Александр_Люлюшин | Дата: Воскресенье, 20.08.2017, 07:43 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| «ЧЕЛОВЕК ИДЁТ ЗА СОЛНЦЕМ» 1961, СССР, 68 минут — один из первых советских фильмов «новой волны», ознаменовавший появление «поэтического кино» периода «хрущёвской оттепели»
Мальчик идёт по любимому городу вслед за солнцем. На своем пути маленький наблюдатель встречает разных людей – добрых и злых, чутких и равнодушных…
Съёмочная группа
Авторы сценария: Валериу Гажиу, Михаил Калик Режиссёр-постановщик: Михаил Калик Главный оператор: Вадим Дербенёв Композитор: Микаэл Таривердиев Художники: Станислав Булгаков, Аурелия Роман Оператор: Д. Моторный Монтаж: К. Блинова и Н. Чайка Художник-гримёр: П. Климов Звукооператор: А. Чайка Редактор: А. Конунов Текст песни: Семён Кирсанов Дирижёр: Эмин Хачатурян Директор картины: М. Усольцев
В ролях
Нику Кримнус - Санду, мальчик, идущий за солнцем Татьяна Бестаева - Эля, жена мотогонщика Николай Волков - продавец лотерейных билетов Георгий Георгиу - Кока, парикмахер Максим Греков - Лёва, чистильщик обуви Евгений Евстигнеев - Николай Черных, мотогонщик Валентин Зубков - военный музыкант Лев Круглый - водитель грузовика Людмила Долгорукова - Викторица, его сестра Иосиф Левяну - таксист Лариса Лужина - Ленуца, работница парка Виктор Маркин - счастливый отец Анатолий Папанов - ответственный работник Георгий Светлани - прохожий с удочками, знаток футбола Георгиос Совчис - «Герцог Оранский», строитель Валентина Телегина - женщина, читающая письмо Думитру Фусу - Рикэ, строгий милиционер
Режиссёр о фильме
Этот фильм для меня – этапный, очень важный. Мне кажется, в этой картине я нашёл свой язык, который в дальнейшем, в фильме «До свидания, мальчики!», старался усовершенствовать, — поэтический язык кино. Тогда целая группа была, которую за рубежом назвали «русской новой волной»: моя картина «Человек идёт за солнцем», «Иваново детство» Тарковского, гениальная картина Параджанова «Тени забытых предков…».
Интересные факты
Фильм, созданный на студии «Молдова-филм», партийным руководством МССР был воспринят резко отрицательно. Сюжет картины, лишённый драматической интриги и не отягощённый классовой идеологией, не нашёл понимания у первого секретаря ЦК Коммунистической партии Молдавии И.И. Бодюла, который высказался о фильме следующим образом: «Человек идёт за солнцем, а что он видит? Он видит сущую ерунду, а не наши советские достижения». Сразу после окончания съёмок авторы фильма были вызваны в ЦК Компартии Молдавии, где подверглись жёсткой критике. Второй секретарь ЦК КПМ Е.С. Постовой, не понимающий «как эта картина поможет повысить урожай кукурузы в Молдавии», указал на серьёзный идеологический просчёт фильма: «Что это за фильм? Что тут показано? Мальчик бегает… идёт на Запад, между прочим».
Михаил Калик был обвинён в формализме. В просьбе дать разрешение на показ фильма московскому начальству было отказано. Вывезя самовольно копию картины в багажнике машины, авторы фильма показали её председателю Союза кинематографистов Ивану Пырьеву, который, не найдя в фильме никакой крамолы, дал разрешение на его премьерный показ. Премьера картины, состоявшаяся в ЦДК, прошла с большим успехом и, по воспоминаниям М. Таривердиева, «на другое утро мы с Мишей Каликом проснулись знаменитыми».
Рецензии на фильм, в основном, были положительными. Среди прочего критика отмечала операторскую работу Вадима Дербенёва, которого после выхода фильма стали называть «главным представителем поэтического кинематографа в операторском искусстве» (наряду с Сергеем Урусевским). В журнале «Новый мир» была напечатана статья Майи Туровской «Поэтическое и прозаическое кино сегодня», в которой проводился сравнительный анализ фильмов «Человек идёт за солнцем» и «Иваново детство».
По мнению журнала «Искусство кино», картина заняла второе место (после кинофильма М. Ромма «Девять дней одного года») среди лучших фильмов 1962 года (следом шли «Когда деревья были большими» и «Иваново детство»).
Но стиль фильма, снятого в свободной манере близкой стилю французского кино «новой волны», противоречивший идеологическим стандартам советского кинематографа того времени, был воспринят неоднозначно. Секретарь ЦК КПСС Л.Ф. Ильичёв в своей речи на заседании Идеологической комиссии при ЦК КПСС (председателем которой он был) 26 декабря 1962 года сказал о фильме: «В фильме чувствуется одарённость автора, но есть и серьёзные недостатки, против которых нельзя не возражать. Поиски особой, во что бы то ни стало необычной формы оборачиваются в ряде эпизодов фильма чисто внешним оригинальничаньем, манерностью, некритическим подражанием зарубежным модам».
В архиве сохранились газетные вырезки с рецензиями на фильм, напечатанными в зарубежной прессе. В номере столичной аргентинской газеты «Ла Насьон» (La Nación) от 27 июля 1964 года можно было прочитать: «Человек идёт за солнцем — фильм больших художественных достижений. Поэзия темы сочетается с удивительной манерой использования изображения и цвета. Михаил Калик — режиссёр этого фильма, столь необычайного по совокупности мыслей и чарующей привлекательности».
В одном из номеров журнала «Ви» за 1962 год шведский писатель Артур Лундквист писал: «Похоже на то, что длительная зимовка в советском кино, наконец, закончилась. Лёд после сталинизма тронулся и повёл к новому освобождению искусства. Лучшим доказательством этого является фильм «Человек идёт за солнцем» — сильная символическая тема которого выдвигает на передний план триумфальную художественную форму. Фильм стал маленьким чудом поэтической непосредственности и полных смысла переживаний».
После эмиграции М. Калика в ноябре 1971 года в Израиль фильм был изъят из проката.
В 2008 году на юбилейном 30-м Московском международном кинофестивале «Человек идёт за солнцем» участвовал во внеконкурсной программе «Социалистический авангардизм» (ретроспективный показ 18-ти советских фильмов, созданных в период с 1929 по 1971 год).
Смотрите фильм
https://vk.com/video16654766_164223623
|
|
| |