"ДЕКАМЕРОН" 1970
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Вторник, 20.04.2010, 08:37 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| «ДЕКАМЕРОН» (итал. Il Decamerone) 1970, Италия-Франция-ФРГ, 111 минут — фильм по мотивам одноимённого произведения Джованни Боккаччо, первая часть так называемой «Трилогии жизни», в которую, кроме того, входят «Кентерберийские рассказы» (1972) и «Цветок тысячи и одной ночи» (1974)
Фильм состоит из семи не связанных между собой новелл. В фильме сочетаются яркие, ироничные и комичные истории (о торговце Андреуччо, садовнике в монастыре) и глубоко проникновенные, философско-лирические эпизоды (любовь дворянки и молодого слуги, визит умершего к своему другу), удачно иллюстрирующие не только само произведение Дж. Боккаччо, но и быт, нравы Средневековой Италии.
Очень колоритны и правдоподобны типажи героев: крестьяне, ремесленники, монашенки. Сам режиссёр, Пьер Паоло Пазолини, исполнил в картине придуманную роль мастера-живописца Джотто, приехавшего расписывать собор. В литературном оригинале данный герой отсутствует, даётся лишь характеристика его творчества.
«Декамерон» Пазолини, так же, как «Декамерон» Боккаччо – это гимн гуманизма, воспевание человека, тонкая и всесторонняя характеристика человеческой жизни.
Перечень новелл, использованных в фильме
День первый Новелла первая День второй Новелла пятая День третий Новелла первая День четвёртый Новелла пятая День пятый Новелла четвёртая День шестой Новелла пятая День седьмой Новелла вторая
Съёмочная группа
Режиссёр: Пьер Паоло Пазолини Продюсеры: Альберто Гримальди, Франко Росселлини Сценарий: Джованни Боккаччо, Пьер Паоло Пазолини Оператор: Тонино Делли Колли Композитор: Эннио Морриконе В ролях: Винченцо Кристо, Габриэлла Франкель, Йован Йованович, Винченцо Амато, Пьер Паоло Пазолини, Гвидо Альберти, Ангела Люче, Нинетто Даволи, Франко Читти
Режиссёр о фильме
Мысль о трилогии пришла ко мне в самолёте. Я тогда снимал «Медею» - фильм о варварском народном мире. И вдруг мне захотелось сделать фильм о мире столь же народном, но не варварском и не трагичном, а, наоборот, живом, весёлом, где люди наслаждаются жизнью, радостями любви. Мне сразу же пришел на ум Бокаччо. Позже, в Йемене, снимая «Декамерон», я начал думать о «Цветке 1001 ночи», а в Неаполе – о «Кентерберийских рассказах.
Смысл этой картины – в онтологии реальности, голым символом которой является секс. Неаполь ведь на самом деле – город невинной жизни. Большая часть неаполитанцев ведет бесконфликтное существование в своего рода доисторическом лимбе, где и останется, возможно, пока будет вообще существовать. Мне кажется, что жители Неаполя чем-то похожи на суданское племя беджа, решившее жить вне Истории. Неаполитанцы, живущие вне истории, представляют из себя реальность в чистом виде, онтологическую реальность. <…> Да, я сам сыграл в «Декамероне». Я вынужден был это сделать в силу, скажем так, форс-мажорных обстоятельств. Я этого не жаждал, но в последний миг так пришлось поступить. В результате фильм приобрел иную направленность. Уж раз я оказался перед камерой, то должен в этом быть какой-то смысл, какая-то на то причина. Фильм задумывался как некое объективное, далекое, мифологизированное единство, соответствующее онтологии реальности. Мое присутствие переводит фильм в иное качество, как делает, соединяясь с другими, тот или иной химический элемент. В сущности, я создал полную аналогию: в фильме я художник из Северной – то есть причастной к Истории – Италии, приезжающий в Неаполь, чтобы расписать фресками (в точном соответствии с онтологией той реальности) церковь Святой Клары. И в реальной жизни я – писатель Севера Италии, из «исторической» ее части, отправляющийся в Неаполь снимать реалистический фильм. Тем самым в фильме создается как бы произведение в произведении. То есть возникает критический, отстраненный взгляд, первоначально в мои планы не входивший.
Награды
Специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля 1971 года
Смотрите трейлер и фильм
https://vk.com/video16654766_456240487 https://vk.com/video-36362131_456240894
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Вторник, 20.04.2010, 08:45 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| «ДЕКАМЕРОН» Взяв десять рассказов из ста в "Декамероне" Боккаччо, Пазолини создал одну из наиболее красивых и впечатляющих панорам итальянского раннего Возрождения. В произведении Боккаччо фигурировали семеро женщин и трое мужчин, укрывшихся от чумы, охватившей в 1348 году Флоренцию, и каждый из них рассказывал по одной истории в день в течение десяти дней. Пазолини смог передать торжество, радость жизни и плотской любви, идущие на смену мрачному средневековому обскурантизму. Здесь же мы видим Пазолини в роли художника Джотто, и фильм построен как серия его видений, в которых религиозные темы неизменно вытесняются более притягательными эротическими и жизнелюбивыми сюжетами. На международном кинофестивале в Западном Берлине (1971) фильм удостоен Специального приза жюри. Фильм "Декамерон" является первой - и лучшей - картиной его средневековой трилогии в которую позднее вошли ленты "Кентерберийские рассказы" и "Цветок тысячи одной ночи" ("Арабские ночи").
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Вторник, 20.04.2010, 08:46 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| «ДЕКАМЕРОН» Историческая философско-поэтическая комедия Вслед за экранизациями «Царя Эдипа» и «Медеи» выдающийся итальянский поэт, писатель, культуролог и кинорежиссёр Пьер Паоло Пазолини обратился к знаменитым сочинениям средневековья и предренессансной эпохи. Фильм «Декамерон» открывает его так называемую «трилогию жизни» (вторая часть — экранная версия «Кентерберийских рассказов» Джефри Чосера, а третья — «Цветок тысячи и одной ночи», вариация на темы арабских сказок). И это лучшая картина трилогии, в которой Пазолини сумел передать живой дух времени зарождающегося Ренессанса, торжество жизни, которая освободилась из оков мрачной религиозной схоластики, плодотворную силу любви, неподвластной ни смерти, ни многовековым предрассудкам об аскетизме и укрощении плоти. Стихия языческой, мифологической любви полнее выражена в ленте «Цветок тысячи и одной ночи». А в «Декамероне» радость человеческих чувств, земного существования и свободного мироощущения приходит через преодоление запретов вовне и внутри себя. Постижение красоты всего сущего на свете подчас обретается вопреки мучающим противоречиям. Не случайно, что восемь новелл, выбранных из книги Джованни Боккаччо, Пьер Паоло Пазолини объединил придуманным им сквозным сюжетом о Джотто, роль которого играет он сам. Напряжённый поиск гармонии в себе и окружающем мире вынуждает художника странствовать по Италии, погружаться в течение повседневной жизни, становиться свидетелем разных историй. Он вбирает в себя впечатления, запоминая удивительные краски реальности. Истина же является только во сне — это пронзительный по чистоте и прозрачности образ Мадонны (в эпизодической роли — одна из звёзд итальянского кино Сильвана Мангано, которая прежде снималась у Пазолини в «Теореме»). Но вот попытки воплотить сие откровение в искусстве всё-таки мучительны для творца, оказывающегося самым строгим судьёй по отношению к собственному дару. «Я создал картину — но во сне она была лучше». В устах Пьера Паоло Пазолини эта фраза звучит как проникнутое искренним сожалением авторское признание об относительности художественной истины, которая неминуемо ускользает, оставляя лишь ощущение так и не разгаданной прекрасной тайны. Сергей Кудрявцев http://www.kinopoisk.ru/level/3/review/862976/
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Суббота, 19.03.2022, 22:54 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| «Декамерон». Голь на выдумку хитра.
В одном из интервью Андрей Тарковский признавался, что высшей похвалой для него было высказывание одного из зрителей, у которого после просмотра «Андрея Рублева» возникла абсолютная иллюзия, что фильм был снят еще при жизни великого иконописца. Такое сравнение вполне приемлемо и для «Декамерона» Пазолини, который из ста новелл первоисточника Джованни Боккаччо отобрал лишь восемь историй, по большей части имевших отношение к плотской любви.
Помимо этого, Пазолини отказался от рассказчиков, от имени которых ведется повествование, и свободно перемешав истории, нарушил тем самым пресловутую «готическую вертикаль», согласно которой новеллы должны выстраиваться в строгом порядке – от низменной к возвышенной. Он максимально смикшировал сатирический подтекст, до такой степени, что тот начал выглядеть необязательным: в первую очередь имеется в виду история убийцы и лжеавторитета Шапалето (исполненному Франко Читти), который благодаря обману возводится церковью в ранг святых.
Куда больше соответствуют духу фильма другие «антиклерикальные новеллы» – про озабоченных монашек, домогавшихся и почти изнасиловавших своего молодого садовника, и про старого священника, который берется превратить юную жену простолюдина в кобылу, для чего принимается приделывать ей хвост с помощью «кола для рассады, введя его в специально устроенную для того щель»…
По сути, Il Decameron – серия анекдотов и достоверных случаев, в которых нет никакой идейной и политической ангажированности. Пазолини окончательно отказывался от всяческих авангардистских изысков, стилевого радикализма, марксистско–фрейдистских аллюзий и исполнил гимн во славу духа и плоти. Он воссоздал на экране мир, в котором господствуют ни деньги, или политические партии, ни глубоко противный ему культ потребительства, а эрос – торжество жизни, переданное, главным образом, через радость плотской любви.
Начиная с «Декамерона» главным для Пазолини становится материальность среды и фактурная достоверность персонажей, а не политический тезис или модная философская теория, как это случалось раньше. Простодушные лузеры и коварные злодеи, плутоватые мошенники и доверчивые праведники – неуклюжие и естественные герои Пазолини стали полными антиподами стерильных и ухоженных звезд из псевдоисторических пеплумов Голливуда, а ля «Бен Гур» и «Клеопатра».
Его личная половая предрасположенность к мужчинам, которая впредь начнет «выдавать» маэстро все сильнее от фильма к фильму, здесь еще вполне невинна и ненавязчиво выражается в новелле с «соловьем», в которой Пазолини показывает фронтально во весь рост двух юных любовников, но при этом, девушку оставляет прикрытой, а юношу, наоборот, целиком обнажает.
«Декамерон» тот фильм, который следует смотреть на большом экране: средневековые улицы и замки (фильм снимался исключительно в естественных декорациях, которыми так богата Италия), выгодно дополняют натурщики Пазолини, задействованные тут повсеместно. Он берет в проект лишь двух своих любимых и постоянных актеров - Франко Читти и Нинетто Даволи, плюс приглашает на 5-секундное камео Сильвану Мангано (явившуюся художнику во сне в образе Мадонны).
Все остальные – либо малоизвестные актеры, либо непрофессионалы, которых всякий раз выдают неровные зубы или их заметная нехватка. Есть даже натурщик с одним единственным зубом. Ну не было в XIV веке стоматологов, не говоря уже про брекеты, что тут сделаешь, вот и ходили все через одного либо с черт-те каким частоколом во рту, либо вообще беззубые. Актеры, найденные на улице, и естественные «декорации» привнесли в фильм правду жизни, а Пазолини осталось только наполнить ее поэзией.
Хотя, при желании, здесь можно обнаружить один прокол и один сознательный прикол автора. В первом случае недосмотревшему ассистенту режиссера можно поставить в вину девушку (история с «соловьем»), на плече которой видна светлая полоска, скорее всего, оставшаяся от купальной комбинации. Во втором случае Пазолини позволяет себе пошутить в образе одержимого творчеством ученика Джотто (он сам его и играет), который ходит по улицам и смотрит на мир сквозь кинорамку (образуемую соединением указательных и больших пальцев рук). Это чисто киношный понт, который даёт возможность операторам или режиссерам имитировать взгляд через камеру, выбирая нужные мизанкадры (если воспользоваться терминологией одного нашего классика).
Сегодня «Декамерон» уже не воспринимается как исключительно эротическое кино, хотя до сих пор его предпочитают позиционировать именно так. Пересмотрев картину после десятилетнего перерыва, вдруг ловишь себя на том, что это, прежде всего, трагикомедия, или, если хотите, та самая (в бальзаковском понимании) «человеческая комедия», где драматическое и смешное сосуществуют в неразрывной связи друг с другом.
Найденная «почвенная стилистика» позволила Пазолини обрести новое дыхание, которого ему хватило на три картины, образовавшие так называемую «Трилогию жизни». И в то время как в ней романтизировалась и воспевалась естественная телесная любовь, сама трилогия была внедрена в систему рыночного кино, как эротическая клубничка, и впервые позволила прокатчикам заработать на Пазолини немалые деньги.
Признание широкой аудитории отнюдь не охладило интерес критиков и внимание к режиссеру со стороны крупных фестивалей. Наоборот, каждый фильм «трилогии жизни» неизменно привозил престижные награды с самых авторитетных кинофорумов – от Берлина до Канна.
Андрей Малов https://www.kinopoisk.ru/film/39872/
|
|
| |
|