Пятница
29.11.2024
12:28
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Илья Фрэз "ВАМ И НЕ СНИЛОСЬ" 1980 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Илья Фрэз "ВАМ И НЕ СНИЛОСЬ" 1980
Александр_ЛюлюшинДата: Четверг, 31.08.2023, 07:12 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
История Ромео и Джульетты начала 80-х, снятая по одноимённой повести Галины Щербаковой – это очень светлый, романтичный, трогательный и нежный фильм о первой, но такой настоящей любви. Любви, на которую не сможет повлиять желание взрослых, «причиняющих добро», защитить детей от «заблуждений юности». Юности, которой, несмотря ни на что, удастся преодолеть на жизненном пути абсолютно все преграды…

«ВАМ И НЕ СНИЛОСЬ…» 1980, СССР, 86 минут
— экранизация одноимённой повести Галины Щербаковой


Школьники Роман и Катя тянутся друг к другу со всей безоглядностью первой любви. Мать Кати очень счастлива во втором браке и в озарении этого счастья хорошо понимает дочь. Роман находит поддержку у отца, давно и безответно любящего Катину маму. Но рядом ходят люди, ничего не знающие о любви...

Съёмочная группа

Сценаристы: Галина Щербакова, Илья Фрэз
Режиссёр: Илья Фрэз
Оператор: Гасан Тутунов
Художники: Виктор Власков, Александр Дихтяр
Композитор: Алексей Рыбников
Государственный симфонический оркестр кинематографии
Дирижёр: Александр Петухов

В ролях

Татьяна Аксюта - Катя Шевченко
Никита Михайловский - Рома Лавочкин (озвучивает Александр Соловьёв)
Елена Соловей - учительница литературы Татьяна Николаевна Кольцова
Ирина Мирошниченко - мать Кати Людмила Сергеевна
Лидия Федосеева-Шукшина - мать Ромы Вера Васильевна Лавочкина
Альберт Филозов - отец Ромы Константин Лавочкин
Татьяна Пельтцер - бабушка Ромы
Руфина Нифонтова - мать Татьяны Николаевны
Евгений Герасимов - отчим Кати дядя Володя
Леонид Филатов - любовник Татьяны Николаевны Михаил Славин
Вадим Курков - одноклассник Ромы Сашка Рамазанов
Екатерина Васильева - одноклассница Ромы Алёна Старцева
Нина Мазаева - директор школы Мария Алексеевна
Любовь Соколова - почтальон Лиза
Наталья Мартинсон - подруга Татьяны Николаевны Элла
Любовь Майкова - лаборантка
Александр Карин - учитель физкультуры
Валентин Голубенко - перевозчик мебели
Елена Майорова - соседка Кати Зоя
Владимир Приходько - таксист (озвучивает Юрий Саранцев)
Дмитрий Полонский - одноклассник Ромы в шляпе

Режиссёр о фильме

Сам я всю жизнь снимаю фильмы для разных возрастов. И знаю: чем старше мои герои, тем сложнее затрагиваемые проблемы, тем сильнее сужается разрыв между детским и взрослым кинематографом. И это естественно. Мы и дети живем вместе, нас не разделяют стены, дети и свидетели и участники всей нашей жизни. Родителям всегда интересно увидеть и узнать что-то новое о своих детях, детям — то, что они не разглядели в своих родителях и учителях. Такую возможность знакомства и понимания может предоставить кино. Но я не скажу детское. И не скажу взрослое. Я употреблю другое слово: семейное. ‹...›

Успех фильма «Вам и не снилось» я объясняю не только якобы беспроигрышностью «любовной» темы, но прежде всего его многоадресностью. Его смотрели и дети, и родители, и учителя. Каждый — всё, и каждый — то, что только для себя, лично. И находили, о чем можно было и хотелось говорить, спорить, понимать друг друга или не соглашаться друг с другом. После просмотра возникало то семейное — межвозрастное — общение, которое так ценно в воспитании и которое мы так часто утрачиваем в суете нашей занятости.

Интересные факты

Премьера в СССР состоялась 23 марта 1981 года. По итогам проката 1981 года картина заняла 12-е место — её посмотрели более 26 млн зрителей. Лучший фильм 1981 года по опросу журнала «Советский экран». В США премьера прошла в Нью-Йорке 5 марта 1982 года под названием «Love & Lies».

До повести «Роман и Юлька» Галина Щербакова написала несколько серьёзных вещей, которые никто не хотел печатать, и тогда она решила написать лёгкую любовную историю, потому что ей показалось, что это наверняка будет беспроигрышная тема. Идею подкинул её сын-подросток. Однажды Щербакова уехала с мужем на отдых, а когда вернулась, то узнала от своей знакомой, у которой они оставили детей, что её сын-десятиклассник полез по водосточной трубе к своей возлюбленной на шестой этаж. Оставив у неё тайное послание на балконе, он стал спускаться по этой же трубе вниз, и на середине пути она развалилась, но всё обошлось без серьёзных травм. Именно этот случай и создал у Щербаковой образ: мальчик, падающий с большой высоты из-за любви. Очень быстро она написала повесть «Роман и Юлька» и отнесла её в редакцию журнала «Юность». Когда прошло несколько месяцев, а повесть всё не печатали, Щербакова запечатала повесть в конверт от журнала «Америка» и отправила её на Студию имени Горького Сергею Герасимову. Через три дня Щербаковой позвонила жена Герасимова Тамара Макарова и сказала, что ей повесть очень понравилась и она сделает всё возможное, чтобы фильм по ней был снят. А спустя ещё два дня Щербакова уже разговаривала с Ильёй Фрэзом.

Перед началом съёмок Щербакова не выдержала и пошла к редактору «Юности» Борису Полевому, который сказал ей, что не может отправить повесть в печать, потому что у неё, по его мнению, очень мрачный финал. Узнав, что дело только в этом, Галина взяла с его стола рукопись, вышла из кабинета и тут же переписала последние несколько предложений. Если в изначальном варианте давалось чёткое понятие, что Рома умирает (в последнем предложении говорилось, что Юля роняет голову Роме на грудь), то теперь вышел неоднозначный конец, который можно было трактовать по-разному (Рома либо умирает, либо теряет сознание). Спустя два месяца (осенью 1979 года), уже в разгар подготовки съёмочного процесса, повесть была напечатана в журнале под редакторским названием «Вам и не снилось».

Галина Щербакова не участвовала в подборе, но Фрэз показывал ей все пробы, которые она потом очень долгое время хранила у себя. Лидия Федосеева-Шукшина сразу дала своё согласие на съёмки. Очень долго искали исполнителей на роли Ромы и матери Кати. На роль Ромы отсмотрели тысячи мальчиков со всей страны и только в самом конце проб, когда уже утвердили Татьяну Аксюту, кто-то сообщил Фрэзу, что в Ленинграде есть мальчик Никита Михайловский, который, вполне возможно, очень даже подойдёт. Михайловскому к тому моменту только исполнилось шестнадцать лет. Он ещё учился в школе и у него не было никакого актёрского образования и опыта, кроме нескольких второплановых и эпизодических ролей в кино, и единственной главной роли в фильме «Дети как дети». Но на пробах он покорил всех своей естественностью, и его тут же утвердили. Татьяна Аксюта на семь лет старше Михайловского — к тому времени уже окончила театральный вуз и вышла замуж.

На роль матери Кати пробовалось множество известных актрис, в том числе для проб из Киева приезжала Ада Роговцева, но Илья Фрэз всем говорил «нет», потому что заранее утвердил на эту роль Ирину Мирошниченко, которая тогда попала в аварию и поэтому носила фиксирующий воротник на шее, и Фрэз ждал, пока она поправится.

Фильм снимался не в хронологическом порядке и почти с самого конца, поэтому актёры не всегда понимали то, что говорили по сюжету.

«Этот фильм я и люблю, и ненавижу, — призналась автор повести Галина Щербакова, — но мне дóроги месяцы воспоминаний о съёмочном процессе. Татьяне Аксюте, которая снималась в роли Кати, было 23 года, она только что окончила ГИТИС. А Никита Михайловский ещё учился в школе. Но как этот мальчик играл! Мы рыдали — он был совершенством! Казалось, что юный 16-летний подросток знает о любви больше, чем его замужняя партнёрша. Он не актёрствовал, он просто жил в кадре, пропуская через себя все эмоции своего героя, буквально перерождаясь в него».

Михайловский, хоть и имел за плечами некоторый актёрский опыт, по воспоминаниям, не мог правильно отыграть сцену с первых дублей и «раскочегаривался» только к шестому дублю, в то время как Аксюта, привыкшая играть на сцене, изображала нужные эмоции почти с первого раза и к шестому дублю уже начинала сдавать. В результате, по словам Щербаковой, почти все сцены фильма состоят из серединных дублей.

В сцене в парке Катя носит на голове венок из листьев. Венок не был запланирован по сценарию, но до начала съёмки сцены, пока устанавливали камеры, Татьяна Аксюта от нечего делать сплела этот венок, который всем понравился.

Многие сцены фильма снимались на юго-западе Москвы, в окрестностях метро «Юго-Западная» и «Ясенево».

Дом бабушки в Ленинграде (эпизод, где Рома опускает письмо в почтовый ящик) — это знаменитый Толстовский дом (№ 17 по улице Рубинштейна). Однако финальная сцена, где Рома лежит на земле, после того как сорвался с подоконника, снималась в Москве во дворе дома 34 на Спиридоновке.

Школа № 780, в которой по сюжету учились герои фильма, расположена в Ясенево в 13-м микрорайоне, по адресу Литовский бульвар, дом 42, корпус 2.

Композитор Алексей Рыбников написал для фильма несколько инструментальных тем на основе песни «Последняя поэма». Некоторые композиции появлялись в различных альбомах с музыкой Рыбникова. В частности, следующие треки появились среди прочих на втором диске коллекционного издания 2005 года под названием «Музыка кино», выпущенном лейблом «Студия Алексея Рыбникова»: Новый дом (0:47), В парке (2:34), Роман и Катя (1:52), Танцы (2:15), Финал (2:43).

Звучащая в фильме песня «Последняя поэма» (на стихи Рабиндраната Тагора в переводе Аделины Адалис) была написана композитором Алексеем Рыбниковым ещё в 1970 году, во время работы над фильмом «Остров сокровищ», но стала известна только в 1981 году, когда вышел на экраны фильм «Вам и не снилось…» Песню исполнили Ирина Отиева и Вера Соколова.

Композитор рассказывал: «В 1970 году была написана мелодия, которую долгое время никуда не удавалось пристроить. И однажды, взяв с полки роман Рабиндраната Тагора „Последняя поэма“, завершавшийся стихами в переводе поэтессы Аделины Адалис, я был поражён, насколько точно и легко ранее неизвестные мне стихи легли на эту мелодию десятилетней давности…» Однако ещё в 1973 году «Мелодия» выпустила миньон (СМ-0004107-8), содержавший эту песню, исполненную «Трио Линник» на стихи Р. Тагора.

После выхода картины песня стала популярной, вышла в финал фестиваля «Песня-81», причём из двух вариантов исполнения — И. Отиевой и ВИА «Ялла» (придавшей песне восточный колорит) — с преимуществом лишь в несколько голосов из многих тысяч вышел ВИА «Ялла».

Известны также варианты исполнения этой песни сёстрами Лисициан, Русланой, Варварой, Валерией, Леной Перовой c рок-группой «МультFильмы», группами «Русский размер» и «Hi-Fi», Екатериной Белоконь.

В фильме 2018 года «Тренер» песню акапельно исполняют болельщики клуба «Метеор».

Рецензент журнала «Искусство кино» Л. Кузнецова увидела в фильме, в первую очередь, драму ложной семейственности, семейной диктатуры, псевдоматеринства, а уже затем драму молодой любви. Педагог М. Ценципер посчитал, что тема фильма — не конфликт поколений, а желание старших защитить детей от заблуждений юности.

Награды и премии

1981 — 14-й Всесоюзный кинофестиваль (Вильнюс) по разделу фильмов для детей и юношества: Второй приз жюри — фильму «Вам и не снилось…».
1982 — Лучший фильм 1981 года по опросу журнала «Советский экран». Исполнительница главной роли Татьяна Аксюта заняла в этом же опросе второе место в категории «лучшая актриса года», уступив Наталье Гундаревой в фильме «Однажды двадцать лет спустя».
1982 — Почётный диплом Международного кинофестиваля детских и юношеских фильмов в Томаре (Португалия) актрисе Татьяне Аксюте за лучшее исполнение женской роли.

Смотрите трейлер и фильм

https://vk.com/video16654766_456240663
https://vk.com/video16654766_456239659
 
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_ТДата: Четверг, 31.08.2023, 07:19 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
«Вам и не снилось»

Десятиклассники Роман (Михайловский) и Катя (Аксюта) встречают 1 сентября в новой школе: их родители получили квартиры в новом московском районе — и случайное знакомство оборачивается первой любовью. Но на пути у высоких чувств встают взрослые: отношения семей далеко не безоблачны — отец Романа когда-то был влюблен в маму Кати; к тому же впереди экзамены. Романа отправляют к бабушке в Ленинград готовиться к выпускным, надеясь, что в разлуке все позабудется.

От первых аккордов песни на стихи Рабиндраната Тагора и до финальных тит­ров «Вам и не снилось» — удивительно светлый, рассветный фильм: 70-летний патриарх Студии Горького Илья Фрэз как будто впервые стоит за камерой, и трагический шекспировский сюжет (в повести — первоисточнике Галины Щербаковой Катю звали Юлей) оборачивается у него пасторальной балладой о том, что любовь победит все. Традиционный для советского школьного кино вопрос «А если это любовь?» здесь если и ставится, то лишь затем, чтоб обнажить тупость и жестокость взрослых. Интрига «Вам и не снилось» — это конфликт поколений: родители и учителя когда-то предали свои чувства, загнали себя в семейную безнадегу или, как героиня Елены Соловей, остались коротать свой век с кошкой и телевизором — и теперь своей суконной кухонной моралью пытаются загнать детей в ту же колею. А дети греют руки над свечкой в полутемном кафе, играют с надувными крокодилами в универсаме, шепчут друг другу нежные глупости — «как хорошо, что ты маленькая, как жаль, что ты маленькая» — и уверены, что все у них будет по-другому. Через десять лет Никита Михайловский умрет от лейкоза, Татьяна Аксюта будет играть детские роли на сцене Центрального детского театра, пока не перейдет на постоянную работу в драмкружок парка «Сокольники».

Юрий Сапрыкин
https://www.afisha.ru/movie/vam-i-ne-snilos-170795/?reviewId=505806
 
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_ТДата: Четверг, 31.08.2023, 07:19 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
ЩЕРБАКОВА Г. // ФЕ ЛИ НИ (Федосеева Лидия Николаевна). М.: 1989.
О роли Лидии Федосеевой-Шукшиной


А теперь, значит, Вера? Горе-женщина с ненормальным материнством, настроенным на страхе рахита, трамваев и плохих мальчиков из соседнего подъезда. Женщина из «недоинтеллигентной среды» — выморочной, изначально запуганной, в себя самое свернувшей. [...]

Проходили пробы к фильму «Вам и не снилось». [...]

Шукшина [...] так страстно держалась за роль, что стало уже страшно: рыхлая, аморфная Вера, а тут такая заинтересованная сила.

Силой будет играться слабость?

Но уже что-то началось...

Еще до всего, до проб, от одного горячего голоса Шукшиной по телефону стало интересно. [...]

Ни метра пленки не снято, а уже ощущение то ли успеха, то ли провала, то ли поражения, то ли победы. Поди разберись. Ведь со стороны это выглядит почти одинаково.

И вот первая проба. Какой-то наспех сочиненный павильон, с наспех подобранным случайными предметами. На дверце шкафа в целлофановом пакете мужской костюм. Его каждый раз приносят и уносят. Это «играющий костюм». [...]

С этого пресловутого костюма начинает раскручиваться в моей расплывчатой Вере энергия разрушения. И актриса на первой же пробе показала краешек бездны, в которую она потянет всех, потянет с такой фантастической силой. Что вам и не снилось. [...]

О таких [как ее героиня] говорят «квочка». Не случайно, в одном из дублей, не вошедших в фильм, она поступила точно в соответствии с этим определением. Вошла в кадр и... закудахтала. Шапочка на ней была из перьев, "блеск«- шапочка. И сама под шапочкой рохля-танк. Шапочку ей оставили, кудахтанье убрали. Это было слишком впрямую. Слишком...

Вера-Шукшина любила свою миссию квочки, гордилась ею, возводила в доблесть, которая когда-то потом — так она считала — будет сыном оценена и отблагодарена. «Еще спасибо скажет!» — говорила она, и лицо е становилось одухотворенно-прекрасным от этой веры. Шукшина безоглядно играла безоглядность материнской любви. Потом она назовет эту роль отрицательной.

Теперь я знаю: Лида идет к роли интуитивно. Она убеждена, что никакого такого смысла «костюму» не придавала, просто почувствовала: ее героиня почему-то заводится. [...]

Она любит играть вот такие выразительные пустяки, которые и есть суть. После «Вам и не снилось» очень хотелось написать для нее роль. Хотелось, чтобы в этой роли ее обаяние и женственность были напрочь стесаны жизнью. [...]

Вера-Шукшина будет говорить счастливым голосом, что ложь — замечательный, можно сказать, лучший способ спасения сына. [...] Ольга Николаевна—Соловей тусклым голосом ей ответит, что ложь — это плохо. Безнравственно. И обнаруживается безнадежность поисков правды, безнадежность жизни не во лжи., потому что упоительно здоров, могуч, всесилен будет в этой сцене конформизм и слаба, худосочна, бессильна жизнь по правде.[...]

Шукшина играла социальную трагедию вскормленного и вскармливающего обманом человека как нормальность. Она так победно улыбалась, она была уверена в силе лжи, что делалось страшно. [...]

И начинаешь понимать. Что никакая Вера не рохля. Танк она, танк. [...] Коня на скаку остановит... В горящую избу[...] Шукшина любит играть [...] умелость от безысходности, претерпелость к невозможным обстоятельствам.[...]

https://web.archive.org/web....ttp
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz