Ирина_Бородина | Дата: Воскресенье, 26.02.2017, 17:07 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 18
Статус: Offline
| «ОТДАЛЁННЫЙ ГРОМ» 1973, Индия, 101 минута – фильм Сатьяджита Рея о большом голоде 1943 года в Бенгалии во время Второй мировой войны
Действие фильма происходит в деревне в провинции Бенгалия в Индии в годы Второй мировой войны. Фильм демонстрирует последствия Великого голода 1943 года в деревнях Бенгалии глазами молодого брахмана доктора и учителя Гангачарана и его жены Анаги. Режиссер картины Рей показывает масштабы катаклизма, который унес жизни более трех миллионов человек. События в фильме происходят неторопливо, что характерно для деревенской жизни, но в тоже время постепенно обнажают крах традиционных деревенских норм вследствие голода и недостатка пищи.
Съёмочная группа
Режиссёр: Сатьяджит Рай Сценарий: Сатьяджит Рай, Бибхутибхушан Бандьопадхяй Продюсер: Sharbani Bhattacharya Оператор: Суменду Рой Композитор: Сатьяджит Рай Художник: Ашок Босе Монтаж: Дулал Дутта
В ролях
Сумитра Чаттерджи Bobita Сандхия Рой Читра Банерджи Paritosh Banerjee Сачин Чакраборти Говинда Чакраварти Shrikumar Dutta Subal Dutta Тапан Дутта
Награды
Берлинский кинофестиваль, 1973 год Победитель: «Золотой медведь» за лучший фильм
Чикагский кинофестиваль, 1974 год Победитель: «Золотой Хьюго» за лучший фильм
Национальная кинопремия Индии, 1974 год Победитель: Лучшая музыка к фильму Победитель: Лучший фильм на бенгальском языке Победитель: Лучшая операторская работа (цвет)
Смотрите фильм
https://vk.com/video293085765_456239045
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Воскресенье, 26.02.2017, 17:24 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Сатьяджит Рей / Составитель: А. Г. Софьян. — М.: Искусство, 1979.
Яркие, сочные тона, красочный пейзаж, красивые женские лица и сари открывают этот фильм картинами мирной жизни. Но по мере того, как разворачиваются трагические события, яркие тона исчезают с экрана, сменяются серыми. Мрачнеет природа. «Мирный», красный цвет тилака (точка на лбу) и сари становится цветом крови, спутником войн и насилий. Финал фильма выдержан в темных тонах.
Картина повествует о событиях 1942—1943 годов.
«Наступил голод, ужасный, потрясающий,— пишет Джавахарлал Неру в«0ткрытии Индии».—...Особенно в богатой и плодородной провинции Бенгалии мужчины, женщины и маленькие дети ежедневно тысячами умирали из-за отсутствия пищи. Они падали мертвыми перед дворцами Калькутты, их трупы лежали в глинобитных хижинах бесчисленных деревень Бенгалии и устилали дороги и поля ее сельских районов. Во всем мире люди умирали и убивали друг друга в бою… Но здесь смерть была лишена всякой цели, всякой логики и необходимости; она являлась результатом человеческого неумения и бессердечности, делом рук человека.
После этого голода последовали эпидемии, особенно холеры малярии. Эпидемии эти распространились и на другие провинции, и даже сегодня они все еще уносят десятки тысяч жизней. Миллионы людей умерли от голода и болезней, а этот призрак по-прежнему витает над Индией и требует новых жертв».
С первых звуков музыки, на которую ложатся начальные титры, и отдаленных орудийных залпов вы чувствуете приближение трагедии. Над мирной бенгальской деревней, расцвеченной яркими красками весны, над девушками в сари, купающимися в пруду, летят самолеты. Но нет и тени беспокойства в глазах девушек, следящих за ними. Они просто не знают, что самолеты — это война. И что такое война, они тоже не знают. Даже самые образованные жители деревни, к которым принадлежит и брахман Гонгачорон, не знают, что идет вторая мировая война.
Гонгачорон — немного учитель, немного пуджари (жрец), немного врач, немного философ и музыкант. И главное его брахманское предназначение — нести знания и мудрость людям. Только этим он и занимается. Гордый и спокойный, вышагивает он по дорогам своей деревни. Здесь он учит, там он лечит, а где и просто поговорит с людьми. Люди уважают его и прислушиваются к его мнению…
Но только до определенного момента. Настанет день, когда грядущий голод поднимет цены на рис, и люди, не имеющие денег, силой будут отнимать рис у торговца. Возникнет в фильме сцена массового грабежа со всеми жестокостями, на которые способна разбушевавшаяся толпа, и Гонгачорон попытается вмешаться и начнет увещевать людей. И что же? Его собьют с ног, и все его брахманское величие исчезнет. Пошатнулась вера людей в правдивость его проповедей. Люди хотят есть. Люди должны есть.
«Еще в детстве, когда я бывала очень голодна, я не знала, что я делаю. Я просто теряла голову»,— говорит Чутки, подруга жены Гонгачорона. Она, замужняя женщина, сама предложит себя мужчине (заметьте — речь идет об индийской женщине!) лишь потому, что с ним, рабочим кирпичного завода, есть перспектива уехать в город, бежать от голода, нагрянувшего в деревню.
И жена Гонгачорона, Ононга, вынуждена будет пойти на мельницу молоть рис. Такого не могло быть никогда: жены брахманов не должны работать. Тем более что размол риса — операция опасная. «Как же ты пойдешь молоть рис? Ты же можешь остаться без руки!» — говорит Гонгачорон жене. Но он бессилен что-либо изменить, голод порождает насилие. В этой обстановке исчезают моральные этические нормы, веками регулировавшие отношения между людьми. В разгар голода близкая подруга Ононги, Моти, женщина из касты «неприкасаемых», приходит, чтобы молить ее о щепотке риса, и умирает от голода на пороге дома. И брахман Гонгачорон вынужден похоронить ее, чтобы не дать исклевать ее тело черному воронью. «И если в «Песне дороги», когда умирает дочь, вы сочувствуете ее близким и можете плакать оттого, что умирает девочка, которую вы видели на протяжении всего фильма и к которой вы уже привыкли, то в фильме «Отдаленный гром» умрет девушка для вас почти незнакомая; она появится лишь в начале фильма и в конце, чтобы умереть, и я полагаю, что зрители должны оплакивать не ее смерть, а тот факт, что голод может унести такую молодую жизнь. Этим фактом я апеллирую не к эмоциям зрителя, а к его интеллекту. Я хочу заставить зрителя задуматься над социальной подоплекой той трагедии...». Так объяснит Рей свою задачу в этом фильме.
Финал фильма. Толпа голодных, оборванных людей. Сначала на экране появляется одна семья с котомками и узелками. Люди идут из деревни в деревню в поисках пищи. Но нигде нет спасения от голода. К ним присоединяются другие. И вот уже толпа голодающих заполнила экран. Несчастные смотрят на вас, как гранитные изваяния индийских храмов, и вы понимаете, что конец фильма знаменует начало большого народного бедствия.
Фильм «Отдаленный гром» как бы завершает 20-летнее путешествие в мир людей, которое режиссер проделал в своих предыдущих картинах. Это итог исследований и размышлений о судьбах человеческих и одновременно вершина в творческом развитии реалистического метода Сатьяджита Рея.
|
|
| |