Пятница
29.11.2024
12:31
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Павел Любимов "ШКОЛЬНЫЙ ВАЛЬС" 1978 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Павел Любимов "ШКОЛЬНЫЙ ВАЛЬС" 1978
Александр_ЛюлюшинДата: Воскресенье, 16.04.2023, 21:43 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
«ШКОЛЬНЫЙ ВАЛЬС» 1978, СССР, 91 минута
— «молодёжная мелодрама» Павла Любимова


У московских школьников Зоси и Гоши — любовь, но совсем не такая, какую обычно показывают советскому зрителю, особенно если он в возрасте главных героев. Зося не собирается убивать свое нерожденное дитя, а вот Гоша оказался не готов к принятию истинно мужского решения и оставляет свою девушку наедине с навалившимися совсем недетскими проблемами.

Съёмочная группа

Режиссёр: Павел Любимов
Автор сценария: Анна Родионова
Композитор: Владимир Шаинский
Оператор: Пётр Катаев
Художник: Семён Веледницкий
Директор картины: Таги Алиев

В ролях

Елена Цыплакова — Зося Кнушевицкая
Сергей Насибов — Гоша Кораблёв
Юрий Соломин — Павел, отец Зоси
Наталья Вилькина — Элла, мать Зоси
Евгения Симонова — Дина Соловьёва
Нина Меньшикова — мать Дины
Елена Фетисенко — подружка Зоси
Екатерина Дурова — медсестра в больнице
Виктор Проскурин — прораб
Виктор Камаев — отец Дины
Антонина Дмитриева — директор школы
Сергей Бачурский — Слава «из Пушкино»
Лидия Матасова — Лиля, одноклассница
Ромуальдас Викшрайтис — Антон, одноклассник в больших очках
Вера Благовидова — Зинаида Николаевна, пожилая учительница
Тигран Давыдов — нетрезвый прохожий
Анна Родионова — молодая учительница (в титрах не указана)
Наталья Хорохорина — работница на стройке (в титрах не указана)
В фильме также снимались студенты ГИТИСа (мастерская Владимира Андреева)
«В роли» школы (только снаружи) — московская школа № 122 в Малом Палашёвском переулке.

Оценки фильма

Фильм вызвал большой резонанс и вызвал «бурю мнений». Несмотря на «многие возражения и сомнения», фильм в целом «получил поддержку в кинокритике».

В рецензиях отмечалось, что в фильме «своеобразно поднимается большая и серьёзная тема — интимной жизни, любви и брака совсем молодых людей».

В фильме много метких бытовых зарисовок, точных психологических наблюдений... Естественны и убедительны почти все актёры, среди которых немало начинающих и даже дебютантов. Выразителен дуэт Е. Цыплаковой (Зося) и Е. Симоновой (Дина). Рассказанная в фильме история вызывает и сочувствие, и симпатию, и грусть, и радость.

Вместе с тем кинокритик Е. Громов не поощрил финал фильма, в котором, по его мнению, «не сводятся воедино сюжетно-концепционные линии картины»: «Минорный уход Зоси психологически не мотивирован, он не вытекает из её прежних слов и поступков, из её мировосприятия и снисходительно-прощающего отношения к любимому человеку». Он также упрекал авторов в чрезмерном любовании главной героиней Зосей и некритичной оценкой поступков других героев, особенно «школьного сердцееда» и эгоиста Гоши.

Через десять лет после выхода фильма на экран кинокритик Т. Кукаркина приводила сведения о том, что после согласия Госкино на съёмки фильма «сценарий Анны Родионовой был искажён в результате вмешательства студийных инстанций, стремившихся во что бы то ни стало смягчить коллизии, приукрасить обстоятельства, облегчить судьбу героини — старшеклассницы, родившей ребёнка». Это не позволило авторам реализовать свой первоначальный замысел и создать «значительный, по-настоящему проблемный фильм».

Киновед И. Гращенкова указала, что в фильме «любовь семнадцатилетних — и предмет исследования, и та нравственная ценность, которой проверяется их духовный мир». «Несомненно, в этом фильме наследуется бескомпромиссная смелость, презрение к ханжеству, впервые заявленные в фильме „А если это любовь?“» — писала она. При этом оба фильма существенно отличаются.

В «Школьном вальсе» (сценарий А. Родионовой, режиссер П. Любимов) школа — лишь фон драматических событий, не более, и в этом моделируется ситуация отчуждения её как социального института от духовной, интимной жизни её учеников, позиция её невмешательства в процесс воспитания чувств.

Киновед Кирилл Разлогов напоминал, что в фильме «А если это любовь?» Ю. Райзмана интимная близость школьников воспринималась как трагедия, ведущая к самоубийству, а «спустя не так много лет в фильме „Школьный вальс“ героиня Елены Цыплаковой с поднятой головой выходит из аналогичного опыта и оказывается сильнее своего партнёра и обстоятельств, отчасти повторяя траекторию героини фильма А. Роома „Третья Мещанская“».

Педагог и киновед А. В. Фёдоров писал, что «Школьный вальс» вызвал бурю споров в момент своего появления и «опрокидывал все былые представления о „школьном фильме“». В нём «впервые в нашем кино авторы решились показать, что в школе возможна не только платоническая любовь» и «впервые была показана сюжетная ситуация с беременностью старшеклассницы».

Он и его соавторы отмечали, что роль Зоси для Е. Цыплаковой «была естественным продолжением прежних ролей семиклассницы („Не болит голова у дятла“) и девятиклассницы („Ключ без права передачи“)», «Е. Симонова смогла сыграть первую, но всепоглощающую, готовую даже на унижение любовь искренне и достоверно», «Гоша был сыгран менее убедительно».

В целом «Школьный вальс» снят вполне достоверно. Приглушённые разговоры, мягкие цветовые тона, обычные интерьеры (не все же живут в квартирах-дворцах), отсутствие монтажных и оптических эффектов...

Кинокритик С.В. Кудрявцев указал, что каждую выпущенную в прокат копию фильма посмотрели более 61 тысячи зрителей (четвёртый результат за всю историю советского кино). При благоприятном отношении киноначальства к фильму он мог стать таким же кинохитом, как более поздний фильм «Маленькая Вера»: «„Маленькая Зося“ Елены Цыплаковой из „Школьного вальса“, которая полюбила одноклассника и решила родить ребёнка даже после того, как возлюбленный предал, узнав о её беременности, — ещё не такая вызывающая и бескомпромиссная натура, как героиня Натальи Негоды, но уже не желающая быть просто жертвой сплетен и горестных историй на тему „Маруся отравилась“».

Интересные факты

Песня «Любовь как роза красная» на стихи Роберта Бёрнса («O my Luve’s like a red, red rose») в переводе Самуила Маршака.

О том, что у фильма будут проблемы с прокатом, все знали с самого начала. В 70-х годах тема школьного романа, который закончился беременностью ещё до выпускного, была под запретом. Таких фильмов о школьниках не снимали и снимать не планировали, но режиссёр Павел Любимов решил рискнуть. Сценаристку Анну Родионову уговаривали не делать главную героиню школьницей — пусть она творит всё, что угодно, но только после последнего звонка! Однако ни автор сценария, ни режиссёр не отступили от желания сделать молодежный фильм о том, о чём говорить было не принято. Большие сомнения в прокатной судьбе фильма были и у актёров старшего поколения — сыгравший отца главной героини Юрий Соломин сначала даже думал отказаться от бесперспективной работы, хотя сценарий и роль ему нравились…

Главные роли в фильме исполнили Елена Цыплакова и Сергей Насибов. Многие зрители были уверены, что молодые актёры встречаются и за пределами съёмочной площадки, однако они были только коллегами и друзьями. У Сергея во время съёмок был роман с исполнительницей роли медсестры — Екатериной Дуровой, дочерью актёра Льва Дурова. После съёмок они поженились, но брак продлился недолго. В конце 80-х Сергей Насибов уехал в Америку, открыл там свою брокерскую компанию, а через двадцать лет вернулся и в Москву, и в профессию актёра.

Елене Цыплаковой на момент съемок было двадцать лет и у неё на счету уже был десяток ролей, в том числе и главных. Она считалась одной из самых перспективных молодых актрис, поэтому режиссёр Павел Любимов утвердил её почти без проб. Съёмки в «Школьном вальсе» закончились для актрисы скандалом, и дело было не только в сюжете фильма… Она училась на втором курсе ГИТИСа, преподаватели которого под угрозой отчисления запрещали своим студентам сниматься в кино. Цыплакова снималась втихаря, но тайное стало явным и ей пришлось уйти из института. К счастью, знающие о её проблемах преподаватели ВГИКа были готовы принять девушку, причём, сразу на третий курс.

Почти весь фильм снимался не в павильонах киностудии, а на улицах Москвы и в реальных госучреждениях. Школьные сцены снимали в школе № 518, свадьбу героев — в ЗАГСе на Речном вокзале. Планировалось, что дочь влиятельных родителей будет выходить замуж в знаменитом Грибоедовском ЗАГСе, но снимать внутри режиссёру не разрешили. Поэтому самый известный московский дворец бракосочетаний снят только снаружи, а саму церемонию «провели» уже в другом месте. В этом эпизоде снялись настоящие сотрудники ЗАГСа.

Премьера ленты состоялась на Всероссийском съезде учителей. Педагоги были шокированы и возмущены, и «Школьный вальс» почти два года пролежал на полке. Всё это время режиссёр и сценарист, чтобы добиться выхода фильма на экраны, ходили по инстанциям и ездили по городам со сцепоказами для учителей. Общими усилиями добились последней категории и ограниченного проката, но при этом на каждом сеансе были аншлаги, и в премьерный год фильм посмотрели 20 миллионов человек. Причём, официально результаты проката были занижены, а в прессе фильм назвали «худшим фильмом года», чтобы не подогревать интерес зрителей.

Смотрите фильм

https://vk.com/video16654766_456239658
 
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_ТДата: Среда, 19.04.2023, 07:20 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
«ШКОЛЬНЫЙ ВАЛЬС»

Фильм Павла Любимова (зрители знают его по фильмам «Новенькая», «Бегущая по волнам», «Весенний призыв») «Школьный вальс» (сценарий Анны Родионовой) — еще один шаг по ступеням эволюции «школьной» темы. Впрочем, слово «школьной» в данном случае не означает, что роль в картине пойдет о школе и школьниках. Скорее, наоборот, подчеркивает, что герои фильма, находятся на призрачной границе между последним школьным вальсом и самостоятельной «взрослой» жизнью. Сюжет картины объединяет в себе вышеприведенные тенденции: яркая, цельная, незаурядная индивидуальность — вчерашняя десятиклассница Зося (Елена Цыплакова) искренне и глубоко, вся, без остатка, отдается своему первому настоящему чувству любви к однокласснику Гоше, впоследствии оказавшемуся недостойным ее.

С легкой руки Динары Асановой Елена Цыплакова снимается сейчас часто, но такая интересная, трудная, неоднозначная роль ей встретилась, пожалуй, впервые. И без сомнения. Цыплакова сыграла свою лучшую на сегодняшний день роль. Актриса настолько слилась с образом своей героини, что впечатление, будто это только актерская работа, отсутствует.

Если Зося для Елены Цыплаковой — естественное продолжение прежних ролей: семиклассницы («Не болит голова у дятла»), девятиклассницы («Ключ без права передачи»), то Евгению Симонову мы привыкли видеть в более «взрослых» ролях («Афоня», «Пропавшая экспедиция», «Обыкновенное чудо»), а в «Школьном вальсе» она играет десятиклассницу Дину. Но все предварительные сомнения рассеиваются с первыми же кадрами фильма, настолько непринужденно, органично смотрится актриса среди настоящих десятиклассников в сцене последнего звонка. Евгения Симонова смогла сыграть первую, но всепоглощающую, готовую даже на унижение любовь искренне и достоверно. Кульминацией образа стал эпизод в загсе. Вот рядом с Диной стоит Гоша, теперешний ее законный муж, ценой невероятных усилий «отбитый» у Зоей. Желание Достигнуто, Но Симоновой удается почти без слов, одними глазами сказать о многом: и о том, что «получение» Гоши в мужья не означает обретения его любви, и о том, что невольно сделала она любимого человека несчастным, и о том, что им все равно не быть долго вместе...

К сожалению, Гоша сыгран Сергеем Насибовым менее убедительно. Возможно, это получилось от того, что образ Гоши драматически не вполне оправдан. Бросив любимую (!) девушку в трудную минуту и впоследствии заявляя, что он более всего на свете ценит личную свободу, Гоша тут же, без всякого на то повода уступает настойчивой любви нелюбимой (!) Дины и женится на ней. Причины таких противоречивых поступков Гоши, такого, каким его играет Сергей Насибов, остаются за кадром, запоминается лишь Гошина скованность и замкнутость.

Не найдя опоры в психологических мотивировках, авторы фильма заставляют своего, героя совершить поступок более чем странный: Гоша, убежав от Дины прямо из загса, «соображает на троих» в подворотне с попавшимися под руку «алкашами»... Так изображается высшая степень отчаянья, смятения, охватившая в этот момент героя фильма. Что ж, неожиданно, броско. Но больно уж похоже все это на традиционные, набившие оскомину судорожные сигаретные затяжки персонажей иных лент, призванные тоже заменить психологию, глубинное актерское проникновение в Образ условным знаком, которым обозначаются катастрофические потрясения человеческой души, Такой эпизод кажется досадной издержкой, так как в целом Павел Любимов и оператор картины Петр Катаев сияли «Школьный вальс» удивительно скромно и естественно. Приглушенные разговоры, мягкие цветовые тона, обычные. интерьеры (не все же живут в квартирах-дворцах, как, например, некоторые герои «Розыгрыша» В. Меньшова), отсутствие монтажных и оптических эффектов. А в последнее время, право, трудно было встретить фильм о любви, где бы не парили в воздухе взявшиеся за руки влюбленные, с лицами, озаренными «райскими» улыбками совершенного счастья.

После московской премьеры в Доме кино «Школьный вальс» вызвал споры, подчас противоречивые суждения как киноведов, так и зрителей. Каждый из нас делает свой выбор. Но каков бы он ни был, несомненно, что перед нами не плод холодных рук профессионала, а произведение подлинного художника, вложившего в него частицу своего сердца.

Александр Федоров, 11.01.1979
https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/8007/annot/
 
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_ТДата: Среда, 19.04.2023, 07:20 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
«ШКОЛЬНЫЙ ВАЛЬС»
Молодёжная мелодрама


Есть такой замечательный и многим кинопрофессионалам даже неведомый показатель успеха, как количество зрителей на одну копию фильма. Режиссёры нередко любят распространять легенды о том, что их ленты не стали популярными только из-за малого тиража, назначенного недовольными чиновниками. Но лишь показатель на копию на самом деле свидетельствует, был ли искусственно занижен тираж, что как раз и могло существенно повлиять на общие сборы картины в прокате. Так вот - по этому коэффициенту (61,1 тысяча зрителей посмотрели каждую копию) «Школьный вальс» занимает четвёртое место за всю историю советской киностатистики, пропустив вперёд фильмы «Пираты ХХ века», «Мачеха» и «Песни моря», причем имея по сравнению с ними самый малый тираж и, тем не менее, умудрившись почти достичь двадцатимиллионного рубежа. То есть при благоприятствующем отношении начальства он был бы способен стать для второй половины 70-х годов таким же чемпионом-возмутителем покоя, как и «Маленькая Вера», тоже снятая на студии имени Горького, только через 10 лет.

К сожалению, и критики отнеслись к молодёжной мелодраме Павла Любимова (на его счету уже был в 1966 году кассовый хит «Женщины») о раннем опыте любви школьниц почему-то с пренебрежением и без того дискуссионного пыла, с которым встретили «А если это любовь?» Юлия Райзмана в самом начале шестидесятых. «Маленькая Зося» Елены Цыплаковой из «Школьного вальса», которая полюбила одноклассника и решила родить ребёнка даже после того, как возлюбленный предал, узнав о её беременности, - ещё не такая вызывающая и бескомпромиссная натура, как героиня Натальи Негоды, но уже не желающая быть просто жертвой сплетен и горестных историй на тему «Маруся отравилась». Юная мать-одиночка, которая начинает самостоятельную жизнь вне одновременно распавшейся семьи своих родителей, во всём полагается только на себя, ни в коем случае на общество - это словно женский персонаж знаменитой «Третьей Мещанской» Абрама Роома в новейших условиях так и не построенного социализма. А через семь лет Цыплакова сыграет иной вариант похожей судьбы в тоже недооценённой ленте «Счастливая, Женька!». У наших девушек и женщин одна извечная надежда - лишь на бабье лето.

Сергей Кудрявцев
https://kinanet.livejournal.com/832545.html
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz