Семён Аранович "ЛЕТНЯЯ ПОЕЗДКА К МОРЮ" 1978
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Вторник, 30.05.2023, 19:19 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| «Дети и война – вечная тема. Но здесь, прежде всего, благодаря филигранному сценарию Юрия Клепикова и потрясающей режиссёрской работе Семёна Арановича, эта тема даёт фильм-метафору о том, как отношения детей начинает себе подчинять война. Она формирует их психологию, их реакции, в том числе, и друг на друга. А потом она приходит на остров. Это наш “Повелитель мух”, но только сугубо реалистический. Сюрреализм – в душах» (Андрей Шемякин).
«ЛЕТНЯЯ ПОЕЗДКА К МОРЮ» 1978, СССР, 85 минут — фильм Семёна Арановича
Летом 1942 года из Архангельска на острова Новой Земли отправляется экспедиция школьников, чтобы оборудовать продовольственные базы для потерпевших бедствие моряков. Неожиданно на острове появляются фашисты.
Съёмочная группа
Автор сценария — Юрий Клепиков Режиссёр-постановщик — Семён Аранович Главный оператор — Владимир Ильин Главный художник — Грачья Мекинян Композитор — Олег Каравайчук Звукооператор — Галина Лукина Монтажёр — Раиса Изаксон Редактор — Светлана Пономаренко Режиссёры — Н. Абраменко, Аркадий Тигай Оператор — В. Тупицын Костюмы — Галины Деевой Грим — Л. Стамбирской
В ролях
Николай Скоробогатов — Петрович (роль озвучил — Игорь Ефимов) Анатолий Горин — Седой Игорь Фокин — Иван Воинов Александр Куренной — Мирон Андрей Зотов — Борис Жбанков Виктор Проскурин — немецкий лётчик И. Матвеев — Мишка Варенцов Дима Зарубин — Федя В. Болтов — Сопливый Татьяна Кравченко-Яковлева
Интересные факты
Фильм снят по первоначальному наброску повести «Робинзоны студёного острова» Николая Вурдова в необычной для того времени документальной манере.
Смотрите фильм
https://vk.com/video-36362131_456242889
|
|
| |
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_Т | Дата: Четверг, 01.06.2023, 18:26 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
| Летняя поездка к морю Военная драма
Короткое северное лето 1942 года. Из Архангельска на один из островов Новой Земли отправляется экспедиция школьников, чтобы оборудовать продовольственные базы для моряков. Неожиданно на острове появляются фашисты и подростки оказываются лицом к лицу с вооруженным противником. Картина снята в жесткой документальной манере. «Летняя поездка» сочинялась в глубокой конспирации. Сценарий никто не ждал. К тому же его реализация ставила сложные производственные и технические задачи. У сценария только название было курортным, легкомысленным. В действительности предстояла адская работа. Ее попробовал одолеть сперва один молодой режиссер, потом другой. Оба обломали зубы и сбежали, не выдержав нагрузки. Сценарий, как зверь, поджидал своего дрессировщика. Требовались серьезный опыт, выносливость, режиссерская воля и другие мужские качества. А если ко всему этому еще и талант, то о большем и мечтать нельзя. И надежды сбылись. Пришел Аранович... Оказавшийся под идеологическим подозрением, грубо травмированный поправками, фильм был задвинут в прокатный угол, как психопатический оборванец. Оттуда он уже никогда не вышел». (Юрий Клепиков).
https://megabook.ru/article....0%d1%8e
|
|
| |
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_Т | Дата: Четверг, 01.06.2023, 18:27 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
| ЛЕТНЯЯ ПОЕЗДКА К МОРЮ Военная драма
Появление таких нетрадиционных картин о войне воспринималось в «славные годы застоя» как случайность, досадное недоразумение. Вроде бы и нельзя было предъявить фильму «Летняя поездка к морю» какие-то идеологические претензии, хотя количество предписанных начальством поправок всё равно исчислялось десятками, и отснятый материал кромсали, что называется, вдоль и поперёк, а потом ещё полтора года не выпускали на экран. В ленте даже нет того незабываемого стилевого новаторства, чем прославится спустя несколько лет в «Торпедоносцах» режиссёр Семён Аранович вместе с тем же оператором Владимиром Ильиным. Необычность и суровое обаяние картины «Летняя поездка к морю» с таким вот курортно-лирическим названием как раз в том и заключалась, что подлинная правда о войне, негромкая и лишённая ненужного пафоса, выражена в истории, вдвойне далёкой от фронтовых баталий.
Действие происходит летом 1942 года на островах Новой Земли, куда из Архангельска отправилась экспедиция школьников, чтобы оборудовать продовольственные базы для военных моряков. «Короткое северное лето без войны» неизбежно чревато драматическими последствиями. Однако там, где обычный постановщик (например, Владимир Роговой в ранее снятом «Юнге Северного флота») постарался бы воспользоваться героикой ситуации, когда подростки, по сути, ещё дети сталкиваются с вооружённым противником лицом к лицу, сценарист Юрий Клепиков и режиссёр Семён Аранович прерывают свой рассказ. И будучи оборванным на полуслове (хотя фильм и без того по-северному молчалив), он воздействует обострённее, обжигающе: чувствуешь, словно твоя собственная жизнь вдруг повисла на волоске в этот самый момент…
Сергей Кудрявцев https://kinanet.livejournal.com/776295.html
|
|
| |
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_Т | Дата: Четверг, 01.06.2023, 18:27 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
| Летняя поездка к морю
1942, Новая Земля. С крутых уступов скал дети собирают яйца кайр для голодного Архангельска... Мальчишки в фильме Семена Арановича "Летняя поездка к морю" тщатся казаться старше и прожженнее, но взрослым выглядит лишь молчаливый плечистый паренек Борис Жбанков — лобастенький, с чистым лицом и по-солдатски короткой стрижкой. Из вольничающей орды он - явно лучший: не курит, не картежничает, не горланит блатных песен, не бахвалится мифическими "романами". В ладно пригнанном ватничке - он неутомимо лазает по скалам, изумляя бесстрашием. Отчего же и ребята, и приставленный к ним старшина Петрович... побаиваются его, что ли?
Он не из тех опаленных войной подростков вроде Ивана из фильма Тарковского, нет, он явно "довоенной" выделки. Не нервическая ущербность Ивана, а цельный сплав действительных доблестей - честность, храбрость, боевитость, непримиримость к врагу. Вон как визжит Петровичу, указывая на фрица: "Убей его! Убе-е-ей!" И, разумеется, идейность, то есть неустанные думы о "дальних братьях". Для Бориса, скажем, бойцы на передовой реальнее, чем друзья, сбившиеся в дрожащую кучку или Петрович, что, хватая ртом воздух, уже оседает на землю поддай заработавшего автомата.
Кощунство — сблизить мальчика-патриота и... Фирса из НКВД, Рыбина из недавнего фильма Арановича "Я служил в охране Сталина". Но и это зло — сотворено как бы из... добра: бессребренник Рыбин не изменил и памяти Кобы, он переживает за Светланку, за непутевого Василия, с отцовской деликатностью вникает в личные проблемы девочек-сексоток.
Синявский писал, что самый нравственный персонаж нашей литературы — тот караульный пес Руслан, в "преданных, любящих глазах" которого отсвечивают кошмары Кафки и Оруэлла.
КОВАЛОВ О. [«Летняя поездка к морю»] // Сеанс. 1993. № 8
Глубоко гуманистическая, но достаточно традиционная идея этого фильма, идея защиты всего живого — ребенка, природы,- получает неожиданное звучание благодаря тому, что в основу эстетики фильма положен принцип полемической парадоксальности. Он обнаруживается во всех компонентах фильма: в несоответствии названия реальному содержанию, в том, как сюжет фильма переосмысляет темы традиционных нравоучительных рассказов для детей. […] В контрасте сурового, грубого и неприглядного быта военных лет с красотой северных пейзажей. В том, как жестко, без тени умиления, с беспощадной наблюдательностью сняты в этом фильме дети — некрасивые, рано узнавшие всю изнанку жизни, занятые малопривлекательной работой.
СЭПМАН И. «Ленфильм» восьмидесятых: проблемы режиссуры // Фильмы. Судьбы. Голоса. Л., 1990
Мне кажется, в этой картине я смог добиться единого сплава документального и художественного кино, благодаря чему патриотическая тема нашла особый способ выражения.
[…] Сегодня, думается, не представляет особой сложности сделать фильм на достаточно профессиональном уровне. Гораздо важнее найти «свой» фильм, поэтому я благодарен встрече со сценаристом Ю. Клепиковым, точно также считаю большой удачей открытие для себя оператора Володи Ильина, в котором я нашел своего настоящего единомышленника.
АРАНОВИЧ С. [О фильме «Летняя поездка к морю»] // Кадр. 1980. 31 дек.
https://web.archive.org/web....ttp
|
|
| |
|