"НЕ ТОТ ЧЕЛОВЕК" 1956
| |
Андрей_Шемякин | Дата: Среда, 31.07.2013, 17:12 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 182
Статус: Offline
| «50-е годы – время, когда мастер саспенса во второй раз пережил расцвет. Но если в первый раз, в 30-е годы, он окончательно нашёл свой почерк и отшлифовал стиль и внедрил основные приёмы, то в 50-е, наоборот, каждый фильм не повторял предыдущий, был открытием. И именно поэтому далеко не сразу воспринимался в этом качестве, хотя у Мастера в этот период уже появились пропагандисты, - будущие режиссёры французской новой волны, - Трюффо, Шаброль и Ромер, считавшие его формотворцем. Из фильмов-открытий 50-х, фильм «Не тот человек», пожалуй, наиболее спорный: излюбленная ситуация Хичкока (когда героя принимают не за того, кто он есть), поворачивается здесь новой гранью, перед нами абсолютно реальная история, которую нужно было воссоздать, сделав при этом коммерческий фильм, и эти два подхода ещё недостаточно органично сосуществуют в картине. Хичкок считал этот фильм неполной удачей, и весьма сурово его судил. Сегодня, однако, видно, что эта картина опередила время, поскольку «фильмы, основанные на реальных событиях» сейчас не сходят с экранов, и Мастер в полной мере может считаться одним из родоначальников РЕКОНСТРУКЦИИ – квазидокументального приёма, дающего возможность не задавать себе вопрос «так кто же виноват», а поражаться тому, во что превращается мир. Сам кукловод – впервые в своей практике – выходит из-за ширмы и объясняет зрителю: «с подлинным –верно». А уж мы вправе решать: где вся правда жизни, а где - всё-таки правда искусства».
«НЕ ТОТ ЧЕЛОВЕК» (англ. The Wrong Man) 1956, США, 105 минут — криминальная драма-нуар Альфреда Хичкока
Контрабасист Мэнни Балестреро, и без того переживающий не лучшие времена, вдруг оказывается за решёткой по подозрению в целом ряде ограблений, и все улики указывают на него. Его адвокат не видит в деле большой проблемы, он знает, что у подзащитного есть надёжное алиби. Однако, обстоятельства оборачиваются так, что с каждым днём Мэнни становится всё труднее доказать свою невиновность…
Съёмочная группа
Режиссёр: Альфред Хичкок Сценарий: Энгус МакФэйл, Максвелл Андерсон, Edmond S. Albout Продюсеры: Херберт Коулмэн, Альфред Хичкок Оператор: Роберт Бёркс Композитор: Бернард Херрман Художники: Пол Силберт, Уильям Л. Куэл Монтаж: Джордж Томазини
В ролях
Генри Фонда — Кристофер Эммануэль «Мэнни» Балестреро Вера Майлз — Роуз Балестреро Энтони Куэйл — Фрэнк Д. О’Коннор Харольд Джей Стоун — лейтенант Бауэрс Чарльз Купер — детектив Мэтьюз Джон Хелдебранд — Томазини Эстер Минчотти — мама Балестреро Дорин Лэнг — Энн Джеймс Роберт Эссен — Грегори Балестреро Гарри Стэнтон — сотрудник отдела исправительных учреждений (в титрах не указан)
Режиссёр о фильме
«Я видел много историй об аресте невиновного, написанных с точки зрения его защитника – адвоката, газетного репортёра и т.д., но никогда с точки зрения того, на чью долю выпали эти страдания».
Интересные факты
«Не тот человек» — один из самых мрачных фильмов Альфреда Хичкока, во многом отличный от традиционной стилистики режиссёра.
Фильм основан на известном нью-йоркском уголовном деле контрабасиста из Квинса Кристофера Эммануила Балестреро (29 сентября 1909 — 27 февраля 1998) (отца промышленного инженера Грегори Балестреро), арестованного 13 января 1953 года, когда двое служащих страховой компании указали на него как на человека, который до этого дважды ограбил их кассу на сумму в общей сложности в 271 доллар. В действительности оба грабежа совершил безработный пластмассчик Чарльз Джеймс Дэниэл, который внешне оказался поразительно похож на Балестреро. Во время судебного следствия над Балестреро он случайно попался на другом преступлении, после чего полиция обратила внимание на его внешность, и на допросе Дэниэл во всём признался (в том числе и в ещё 40 грабежах), после чего Балестреро был полностью оправдан и отпущен (Дэниэл признался, что знал о том, что Балестреро арестован за его преступления, и утверждал, что если бы того окончательно признали виновным, то он, Дэниэл, тогда явился бы с повинной). После этого Балестреро предъявил городским властям и страховой компании иски на 500 тысяч долларов за незаконное задержание, но в итоге согласился во внесудебном порядке всего на 7 тысяч.
История Балестреро легла в основу книги Максвелла Андерсона «Правдивая история Кристофера Эммануэля Балестреро» (англ. The True Story of Christopher Emmanuel Balestrero) и статьи Герберта Брина «Дело идентичности» в номере журнала Life от 29 июня 1953 года. Балестреро продал все права на экранизацию его истории за 22 тысячи долларов и в целом остался доволен фильмом.
Гнетущая атмосфера безысходности подчёркивается музыкой Бернарда Херрманна. Хичкок подробно описывает отдельные эпизоды повествования (эпизод сверки почерка, эпизоды в суде), изматывая зрителя и нагнетая атмосферу безнадёжности.
В фильме присутствуют нехарактерные для Хичкока христианские мотивы: чувство вины за ближнего, искупление, распятие на деревянных чётках, молитвы, иконы. Общее настроение картины можно назвать кафкианским.
В картине присутствуют многие элементы фильма-нуар. Развитие сюжета строится на обвинении в преступлении, главный герой одет в тёмный плащ и шляпу, всё действие происходит в подчёркнуто городских декорациях, присутствует мрачная, гнетущая атмосфера, оператор добивается контрастного изображения в тёмных тонах.
Как и в большинстве своих фильмов, Хичкок планировал появиться в фильме камео в одной из сцен. Он даже снял сцену, в которой он стоял в клубе «Сток» неподалёку от места, где сидел Мэнни. Но позже вырезал её и снял пролог со своим участием. В нём звучит следующий монолог: «Я – Альфред Хичкок. Прежде я делал для вас разные триллеры. На этот раз я предлагаю вам посмотреть фильм другого типа. Его отличие состоит в том, что это невыдуманная история, где каждое слово правда. И всё же в нём есть вещи причудливее, чем в любом из триллеров, которые я снимал для вас раньше».
Несмотря на текст в эпилоге фильма, сообщающий, что Роуз Балестреро полностью вылечилась через два года после того, как её муж был оправдан, в реальности она так и не смогла психически до конца оправиться. Почти все деньги, которые её мужу удалось получить от исков и продажи авторских прав, ушли на оплату её пребывания в лечебнице.
«Тот человек» (настоящий преступник) несколько раз появляется в кадре: за пределами клуба «Сток», в пассаже Виктора Мура и неподалеку от винного магазина, около которого полиция задерживает Мэнни.
Тюрьма в фильме была реальной. Когда Мэнни ведут в камеру, за кадром можно услышать, как один из реальных заключённых во время съёмки крикнул «What'd they get ya for, Henry?» («Что у них есть на тебя, Генри?») и раздавшийся затем смех других заключённых.
Смотрите фильм
https://vk.com/video-36362131_456241307
|
|
| |
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_Т | Дата: Четверг, 15.05.2025, 14:33 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 210
Статус: Offline
| НЕ ТОТ ЧЕЛОВЕК (1956)
Кристофера Баллестро (Фонда), примерного семьянина, контрабасиста из гламурного Stork Club, хватают полицейские, таскают по каким-то лавчонкам и задают ограбленным хозяевам вопрос: тот ли это человек. Все подтверждают: тот, тот. Разобраться в происходящем тем труднее, что сам главный герой ничего не может понять.
В прологе Альфред Хичкок предупреждал зрителей: "Этот фильм не похож ни на один другой мой фильм. Никакого саспенса. Ничего, кроме правды". Он не кокетничал: "Не тот человек" остается его самым прозрачным и загадочным фильмом, кинематографическим НЛО, который при появлении не понравился ни критикам, ни зрителям, ни самому режиссеру. Опозоренный Баллестро обречен гнить в тюрьме, вертятся маховики правосудия, жена медленно, но верно сходит с ума. Сугубый реализм быта, словно глумясь над зрителем, оттеняет непостижимость случившегося. Католик Хичкок, как правило, шифровавший свою метафизику, впервые высказался здесь с невиданными откровенностью и наивностью. Настоящий сюжет фильма - не заимствованный из Life криминальный курьез, а драма мистических двойников, воплощающих разные стороны человеческой души, искупление чужой вины и, в конечном счете, чудо. Когда отчаявшийся герой будет шептать в камере молитвы, сквозь его лицо проступят черты "того" человека, идущего на свое последнее дело. А бедняга Баллестро, ненароком угодивший в разложенный рассеянным Богом пасьянс, так ничего и не поймет.
Михаил Трофименков https://www.afisha.ru/movie/ne-tot-chelovek-169880/
|
|
| |
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_Т | Дата: Четверг, 15.05.2025, 14:34 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 210
Статус: Offline
| Альфред Хичкок. Не тот человек
Не тот человек в зале суда — это не только Хичкок, а история из нашей настоящей жизни. Василий Степанов пишет о перенесенном классиком на экран деле контрабасиста Балестреро.
«Вечером 14 января, в половине шестого, 43‑летний музыкант по фамилии Балестреро поднялся по ступенькам к двери скромного — на две семьи — дома в Квинсе и достал ключ. „Эй, Крис!“ — окликнули его с темной улицы. Он удивился. Конечно, его звали Кристофер, но близкие и друзья обычно обращались к нему „Мэнни“ — сокращенно от второго имени, Эммануэль. Он обернулся, в зимнем вечернем свете сгустились три тени. Они представились полицейскими, предъявили жетоны и попросили проехать в 110‑й отдел полиции». Так начинал свой большой репортаж о человеке, ошибочно опознанном несколькими свидетелями и несправедливо обвиненном в грабеже, Герберт Брин из Life. Материал опубликовали в журнале в июне 1953‑го. Тем же летом сюжет был продан Warner Bros. (Балестреро пытался вылезти из долгов) — и спустя два года за сценарий по мотивам этой истории взялся Хичкок.
Сам этот случай кажется словно нарочно порожденным реальностью, чтобы стать основой именно для его кино. Или, может, подсказанным этой реальности его фильмами? «Не тот человек» — постоянный герой Хичкока. Есть яркая история из детства режиссера — о пятилетнем Хиче, отправленном в полицейский участок с запиской от родителей. Что там было, на этом клочке бумаги? Прочитав написанное, полисмен запер маленького Альфи в камере. Как режиссер утверждал позднее — случай многому его научил. Бояться каждую минуту. И не ждать ничего хорошего от людей в форме.
В Балестреро узнали грабителя две напуганные женщины‑операционистки — они вспомнили высокого человека, который когда-то протянул им в окошко заранее заготовленную записку: «Я направил на вас пистолет, помалкивайте и не пострадаете, передайте мне деньги из кассы». В участке, куда арестованного Балестреро доставили детективы, был проведен следственный эксперимент: ошарашенный подозреваемый написал фразу грабителя на клочке бумаги.
Не в том месте и не в то время по тем или иным причинам оказываются почти все герои Хичкока. Ты шел по своим делам и влип: знакомая рутина вдруг ощетинилась невидимыми до поры клыками и взяла тебя в оборот. Так и работает пружина страха. Хорошо, если ты, как герой «На север через северо‑запад» Роджер О. Торнхилл, работаешь в рекламном агентстве на Мэдисон‑авеню и привык врать людям, выдавая одно за другое, — тогда ты катишься по рельсам сюжета, словно скоростной поезд, на ходу адаптируясь к обстоятельствам — можешь стать тем, за кого тебя принимают: убийцей, шпионом, диверсантом, врагом государства. Но если такой привычки нет?
Балестреро, история которого легла в основу фильма «Не тот человек», был контрабасистом, а не контрабандистом. Да, он обычно работал в декорациях film noir — играл в ночном клубе и возвращался домой под утро на первом поезде метро, однако ни разу по‑настоящему не заступал на темную сторону. Хичкок трогательно показывает безобидную никчемность своего героя: даже на скачках этот человечек играл понарошку — отмечал ставки в газете и проверял удачливость, но никогда не доверял букмекерам реальные деньги. В темный лес, где все возможно, его толкнули подозрение сограждан и арест, произведенный полицией. Заработала машина следствия, поди выскочи из капкана.
«Не тот человек», кажется, единственный фильм, в котором Хичкок отказывается от свойственного ему молниеносного счастливого финала, обычно возвращающего героев к исходному положению вещей. От реального страха так просто не избавиться. Жену Балестреро Роуз уголовный процесс над невиновным мужем буквально сводит с ума — о том, что обвинение снято, она узнает уже в психиатрической клинике. Хорошая новость оказывает нулевой терапевтический эффект — как свидетельствуют титры, ее выпишут только через два года: это в кино судьбу можно решить одной удачной склейкой, а в жизни ужас навсегда останется с тобой. «Невиновному человеку бояться нечего», — во фразе, которую студия Warner вынесла на плакат фильма, читается фирменный людоедский сарказм Хичкока. Если кто‑то в его мире и должен бояться, то как раз невиновный. Потому что он ничего не совершил, и удара можно ждать отовсюду.
Есть и еще одна причина, по которой стоит внимательнее отнестись к этому неброскому, снятому на документальном материале, фильму. Визуально «Не тот человек» — один из наименее эффектных фильмов Хичкока. В нем есть разве что одна действительно выразительная сцена, оперирующая кинематографическим аппаратом давления: склейка‑наплыв ближе к финалу. Это кульминация, в которой сдерживавшийся всю картину Хичкок вдруг дает себе волю, восстанавливая справедливость средствами кино. Доведенный до отчаяния молящийся главный герой (камера переходит с лика Христа на Генри Фонду) совмещается в одном кадре с двойной экспозицией со случайным прохожим (как мы выясняем — это и есть грабитель). Вот он — миг торжества правды: оказывается, глаз может врать. Как это происходит, Хичкок отлично понимает — он часто наводил указующий перст камеры на виновных и невиновных. Вот посмотрите, как впивается объектив в барабанщика в финале «Молодого и невинного» https://vkvideo.ru/video-34866950_456240785.
«Не верь глазам!» — это мог бы сказать и рекламщик Торнхилл, убегающий от собственной фотографии с ножом, и обездвиженный (и этим ослепленный) фоторепортер Джеффрис («Окно во двор»), и стирающий ваксу с чужого лица мистер Маккена («Человек, который слишком много знал»), и, конечно, потерявший голову в зеленом тумане Скотти («Головокружение»). Но как поправить ложь зрения? Только закрыв и открыв глаза, сморгнув. Монтажная склейка даст возможность сопоставления. Полиция сопоставляет записки. Хичкок сопоставляет лица. Методы, что у него, что у органов, одни и те же. Расходятся результаты. Можно отменить несправедливость, но для этого нужно обладать силой разрезать ткань заведенной рутины и признавать ошибки. Обладать сверхспособностью монтажа.
Понятно, чем именно заворожил Хичкока случай с Балестреро. Чистотой проведенного судьбой эксперимента. Казус, произошедший с этим заурядным, семейным, кредитоспособным, адекватным человеком и добропорядочным гражданином, не был усугублен полицейским насилием (о котором мы часто читаем, когда речь идет, скажем, о тех, кто попадает в правоохранительную мясорубку в России), правовым беспределом, абсурдом кафкианской бюрократии или политическими мотивами. Вовсе нет. Силовые и судебные ведомства сработали сравнительно нормально. Полицейские вели себя с Балестреро корректно, они не нарушали его права, да и за решеткой продержали всего двадцать четыре часа, после чего выпустили под залог, а суд был прозрачным и состязательным. С героем Генри Фонды (буквально через полгода он появится на экране в другой драме о несправедливом суде — «Двенадцать разгневанных мужчин» Сидни Люмета) система обошлась предельно аккуратно, и все‑таки едва не стерла его в порошок. А что если бы она не была столь щепетильна?
Василий Степанов, 18 / 09 / 2019 https://seance.ru/articles/wrong-man-hitch/
|
|
| |
|