"КУЗИНА АНХЕЛИКА" 1974
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Пятница, 04.11.2016, 10:21 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| Стихия детства, растворившегося в воспоминаниях. Отчаянная цикличность, где все образы прошлого повторяются в настоящем. Память войны и франкистского режима, отразившегося в каждом. Зыбкая стихия кошмарных снов... Взрослый не есть вечный ребёнок. Перемены восприятия неизбежны. Взросление необратимо меняет не осмысление событий прошлого – они-то по-прежнему чисты и болезненны. Оно меняет ощущение самого себя, заставляя бродить по собственным закоулкам памяти не беззаботным мальчишкой, а нынешним усталым мужчиной, из последних сил пытающимся вернуть утерянное детство, но видящим лишь себя настоящего рядом с теми, кто был дорог и ненавистен (Эльза Горницкая).
«КУЗИНА АНХЕЛИКА» (La prima Angélica) 1974, Испания, 103 минуты – ретро-притча великого режиссёра Карлоса Сауры
В этом отчасти автобиографическом фильме режиссер максимально зримо и покоряюще, причем в условиях франкистской цензуры, передает с двойной точки зрения взрослого-ребенка весь ужас и кошмар кровавой бойни гражданской войны.
Съёмочная группа
Режиссёр: Карлос Саура Сценарий: Карлос Саура, Рафаэль Аскона Продюсер: Элиас Керехета Оператор: Луис Куадрадо Художники: Франциско Ниева, Маики Марин, Элиза Руис Монтаж: Пабло Гонзалес дель Амо
В ролях
Хосе Луис Лопес Васкес Лина Каналехас Фернандо Дельгадо Мария Клара Фернандес де Лоайса Педро Семпсон Мария Де Ла Рива Мариса Порсель Антонио Каналь Pedrín Fernández Тринидад Рухеро
Награды
Каннский кинофестиваль, 1974 год Победитель: Приз жюри Номинация: Золотая пальмовая ветвь
Смотрите трейлер и фильм
https://vk.com/video16654766_456239077 https://vk.com/video16654766_456239076
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Пятница, 04.11.2016, 10:24 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Кузина Анхелика La prima Angélica, 1974 Ретро-притча
Возможно, лучшая лента Карлоса Сауры, созданная им в возрасте 42 года, признана в числе любимых также и Луисом Бунюэлем, кумиром для многих испанских да и других режиссёров мира. Бунюэлевское влияние несомненно в этой аллегории о мужчине средних лет, который вспоминает о своём детстве в годы Гражданской войны в Испании и присутствует в сценах прошлого… в качестве взрослого. Смещение времён и детское поведение солидного мужчины действительно отстраняют и «остраняют» действие. Реализованные сны и фантасмагорические видения абсурдной реальности дополняют картину смятения в сознании Луиса, который вынужден носить в себе все эти годы навязчивые и пугающие образы минувшего, не выпускающего из своего плена.
В отчасти автобиографическом фильме (самому Сауре было четыре года на момент начала войны) постановщик максимально зримо и покоряюще, причём в условиях тогдашней франкистской цензуры, передаёт с двойной точки зрения взрослого-ребёнка весь ужас и кошмар не только кровавой бойни, но и больной, будто отравленной газами памяти. Эпизод с противогазами — одна из самых ярких метафор всеобщего бреда, в котором вновь и вновь возрождаются давние химеры.
По мысли автора, испанское общественное сознание в начале 70-х годов по-прежнему не могло преодолеть психологические травмы, нанесённые давней войной, и болезненные комплексы, которые были усугублены долгим правлением фашистской диктатуры. И всё-таки Карлос Саура выносит в заголовок своей ленты имя кузины Анхелики, девочки, в которую когда-то был влюблён юный Луис. Анхелика — это ведь «ангелочек», и благодаря кроткому созданию из детства не так горьки и безрадостны воспоминания взрослого человека, поэтому свет ностальгии по невысказанному чувству пронзает тьму мучительного прошлого.
Сергей Кудрявцев Авторская оценка: 10/10 https://www.kinopoisk.ru/review/880871/
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Пятница, 04.11.2016, 10:24 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Кузина Анхелика
Луис (Хосе Луис Лопес Васкес), не обременённый семейными узами бизнесмен средних лет из Барселоны, приезжает в Сеговию, чтобы договориться о переносе останков покойной матери в фамильный склеп. Он принимает приглашение погостить в квартире тёти Пилар (Жозефина Диас), которая сообщает племяннику, что этажом ниже живёт — с мужем Ансельмо (Фернандо Дельгадо) и названной в честь мамы дочерью (Мария Клара Фернандес де Лоайса) — Анхелика (Лина Каналейас). Луис помимо собственной воли погружается в воспоминания о кратком периоде из детства, когда, оставленный в 1936-м году, в самом начале Гражданской войны, родителями-республиканцами у Пилар (Лола Кардона), чьи близкие поддерживали националистов, провёл замечательную пору вместе с прекрасной кузиной.
Случайный зритель может искренне изумиться, узнав, что этот невыразимо нежный и проникнутый светлой ностальгией фильм в момент своего появления стал причиной… громкого скандала. Несмотря на то, что сценарий Карлоса Сауры и Рафаэля Асконы получил (правда, лишь с третьего раза, после внесения существенных правок) одобрение цензуры, да и готовая картина вовсе не попала под официальный запрет, «Кузина Анхелика» подверглась форменной травле со стороны консервативной части общества. Масла в огонь подлил тот факт, что именно работа Сауры представляла Испанию на престижном кинофестивале в Канне1, и нападки в прессе с шумными демонстрациями протестующих вылились в июле 1974-го (на третьем месяце проката) в террористическую акцию: в один из барселонских кинотеатров была брошена зажигательная бомба. Тем не менее продюсер Элиас Керехета выступил с заявлением, что не позволит вырезать из фильма ни кадра, и в коммерческом отношении, как это ни забавно, не прогадал, впервые познав с постановками всё-таки непростого кинематографиста, последовательного приверженца Эзопова языка, ощутимый2 успех. Что же так взбудоражило одних соотечественников Карлоса Сауры и заинтересовало (быть может, обнадёжило, воодушевило) – других?
Разумеется, ключ к пониманию как самого произведения, так и бурной реакции на него даёт политический контекст. Достаточно вспомнить, что Франсиско Франко годом ранее, в силу резкого ухудшения состояния здоровья, оставил ряд государственных постов, и ощущения радикальных перемен в общественной жизни были, что называется, разлиты в воздухе. Авторы прямо указывают на неизбежную, объективно созревшую необходимость забыть прежние распри внутри большой семьи-государства – и растроганная тётушка, не колеблясь, даёт Луису согласие на перезахоронение останков матери, двадцать лет покоившейся в земле Барселоны, вдали от фамильного склепа. Да и сам гость вовсе не желает сводить старые счёты, невзирая на нахлынувшие воспоминания, в том числе – об унизительном моменте начала военных действий, когда приютившее его семейство, испугавшись прихода вооружённой черни, с облегчением узнало о вступлении в город доблестной армии и дядя Мигель разразился язвительной репликой: «Луисито, посмотрим теперь, что будет с твоим отцом и его дружками из этой шайки». Однако Карлос Саура как никто обострённо воспринимал несправедливость протекавших процессов, отдававшую сущей изменой идеалам, даже соглашаясь, что теневые договорённости о принятии в правую элиту представителей левых кругов с откладыванием на неопределённый срок многих законных требований народных масс и прогрессивной интеллигенции всё же предпочтительнее новой гражданской бойни. Анхелика, в порыве расстроенных чувств понадеявшаяся, что Луис может стать спасением от опостылевшего и потерявшего смысл существования с нелюбимым мужем, так и не осознала, что совершила страшный проступок – предательство. Для неё попытка тайного бегства на велосипеде в Барселону, похоже, вовсе не являлась выражением стремления к свободе, но что ещё хуже – не вызвало никаких эмоций суровое наказание кузена… Наверное, не менее остро испанцами были восприняты и выпады режиссёра против католической церкви, олицетворяемой не только монахиней-стигматиком, приснившейся мальчику с замком на губах и с червяком на груди, тянущейся к нему окровавленной рукой, но и пастором, использующим заметку о трагическом инциденте с бомбардировкой как повод для глупой и неуместной лекции о греховности человеческой натуры. Становится совсем не по себе, когда слова священника-учителя материализуются!
Впрочем, художественная значимость «Кузины Анхелики» не исчерпывается поразительной меткостью и своевременностью предложенных аллегорий. Саура и Аскона решительно уходят от реализма в сюрреалистические выси, но одновременно – избегают убийственной саркастичности в духе Луиса Бунюэля или Марко Феррери3, предпочтя очищающую душу сентиментальность. Оттолкнувшись от идеи, навеянной их предыдущей картиной4, единомышленники прибегли к сильному (в своём роде уникальному) драматургическому приёму: переносясь в прошлое, Луис внешне – физически – остаётся самим собой, причём Ансельмо отождествляется с воинствующим националистом Мигелем, а сообразительная и любознательная Анхелика-дочка оказывается… мамой в десятилетнем возрасте. Подобное допущение могло послужить поводом для трактовок во фрейдистском духе, но провоцирует ассоциации, скорее, со смелыми идеями Джона Уильяма Данна и их преломлением в творчестве Хорхе Луиса Борхеса. Герой словно предпринимает путешествие по лабиринтам не памяти, а самого времени, всецело, именно физически перемещаясь в ту краткую пору, что стала переломной и в его собственной жизни, и в судьбе страны. И именно возвращение к девочке с ангельским именем, неразделённая и невыраженная любовь к которой во многом помогла Луису в последующие, тоже нелёгкие годы, способствует достижению столь необходимой внутренней гармонии… __________ 1 – Правда, создатели довольствовались призом жюри, а «Золотая пальмовая ветвь» тогда досталась копполовскому «Разговору», тоже остроактуальному. 2 – За два года демонстрации кассовые сборы составили порядка ESP80 млн., а с учётом последующих повторных выпусков (при аудитории в 1,41 миллионов человек) – свыше ESP90 млн. 3 – Кстати, много сотрудничавшего со сценаристом, особенно в свой испанский период. 4 – Точнее, эпизодом из «Анны и волков» /1973/, где престарелая глава семьи рассказывает прибывшей учительнице о девочке Анхелике, игравшей в детстве с тремя её сыновьями.
© Евгений Нефёдов, 2011.05.26 http://www.world-art.ru/cinema/cinema.php?id=31585
|
|
| |
|