожить жизнью — и своей, и чужой. А то сплошные герои!» — не унимается следователь.

Фильм, удивительным образом не попавший на полку, очень точно показал прогнившую систему государственного устройства и предвосхитил начавшуюся три года спустя Перестройку. Но ещё до 1985 года многие увидели в его появлении общественный запрос на «сильную руку», которая наконец наведёт порядок в стране, и после смерти Брежнева (в том же 1982 году) связывали некоторые надежды с пришедшим к власти Андроповым.

Советские фильмы с социальной проблематикой, казалось бы, безнадёжно устарели. В стране многое изменилось, что-то — до неузнаваемости и бесповоротно. Но каждый раз, когда происходят катастрофы (связанные не с природными стихиями, а с т.н. «человеческим фактором»), становится понятно, что халатность, неуважение к закону, наплевательское отношение к жизни человека не исчезли, более того, они качественно преобразовались, окрепли, помножившись на вседозволенность и коррупцию. Если начать разбирать, скажем, трагедии в Перми, где произошел самый страшный в постсоветской России пожар, или в Крымске (да, в принципе, почти все катастрофы), можно увидеть тот же самый клубок преступных действий и бездействий на всех ветвях и уровнях. Власти выгоднее поскорее найти «стрелочников», чтобы показательно их наказать, и «героев», чей подвиг совершенно не нужен в мирное время. А поезд вроде бы и не стоит, но идёт как-то странно — неровно, раскачиваясь и периодически жёстко притормаживая, вагоны порой заваливаются или отцепляются. Да и куда идёт поезд, большой вопрос.

09 августа 2012, Артем Костюковский
http://www.mn.ru/columns/20120809/324724345.html
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz