Понедельник
25.11.2024
21:52
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ВЕЛИКИЙ ДИКТАТОР" 1940 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ВЕЛИКИЙ ДИКТАТОР" 1940
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 26.01.2013, 00:39 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
«ВЕЛИКИЙ ДИКТАТОР» (англ. The Great Dictator) 1940, США, 125 минут
— политическая сатира Чарльза Спенсера Чаплина








Первый полностью звуковой фильм Чарльза Чаплина. Он играет сразу две роли: фашистского диктатора Аденоида Хинкеля (недвусмысленно загримированной под Гитлера) и еврея — парикмахера, который как две капли воды похож на него.

Съёмочная группа

Режиссёр: Чарли Чаплин
Сценарий: Чарли Чаплин
Продюсеры: Чарли Чаплин, Картер Де Хейвен
Операторы: Карл Страсс, Роланд Тотеро
Композитор: Чарли Чаплин, Мередит Уиллсон
Художники: Дж. Расселл Спенсер, Эдвард Дж. Бойл
Монтаж: Уиллард Нико, Харольд Райс

В ролях

Чарли Чаплин — Аденоид Хинкель / цирюльник
Полетт Годдар — Ханна
Джек Оуки — Бензино Напалони
Реджиналд Гардинер — командующий Шульц
Генри Дэниелл — Гарбич
Билли Гилберт — маршал Херринг
Грейс Хейл — мадам Напалони

Известные сцены

Фильм содержит некоторые из наиболее известных сцен Чаплина. Речь Хинкеля в начале фильма — весьма правдоподобная пародия на ораторский стиль Гитлера. Интересна сцена, в которой цирюльник бреет клиента под звуки Венгерского танца № 5 Иоганна Брамса. Но самая известная сцена фильма — та, в которой очарованный мечтой о мировом владычестве диктатор танцует «в паре» с глобусом (вернее, с воздушным шаром в виде глобуса) под звуки увертюры Вагнера «Лоэнгрин».

Фильм кончается сценой того, как цирюльник, принятый за диктатора, читает речь на митинге по поводу захвата Томанией Остерлиха (явное указание на аншлюс Австрии Германией 12 марта 1938 года). Эта речь часто интерпретируется критиками как выражение собственных взглядов Чаплина. Часто эту спорную речь, полную политических мотивов, рассматривают как одну из причин изгнания Чаплина из США в эпоху маккартизма.

Более скрытым политическим посланием было то, что некоторые вывески на домах в еврейском гетто были написаны на эсперанто (международный язык эсперанто был создан Лазарем Заменгофом, польским евреем).

Что интересно, трибуной для выступления в этой сцене является монумент, на котором написано слово «Liberty» (Свобода). Это можно заметить в тот момент, когда герой Чаплина поднимается по ней.

Ещё одной знаменитой сценой стала встреча Хинкеля и Бензино Напалони. Хинкель, чтобы подчеркнуть своё превосходство, пытается сесть выше Бензино Напалони. Затем они соревнуются в парикмахерской — кто выше сядет в поднимающемся кресле. Идея сцены появилась во время встречи Чаплина с королём Бельгии, который также намеренно садился на стул с более высокими ножками, чем был у Чаплина.

Создание фильма

Сценарий был написан Чаплином, который являлся также и режиссёром фильма. Фильм был большей частью снят на киностудии Чаплина «Chaplin Studios» и в окрестностях Лос-Анджелеса (например, на улице Лорел Каньон).

Идея фильма возникла из-за сходства «бродяги» (герой Чаплина во многих фильмах) и Гитлера, прежде всего из-за усов. Были и другие пункты сходства между Чаплином и Гитлером: оба родились в апреле 1889 года (Чаплин был всего на четыре дня старше Гитлера) и выросли в бедности. Также Чаплина волновал рост преследований евреев в Европе в тридцатых годах, о чём он узнавал напрямую от своих европейских друзей и коллег-евреев. Чаплин работал над сценарием в течение 1938 и 1939 годов. Съёмки начались в сентябре 1939 года, через неделю после начала Второй мировой войны. Через шесть месяцев, к моменту окончания съёмок фильма, Франция уже была захвачена нацистами. Речь в конце фильма была введена в сценарий уже во время съёмок, она была написана Чаплином под впечатлением событий в Европе.

Фильм был номинирован на премию Оскара за лучший фильм, Чаплин получил номинацию «Лучший актёр», а Оуки — «Лучший актёр второго плана». Фильм был выбран для сохранения в национальном регистре фильмов США. Этот фильм был первым по-настоящему звуковым фильмом Чаплина (а вообще эпоха немого кино закончилась уже в 1920 годах), он также помог Чаплину избавиться от обвинений в луддизме, которые предъявлялись ему после выхода немого фильма «Новые времена» в 1936 году.

Создание фильма совпало с ростом международной напряжённости. Ходили слухи, что этот фильм, как и некоторые другие антифашистские фильмы (например, «Mortal Storm» и «Four Sons»), не выйдет в прокат, чтобы не навредить нейтральным отношениям между США и Германией. Однако этого не произошло из-за того, что Чаплин был финансово и творчески независим от других студий. К тому же отказ вывести фильм в прокат привёл бы к банкротству Чаплина, так как он вложил в него полтора миллиона долларов.

В конце концов премьера фильма в Нью-Йорке состоялась в сентябре 1940 года, в остальной части США — в октябре, а в Великобритании — в декабре того же года. Во Франции премьера фильма состоялась в апреле 1945 года, после освобождения Парижа.

Когда позднее журналисты спрашивали Чаплина о создании фильма с таким щекотливым сюжетом, Чаплин отвечал: «В ходе создания фильма мне стали приходить беспокойные письма из „United Artists“… однако я был полон решимости доделать этот фильм, потому что Гитлер должен был быть высмеян».

Имена соратников Хинкеля похожи на имена соратников Гитлера. Гарбич (что звучит похоже на англ. garbage — мусор), правая рука Хинкеля, похож на Йозефа Геббельса, маршал Херринг был явно скопирован с шефа люфтваффе Германа Геринга. Также нет сомнения в том, что Бензино Напалони был пародией на Бенито Муссолини.

В документальном фильме «The Tramp and the Dictator» (2001 год) сообщается, что фильм был послан Гитлеру, и Гитлер сам видел этот фильм (этот факт подтверждается свидетелями). По данным IMDb, Чаплин, услышав, что Гитлер посмотрел фильм, сказал: «Я бы отдал всё, чтобы узнать, что он думает об этом фильме».

Согласно мемуарам маршала К.А.Мерецкова, во время Великой Отечественной войны фильм был предложен для проката в СССР, но после закрытого просмотра для членов правительства Сталин дал низкую оценку художественным качествам фильма.

Фильм был хорошо принят после премьеры и был популярен среди американской публики. Реакции критиков были неоднозначны, многие критиковали речь в конце фильма. Многие также считали некорректным образ штурмовиков из фильма.

Однако еврейская публика была тронута изображением еврейских персонажей, их верностью долгу, что было табу в тогдашнем Голливуде.

В своей автобиографии, опубликованной в 1964 году, Чаплин пишет: «Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать „Диктатора“, не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения».

Фильм демонстрировался в Лондоне во время битвы за Британию и, как сообщалось, способствовал поднятию боевого духа.

Раскрыть тему истребления евреев нацистами в форме обличительной комедии в 1997 году попытался режиссёр Роберто Бениньи в фильме «Жизнь прекрасна» (итал. La vita e' bella).

Номинации

1941 — Премия «Оскар»
Лучший актёр — Чарльз Чаплин
Лучший актёр второго плана — Джек Оуки
Лучшая музыка — Мередит Уиллсон
Лучший фильм
Лучший оригинальный сценарий — Чарльз Чаплин

Интересные факты

Фильм запретили в Перу, Испании и Японии, которая в официальном отказе заявила: «Все антинацистские фильмы в Японии запрещены». Сатирическое изображение Гитлера стало своего рода сенсацией, однако наибольший страх вызвала финальная речь Чаплина: «Образ жизни может быть свободным и прекрасным, однако мы сбились с пути. Жадность отравила сердца людей, наполнила жизнь ненавистью, постепенно приведя нас к страданиям и кровопролитию… знания сделали нас циничными; ум наш тяжел и небодр. Мы слишком много думаем и слишком мало чувствуем. Нам нужны не столько технологии, сколько человечность. Не столько ум, сколько доброта и нежность. Без этого жизнь станет жестокой и потеряет смысл» (Дон Б. Соува).

Цитаты

— Против чего они протестуют?
— Им не нравится питание. Синтетическая пища, опилки в хлебе.
— Ещё чего! Это же опилки из лучшего дерева!

Лишнее упоминание о евреях всегда полезно — отвлекает народ от крамолы.

(Командир Шульц еврею парикмахеру) Странно, я всегда думал, что ты ариец.
— Я вегетарианец.

— Стеклянные стены в парикмахерской? Оригинально!
— Да, друг мой. Понимаешь, когда бреюсь, я очень нервничаю, и мне надо смотреть на что-нибудь приятное. Достаточно повернуть голову, и видно горы. И сверху тоже неплохой вид… — На что? — На бальный зал!

Финальная речь цирюльника в образе Аденоида Хинкеля

К сожалению, я не могу стать императором. Это не моя профессия. Я не хочу властвовать и завоёвывать. Я хотел бы по возможности помочь всем: евреям, христианам, чёрным, белым. Все мы хотим помогать друг-другу. Мы так устроены. Хотим жить счастьем других, не их страданиями. Мы не хотим ни ненавидеть, ни презирать. Есть место для каждого. Земля богата и может накормить всех. Жизнь может быть свободной и прекрасной, но мы сбились с пути. Алчность отравила души людей, воздвигла барьеры ненависти, привела нас к страданиям и кровопролитию. Мы набрали скорость, но замкнулись в себе. Машины дают изобилие, оставляя в нужде. Знания делают нас циничными, а мастерство - жесткими. Мы много думаем и мало чувствуем. Нам нужны не машины, а человечность. Нам недостает мастерства, но ещё больше доброты. Без них в жизни властвует жестокость и подавляется воля. Самолёты и радио сблизили нас. Сама природа этих изобретений взывает к доброте, к братству и сплоченности. Мой голос доходит в этот момент до миллионов отчаявшихся мужчин, женщин, детей всего мира. До жертв системы, подвергающей пыткам и заключающей в тюрьмы невинных. Тем, кто слышит, я говорю: храните надежду! Наше сегодняшнее несчастье из-за алчности и горечи тех, кто не верит в прогресс человечества. Ненависть людей пройдет, диктаторы умрут, власть, отнятая ими у народа, вернется к нему. Свобода не погибнет, пока существует человечество.

Солдаты! Не подчиняйтесь этим свиньям, презирающим, порабощающим вас, диктующим вам ваши действия, ваши мысли и чувства! Они дрессируют вас, держа на диете, готовя пушечное мясо. Не подчиняйтесь этим мракобесам с механическими мозгами и сердцами! Вы не машины, не скот- вы люди, несущие человечность в ваших сердцах! Вы не знаете ненависти! Только бессердечные ненавидят! Солдаты, не воюйте за рабство, боритесь за свободу! В семнадцатой главе Святой Лука писал: «Царствие Божие - в человеке». Не в одном человеке или группе, во всех людях! В вас! У вас власть для создания машин! У вас власть для создания счастья! Вы способны дать этой жизни свободу и красоту, сделать ее прекрасным увлечением. От имени демократии возьмем эту власть. Объединяйтесь! Боритесь за новый мир, который предоставит всем работу, будущее для молодежи, покой для стариков. Давая такие обещания, свиньи взяли власть. Но они лгут! Они не держат своих обещаний. Диктаторы освобождают себя, но порабощают народы! Надо бороться, чтобы сбылись эти обещания! За освобождение мира, за уничтожение национальных барьеров, за исчезновение алчности, ненависти и нетерпимости. Надо бороться за мирную жизнь, в которой счастье и прогресс поведут к счастью для всех! Солдаты! От имени демократии объединимся!

Ханна.. Слышишь ли ты меня? Где бы ты ни была, подними голову! Тучи расходятся! Пробивается солнце! Мы выходим из мрака к свету! Мы входим в новый мир, в лучший мир, где люди преодолеют их алчность, ненависть и грубость! Выше голову, Ханна! Душа человека обладает крыльями, чтобы он, в конце концов, мог взлететь. Он летит к радуге, к надежде, к будущему, славному будущему, принадлежащему тебе, мне, нам всем! Выше голову, Ханна! Выше голову!

Смотрите фильм

http://vk.com/video16654766_164036564
 
Александр_ЛюлюшинДата: Вторник, 29.01.2013, 22:20 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
1 февраля 2013 года
Киноклуб «Ностальгия» представляет
фильм №1 (17; 309) сезона 2012-2013
«ВЕЛИКИЙ ДИКТАТОР»
режиссёр Чарльз Чаплин, США


***

О фильме «ВЕЛИКИЙ ДИКТАТОР» посетители сайта http://www.kinopoisk.ru

***

«Великий диктатор» — одна из лучших и гениальнейших работ великого Чарли Чаплина, которая отличается тем, что это уже не немое, а звуковое кино. Картина шедевриальна всем, начиная от умной и серьёзной идеи и заканчивая безумно уникальным и редким в современное время юмором, что не удивляет, но до сих пор восхищает.

***

Величайший фильм главного киногения!

Чарльз Чаплин! Его знают все: взрослые, дети, все поколения людей на планете Земля вот уже почти 100 лет! Почему? Ответ очевиден — он гений! Причем, по мнению многих — единственный настоящий гений в кино. В творческом плане он универсален и многогранен: режиссёр, актёр, сценарист, оператор, монтажёр и композитор, пианист, скрипач, танцор, акробат, а дебютировал на сцене вообще как певец! Ну, а в человеческом — просто великая душа! Это человек, который дарил миру самые важные ценности — смех, сострадание, добро, надежду и большую любовь ко всему живому!

Каждый его фильм — яркий пример идеального авторского творения, у которого есть своя глобальная цель! Каждый кадр наполнен глубоким смыслом, который заставляет смеяться и плакать подчас одновременно! В этом состоит знаменитая магия Чарли-режиссёра!

Каждый фильм Чаплина шедевр, но всё же «Диктатор» — особенный. Возьму на себя такую смелость и скажу, что это самый актуальный фильм, который когда-либо выходил в широкий прокат! Да, что там говорить, он же и самый смелый проект! Потрясающая сатира! Это нечто! Самый «сильный» фильм из увиденных мной!

Ну, поверьте, это нужно увидеть! (Ну, раз 10 хотя бы!)

10 из 10

***

Кинокритки всего мира не раз подтверждали, что картина эта достойна называться «шедевром», «Великим фильмом Великого человека», с чем поспорить едва ли можно…

Только 10 из 10, и вряд ли меньше!..

***

Шедевр от Чарльза Чаплина. Смотреть всем, кто может посмотреть на войну с долей иронии.

***

Блестящая антивоенная комедия великого Чарли Чаплина, пожалуй, единственная, которая полностью сохранила свою актуальность по сей день — несколько наивная, немного идиллическая, но, тем не менее, жесткая, едкая и честная. Именно честная, ибо чаплинские глаза были первыми глазами, увидевшими, что таят за собой славные призывы Гитлера и всей их тройственной шайки! Именно Чарли был первым, кто осмелился честно и прямо высказать это через экран, в то время как другие отмалчивались, отворачивались, заминали страшную войну.

***

Конечно это самый опасный фильм Чаплина. В открытую высмеивать Гитлера и всю его политику во время войны, не каждый рискнет на такой смелый поступок. А Чарли рискнул и снял один из самых своих сильных фильмов. Настоящее культовое кино. Этот фильм, нужно обязательно хотя бы один раз посмотреть. А всем почитателям творчества Чарли Чаплина забирать его в коллекцию. Мне кажется, для киномана это позор не знать культовый момент с шаром Земли. Великий кадр. Настоящая магия кино.

***

Первый полностью звуковой фильм Чарльза Чаплина на деле оказался самым лучшим его фильмом и в плане актёрского мастерства, и в плане режиссуру и в сценарном плане.

***

«Великий диктатор» — это великий фильм о свободе, о равенстве, о братстве. Этот фильм о самой великой беде 20-го века. Этот фильм о судьбе человечества. Это потрясающе эмоциональный фильм, в котором Чаплин открыто призывал людей всего мира к свержению диктатуры, к борьбе с фашизмом и нацизмом! Фильм, завершающийся пламенной речью, которую сказал самый большой маленький человек в мире. Эта речь — жгучая, правдивая, яркая — речь уже не киноперсонажа, это речь самого Чаплина, свято верившего в торжество человечности и справедливости, в мир равенства, в мир, где всем есть право на счастье — в мир без войн!

***

Жанр военной сатиры не так популярен в мировом кинематографе, но есть отдельно взятые ленты которые выделяются своей оригинальностью и остроумностью на фоне других. Одним из таких избранных, является «Великий Диктатор», который также является одним из первых фильмов, где создатели решили с юмором и некоторой долей иронией взглянуть на военные мировые события.

***

Для меня это очень страшный фильм. Страшный оттого, что снят он в 1940. Страшен он своей пронзительной актуальностью для того времени и неким, даже почти мистическим, предвидением. Чаплин, наверное, даже сам того не понимая, показал всю правду того времени. Жестокую правду. Хоть это все и комедийные кадры, но глядя сквозь десятилетия, понимаешь, что это намеренное для режиссера утрирование на самом деле было печальной реальностью для германских «неарийцев».

Чаплин молодец, он не промолчал, он высказал свой протест. Он, быть может, хотел поднять волну противодействия фашистской германии. Быть может, он думал и надеялся, что сможет своим фильмом, привлечением внимания к этой проблеме остановить её. И поэтому слова его в финальной речи столь патетичны. Но, увы, глядя назад, мы видим, что его слова так и остались неуслышанны и дальше стало только хуже…

***

Безусловно, очень мощный и содержательный кинофильм, кинофильм, который позволяет задуматься, почесать затылок и выяснить для себя, что же такое «мир», что же такое «демократия», и возможны ли мир и равенство всех людей повсеместно… Картина настолько весела, стремительна и интересна, насколько и серьёзна, точна и содержательна. Посмотрев эту ленту один раз, время от времени тянет пересматривать её ещё, и ещё, дабы вновь ощутить чаплиновский дух, его образ мыслей, благородные намерения касательно общества и всего мира вцелом.

***

В этом фильме есть все, что душе угодно. Здесь просто масса юмора и запоминающихся моментов. Каждый будет смеяться очень долго, найдет что-то свое. А какие диалоги, можно только восторгаться этим. Многие отдельные фразы так и вбиваются в память. Ну и не обойдется без серьезных моментов. Происходящее на экране, если признаться, заставляет серьезно задуматься. А финал картины, в котором Чаплин произносит речь уже от имени себя, дорогого стоит. Над этим нужно задуматься. Все сказанное не теряет актуальности и в наше время, да и вообще сам фильм более, чем актуален. Смотрите великие картины.

***

Картина Ч. Чаплина «Великий диктатор» — «продукт» невероятно талантливый, сильный, яркий… Чаплину удалось, с одной стороны, продолжить свою авторскую линию в кинематографе, с другой, — снять беспрецедентное по общественно-политической проблематике кино, что достигается новаторством содержания, а также использованием новых технических средств.

***

Спасибо Чарли Чаплину за столь серьезный фильм. Ведь в нем поднимаются самые важные вопросы, которые будут интересны человеку всегда, не зависимо от его статуса, внешности, религиозных убеждений. Потому что в конце фильма Чарли произносит великую речь, что никого не оставит равнодушным. Он с таким чувством и искренностью говорит о человечности и борьбе, и свободе. В тот момент перестает существовать великий диктатор или храбрый парикмахер. В тот момент перед зрителем постает человек, который открывает глаза на многое. К сожалению, тогда впервые за всю его карьеру видно как Чарли постарел. Но огонь в его глазах стал гореть ярче.

***

На мой взгляд, Великий диктатор — лучшая работа Чарльза Чаплина, потому что именно в этой кинокартине воплощено всё: мастерство, талант и гениальность этого Великого комика.

10 из 10

***

Итог. «Великий диктатор» — это фильм, созданный на злобу дня, но оставшийся на века не столько благодаря именитому режиссеру, сколько благодаря политическим посланиям через океан.

10 из 10

***

«Великий Диктатор» прекрасное комедийное кино сатирического и пародийного характера, где Чарли Чаплин раскрывает свое мнение по поводу постоянных войн и фашизма как религии. Мне фильм безумно понравился, смешно, искренне, актуально, свежо, смело и изящно. Оценка максимальная и это не обсуждается, шедевры меньше и не получают.

10 из 10

***
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 01.02.2013, 19:27 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ВЕЛИКИЙ ДИКТАТОР (The great dictator)

Идея снять политическую комедию-памфлет, основанную на сходстве Гитлера и комической маски Чаплина, была подсказана последнему режиссером Александром Кордой. Хроникальные съемки Гитлера давали богатый материал для пластической и звуковой пародии, точно так же, как идеология и политика нацизма провоцировали на патетическую и одновременно издевательски развенчивающую экранную отповедь. Съемки фильма начались в январе 1939, т. е. до начала германской агрессии в Европе и ужасающих акций геноцида в самой Германии и оккупированных ей странах. Впоследствии Чаплин признавал, что, зная обо всех злодеяниях нацистов, он не стал бы изображать их лидера в виде героя эксцентрической буффонады.

Сюжетная интрига фильма основывалась на хорошо известном комическом приеме qui pro quo — «один вместо другого», не раз обыгрывавшегося мировым кинематографом. В 1930-х гг. этот прием с блеском использовали братья Маркс в своей абсурдистской комедии «Утиный суп», влияния которой не избежал и Чаплин.

Героями-близнецами в его фильме стали простодушный еврей-парикмахер Чарли и диктатор милитаристской Томании Аденоид Хинкель. Чарли, получивший ранение на «первой большой войне», провел двадцать лет в коматозном состоянии, а, очнувшись, оказался в стране с тоталитарным антисемитским режимом. Глава этого режима Хинкель не только терроризирует население своей страны, но и строит планы захвата соседнего Остерлиха. В то время, как томанский диктатор упивается мечтами о мировом господстве и плетет интриги против своего союзника-соперника, правителя Бактерии Бензино Наполони, парикмахер Чарли защищает от штурмовиков девушку Ханну и вместе со своим бывшим однополчанином Шульцем попадает в концлагерь, откуда совершает побег, переодевшись в нацистскую форму. Траектории героев-близнецов пересекаются, когда Хинкеля, едва не утонувшего в озере во время утиной охоты, принимают за беглеца Чарли, а еврею-парикмахеру оказывают высшие почести. Получив возможность выступить перед народом всей Томании по радио, Чарли произносит взволнованную либерально-пацифистскую речь…

«Великий диктатор» во многих отношениях стал новой страницей чаплинского кинематографа. Прежде всего, именно здесь Чаплин впервые решился на использование звучащего диалога. В некоторых эпизодах звучащее слово действительно усилило комический эффект (диалоги Хинкеля и Наполони), и все же главным генератором смеха остался испытанный конек прежних чаплинских комедий — трюковая пантомима и гэг. Знаменитый эпизод игры Хинкеля с глобусом, его кошачье лазанье по шторе, «укрощение микрофонов», салютующие нацистским приветствием статуи Венеры Милосской и роденовского Мыслителя пополнили число образных находок комедийной режиссуры, чего нельзя было сказать о репризах и звуковых решениях «Диктатора».

Новшеством для Чаплина стало обращение к жанру политического памфлета и, еще точнее, к карикатурному изображению реальных персонажей политической сцены: Гитлера, Муссолини, Геринга, Геббельса… О степени воздействия этих карикатур можно судить хотя бы по тому, что Гитлер, запретивший демонстрацию фильма в Германии, сам дважды смотрел «Диктатора» в своем личном кинозале (копия картины была доставлена через Португалию). Между прочим, в СССР фильм не показывался — некоторые намеки подходили не только гитлеровскому режиму.

Немаловажно, что, наряду с Хинкелем-Гитлером, в роли которого блеснул сам Чаплин, большой удачей фильма стал пародийный образ Наполони-Муссолини в ярком исполнении Д. Оуки.

Повод для критических упреков дала сентиментально-патетическая концовка («проповедь Чарли»), да и сам принцип объединения комедии и политического манифеста. В целом в США фильм вызвал далеко не однозначную реакцию — кто-то посчитал его проявлением «мягкотелого пацифизма», кто-то, наоборот, «провокационной шовинистической агиткой» (к этому моменту США еще не вступили в войну с Германией). Возможно, поэтому, попав в четыре номинации на «Оскар» 1940, «Великий диктатор» в итоге не получил ни одного престижного приза.

Дмитрий Караваев
http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=573618
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 01.02.2013, 19:27 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Апрельская близость ("Великий диктатор" Чарли Чаплина)

Чарли Чаплин на четыре дня старше Адольфа Гитлера. Им обоим в апреле исполняется 120 лет. Единожды обратившись в своем творчестве к образу германского монстра, Чаплин до конца своих дней гадал, какую реакцию вызвал у прототипа фильм Великий диктатор. Доподлинно известно, что Сталину эта картина не понравилась. Что неудивительно. Уж слишком она несерьезная, а местами – просто глупая…

Чаплин для мирового кино – что Пушкин для русской литературы. Светит всем одинаково – солнце есть солнце. Любить его как-то глупо. В данном случае это ничего не значит. Отменить же и не замечать его нельзя. Кто он такой, ясно не вполне. С одной стороны, великий гуманист, просветитель, Человек с большой буквы. С другой – скептик, лукавец и пересмешник, с легкостью и решимостью касающийся любой самой неудобной и двусмысленной темы. Толстяки, сироты, инвалиды, служители культа и слуги закона, красавицы, артисты и домашние животные участвуют в его сюжетах исключительно на правах подопытного материала, от которых чудак Шарло с тросточкой и в котелке, маленький и нелепый житель большого и жесткого мира, отскакивает, как мячик от стенки. Он везде и нигде, со всеми и ни с кем.

Чаплин соответствует любым определениям. Классик французского авангарда и теоретик визуальности Луи Деллюк считал, что Чаплин – это воплощение концепции комического, изложенной в книге Анри Бергсона "Смех". Зритель смеется, рефлекторно защищаясь от резкой смены ситуации: один человек бежал и вдруг упал, другой сидел себе, попивал крюшон и вдруг получил тортом по физиономии. "Вдруг" – это ключевой эффект ранней "комической фильмы", в этом с Деллюком трудно спорить. Психоаналитики рассматривали Чаплина как освободителя подавленного инфантилизма. Его герой – мужчина-ребенок, выпадающий из конвенций "взрослого" мира, где табуированы шалости. Чаплин как бы отрабатывает в кадре то, что не может себе позволить среднестатистический обыватель. Выдающийся фольклорист Петр Богатырев указывал на близость Чаплина театру-варьете с его сменой масок, а через него – народной драме, также варьирующей "твердые" роли в пределах одного сюжета. Богатыреву вторил основатель формальной школы в русском литературоведении Виктор Шкловский, походя критиковавший Чаплина за однообразие и механистичность юмора, но признававший его изощренность в пересмотре классических амплуа. Всю эту асоциальную формалистскую "дребедень" в гневе отвергали проводники официальной советской идеологии. У какого-нибудь Георгия Авенариуса в его биографии Чаплина 1960 года веско говорится об усилении социального звучания. Начав с чистого развлечения, бездумного и безнадежно-буржуазного, Чаплин сумел подняться над чисто шкурными интересами и развлечениями толпы, обратился к политической проблематике. И ведь не поспоришь. Денег прилично заработал – и поднялся. Почему бы и нет. То же самое можно сказать и о других трактовках. Они справедливы, прозорливы, остроумны. А Чаплин своей гусиной походкой и от дедушки ушел, и от бабушки ушел.

Социальному звучанию Чаплин не был чужд никогда. Иначе не заставлял бы публику недоуменно ловить себя на том, что смеяться над маленьким нелепым человечком как-то не очень аккуратно. Иначе не писал бы восторженных писем Сергею Эйзенштейну по поводу его масштабных революционных фресок. Было это задолго до фильма Новые времена 1936 года, который отбил новый абзац в биографии Чаплина. Броненосец "Потемкин" вышел в один год с Золотой лихорадкой, где уже все было на своих, если можно так выразиться, местах. Алчность, показанная через столкновение с комизмом, работала местами даже сильнее, чем в знаменитой и слишком лобовой ленте Эриха фон Штрогейма. Даже в Огнях города 1931 года, часто принимаемых за исключительно романтическую историю, камерность любовного сюжета внятно оттеняется социальной оппозицией бедной цветочницы и пьяного миллионера.

Социально насыщенный Великий диктатор занимает особое место в фильмографии Чаплина. До этого ничего подобного в американском кино не было. Тридцатые годы, ставшие золотым веком Голливуда, уместились между блистательной, но откровенно маргинальной по настроению экранизацией романа На западном фронте без перемен Льюиса Майлстоуна (1930) и ретроспективными, но ориентированными на живую память зрителя Ревущими двадцатыми Рауля Уолша (1939). Все он были однозначны, лиричны и просты. Великий диктатор внешне тоже был чрезвычайно прост. Чистая политическая сатира. Памфлет, чья истинно американская, слегка наигранная наивность способствовала наглости называть вещи своими именами. Чаплин сделал этот фильм подчеркнуто грубым и схематичным. То, за что ругали Новые времена, здесь только усилилось. Чаплин как будто провоцировал публику и критиков. Он хотел, чтобы его спрашивали: "Зачем все это?" Хотел, чтобы фильм раздражал и не давал покоя, несмотря на кажущуюся простоту.

В книге "Моя биография" Чаплин вспоминает, что замысел Великого диктатора возник в 1937 году, когда голливудский венгр Александр Корда, напряженно следивший за событиями в Европе, указал Чаплину на сходство его бродяги с фюрером. От комического до ужасного – даже не шаг, а всего лишь крошечные усики, которые Шарло носил уже четверть века. Внешнее сходство должно было подчеркнуть внутреннее различие. Хотя это тоже словесная эквилибристика – на поверхности лежало лишь то, что в свете этой параллели Гитлер вдруг оказался маленьким человеком. Для восприятия тиранов это открытие почти неизбежно. Они потому и становятся ими, что тянутся на цыпочки и с наслаждением наблюдают, какой огромной делается их вечерняя тень. Маленький Шарло с тросточкой и нежным сердцем имел неплохие шансы озлобиться – от неудач, побоев, преследований, сознания собственной нелепости. Психоаналитики не напрасно говорили о мальчике, проступающем в облике мужчины. Разве не воля к власти и вселенская обида движет "русскими мальчиками" у Достоевского – теми, кто готов, не переплюнув через левое плечо, смешаться с бесами гнева и мести? Разве не злобная беспомощность кладет в руки детей вороненую сталь, с которой они зайдут в ненавистную школу и докажут всем, что с ними надо считаться? От Владимира Набокова до Гаса ван Сэнта протянулась линия наблюдения за унылыми несчастливцами, готовыми в любой момент обернуться тиранами и властителями. Чаплин решительно вошел в этот контекст – пионером и эксцентриком.

Известно, что он был рьяным противником звукового кино (второй привет Эйзенштейну). Именно поэтому диктатор Хинкель был задуман говорящим. Герой должен был не только отсылать к прототипу, но и отвечать за "реакционную", драматургически примитивную концепцию звукового кино. Его двойник, – парикмахер из еврейского гетто, потерявший память на Первой мировой, пролежавший двадцать лет в коме и внезапно очнувшийся в другой реальности – должен был оставаться мимом, живым анахронизмом. Его борьба с режимом (созвучие с "Mein Kampf" случайно) должна была протекать беззвучно, точнее, бессловесно, как если бы он действительно был механически перенесен из прошлого. Не зря у него даже имени нет – он просто Парикмахер, представитель типичной еврейской профессии, человек-функция. Впоследствии он тоже заговорил – первоначальный замысел был слишком рафинированным. Весь сюжет основан на полном внешнем сходстве еврея из гетто с вождем нации Аденоидом Хинкелем и столь же полном их несовпадении. Парикмахер не понимает, в какой мир он попал, почему по улицам ходят штурмовики и пишут "Еврей" на витрине его заведения. Отсюда – постоянные нестыковки, неузнавания и другие элементы абсурда, которые Чаплин наделяет принципиальной двуплановостью. Драки Парикмахера со штурмовиками, в которых ему помогает соседка Ханна, более чем комичны, однако их мотивировка и следствие не имеют с комизмом ничего общего. Эта сложная синхронность взаимоисключающих свойств немедленно отсеяла зрителей типа Иосифа Виссарионовича Сталина, стремившегося к ликвидации любых сложностей на подведомственной территории. Консервативный американский зритель не мог не найти в фильме "коммунистическую угрозу". Неординарное произведение нередко попадает меж двух огней. Так случилось и с Великим диктатором.

В конце 1930-х годов США с осторожностью относились к происходящему в Европе. В 1939 году, когда началась Вторая Мировая война, Советский Союз смекнул, с кем надо поскорее договариваться и выпросил у новоявленного "босса" Прибалтику. Оружие за пазухой не помогло: Гитлер перехитрил Сталина, в результате чего у советских людей появился шанс погибнуть на поле боя, а не за колючей проволокой. За океаном на все эти фокусы смотрели с понятным недоверием. Оба "маленьких человека" с усами друг друга стоили. Чаплин оказался первым, кто однозначно расставил приоритеты. Если предельно грубо, то есть в стиле фильма, то "Против Гитлера" – значит "за будущее человечества". И Бог с ней, с Россией, о которой в фильме ни слова. Не буди лихо…

Самая провокационная и странная часть фильма – это, разумеется, речь Парикмахера с диктаторской трибуны. По сюжету он вместе со своим покровителем – опальным военачальником Шульцем, которого он спас еще на старой войне – сбегает из лагеря и собирается перебраться в соседнюю с Томанией страну Устрию. Тут следует очередное совпадение, намекающее на австрийский аншлюс. На границе с Устрией стоят войска – все ждут приезда диктатора. Он в это время браконьерствует на местных озерах (что-то типа Ленина в Разливе) и попадает в руки пограничников. Нелепый тирольский костюм не способствует узнаванию вождя, чего не скажешь об офицерской шинели, в которую облачен прибывший на границу Парикмахер. Чтобы не быть разоблаченным, ему предстоит выступить перед солдатами и всей нацией по радио. Тут и зачитывается удивительный текст – чистая условность, невозможная на тот момент ни в одной стране. В Германии и СССР – по определению. В Европе – из страха. В США – из политической корректности. Это призыв к миру, любви и дружбе, беспрецедентно прямой и пылкий.

Герой Чаплина говорит очень долго, словно сознательно затягивая, вкладывая в свою речь все, что мог и хотел сказать. По ходу выступления исчезает граница между персонажем и актером. Это говорит сам Чаплин – единственный человек в мире, который без лицемерия и фальши, вооруженный одной лишь сокрушительной наивностью, решается собрать в кучу все общие места пропахшего нафталином гуманизма, общечеловеческие (вернее, христианские) ценности, протестантскую этику и социалистические утопии. Кротость и бесхитростность Чаплина поражают до сих пор. Если же это тоже ирония, на которую косвенно указывает страстная ажитация, настигающая оратора к концу выступления, тогда это цинизм высшей пробы. Наверняка мы об этом не узнаем уже никогда. Очень может быть, что Чаплин сам этого доподлинно не знал, руководствуясь не столько интеллектом, сколько чувством и вкладывая в слова своего героя все, что интуитивно считал своим идеалом. В этом смысле речь Парикмахера выглядит перевернутой речью Хинкеля, своеобразной пародией второй степени, возвращающей словам первоначальный смысл, но никогда не забывающей о том, что они поддаются любому истолкованию.

Не стоит забывать, что в единоборство с диктатором вступил ребенок – тот самый, что шаловливо выглядывал из-под маски Шарло в ранних картинах Чаплина. В ряде сцен "Диктатора" очевиден этот проверенный кабаретный комизм, растворяющий любую политическую подоплеку. Например, где диктатор соседней Бактерии по имени Бензино Напалони (читай: Муссолини) соревнуется с Хинкелем, кто выше сядет. При этом, кстати, используются парикмахерские кресла: походя выясняется, что диктатор Томании увлекается стрижкой и бритьем, усиливая эффект двойничества. Чаплин неоднократно подчеркивал, что никогда бы не снял фильм с такими шутками и прибаутками, если бы знал, какой ужас реально творился в Европе. Остается поблагодарить его за неведение. Легкий налет веселого кощунства в сочетании с пафосной серьезностью заключительной речи придает этой картине сложность большого искусства.

Ян Левченко
http://www.cinematheque.ru/post/140215/print/
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 01.02.2013, 19:28 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ВЕЛИКИЙ ДИКТАТОР
политический фарс


Первый "говорящий" фильм Чаплина - злая и мужественная политическая сатира, полнометражный шарж на пришедших к власти в Европе фюреров, неизбежно толкающих человека в пропасть тоталитаризма, а человечество - к мировой бойне.

Америка тогда еще пыталась с Гитлером дружить или, по крайней мере, договориться, поэтому бескомпромиссность чаплиновской сатиры едва не обернулась для него серьезными неприятностями. На сей раз высшая справедливость восторжествовала: едва ли не в день премьеры с огромными трудностями снятого фильма японцы разбомбили Перл Харбор, и, вместо обструкции, Мастеру устроили овацию: ты, мол, оказался прозорливее всех нас. А то сомневались!..

Картина же рассказывает о двух встречах: в первой встречаются два негодяя. Одного зовут Аденоид Хинкель и "ботает" он вроде бы по-немецки, другого - Наполони из страны Бактерии, и наполеончик этот приезжает навестить своего соратника, чтобы договориться о разделе соседней обоим диктаторам свободной покуда земли Устерии. Свидание сие чистый гротеск, выпендреж одного идиота перед другим: кто кого тяжелее, выше, значительнее - демонстрация неувядаемого мастерства актера, бесконечной фантазии выдумщика гэгмена, гения и классика "девятой музы".

Другая встреча - на самом деле не встреча, а замещение одним двойником другого. Дело в том, что некий еврей парикмахер, в первую мировую спасший жизнь большому командиру, едва не погибший сам, потерявший память и вышедший из больницы, ни черта не соображая, уже после захвата власти "коричневыми", как две капли воды похож на самого Аденоида. Претерпев множество обид и гонений от подручных заплечных дел фюрера, чудесным образом и под руководством тоже впавшего в немилость спасенного командира парикмахер бежит из концлагеря, переходит границу с Устерией и, принятый всеми за Хинкеля, произносит торжественную речь... за демократию, человеколюбие, гуманизм.

Что его ждет по окончании речи, мы можем только догадываться, Чаплин же, блистательно играющий и Хинкеля-Гитлера, и парикмахера, гуманно оставляет финал открытым.

Есть в фильме и любовь, и гетто, и сопротивление, и мягкий юмор, и жестокость, и война. Но главное - сатира. Центральный эпизод, вошедший во все учебники кино, являет зрителю фюрера, самозабвенно забавляющегося с глобусом, начертанным на воздушном шарике. Уж он его и глазками поедает, и ручками поглаживает, и подкидывает кверху и сапожком, и попкой, и ловит, и вновь подкидывает, пока, наконец, ни с того, ни с сего шарик не лопается, оставляя Аденоида в недоумении и досаде.

Чаплиновские находки в "Диктаторе", как и во всех прочих случаях, давным-давно и бесконечное число раз повторены в мировом кино. Вся экспозиция, являющая взору хохмы первой мировой, на мой взгляд, особенно хорошо усвоена французской и английской комедией 50-х - 60-х: от "Питкина" и лент с участием де Фюнеса до "боевиков" с Ришаром, Депардьё и Бельмондо. Политическая же сатира Чаплина, сама использовавшая пропагандистский и карикатурный плакат современной прессы, в свою очередь, безусловно отразилась в рисунках Кукрыниксов и Бор. Ефимова, не говоря уж о кинолубке сороковых годов.

Чистейшая классика, "Великий диктатор", по достоинству оцененный в свое время зрителями и комментаторами, и сегодня смотрится великолепно, можно сказать, на одном дыхании, несмотря на значительную свою продолжительность.

Тех из посетителей сайта, кто хотел бы прочесть более подробное и специальное толкование картины, я отошлю к старой, излишне заидеологизированной, но в иных (и в данном - тоже) случаях вполне еще актуальной монографии Александра Кукаркина "Чарли Чаплин" (М.: Искусство, 1960), где "Диктатору" посвящены десятки проникновенных страниц. Сам же, заканчивая эти короткие размышления, приведу из названной работы несколько цитат, представляющих прежде всего высказывания автора фильма и его коллеги, другого создателя и гения мирового кино, Сергея Эйзенштейна.

"Во время работы над картиной Чаплин обронил слова, облетевшие весь мир: "Диктаторы смешны. Я хочу, чтобы люди над ними смеялись".

Фильм был закончен до того, как жесточайшие трагедии второй мировой войны потрясли человечество. Иначе, без сомнения, истерик Хинкель приобрел бы более резко выраженные черты кровавого убийцы...

Как писал в свое время Сергей Эйзенштейн, Чаплин "создает в "Диктаторе" великолепную и убийственную сатиру во славу победы Человеческого Духа над Бесчеловечностью. Этим самым Чаплин равноправно и твердо становится в ряд величайших мастеров вековой борьбы Сатиры с Мраком - рядом с Аристофаном из Афин, Эразмом из Роттердама, Франсуа Рабле из Медона, Джонатаном Свифтом из Дублина, Франсуа Мари Аруэ де Вольтером из Фернэ. И даже, может быть, впереди других, если принять во внимание масштаб Голиафа фашистской Подлости, Злодейства и Мракобесия, которого сокрушает пращой смеха самый младший из плеяды Давидов - Чарльз Спенсер Чаплин из Голливуда..."" (С. 190 - 191).

Рецензия: В. Распопин
http://kino.websib.ru/article.htm?no=657
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 01.02.2013, 19:28 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Великий диктатор
The Great Dictator, 1940
Сатирическая политическая комедия


Замысел этой картины Чарльза Спенсера Чаплина возник ещё в 1937 году, когда многие не считали Адольфа Гитлера настоящей угрозой для всего человечества. Между прочим, на внешнее сходство экранных персонажей Чаплина и нацистского вождя впервые обратил внимание британский продюсер и режиссёр Александр Корда, венгерский еврей по происхождению. Сам Чарльз Чаплин потом с изумлением обнаружил другие «общие черты» с Гитлером: они родились с разницей всего лишь в четыре дня, были примерно одного роста и веса, в детстве и юности встретились с бедностью и житейскими лишениями. Позднее Чаплин признался, что не смог бы просто пародировать фюрера в «Великом диктаторе», если бы ведал всю правду о концентрационных лагерях и истреблении евреев.

Производство фильма началось 1 января 1939 года, а непосредственные съёмки — 9 сентября, то есть на девятый день после объявления второй мировой войны. К концу работы над лентой, когда стало известно о вторжении фашистов во Францию, Чаплин решил изменить более комедийный финал. Он ввёл в повествование знаменитую речь, разоблачающую не столько Аденоида Хинкеля (в латинской транскрипции сохранены инициалы A и H, которые соответствуют имени и фамилии Adolf Hitler), диктатора в выдуманной стране Томании, а уже реального агрессора из нацистской Германии.

Неудивительно, что «Великий диктатор» был запрещён для демонстрации во всех оккупированных странах и вышел, например, во Франции только 4 апреля 1945 года, то есть после полного освобождения от захватчиков. А в Испании не показывался вплоть до смерти другого диктатора — Франко. Интересно, что единственные премии, которые с опозданием эта картина получила, были инициированы в Японии и Финляндии, то есть у бывших союзников гитлеровского режима. Ну, и в СССР она не демонстрировалась обычным зрителям аж до 31 марта 1989 года, когда именно «Великим диктатором» был открыт Музей кино в Москве. Однако и после того, как фильм Чарльза Чаплина повторно выпустили на экраны в начале 2000-х годов в пятнадцати странах мира, он так и не появился официально в российском кинопрокате. И только в апреле 2004-го, в рамках ретроспективы великого режиссёра по случаю его 115-летия, на телеканале «Культура» наконец-то показали «Великого диктатора» более широкой аудитории.

Своего рода «взрывоопасность» этой ленты заключается не только в её антидиктаторской направленности, что позволяет свободно подставлять под образ Аденоида Хинкеля любого другого «властителя народов», в том числе — и Иосифа Сталина. Но в «Великом диктаторе» наличествует и проклятый «еврейский вопрос», поскольку абсолютным двойником вождя оказывается скромный и даже трусоватый еврей-парикмахер, столь «маленький человек», что он вовсе не нуждается в обычном имени. Любопытно и то, что в самой первой звуковой, точнее — разговорной (ведь шумы и музыка есть и в «Огнях большого города», и в «Новых временах») работе Чаплина, который целых 13 лет сопротивлялся присутствию речи на экране, персонажи пользуются неким эсперанто, выдуманным всего за два года до появления на свет Адольфа Гитлера и Чарльза Чаплина польским евреем Людвигом Цаменхофом.

Сейчас уже трудно постичь, что в момент выхода «Великого диктатора» 15 октября 1940 года в США, где картина пользовалась большим зрительским успехом, примерно вчетверо превзойдя свой бюджет (а вот ни один из «Оскаров» так и не достался!), публика была поражена, что типичный чаплиновский герой-бродяжка заговорил в кино. И прежде униженный и оскорблённый человек, осознающий отчаянность и безвыходность своего положения, вдруг не пожелал дальше смиряться с этим. Он произносит гневную речь против самого абсурдного из всего абсурдного на свете — против фашизма и диктатуры. Поэтому «Великий диктатор» — поистине великий сатирический фильм. Абсурд, обличаемый Чаплином, реален. Он не выдуман, а существует в действительности. Является порождением не какого-то злого рока, а вполне объективных историко-политических причин. И у этого абсурда есть свой абсурдный лидер.

Для того, чтобы раскрыть абсурдность происходящего, автор картины использует мотив двойничества. Жалкий еврей-парикмахер и самовлюблённый диктатор — словно отделённые друг от друга, существующие в разных слоях общества, несущие добро или зло «доктор Джекил и мистер Хайд». На одном полюсе — сострадание и человечность, на другом — бессердечие и жестокость. И абсурд заключается как раз в том, что постепенно вытесняется и уничтожается человеческое, а торжествует дьявольское. Самая же абсурдная сцена в «Великом диктаторе» — встреча Аденоида Хинкеля с Бендзини Напалони из некой страны Бактерии (разумеется, под этим «подражателем Наполеона», породившим фашизм, имелся в виду Бенито Муссолини). Два политических маньяка пытаются поделить между собой весь мир, по-детски или же как клоуны играя с большим глобусом (любопытно, что подобную шутку Чаплин придумал ещё в 1928 году в любительской «домашней ленте»). Но пока «мистер Хайд» не стал единственным обличьем человека, создатель «Великого диктатора» стремился при помощи своего смелого антидиктаторского кинопроизведения призвать людей к борьбе с всеобщим абсурдом, которому не стоит слепо повиноваться.

Кстати, ценность и актуальность этой картины не теряется с течением десятилетий. В 1997 году она была включена в США в Национальный регистр фильмов, где собраны очень редкие или значительные произведения американского кинематографа. По мнению пользователей imdb.com, входит с оценкой 8,3 из 10 баллов чуть ли не в сотню самых рейтинговых лент за всю историю. И на Берлинском кинофестивале 2003 года была показана отреставрированная копия «Великого диктатора» вместе с дополнительными киноматериалами, отражающими процесс съёмок и разные версии некоторых сцен.

Сергей Кудрявцев
Оценка 10/10
http://www.kinopoisk.ru/review/847745/
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz