"ДЕНЬГИ" 1983
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Суббота, 16.09.2023, 15:08 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3269
Статус: Offline
| «ДЕНЬГИ» 1983, Франция, 85 минут — последний фильм Робера Брессона по рассказу Льва Толстого «Фальшивый купон»
Фальшивая 500-франковая банкнота меняет владельцев. Люди цинично передают её из рук в руки, из магазина в магазин, пока она не попадает в руки одного честного человека, который и не подозревает, что купюра-то поддельная! Именно в судьбе этого человека фальшивка сыграет роковую роль...
Съёмочная группа
Режиссёр: Робер Брессон Сценарий: Лев Толстой, Робер Брессон Продюсеры: Жан-Марк Хенчоз, Даниэль Тоскан дю Плантье, Antoine Gannagé Операторы: Паскуалино Де Сантис, Эмманюэль Машюэль Художники: Моник Дюри, Пьер Гюффруа Монтаж: Жан-Франсуа Нодон
В ролях
Кристиан Пате — Ивон Тарж Венсан Ристеруччи — Люсьен Каролина Ланг — Элиза Сильви ван ден Эльсен — девушка Беатрис Табурен — фотограф Дидье Босси — фотограф Марк Эрнест Форно — Норбер Брюно Лапере — Марсьяль Франсуа-Мари Банье
Критика о фильме
В последнем фильме Брессон ставит диагноз миру, человеку, цивилизации, словно бы снимая рентгеновские снимки. Рентген — это аналог стенограммы. Диагноз — Деньги. Они — основа современной жизни и искусства. На них строится все. Деньги — это «последнее означаемое». Деньги ни к чему не отсылают, но к ним — разными путями — отсылает всё. Последний фильм Брессона условен и материален — как настоящее деньги. Возможно, «Деньги» — одна из самых страшных и жестоких лент о современности. Диагностируя реальность, Брессон сохраняет нейтралитет. В его сдержанности нет сожаления, в молчании—надежды. Если в ранних картинах каждый кадр мог оказаться последним, и это держало зрителя в напряжении, то в «Деньгах» Брессон вынуждает зрителя повторить слова Полония в сцене «мышеловки»: «Прекратите игру!». В предыдущих фильмах черно-белая палитра «выглаживала, не смягчая, реальность, как утюгом». Цветной мир «Денег» полон острых углов. Классические брессоновские пробелы и эллипсы превращаются здесь в капканы (или мышеловки), куда неминуемо попадает зрительский взгляд (Евгений Гусятинский).
Награды
Каннский кинофестиваль, 1983 год Победитель: Лучший режиссёр (Робер Брессон) Победитель: Приз ФИПРЕССИ (Робер Брессон) Номинация: Золотая пальмовая ветвь
Сезар, 1984 год Номинация: Лучший звук
Национальная премия кинокритиков США, 1985 год Победитель: Лучший режиссёр (Робер Брессон)
Смотрите трейлер и фильм
https://vk.com/video16654766_456240671 https://vk.com/video-36362131_456240780
|
|
| |
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_Т | Дата: Четверг, 21.09.2023, 06:37 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 194
Статус: Offline
| «Деньги»
Поддельная банкнота в 500 франков переходит из рук в руки, вовлекая в орбиту преступления невинного человека с положительными задатками (Пате).
Картина оказалась тринадцатой и последней в творчестве режиссера, который прожил еще почти два десятилетия и умер 94-летним. «Деньги» — чистейший пример кино по Брессону: минимум диалогов, почти обязательный литературный первоисточник («Фальшивый купон» Толстого), актеры-непрофессионалы. В фильме показано, как корыстолюбие приводит к преступлению, с помощью особого ракурса, при котором не видно неба. Люди без неба, без Бога, сами делающие себя жертвами роковой предопределенности, — одна из сквозных тем моралистического кинематографа Брессона, лишенного, однако, назидательности, духовно и стилистически элегантного. Его можно было бы счесть рациональным, если бы филигранно выстроенная вокруг банкноты история не была окрашена зловещей достоевской мистикой. Деньги, отчужденные от труда и морали, становятся той пыткой и соблазном, которые превращают жизнь в кромешный ад. Этот ад, по Брессону, не «другие», как утешительно полагали некоторые его современники, а, что гораздо страшнее, мы сами.
Андрей Плахов https://www.afisha.ru/movie/dengi-170183/?reviewId=146424
|
|
| |
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_Т | Дата: Четверг, 21.09.2023, 06:38 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 194
Статус: Offline
| “ДЕНЬГИ” (L'argent) Драма
Выдающийся французский режиссёр Робер Брессон существовал как бы особняком в мировом кино, находясь вне моды, не оказывая прямого влияния на других кинематографистов. Впрочем, немало творцов, включая Андрея Тарковского, разделившего с Брессоном в 1983 году Большую специальную премию в Канне, преклонялись перед его редкостным талантом (любопытно, что и “Деньги”, и “Ностальгия” появились при содействии одного продюсера - француза Даниэля Тоскана дю Плантье). Несколько десятков лет, начиная с появления шедевра “Дневник сельского священника”, искусство Робера Брессона являлось своеобразным проводником нравственных и художественных истин. Католицизм и религиозность, приписываемые Брессону, пожалуй, преувеличены. Прежде всего он - художник-моралист в лучшем смысле слова, в каждом фильме утверждающий незыблемость человеческих заповедей: “Не сотвори себе кумира”, “Не убий”, “Не укради”.
В 1959 году постановщик уже сделал картину “Карманник”, намекающую на последнюю из упомянутых истин. Спустя 24 года, обратившись к рассказу “Фальшивый купон” великого русского писателя-моралиста Льва Толстого, Робер Брессон решил исследовать природу преступления. Он вскрывает механизм привлечения на воровскую стезю невинного человека, молодого рабочего Ивона Таржа, показывает неизбежность, неотвратимость незаконного промысла в обществе, построенном на лицемерии, жажде наживы, по сути - на том же воровстве. Интересно сравнить: насколько художнически по-иному трактует близкую тему, например, Отар Иоселиани в появившейся через год и тоже снятой во Франции ленте “Фавориты луны”.
Брессон всегда был в творчестве аскетом, жёстко ограничивающим средства художественной выразительности, добивающимся максимальной правдивости, объективности изображаемого, которое будто очищено от жизненных случайностей, мелочей быта. Но при этом, если вглядеться внимательнее, его повествования - на самом деле авторские, субъективные. Они наполнены массой тончайших деталей, выстроены из цепи малейших несуразностей, стечений обстоятельств, которые, складываясь друг с другом, творят судьбу, оказываются злым роком для индивида, отчуждённого в большом мире.
Сергей Кудрявцев https://kinanet.livejournal.com/678220.html
|
|
| |
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_Т | Дата: Четверг, 21.09.2023, 06:38 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 194
Статус: Offline
| Свобода — деньги — свобода Алексей Артамонов о последнем фильме Робера Брессона
Кинотеатр "Пионер" покажет отреставрированную версию фильма "Деньги" Робера Брессона. Показ приурочен к выходу в издательстве Rosebud сразу двух книг французского режиссера — "Заметок о кинематографе", ставших настольной книгой многих великих кинорежиссеров, и сборника интервью "Брессон о Брессоне"
Робер Брессон — одиночка, который всегда держался в стороне от большой индустрии кинематографа, шел своей собственной дорогой, не вписываясь ни в какие тренды и течения, которых за время его работы в кино успело смениться немало. Но его метод оказал влияние почти на всех — от Тарковского и Кончаловского до Штрауба и Юйе, от Скорсезе, чей "Таксист" был вольным ремейком брессоновского "Карманника", до Джима Джармуша. Без него не было бы кинематографа Аки Каурисмяки, братьев Дарденн и Махаэля Ханеке. Но наибольшее влияние Брессон оказал, конечно, на режиссеров "французской новой волны".
"Если немецкая музыка — это Моцарт, русский роман — Достоевский, то французское кино — это Брессон",— говорил Жан-Люк Годар. К Достоевскому Брессон обращался трижды: "Карманник" (1959) — вольная интерпретация "Преступления и наказания", а в 1969 и 1971 годах он перенес в современный Париж действие "Кроткой" и "Белых ночей". Его последняя картина "Деньги" (1983), за которую в Каннах он разделил режиссерский приз с Андреем Тарковским и его "Ностальгией", основана на повести Льва Толстого "Фальшивый купон".
Как и у Толстого, в "Деньгах" Брессона фальшивая банкнота запускает цепочку трагических событий: теряя сначала работу, потом свободу, а затем ребенка, жену и надежду, главный герой, получивший в фильме имя Ивон, выходит из тюрьмы полный ненависти и отчаяния. Деньги становятся его единственным средством, высвобождающим страсти,— ради них Ивон хладнокровно убивает владельцев гостиницы, а позднее и приютившую его старуху вместе со всей ее семьей.
Брессон вольно обращается с литературным материалом, соединяя двух толстовских персонажей — Ивана Миронова, ложно обвиненного в распространении фальшивых денег, и его убийцу Степана Пелагеюшкина. Толстой почти в лубочной, назидательной форме хотел показать, как разрушает потеря внутреннего закона, а затем — продемонстрировать неизбежность восстановления, стоит героям обрести в себе Бога. Брессон отказался от искупительной части повести Толстого, но оставил в фильме открытый финал: Ивон сдается полиции, в последнем кадре толпа наблюдает, как его ведет конвой. Режиссера интересуют не умозрительные конструкции, а внутренняя динамика персонажей и возможность выразить ее через соединение кадров и звуков.
Пол Шрейдер, кинотеоретик и сценарист "Таксиста", считал, что Брессон принадлежит к "трансцендентальному стилю" в кино. "Трансцендентальный стиль" — это в первую очередь преодоление границ видимого, возможность передать на экране внутреннее движение духа, подобно тому, как рябь на воде делает зримым дуновение ветра. "Деньги" — это квинтэссенция метода Брессона: актеры-непрофессионалы, лаконичность диалогов, аскетичность мизансцен, эллиптический монтаж и практически полное отсутствие движения камеры. "Кинематограф,— писал Брессон,— это искусство не показывать".
"Деньги" принято трактовать как антибуржуазный памфлет (что неудивительно, ведь "Фальшивый купон" — пожалуй, самое антикапиталистическое произведение Толстого). Но фильмы Брессона никогда не были идеологичны. Он говорил: "Я ищу выражения не столько через жесты, слова, мимику, сколько через ритм и сочетание кадров. Каждый кадр должен в первую очередь обладать меновой стоимостью". По Брессону, деньги — средство обращения не только товаров и желаний, но и сцен, кадров, чувств. Здесь они не только и не столько символ безнравственности капиталистического общества, но и нить судьбы, ведущая к искуплению. В последней своей картине Брессон сделал деньги кинематографическим условием трансформации экономики обмена в экономику дара. В конечном счете именно это движение его интересовало всегда.
https://www.kommersant.ru/doc/3236744
|
|
| |
Андрей_Шемякин | Дата: Четверг, 21.09.2023, 06:40 | Сообщение # 5 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 182
Статус: Offline
| Брессон взял да и соединил Толстого и Достоевского. После Набокова (и то в литературе) этого не делал никто. Конечно, о Брессоне трудно спорить, его легче интерпретировать. Но тот факт, что картина стала завещанием Мастера, позволяет отнестись к ней с бОльшим вниманием, чем это обычно делалось. Бывает так, что и длительное забвение является формой полемики.
|
|
| |
|