Суббота
14.12.2024
15:41
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ПСИХО" 1960 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ПСИХО" 1960
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 11.06.2011, 11:45 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3282
Статус: Offline
«ПСИХОЗ» (Psycho) 1960, США, 109 мин.
— вольная экранизация Альфреда Хичкока одноименного романа Роберта Блоха, традиционно причисляемая к вершинам творчества режиссёра и жанра психологического триллера








Молодая женщина Мэрион Крэйн (Джанет Ли) похищает 40 тысяч долларов, которые ей доверил начальник. Она не задумывала это преступление, похищение вышло спонтанно. Мэрион просто хочет уехать из города и начать новую жизнь со своим любовником. Во время бегства, устав от стресса и вождения автомобиля, она решает свернуть с шоссе и провести ночь в уединённом мотеле, где полиция вряд ли найдёт её. Однако здесь её поджидает более страшное наказание. Мотелем управляет Норман Бэйтс (Энтони Перкинс) — юноша, страдающий раздвоением личности: временами в нём оживает его горячо любимая, но уже давно умершая мать. Норман испытывает влечение к Мэрион, но его «мать» категорически протестует против чувств сына. «Она» требует от Нормана отстраниться от Мэрион, а получив отказ, решает убить девушку и осуществляет свой замысел в ванной, пока та моется (эта сцена убийства в ванной, сопровождаемая пронзительными звуками, является одной из самых известных сцен в мировом кинематографе). В это время по следам Мэрион направляется частный детектив Милтон Арбогаст, которому предстоит постепенно раскрыть жуткую тайну Нормана Бейтса, но не успеть донести её до находящихся в смятении любовника Мэрион и её сестры, ибо Норман убивает и Арбогаста. В конце концов, сестре и бывшему любовнику удается запутать Нормана и задержать его. Лишь в этот момент выясняется, что мать Нормана давным-давно умерла и что владелец мотеля бережно сохранял её иссохший труп, посаженный в кресло в одной из комнат особняка, расположенного недалеко от мотеля.

Съёмочная группа

Сценарий — Джозеф Стефано (Joseph Stefano) по роману Роберта Блоха (Robert Bloch)
Главный оператор — Джон Расселл (John L. Russell)
Художники-постановщики: Джозеф Хёрли (Joseph Hurley), Роберт Клэтворти (Robert Clatworthy)
Декоратор — Джордж Майло (Geogre Milo)
Директор производства — Лью Лири (Lew Leary)
Титры — Сол Бэсс (Saul Bass)
Монтаж — Джордж Томазини (Geogre Tomasini)
Костюмы — Хелен Колвиг (Helen Colvig)
Грим: Джэк Бэррон (Jack Barron), Роберт Доун (Robert Dawn)
Стилист по причёскам — Флоранс Буш (Florence Bush)
Спецэффекты — Кларенс Шампань (Clawrence Champagne)
Запись звука: Уолдон Уотсон (Waldon O. Watson), Уильям Расселл (Willian Russell)
Ассистент режиссёра: Хилтон Грин (Hilton A. Green)
Консультант по живописи — Сол Бэсс
Музыка — Бернард Херрманн
Режиссёр — Альфред Хичкок

В ролях

Энтони Перкинс — Норман Бэйтс
Джанет Ли — Мэрион Крэйн
Вера Майлз — Лайла Крэйн, сестра Мэрион
Джон Гэвин — Сэм Лумис
Мартин Балсам — детектив Милтон Арбогаст
Джон Макинтрайр — шериф Эл Чамберс
Саймон Окленд — доктор Фред Ричмонд
Вон Тэйлор — Джордж Лоувери, шеф Мэрион
Фрэнк Альбертсон — Том Кэссиди, клиент
Ларен Таттл — Элиза Чамберс, жена шерифа
Патриша Хичкок — Кэролин, сотрудница Мэрион
Джон Андерсон — Чарли
Морт Майллз — патрульный офицер полиции

Не упоминаются в титрах

Пруденс Бирз, Мюриэл Брэдли, Кит Карсон, Джордж Докстэйдер, Харпер Флаэрти, Маргарет Фуррер, Майра Джонс, Ли Касс, Лиллиан О’Мэйли, Фред Швайвиллер — статисты
Флетчер Аллен — полицейский на стремянке
Фрэнсис Де Сэйлз — офицер
Джордж Элдридж — шеф Джэймс Митчелл
Сэм Флинт — офицер
Вирджиния Грегг — голос Нормы Бэйтс
Альфред Хичкок — человек в ковбойской шляпе
Пол Джасмин — голос Нормы Бэйтс
Фрэнс Киллмонд — Боб Саммерфилд
Тед Найт — охранник
Пэт Маккэффри — полицейский охранник
Джанетт Нолан — голос Нормы Бэйтс
Чиф Тахачи — гражданин
Хелен Уоллас — посетитель скобяной лавки

Интерпретация Жижека

Толкователей Хичкока давно озадачивает пропущенный через весь фильм мотив птиц, отчасти предвещающий образность его следующей ленты. В начале фильма город показан с высоты птичьего полёта, затем камера останавливается на флюгере в виде птицы и всплывает название города — Финикс (что значит «феникс»). Имя главной героини — Крейн (что переводится как «журавль»); Норман прямо сравнивает её (как, впрочем, и мать) с птицей. Чучелами птиц и их изображениями заполнены комнаты мотеля Бейтса. Убийство в ванной сопровождается пронзительными звуками, похожими на крики потревоженных птиц, и напоминает нападение коршуна на беззащитную жертву.

По мнению фрейдиста Жижека, в хичкоковском мире птицы воплощают стремящееся к обладанию сыном, хищное материнское суперэго. В связи с этим он приводит наблюдение психолога Кристофера Лэша: «Бессознательные впечатления о матери настолько раздуты, настолько пропитаны агрессивными импульсами, а интенсивность её заботы настолько не соответствует потребностям ребёнка, что в его воображении мать часто предстаёт в образе хищной птицы».

Награды

1961 — Премия Эдгара Аллана По
Лучший художественный фильм — Джозеф Стефано, Роберт Блох
1961 — Премия Золотой глобус
Лучшая актриса второго плана — Джанет Ли

Номинации

1961 — Премия «Оскар»
Лучшая актриса второго плана — Джанет Ли
Лучшая работа художника-постановщика в чёрно-белом фильме — Джозеф Хёрли (Joseph Hurley), Роберт Клэтворти (Robert Clatworthy), Джордж Майло (George Milo)
Лучшая операторская работа — Джон Расселл
Лучшая режиссура — Альфред Хичкок

Ремейки

В 1998 американский кинорежиссёр Гас Ван Сент снял ремейк фильма, реализованный в цвете и с другим составом актёров, однако задуманный именно как покадровая пересъёмка оригинала, имитирующая движения камеры и монтаж фильма Хичкока.

В 1995 немецкая панк-группа The Bates сняла клип «Billie Jean» по мотивам фильма Хичкока (главную роль исполнил солист группы Zimbl); песня представляет собой кавер-версию известного хита Майкла Джексона. Самим своим названием группа также обязана фильму, поскольку оно соответствует фамилии главного героя (Нормана Бэйтса).

В 2009 году американский рэпер Eminem вставил пародию на знаменитую сцену в душе в свой клип We Made You.

Места съёмок

• 4270 Бульвар Ланкершим, Северный Голливуд, Лос-Анджелес, Калифорния, США (натурные съёмки)
• Бэклот, Студии Юниверсал — 100 Юниверсал Сити Плаза, Юниверсал Сити, Калифорния, США (студия)
• Фоллс Лэйк, Лос-Анджелес, Калифорния, США (съёмки болота)
• У Харри Майера — 611 бульв. Ланкершим, Северный Голливуд, Лос-Анджелес, Калифорния, США (сцена в агентстве по продаже автомобилей)
• Лос-Анджелес, Калифорния, США
• Финикс, Аризона, США
• Маршрут 99 шоссе Фресно-Бэйкерсфилд, Калифорния, США
• Долина Сан-Фернандо, Лос-Анджелес, Калифорния, США

Цитата

- Мы все сходим с ума иногда. А вы не сходите?
- Схожу. Порой хватает и одного раза…

Интересные факты

• Премьера в Америке – 16 июня 1960.
• Съемочный период: 30 ноября 1959 – 1 февраля 1960.
• Альфред Хичкок анонимно купил права на роман у Роберта Блоха за $9.000. После этого, чтоб сохранить концовку фильма в тайне, он скупил все экземпляры романа, которые смог найти. Кроме того, он взял со всех актеров клятву о неразглашении, а остальному персоналу не показывал финальную часть до самих съемок.
• Самая знаменитая сцене фильма — в ванной — снималась с 17 по 23 декабря 1959 года. При этом один из героев этой сцены вообще не присутствовал на ее съемках. Она состоит примерно из 90 склеек. 45-секундная сцена показана под семьюдесятью разными углами.
• Норман в знаменитой сцене в душе нанес 12 ударов ножом.
• Вопреки слухам, во время нападения в ванной Хичкок не распоряжался вдруг сделать воду ледяной.
• Сначала Хичкок собирался сделать сцену в ванной полностью немой, но композитор Бернард Херманн всё равно её озвучил: так, пронзительный звук создаётся скрипками, по которым резко водят смычками. А звук ножа, впивающегося в плоть — это звук ножа, втыкающегося в дыню. Хичкок, выслушав версию Херманна, принял ее.
• Первоначально Хичкок хотел озвучивать фильм исключительно джазовой музыкой, но в окончательном варианте фильма саундтрек исполняется исключительно на струнных музыкальных инструментах.
• Музыка Херрманна так понравилась Хичкоку, что он удвоил ему гонорар, заплатив $34.501. Позже он будет говорить: «33% эффекта от «Психоза» принадлежат музыке».
• И еще о гонорарах: исполнитель главной роли — Энтони Перкинс — получил $40.000 — ровно столько, сколько похищает персонаж Джанет Лей.
• Энтони Перкинс согласился сниматься в фильме, даже не прочитав сценария.
• Полное имя сумасшедшего убийцы — Норман Фрэнсис Бэйтс. Его хобби — набивание чучел птиц — правильно называется таксидермией.
• В основу романа Роберта Блоха, по которому был написан сценарий, легла реальная история об убийце-маньяке из штата Висконсин, жертвами которого стали 11 женщин. Он был арестован в 1957 году. Реальность оказалась слишком жуткой даже для Хичкока: прототип Нормана, Эд Гин, не просто убивал женщин, но расчленял трупы, обивал их кожей мебель и даже одевался в нее. История Гина также вдохновляла создателей «Безумца» (1974), «Техасской резни бензопилой» (1974) и «Молчания ягнят» (1991).
• Пригласив на главную роль Энтони Перкинса, Хичкок пошел на откровенную уловку. В романе Норман – неприятный толстый, немолодой коротышка.
• Другой уловкой, призванной сохранить в тайне все сюжетные хитрости фильма, были его якобы рабочие названия – «Производство 9401» и «Уимпи». Последнее ложное название досталось фильму в честь Рекса Уимпи, одного из операторов второй группы.
• Альфреду Хичкоку ярко-красная кровь в кадре с самого начала казалась чем-то пошлым. Это одна из причин, по которой он решил снять черно-белый фильм (кстати, кровь изображалась шоколадным сиропом 'Bosco'). Второй причиной называют его желание уложиться в скромный бюджет стандартного фильма категории «В». «Мне хотелось проверить, смогу ли я сделать фильм в финансовых пределах телевизионного фильма? Ради этого я пригласил себе в компанию телевизионную команду, которая умеет работать быстро. Задержки были связаны только со съемкой эпизодов убийства и уборки. Все прочее снималось в телевизионном темпе».
• И кстати, он был прав: при бюджете $806.947 сборы составили более $40.000.000.
• После выхода фильма в прокат Хичкок получил разгневанное письмо от одного из зрителей: его дочь, отказывавшаяся принимать ванну после просмотра фильма «Дьяволицы» (1955 г.), теперь отказывалась принимать и душ! Хичкок ответил в своём саркастическом стиле: «Отправьте её в химчистку».
• Как всегда в фильмах Хичкока, в «Психозе» можно заметить камео режиссёра — примерно на четвёртой минуте фильма он стоит в ковбойской шляпе у окон офиса Марион.
• На роль Марион Крэйн претендовали: Ева Мари Сэйнт, Пайпер Лори, Марта Хайер, Хоуп Лэнг, Ширли Джонс и Лаура Тернер.
• В начале фильме у Марион белый бюстгальтер – это, по Хичкоку символизирует ее чистоту и непорочность. Но затем, после того, как она крадет деньги, ее бюстгальтер оказывается черным. Точно такие же символические смыслы у белого кошелька Марион до воровства, и черного – после.
• Хичкок (на замечание Трюффо, что «Психоз» – единственный фильм Хичкока, в котором есть женщина в лифчике): «Одна из причин, заставивших меня сделать это, заключается в том, что аудитория резко изменилась. Мне казалось, что сцена просто с поцелуем не остановит на себе внимания зрителей из тех, что помоложе: для них это слишком обыденно. Мне известно, что они ведут образ жизни, больше похожий на тот, что ведут у меня в фильме Джон Гэвин и Джанет Ли, чем на мой собственный. Сейчас мы вынуждены показывать молодежь в кино такой, какой она является в жизни. Но кроме всего прочего в этом эпизоде я хотел выразить чувство одиночества и отчаяния».
• Звезду фильма, Джанет Ли, Хичкок намеренно убил в первой трети, чтобы «представить убийство еще более неожиданным для зрителя. В связи с этим я настаивал еще и на том, чтобы опоздавших не пускали в зал до следующего сеанса, не то они понапрасну ждали бы появления на экране Джанет Ли».
• На съемки сцены убийства Марион ушло семь дней и было разработано 70 планов с разных точек. Сцена длится 45 секунд. По Хичкоку, «это самая шокирующая сцена в фильме. В дальнейшем мне уже нет необходимости демонстрировать насилие столь откровенно — память об этом страшном убийстве преследует зрителя до конца фильма и распространяет атмосферу саспенса на все происходящее после».
• У Джанет Ли ушло три недели на съемки в фильме; одна из них – чтобы сняться в сцене в душе.
• По словам Хичкока, чучела сов в фильме не случайны. Совы – символы ночного мира, они наблюдатели, а это отсылает зрителя к мазохизму Нормана. «Он знает птиц, и знает, что они все время следят за ним. Он видит в их знающих глазах отражение собственной вины». Кстати, среднее имя Нормана – Франсис. В католицизме это имя святого, покровителя птиц.
• У Марион номер машины - NFB-418. NFB – это инициалы Нормана Франсиса Бэйтса.
• В «Психозе» Джанет Ли играет героиню по имени Марион. В следующем фильме Хичкока «Птицы» (1963) героиню Типпи Хедрен зовут Мелани. Затем Хичкок поставит имя главной героини в название фильма – «Марни» (1964), и имя это – производное от Марион и Мелани (Marion + Melanie = Marnie).
• Хичкок: «Экспозицией «Психоза» я хотел сказать, что мы находимся в Фениксе, мы даже указали в титрах день и час, только чтобы подвести зрителя к очень важному факту: на часах 2.43 пополудни, и значит только в это время девушка имеет возможность лечь в постель со своим возлюбленным. То есть, она провела с ним и обеденное время».
• Хичкок: «Вообще-то Джанет Ли не должна была быть в бюстгальтере. И лично я не видел в этом ничего предосудительного: обнаженная женская грудь на мужском плече придала бы кадру особую красоту».
• Хичкок: «Таинственная атмосфера возникла в некоторой степени случайно. Например, действие у нас происходит в Северной Калифорнии, где такой тип дома очень распространен. Этот стиль называется «калифорнийской готикой» или, презрительно — «имбирный пряник». Я не собирался воспроизводить старомодную академическую атмосферу фильмов ужасов. Я всего лишь хотел быть точным в деталях, поэтому и дом, и мотель — абсолютно верные модели реально существующих построек. Я выбрал именно эти две, понимая, что если бы я взял за образец обыкновенное бунгало, эффект был бы другой. Именно этот архитектурный тип отвечал моему ощущению атмосферы этой истории».
• Хичкок (о сцене убийства детектива Арбогаста): «Главная же причина, в силу которой я поднял камеру так высоко, заключалась в том, что мне необходимо было создать контраст между общим планом и крупным планом головы, когда героя моего настигал нож. Это как в музыке: кадр сверху — как скрипка, и вдруг заполнившая кадр голова — медные. В кадре сверху мать появляется неожиданно, и встык я монтирую движение ножа. А потом идет крупный план Арбогаста. Мы положили на его лицо пластиковый тюбик с гемоглобином, и как только нож протыкал его, на лице появлялась струйка крови, потекшая по той линии, которую мы прочертили заранее. И Арбогаст падает на лестницу».
• Хичкок: «Когда Перкинс шел по лестнице, я поднял камеру. Он входит в комнату, мы его не видим, но слышим его слова: «Мама, я провожу тебя вниз. Они тут везде шныряют». И потом мы видим, как он тащит ее в подвал. Мне хотелось снять сцену, когда он ее тащит, одним куском, и притом сверху (я объяснял, почему), но чтобы зритель не удивился, отчего это камера вдруг подпрыгнула. Поэтому камера двигалась по тросу параллельно Перкинсу, и прерывать план-эпизод не пришлось. И когда камера поднялась на самый верх, к двери, она повернулась и нацелилась на ступени вниз. Тем временем спором матери и сына я отвлек внимание зрителей от деталей поведения камеры. Она же оказалась над Перкинсом и оттуда показывала, как он тащит мать в подвал. Отменное удовольствие — водить публику за нос с помощью камеры».
• Вера Майлс носила в фильме парик; просто незадолго до этого она обрила голову для съемок в военной драме Мартина Ритта «5 отмеченных женщин» (1960).
• После смерти одного из персонажей в фильме крупно показаны его открытые глаза со суженными зрачками. Сразу несколько офтальмологов написали Хичкоку, что зрачки человека расширяются после его смерти. Врачи советовали закапывать в глаза «покойников» белладонну. В следующих фильмах Хичкок неизменно следовал этому совету.
• По иронии судьбы, в съемках фильма участвовала башня из пушистого семейного фильма Генри Костера «Харви» (1950). Вообще, на постройку замка, в котором живет мать Нормана, ушло $15.000; это самая дорогая декорация в фильме.
• Это первый, как пишет imdb, американский фильм, в котором показан смыв в унитазе. Джозеф Стефано специально для этого написал, как Марион считает деньги на бумажке (чтоб потом эту бумажку смыть).
• Это последний фильм, который Хичкок снял для компании Paramount. Далее он снимал только для Universal.
• Тэглайн фильма — «Лучший друг парня — это его мама».
• При жизни Хичкока никто не осмелился снять сиквел или ремейк. Но через три года после его смерти появился «Психоз-2» (1983) Ричарда Фрэнклина, а спустя еще три года сам Перкинс дебютировал как режиссер «Психозом-3» (1986). Четвертый, самый убогий сиквел, уже для телевидения снял Мик Гаррис – «Психоз-4: Начало» (1990) рассказывал предысторию Нормана, и вместе с Перкинсом в роли молодого Бэйтса появлялся Генри Томас.
• Самый необычный поступок по отношению к шедевру Хичкока принадлежит режиссеру Гасу Ван Сэнту – в 1998-м он сделал абсолютный ремейк фильма, пересняв его сцена в сцену (за рядом дополнительных деталей), но уже в цвете. Нормана сыграл Винс Вон, Марион – Энн Хеч. Римейк единодушно признали неудачным нонсенсом.

Читайте роман Роберта Блоха

http://www.lib.ru/INOFANT/BLOH/bloh01.txt

Читайте сценарий фильма на английском языке

http://www.imsdb.com/scripts/Psycho.html

Смотрите трейлер, рекламный ролик и фильм

http://vkontakte.ru/video16654766_159975217
http://vkontakte.ru/video16654766_159975214
http://vk.com/video16654766_167162072
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 11.06.2011, 11:47 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
«ПСИХОЗ» 1960

Секретарша торговца недвижимостью Мэрион Крейн (Ли), прокладывая путь к семейному счастью с бойфрендом (Гэвин), крадет у хозяина $40000 и пускается в бега — только чтобы спустя 40 минут экранного времени угодить из своего детектива в чужой фильм ужасов. В нем действует очаровательный и стыдливый Норман Бейтс (Перкинс), хозяин придорожного мотеля, безраздельно любящий свою мамочку.

Прежде чем покончить с Мэрион под струями самого знаменитого в истории кино душа, Норман заходит в подсобку и через дырочку в стене подсматривает за своей раздевающейся жертвой. Гас Ван Сэнт в своем блестящем покадровом ремейке 1998 года среди немногочисленных «коррекций» добавил сюда мастурбацию — а зря. Тут все дело не в импотенции, а в том, как, заместив камерой несчастного импотента, Хичкок сделал нас полноправными соучастниками извращения.

Ведь это только для легковерных он вплел в «Психоз» идиотскую фрейдистскую подоплеку — на самом деле он выводил не историю болезни, а формулу кино. Для этого он в пору пышных техниколоровских мелодрам и мюзиклов отказался от цвета, выбрал единственный объектив — самый бесстрастный, телевизионный — и с почти порнографической очевидностью идеальной кинематографической пластики доказал, что кино — это не чувства и даже не приключения, а вот оно — оформленный как замочная скважина кадр; безучастный свет; голая блондинка на белом фоне — то ли кафеля, то ли экрана; желание, соединенное со смертью немигающим взглядом извращенца.

Михаил Брашинский
http://www.afisha.ru/movie/175360/review/146602/
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 11.06.2011, 11:47 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
«ПСИХОЗ» 1960

Всякое упоминание "Психоза" сопровождается долгим перечнем "самый... самый... самый...". Я согласен, что это самый знаменитый триллер всех времен и народов, самый известный фильм Хичкока. Но то, что это ЛУЧШИЙ фильм Хичкока, или самый страшный из его фильмов - категорически не согласен. По мне так "Птицы" останутся непревзойденным его шедевром. Да и в "Окно во двор" души поболее вложено.

Лично мой зрительский пыл охлаждает тот факт, что сугубая научность названия одним названием не ограничилась. Она распространилась на всю работу. Перед нами добротнейшее изложение клинической картины одной из разновидностей умопомешательства. Известно, что Хичкок никоим образом не включался в работу над сценариями. Посему вся вина тут ложится на сценариста. Создается впечатление, что он не просто перелопатил под сценарий какой-то из бестселлеров тех лет, но и параллельно начитался трудов фрейдистов второй волны - слишком занудных и прямолинейных. Как-то уж очень все это фанатично получилось, слишком профессионально по-медицински, а не по-кинематографически. Это похоже на впечатление простого смертного от разговоров медиков: "Коллега, взгляните - какая необычная патология эпиталамуса…".

В результате и в самом фильме слишком мало места осталось для кино, для фабулы, для зрелищности. Потому что слишком много места досталось "необычной патологии".

Словом, так. Очень хорошая девушка из агентства по продаже недвижимости получает на руки огромные (с учетом тогдашнего курса) деньги - 40 тысяч зелеными. Но вместо того, чтобы поместить их в банк, как велел шеф, хорошую девушку одолел бес алчности. Хичкок, конечно, даже на таком тесном пространстве остается Хичкоком. Он целых полчаса тянет из зрителя жилы - вначале и не сообразишь, что девушка решила деньги прикарманить и сбежать, какие-то непонятные метания, сборы, взгляды… Даже облегчение чувствуешь, когда выясняется причина этих метаний.

Ну и дала деру. А ближе к ночи решила остановится в мотеле, стоящем в стороне от магистральных шоссе. Чувствуете? Хичкок…

Великий режиссер, конечно, отдавал себе отчет в непропорциональности составных фильма и пытался, как мог, компенсировать это побочными эффектами. Весь фильм очень чувственен - мошенница в исполнении Джанет Ли (кстати, мама Джейми Ли Кертис) практически не одевается. Времена, разумеется, еще были целомудренные - поэтому аппетитная блондинка все время дефилирует перед зрительским носом неглиже, только меняя белье с белого на черное. И все время альковы, душевые, пеньюары, халаты… И когда хозяин гостиницы подсматривает за ней в специально сделанное отверстие, понимаешь, что все будет построено вокруг чувственной сферы нашей жизни.

Жаль, что героиню Ли очень быстро убили - типично по-хичкоковски, под струями душа, с видимой жертвой и невидимым убийцей. Даже рук не видно, только нож… Далее излагать сюжет, полагаю, нет смысла - очень многое уйдет из зрительских впечатлений.

От провала фильм спасло и даже вывело в шедевры, я полагаю, исполнение главной роли Энтони Перкинсом. Я всегда высоко ценил его актерский дар, но после "Психоза" готов признать гением. Очень редко американские актеры уделяют должное внимание мимике, грубо говоря - игре лицом. Это не их конек. Но то, что делает Перкинс в "Психозе" - это высоты Лоуренса Оливье, Марлона Брандо и Смоктуновского… Это нечто невероятное. И не в обиду трем вышеперечисленным титанам, Перкинс умеет играть всем, что у него есть - спиной, затылком, пальцами, походкой, в темноте, лежа, верх ногами… (Он и был-то человеком с эксцентричной психологией, что, надо полагать, существенно облегчало его труд.)

"Психоз" - тот редкий случай, когда сосредоточение на одной из составляющих фильма, а не на произведении в целом - полезно, выигрышно, в кайф. Эта составляющая - игра Перкинса. Посмотрев фильм, я уверен, мучительные вопросы - хорошие ли актеры Том Круз или Леонардо ди Каприо, просто отпадают.

А что касается Хичкока… Старик снял более полусотни фильмов. Ну где-то же он мог дать слабину, поработать в полнакала. Тем более, что все равно получилось здорово. Особенно интересно было бы знать - рассчитывал ли он на подобный результат?

Игорь Галкин
http://www.kino.orc.ru/js/deitero/deitero_psycho.shtml
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 11.06.2011, 11:48 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
«ПСИХОЗ» 1960

Классический триллер Альфреда Хичкока – признанный шедевр кино-ужасов, по праву занимающий первые строчки в списке самых страшных фильмов прошлого столетия, поставлен по бестселлеру Роберта Блоха “Психоз”. Симпатичная девушка Мэрион (Джанет Ли) присваивает 40 тысяч долларов, которые по приказу своего босса должна была отнести в банк. Что такое украденые 40 тысяч для обыкновенной секретарши? Целая куча проблем. Нервы на пределе, постоянное напряжение и ощущение преследования. Здесь не только психанешь под проницательным взглядом полицейского, но и сама с собой начнешь разговаривать. Заблудившись, неверно свернув с шоссе, застигнутая непогодой и наступившими сумерками девушка к огромной радости набрела-наехала на старый заброшенный мотель, владельцем которого является молодой человек по имени Норман Бейтс (Энтони Перкинс) и его грубоватая мамаша. На этом радости заканчиваются и начинаются настоящие ужасы. Психически неуравновешенная мамаша зверски убивает Мэрион. Сцена хладнокровного убийства в душе действительно очень жестокая и впечатляющая. Обнаженная девушка беспомощно кричит, отмахиваясь от непрерывного града ударов, наносимых безжалостной рукой убийцы. От крика жертвы закладывает уши и этот безумный ужас стоящий в глазах медленно умирающей Мэрион. Оох. Появившийся много позже Бейтс обнаружив погибшую, конечно блеванул для приличия. Но не выставлять же тело напоказ? Вместе с машиной и денежками, труп девушки отправляется на дно местного болота. Небольшая уборка и все, казалось, для семейки Бейтс могло на этом благополучно закончиться, если бы не украденые деньги. Частному детективу, нанятому для поимки беглянки с солидной пачкой денег в сумочке, не составило большого труда проследить путь Мэрион до страшного мотеля. Беседуя с Норманом, поначалу отрицающего приезд девушки, детектив, подобно полицейскому псу, чувствует и запах денег и запах девушки (интересно чей аромат сильнее?). Правда не стоило ему особенно напирать с вопросами. А тайное проникновение в чужой дом, у них там за границей, так вообще карается смертью. Резвая надо сказать бабуся. Бегает как чемпионка, ножом орудует не хуже Майка Майерса. Взззмах и раненый детектив как сломаная кукла падает с готической лестницы. Пропала Мэрион, чуть позже сгинул настырный полицейский, так и не поверивший в невиновность излишне разнервничавшейся на дороге девушки, погиб детектив. Надо что-то делать. Сестра Мэрион Лайла и ее бойфренд Сэм под видом любящей пары становятся очередными посетителями развеселого кровавого заведения “У Бейтса”. Хорошо, что хоть у этих умников хватило думалки сначала делать дело, а потом задавать нудные вопросы. Пока Сэм отвлекал Нормана пустой болтовней, кто станет в нынешнем году чемпионом в футбольном первенстве – Спартак (Москва) или Жемчужина (Сочи), Лайла проникает в дом убийц и начинает напряженные поиски. Она ходит, ходит, снова ходит и наконец находит. Оказывается, кровавая мамочка существует только в воображении психопата Бейтса, который переодевшись в женские причиндалы и совершал убийства. Веселая мумия мамы Бейтса – реальное тому доказательство. “Психоз” пользовался бешеной популярностью в прокате и довольно быстро за первым фильмом последовало несколько продолжений. В 1998 году вновь состоялось возвращение к классике жанра и появился ремейк “Психоз”.

http://nightmares.nm.ru/pages/films/psycho_1960.htm
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 11.06.2011, 11:48 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
«ПСИХОЗ» 1960

Непреодолимый ужас. Сковывающий страх. Настоящий шедевр кинематографа!!! Молодая секретарша Марион Крейн решает изменить свою жизнь к лучшему. Сделать это с ее точки зрения можно лишь одним способом - обворовав собственного босса. Простой и надежный план. Несколько часов напряжения и вот уже Марион с украденными 40 тысячами долларов мчится в сторону заката к лучшей жизни. Туда, где ее ждет любимый. Туда, где ее ждет лучшая жизнь. Задержавшись в дороге она решает переночевать в небольшом старом мотеле, находящемся на отшибе. Эта остановка поставит крест на ее радужно будущему. Уже к утру ее исполосованное ножом тело будет покоиться в глубинах находящегося неподалеку озера. Спустя некоторое время по следу пропавшей девушки устремляется частный детектив, нанятый ограбленным боссом, а так же ее сестра и возлюбленный. Каждому из них суждено сделать остановку в зловещем мотеле и каждому из них этот мотель откроет свои кошмарные тайны. Но далеко не каждому из тех, кто остановится в нем суждено остаться в живых… Из всех фильмов Альфреда Хичкока - это самый знаменитый, самый страшный, самый неустаревший, самый новаторский и самый неповторимый, несмотря на бесчисленные попытки воспроизведения этого успеха. Идеи "Психо" оказали невероятно огромно влияние на тысячи всевозможных триллеров, чиллеров, саспенсов, шокеров сделанных позднее. Казалось бы, "Психоз" должна была постигнуть участь некоторых выдающихся картин, растасканных, что называется, по кадрам. Ореол славы вокруг шедевров часто заставляет придирчиво определять их реальную нетленность. Но "Психоз" увлекает с первых кадров, держит в невероятном напряжении и пугает до дрожи. Альфред Хичкок тонко чувствовал внутренний механизм сотворения страха и, будто опытный психиатр, знал потайные нервные окончания, прикосновение к которым способно возбудить состояние психоза, кошмара наяву. В отличие от многих эпигонов, "мастер страха" ведал, что испуг гнездится внутри нас, а не находится вовне. Режиссер вынуждает нас бояться собственных предположений, догадок, тревожных ожиданий, разыгравшейся фантазии, сам лишь конструируя страшную исходную ситуацию. Кошмар, скрытый в повседневной действительности, психоз внешне нормального мира - вот то главное, чего страшится человек в фильмах Хичкока. В "Психозе" это ощущение доведено до предела, до края, за которым - бездна безумия. И соответственно отточены до совершенства все кинематографические приемы, средства художественной выразительности: от блистательного монтажа до гнетущей музыки Бернарда Херрманна. Именно эта картина она оказалась также и самой кассовой в продолжительной карьере Хичкока и все еще входит в число самых прибыльных фильмов за всю историю американского кино.

http://www.inoekino.ru/prod.php?id=2766
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 11.06.2011, 11:48 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
«ПСИХОЗ» 1960

Эта картина, поставленная по повести Роберта Блоха, стала одной из самых нашумевших и "цитируемых" лент в истории кинематографа. Мэрион Крейн (Джэнет Ли) сбегает с большой суммой денег в 40 тысяч долларов, которую ей доверили положить на счет в банке. Стараясь избежать нежелательных встреч с представителями закона, она останавливается в придорожном мотеле, которым управляет застенчивый молодой человек по имени Норман Бэйтс (блистательный Энтони Перкинс). Ночь в мотеле - становится для Мэрион последней... Поиски беглянки, предпринятые сначала частным детективом, а потом и ее родной сестрой (Вера Майлз) приводят к череде жутких событий и... зловещему мотелю.

Рассказывали, что Со старого рекламного плаката триллера, породившего бессчетное число подражаний и пародий, строго смотрел указывающий на часы режиссер: «Опоздавшие в зал не допускаются!» Еще бы: зритель с самого начала должен попадать в искусно расставленные Хичкоком сети, да еще и запутываться в них. В «Психозе» неожиданно все, от визуального решения (в эпоху цветного кинематографа фильм был снят черно-белым) до убийственного во всех смыслах сюжетного «твиста».

Но, еще бы, ведь это Хичкок. Талантливый и неподражаемый, со своими особыми взглядами на жизнь и на искусство.

Альфред Хичкок, словно опытный психиатр ведет нас по глубинам страха, затрагивая мельчайшие нервные окончания нашего организма и сознания. Напряжение в фильме доведено до предела, тонко гранича с безумием.

Потрясающая игра актеров, превосходная режиссерская работа, доводящая до содрагания музыка - все это делает фильм безусловным шедевром.

Более того, сцену убийства в ванной - изучают во всех киношколах мира, как образец совершенной кинематографической техники.

Позднее вышли продолжения фильма "Психоз", уже после смерти самого Альфреда Хичкока. А в конце 90-х, и вовсе был снят ремейк данного киношедевра. Но сравнится-ли все это, с первоисточником, продуманный самым гениальным режиссером?!

Кошмар, скрытый в повседневной действительности, психоз внешне нормального мира - вот то главное, чего страшится человек в фильмах Хичкока. И если вы еще не посмотрели этот фильм - немедленно исправьте это!

http://forum.sking.org.ru/viewtop....7acea64
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 11.06.2011, 11:49 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
«ПСИХОЗ» 1960

Мечтающая о скором замужестве секретарша украла у клиента своего босса 40 тысяч долларов и пустилась в бега. После остановки в мотеле на удаленном шоссе романтичная воровка пропала навсегда, а следом пропал и разыскивавший ее частный детектив. «Психо» или «Психоз» — классический чёрно-белый триллер, экранизация одноименного романа Роберта Блоха, неоднократно был назван критиками лучшим триллером из когда-либо созданных. Здесь режиссёр Альфред Хичкок впервые «позвал» зрителя в мотели. Впервые в кино было описано не столько преступление, сколько болезнь убийцы, его психоз, сам убийца. Нужно отметить, что фильм называется именно «Психо» (по-русски «псих»). В «Психо» в полной мере раскрывается художественный приём «саспенс», впервые описанный и мастерски применяемый Хичкоком. Не последняя заслуга в том, что этот фильм стал шедевром, принадлежит игре Энтони Перкинса, который передаёт свои ощущения, страхи, мысли, оттенки характера — не только голосом, но и с помощью мимики и жестов. Атмосферу тревоги и нервозности также искусно дополняет саундтрек композитора Бернарда Херрманна.

http://4kino.info/triller/492-psikho-psycho-1960.html
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 11.06.2011, 11:49 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
«ПСИХОЗ» 1960

Девушка, не совсем довольная романом с женатым мужчиной, уделяющим ей внимание только наездами, похищает крупную сумму денег и уезжает из города. Она останавливается на ночь в мотеле. Молодой человек (Перкинс), работающий там, убивает ее и вместе с машиной спускает в близлежащее болото. Но не деньги были причиной ограбления - во всем виновата его мамочка. Она не хочет, чтобы сыночек связывался с женщинами. Есть правда одно "но". Мамочка существует только в воображении этого психически ненормального маменькина сынка. Классика жанра по роману Роберта Блоха. "Оскарные" номинации за режиссуру, лучшую женскую роль второго плана (Ли), операторскую работу (ч/б) и работу художников (ч/б). Гас Ван Сэнт снял римейк в 1998 году, посвятив его памяти великого режиссера.

Возможно, ни один другой фильм так резко не изменил понятие Голливуда о фильмах ужасов, как это сделал "Психоз". В наши дни, когда любой психологический триллер о придурке с ножиком в руке с легкостью обзывается "хичкоковским", можно забыть какой значительной переменой это было для самого Хичкока. Хотя голливудские фильмы Хичкока и были известны историями об убийствах, интригах, заговорах и приключениях, в основном они отличались высокой стоимостью постановки, большими "звездами", живописным окружением и очень часто Technicolor-ом. По сравнению с такими картинами, как, например, "На Север через Северо-Запад", "Психоз" был намеренно дешевым как по теме, так и внешне, но он совсем не такой, как многочисленные поздние фильмы, пытавшиеся его имитировать. В нем есть тонкое чувство черного юмора, которое становится заметней при повторных просмотрах, и без всякого сомнения - это работа мастера. Сам Хичкок подошел к фильму почти как к техническому розыгрышу: он хотел узнать, как среагирует публика, если звезду убить еще в первой катушке. Фильм, как пример из учебника, демонстрирует, как нужно манипулировать зрителями. Хичкок показывает это, перемещая внимание зрителя с одного персонажа на другой с ловкостью фокусника.

Идею ему подал случай Эда Гейна, психически больного убийцы-людоеда из Висконсина (по его истории был также снят ужастик "Техасская резня бензопилой"), и значение фильма для жанра ужасов переоценить невозможно. Влияние на жанр обусловлено не только персонажем Нормана Бэйтса (который после этого переживал реинкарнацию в разных формах и в разных фильмах), но и тем, что Хичкок использовал психологические темы (возможная причина безумия кроется в извращенной семейной или сексуальной истории, а не в воздействии какой-либо внешней сверхъестественной силы); знаменитым струнным музыкальным сопровождением Бернарда Херрманна (его инновационные, бъющие по нервам "крики" скрипок, которым часто подражали позже); и новыми уровнями насилия на экране. Одним интересным отличием между "Психозом" и фильмами ужасов наших дней является возраст персонажей. В классическом фильме Хичкока в кадре не увидишь ни одного подростка - это говорит о последующей эволюции жанра и значительном "омоложении" зрительской аудитории. Сейчас фильмы ужасов смотрят дети, а часто и снимаются в расчете на детей.

Иванов М.
http://www.videoguide.ru/card_film.asp?idFilm=3838
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 11.06.2011, 11:49 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
«ПСИХОЗ» 1960

В любом деле есть отец-основатель, генератор идей, гуру. В сфере создания фильмов ужасов таковым является Альфред Хичкок. Львиную долю всех используемых в фильмах ужасов приемов придумал он. Наверное, поэтому его еще называют "мастер страха".

До фильма "Психоз" Хичкок снимал триллеры и драмы, часто с перебором черного юмора, на них он "набивал руку", изучал всю подноготную этого жанра. Первым фильмом ужасов, без малейшего намека на черный юмор, стал "Психоз". Я считаю его одним из самых жутких фильмом в истории. Все те приемы, которые применяются в фильме, вскоре стали символикой фильмов ужасов. Здесь есть все: и психически нездоровый маньяк, режущий людей огромным ножом, ветхий мотель на отшибе, путаный сюжет, резкие появления в кадре, в общем, все, что так пугает в фильмах ужасов, и неоднократно обыгрывалось позже практически в любом фильме этого жанра. Но в "Психозе" режиссеру удалось создать какую-то особую гнетущую атмосферу, от которой с первых кадров фильма становится не по себе. Начиная с того, что фильм снят на черно-белой пленке, и не потому, что цветной в те годы не было, а потому что это добавляет фильму особую эстетику, нагнетает остановку, так сказать. Где-то я слышал, что Хичкок специально так сделал, чтобы не показывать "нелепый вид крови", в любом случае он добился желаемого эффекта. А чего стоит музыка? Она действительно жутковата. Более нервную музыку я слышал разве что в "Крысах", где скрипки не умолкают на протяжении всей картины. В "Психозе" над музыкой работал Бернард Херрманн, тоже видимо человек с богатой фантазией. Создатели наверняка понимали, что роль музыки в таких фильмах огромна, если не сказать больше. Попробуйте во время просмотра фильма выключить звук - через десять минут начинаешь подремывать, не находя в сценах ничего ужасного. И, кстати, о сценах - если бы я составлял десятку самых культовых сцен из фильмов ужасов, то сцена с неожиданным появлением маньяка за занавеской в душе заняла бы первое место. И в "Психозе" немало еще очень удачных, классических сцен, не даром за этот фильм Хичкок был в свое время номинирован за лучшую режиссуру.

Спустя годы после выхода картины на экраны (уже после смерти Хичкока) снимались продолжения фильма, пытаясь повторить его успех, но, конечно, из этого ничего не получилось, "Психоз" второй и третий прошли незамеченными. Эти фильмы я не видел, но думаю, что многого я не потерял. Зато я видел римейк на фильм, естественно с другими актерами, в цветном варианте. Фильм не только не испугал меня, наоборот - позабавил, ничего более глупого я не видел, я бы назвал его "жалкой пародией на оригинал". Поэтому, если хотите посмотреть настоящий фильм ужасов, а не набор нелепо снятых, позаимствованных сцен - смотрите оригинальный "Психоз", желательно вечером, приглушив в комнате свет.

"Психоз" - это самая известная работа Хичкока, она до сих пор входит в сотню самых популярных фильмов за всю историю американского кино. Снята она была с небольшим бюджетом, а принесла миллионы долларов. Вот что значит - культовое кино.

http://www.moviemagic.ru/review/Psycho/psycho.htm
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 11.06.2011, 11:49 | Сообщение # 10
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
«ПСИХОЗ» 1960

Девушка, не совсем довольная романом с женатым мужчиной, уделяющим ей внимание только наездами, похищает крупную сумму денег и уезжает из города. Она останавливается на ночь в мотеле. Молодой человек (Перкинс), работающий там, убивает ее и вместе с машиной спускает в близлежащее болото. Но не деньги были причиной ограбления - во всем виновата его мамочка. Она не хочет, чтобы сыночек связывался с женщинами. Есть правда одно "но". Мамочка существует только в воображении этого психически ненормального маменькина сынка. Классика жанра по роману Роберта Блоха. "Оскарные" номинации за режиссуру, лучшую женскую роль второго плана (Ли), операторскую работу (ч/б) и работу художников (ч/б). Гас Ван Сэнт снял римейк в 1998 году, посвятив его памяти великого режиссера. Возможно, ни один другой фильм так резко не изменил понятие Голливуда о фильмах ужасов, как это сделал "Психоз". В наши дни, когда любой психологический триллер о придурке с ножиком в руке с легкостью обзывается "хичкоковским", можно забыть какой значительной переменой это было для самого Хичкока. Хотя голливудские фильмы Хичкока и были известны историями об убийствах, интригах, заговорах и приключениях, в основном они отличались высокой стоимостью постановки, большими "звездами", живописным окружением и очень часто Technicolor-ом. По сравнению с такими картинами, как, например, "На Север через Северо-Запад", "Психоз" был намеренно дешевым как по теме, так и внешне, но он совсем не такой, как многочисленные поздние фильмы, пытавшиеся его имитировать. В нем есть тонкое чувство черного юмора, которое становится заметней при повторных просмотрах, и без всякого сомнения - это работа мастера. Сам Хичкок подошел к фильму почти как к техническому розыгрышу: он хотел узнать, как среагирует публика, если звезду убить еще в первой катушке. Фильм, как пример из учебника, демонстрирует, как нужно манипулировать зрителями. Хичкок показывает это, перемещая внимание зрителя с одного персонажа на другой с ловкостью фокусника. Идею ему подал случай Эда Гейна, психически больного убийцы-людоеда из Висконсина (по его истории был также снят ужастик "Техасская резня бензопилой"), и значение фильма для жанра ужасов переоценить невозможно. Влияние на жанр обусловлено не только персонажем Нормана Бэйтса (который после этого переживал реинкарнацию в разных формах и в разных фильмах), но и тем, что Хичкок использовал психологические темы (возможная причина безумия кроется в извращенной семейной или сексуальной истории, а не в воздействии какой-либо внешней сверхъестественной силы); знаменитым струнным музыкальным сопровождением Бернарда Херрманна (его инновационные, бъющие по нервам "крики" скрипок, которым часто подражали позже); и новыми уровнями насилия на экране. Одним интересным отличием между "Психозом" и фильмами ужасов наших дней является возраст персонажей. В классическом фильме Хичкока в кадре не увидишь ни одного подростка - это говорит о последующей эволюции жанра и значительном "омоложении" зрительской аудитории. Сейчас фильмы ужасов смотрят дети, а часто и снимаются в расчете на детей.

http://www.mpeg4.com.ru/7289.shtml
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 11.06.2011, 11:50 | Сообщение # 11
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
«ПСИХОЗ» 1960

1960 год был урожаен на фильмы о маньяках: в Англии Майкл Пауэлл снял «Подглядывающего», а в Америке Альфред Хичкок создал фильм, ставший больше чем просто классикой жанра.

На русский язык его название традиционно переводят как «Психоз», что не точно. Следовало бы — «Псих», «Психопат». Психопат — это скромынй юноша Норман Бейтс, сначала убивший свою мать и ее любовника, а потом воскресивший ее — отдав ей половину своего разума и мумифицировав ее тело. И вот, переодеваясь в женскую одежду, Норман-мать убивает всех девушек приглянувшихся Норману-сыну. Раздвоение личности при отягощающих обстоятельствах.

Всё это объяснит нам в финале профессор-психоаналитик. Но стройность его объяснений не заставит нас забыть как сквозь пелену дождя мы впервые увидели светящуюся вывеску «Мотель Бейтса», 12 номеров, все свободные, внутри — чучела птиц — как цитата из другого, еще не снятого, шедевра. Сила логики здесь, как во многих фильмах Хичкока, уступает силе образа: взлетающий и опускающийся нож, истошный визг, исторгающий воду кружок душа и столь же круглый стеклянеющий зрачок жертвы.

Сегодня профессор не преминул бы заметить, что операторское мастерство заставляет зрителя ассоциироваться не столь с жертвой, сколь с убийцей, что вскрывает вуайеристкую природу «мужского» кино, просветил бы на счет того, что авторов фильма вдохновил знаменитый убийца Эд Гейн, также послуживший прообразом Буффало Билла из «Молчания ягнят», объяснил бы социокультурные корни массовых убийств, рассказал бы о влиянии Хичкока на жанр «триллера»...

Это влияние очевидно и так, и разговоры о нем, пожалуй, даже мешают увидеть в «Психопате» нечто более интересное — вызывающую игру с жанром криминального фильма. Действительно: только мы успели поверить, что героиней будет очередная хичкоковская блондинка, укравшая сорок тысяч долларов, и приготовиться к тому, как Марион будет разыскивать полиция и частные детективы, как героиню режут в душе и топят ее труп в болоте вместе с вожделенной пачкой денег! Еще полчаса мы возлагаем надежды на деятельного детектива — но и его режут как овцу и отправляют туда же! Ближе к концу интерес персонажей к злосчастным тысячам становиться просто смешон. Добавим к этому милые шуточки типа «Мама сегодня немного не в себе» — и признаем, что «Психопат» не только блестящий «триллер», но и отличный образчик «черного юмора»!

Разумеется, подобные вещи даром не проходят. Мало того, что «Психопат» вызвал к жизни три продолжения, с неизменным Энтони Перкинсом в роли Бейтса, и совсем уже слабый телефильм — он породил целую лавину пародий: рассказ Роалда Дала, где хозяйка гостиницы делает мумии из приглянувшихся ей посетителей; «Одежда для убийства» Брайена де Пальмы, где обрамляющие сюжет сцены в душе оказываются сном; компьютерный квест, где игрока, в случае если он заходит в ванную тут же убивают, высветив на экране сообщение: «Неужели старина Хич ничему вас не научил?» — примеры можно множить.

Двенадцать лет назад Эд Гейн умер в психиатрической больнице. За тридцать пять лет экранной жизни Норман Бейтс обрюзг, потолстел, растворился в подражаниях и пародиях, почти что исчез... Но может быть прямо сейчас, когда вы читаете этот текст, нервная зрительница, включив воду в душе, вдруг чувствует странное беспокойство — и это значит, что упрятанный в ящик телевизора и закутанный в саван киноэкрана Норман Бейтс все еще на свободе.

Сергей Кузнецов
http://www.hitchcock.ru/movies/psycho/kuznet.html
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 11.06.2011, 11:50 | Сообщение # 12
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
«Психоз» (Psycho)

Фильм «Психоз» в творчестве Альфреда Хичкока — своего рода эксперимент: режиссёру хотелось проверить, сможет ли он сделать фильм в финансовых пределах телевизионной ленты? Ради этого он пригласил себе в компанию телевизионную команду, которая умела работать быстро. Задержки были связаны только со съёмкой эпизодов убийств. Всё прочее снималось в телевизионном темпе. Чёрно-белый «Психоз» стоил всего 800 тысяч долларов.

Альфред Хичкок анонимно приобрёл права на экранизацию «Психоза» у его автора Роберта Блоха за девять тысяч долларов. В основу романа легла реальная история маньяка-убийцы Эда Гейна из штата Висконсин. Хичкок скупил чуть ли не весь тираж книги и уничтожил его: режиссёр хотел, чтобы как можно меньше людей знали сюжет «Психоза». Сам фильм снимался под рабочими названиями «Производство 9401» и «Вимпи» (по имени одного из операторов Рекса Вимпи).

Фабула этой ленты не таит особых сложностей. Однако Хичкоку важен был не столько сам материал, сколько его визуальная интерпретация.

В начале фильма показан обычный современный американский город. Панорамируя над крышами, камера подводит зрителя к одному из множества окон. Вторгается в комнату.

Последующая любовная сцена тоже, по существу, обычна. Влюблённые говорят о деньгах, которых им не хватает, чтобы устроить свою жизнь. Наконец Марион Крейн (так зовут героиню) уходит.

Приёмная фирмы, где работает Марион. Появляется хозяин с подвыпившим заказчиком. Девушка получает сорок тысяч, которые должна отнести в банк. Однако вместо банка она отправляется домой. Переодевается в дорогу. Пакет с деньгами берёт с собой.

Марион ведёт машину довольно долго, и почти всё это время на экране лицо девушки. Надо отдать должное Хичкоку и актрисе Джанет Ли — эти кадры сделаны действительно превосходно.

На дорогу спускается темнота. Начинается проливной дождь. Из мрака выплывает неоновая вывеска загородной гостиницы.

Тихий, маленький мотель. Появляется хозяин — высокий, приветливый парень. Марион и Норман (его играет Энтони Перкинс) сразу чувствуют интерес друг к другу. После ужина Норман оставляет гостью и удаляется в свой дом на пригорке. Выйдя на террасу, Марион слышит доносящийся из дома резкий старушечий голос, ревниво упрекающий Нормана за его долгий разговор с приезжей.

«Практически первая часть истории — обманка, — подчёркивал Хичкок. — Нужно было отвлечь внимание зрителей в сторону, чтобы усилить впечатление от неожиданного убийства. Мы нарочно затянули экспозицию с кражей денег и бегством, чтобы зрители сосредоточились на том, поймают воровку или нет. Линия с украденными 40 тысячами пунктиром прошла через весь фильм, чтобы публика по инерции продолжала думать, что же сталось с деньгами.

Публика любит опережать события, предсказывать, что будет дальше. На этом можно ловко сыграть, контролируя стереотипный ход мыслей. Чем больше подробностей путешествия девушки мы узнавали, тем глубже аудитория погружалась в слежку за её бегством. Ради этого мы включили сцены с полицейским на мотоцикле и сменой автомобилей. Когда хозяин мотеля рассказывает девушке о своей жизни и они обмениваются понимающими взглядами, зрители всё ещё думают о том, удастся ли ей уйти от преследования. Некоторые из них предполагают, что этот „приятный молодой человек“ заставит её принять правильное решение. А мы манипулируем мыслью зрителя и держим его как можно дальше от того, что на самом деле случится».

…Девушка раздевается и идёт в ванную. Она долго и с наслаждением моется под душем. Камера огибает ванну, и мы видим прозрачную занавеску. Чья-то рука отдёргивает её. Марион дико вскрикивает: из темноты к ней шагнула страшная фигура женщины с поднятым для удара ножом. Стремительно перемежающиеся кадры огромного сверкающего клинка и извивающегося от ужаса и боли тела девушки. Наконец Марион оседает, воронка втягивает потоки крови…

Прибегает Норман. Он в ужасе. Но, быстро совладав с собой, начинает принимать меры, чтобы тщательно замести следы преступления…

Многие отмечали монтажную завершённость гибели героини. Нападение на неё начинается с крупного плана глаза убийцы, приникшего к отверстию в ванной комнате, и кончается таким же крупным планом мёртвого, остановившегося глаза жертвы.

«Для съёмок была изготовлена модель женского торса, — рассказывал Хичкок. — Кровь должна была вытекать из лезвия ножа. Но мы этим не воспользовались. Мы работали с обнажённой дублёршей Джанет Ли. Мы показали только кисти рук мисс Ли, её плечи и голову. Всё остальное принадлежало дублёрше. Естественно, нож не касался её тела, всё было смонтировано…»

В 2004 году редакторы британского журнала «Тотэл филм» попросили критиков определить «лучшие сцены смерти» в истории кино. Первое место по итогам опроса заняла сцена убийства Марион, в которой 90 монтажных склеек.

Сцену снимали целую неделю. Энтони Перкинс участия в ней не принимал; он в то время готовился к роли в Нью-Йорке. Для 45-секундной сцены было сделано 70 планов. Говорят, что Хичкок распорядился подать ледяную воду в душ в тот момент, когда появится фигура с ножом в руках, и поэтому актриса сыграла так натурально. Но это лишь слухи. Как и то, что Хичкок предпочёл чёрно-белый вариант только потому, что в цвете фильм покажется слишком кровавым. Кстати, в качестве заменителя крови был использован шоколадный сироп. При озвучивании сцены убийства нож втыкали в зимнюю дыню.

…На поиски Марион отправляются её сестра (Вера Майлз) и возлюбленный (Джон Гэвин). Одновременно по следу идёт частный детектив (Мартин Белсэм). Он пытается проникнуть в старый дом Нормана, сталкивается с той же таинственной фигурой старухи, и так же, как Марион, падает под ударами её ножа. Смерть детектива поставлена столь же изобретательно. Добиться нужных эффектов удалось лишь с помощью сложных комбинированных съёмок.

Сестра Марион случайно узнаёт, что мать Нормана… умерла десять лет назад. В одной из подвальных комнат она находит сидящую к ней спиной старуху. От какого-то толчка кресло резко поворачивается: девушка оказывается лицом к лицу с мумией…

В следующее мгновение в дверях вырастает фигура такой же старухи с ножом. Внезапная помощь останавливает занесённую для удара руку. В борьбе спадает парик, и оказывается, что перед нами не старуха, а Норман.

В заключительном эпизоде всё разъясняет психиатр, участвующий в следствии. У Нормана сложное раздвоение личности. Одна его ипостась — одинокий молодой человек, владелец небольшого загородного мотеля. С другой стороны, он воображает себя своей собственной (давно умершей на самом деле) матерью, которая якобы психически больна. В образе «матери» Норман становится садистом и убийцей, так как «мать» ревнует своего сына ко всем женщинам и убивает тех, что встречаются на его пути. Таким образом, Норман — убийца, сам того не осознающий. Он убеждён, что убийства совершает его «мать», а он, Норман, только скрывает её преступления…

В книге Норман Бейтс изображён дегенератом и сексуальным маньяком, который и внешне омерзителен: огромный, толстый, лысый, с красным лицом. Хичкок же пригласил на роль Нормана красавца Энтони Перкинса. Для режиссёра было важно не только то, что Перкинс наделён привлекательной внешностью и изяществом, но и то, что этот актёр мог облагородить, возвысить Нормана, сделать его интеллигентным, изысканным. Ранее Перкинс сыграл немало ролей честных, застенчивых, самоотверженных молодых людей.

В первых эпизодах «Психоза» Норман кажется романтиком, более того: своей тонкой красотой и скорбным выражением бледного лица он напоминает принца из сказки. Однако затем он начинает походить на злого колдуна, в котором проскальзывает что-то демоническое, а потом и отвратительное.

Гонорар Энтони Перкинса составил 40 тысяч долларов. Точно такая же сумма была украдена Марион.

На роль Марион рассматривались кандидатуры Ширли Джонс, Ланы Тёрнер, Марты Хейер. Но победила Джанет Ли. Она начала сниматься ещё в 1947 году, когда заключила контракт с МГМ на 50 долларов в неделю. Актриса блеснула талантом у Орсона Уэллса в «Печати зла» (1958).

Джанет Ли вспоминала, что после кинопробы Хичкок сказал ей: «Я решил выбрать вас, потому что вы настоящая актриса. Однако запомните: вы должны играть только то, что написано в сценарии, и не задавать лишних вопросов. Я не люблю, когда актёры начинают импровизировать». Съёмки в «Психозе» заняли у актрисы всего три недели, причём целая неделя ушла на сцену в ванной.

Критики справедливо отмечают, что у Хичкока буквально каждый сантиметр экрана несёт информацию — тут нет пустого пространства. В офисе, где работает Марион, на стене висят две картины: на одной — дорога, где девушку позднее остановит полицейский, а на второй — болото, в котором Норман утопит машину.

До того как Марион крадёт деньги, её бюстгальтер и сумочка — белого цвета. После кражи они становятся чёрными. Хичкок это сделал умышленно, показав тем самым, что героиня совершила плохой поступок.

Номер на втором автомобиле Марион — НФБ-418. Это инициалы Нормана (Фрэнсиса) Бейтса.

Птицы становятся тайным знаком картины. Хобби Нормана — таксидермия, то есть изготовление чучел птиц. Второе имя Бейтса — Фрэнсис — имя святого покровителя птиц. Фамилию героини Крейн можно перевести как «Журавль». Норман говорит Марион, что она «ест как птичка». Мотель украшают чучела птиц. Картинки с птицами можно видеть и на стене, и на двери в ванную.

«Психоз» снимался с 30 ноября 1959 года по 1 февраля 1960 года. Хичкок и сценарист Джозеф Стефано в качестве музыкального оформления хотели использовать джазовые композиции, но потом всё-таки предпочли струнный оркестр Бернарда Херрманна. От пронзительных звуков скрипок холодеет кровь в жилах.

«Психоз» стал самым кассовым фильмом Хичкока — мировые сборы превысили 50 миллионов долларов. Режиссёра это, конечно, радовало, но удовлетворение ему принесло прежде всего воздействие фильма на зрителей. «Мне, в сущности, безразлична тема, — отмечал Хичкок, — не очень важна актёрская игра; но я отвечаю за съёмки, звуковую дорожку и те технические уловки, которые заставляют зрителей взвизгивать. Нашему тщеславию чрезвычайно льстит способность киноискусства влиять на чувства масс. И „Психоз“ в этом отношении может считаться удачей. Людей потрясли не сюжет, не великое актёрское искусство и не любовь к бестселлеру, по которому поставлен фильм. Это сделало чистое кино. Моя задача — обеспечить публике благодетельный шок. Цивилизация отняла у нас способность непосредственно реагировать на что бы то ни было. Избавиться от омертвения и восстановить душевное равновесие можно только с помощью искусственных приёмов, действующих на грани шока. Наилучшим образом эта цель достигается с помощью кино. И успех достигается не содержанием, а техникой. В фильме камера доминирует».

«Психоз» — серьёзная история, пересказанная тем не менее с юмором, что сам Хичкок не раз подчёркивал: «Если бы „Психоз“ задумывался как абсолютно серьёзный фильм, его следовало бы разворачивать как клинический случай без всякой тайны или саспенса, как документ, историю болезни. А кино саспенса немыслимо без иронии».

Картина была номинирована на четыре премии «Оскара»: за режиссуру (Хичкок), женскую роль второго плана (Ли), работу художника и оператора (Рассел-младший). Кроме того, Джанет Ли стала обладательницей «Золотого глобуса».

«Психоз» Альфреда Хичкока по опросу журнала «Энтертейнмент уикли» занял 11-е место в списке самых лучших фильмов за всю историю кино. Кроме того, он оказался лучшим в жанре «триллер».

http://smotrikino.tk/psikhoz.html
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 11.06.2011, 11:51 | Сообщение # 13
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
«ПСИХО»
Триллер, фильм ужасов


Из всех фильмов Альфреда Хичкока — самый знаменитый, самый страшный, самый неустаревший, самый новаторский и самый неповторимый, несмотря на бесчисленные попытки воспроизведения этого успеха. Правда, при жизни маэстро никто не решался на прямое продолжение — и только лишь в 80-е годы появились ещё три «Психоза», причём «Психоз III» был снят актёром Энтони Перкинсом, который чуть ли не на всю жизнь стал своеобразным заложником своей роли маньяка-убийцы Нормана Бейтса. Но в тысячах всевозможных триллеров, чиллеров, саспенсов, шокеров, ярнов и прочих новообразованных жанров предпринимались усилия по устрашению зрителей при помощи именно хичкоковских приёмов. Казалось бы, «Психоз» должна была постигнуть участь некоторых выдающихся картин, растасканных, что называется, по кадрам и даже по ракурсам. Ореол славы вокруг шедевров часто заставляет излишне придирчиво определять их реальную нетленность. Но «Психоз» по-прежнему увлекает с первых же мгновений, держит в невероятном напряжении и пугает до дрожи.

Альфред Хичкок тонко чувствовал внутренний механизм сотворения страха и, будто опытный психиатр, знал потайные нервные окончания, прикосновение к которым способно возбудить состояние неуправляемого психоза, подлинного кошмара наяву. В отличие от многих эпигонов, «мастер страха» ведал, что испуг гнездится глубоко внутри нас, а не находится где-то вовне. Режиссёр вынуждает нас бояться, прежде всего, собственных предположений, догадок, тревожных ожиданий, разыгравшейся фантазии, сам лишь конструируя страшную исходную ситуацию. Зритель поневоле идентифицирует себя с молодой секретаршей Марион Крейн, попавшей ночью в уединённый мотель. У его владельца Нормана Бейтса есть своя тайна, которую разгадываешь вместе с героиней, находящейся в двойной опасности, так как её по подозрению в краже денег из банка разыскивает полиция. И как раз кошмар, который скрыт в повседневной действительности, психоз внешне нормального мира — вот то главное, чего страшится человек в лентах Хичкока.

В «Психозе» это ощущение доведено до предела, до того пограничного края, за которым — бездна безумия. И соответственно отточены до совершенства все кинематографические приёмы, средства художественной выразительности: от блистательного монтажа до гнетущей музыки Бернарда Хёррманна. Подлинные новации, в которых формальные поиски всегда содержательны, «завязаны» в сюжете и точно осмыслены, всё же продолжают сильно воздействовать и спустя несколько десятилетий. Причём в кино, как в наиболее техническом виде искусства, знаменитые творения, а тем более — с новаторскими изысками, сохраняются ещё труднее. К «Психозу» могут быть претензии, так сказать, тематического плана. Но этот фильм до сих пор остаётся безусловным шедевром кинематографического профессионализма, искусного вовлечения зрителей в игру страха. Между прочим, он оказался также и среди самых кассовых в продолжительной карьере Хичкока (бюджет в размере $0,8 млн. был превзойдён в прокате в сорок раз!), и картину посмотрели в США свыше пятидесяти миллионов зрителей.

Сергей Кудрявцев
Оценка: 10/10
http://www.kinopoisk.ru/level/3/review/919203/
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz