"ЖЕНЩИНА-ДЕМОН" 1964
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Воскресенье, 02.01.2022, 16:18 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| «ЖЕНЩИНА-ДЕМОН» (яп. 鬼婆 Onibaba) 1964, Япония, 103 минуты — чёрно-белая драма Канэто Синдо с элементами мистики
Япония, XIV век. После ухода мужа на военную службу, его жена и мать остаются жить на болоте. Они пополняют свои запасы, подстерегая измотанных воинов в засаде, убивая их, и продавая их вещи алчным торговцам.
Съёмочная группа
Режиссёр: Канэто Синдо Сценарий: Канэто Синдо Оператор: Киёми Курода Композитор: Хикару Хаяси Художник: Канэто Синдо Монтаж: Тосио Эноки
В ролях
Нобуко Отова — мать Кити Дзицуко Ёсимура — жена Кити Кэй Сато — Хати Дзюкити Уно — самурай-генерал Тайдзи Тонояма — Уси
Награды и номинации
1965 — Blue Ribbon Awards, за лучшую операторскую работу (Киёми Курода) 1965 — Blue Ribbon Awards, за лучшую роль второго плана (Дзицуко Ёсимура)
Критика о фильме
«По форме – это традиционная сказка-страшилка, квайдан, по смыслу – тонкая, мрачная притча о страсти, зависти, смерти. Страсть и смерть – в каждом кадре, в бесконечном шорохе тростника в два человеческих роста, в запахе сырости от болота, в котором живут герои, в простой и страшной их работе. Это то, к чему хочется стремиться, – минимализм! Три героя, почти полное отсутствие диалогов, шорох природы, простой на вид сюжет и созданный на основе полной документальности сложный параллельный мир – миф и сказка» (Алексей Федорченко).
Интересные факты
Сюжет фильма основан на буддийской притче о старухе, которая запрещала невестке посещать храм, преграждая ей путь в маске демона. В наказание Будда сделал так, что маска прилипла к лицу старухи.
Маска демона в фильме вдохновила Уильяма Фридкина, который использовал её черты при создании демона-женщины в фильме «Изгоняющий дьявола».
Смотрите трейлер и фильм
https://vk.com/video16654766_456240471
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Вторник, 04.01.2022, 06:51 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| «ЧЁРТОВА БАБА» (Онибаба) Мистическая историческая драма
Когда у нас на телевидении показали (почему-то под названием «Демон Онибаба») этот фильм японского киноклассика Канэто Синдо, снятый им ещё в 1964 году, можно было с радостью убедиться, как до сих пор потрясающе воздействует весьма стильная чёрно-белая картина о средневековых временах самурайских смут. В ней мистика прорастает исподволь, сквозь реалистическое, подчас жёсткое повествование о двух несчастных женщинах - матери погибшего на поле боя и её невестке, которые промышляют тем, что подкарауливают в камышовых зарослях солдат-дезертиров, убивают их и грабят, потом перепродавая вещи за бесценок. Дьявольское зреет глубоко внутри человеческого существа. Пожилая женщина не желает отпускать от себя молодую сноху, которая заводит шашни с другим мужчиной, поэтому специально обряжается в маску и одеяние демона, пугая девушку и не дозволяя ей пройти к шалашу нового возлюбленного. И это повторяется несколько раз, пока обман однажды не раскроется, но главный парадокс поведанной истории заключается в том, что демоническая маска уже успела намертво прирасти к человеческому лицу. Вот почему эта лента более чем сорокалетней давности смотрится как вполне современная притча об утрате своего лица и собственной идентичности.
Сергей Кудрявцев https://kinanet.livejournal.com/358682.html
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Вторник, 04.01.2022, 06:51 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Женщина-демон / Onibaba (1964)
Уже немолодая женщина (Нобуко Отова), отправив на войну сына Кити, ожидает его возвращения вместе с невесткой (Дзицуко Ёсимура). Живущие в уединённой хижине, затерянной среди труднопроходимых тростниковых зарослей, они добывают себе на пропитание, убивая отбившихся воинов и продавая оружие и доспехи покойников перекупщику по имени Уси (Таидзи Тонояма). Однажды ночью заявляется односельчанин Хати (Кэй Сато), рассказавший, что чудом спасся из бойни и что их Кити — был забит до смерти толпой разъярённых крестьян…
На Западе этот фильм произвёл фурор – но своей внешней, наиболее эффектной стороной. Так, в 1965-м впечатлительные и пуритански настроенные британские цензоры отказались выдать авторам сертификат, тем самым – подвергнув картину фактическому запрету, и лишь спустя три года, пересмотрев решение, присвоили усечённой (!) версии предельно строгий рейтинг «X». В США же, где публика увидела ленту в начале февраля 1965-го, то есть спустя три с половиной месяца после национальной премьеры, «Женщина-демон» оставила сильнейшее впечатление лишь в жанровом отношении – и по сей день считается там классическим образчиком японских (и вообще восточных) хорроров. Достаточно упомянуть, что Уильям Фридкин, задавшись целью снять один из самых жутких фильмов в истории мирового кинематографа (имеется в виду, конечно, «Изгоняющий дьявола» /1973/), вдохновлялся именно работой пятидесятидвухлетнего Канэто Синдо, стараясь придать гриму маленькой девочки, в которую вселился враг рода человеческого, сходство с маской демона, снятой с убитого самурая-генерала… Во всём описанном, безусловно, есть резон. Когда престарелая женщина, потерявшая сына и опасающаяся, что её покинет ещё и невестка, оставив родственницу на верную погибель, прибегает к последнему средству, выдавая себя за посланницу потустороннего мира, прибывшую покарать грешницу, уже становится не по себе. А как только следует неизбежное возмездие, и размокшая маска, скажем так, радикально меняет сущность человека, сделав личину лицом, это редкого зрителя не ввергает в трепет. Воистину, молодым постановщикам из Страны восходящего солнца, искусно обновившим эстетику жанра на рубеже веков, было у кого учиться!
Впрочем, уникальность «Женщины-демона» заключается в том, что режиссёр-сценарист принципиально не пересекает (в отличие от случая с более поздними «Чёрными кошками в бамбуковых зарослях» /1968/) грань, отделяющую обыденность от мистики, не в пример, скажем, Масаки Коябаси с параллельно созданным «Кайданом» /1964/1 или их общему наставнику Кэндзи Мидзогути со «Сказками туманной луны после дождя» /1953/. Когда молодая вдова, с трудом оторвав маску и увидев обезображенный лик, продолжает надсадно кричать («Настоящий демон!»), не обращая внимания на причитания старухи, как-то не сомневаешься, что это – обычная истерика, вполне объяснимое состояние аффекта. Однако по осторожному, туманному или, точнее, надёжно укрытому в неустанно колышущихся зарослях тростника авторскому намёку несложно заключить, что подлинные демоны таятся в бездне человеческих душ, ожидая часа вырваться на свободу, а невымышленный ад куда прозаичнее, но и страшнее, чем тот, что нарисован в страстных проповедях верховных священнослужителей. И вполне может принять вид, допустим, ямы, куда женщины сбрасывали останки самураев, – ямы «глубокой и мрачной», тьма которой, как сказано в прологе, существует «с незапамятных времён»…
Канэто Синдо в очередной раз доказывает, что при всём желании не имеет права позволить себе уйти ни в формализм2, ни в отвлечённые рассуждения о порочности человеческой натуры и утрате идентичности – в подражание новомодным европейским мыслителям. Конечно, «Женщина-демон» не могла получить официального признания в СССР подобно другим выдающимся работам мастера, шедевру «Голый остров» /1960/ и «Обнажённым девятнадцатилетним» /1970/. Но отечественные кинокритики (например, Инна Генс) с ходу уловили злободневный подтекст произведения, донесённый в предельно острой, шоковой форме. Уроженец Хиросимы, Синдо каждым кадром заставляет прочувствовать неутихающую боль за родной народ, за конкретных людей, поголовно доведённых (как и много позже, в середине XX столетия) имперским милитаризмом до воистину демонического состояния, когда нормальные человеческие чувства, не говоря уже об обязательной Божественной искорке, необратимо атрофируются. Он, разумеется, не случайно поместил инцидент в знаменательный исторический контекст, в разгар междоусобных смут XIV века, а точнее, в период установления зыбкого двоевластия, когда сбежавший из сожжённой столицы император обосновался в горах Ёсино, его соперник занял Киото, а их армии Кусуноки и Асикага занялись бессмысленным взаимным истреблением. Родительница Кити обернулись, таким образом, ближайшей единомышленницей брехтовской мамаши Кураж, найдя не менее хитроумный способ выживать и даже безбедно существовать посреди непрекращающейся бойни, но определённо забыв о том, что, садясь обедать с чёртом, следует запастись очень длинной ложкой. __________ 1 – Заметим, что Кэй Сато, сыгравший наглого дезертира и соблазнителя, предстал у коллеги (в новелле «В чашке чая») в образе призрака самурая. 2 – Хотя самолично исполнил обязанности художника-постановщика, а операторская работа Киёми Куроды (как и исполнение Дзицуко Ёсимурой роли со второго плана) была отмечена национальной наградой «Голубая лента».
Евгений Нефёдов Авторская оценка 10/10 http://allofcinema.com/zhenshhina-demon-onibaba-1964/
|
|
| |
|