Пятница
29.11.2024
12:22
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | М.Швейцер, С.Милькина "КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА" 1987 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
М.Швейцер, С.Милькина "КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА" 1987
Александр_ЛюлюшинДата: Пятница, 01.09.2023, 06:37 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
«КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА» 1987, СССР, 159 минут
— экранизация одноимённой повести Л.Н. Толстого


Василий Позднышев — уважаемый и благородный человек, любящий муж и заботливый отец. В поезде он рассказывает случайному попутчику о своей семейной жизни и о том, как убил жену, заподозрив её в измене.

Съёмочная группа

Режиссёры: Михаил Швейцер, Софья Милькина
Сценарий: Михаил Швейцер, Лев Толстой
Директор фильма: Мария Захарова
Оператор: Михаил Агранович
Композитор: Софья Губайдулина
Монтаж: Людмила Фейгинова
Звукорежиссёр: Евгений Фёдоров

В ролях

Олег Янковский — Василий Позднышев
Ирина Селезнёва — Лиза, жена Позднышева
Александр Трофимов — случайный попутчик
Дмитрий Покровский — Трухачевский
Алла Демидова — пассажирка
Лидия Федосеева-Шукшина — мать Лизы
Ольга Токарева — сестра Лизы
Александр Калягин — пассажир
Михаил Глузский — пассажир
Сергей Скрипкин — пассажир
Александр Котов — студент-естественник
Евгений Данчевский — брат
Нина Агапова — Леокадия Петровна, модистка
Екатерина Куравлёва
Анна Тхостова — гувернантка
Вера Бурлакова — няня
Елена Водолазова — горничная
Степан Крылов — Егор

Награды

1989: Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (Михаил Швейцер, Софья Милькина, Олег Янковский, Михаил Агранович, Евгений Фёдоров)

Смотрите фильм

https://vk.com/video-36362131_456240448
 
Андрей_ШемякинДата: Пятница, 01.09.2023, 06:39 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 182
Статус: Offline
По мнению некоторых критиков (А.Свободина, например), роль Позднышева в "Крейцеровой сонате" - вообще лучшее творение Олега Янковского. В любом случае, он сконцентрировал в этой роли едва ли не все свои прошлые находки из "реалистических" фильмов, где были представлены психологические бездны, угрожающие душе человеческой. И фильм Швейцера (это была его вторая встреча с прозой Толстого после оттепельного "Воскресения") тоже - своеобразное сгущение "этоса" классической русской литературы с точки зрения её современников. Вспомним: в начале картины герои обсуждают и осуждают " мораль Графа Толстого", в потоке речи упоминается имя Чехова, а сам Александр Трофимов, - персонаж "от Автора", само собой, ассоциативно отсылает к "Мёртвым душам" того же Швейцера, где играет, в общем-то, Гоголя. Но и это не всё. Когда героиня, Лиза, в какой-то момент начинает, пытаясь помириться с мужем, играть ему не просто Шопена но, опять же ассоциативно, именно "осеннюю сонату", вызывая в зрительской памяти прошедший в прокате фильм Бергмана, Позднышев её обрывает, бросая совершенно современную фразу: "затрепали". Или что-то вроде этого. Картина, конечно, была полемической, и интересно, что в связи с ней говорили в основном о "проблеме пола", - дескать, и Толстой был против мещанского ханжества, и он с нами. Но Толстой выступал против брака с прямо противоположных "позиций": как узаконенной проституции. К "полу" же, то есть плотской любви, как известно, он относился в старости очень жестко, осознав себя создателем нового религиозного учения, и признавая, что это "греховное" чувство победить труднее всего. В таком полемическом контексте, да ещё и при внезапном смягчении советской моральной цензуры, картина Швейцера была осмыслена сугубо утилитарно, а роль Янковского, при всех восторгах - по касательной к замыслу. Однако замысел, мне кажется, был несколько иным, и тут Олег Иванович попал в точку. Герой исповедуется случайному попутчику (то есть на самом-то деле - Автору), но картина строится не просто на флэшбэках, но - параллельном монтаже, постепенно сближающем уверенного в себе господина, и больное, чуть ли не в горячечном бреду говорящее существо, только в конце снова обретающее человеческий облик. И Янковскому наконец-то дана возможность ПРОЖИТЬ с героем все фазы его падения...То есть, напротив, - обнаружения в себе того самого "зверя", которого хотел бы полностью победить граф Толстой. Замысел этот подтверждается цветовой гаммой. Вся первая половина фильма построена на прямом контрасте искусственно высветленных сцен счастливой, но чисто плотской любви, - и её разрушительных -для духовного здоровья -последствий. И музыка тут, конечно, подхлёстывает воображение: Трухачевского играет сам Дмитрий Покровский, на тот момент - не только "культовая фигура", на концерты которого ломилась Москва, но действительно выдающийся музыкант, реставрирующий со своим фольклорным ансамблем старинную русскую музыку. И герой Янковского будто сгибается под тяжестью всё новых и новых соблазнов, - внешних и внутренних. Его будто преследуют реальные воспоминания о том, что МОГЛО БЫ БЫТЬ изменой, привело к убийству жены, а было ли на самом деле? Создаётся впечатление, что сама картина - своеобразный ответ балаяновскому "Талисману": Если бы русскую классику читали, как следует, такой бы беды не случилось. И дело тут не в интеллигентских фантомах, а в общем кризисе представления о смысле жизни. Янковский тут доиграл то, что ранее им было только - по воле режиссёров -обозначено. Не только у Балаяна, но и в ленте Вячеслава Крифтофовича "Два гусара", -и тоже по Льву Толстому. Словом, роли Янковского примерно с середины 80-х уже сами порождают контекст, безотносительно к первоисточнику. И "Крейцерова соната" - важнейшая веха на этом пути: режиссёрская и актёрская.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz