Суббота
14.12.2024
17:29
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ" 1958 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ" 1958
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 11.06.2011, 10:33 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3282
Статус: Offline
Психологический триллер «ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ» - одну из вершин творчества великого Хичкока, отличает игра в смерть. Речь в нём идет об отставном сыщике, к-ый после несчастного случая страдает патологически навязчивым страхом высоты. Удивительно, но поначалу критики восприняли картину настороженно, хотя к тому времени Хичкок был уже на вершине славы и каждая его новая работа тут же становилась если не классикой, то почти классикой. А всё потому, что уж больно запутан и не слишком правдоподобен сюжет, непривычна и неожиданна кульминация, несколько размыт финал, смещены акценты в сторону любовного романа. Потребовалось некоторое время, чтобы осмыслить и оценить оригинальность замысла и новаторство художественных решений гениального режиссёра, к-ый здесь, как, пожалуй, нигде и как, пожалуй, никто, с поразительным мастерством нагнетает напряжённость и тревогу. И спустя пару лет критики, к-ые откликнулись на премьеру прохладными рецензиями, стали называть «ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ» шедевром из шедевров.

«ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ» (Vertigo) 1958, США, 128 минут
— триллер с элементами детектива Альфреда Хичкока, основанный на вольном пересказе романа «Из мира мёртвых», написанного Буало и Нарсежаком








У детектива Джона «Скотти» Фергюсона (Джеймс Стюарт) после трагической смерти напарника развивается акрофобия (боязнь высоты). Болезнь заставляет Джона подать в отставку — теперь он не может находиться даже на высоте нескольких ступеней без приступа страха и головокружения.

Вскоре Джона в качестве частного детектива нанимает его старый знакомый Гэвин Элстер (Том Хэлмор). Гэлвин подозревает, что его жена, Мэделин Элстер (Ким Новак), душевно больна. Гэвин просит Скотти следить за ней.

Скотти узнаёт, что Мэделин проводит дни, рассматривая картину, на которой изображена Карлотта Вальдес, а также посещая место, где Карлотта захоронена. Сыщик замечает, что Мэделин носит в точности такую же причёску, что была у Карлотты Вальдес. Оказывается, что женщина, которой так подражает Мэделин, — её прабабушка, совершившая самоубийство.

Несмотря на близкие отношения детектива с Марджори «Мидж» Вуд (Барбара Бел Геддес), он влюбляется в Мэделин. Скотти следует за ней до форта Пойнт, где Мэделин бросается в пролив «Золотые ворота», но детектив успевает её спасти. Джон привозит Мэделин в бессознательном состоянии к себе домой. Разговаривая по телефону с Гэвином, Скотти узнаёт, что Карлотта совершила самоубийство в 26 — столько же сейчас и Мэделин.

Для того чтобы разгадать тайну происходящего с Мэделин, Скотти отвозит её в старую испанскую миссию Сан-Хуан-Баутиста, где с ней случается очередное помутнение рассудка: Мэделин убегает от Скотти на колокольню. Боязнь высоты не позволяет сыщику подняться вслед за ней, и он лишь видит в окно башни, как Мэделин умерла, упав на крышу церкви.

Джон винит себя в смерти Мэделин. Чувство вины столь велико, что он попадает в психиатрическую лечебницу. Много позже, уже оправившись от шока, он начинает вновь посещать те места, где когда-то бывала Мэделин. В один из таких моментов он встречает Джуди Бартон, девушку, которая необычайно похожа на Мэделин. Однако у Джуди другой цвет волос, а речь и стиль делают её вульгарной по сравнению с Мэделин. Однако Джон следует за девушкой до номера в отеле, где та живёт. Напуганная преследованием Джуди рассказывает свою историю — она простая девушка из Салина (Канзас) и только недавно переехала в Сан-Франциско.

Однако после того, как Скотти уходит, она пишет ему письмо, где признаётся, что она и есть Мэделин. Гэвин подкупил её, чтобы она сыграла роль его душевнобольной жены, на которую так похожа. Во флешбеке зритель видит, как Джуди, поднявшись на колокольню, встречает Гэвина, который сбрасывает тело своей жены. Головокружение Джона не позволило бы ему подняться на колокольню, что сделало его идеальным участником заговора. Однако Джуди, уже успевшая полюбить Джона, рвёт письмо, как только заканчивает писать.

Джуди овладевает разумом Джона — в ней он видит потерянную любовь. Однако любые отношения между ними невозможны из-за воспоминаний Джона. Джон делает всё, чтобы Джуди была максимально похожа на Мэделин. Единственная деталь, которая их различает, — причёска. Однако он настаивает, чтобы и причёска была такой же. Чтобы изменить причёску, Джуди уходит в ванную комнату, так же как когда-то это делала Мэделин в квартире Джона. Выходя оттуда, Джуди выглядит точно так же, как Мэделин.

Скотти неожиданно начинает что-то подозревать, когда видит на Джуди колье, которое носила Мэделин. Вместо ужина Скотти везёт Джуди в Сан-Хуан-Баутиста и заставляет подняться на колокольню ещё раз, объясняя это тем, что должен окончательно избавиться от мучающих его воспоминаний, сделав то, что не смог сделать в день смерти Мэделин. Джуди напугана и во всём сознаётся. Джон бросается на неё и начинает тащить наверх (Благодаря сильным эмоциям, вылечившим акрофобию, Скотти может теперь подняться наверх).

Джуди объясняет Скотти, что любит его. Ярость Скотти спадает, они обнимаются. Неожиданно на ступенях появляется фигура. Джуди, напуганная, пятится назад и падает. Оказывается, что монахиня, услышав шум, решила подняться на колокольню.

Скотти смотрит на тело Джуди. Эмоциональный шок вылечил боязнь высоты.

Съёмочная группа

Режиссёр: Альфред Хичкок
Продюсеры: Херберт Коулмэн, Альфред Хичкок, Джеймс Кац (реставрация)
Авторы сценария: Пьер Буало, Тома Нарсежак, Алек Коппел, Сэмюэл Тэйлор
Оператор: Роберт Бёркс
Композитор: Бернард Херрманн
Художники: Генри Бамстед, Хэл Перейра, Эдит Хэд, Сэм Комер, Фрэнк Р. МакКелви
Монтаж: Джордж Томазини

В ролях

Джеймс Стюарт — Джон «Скотти» Фергюсон
Ким Новак — Мэделин Элстер / Джуди Бартон
Барбара Бел Геддес — Марджори «Мидж» Вуд
Том Хэлмор — Гэвин Элстер
Эллен Корби — менеджер в отеле
Генри Джонс — коронёр
Рэймонд Бэйли — доктор Скотти
Константин Шэйн — Поп Лейбел

Награды

1958 — Кинофестиваль в Сан-Себастьяне
«Серебряная раковина» — Альфред Хичкок
Лучший актёр — Джеймс Стюарт

1959 — Премия «Оскар»
Лучшие декорации (номинация)
Лучший звук (номинация)

В 1989 году включён в Национальный регистр фильмов.

Римейки, версии, пародии

В 1962 году был снят ремейк фильма под названием Huihun Ye. В 1995 году вышла новая версия фильма под названием La Présence Des Ombres. Также некоторые сцены фильма пародировались в следующих фильмах: Легенда о Лайле Клэр 1968 года, Страх высоты 1977 года, Грязная игра 1978 года, Not Without My Handbag 1993 года и Jumpers 1997 года.

Художественная ценность

«Головокружение» — этапный фильм режиссёра Альфреда Хичкока. Непризнанный при жизни Хичкока, впоследствии он был назван одним из лучших его фильмов. Использовано много технических новинок — в частности передано ощущение головокружения главного героя с помощью отпущенного зума камеры. Кроме того, восхищение критиков вызывает искусство монтажа в моменте, когда герой следит за женой своего друга в зелёном авто. У зрителя создаётся путаница в голове и своеобразное головокружение, когда сам зритель, как и герой, не может точно сказать — та эта машина или нет. Здесь Хичкок также необычно играет цветами: кислотные оттенки зелёного и красного создают атмосферу неземного, паранормального ужаса в обыденной обстановке. Кроме того, Хичкок выделяет некоторые моменты либо затемняя общий фон чёрным (когда речь в фильме идёт о чём-либо страшном и таинственном), либо выделяя светлым что-то яркое и светлое (например, актрису Ким Новак и её красоту).

Фрейдистское толкование фильма озвучил в «Киногиде извращенца» культуролог Славой Жижек:

Зачастую всё начинается как блеф, подделка, притворство, но тебя затягивает собственная игра. И это настоящая трагедия «Головокружения». Это история о том, как два человека, каждый по-своему, попадают в ловушку своей собственной игры видимостей. И для Мадлен, и для Скотти видимость одерживает верх над реальностью. Чары красоты — это всегда маска, за которой скрывается кошмар. За образом роковой жещины стоит смерть. Кадр с профилем в «Головокружении», возможно, является ключевым для всего фильма. Когда мы видим лицо Мадлен, это фактически всегда лишь половина лица. Скотти боится посмотреть на неё прямо, как будто то, что он видит в своём воображении, для него более реально, чем реальность женщины, стоящей за его спиной. Субъект — это нечто частичное, лицо, нечто, на что мы смотрим. За этим стоит пустота, небытие. И, конечно, мы непроизвольно стремимся заполнить это небытие нашими фантазиями о богатом внутреннем мире личности и т. д. Когда Джуди, переодетая в Мадлен, переступает порог, это словно воплощение фантазии. И конечно, мы знаем точное название для сбывшейся фантазии. Она именуется кошмаром.

Интересные факты

Было снято также послесловие фильма, специально для цензуры европейских стран, однако не вошедшее в прокатную версию, вышедшую на экраны всего мира. В ней мы видим более-менее вылечившегося Джона, вместе с Мидж слушающего репортаж, посвящённый поимке в Европе Гевина Элстера. Послесловие было включено как дополнение к DVD-релизу отреставрированного фильма в 1996 году.

Фильм занимает первое место в списке среди 10-и лучших детективных фильмов по версии AFI.

Права на фильм были выкуплены самим режиссёром и составили наследство его дочери, так что новые поколения зрителей увидели этот фильм только в 1985 году.

В основе фильма лежит вольный пересказ романа «Из мира мертвых», написанного совместно Пьером Буало и Томом Нарсежаком.

Съёмки фильма проходили в период с 30 сентября 1957 по 19 декабря 1957.

Было снято также послесловие фильма, запрещенное европейской цензурой, однако не вошедшее и в оригинальную американскую версию. В ней мы видим более-менее вылечившегося Джона вместе с Мидж слушающего репортаж, посвященный поимке в Европе Гевина Элстера.

На роль Мэделин Хичкок планировал взять Веру Майлз, но та была вынуждена отказаться из-за беременности.

«Головокружение» - четвертый и последний совместный проект Альфреда Хичкока и Джеймса Стюарта.

Картину холодно восприняли как критики, так и зрители. Сокрушенный Хичкок обвинил в неудаче исполнителя главной роли Джеймса Стюарта, сказав, что он исчерпал себя и его лучшие годы позади. Больше Хичкок никогда не снимал Стюарта в своих фильмах, хотя до этого он слыл его любимчиком.

Во время съемок у Хичкока и Ким Новак были очень натянутые отношения. Во-первых, идеальной исполнительницей Мэделин Хичкок считал Веру Майлз, а Новак ему навязали студийные боссы, во-вторых, Ким периодически давала Хичкоку советы, чего режиссер не любил.

Камео Хичкока - в начале фильма проходит по улице в сером костюме.

Смотрите трейлер и фильм

http://vk.com/video16654766_160130721
http://vk.com/video16654766_167998242
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 11.06.2011, 10:36 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ 1958

Соглашаясь на мольбу старого приятеля (Хелмор) последить за его женой, страдающей раздвоением личности (Новак), бывший коп Скотти Фергюсон (Стюарт), страдающий боязнью высоты, и не подозревает, что ему предстоит сыграть подставную роль в зловещей интриге, дважды влюбиться и оказаться на самой грани, отделяющей любовь от безумия и смерти.

Хотя фильм основан на романе "Из мертвых" Буало и Нарсежака, это не детектив - в нем скомпрометирована загадка. За полчаса до финала Хичкок раскрывает все карты, перенося акцент с преступления на чувства. Но и любовь, о которой мог бы стать фильм, скомпрометирована жестокостью и эгоизмом героя, "переделывающего" одну возлюбленную в другую. "Ты мой второй шанс", - говорит Скотти вернувшейся из мертвых Мадлен, и в этом подлинный смысл картины, повествующей о смертельности цифры 2. Две женщины, две любви, два падения, два поцелуя - зеркальность построения наводит Скотти на мысль, что на все есть ответ и спасение в системе. В этом его трагическая ошибка: вторых шансов не бывает. "Головокружение" (по иронии судьбы получившее второй шанс, когда в 1996 году его полностью отреставрировали, вернув "Техниколору" оператора Роберта Б ркса кровавость, а гениальной музыке Бернарда Херрманна цифровую бездонность) - это падение в зазеркалье, своеобразный роуд-муви, только не по пространству, а вглубь него. Тоннелем становится лестница - бездонная монастырская лестница внутрь наваждения, возможно, самого потрясающего в кино.

Михаил Брашинский
http://www.afisha.ru/movie/170149/review/146380/
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 11.06.2011, 10:36 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ 1958

Бывший полицейский из Сан-Франциско Джон Фергюсон, оставивший службу из-за головокружения, вызванного боязнью высоты, соглашаетя на просьбу старого друга Гэвина Элстера последить за его женой, одержимой, по его словам, кем-то из прошлого и имеющей наклонность к самоубийству. Новоиспеченный частный детектив влюбляется в объект своей слежки, но страх высоты мешает ему предотвратить ее падение с колокольни. Через некоторое время, находясь в глубокой депрессии, он случайно встречает на улице девушку, очень похожую на погибшую. Оказывается, что Фергюсон был вовлечен в интригу по устранению настоящей жены Элстера, а та, за которой он следил, была его сообщницей.

После первого релиза в 1958 году фильм был прохладно встречен критиками и его прокат был не очень прибыльным (по сравнению с другими фильмами Хичкока). Затем долгое время он был недоступен зрителям, так как Хичкок выкупил права на него и включил их в наследство своей дочери Патриции. Лишь в 1984 году, уже после смерти режиссера, состялся повторный релиз фильма. К тому времени отношение к картине изменилось, и теперь она считается одним из шедевров Хичкока. В 1996 году фильм (т.е. оригинальный негатив) был восстановлен Робертом Харрисом (Robert A. Harris) и Джеймсом Катцем (James C. Katz). Сравните кадры из фильма до и после восстановления.

Первоначально на роль Мадлен/Джуди Хичкок хотел пригласить Веру Майлз (художник даже успел нарисовать портрет Карлотты Вальдес с ее лицом), но она не смогла принять участия в съемках из-за беременности. Работой же с Ким Новак режиссер остался не очень доволен. Хичкок: "Мисс Новак явилась на площадку с полным набором своих идей, чего я не выношу. Видите ли, я не люблю спорить с актерами на съемках; ни к чему посвящать в тонкости наших взаимоотношений осветителей. Я зашел к Ким Новак в гримерную и объяснил ей свое представление о платьях и прическах, которые обдумывал несколько месяцев. Я добавил также, что меня интересует не фабула, а визуальная интерпретация истории." Как известно, Ким Новак не носила бюстгалтер, что также не нравилось Хичкоку. "Да, не носит. И особенно гордится этим", - язвительно сказал Хичкок Франсуа Трюффо, когда тот заметил, что эта особенность Ким Новак помогает ей передать на экране "ощущение прямо-таки животной чувственности".

Испанская миссия Сан Хуан Батиста, с колокольни которой падает Мадлен, а затем и Джуди, на самом деле не имела колокольни. Ее фотография просто была соответствующим образом вставлена в кадры, на которых миссия снята снаружи общим планом.

Знаменитое искажение перспективы, когда главный герой смотрит вниз с колокольни, призванное передать визуально ощущение головокружения, сделано с помощью "трансфокаторного наезда на макет" - был сделан макет лестницы, его положили на бок и камера стала снимать, отъезжая от макета и меняя фокусное расстояние объектива.

http://hitch.narod.ru/vertigo.html
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 11.06.2011, 10:36 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Энциклопедия фильмов
ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ (Vertigo) Альфред Хичкок, 1958


Головокружение содержит в сжатом поэтическом, психоаналитическом и метафизическом виде все, что может подарить зрителю кинематограф: историю любви, приключенческий рассказ, путешествие персонажей в глубины души, детективную интригу, разгадку которой автор не без удовольствия раскрывает за полчаса до финала. По своему обыкновению Альфред Хичкок до такой степени опутывает зрителя нитями сюжета, что сюжет становится для него так же загадочен, как сама реальность.

Восхищаться фильмом (несомненно, принадлежащим к числу самых восхитительных произведений кинематографа) и анализировать его - означает даже не столько анализировать автора, сколько анализировать самого себя в психологическом и психоаналитическом понимании этого слова. Головокружение, при всей нашей любви и всем обожании, остается картиной настолько личной, что приглашает скорее к молчаливым раздумьям, нежели к обсуждению, словно интимный дневник, который не должен был попадаться на глаза. В фильме не одна, а несколько путеводных нитей, и все пересекаются до бесконечности: преступление (лишающее того, кто в нем замешан, всякого будущего), некрофилия, иллюзия, влюбленность.

На тему влюбленности Хичкок сплел бесчисленное количество вариаций. В его творчестве любовь часто связана с чувством подчиненности, даже собственной неполноценности. Здесь это чувство в тот или иной момент сюжета испытывают все персонажи; Мидж становится его карикатурным (и совершенно отчаянным) воплощением. Суть истории двух главных героев Головокружения в том, что даже в любви им не суждено встретиться. Стоит Фергюсону избавиться от обманчивых иллюзий, как он убивает ту, кого любит (таков приблизительный смысл финальной сцены). Сделав почти все возможное, чтобы снова встретиться с Фергюсоном, Мэдлин-Джуди его теряет. И он, и она теряют друг друга прежде, чем находят. Нравственность конечно же и преступление, в котором участвовала Джуди, навеки останутся непреодолимой стеной между ними. Эта трагическая игра в прятки объединяет крайнюю чувственность и физическую близость персонажей (актерская игра Ким Новак признана одной из самых животных в американском кинематографе) с не менее крайней рассудочностью, поскольку фильм рассказывает также и об усиленных попытках Фергюсона осмыслить и понять суть Мэдлин-Джуди, которая сбегает от него в мир мертвых, как раз когда он почти уловил эту суть.

Чтобы дать зрителю возможность прочувствовать (но не постичь целиком) эту историю о головокружении и падении, которые оказываются сильнее любви, Хичкок использовал весь арсенал своих технических трюков, причем некоторые он обдумывал 15 лет (эффект головокружения на колокольне). Они похожи на рифмы в стихотворении — видимые, различимые, нарочито заметные, но призванные раствориться в финале в душераздирающей магии той музыки, что сложилась в том числе и благодаря им. Никогда, ни в одном фильме кинематограф до такой степени не сочетал техническое качество и исповедальный характер, зрелищность и интимность.

Жак Лурселль
http://www.cinematheque.ru/post/140203
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 11.06.2011, 10:36 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ /VERTIGO/

Один из самых известных фильмов Альфреда Хичкока, мирового патриарха детективного жанра. Отставной полицейский детектив (Стюарт), страдающий боязнью высоты, по просьбе старого школьного приятеля начинает слежку за его женой и влюбляется в нее... Рассказывать дальнейшее содержание бесполезно, все в картине построено на психологических нюансах, создающих завораживающий, гипнотический эффект. Это фильм-наваждение, и смотреть его можно много раз. По роману Пьера Буало и Пьера Нарсежака "D Entre les Morts". Номинации за работы художников и звук.

"Наиболее дискутируемая работа мастера; безнадежно сардоническая и требующая многократного просмотра. Самая личная и пугающе саморазоблачающая картина Хичкока, "Головокружение" - это история человека (Стюарт здесь - сам Хичкок), одержимого образом бывшей любви (Новак здесь в роли Веры Майлз), который пытается все более интенсивно переделать другую женщину (Новак в роли Новак) в этот образ. Попробуем объяснить.

Итак Стюарт - бывший полицейский Сан-Франциско, страдающий от головокружения, вызываемого боязнью высоты. Ему звонит бывший одноклассник, корабельный магнат Гэвин Элстер (Хелмор), и он соглашается поиграть в детектива и последить за женой миллионера Мадлен (Новак), так как Элстер опасается за ее жизнь. Элстер еще зловеще спрашивает его "Вы верите, что кто-то умерший, кто-то из прошлого может овладеть живым существом?" Последив за Мадлен некоторое время, Стюарт становится одержимым ею - глубоко потерянным в лабиринте, из которого нет выхода.

Основанный на романе Пьера Буало и Томаса Нарсежака (которые до этого предоставили источниковый материал для "Дъявольщины"), "Головокружение" привлек Хичкока по причинам, которые становятся яснее, чем больше ты знаешь о личности режиссера. "Головокружение" по сути является признанием Хичкока перед своими зрителями в том, что его одержимость и желание переделывать женщин заключаются в персонаже Стюарта, а идеальная женщина Хичкока заключена в Мадлен.

"Головокружение" - это также шедевр кино, в котором есть одно из наиболее значительных технических открытий за всю его историю - тележка убирается, зум в кадре, что визуально передает подташнивающее ощущение головокружения. В результате получился кадр только Хичкоковский, какого ранее не было ни в одном фильме, кадр, который всегда будет нести его печать.

Более того, сама подготовка к производству более напоминает отдельную историю. Хичкок снимал Веру Майлз в "Не том человеке" и был уверен, что она снимется в "Головокружении". Все это было бы в полном соответствии с его традицией: холодная блондинка, чья похотливость шлюхи прячется под приличной, скромной одеждой и простой прической. Но план его был нарушен, когда Майлз вышла замуж и забеременела. "Я потерял к ней интерес. Я не смогу снова войти в ритм с нею", - говорил Хичкок в интервью, но позже он кинул ей кость в "Психозе". Тогда он убедил Новак взять эту роль; ее сомнамбулистские качества делали ее в этой роли очень эффектной, но ему и Эдит Хед пришлось чертовски потрудиться, чтобы заставить окрасить волосы чуть потемнее.

Может быть, Новак и есть невоспетая квинтэссенция героини Хичкока. Хичкок сам описывал одержимость персонажа Стюарта героиней Новак как "форму некрофилии"; страшно, когда думаешь, что режиссер воссоздавал вновь и вновь девушку своей мечты. Героиня Новак унижается, так как ее собственная личность должна стать тем, чего от нее хотят мужчины. Чувствовала ли она унижение, когда Хичкок и Хед пытались похоронить существующую Новак? Чувствовала ли она себя от этого дешевой пешкой, которую заставляют изображать из себя леди, которая сама в свою очередь выдает себя за другую в пределах, очерченных параметрами роли? И как много от реальной Мэрилин Новик вошло в этот созданный образ Ким Новак? Последняя была звездной персоной, помещенной в ситуацию, в которой с самого начала нельзя было остаться довольной. Ее считали наследницей Хэйуорт и угрозой Монро, удивительно, что Новак так проскользнула в истории кино..."

Иванов М.
http://www.videoguide.ru/card_film.asp?idFilm=3544
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 11.06.2011, 10:37 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Головокружение

«Головокружение» — вольная экранизация романа «Из мира мёртвых» Пьера Буало и Тома Нарсежака. Узнав, что Альфред Хичкок хотел экранизировать их предыдущий роман, французские писатели взяли да и сочинили произведение в духе знаменитого режиссёра. Интуиция не подвела Буало и Нарсежака: Хичкок выложил требуемую сумму за право экранизации «Из мира мёртвых».

Главный герой фильма — бывший сыщик из Сан-Франциско Джон «Скотти» Фергюссон (его играет Джеймс Стюарт) испытывает страх высоты. Бизнесмен Гэвин Элстер (Том Хелмор) просит его последить за своей женой Мадлен (Ким Новак), одержимой манией самоубийства. Она верит в переселение душ и всё чаще вспоминает о своей прабабке-испанке, которая свела счёты с жизнью в 1857 году. Фергюссон не справляется со своей задачей — в самый ответственный момент он не решается подняться вслед за Мадлен на колокольню, и женщина на его глазах бросается в залив…

Проходит время, и Скотти случайно встречает на улице девушку, поразительно похожую на Мадлен. Её зовут Джуди Бартон. Выясняется, что она исполняла роль в прекрасно спланированном преступлении. Всё придумал бизнесмен Гэвин Элстер, чтобы скрыть убийство своей жены. Фергюссон следил не за Мадлен, а за Джуди Бартон, которая имитировала самоубийство, выдавая себя за жену Элстера…

Сценарий «Головокружения» был заказан Алеку Коппелю и Самуэлю Тэйлору.

Авторы сценария отправили злодея Элстера, который сплёл и придумал кровавую интригу, на периферию фабулы — он появляется на экране лишь несколько раз, и финал проходит без участия организатора преступления (бизнесмен уезжает из Сан-Франциско).

В «Головокружении» неоднократно подчёркивается, что Скотти — закоренелый холостяк. Это дало повод некоторым критикам утверждать, будто Фергюссон боится не высоты, а любви. Он был когда-то помолвлен со своей школьной подружкой Мэдж (Барбара Бел Джеддес), но им не хватило смелости пожениться. Отставной детектив не осмелился ответить и на чувство Джуди, он лишь провёл с ней следственный эксперимент, заманив девушку на колокольню, где было разыграно мнимое самоубийство. «Слишком поздно», — скажет он Джуди, и через несколько минут девушка погибнет, бросившись вниз. Преступление, пусть даже невидимое, влечёт за собой наказание, в фильмах Хичкока воздаяние за грех часто приобретает высший духовный смысл.

Фергюссон стоит на краю колокольни — он всё-таки смог на неё подняться, но и ему не суждено уцелеть в этом фильме.

Отставного детектива сыграл Джеймс Стюарт. Его возможности Хичкоку были хорошо известны. Актёр снимался у него в фильмах «Тень сомнения» (1943), «Верёвка» (1948), «Окно во двор» (1954), «Человек, который слишком много знал» (1956). Джеймс был стопроцентным американцем, но, как отмечали критики, с дьяволом в душе, воплощая тем самым тёмные стороны души автора-режиссёра.

На роль Мадлен — Джуди была приглашена Вера Майлс. Пробы прошли успешно, но перед самым началом съёмок Вера вышла замуж и забеременела. Хичкоку пришлось срочно подыскивать замену актрисе, которую он считал идеальной для роли Мадлен — Джуди.

Студия настояла на кандидатуре Ким Новак. Она родилась в семье чешского эмигранта-железнодорожника. В юности Ким была полноватой брюнеткой. В Голливуде фотомодель из Иллинойса превратилась в худую изящную блондинку. Ей удалось сохранить собственное имя, хотя продюсеры настаивали на псевдониме.

Съёмки «Головокружения» проходили в Сан-Франциско с 30 сентября по 19 декабря 1957 года.

Дочь одного из продюсеров Джуди Ланини предложила использовать для съёмок испанскую миссию Сан-Хуан Батиста. Хотя Хичкок собирался снимать в другом месте, он с ней согласился. Единственное, что его беспокоило, — миссия не имела колокольни (она сгорела во время пожара). В «Головокружении» колокольня была «восстановлена» при помощи старых фотографий и комбинированной съёмки.

Хичкок с самого начала невзлюбил Новак, за глаза удостаивая её весьма нелестных отзывов.

В интервью Франсуа Трюффо режиссёр так объяснил происхождение этой антипатии: «Мисс Новак явилась на съёмочную площадку с полным набором своих идей, чего я не выношу. Видите ли, я не люблю спорить с актёрами на съёмках; ни к чему посвящать в тонкости наших взаимоотношений осветителей. Я зашёл к Ким Новак в гримёрную и объяснил ей своё представление о платьях и причёсках, которые обдумывал несколько месяцев. Я добавил также, что меня интересует не фабула, а визуальная интерпретация истории».

Хичкок наотрез отказывался обсуждать с Новак характер и поведение героини. «Дорогая, — говорил он, — ты у нас умная девочка, сама разберёшься». Тем не менее актриса отлично справилась со своей ролью. «Конечно, я не была великой актрисой, — признаёт Новак. — Но я могла вдохнуть жизнь в мою героиню, потому что у нас было много общего. Она была так же ранима, как и я сама в то время».

Новак сначала играла Мадлен Элстер — сверхутончённую хрупкую блондинку с безумными идеями относительно переселения душ — трогательную и незабываемую. А затем актриса перевоплощалась в Джуди Бартон — рыжеволосую продавщицу. В отношениях со Скотти Джуди нравится играть роль маленькой девочки. В финальной сцене, когда Скотти хватает её и осыпает бранью, она чувствует удовлетворение.

Большой мастер Хичкок знал, когда надо снять напряжение с помощью весёлого диалога, чтобы потом закрутить сюжет, напугать, заинтриговать. Например, в одном из эпизодов «Головокружения» Фергюссон находится в гостях у своей бывшей подружки Мэдж. В углу комнаты прикреплён бюстгальтер. Висит он не горизонтально, а вертикально. На недоуменный вопрос Джона женщина отвечает, что бюстгальтер этот спроектирован по принципу консольного моста. Автор его — авиаконструктор из Калифорнии. И она, Мэдж, доводит модель, так сказать, до серийного производства…

Самому Хичкоку очень нравился эпизод, когда, поднимаясь на колокольню, герой испытывает головокружение. Ему кажется, что старая деревянная лестница уходит у него из-под ног. Хичкок снял эту сцену при помощи технической новинки — трансфокатора, который позволял, не меняя на камере объектива, переходить с общего плана на крупный и обратно. Для эпизода в несколько секунд был сделан макет лестницы стоимостью 19 тысяч долларов. Зато, как потом признавался режиссёр, ему наконец-то удалось воссоздать то удивительное ощущение, которое он однажды испытал, перепив на вечеринке в лондонском Альберт-Холле.

Хичкок большое внимание уделял музыкальному сопровождению фильма. Композитор Бернард Херрманн на этот раз использовал мотивы «Тристана и Изольды» Рихарда Вагнера.

Премьера «Головокружения» состоялась 9 мая 1958 года в Сан-Франциско (Калифорния). Фильм был прохладно встречен критиками, да и у зрителей не вызвал большого интереса. Американская киноакадемия отметила картину только двумя номинациями на «Оскар».

Удручённый Хичкок обвинил в неудаче постаревшего Джеймса Стюарта, который якобы исчерпал себя. Режиссёр больше не снимал Стюарта, хотя прежде актёр слыл его любимчиком.

Лишь 28 октября 1983 года, уже после смерти режиссёра, состоялась повторная премьера «Головокружения». Мартин Скорсезе превознёс его как один из самых лучших фильмов, когда-либо снятых в Голливуде. С ним тут же согласились кинокритики.

В 1996 году фильм «Головокружение» (т. е. оригинальный негатив) был восстановлен Робертом А. Харрисом и благодаря продюсеру Джеймсу Кацу 4 октября 1996 года снова выпущен в прокат в кинотеатрах.

На Берлинском кинофестивале восстановленную копию «Головокружения» представляла дочь Хичкока Патриция. Приехала на презентацию и живущая в Орегоне Ким Новак. Она отметила, что Хичкок был «лапочкой» по сравнению с другими постановщиками и студийными боссами. Теперь актриса видела свои стычки с Хичкоком не только в чёрном свете: «Он отказался мне помогать, но это стало началом освобождения. В роли Мадлен я принадлежала ему, в роли Джуди я могла играть так, как мне хотелось. Я впервые почувствовала, что могу что-то дать роли. Хичкок создавал кино, я создавала своего персонажа. Я отдала Джуди мои собственные чувства. Наверное, это сработало».

Автор книги о Хичкоке французский критик Жан Душе справедливо утверждал, что многое в этой ленте, помимо сюжетного, имеет ещё и другой, подспудный смысл. В его трактовке образы бездны, головокружения обретают символическое значение и наравне с очевидными фаллическими символами — тростью, колоколом, маяком, — связаны с отношениями полов.

Режиссёры Милош Форман и Джон Карпентер считают «Головокружение» лучшим фильмом Хичкока. Известный кинокритик Леонард Молтин назвал «Головокружение» «гениальным фильмом, который надо регулярно пересматривать». Причём если одним зрителям достаточно разгадывания хитроумного замысла преступника (настолько задрапированного причудливостью сюжетных и визуальных ходов, что до самого конца невозможно постичь истинный смысл происходящего), то другие в первую очередь отдают должное интеллектуальной игре, в которую — как ложная посылка — вторгается теория реинкарнации.

В 2002 году Британский институт кино и телевидения провёл очередной опрос среди 144 видных кинокритиков и 108 режиссёров, чтобы определить десять лучших фильмов всех времён и народов. Его итоги были опубликованы на страницах авторитетного киножурнала «Сайт энд саунд». У режиссёров фильм «Головокружение» занял шестое место, у критиков — второе, вслед за «Гражданином Кейном» Орсона Уэллса.

http://kinofashion.ru/index.p....temid=4
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 11.06.2011, 10:37 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ 1958

В момент своего появления картина не произвела сильного впечатления на публику, как не вызвала особого резонанса и отреставрированная версия, выпущенная на экраны в 1996-м, когда «Головокружение» мало кто не причислял к безусловной классике. И ещё удивительнее и досаднее факт всего одной номинации на «Оскар». Хичкок сумел виртуозно использовать сложную, тонко сплетённую любовно-детективную интригу, позаимствованную из адаптированной Алеком Коппелом и Сэмом Тейлором книги «Из мира мёртвых» Пьера Буало и Томаса Нарсежака. В «Головокружении» режиссёр идеально воплотил свой знаменитый принцип, бросая вызов самому проницательному и эрудированному зрителю, ибо подлинное, граничащее с мистикой напряжение возникает лишь во второй половине – после мнимой кульминации с гибелью Меделайн. Явно намекая на собственную более раннюю «Ребекку» /1940/, режиссёр остроумно подводит к мысли о возможном переселении душ, тем более что миссис Элстер, как «Скотти» узнаёт в ходе расследования, почти повторила участь своей прабабушки, покончившей с собой столетием ранее, в 1857-м, на чей портрет она феноменально похожа. Одновременно – намекая на серьёзные душевные проблемы самого Джона, во фрейдистском духе (продолжая линию «Завороженного» /1945/?!) трактуя происхождение психической травмы, полученной в глубоком детстве. Не случайно снискал известность эпизод с визуальным сопоставлением лиц Джуди, испытывающей невыносимые муки совести, и находящегося в экстазе Фергюсона.

Но возвращающий на церковную колокольню финал, позднее ставший объектом цитирования и пародирования, всё равно непредсказуем и искусен, поражая монтажным и прежде всего изощрённым операторским (одна из лучших работ Роберта Беркса) решением. Даже демонстративно рационалистическая развязка (Фергюсон раскрывает тайны, тем самым, превозмогая боль, – сознательно отказываясь от счастья) вовсе не разрушает ощущение, что «Головокружение» являет собой редчайший пример метафизического детектива. В который раз Хичкок, даже оставаясь, условно говоря, материалистом (и в том действительно следуя за Зигмундом Фрейдом и Карлом Юнгом, чьи идеи маэстро воплощает всё более тонко, художественно убедительно), разрушает, подтачивая изнутри, миф о всесилии рассудка. Никаких тайн не остаётся – но своеобразный грех (подлинное «горе от ума») «Скотти» заключается именно в проницательности, в профессиональном, возведённом в привычку стремлении докапываться до истины. Сам-то Хичкок, выстраивающий целую систему символов (чего стоит лишь полуразрушенная католическая церковь, где прибежище находят разве что стаи птиц!), как раз сохраняет пиетет перед трансцендентным – и это относится не только к возможности метемпсихоза… Львиную долю успеха фильма следует, безусловно, отнести на счёт отличной, именно головокружительной игры Стюарта, даже если актёр впал в немилость режиссёра, объяснившего коммерческую неудачу ленты уходящей популярностью уже немолодого, пятидесятилетнего кумира.

Евгений Нефёдов
http://www.world-art.ru/cinema/cinema.php?id=5918
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 11.06.2011, 10:38 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Головокружение/ Vertigo

Один из самых известных фильмов Альфреда Хичкока, мирового патриарха детективного жанра. Отставной полицейский детектив (Стюарт), страдающий боязнью высоты, по просьбе старого школьного приятеля начинает слежку за его женой и влюбляется в нее... Рассказывать дальнейшее содержание бесполезно, все в картине построено на психологических нюансах, создающих завораживающий, гипнотический эффект. Это фильм-наваждение, и смотреть его можно много раз. По роману Пьера Буало и Пьера Нарсежака "D Entre les Morts". Номинации за работы художников и звук.

В классе темно, за партами сидят три десятка учеников, посреди — огромный экран. Открывается дверь, и перед экраном мелькает легендарный профиль с надутыми щеками и крючковатым носом, напоминающим нахохлившегося филина. Тема урока — техника построения саспиенса в кино, название курса — «как правильно снимать психологические триллеры». За партами учащихся можно угадать таких учеников, как Роман Поланский, Пауль Верхувен, Брайан Де Пальм. За стенами класса притаился у замочной скважины весь Голливуд, желая подслушать и впитать секреты магии манипулирования зрителем. И Мастеру нечего скрывать. Не произнося ни слова, он молча запускает кинопроектор, с экрана звучит тревожная музыка, а на самом начинают бегать знакомые до боли титры «Головокружения». Смотрите, учитесь….

Сам Хичкок любил повторять: «Для того, чтобы снять великий фильм, нужно всего три вещи: сценарий, сценарий и еще раз, сценарий». Возводя в абсолют заслуги сценариста, великий режиссер лукавил: с его талантом и собственной техникой саспиенса, он мог любую невинную сцену разговора или даже чистки ботинок превратить для зрителя в пульсирующий комок постоянного напряжения и беспокойства. Хичкок всегда полностью использовал все доступные в его арсенале средства художественной выразительности: цвет, звук, музыку, операторские ракурсы, игру актеров. Чувства зрителей во время просмотра были для него точным инструментом, на котором он играл с изяществом настоящего органиста.

Вот и сценарий «Головокружения» — это просто партитура, набор нот на концерте, где главное удовольствие для слушателя заключается именно в исполнении. К бывшему полицейскому, страдающему от панической боязни высоты, обращается его старый друг с невинной просьбой последить за его женой. Естественно, вскоре он в нее влюбляется, причем настолько сильно, что после ее смерти не может отделаться от наваждения. И встречая однажды женщину, которая внешне напоминает его возлюбленную, старается сделать из нее копию той, которой лишился и не подозревает, какой сюрприз ожидает его…..

«Головокружение» — это почти камерная история с ограниченным количеством персонажей, где все участники постоянно пытаются манипулировать друг другом. Но подлинный интерес Хичкока изначально привлекла лишь одна из них: мужчина, который пытается из одной женщины сделать подобие другой, которую давно любил. В психологии это называется термином «замена», когда человек пытается экстраполировать чувства к одному объекту на совсем другой, намеренно подчеркивая его внешнее сходство с оригиналом.

По сути, «Головокружение» — это образная метафора фрейдистского психоанализа. Выложив перед зрителем все сюжетные карты за 30 минут до финала, Хичкок предлагает зрителю необычную, но не менее увлекательную игру: вместо угадывания сценарных сюрпризов заняться разгадыванием пазлов из психологии своих персонажей. Начинается сеанс психологического стриптиза, где каждое последующее действие все более и более обнажает зрителю истинную человеческую сущность, все скрываемые помыслы и истинные мотивы поступков. Хичкок холоден и беспощаден к своим персонажам: в итоге, каждый из них получит ровно столько, сколько заслуживает.

Но вместе с тем, это еще и очень личный фильм, почти признание и исповедь режиссера. Раз за разом, в разных фильмах, Хичкок работал с разными актрисами, но фактически все время лепил из них на экране один и тот же вечный женский типаж, прообразом которого в данном фильме стала Ким Новак. Желание наделить живую красоту чертами мертвого или невозможного идеала, которое сам Хичкок называл «внутренней некрофилией» — это центральная тема фильма, по значимости для режиссера, гораздо превосходящая его детективную составляющую. Подобно своему же герою, Хичкок творил из подручного, схожего материала собственный идеал женщины, и обнажая скрытый вуйеризм своего героя, режиссер тем самым, откровенно исповедовался и в собственном. В конце концов, все мы привычны и готовы внутренне придать некоему человеку черты абсолютного идеала, которому он просто не может соответствовать. И во всех языках и мировых культурах, этот самообман принято называть любовью.

Хичкок всегда был техническим новатором, который старался на полную катушку использовать любое из доступных ему технических новшеств. Свой первый цветной фильм «Веревка» он снял в 1948 году, но для того, чтобы полностью освоиться и научиться использовать цвет не только в качестве палитры и фона, но и одного из важных средств выразительности, ему потребовалось долгих 10 лет. В «Головокружении» цвета подчеркивают образы, доносят скрытый подтекст, играют, манипулируют со зрителем не хуже музыки и звукового ряда. Сопровождающая героиню дымка зеленого цвета олицетворяют некую таинственную мечтательность. Синий олицетворяет безумие героя, красный — потрясение, шок от пережитого, и одновременно — чувство вины, незримо с ними связанное.

Кроме того, для воссоздания эффекта головокружения от высоты, Хичкок впервые использовал прием стремительного приближения заднего фона, ныне именуемый «зумом» и используемый повсеместно, как с надобностью и без оной. Сейчас немного смешно звучит, но этот прием Хичкок обдумывал более 15 лет, планируя его использовать еще в «Ребекке», а сама сцена на колокольне, благодаря использованию трансфокатора обошлась продюсерам в 19 тысяч долларов.

«Головокружение» — это очень размеренный, медитативный фильм, совсем непохожий на другие работы мастера. Главное в нем — не сюжет, не саспиенс и даже не безупречная игра актеров (хотя сам Хичкок был ею не доволен, и больше их никогда не снимал), а безупречно выстроенная атмосфера настоящей любви, которая всегда является истинным наваждением.

Пленка останавливается, в классе зажигается свет. Ученики расходятся по домам для творческого осмысления, которое не заставит себя ждать. Некоторое время спустя, отличники положат на стол Мастера свои отличные сочинения «Отвращение», «Жилец», «На грани безумия», «Основной инстинкт»… Для других же выпускников фильм о наваждении превратится в наваждение персональное, и в каждой собственной работе, они будут снова и снова вытаскивать на экран эти хичкоковские цвета, лестницы, тени, впрочем не добиваясь при этом должного эффекта. Ведь несмотря на этот очевидный урок, главный из секретов мастерства, Учитель унес с собой в могилу: для того, чтобы снимать как Альфред Хичкок нужно… просто родиться Альфредом Хичкоком.

http://engkino.com/index.p....mid=103
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 11.06.2011, 10:38 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
«ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ»
Мелодраматический триллер


Не так давно выпущенная отреставрированная копия одного из шедевров Альфреда Хичкока лишний раз доказала, что многие современные творцы мелодраматических и психоаналитических триллеров (от «Рокового влечения» и «Основного инстинкта» до недавней ленты «Чёрный георгин») вышли именно из «Головокружения». Любопытен и тот факт, что в середине 80-х годов этот вполне невинный по содержанию фильм был справедливо включён по одному из опросов критиков в десятку самых эротичных кинопроизведений всех времён и народов. Хичкок, который довёл до изощрённого великолепия механизм создания саспенса (тревожной атмосферы) почти что на пустом месте, точно так же поступил и с воплощением на экране неких глубинных флюидов обострённой чувственности, непреодолимого влечения мужчины к женщине.

Будучи гением формальных приёмов, режиссёр прилагал все свои усилия для того, чтобы они практически не были заметны зрителю, оказавшись как бы растворёнными в ткани самого повествования, словно разлитыми в сюжете. Но как ни парадоксально, с течением времени непосредственная фабула, достаточно захватывающая сама по себе, всё меньше нас интересует в хичкоковских картинах. А «Головокружение» в этом смысле является одним из идеальных примеров, что подлинное головокружение можно получить, прежде всего, от восприятия того, как прихотливо и завораживающе поведана история. И можно в очередной раз, как будто вообще впервые, узнавать, что сан-францисский полицейский Джон Фергусон, так боящийся высоты, нанят своим школьным приятелем Гэвином Элстером для слежки за его женой Мэдлин. И именно в неё этот детектив безотчётно влюбляется, а когда Мэдлин погибает, встречает похожую на неё, как две капли воды, девушку по имени Джуди Бартон (естественно, что обеих играет одна актриса Ким Новак).

Так что и мы вместе с главным героем начинаем путаться в этих двух ипостасях вечно ускользающего, но неотступно манящего женского начала, оказываясь покорными заложниками головокружительной страсти к объекту своего желания, словно к некоему недостижимому идеалу, ради которого можно решиться на любые жертвы, в том числе преодолевая собственный страх высоты. Хотя Хичкок ещё со времени создания «Заворожённого» (1945), отдавая дань фрейдистским подоплёкам тех явных и скрытых комплексов, которые переживают его персонажи, всё же держит в уме определённую долю иронии по отношению к происходящему, поскольку и сам подобным образом избавляется с помощью кино от преследующих маний и фобий. Впрочем, и для зрителей его ленты могут послужить как бы сеансами личного психоанализа, позволяя сублимировать смутные ощущения и прояснять для самих себя истинную природу своей «заворожённости».

Сергей Кудрявцев
http://www.kinopoisk.ru/level/3/review/860385/
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz