Пятница
29.11.2024
12:41
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ЧЕЛОВЕК БЕЗ ПРОШЛОГО" 2002 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ЧЕЛОВЕК БЕЗ ПРОШЛОГО" 2002
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 20.09.2014, 19:24 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
«ЧЕЛОВЕК БЕЗ ПРОШЛОГО» (Mies vailla menneisyyttä) 2002, Финляндия-Германия-Франция, 97 минут
— экзистенциальная трагикомедия — вторая часть трилогии Аки Каурисмяки «Финляндия» — обладатель Гран-при Каннского МКФ








Безработный мужчина из финской провинции приезжает в Хельсинки в поисках работы. В парке рядом с вокзалом его жестоко избивают неизвестные. В состоянии комы его доставляют в больницу, и там его пульс останавливается. Однако происходит чудо – когда врачи покидают палату, мужчина приходит в себя и уходит из больницы. Потеряв память, этот немолодой человек без имени начинает свою жизнь с нуля…

Съёмочная группа

Режиссёр: Аки Каурисмяки
Сценарий: Аки Каурисмяки
Продюсеры: Аки Каурисмяки, Эйла Вернинг
Оператор: Тимо Салминен
Композитор: Леэви Мадетоя
Художник: Оути Харюпатана
Монтаж: Тимо Линнасало

В ролях

Маркку Пелтола - М (неизвестный)
Кати Оутинен - Ирма
Анникки Тяхти - менеджер блошиного рынка Армии спасения
Юхани Ниемела - Ниеминен
Кайя Пакаринен - Кайса Ниеминен
Сакари Куосманен - Анттила
Аннели Саули - владелица бара

Режиссёр о фильме

Это эпическая драма. Или можно сказать иначе – сон одиноких сердец, людей с пустыми карманами. Людей, живущих под небом, принадлежащим нашему Богу. Или можно сказать иначе – под небом, принадлежащим птицам.

Музыка

В основе саундтрека фильма лежит популярная финская музыка середины и второй половины 20 века (Анникки Тяхти, Тапио Раутаваара, Маркус Аллан) и песни забытых или малоизвестных англо-американских исполнителей. Особое место в фильме занимает музыка современной финской группы Marko Haavisto & Poutahaukat в духе мелодичного стилизованного рокабилли с типичным финским звучанием. В последних кадрах фильма в исполнении Poutahaukat и Анникки Тяхти звучит проникновенная песня о выборгском парке Монрепо, в котором встретились родители режиссёра. Впервые эта песня была исполнена ею же в 1955 году.

Саундтрек

Do The Shake - The Renegades
Bandoneon - Antero Jakoila
Lokki - Tapio Rautavaara
That Crawlin’ Baby Blues - Blind Lemon Jefferson
Symphony No 3 In A Major Op. 55 (Adagio)
Paha Vaanii - Marko Haavisto & Poutahaukat
Hawaii No Yoru - Crazy Ken Band
Veto - Antero Jakoila
Pieni sydän - Annikki Tähti
Valkoiset Linnut - Markus Allan
Thunder & Lightning - Marko Haavisto & Poutahaukat
Muistatko Monrepos’n - Annikki Tähti & Poutahaukat
My Heart Must Do The Crying - The Renegades
Motto Wasabi - Masao Onose
Älä unhoita minua - Tapio Rautavaara
Stay - Marko Haavisto & Poutahaukat

Награды

В 2002 году жюри Каннского кинофестиваля под председательством Дэвида Линча присудило фильму Гран-при, а Кати Оутинен была удостоена приза за лучшую женскую роль. Через пять лет Линч выделил эту картину в качестве фильма, который ему особо понравился в последние годы. Между тем решение каннского жюри было воспринято неоднозначно, так как финну единодушно пророчили высшую награду — «Золотую пальмовую ветвь».

В 2003 году фильм был номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, однако режиссёр отказался приехать в Лос-Анджелес в знак протеста против войны в Ираке.

Среди других наград следует отметить приз ФИПРЕССИ «Фильм года» на кинофестивале в Сан-Себастьяне, кинопремию Северного Совета, номинацию на премию «Сезар» в категории «Лучший фильм Евросоюза», а также 7 номинаций на премию «European Film Awards».

Смотрите трейлер и фильм

http://vk.com/video16654766_169983739
http://vk.com/video16654766_170013065
 
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 20.09.2014, 19:25 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
26 сентября 2014 года
Киноклуб «Ностальгия» представляет
фильм №5 (362) сезона 2014-2015
«ЧЕЛОВЕК БЕЗ ПРОШЛОГО»
режиссёр Аки Каурисмяки, Финляндия


***

О фильме «ЧЕЛОВЕК БЕЗ ПРОШЛОГО» посетители сайта http://www.kinopoisk.ru/review/951251/

***

Уникальность обыденного!

***

Нечто своеобразное, наводящее на размышления!

***

Я никак не мог поверить, что фильм снят в 21 веке, настолько он излучает добро и свет.

***

Фильм сделан с большой любовью к людям. И пусть трагичностью и унынию картина и насыщена, но трагичность эта как смех сквозь слёзы, а уныние весьма мимолётно. Фильм неспешен и нетороплив, но реки событий в нём весьма быстры. Картина о том, что даже всё потеряв, ты становишься богаче и счастливей, нежели был до этого.

***

Очень спокойный и умиротворенный фильм талантливого скандинавского режиссера Аки Каурисмяки. Фильм про нашу обыденную жизнь, про то, что в жизни есть место любым поворотам судьбы, любым нестыковкам или, наоборот, удачным случайностям.

***

Отличное кино, в котором показаны не только «не туристические» виды Хельсинки, но также вся суть характера настоящего северного человека, который понимает и принимает природу, людей и их жалкие законы и невольно облагораживает тем самым этот жестокий мир.

***

Вот смотрю уже 4-й по счету фильм Каурисмяки, и словно в завораживающий и тонкий мир попадаю. Вроде бы все реалистично — человека ударили по голове, он потерял память, попал в неизвестный поселок, был принят новыми друзьями… Но это не мелодрама или трагедия, жанр сразу определить сложно. Каурисмяки талантливо рисует повседневность, в его меланхоличных героях, молча попивающих пиво гораздо больше чувств и эмоций, чем в каком-нибудь заправском психологическом триллере. А все от того, что Каурисмяки «режиссер корней», ему не чуждо существование обычных людей, как их принято называть «представителей дна».

***

«Человек без прошлого» практически не имеет каких-то неожиданных сюжетных поворотов, а где-то наоборот — предсказуем, диалоги сводятся к простым односложным предложениям, игра актеров кажется неказистой, как будто они не уверены в том, что делают. Однако все это вместе создает эмоциональную оболочку, которая постепенно обволакивает зрителя, и так до тех пор, пока либо фильм не закончится, либо зритель полностью не окунется в созданную на экране атмосферу.

***

Это кино перевернуло все мое представление о кинематографе. С первых минут я ждала какого-то экшна, подвоха, взрыва и супергероев. Но ничего, ровным счетом ничего. Простая жизнь, простого человека, обычная реальность и это стало шоком. Почему то такая простая откровенность сковала с первых и до последних минут фильма. Сразу видно типично финское кино: медленное, плавное, тщательное. Герои говорят мало и медленно, но со смыслом. Картину нельзя отнести к широкоформатным, человек должен сам захотеть ее смотреть. Вдумываться, размышлять и спокойно наблюдать, как-будто за горящей свечой или течением реки. Полный штиль. Этот фильм стал первым для меня из картин Каурисмяки, но он точно завоевал место одного из уважаемых мною режиссеров.

***

«Человек без прошлого» стал квинтэссенцией творчества «финского Джармуша», выбирающегося, согласно легендам, из-за стойки бара только тогда, когда приходят продюсеры и говорят, что пришло время снимать очередную картину. Это кино, сделанное, казалось бы, из сплошных банальностей, совмещает в себе и абсурд по-фински, и нежную грусть, и светлую печаль, трогательность и искренность ни живых, ни мертвых героев.

Оно неожиданно перекликается с другим знаковым фильмом того же года — «Поговори с ней» Педро Альмодовара. В обоих случаях речь идёт о преодолении ущербности, рецептом от которой является простое человеческое общение. И ещё неизвестно, какое из воскрешений более чудесно: испанской красавицы Алисии, которая воспрянула от летаргического сна, или заторможенного финского парня, практически вернувшегося с того света.

Единственный, знаменитый во всем мире финский режиссер, слывущий певцом бомжовых городских окраин, двадцать лет шлифовал свой собственный стиль, чтобы в 15-м фильме достичь совершенства. Его картины всегда рассказывают об изгоях и лузерах, его юмор грубоват и почти первобытен, артисты заданно неартистичны, — но всё это как раз и образует его специфический национальный «неореализм». Однако в разреженном — эмоционально и ритмически — пространстве фильмов Каурисмяки есть драйв, влиянию которого не боишься поддаться.

Неуклюжий роман двух немолодых людей, сопровождаемый наивным танго, вроде бы представляет кино в духе советской оттепели. Но демократический дух стиля, который исповедует режиссёр, вовсе не означает, что это народное кино. Вот и аудиторией этого — первого финского — фильма, попавшего в российский прокат, стали немногочисленные эстеты, способные тащиться от экзотичного похмельного «перегара» финского уникума.

***
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 26.09.2014, 05:48 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Человек без прошлого

Фильм “Человек без прошлого” добавляет новые грани к истории, которая взволновала зрителей всего мира в другом фильме Аки Каурисмяки “Вдаль уплывают облака”. Не уклоняясь от неприятных вопросов, он рисует образ маленькой северной страны в трогательной, забавной и свободной от предрассудков манере. В начале фильма мужчина (Маркку Пелтола) приезжает в Хельсинки в поисках работы, становится жертвой нападения и теряет память. Ему приходится начать жизнь сначала. Он находит любовь (Кати Оутинен) и вынужден открыть для себя ценности, с которыми человеку не было бы стыдно жить.

Простая история о людях, которые не забыли, как быть добрыми. Весь фильм пронизан красотой, контрастно освещенной с помощью поразительной режиссуры. В выборе средств выражения автор фильма идет на величайший риск и выигрывает.

Аки Каурисмяки недавно (в фильме “Юха”, 1999 - последнем немом фильме ХХ века) в очередной раз продемонстрировал, что принадлежит к редкой породе тех художников, кто изображает “пограничную область” между городом и деревней: привилегированный сектор классового общества и обочину Финляндии, обреченную на безвестность. Картина, нарисованная Каурисмяки, проникнута достоинством (лишенным и высокопарности, и уныния) и пониманием судьбы его персонажей, судьбы, которая, скорее всего, бесповоротно завершится “на дне”, но в то же время обладает своими бунтарскими радостями, равно как и местом для своего “я”. Это похвальный выбор, поскольку власть и господство, похоже, развращают всегда и полностью.

В этике и стиле Каурисмяки прослеживается глубокая связь с титанами кино, которые продемонстрировали абсолютное и безграничное уважение к человеку, создав такой точный способ выражения и такой кинематографический стиль, в котором средствами чистого кино это уважение передано в каждом кадре.

Аки Каурисмяки создал фильм, в котором смелая и мощная гамма формы, цвета и средств выражения свидетельствует о прекрасном знании традиций как финского, так и европейского кино, и о новом дерзком стилистическом шаге в глубины собственного мира. Мир Аки Каурисмяки - один из самых узнаваемых в современном кино. На задворках Европы находится страна под названием Финляндия, где финны совершают нескончаемое путешествие из деревни в город, в неразведанную область Европы, к грубому фарсу современной бюрократии, к нашей общей трагедии, которую никто другой не сумел раскрыть с таким неповторимым чувством юмора. Оптимистическая трагедия и художник, не забывший ряд вещей, которые очень просты, но понимание которых стало поразительно редким. Любовь к ближнему. Солидарность. Понимание того, что бедность не обязательно превращает человека в идиота, а, следовательно, каждый человек обладает чувством собственного достоинства.

Фильмы Аки Каурисмяки можно условно отнести к трем-четырем жанрам. Это “классика”, нашедшая наиболее яркое воплощение в картинах “Гамлет идет в бизнес” и “Жизнь богемы”. Во-вторых, комедийные “роуд-мувиз”, среди которых “Ленинградские ковбои едут в Америку”, повсеместно ставшие культовым фильмом, и отмеченный чертами гениальности фильм “Береги свою косынку, Татьяна”, где выходные представителя финского рабочего класса проходят одновременно в выдуманном мире и в очень реальном мире Финляндии, зажатой между Востоком и Западом. Наконец, есть замечательные фильмы, которые принадлежат к числу последних (даже в мировом кино) вдумчивых описаний жизни рабочего класса и самих пролетариев. В контексте подобной безликой Европы развлечений “трилогия о рабочем классе” Аки Каурисмяки (“Тени в раю”, “Ариель”, “Девушка со спичечной фабрики”) является бесценным даром. Поэтическая правда фильма “Вдаль уплывают облака” (1996) тронула сердца зрителей по всей Европе. “Мне было бы стыдно смотреть на себя в зеркало, если бы я не снял фильм о безработных”, - сказал Аки Каурисмяки, объясняя выбор темы этого фильма.

Посмотрев новый фильм Каурисмяки “Человек без прошлого”, мы понимаем, что “Облака” были началом новой трилогии. В начале 1994 года редакторы ежемесячного приложения к самой большой ежедневной финской газете “Хелсингин Саномат” обратились к группе общественных деятелей с вопросом: “Каков смысл жизни?” В данном случае вопрос ставился совершенно серьезно, поскольку исходил от школьников младших классов - в их возрасте с такими серьезными вещами не шутят. Многих из опрошенных вопрос поставил в тупик, но среди всех ответов выделялся один: “Смысл жизни в том, чтобы выработать собственные моральные принципы, уважающие природу и человека, и затем следовать им”. Ответ Аки Каурисмяки, и это одно из объяснений того, что фильм “Человек без прошлого” возвышает нас как зрителей до уровня подлинного гуманизма.

ПЕТЕР ФОН БАГХ
http://aki-kaurismaki.ru/films/man_r05.htm
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 26.09.2014, 05:48 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Человек без прошлого
Mies vailla menneisyyttä, 2002
Экзистенциальная трагикомедия


Аки Каурисмяки, который является культовой фигурой лишь в Европе, а в Америке мало кому известен, осенью 2002 года непредусмотрительно испортил отношения с Госдепартаментом США, заявив, что ни за что не поедет на Нью-йоркский кинофестиваль, поскольку несправедливо отказали в американской визе выдающемуся иранскому постановщику Аббасу Кияростами. Солидарность двух АК (для Америки они оказались пострашнее автомата Калашникова!) должна была бы, с точки зрения тех, кто во всех действиях Американской киноакадемии видит политический умысел и интригантство, точно стоить финскому режиссёру оскаровской номинации. Между тем, с самого начала можно было почти не сомневаться, что «Человек без прошлого» просто-таки обязан попасть в заветную пятёрку и — более того! — котироваться в качестве одного из главных претендентов, принимая во внимание то, что испанцы, вдруг разлюбив Педро Альмодовара, вообще вывели его ленту «Поговори с ней» из конкуренции. А ведь именно она обыграла «Человека без прошлого» и на церемонии Европейского киноприза, и на вручении французских «Сезаров».

Своеобразная перекличка между картинами с самого севера и с юга Европы состоит не только в мотиве вынужденной человеческой «ущербности», выраженной в состоянии комы, в которую попали две молодые женщины, как в «Поговори с ней», или в форме амнезии у героя «Человека без прошлого», ставшего жертвой нападения городских хулиганов. И Альмодовар, и Каурисмяки обратились с очень простым и доходчивым посланием к людям и миру: «Поговорите друг с другом», даже если возлюбленные вообще не могут вас услышать или же являются абсолютными незнакомцами, не знающими ни своего имени, ни собственного прошлого.

Как ни странно, в таком общении проявляется, помимо вполне понятного и уместного человеческого сочувствия к «людям без памяти», более экзистенциальный характер душевного контакта, поскольку самые разные привходящие обстоятельства, которые касаются личностей общающихся, отодвигаются на второй план или вовсе оказываются бесполезными. Отношения приобретают максимально очищенный вид, хотя и выглядят односторонними в случае внешнего неучастия в диалоге безмолвных партнёров.

Но и в фильме «Поговори с ней», и в «Человеке без прошлого» доказывается, что главное чудо возвращения к жизни заключается не столько в физическом восстановлении тех, кому уже был поставлен смертельный диагноз, сколько в возрождении душ, которые ранее находились в коматозном или дремлющем состоянии. Собственно говоря, происходит своего рода пробуждение второго из героев, довольно скептичного Марко в картине Альмодовара, и настороженно относящейся к мужчинам, ещё не изведавшей любви Ирмы в ленте Каурисмяки — они теперь готовы открыто и без оглядки переживать новые для себя чувства. Так что неизвестно, какое из воскрешений следует считать более чудесным: их собственное или же происшедшее с Алисией, которая воспрянула от летаргического сна, и с неким М (по-русски правильнее было бы назвать его Ч — в качестве производного от слова «человек»), который практически вернулся с того света. Ведь последние чисто инстинктивно цеплялись за жизнь, пытались изо всех сил выкарабкаться из беспамятства, повинуясь природному закону выживания, но являлись лишь Созданиями по отношению к своим Создателям.

Кстати, в «Человеке без прошлого» есть прозрачные намёки на ставшую уже классической историю «Восставшего Прометея» Мэри Шелли, всем известную как «Франкенштейн». Этот самый М даже внешне напоминает Создание в облике Бориса Карлоффа из первой экранизации 1931 года. Однако Ирма ещё несёт в себе черты той маленькой девочки, с которой трогательно подружился Монстр, встретив её на берегу реки. И в отличие от трагического исхода в киноверсии Джеймса Уэйла или абсолютной невозможности осуществления мечты в непересекающихся мирах, как в «Духе улья» испанца Виктора Эрисе, где малолетняя поклонница «Франкенштейна» напрасно ожидает явления Призрака, финн Аки Каурисмяки милостиво и щедро позволяет Деве и Незнакомцу вместе удалиться в финале, растворившись в ночи. Он запросто переосмысляет кинематографический миф, творя собственную реальность, в которой самые ничтожные люди, пребывающие на дне общества, оказываются, в конечном счёте, терпимыми друг к другу и сплачиваются против существующего Зла.

Каурисмяки всегда обладал весьма своеобразным чувством юмора, снимая свои «пролетарские комедии» или авантюрно-криминальные баллады, а в «Человеке из прошлого» доводит это свойство восприятия действительности до лаконичной, почти минималистской отточенности. И его герой в напрасно недооцениваемом исполнении Маррку Пелтолы, а в ещё большей степени сам автор могут быть названными «современными Бастерами Китонами», которые с редкостной невозмутимостью шествуют по опасному и негостеприимному миру, выпутываясь из расставленных повсюду ловушек, но ничуть не теряя доверчивости и предрасположенности к людям.

Не случайно, что в этом фильме многое построено на молчании, непонимании, выключенности из бытия человека, который потерял память и вместе с ней утратил собственную идентичность. И его путь по совершенно незнакомой реальности имеет своей конечной целью обретение хоть какого-то человеческого контакта, который (согласно авторской иронии) обеспечен ему столь же одинокой и неприкаянной душой, обнаружившейся у штатной сотрудницы Армии спасения. Режиссёр всячески снижает пафос и порой ёрничает над политкорректными требованиями проявления максимальной толерантности в обществе и между отдельными индивидами, но в итоге добивается искренней, щемящей ноты в рассказе о том, что «человеку без прошлого» просто нужен другой человек для возврата во вполне нормальное бытие.
Если быть до конца честными, нельзя не признать: на роль соперника «Человека без прошлого» в номинации на «Оскар» вполне подошла бы наша «Кукушка» Александра Рогожкина. Помимо внешней интриги, за которую наверняка бы уцепился оскаровский комитет, пожелав столкнуть лбами финнов с финнами (ведь из трёх главных героев «Кукушки» двое являются представителями Финляндии), существовала замечательная возможность разыграть многоходовую шахматную комбинацию, заставив поволноваться по поводу исхода поединка. Ведь и в «Кукушке» в эпоху военного противостояния и запрограммированной нетерпимости людей оказывается как бы персонифицированной Армией спасения, которая не даёт двум «солдатам в беспамятстве» ринуться чуть ли не в рукопашную друг с другом, обычная баба-хуторянка, чувствующая ценность каждой жизни не только на интуитивном, но и на родовом уровне. И у Рогожкина вся идейно-морализаторская составляющая тоже «утоплена» в трагикомическом повествовании, где юмор помогает отнестись к происходящему без излишнего пиетета и высокопарности, чтобы мы восприняли нутром и открытым сердцем, что, в общем-то, все люди — действительно братья. И сёстры.

Так что «Человек без прошлого» и «Кукушка» годились бы друг другу в сородичи, говоря на языке скромных чувств и с застенчивой улыбкой, что бить кого-то по башке нехорошо, а уж убивать — тем более. Философия пацифизма и непротивления злу насилием — это только громкие слова, если конкретный человек не научится уважать личность своего соседа, по совместительству противника. Порой всего лишь достаточно, чтобы резкое выражение «Да пошёл ты!» звучало в устах женщины по прозвищу Кукушка почти ласково: «Пшолты!». А социальная работница желала бы просто прогуляться с опекаемым ею Незнакомцем, кажется, впервые почувствовав, что на самом деле кому-то дорога. Надо просто поговорить между собой, даже не зная языка, не ведая, что можно сказать пришлому человеку, или вообще не будучи уверенным, что другой это услышит. Выясняется — и услышит, и поймёт!

Сам Аки Каурисмяки лучше всех описал то, что сделал в «Человеке без прошлого», своём опусе АК-17: «Человек без имени приезжает в город, где его сразу же забивают почти до смерти. Так начинается эта эпическая драма — фильм или то, что мы можем назвать грёзой одиноких сердец, у кого пустые карманы, а над ними — большое небо, где наш Господь или, лучше сказать, птицы».

Сергей Кудрявцев
http://www.kinopoisk.ru/review/951251/
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz