Николай Бурляев "ЛЕРМОНТОВ" 1986
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Четверг, 31.10.2024, 20:04 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| «ЛЕРМОНТОВ» 1986, СССР, 97 минут — полнометражный режиссёрский дебют Николая Бурляева
Поэтическая киноверсия жизни М.Ю.Лермонтова. Страдающий, одухотворенный, мятежный – таким предстает перед зрителем великий русский поэт в гениальных строчках его стихов, в глубоких размышлениях, в смелых и дерзких поступках.
В фильме использована живопись Лермонтова, звучат отрывки из многих его произведений: «Демон», «Смерть поэта», «Валерик», «Панорама Москвы», «Пророк», «Завещание» и других.
Эпиграфом к фильму служит высказывание Белинского о Лермонтове: «…Его жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и — исчезнуть во всей красе своей…».
Съёмочная группа
Автор сценария и режиссёр: Николай Бурляев Оператор: Олег Мартынов Художник: Виктор Юшин Композитор: Борис Петров Дирижёр: Сергей Скрипка Постановщик бальных танцев: Марис Лиепа Консультанты: Борис Удодов, Павел Селегей, Тамара Мельникова Военный консультант: генерал-лейтенант И. Архипов Консультант по эпохе: Иван Саутов
В ролях
Николай Бурляев — Михаил Юрьевич Лермонтов / Николай Васильевич Гоголь Иван Бурляев — Миша Лермонтов в детстве Владимир Файбышев — Миша Лермонтов во младенчестве Галина Беляева — Варвара Александровна Лопухина Наталья Бондарчук — Марья Михайловна, мать Лермонтова Борис Плотников — Юрий Петрович, отец Лермонтова / Александр Сергеевич Пушкин Инна Макарова — Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка Лермонтова Дмитрий Золотухин — Дмитрий Алексеевич Столыпин, дедушка Лермонтова Андрей Подошьян — Алексей Аркадьевич Столыпин-Монго, двоюродный дядя Лермонтова Юрий Мороз — Николай Соломонович Мартынов Марис Лиепа — Николай I Улдис Лиелдиджс — Александр Христофорович Бенкендорф Илзе Лиепа — Мария Петровна Соломирская Сергей Смирнов — Святослав Раевский Константин Бутаев — Коте, друг Лермонтова Имеда Кахиани — Александр Гарсеванович Чавчавадзе Кетеван Кобулия — Елена Чавчавадзе Катя Лычёва — Лена Чавчавадзе в детстве Марика Чичинадзе — Нина Грибоедова Альгимантас Масюлис — Клейнмихель Вера Улик — гадалка Александра Филипповна Кирхгоф Павел Руланов — Эрнест де Барант Анатолий Мацукевич — Карл Нессельроде Сэм Цихоцкий — сановник Татьяна Пилецкая — княгиня Нессельроде Евгений Дворжецкий — знакомый Лермонтова Андрей Давыдов — Жорж Дантес Дмитрий Орловский — эпизод
Режиссёр о фильме
«Лермонтов – человек моей судьбы. Мне с детства говорили, что я похож на Лермонтова, это мне не льстило, потому что из школы я вынес образ Лермонтова искажённым. Но когда я начал изучать для фильма биографию Лермонтова, я увидел, насколько это светоносная, божественная личность».
Критика о фильме
«Больше всего в этом фильме мне понравилось – всё!» (Арсений Тарковский).
«Обыватель приходит и уходит, а прекрасное остаётся. Лермонтова второй раз не убить!» (Виктор Астафьев).
Интересные факты
Фильм был подвергнут резкой критике на V съезде кинематографистов СССР и на отдельном заседании членов обновлённого СК, прошедшем 29 мая 1986 года. 3 октября 2024 года в Москве состоялась закрытая премьера авторской версии фильма, отреставрированной Киноконцерном «Мосфильм» в качестве 4K. 15 октября, к 210-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, фильм при поддержке дистрибьюторской компании «Кинотайм» и студии «Золотой Витязь» был выпущен в общероссийский прокат.
|
|
| |
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_Т | Дата: Четверг, 31.10.2024, 20:08 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
| «Лермонтов — один из первых российских спецназовцев». Николай Бурляев — о своем фильме, который 40 лет был под запретом
Известный актер и режиссер не раз попадал под каток цензуры, уверен, что ее не должно быть
Фильм «Лермонтов» (6+) выходит в прокат 15 октября — через 40 лет после его создания. О том, почему картину запретили к показу, что не устроило деятелей советского кинематографа в образе поэта, наши коллеги из MSK1.RU поговорили с народным артистом России Николаем Бурляевым, автором сценария, режиссером и исполнителем главной роли прекрасного поэта.
«От травли пострадал не только я, но и Сергей Бондарчук»
— Лермонтов — давным-давно давно хрестоматийный герой нашего времени, и фильм о нём с определением «запрещенный» выглядит удивительно. Николай Петрович, почему же советское начальство не пустило картину о признанном гении в прокат?
— Это не по велению советского начальства мой фильм, в котором пропагандировалась любовь к России, показывался глубокий патриотизм Михаила Юрьевича Лермонтова, не выпустили в прокат. А по решению антисоветской части Союза кинематографистов СССР. Из-за того, что я позволил себе намек на государственный заговор определенной мистической организации против двух величайших поэтов — Пушкина и Лермонтова. Организации, в которую в то время входили влиятельнейшие люди государства.
— Вы имеете в виду масонов?
— Да, масонов, хотя в фильме они и не назывались даже, был лишь намек — масонские атрибуты в кадре. И за это, и за то, что я показывал Лермонтова — патриота страны, картину подвергли жесточайшей травле! Да, я к тому времени уже сталкивался с запретами. Замечательный фильм «Андрей Рублев»(12+), в который меня пригласил режиссер Андрей Тарковский, был положен на полку. Но это решение принял член Политбюро ЦК КПСС товарищ Суслов: он посмотрел картину и сказал — в прокат не пускать. (Фильм «Андрей Рублев», снятый в 1966 году, пустили в ограниченный прокат только в 1971 году, а настоящая премьера восстановленной картины состоялась в 1987 году, уже после смерти Тарковского. — Прим. ред.) А тут на съезде кинематографистов в Кремле при членах Политбюро сами же деятели кино публично клеймили своего же коллегу!
— Но ведь это был уже закат советской эпохи, странно, что в 1986 году работали методы «застоя».
— Для меня, молодого режиссера, а это был мой дебют с полнометражной картиной, такой прием фильма был огромным ударом. Десять месяцев центральная пресса, вплоть до «Правды», подвергала критике «Лермонтова». Я попросил председателя Союза кинематографистов, режиссера Элема Климова, собрать секретариат президиума, дабы понять, что происходит. И на нём либеральная часть руководства выступила в лучших традициях прошлых времен, когда сами же творческие люди травили Ахматову, Пастернака, Зощенко. После такого из профессиональных союзов исключают. Я ушел сам.
— А какие аргументы у них были против проката? Я накануне нашей беседы еще раз пересмотрела картину и не нашла в ней ничего крамольного даже для конца 80-х.
— Им не понравился образ Лермонтова, очищенный от налета лжи и наговоров, которые последовали после его трагической гибели на дуэли. Что он был злым человеком с болезненным самолюбием из-за своего физического несовершенства — маленького роста и кривых ног. Что он издевался над офицерами полка, которые ему не нравились, придумывал обидные шутки, ядовитые колкости. И, в общем-то, заслужил такой конец.
Михаил Лермонтов был убит 15 июля 1841 года у горы Машук близ Пятигорска. Вызвавший поэта майор Николай Мартынов нажал на курок в момент, когда Лермонтов поднял руку с пистолетом, чтобы выстрелить вверх. Пуля пробила оба легких, и 26-летний Лермонтов скончался в течение нескольких минут. После дуэли Мартынову грозило разжалование и лишение всех прав состояния. Но приговор, утвержденный Николаем I, оказался очень мягким: трехмесячный арест на гауптвахте и церковное покаяние. Николай Мартынов умер в 60 лет в своем имении.
— Я читала, что вас обвиняли еще и в «семейственности» — многие роли в фильме сыграли близкие вам люди.
— То, что моя жена Наталья Бондарчук оказалась очень похожа на мать поэта, Марию Михайловну, а моя теща, прекрасная актриса Инна Макарова, — на его бабушку, я считаю промыслом Божьим. Как и помощь Сергея Федоровича Бондарчука, который, видя мои трехлетние скитания в попытках снять этот фильм, пожалел молодого режиссера и предоставил такую возможность в своем объединении на «Мосфильме». А потом за это поплатился тоже. И, если бы не запрет на фильм сорок лет назад, то, уверен, многие давно бы поняли, насколько Лермонтов был гениален не только как поэт, но и как гражданин.
— Почему именно сейчас решили показать фильм «Лермонтов» в кино?
— Меня за сорок лет, которые прошли с момента съемок, много раз спрашивали, почему я не покажу фильм в кинотеатрах? Ведь то решение о запрете давно уже забыто. И я подумал, что отреставрировать фильм и устроить его премьеру 15 октября, в день 210-го юбилея поэта, будет очень символично.
— Николай Петрович, но прошло уже сорок лет и копии фильма лежат в свободном доступе в интернете. Каждый может посмотреть его в любой момент. Вы думаете, зритель пойдет в кино?
— Я не из рыночников, которые жаждут успеха картины в первый уик-энд. Для меня коммерческая часть не имеет значения. Важно, чтобы фильм увидело новое поколение. Увидело и оценило жизнь, мысли, чувства поэта, очень актуальные именно сегодня. Ведь Лермонтов — не только гений слова, он — один из первых российских спецназовцев, как бы необычно это не звучало. Михаил Юрьевич был поручиком в сотне, которую специально отбирали из всей кавалерии, которую бросали на самые сложные участки Кавказской войны. Это был прославленный офицер, очень тонко чувствующий человек, уловивший суть своего времени. И мне важно показать его настоящим, без налета клеветы, которая не только исказила его образ, но и приписала ему строчки «Прощай, немытая Россия». И этот миф живет до сих пор, хотя точно доказано, что Лермонтов не мог написать этот стих. В его лексиконе слово «немытая» встречается лишь раз, а вот слова «люблю» и «любить» — 1500 раз. И мне хочется, чтобы его поняли и полюбили молодые зрители.
— Вы сами столкнулись с запретами, вы упомянули трудности, с которыми столкнулся режиссер Сергей Бондарчук, а как вы относитесь к тому, что в нашей сегодняшней жизни запретов становится всё больше?
— Все мои друзья: Андрей Тарковский, Владимир Высоцкий, Элем Климов и многие другие сталкивались с политической цензурой в СССР. Я категорически против цензуры! В нашей сегодняшней жизни творцы свободны. Но я считаю, что общественный контроль, который был разрушен, нам необходим. В первую очередь, чтобы бороться с русофобией, разрушающей основы нашей страны. Поэтому фильм «Лермонтов» сегодня будет, возможно, актуальнее, чем в 1986 году, ведь в нём как раз и поднимаются вопросы патриотизма. Когда я снимал картину, я часто про себя повторял строчки Михаила Юрьевича: «Есть чувство правды в сердце человека». И вот наконец-то правда восторжествовала.
16 октября 2024 https://ngs.ru/text/culture/2024/10/16/74210282/
|
|
| |
|