Андрей_Шемякин | Дата: Понедельник, 03.08.2015, 18:01 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 182
Статус: Offline
| Ко второй половине 70-х Брессон уже был известным и почитаемым автором. Были переведены и вышли романы Жоржа Бернаноса, два из которых были экранизированы Брессоном ("Дневник сельского священника" и "Мушетт"). О "янсенисте мизансцены" писали В.Божович и С.Юткевич, - во многом противоположные, но одинаково почитающие Брессона авторы. Его всегда называл в числе самых любимых своих авторов и, в некотором смысле, духовных учителей и кинематографических наставников Андрей Тарковский. (Полагаю, в частности, что на него оказала сильное влияние брессоновская теория и практика работы с актёрами). Это всё общеизвестно. Однако показ "Ангелов греха", первой полнометражной картины Брессона (о которой подробно писал Пьер Лепроон в переведённой у нас книге "Современные французские режиссёры") стал микросенсацией. В этой работе Брессон ещё не является чисто концептуальным автором, его настоящий стиль ещё пробивается сквозь традиционную повествовательность. Но вот то, О ЧЁМ говорится в фильме, - оказалось ошеломляюще и освежающе новым в позднетоталитарном обществе, где уже был колоссальный запрос на "метафизику", но официально она ещё, мягко говоря, не поощрялась. Дело в том, что Брессон именно в этой картине, сделанной в оккупированной нацистами Франции, где, однако, сам факт оккупации всячески маскировался властью правительства Петэна, буквально экранизировал категорию духовной свободы, которая по-настоящему обретается в тот момент, когда физически человек становится узником. Теперь он свободен - от унижения и страха. И становилось ясным, что тоталитаризм - это отнюдь не только физическое подавление личности, - ему-то, худо-бедно, научились противостоять, защищая близкое себе искусство, или гонимых художников: единодушия не было. Не менее страшным было духовное насилие, а к нему-то в повально атеистическом обществе готовы не были, хотя с 1971-го года Достоевский (также экранизированный Брессоном) был введён в школьную программу. В то же время фильм Брессона был ещё совершенно свободен от внутренней, очень жёсткой системы приёмов, ведущих к запланированному эстетическому эффекту, выработанной гениальным режиссёром впоследствии. И тем не менее это был Брессон, квинтэссенция его философии бытия. Не помню, кто читал лекцию в любимом кинотеатре. Но помню состояние абсолютной беспомощности, если угодно, мировоззренческой: невозможно было сказать, "плохо" это, или "хорошо", -слов не было для того, чтобы обосновать и доказать свою точку зрения. Было ощущение, что это - другая планета, но в чём-то родственная: Толстой, Достоевский, Паскаль, входивший у нас в моду, благодаря вышедшей в ЖЗЛ его биографии, написанной Б.Тарасовым, сразу же ставшей интеллектуальным бестселлером. Ну а тот факт, что действие в основном происходит в монастыре, только добавлял интереса. Мне скажут, что один показ в небольшом кинотеатре - это очень мало. Да, но не для того времени, -когда была влиятельная кинематографическая среда. Ну и, конечно, вспомним уже упомянутого Достоевского: "Знаете ли вы, сколь страшно силён может быть один человек?"
|
|
| |