"ПРИГОВОРЁННЫЙ К СМЕРТИ БЕЖАЛ,ИЛИ ДУХ ДЫШИТ, ГДЕ ХОЧЕТ" 1956
| |
Светлана_Рухович | Дата: Суббота, 24.03.2012, 19:25 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 69
Статус: Offline
| Эта камерная драма основана на мемуарах узника тюрьмы Монлюк Андре Девиньи. Уже название подсказывает нам, что заключённому удастся спастись. Однако внутренний мир и переживания человека, приговорённого к расстрелу, раскрыты так, что физически ощущаешь не только шаги надзирателя в коридорах, стук в стену, открытие дверей, но и звучащую в фильме музыку Моцарта. В греческом языке одно и то же слово означает ветер и дух и переводится в зависимости от контекста. Возрождённый человек подобен ветру, который можно заметить, но невозможно понять, однако он является действительностью. Желание жить и действовать помогают герою забыть, что он приговорён к смерти, и своим поступком к смерти приговаривает себя он сам – когда человек переродится от Духа, став сам духом, он выше мира и мир над ним не имеет власти.
«Приговорённый к смерти бежал, или Дух дышит, где хочет» 1956, Франция, 99 минут (Un condamné à mort s'est échappé ou Le vent souf) — экзистенциальная военная драма Робера Брессона
В 1943 году участник движения Сопротивления лейтенант Фонтане был арестован фашистами и заключён в лионскую тюрьму Монлюк. По дороге в тюрьму он совершил неудачную попытку к бегству. Помещённый в камеру 107 на самом верхнем этаже, он планомерно готовится к побегу, несмотря на скептическое отношение к его замыслу других заключённых. Даже когда один из узников, Орсини, приговаривается к смерти за попытку к бегству, Фонтане продолжает приготовления. Фонтане также приговаривают к смертной казни. Через некоторое время у лейтенанта появляется сокамерник — шестнадцатилетний Франсуа Йост. Фонтане поставлен перед выбором: либо посвятить Йоста, которого он подозревает в сотрудничестве с немцами, в свои планы, либо убить его.
Съёмочная группа
Режиссёр: Робер Брессон Сценарий: Робер Брессон, Андре Девиньи Продюсеры: Ален Пуаре, Жан Тюийе Оператор: Леонс-Анри Бюрель Художник: Пьер Шарбоннье Монтаж: Рэймонд Лэми
В ролях
Франсуа Летерье — Лейтенант Фонтен Шарль Ле Кленш — Франсуа Йост Ролан Монод — Пастор Морис Беерблок — Бланше Жак Эртод — Орсини Роже Треэрн — Тьери Жаль-Поль Делюмо — Гебрард Жан-Филипп Деламарр — Заключённый № 110
Интересные факты
Вторая часть названия фильма — отсылка к Евангелию от Иоанна: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа».
В качестве музыкального сопровождения использована Месса до минор Моцарта.
Награды
Каннский кинофестиваль, 1957 год Победитель: Лучший режиссёр (Робер Брессон) Номинация: Золотая пальмовая ветвь
Французский синдикат критиков, 1957 год Победитель: Лучший фильм (поровну с лентой «Через Париж» / La traversée de Paris)
Британская академия, 1958 год Номинация: Лучший фильм
Смотрите фильм и программу «Библейский сюжет»
http://vk.com/video16654766_170019043 http://vk.com/video16654766_163528328
|
|
| |
Тамара_Демидович | Дата: Вторник, 28.08.2012, 14:03 | Сообщение # 2 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 32
Статус: Offline
| Итак, сразу к делу, ведь и Брессон не играет в игры со зрителем, не нагнетает атмосферу и не стремится к саспенсу. В своем обычном стиле он сразу открывает все карты, в первой части названии сообщив, что герой его фильма – смертник и побег состоится, предлагая зрителю не ломать над этим голову. Поразмыслить же режиссер предлагает над тем утверждением, что сформулировано во второй его части. Известный тем, что не приемлет в кадре ничего лишнего, Робер посчитал необходимым и у зрителя отсечь мысли, идущие в альтернативном задуманному им направлении.
Нам предстоит наблюдать за находящимся в немецкой тюрьме участником французского сопротивления, изо дня в день готовящим побег. Практически все отведенное фильму время лейтенант Фонтейн методично мастерит крючки и канаты из подручных материалов, разбирает дверь с помощью заточенной ложки, пытается наладить связь с другими заключенными во время утренних прогулок. И это все после первого неудачного побега.
Брессон даже не позаботился о росте щетины на лице своего героя за время долгого заключения. Лейтенант оставался гладко выбритым на протяжении всего действа. Детали, не несущие смысловой нагрузки, отметены, хотя бы при этом и страдает достоверность визуального ряда. Режиссер считает, что достаточно того, что он рассказал нам о том, что такой мужчина был на самом деле и вел себя именно так. Все, на что нужно обратить внимание тем, кто смотрит фильм, — это сила духа и не сломленная воля мужчины, не на минуту не выпускающего из своего сознания мысль о побеге. Побои, лишение общения, голод, страх перед ожидающей его участью – все это было, но не поколебало намерения человека.
Есть и другой важный момент, на который наводит зрительскую мысль Брессон. Это доверие и кооперация. Дважды его герой рискнул и доверился незнакомым людям в ситуации крайней неопределенности. И в конечном итоге именно эти шаги оказались верными. Не решись Фонтейн поверить, выношенный месяцами план провалился бы.
Мораль этой истории сродни той, что звучит в истории про лягушку, сбившую лапками масло из молока, оттолкнувшуюся от него, и покинувшую кувшин, в который она угодила: никогда не следует складывать руки. Свободный дух в застенках не удержишь.
|
|
| |
|