"ОТЧУЖДЕНИЕ" 2002
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Понедельник, 06.08.2012, 15:45 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3284
Статус: Offline
| Абсолютно авторским историям Нури Бильге Джейлана, обратите внимание на состав съёмочной группы, веришь. Веришь тому, что уже знакомый нам герой таки вырвался из родного «Посёлка» и погрузился в антониониевскую пустынность улиц. Веришь, что он как повалившийся корабль на пристани безуспешно пытается начать новую жизнь. Что также как и его далёкий близкий родственник находится в пропасти одиночества, преодолеть которую даже совместно им не удастся. Тот другой стремился когда-то «снимать фильмы как Тарковский», а сегодня всего лишь фотографирует для рекламы, не веруя более в собственные мечты и заявляя тем самым «о своей смерти до того, как умер». Заполняя жизненную пустоту телевизором, он не способен избавиться от внутренних терзаний, усугубляющихся приездом назойливого как мышь на кухне гостя и отъездом бывшей, но всё ещё любимой супруги. Грустно. Грустно от говорящей тишины, тягучей тревоги и некоммуникабельного пейзажа. Грустно, красиво и … как же хорошо. Потому что очень честно и безумно талантливо.
«ОТЧУЖДЕНИЕ» (Uzak) 2002, Турция, 110 минут – экзистенциальная драма – обладатель Большого приза жюри и Премии за лучшую мужскую роль на Каннском международном кинофестивале
Махмут – разведённый фотограф, работающий на стамбульской фабрике по производству черепицы. Он ведёт замкнутый образ жизни, проводя вечера перед телевизором. Его предпочтения – старые фильмы, показы мод и порнография. Бывшая жена Махмута снова вышла замуж и вместе с новым супругом собирается переселиться в Канаду. И только появление двоюродного брата, безработного деревенского парня Юсуфа, с его глупыми мечтами наняться на большой корабль и заработать кучу американских долларов вносит хоть какое-то разнообразие в жизнь Махмута. Юсуф со своей деревенской бесцеремонностью и далеко идущими планами как будто выламывается из стен уютной маленькой квартирки Махмута.
Съёмочная группа
Режиссёр: Нури Бильге Джейлан Сценарий: Нури Бильге Джейлан, Cemil Kavukçu Продюсеры: Нури Бильге Джейлан, Феридун Кок Оператор: Нури Бильге Джейлан Композитор: Вольфганг Амадей Моцарт Монтаж: Нури Бильге Джейлан, Айхан Эргурзель
В ролях
Музаффер Эздемир Мехмет Эмин Топрак Зухал Генджер Эркайа Назан Кирилмис Феридун Кок Фатма Джейлан Эбру Джейлан
Интересные факты
Турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан, большой поклонник Андрея Тарковского, делает и своего героя поклонником русского режиссёра, а также заставляет его смотреть «Сталкера» (1979) и «Зеркало» (1974). Кроме того, он снял в фильме собственную мать, как это делал в свое время Тарковский.
Махмут живет в квартире, которая принадлежит режиссёру, и водит его же машину.
Джейлан в интервью рассказывал, что не собирался снимать путешествия Юсуфа по заснеженному Стамбулу. Однако, когда он увидел, как прекрасен город в снежный день, он решил сделать несколько сцен.
На Каннском кинофестивале в 2003 году награду за лучшую актёрскую работу получили оба главных исполнителя фильма Мехмет Эмин Топрак и Музаффер Эздемир. Двадцативосьмилетний Мехмет Эмин Топрак не смог получить награду – он погиб в автокатастрофе вскоре после того, как узнал, что его номинировали. Фильм стал данью памяти актёру.
Награды
Каннский кинофестиваль, 2003 год Победитель: Большой приз жюри Победитель: Серебряная премия за лучшую мужскую роль (Эмин Топрак, Музаффер Эздемир) Номинация: Золотая пальмовая ветвь
Европейская киноакадемия, 2003 год Номинация: Лучший режиссёр (Нури Бильге Джейлан) Номинация: Приз зрительских симпатий за лучшую работу режиссёра (Нури Бильге Джейлан)
Сан-Себастьян, 2003 год Победитель: Приз ФИПРЕССИ за лучший фильм года
Каннский кинофестиваль, 2004 год Победитель: Приз французской культуры иностранному кинематографисту года
Смотрите трейлер и фильм
http://vk.com/video16654766_163034637 http://vk.com/video16654766_163034626
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Понедельник, 06.08.2012, 16:02 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Нури Бильге Джейлан о своем фильме «Отчуждение»/ Nuri Bilge Ceylan: interview about "Uzak" Интервью World Cinema Award production с автором фильма «Отчуждение» (Uzak), декабрь, 2004 год
- Можете ли Вы назвать «Отчуждение» автобиографическим фильмом?
- Возможно, он наполовину автобиографичен, хотя я бы не взялся сказать, что здесь автобиография, а что нет. Все мои фильмы так или иначе созданы на основе моей жизни, но когда начинаешь снимать, забываешь, что есть что, потому что многое меняешь.
- Почему Вы решили использовать в своих картинах в качестве исполнителей свою семью?
- Прежде всего, я подумал, что так дешевле и меньше риска. Но поработав с группой актеров-любителей, я выяснил, что они гораздо естественнее. Они способны придумывать прекрасные диалоги, делать достоверные жесты. В «Отчуждении» я впервые работал с несколькими профессионалами, они сыграли маленькие роли, а в главных ролях – по-прежнему актеры-аматоры.
- Чем объясняется Ваш минималистский стиль?
- Я просто делаю то, что мне нравится – и вот такой результат получается. Я не люблю обилие диалогов в кино, потому что считаю, что люди так не говорят. В действительности людям всегда есть, что скрывать, они многое оставляют невысказанным, поэтому предпочитаю, чтобы зрители понимали истину из жестов и выражений лица, или из ситуации, а не из произнесенных слов. Но вообще-то я не задумываюсь о стиле; всё получается инстинктивно.
- Расскажите о визуальном стиле картины, например, о контрасте заснеженного города и интерьера квартиры.
- Этот контраст помогает описать состояние юноши, потому что выходя на улицу, он сразу мёрзнет, это подчеркивает важность дома с его теплом и комфортом. Таким образом подчеркивается его положение в Стамбуле, его зависимость от родственника, его незащищенность, неуверенность. Мне очень повезло, что во время съемок был снег, потому что снег в Стамбуле – редкость. Бывают годы, когда снег вовсе не выпадает.
- Расскажите о запоминающейся сцене с опрокинутым на бок кораблем.
- Этот корабль там лежит годами. По-моему, турецкие кинематографисты его уже снимали. Молодой герой мечтает быть моряком, так что корабль мне помог, он символизирует его ситуацию.
- В фильме несколько раз упоминается Тарковский. Вы можете назвать его своим вдохновителем?
- Тарковский – один из режиссеров, которыми я восхищаюсь. Но здесь я выбрал его, потому что мне нужна была длинная сцена, где оба персонажа смотрят вместе фильм, а у Тарковского как раз нашлась такая долгая сцена. Конечно, есть множество других режиссеров, которых я люблю, но для этого фильма Тарковский – правильный выбор.
- Фильм пронизан чувством одиночества. Однако, есть и доля юмора. Такие моменты для Вас важны?
- Разумеется. Но не могу сказать, чтобы я намеренно их вставлял. Это просто мой взгляд на жизнь. Трезво глядя даже на самые трагические ситуации, я всегда могу найти долю юмора. Так получается; не нарочно.
- Правда, что изначально в фильме был эпизод с убийством?
- Да, я снял его в квартире этажом выше. Персонажи собирались в поездку вместе, чтобы как-то очиститься от темных переживаний и впечатлений от убийства. Таким образом я хотел показать какие-то черты героев. Но во время монтажа понял, что сцена с убийством будет доминировать, а мне хотелось, чтобы фильм был таким спокойным, без ярких событий, как в повседневной жизни. И я решил эту сцену вырезать.
http://cinema-translations.blogspot.com/2010....ak.html
|
|
| |
Андрей_Таякин | Дата: Четверг, 30.05.2013, 02:57 | Сообщение # 3 |
Группа: Друзья
Сообщений: 125
Статус: Offline
| Живая классика. После трехчасовой нирваны в "Однажды в Анатолии" и взорвавших мир моих представлений о восточной семье "Трех обезьян", могу назвать этого режиссера своим любимым из современных. Все работает на идею отчуждения, Джейлан удивительным образом встраивает в свое повествование элементы, изначально не запланированные. К примеру, стамбульский снег. Это даже звучит экзотично, а на фоне Айя-Софии выглядит компьютерной графикой. У простого паренька из деревни Юсуфа постоянно мокнут от этого ноги, а ботинки приобретают специфический запах. Его земляк Махмут, облюбовавший квартиру Джейлана кстати, эти самые ботинки прячет в шкаф, а по ночам развлекается поимкой мыши и просмотром фильмов, явно противоречащих нормам Корана. От прямого столкновения города и деревни двух героев лауреатов Канн-2003 спасают только по-брессоновски многозначительные двери. Они наравне с телевизорами, коих в жилище не меньше пяти, отвлекают родственников друг от друга.
Людям сегодня вообще проще отгородиться от других высокими заборами, шнурами от MP-3 плееров, айпадами и айфонами в маршрутках. Только бы не разговаривать с тем, кто рядом, всячески этого избежать по возможности. Режиссер эту проблему помещает в заснеженную турецкую столицу, все же оставляя человечеству шанс. Сигареты-то интеллигент курит в последней сцене моряцкие.
P.S. Ирония постановщика в том, что, несмотря на восхищение Тарковским, он с грустью осознает, что на большинство людей фильмы Андрея, в частности "Сталкер", действуют именно так, как на Юсуфа.
|
|
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Воскресенье, 27.10.2013, 09:42 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3284
Статус: Offline
| 1 ноября 2013 года Киноклуб «Ностальгия» представляет фильм №9 (332) сезона 2013-2014 «ОТЧУЖДЕНИЕ» режиссёр Нури Бильге Джейлан, Турция
***
О фильме «ОТЧУЖДЕНИЕ» посетители сайта http://www.kinopoisk.ru/film/46974
***
«Отчуждение» — кино не для всех, кино для меня.
***
Самым забавным и самым достойным восхищения фактом станет тот, что фильм «Отчуждение» Джейлан снял практически в одиночку, не считая актеров — сам стоял за камерой, режиссировал, писал сценарий, склеивал сцены, продвигал и даже… продавал фильм. Более того, съемки велись в его же собственной квартире, а герой ездил на его машине. Это и есть яркий пример, как, не жалуясь на недостаток средств, снимать хорошее кино.
Итог: бытовая экзистенциальная драма, заявившая о Джейлане, как о знаковом независимом режиссере фильмов, по праву считающихся одними из самых жизненных в современном кинематографе.
***
Искусство, как и природа, не терпит пустоты: волна за волной, мода за модой накрывают кинематограф и также стремительно тают, оставляя лишь островки бессодержательной пены. Но вместе с тем порой на поверхности оказывается нечто настоящее, причем там, где не ждали. И из таких вот штучных шедевров, снятых против моды и правил, зачастую и складывается истинный контекст.
***
Очень понравилось, как Джейлан смог без показа различных острых конфликтов между героями показать, как между ними отношения становятся все более и более напряженными. Прекрасно подобраны актеры, играют очень натурально и естественно. Они хороши, но хороши не настолько, чтобы затмить своей игрой прекрасную работу режиссера.
***
Замечательно выстроенное и переданное пространство. Чувствуешь, что снят тот мир, в котором живешь и ты. Чувствуешь и слякоть мокрого снега, и сырость воздуха, темноту комнаты или улицы. Чувствуешь причастие к желаниям и чувствам героев. Понимаешь, что желаешь, как и они другого, тёплого мира, желаешь, чтобы тот мир согревался женщиной, любовью, сбывшимися чаяниями другой — не этой — жизни. И вместе с ними переживаешь отчуждение от того мира, в котором протекает жизнь эта — настоящая.
Пускай, тот, другой, лучший мир лишь в самых скромных набросках, в отсылках и упоминаниях совершенно косвенных, мы его даже разглядеть то толком не можем. Мы хотим чего-то высокого, сбывшихся идеалов, а на деле вместо чего-то высокохудожественного скорее посмотрим порнографию, фотографировать придется всю жизнь плитку, а не снимать кино, как это и происходит с одним из героев. Да много ли чего нам хотелось?! Толком то мы не знаем, чего мы хотим. И подобно Юсуфу можно ходить за каждой женщиной, на самом деле не желая ни одной из них. Так, лишь, облизнуться. Просто хочется другого, другого — не этого, к чему начинаешь испытывать отчуждение. Но нам всегда проще говорить не чего мы хотим, а чего мы не хотим.
«Все это какие-то не уловимые вещи: стоит их назвать, и их смысл исчезает, тает, растворяется… как медуза на солнце. Видели когда-нибудь? Сознание мое хочет победы вегетарианства во всем мире, а подсознание изнывает по кусочку сочного мяса. А чего же хочу я?«
***
Это несомненно фильм-настроение, тонко передающий эмоциональные характеристики своих героев, их одиночество и полное отчуждение в окружающем их мире, единственное, что остается у них это они сами, оставленные на растерзания своим мечтам и мыслям, одному снимать фильмы, другому работать на корабле.
С этим фильмом, когда начинаешь его анализировать, происходят странные вещи, к фильму есть отношение, его любопытно смотреть, но как только его начинаешь пытаться «трогать», расчленять, он теряет свой шарм, свой блеск. Понятно, что основная тема заложена в названии, и режиссер складывает мозаику, тонко вплетая в повествование небольшие события, порой мало значимые, но которые в целом полней раскрывают внутреннею пустоту главных героев. Пустоту, которую не способны заполнить близкие и друзья.
Отчуждение для режиссера — это непонимание друг друга, огромный мегаполис, в котором никто не может друг друга понять, можно перекинуться парой-тройкой слов, но при этом ничего не меняется, человек остается один наедине с собой, человеческие судьбы не сплетаются больше, а лишь идут параллельно друг другу, тем приятней становится наблюдать за отношениями которые начинают складываться у двух, хоть и двоюродных, но все же братьев. Один вторгается в жизнь другого, незаметно для себе Юсуф оставляет след в душе Махмута. Сквозь тернии быта два разных человека становятся ближе друг к другу лишь на мгновенье, которое так ценно в мире, где все думают лишь о выгоде для себя.
***
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Пятница, 01.11.2013, 19:24 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| ОТЧУЖДЕНИЕ
Это история встречи двух людей: хмурого, поглощенного своими заботами фотографа Махмута и его двоюродного брата, безработного деревенского парня Юсуфа, который приезжает в Стамбул в поисках заработка. Юсуф мечтает наняться на большой корабль, повидать мир и заработать кучу денег. А пока он нарушает размеренное течение жизни Махмута, который после развода с женой отгородился от мира и наблюдает за ним со стороны. Юсуф со своей деревенской бесцеремонностью и далеко идущими планами как будто выламывается из стен уютной маленькой квартирки Махмута, но мало-помалу беседы с хозяином заставляют его по-новому взглянуть на свою мечту. Двое мужчин в одной квартире, столь разных по воспитанию, но одинаково обуреваемых мечтами о женщинах, о любви, о другой жизни.
Нури Билге Джейлан - турецкий режиссер, сценарист, оператор, художник, продюсер - снял фильм, наполненный удивительно нежной меланхоличной атмосферой и заставил критиков заговорить о возрождении авторского кино. Заговорили и о художественном взрыве в кинематографе Турции. «Отчуждение» собрало целую коллекцию международных призов, было признано сенсацией Каннского фестиваля 2003 года и получило на нем Гран-при жюри.
http://www.kinopoint.ru/film/index_1579.html
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Пятница, 01.11.2013, 19:24 | Сообщение # 6 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| "Отчуждение" (Uzak / Distant) - Сергей Анашкин - Несовместимость Искусство кино №9, Сентябрь 2003
Зажившийся гость. С кем не случалось такой напасти? Подзабытый приятель, дальний родственник, заезжий земляк вбивает клин в твой отлаженный быт, ломает давно устоявшиеся привычки. Этикетное гостеприимство сменяется плохо скрываемой неприязнью. Постоялец уже обуза, в нем раздражает все. Запах несвежих носков, гирлянды чужого исподнего на батарее — само присутствие в холостяцком логове инородной особи, повсеместные метки другого самца. Когда же чужак наконец покидает твое пространство, становишься благодушнее — в сущности, этот парень был не так уж и плох. Обычный житейский сюжет (точнее, один из его возможных исходов).
Кинематографисты чаще используют другой инвариант фабулы. В связку «хозяин - гость» сцепляют не представителей одной возрастной группы, а людей различных, зачастую конфликтующих, поколений. Зятя и тестя, дядю и племянника, деда и внука. За неизбежным разладом предлагают увидеть притирку (интеллектуальный и эмоциональный взаимообмен). За громким выдохом после разъезда — призрак катарсиса. Не напрасно мучились и изводили друг друга. Диалог преображает обоих: нечто важное осознали, прочувствовали, обрели. Таков дидактичный сценарный стандарт, вразумляющее клише «гуманной» драматургии.
Турецкий автор (режиссер-оператор-сценарист) Нури Билге Джейлан корректирует эту схему. Прожив под одной крышей как минимум месяц, герои его фильма Uzak не удосужились что-либо перенять друг у друга. Картина известна у нас под названием «Отчуждение». Кажется, в перевод все же закралась неточность. Отчуждение могут испытывать те, кто когда-то был близок («не чужой»). В «Узаке» — совсем другая история. Гостя зовут Юсуф, холост. Возраст: лет двадцать восемь — тридцать. В надежде найти работу парень приезжает в Стамбул из заштатного городка, лежащего в стороне от туристических маршрутов. Заводик, где он вкалывал вместе с отцом, закрыли (следствие экономического кризиса, который в последние годы переживает страна). Стамбул — экономическая и культурная столица Турции — кажется ему средоточием неисчислимых возможностей. Он находит временное пристанище у земляка — фотохудожника Махмута. Но дни идут, а отыскать работу Юсуфу не удается. Парень без дела слоняется по стамбульским улицам, без толку пялится на местных дев (не зная иного способа налаживания контакта). Провинциал чувствует себя потерянным и никчемным, логика жизни большого города, как назло, ускользает от него. Махмуту сорок — сорок пять, разведен. Переживает «кризис среднего возраста» - проблемы с личностной и творческой самоидентификацией. В юности мечтал стать кинорежиссером. Сделался успешным фотографом. На плаву его держит инерция мастерства, всполохи живого вдохновения остались где-то там — за спиной. Не может забыть бывшую супругу, которая с новым мужем навсегда покидает страну. Что лишает его покоя? Едва ли неизжитая любовь. Уязвленное самолюбие, сожаление об упущенных возможностях, каждодневное одиночество, темная невнятица — впереди. Отсутствие перспектив и оскудение внутренних ресурсов, предвкушение неизбежности тупика. В этаком душевном раздрае и застает хозяина гость-приживал.
Автор делает все, чтобы двое одиноких мужчин сопоставимого (репродуктивного) возраста не смогли отыскать общий язык. Лишает возможности потрепаться о женщинах (чьей ласки не хватает обоим), о результатах последнего футбольного матча (как знать, может, оба болеют за «Галатасарай»?). С ходу отбрасывает возможность рождения «эротической дуги» — и тот и другой несомненные натуралы. Разводит модальности существования героев по разнонаправленным, не сходящимся временам. Махмут живет незавершенным прошлым, Юсуф — несовершённым будущим. Особо акцентируются культурные нестыковки. Показательна сцена, в которой Юсуф просматривает музыкальную коллекцию хозяина: «Все Бак да Бак (имеет в виду Баха). Что это такое? А нет ли у тебя NN (называет имя эстрадной певицы)?» «Такого не держим!» — обрывает его Махмут. Несходство опыта проявляется и в быту. Постоялец не утруждает себя спуском воды в сортире (вероятно, в его жилище не было европейских удобств), чем вызывает гнев у владельца жилья. Существенно то, что нелады возникают не между горожанином и деревенщиной (то есть носителем коренных традиций, старых крестьянских поведенческих норм), а между двумя горожанами. Столичным жителем и провинциалом, интеллектуалом и работягой. Оба уже далеки от сельских «истоков», разница в том, что Махмуту милее Тарковский, а Юсуфу — Таркан. Бах и Тарковский — культурные иконы не только для персонажа картины, но и для самого постановщика. В «Отчуждении» (как и в предыдущем фильме Джейлана «Майские облака») ни разу (sic!) не звучит восточная мелодия. И это — не курьез, а внятная позиция. Звуковой ландшафт реального Стамбула вычищен, простерилизован: никаких ориентальных напевов — «все Бак да Бак». Те, кто видел Стамбул живьем, не узнают его акустики. Почувствуют, что заблудились среди парков, набережных, мостов. Туристские ориентиры, вроде Святой Софии, окажутся ложными вешками. Режиссер перекраивает топографию, собирает из пейзажей Стамбула некий «город вообще»: Константинополь-Барселона-Палермо, а может, и Петербург. Потому в кадре не находится места женщинам в мусульманской одежде. (Кстати, жаль, ибо правоверных жительниц Стамбула отличает фантастическое умение обращать исламский канон на пользу собственной грации. Глухой жакет скрывает руки и грудь, но акцентирует талию и контуры фигуры, волосы убраны под платок — и красота античных лиц становится заметней. Наряд молодой мусульманки Стамбула эротичен, элегантен, неотразим.) Этнологические и социально-критические аспекты истории смикшированы автором нарочно. Они — лишь задник, периферийный план. Задача Джейлана — обрисовать ситуацию нестыковки не с соседом по комнате — с миром, который окрест. Привнести в кадр консистенцию — верный замес эмоций и экзистенцию — совокупность культурных рефлексий по поводу мужского одиночества (и аутизма). Тут на помощь турецкому умнику приходят Тарковский и Бах. Долгие безмолвные планы — одинокий силуэт на фоне воды (не важно, что там за водоем — река или волны Босфора), блуждание сирой фигурки по безлюдным улицам и пустырям. Вот она, хрестоматийная «тарковщина», многозначительное занудство: если кому-то тоскливо, пусть будет тоскливо и вам! Герой картины фотограф Махмут сам когда-то мечтал делать кино «как Тарковский» (уж не является ли «Отчуждение» воплощением этой мечты?). Вечерами Махмут вновь и вновь возвращается к «Сталкеру», в медитациях «Зеркала» ищет спасения от повседневных забот. И, похоже, не находит в «нетленке» того, что искал. Ответа на главный вопрос всякого одиночки: как обнаружить точку опоры, есть ли на жизненном горизонте цель движения, ориентир?
Любопытно, что в фильме «Майские облака» (2000) Музаффер Эздемир, исполнитель роли несостоявшегося режиссера Махмута, также играет киношника1. Это уже симптом. Похоже, Нури Билге Джейлан видит в этом актере свое альтер эго. Персонажи Эздемира — проекции, двойники постановщика, воплощение режиссерской авторефлексии и самоиронии. Именно самоирония турецкого автора и примиряет меня с его «экзистенциальными» потугами, с его выспренним и старомодным визуальным словарем.
Вот один из ключевых эпизодов «Отчуждения». Развалившись в своем сибаритском кресле, Махмут смотрит «Сталкера». Юсуф стоит за хозяйской спиной и откровенно скучает, давно уже не пытается он понять, что (и зачем) происходит на малом экране. Ссылается на усталость и наконец оставляет Махмута с телевизором наедине. Тот, отложив шедевр, вставляет в магнитофон другую кассету — средней паршивости порно (простительный допинг для одинокого мужика). В дверном проеме вновь возникает Юсуф. Порно могло бы быть интересно обоим, но интеллектуал не может позволить себе потерять лицо. Махмут лихорадочно жмет на кнопки дистанционного пульта. На экране — случайный фильм, что-то из турецкого «народного кино» (его-то и гоняют по местным каналам). Гость проявляет неподдельный интерес к этой немудреной черно-белой картине. Раздраженный хозяин сразу же прерывает просмотр.
Интеллектуала коробят проявления плебейского вкуса. При помощи Бахов - Тарковских он отгораживает себя от реалий своей страны. От неотвязных восточных мелодий, от кустарных традиций родного кино. От неотесанных и недалеких земляков, от вездесущих простаков Юсуфов. От всей системы их варварских ценностей заодно. Вот оно — добровольное отчуждение! Герой картины — в сущности, внутренний эмигрант, желающий — вопреки бытовому контексту — ощущать себя подлинным европейцем. Таким, как Тарковский, Антониони, Чехов или Патрис Шеро (председатель Каннского жюри, высоко оценившего респектабельность турецкого «Отчуждения»; фильм Джейлана получил Гран-при и сразу два приза за лучшее исполнение мужской роли). Махмут постарался забыть о том, что Стамбул отстроен на землях двух континентов, что сам он — наследник древних анатолийских культур, что родом он, как ни крути, с азийских брегов Босфора. Уверен, фигура Махмута — ироничный и грустный автопортрет. В России очень распространен сходный тип интеллигента.
В финансировании картины принимал участие некий голландский фонд, работающий в связке с Роттердамским кинофестивалем. Когда режиссеров из дальних стран, снимающих на Западе (или для западной публики), спрашивают, к какой из культур они себя причисляют, в ответ обычно звучит стандартная фраза: «Я делаю авторское кино, личность важнее подданства». Позиция постановщика «Отчуждения» вполне соотносится с этим концептом.
Братания с земляком не случилось. Постоялец пакует вещички и едет домой, позабыв в хозяйской квартире пачку курева дешевой, дрянной, простонародной марки. Безлюдная набережная. Одинокий Махмут. Дымок сигарет (из заначки Юсуфа). Сожаление. Ностальгия. Открытый финал? Едва ли. Ничего уже не поправить, не изменить…
1 В «Майских облаках» снимался и Мехмет Эмин Топрак, в «Отчуждении» сыгравший Юсуфа. Фабула «Отчуждения» выросла из заключительного эпизода «Облаков». Заезжий режиссер (Эздемир) отговаривает молодого провинциала (Топрак) от переезда в Стамбул: «Жестокий город, он тебя поломает. Работы там все равно не найти». Примечателен последний титр, который сообщает, что фильм «Майские облака» посвящается… Антону Чехову.
http://kinoart.ru/archive/2003/09/n9-article15
|
|
| |
Марина_Васильева | Дата: Пятница, 01.11.2013, 20:09 | Сообщение # 7 |
Группа: Друзья
Сообщений: 21
Статус: Offline
| Придя домой, я задалась вопросом: "А смотрела ли я этот фильм сегодня в киноклубе?" Кажется, что вовсе нет, будто в течение двух часов я просматривала красивейший фотоальбом, где композиция каждой фотографии идеально продумана. Режиссер использовал интересный прием -говорящую природу, а именно – горы снега в Турции (что уже не укладывается в голове), которые символизируют зиму и отчужденность в душах людей. Почему между людьми возникает бетонная стена непонимания, почему вроде бы близкий человек доставляет столько неудобств только своим присутствием? Может быть, все заключается в нежелании хозяина квартиры впустить гостя в свой внешне упорядоченный мирок? А внутри... Внутри боязнь ответственности за кого-то, боязнь признать свои ошибки. Вот что заставляет человека замкнуться в себе. Большие города ставят людей в определенные рамки, заставляют заниматься тем, чем выгодно, а не тем, чем нравится, тем самым ломая мечты, заставляя смириться и плыть по течению.
|
|
| |
Евгений_Глазков | Дата: Суббота, 02.11.2013, 14:04 | Сообщение # 8 |
Группа: Друзья
Сообщений: 31
Статус: Offline
| Такой красивый и стройный... Устремляющиеся в небо мачты, мощные борта... А за ними огромное синее море - оно твоё! Иди! Ты же этого всегда хотел, не так ли? Быть рождённым для мечты, сделай всё, чтобы осуществить её, ну же!.. Хотя, кому это нужно? Мачты (мечты?) давно уже заржавели, иллюминаторы кричат своими пустыми глазницами, от стальных боков клочьями свисает облупившаяся краска... И ты лежишь на таком чуждом для тебя берегу, как огромное животное, решившее умереть здесь, но не посмевшее повернуться к свежему ветру. А море везде одинаковое. Его и отсюда хорошо видно. И хлопают в пустой квартире двери, запираются жадно. За окном хлопья снега. Там - город. Глупая, злая птица, ощерившаяся своими горбатыми крышами, будто перьями. Почему всё именно так? Что помешало тебе? Почему эта каменная скорлупа заставила тебя выброситься на берег? Я знаю, что ты скажешь. Я всё понимаю, не кричи на меня и не отмахивайся, как от назойливой мухи. Ты же не виноват, ведь так? Ты же не хотел ничего, ты всё исправил тогда, правда? Только точит тебя ржавчина вины и сомнений. Ты ничего не сделал. Ушёл от своей ответственности и своего предназначения. А потом разбил и свою мечту об стену, размазал об асфальт и присыпал сверху снегом... И тебе никто не нужен, ты прячешься ото всех внутри своего суррогатного мирка, не впускаешь никого, ничего не хочешь слышать и знать. Старые шестерни отлажены, только механизм работает не так, как этого всегда хотелось тебе, но ты этого не признаешь никогда. Ведь гордость не выбросишь в мусорный бак. Твои слова. А ведь из окна так близко море. И свежий ветер. Когда то ты совершенно ясно представлял себе, что такое ветер. (...так близко...)
|
|
| |
|