Четверг
25.04.2024
02:19
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "НАСТРОЙЩИК" 2004 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Тестовый раздел » КИРА МУРАТОВА » "НАСТРОЙЩИК" 2004
"НАСТРОЙЩИК" 2004
Светлана_РуховичДата: Воскресенье, 12.08.2012, 14:46 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 69
Статус: Offline
Необычный фильм для любителей творчества Киры Муратовой. Это история одного мошенничества, в успехе которого сомневаешься до самого конца ввиду его чрезмерной изощрённости, где главный герой действительно всё и всех настроил, очаровав вниманием и «мягким туше». Известные актёры раскрыли ярчайшие образы. Вы узнаете их аристократичную манерность, грубоватую деловитость, жеманное «я с тобой поживу ещё некоторое время».

Фильм безупречно правдоподобен, несмотря на абсурдные сочетания и игру контрастов: любовь к «девушке с косой», комедия на грани с триллером об аферистах и философская притча, антикварное барокко и чердачная жизнь, непрогнозируемые поступки и точный расчёт, доверие и хищность, розыгрыш и драма, вопреки законам которой герои связаны не конфликтами, а взаимным обожанием, восхищением.

«Настройщик» Муратовой, который «страсть как любит минорные тона» - это многогранный мир с неоднозначным и многослойным смыслом, который режиссёр раскрывает нам не полностью, чтобы понять себя, выработать собственное отношение к тем, кто прощает и «кому нужнее».


«НАСТРОЙЩИК» 2004, Россия-Украина, 154 минуты
— ироническая трагикомедия по произведению русского криминалиста и сыщика Аркадия Кошко








Картина представляет собой современную интерпретацию мемуаров знаменитого российского сыщика царских времен Аркадия Кошко. Главный герой — настройщик роялей Андрюша — одновременно счастливейший и несчастнейший человек на свете. Счастливейший — потому что он страстно влюблен в самую прекрасную из женщин — Лину, причём она отвечает ему взаимностью. Но Андрей беден, тогда как Лина, избалованная дочка богатых родителей, привыкла жить в достатке и роскоши. Казалось, влюбленный до безумия герой обречён страдать вечно. На какие только ухищрения ни идёт бедный настройщик, чтобы обеспечить своей возлюбленной достойное существование! Чем он только ни занимается! Но честный труд не приносит ничего, кроме жалких крох. И тогда его страсть приобретает совсем нездоровый оттенок. Любовь к изнеженной блондинке вынуждает Андрюшу переступить роковую черту: он готов пойти на все — предать, украсть и даже убить.

Съёмочная группа

Режиссёр: Кира Муратова
Автор сценария: Сергей Четвертков (при участии Евгения Голубенко и Киры Муратовой)
Оператор: Геннадий Карюк
Художник-постановщик: Евгений Голубенко
Композитор: Валентин Сильвестров
Художник по костюмам: Руслан Хвастов
Исполнительный продюсер: Владимир Игнатьев
Продюсер: Сергей Члиянц

В ролях

Георгий Делиев - Андрей (настройщик роялей)
Алла Демидова - Анна Сергеевна (состоятельная вдова)
Нина Русланова - Люба (обеспеченная вдова)
Рената Литвинова - Лина
Сергей Бехтерев - брачный аферист
Юрий Шлыков - мужчина, желающий познакомиться
Ута Кильтер - продавщица
Жан Даниэль - муж Тани
Наталья Бузько - Таня (сотрудница платного туалета)
Леонид Павловский
Анатолий Падука
Владимир Комаров

Журнал «Сеанс» о фильме

«Я раздражался, я ее, Киру, ненавидел, я хотел перестать смотреть, меня выводили из себя изыски и повторы того, что она уже делала. И в полном неприятии картины я закончил просмотр. На следующее утро я стал думать: что же это такое, какая же беда случилась со мной вечером? И я понял, что я бешено «вобрал в себя» Демидову и Русланову. Что это кино по-партизански прокралось, прорвалось ко мне в душу. Я ходил и думал — как ей, Кирке, это удалось? Когда-то я считал ее — по первым картинам, которые очень любил, — восхитительным режиссером. Потом — нет. Но так отважно пойти на такие немыслимые зигзаги мог только очень крупный художник» (Алексей Герман).

«Я увидел «Настройщика» — у меня дух захватывало от одной мысли, что Кире Муратовой энное количество лет. А что делает там Литвинова! Это тот случай, когда я прокричал: «Пусть Ренатка остается артисткой!» Кира Муратова — уникальная женщина, я готов платить и носить ей пенсию. Но я очень хочу, чтобы Кира Георгиевна продолжала снимать. Рискуйте, продюсеры, рискуйте! Трясите мошной, отдайте ей все, все, что у вас есть, и все, чего нету у вас: каждый ее фильм — памятник вам при жизни» (Виктор Сухоруков).

«Самый уравновешенный и самый безупречный фильм Муратовой после «Коротких встреч». И Литвинова в режиссерской узде, и пара мошенников, не уступающая паре Быков-Санаева в «Приключениях Буратино», и пара жертв — простоватая Кабирия-Русланова и бонтонная дама-Демидова, и «гуманное место» (выражение Эйхенбаума о том, как сделана «Шинель») в конце, полное авторской иронии и сочувствия по отношению к героине. Ничто не шокирует, но ничто и не будоражит мысли и чувства так, как будоражили «Астенический синдром» или «Три истории» (Виктор Матизен).

«Как ни поражает «Настройщик» непринужденным артистизмом и молодой «звонкостью» интонации, трудно все же понять импульс, вдохновивший художника на комедию о том, как прелестные прохиндеи артистично облапошили доверчивых подруг. Кира Муратова сегодня — последовательный авангардист и наш очаровательный «цветок зла». Как и положено «проклятому поэту», она дерзит обществу, атакует моральные нормы, развенчивает прекраснодушные мифы и огорошивает «низкими истинами». С особым провокативным удовольствием рисует она идейных банкротов — наставников и кумиров либеральной интеллигенции. Бодрящиеся «шестидесятники», напоминающие самоуверенных идиотов, или «чеховские» интеллигенты, разводящие нудную рефлексию на пустом месте, похожи здесь на говорящих кукол из надоевшего фарса. Ясно, что внешний цинизм художника может быть очистительным и созидательным. Но в «Настройщике» нет дерзкого покушения на «священных коров» — идеалисты сегодня и так не в чести, а «скромным обаянием» разных мерзавцев российское кино вовсю любуется и без Муратовой. Поэтому прихотливо изысканный, но как бы приспосабливающийся к размытым нормам нынешней морали фильм кажется вполне конформистским. Конечно, Муратова вряд ли собиралась посмеяться над обманутыми простофилями, но во время просмотра на языке вертелось: «Ну, зачем же Вы их так, Кира Георгиевна?.. Пожалейте „уходящую натуру“, их и так мало осталось…» (Олег Ковалов).

«Очень сильное ощущение того, что если бы чеховские герои дожили до наших дней (допустим, революции бы не было, но Первая и Вторая мировая война все же были), то они были бы вот такими. Сложные, чувствительные, подробные, с множеством мелких движений лица, тела, психики. С оттенками и переливами. С «залипанием» мысли, когда, чтобы пояснить, повторяют одно и то же. Потому что каждый раз это уже значит что-то другое — чувство уже передвинулось, хотя язык этого не выражает. (Это вообще чудеснейший прием у Киры Муратовой: волнение и движение чувства при отставании языка.) Второе сильное ощущение — не московские это люди, и как чудесно, как по-человечески они живут, чувствуют и жульничают в этой не-Москве. В Москве так не умеют» (Татьяна Толстая).

«Настройся на худшее» — таким мог бы быть рекламный слоган этой картины, возможно, наименее мизантропской из последних работ Киры Муратовой. Только настроившись не ожидать от слабых людей слишком многого, открываешь в себе скрытый резерв великодушия и человеколюбия, а в муратовской убийственной иронии — нежность к самым дурацким персонажам» (Лидия Маслова).

«Чем сильнее режиссер, тем вернее он оказывается в плену собственного, им самим созданного мира. Так можно сказать об Антониони, о Феллини, о Тарковском, об Иоселиани. И о Муратовой. Она тоже снимает один бесконечный «фильм Муратовой», в котором живет и действует открытый ею народ. Однако ценность ее именно в том, что разбирается она со своим народом не скопом, а поодиночке, не накладывая в качестве анимационной прокладки ни на какой фон, не вставляя в качестве фигуранта ни в какой контекст. Это ювелирная работа, нейрохирургическая операция, давшая множество открытий чудных и нежданных» (Нина Цыркун).

«О сюжете фильма Киры Муратовой «Настройщик» говорить бессмысленно, хотя он есть, и весьма банальный. Настоящий сюжет «Настройщика» — сама Муратова. Сесть поудобнее в кресле и смотреть, смотреть, смотреть. При желании фантастическую нелепицу муратовских лент можно выстроить во что угодно, вплоть до нравоучительной дидактики. Но в общем это впечатления от реальности в картинках. Причем впечатления талантливой женщины, обиженно глядящей на мир из раковины своего озлобленного одиночества. Эти «живые картины» бесподобны. В каждом из фильмов Муратовой их несколько, на фоне подобных перлов говорить о сюжете, цитатах и внутреннем смысле как-то «не по-людски». Будет похоже на зудение Паганеля посреди тропического леса. В «Настройщике» прекрасен образ «проститутки с косой», сыгранной Ренатой Литвиновой. Прелестна национальная тема, развивающаяся перпендикулярно реальному ходу кинособытий, в свою очередь, по-муратовски перпендикулярных реальности реального мира» (Дмитрий Галковский).

«Кира Муратова опять сняла шедевр, хотя в первой его половине кое-что казалось мне лишним и затянутым. Потом, впрочем, все сработало на искомый эффект: на фоне Демидовой и Руслановой смотреть на Делиева и Литвинову было противновато — но так, оказывается, и надо было. Лучшая роль Литвиновой за всю ее карьеру. И вот что симпатично: настройщик и его напарница — персонажи абсолютно плоские, без всякой глубины. Смотришь на Демидову, на Русланову — и в каждом их жесте, в каждой гримасе видишь огромную жизнь, и опыт, и характер, и тьму привходящих обстоятельств; Делиев поражает простотой — реплик, приемов, мимики. Если это сыграно, заслуга его огромна; если подлинно — столь же огромна заслуга режиссера. А в общем, иначе и не может получиться, когда сводишь серьезных театральных актеров с лидером «Маски-шоу» и светской львицей: получилось то, чего Муратова и хотела. Получился фильм о столкновении сложной реальности второго порядка — с убийственно плоской реальностью первого. Трогательная, нежная, смешная, упоительно человечная картина. Человечности-то и не было в русском кино в последние годы (правда, фильм наполовину украинский — и этим Украина может гордиться больше, чем всей своей революцией). Один эпизод — проезд Руслановой с фальшивым женихом через станцию, на которой торгуют мягкими игрушками, — лучшее, что вообще было в кинематографе последних лет. По крайней мере, в России» (Дмитрий Быков).

«Есть театр масок. Кира Муратова изобрела кинематограф масок. Это позволяет ей оставаться «над схваткой» и не впадать в грех тупого морализаторства. …Муратова, сколь ни сердита на современность, сколь ни разочарована в своих современниках, не язвит, не клеймит и не обличает ни то, ни тех. Она просто сожалеет о призрачности жизни, о слабости человека. И здесь под занавес звучит песня: «Перед нами только небо, небо и весна. Ну и ладно, просыпайся. Это лишь мечта» (Юрий Богомолов).

«Муратовские мотивы. Светлая и грустная, смешная и парадоксальная, как всегда, неожиданная картина. Время, отразившееся в глазу Киры Георгиевны, всегда, не теряя своей обманчивой сущности, принимает авторскую форму, приданную ей ручной лепкой великой одесской затворницы» (Антон Мазуров).

«Каждый последующий фильм Муратовой наводит на печальные размышления о судьбах отечественного кино. Кто-то на Западе мрачно заметил, что вот уже сорок лет главным киноавангардистом остается Годар. Эта фраза выглядит чересчур полемической. Но вот утверждение о том, что в прореженную годами (сколько их там, десяток, быть может, осталось?) элиту мирового киноавангарда уже долго-долго входят три одних и тех же представителя наших окраин (а Муратову среди них назовем первой — все-таки женщина) вполне справедливо. И это, что ни говорите, дурно характеризует наше новое кино» (Юрий Гладильщиков).

«Из всей коллекции картин Киры Муратовой в этой — меньше всего загадок и странностей, больше всего — традиционной сюжетики. Но даже самый традиционный фильм Муратовой в тысячу раз авангарднее всего «самого передового» российского кино» (Елена Плахова).

«Актриса Литвинова, конечно, великий подарок режиссеру Муратовой. Она природная клоунесса, и это ее свойство так заразительно, что и остальных актеров превращает в дружную, сыгранную команду клоунов. (Все хороши, но камертон — Литвинова.) Пусть их реплики нелепы, порой занудны, — неважно. Это же цирковые репризы. И это настоящий цирк: жестокий, смешной и мрачный» (Михаил Айзенберг).

«Совершенное воплощение мира Муратовой. В то же время чувствуется некоторая усталость ее метода, своеобразный декаданс. Любопытно, что, тем не менее, фильм смотрится с неослабевающим интересом. Почти так же, как жанровое кино. Впрочем, в определенном смысле это и есть жанровое кино — триллер с элементами уголовщины, упакованный в изящную обертку. Такую, какую может изготовить только Кира Муратова» (Диляра Тасбулатова).

«Те, кто не любит Муратову, полюбили «Настройщика» за то, что там «нет Муратовой». Мне, относящемуся к диаметрально противоположной категории, в этом ладном изящном фильме не хватает именно что Муратовой» (Андрей Плахов).

«Кира потрясает. Главное потрясение заключается в том, что ее фильмы становятся все более свежими, веселыми и остроумными. Такое ощущение, что Кире Георгиевне исполнилось не 70 лет, а что это новый, необычный режиссер, который у нас появился. Я не имею в виду, что ее предыдущие картины были грустными, они просто были другими. Но сейчас в ней появилось здоровое чувство самоиронии» (Игорь Каленов).

«Кира Муратова в «Настройщике» — помолодевшая, поздоровевшая, ничем не смущенная и не отягощенная, какая-то даже просветленная, если о ней позволительно в таких выражениях говорить. Черно-белый прозрачный фильм прикидывается масскультом, зрелищем для всех, и не без успеха: конструкция воздушная, сюжет ясный, ход у него упругий, диалоги презабавные. Фирменные муратовские отпечатки имеют место, но никакой чрезмерности, никакой повышенной жирности — легкие прикосновения, пробег пальцев виртуоза по клавишам» (Дмитрий Савельев).

«Блестящая во всех отношениях картина, которая мне совсем не близка — ни как режиссеру, ни как зрителю. Я преклоняюсь перед Муратовой как перед режиссером «Долгих проводов», «Коротких встреч» и «Увлечений» (Александр Велединский).

«Чудесная вещь. Авангардистка Муратова остается самой живой и молодой. Веселый страшный балаган внутри высокого авантюрного жанра» (Зара Абдуллаева).

«Настройщик» интересен, как и все фильмы Киры Муратовой, в которых актеры привносят в кино атмосферу живого театра как балагана. Он любопытен и как свидетельство о времени и месте, о гении места города Одессы, который проявлял себя в советской авангардной традиции не однажды. Эта идущая от Юрия Олеши изобразительность теперь уже смотрится драгоценным анахронизмом 1920–1960-х годов, чужим общей гуще зрелища современной жизни. В этой изобразительности муратовских картин выныривают незабываемо плотские картины, то самое «дикое мясо» (Лев Толстой) повседневности. В том числе здесь проявляется связь происходящего в наши дни с актуальным российским искусством — и его потребности в сюрреалистической десакрализации» (Екатерина Андреева).

«Лучший, на мой взгляд, фильм Муратовой со времен «Долгих проводов». И первый, в котором автор «Астенического синдрома» дает понять, что пусть среди населяющих планету живых существ люди и составляют самую скверную часть, ставить на них крест рано. Потому что все они по-своему не менее занимательны и изящны, чем собаки, лошади, кошки и другие любимые муратовские герои» (Лариса Юсипова).

«У Киры потрясающее умение видеть во всех героях их человеческую сущность. В каждом мгновении жизни этих своих персонажей Кира заметила самое-самое главное: самое честное и нечестное, самое нежное, самое тонкое, самое грубое и вульгарное. Картина об исчезновении чувств и отношений — некий гербарий уникальности эмоций. По этой картине психологам можно будет изучать, какие были люди когда-то» (Иван Дыховичный).

Награды

Ника, 2005 год
Победитель: Лучшая женская роль (Алла Демидова)
Победитель: Лучшая женская роль второго плана (Нина Русланова)
Победитель: Лучший режиссер (Кира Муратова)
Номинация: Лучший фильм
Номинация: Лучшая женская роль второго плана (Рената Литвинова)
Номинация: Лучший сценарий

Международный кинофестиваль «Евразия», Алма-Ата, 2005 год
Победитель: Гран-при
Победитель: Лучшая женская роль (Алла Демидова)
Победитель: Лучшую женская роль второго плана (Нина Русланова)

5-й Международный кинофестиваль Центрально- и Восточноевропейских фильмов, Висбаден, Германия, 2005 год
Победитель: Главный приз «Золотая лилия» «за атмосферу и блестящую игру актеров, погружающую в очаровательный и забавный мир»

Золотой орел, 2006 год
Победитель: Лучшая женская роль (Алла Демидова)
Победитель: Лучшая женская роль второго плана (Нина Русланова)
Номинация: Лучший режиссер (Кира Муратова)
Номинация: Лучшая женская роль второго плана (Рената Литвинова)

Жорж, 2006 год
Номинация: Лучшее кино России и СНГ

3 Национальных приза кинокритики и кинопрессы — за режиссуру, главную женскую роль (Алла Демидова — поровну с Полиной Агуреевой, сыгравшей в фильме «Долгое прощание») и работу художника (Евгений Голубенко).

Награда Международного кинофестиваля «Стожары»
Победитель: Лучшая мужская роль (Георгий Делиев)

Интересные факты

Кира Муратова впервые в своих фильмах показала поцелуй. Она отметила в интервью, что «ни разу не видела в кино поцелуя, который бы мне понравился. Вот и решила: дай-ка я попробую сама снять такой поцелуй!».

Смотрите трейлер и фильм

http://vk.com/video16654766_170463215
http://vk.com/video16654766_166110793
 
Александр_ЛюлюшинДата: Воскресенье, 02.11.2014, 09:10 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 3246
Статус: Offline
7 ноября 2014 года
Киноклуб «Ностальгия» представляет
фильм №11 (368) сезона 2014-2015
«НАСТРОЙЩИК»
режиссёр Кира Муратова, Россия-Украина


***

О фильме «НАСТРОЙЩИК» посетители сайта http://www.kinopoisk.ru/film/81319/

***

Потрясающий, изящный, пронзительный фильм!

***

Потрясающее сочетание драмы и комедии!

***

Отличный фильм, который нужно увидеть, попытаться понять и просто насладиться этим превосходным шедевром.

***

Фильм хочется пересматривать снова и снова, не хочется, чтобы он заканчивался из-за его безмерной интеллигентности, доброты, из-за постоянного диалога между фильмом и зрителем.

***

Очень легкий фильм, ненавязчиво затягивающий, наивный и непосредственный, а главное совершенно добрый — что сейчас редкость.

***

Весь фильм ты либо смеешься до слез, либо задумываешься и всматриваешься в эмоции актеров.

***

Одна из лучших работ Киры Муратовой. Она опять поигралась со зрителем, нарисовала мир, набросала нечаянных деталей (коих в фильме действительно предостаточно) и оставила ворох мыслей напоследок.

***

Этот фильм хочется смотреть и смотреть. Чтобы выучить наизусть все эти ужимки, рожи, рожицы, слова и фразы.

***

Оказывается, идеальных людей не бывает. Ни один герой «Настройщика» к идеалам не относится. Да и мы с вами, оказывается, тоже не относимся. Оказывается — благодаря Кире Муратовой

***

Фильм очень понравился, держал в напряжении, замечательна игра актеров. Долго вспоминала, откуда знаю главного героя, пока к концу фильма не вспомнила, что это дорогой и любимый Делиев. На мой взгляд, успех режиссера проявился здесь в том, что удержал градус фильма до конца. Жанр новый, необычный для Киры Муратовой, интересный. Назвать его как-то трудно, т. к. представляет эклектику из нео-реализма, «масок» и черт знает чего еще. Рецептуру трудно определить, но получилось вкусно.

***

Фильм «Настройщик» может показаться каким-то безумием, если вы сидите на «игле» Голливуда. Но Кира Муратова слишком умна, чтобы показывать нам разных фриков просто так, которые говорят не пойми что в кадре. И вот тут парадокс!!! Кажется, что таких странных и стремных людей можно встретить только у Муратовой, но все они говорят так, что ты ей веришь (сцена с чашками или с глухонемой). Социалка или просто жизненное кино. Называйте как угодно, но моя мама сказала, что Муратова снимает грустные фильмы про нашу жизнь.

***

Легкий юмор, прекрасные актерские работы и приятная атмосфера старых добрых советских фильмов и очень трагичный и в тоже время светлый финал, делают этот фильм одним из лучших, что были сняты на постсоветском пространстве. В нем нет чернухи нашей современной жизни и в то же время он лишен розовых, слащавых, гламурных соплей которые нам пытаются навязать. Это просто очень жизненная и трогательная история. Именно такие фильмы были лицом великого советского кино. Рязанов, Данелия и многие другие работали именно в таком ключе. И именно таких картин так не хватает нашему сегодняшнему кино.

***

Перед нами классическое кино Киры Муратовой, только на этот раз почти полностью избавленное от жеманных пассажей, изматывающих нервных истерик и нарочитых пережимов. Муратова сняла свой очередной «провинциальный анекдот», почти юмореску, в котором, как обычно, напластовано куда больше философии, чем в иных «эпохальных эпосах современности». Над её любимой Одессой вновь, как в старые добрые времена коротких встреч и долгих проводов, разлито такое количество солнечного света, что даже чёрный юмор перестает быть таким безнадежно беспросветным.

Несмотря на то, что «Настройщик» — самый продолжительный фильм Киры Георгиевны, это кино устроит гораздо большее число зрителей, чем предшествующие ему картины. В нем не могло не найтись места для её фирменных ироничных виньеток, которые не имеют прямого отношения к фабуле, но привносят в фильм то непередаваемое обаяние, за которое и любят кино Муратовой. Это, когда от чрезмерно долгого рассматривания чего-либо вдруг начинаешь ловить непонятный кайф, как будто не кино смотришь, а лично сам подглядываешь за кем-то, а этот кто-то и не знает, что ты за ним наблюдаешь. Это, когда поперёк сюжета «встревает» чья-то «левая» импровизация, и ты уже забываешь про сюжет и хочешь вечно любоваться проявлением этого нечаянного артистизма.

Несмотря на то, что номинально главным героем фильма считается настройщик Андрюша, а актерские премии постфактум были разделены между заслуженными и народными гран дамами нашего кино — Аллой Демидовой и Ниной Руслановой, главным украшением («бриллиантом во плоти») этой плутовской трагикомедии является Рената Литвинова. Она играет здесь не просто избалованную авантюристку Лину, но еще и «костлявую куму». Сцена её появления с косой на пороге дома будущей жертвы — отдельный мини-шедевр. Это «самая обаятельная и привлекательная» смерть, какую приходилось видеть, по крайней мере, в фильмах Муратовой.

Целых семь лет единственная гламурная дива нашего шоу-бизнеса не встречалась с режиссером, некогда открывшим ее миру. Результат их третьего близкого контакта вылился в лучшую роль Литвиновой. Теперь уже стало окончательно ясно, что Литвинова — то уникальное артистическое явление, какие появляются на свет, по меньшей мере, раз в полстолетия. Столь необычным проявлением оригинальности обладала, пожалуй, Фаина Раневская, вокруг которой распространялось «магнитное поле» несколько иной заряженности, однако у неё была такая же амбивалентная притягательность.

***
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 07.11.2014, 05:49 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Настройщик

Две подружки за 60, Анна Сергевна (Демидова) и Люба (Русланова), имеют тыщи долларов и нуждаются в настройщике фортепиано. Андрюша (Делиев) и Лина (Литвинова), любовники лет по 30, умеют настраивать фортепиано и нуждаются в тыщах. Два с половиной черно-белых часа фильма нашей дорогой, любимой Киры Муратовой их намерения переплетаются кольцами мультипликационных удавов. Удавов — потому что Муратова как никто чувствует пульс современности с ее толстожопыми пиарщицами в трениках с лампасами, которые «подвезли бы, да сегодня мотор не заводится», и прочего отребья, пытающегося не то чтобы жить не по средствам, но выдавать себя не за тот класс, к которому принадлежит, и которое душит падких до блесток дураков. А мультипликационных — потому что никого, конечно ж, не удушат те анорексички, климактерички и просто двинутые, что разыгрывают ее очередную «песню о жадинах, хвастунах и дураках».

Короче, «Настройщик» — это затянувшаяся до формата индийского фильма юмореска Клары Новиковой про «накипь» Золя, очередной класс, не имеющий права на существование. Мазохистское удовольствие — ибо те немногие, у кого достанет внутренней культуры посмеяться над муратовскими «слишком низко падшими», автоматически испытают глубокое неудовольствие от собственной, невосполнимой в веках, культурной недостаточности.

Алексей Васильев
http://www.afisha.ru/movie/173235/review/150392/
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 07.11.2014, 05:50 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Воры в гламуре
"Настройщик" Киры Муратовой выходит на экраны


Завтра на пяти экранах Москвы (это достижение!) наконец-то появится фильм "Настройщик", о котором взахлеб говорят и пишут уже целых восемь месяцев со времени его премьер в Выборге и Венеции (рецензии см. Ъ от 23 августа и 8 сентября 2004 года). АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ видит в этой рекордной затяжке прокатного релиза скорректированное на новое время продолжение давней традиции, когда фильмы Киры Муратовой выдерживались годами, как дорогие вина.

И "Долгие проводы", и "Короткие встречи" стали, кажется, только лучше оттого, что пролежали на цензурной полке. "Настройщика" никто не запрещал — наоборот, из всех муратовских фильмов этот встретил наиболее дружное приятие и сплошные похвальбы. "В нем нет Муратовой",— с облегчением говорили те, кого раздражают истеричная взвинченность "Астенического синдрома" и беспросветный мрак "Трех историй". Кажется, даже недоброжелатели порадовались за Киру Георгиевну: наконец, мол, сняла корону и приблизилась к народу, сняла человеческий фильм без затей и выкрутасов. Но не были разочарованы и те, кто считает себя радикалами и эстетами. Не успев появиться на экранах, "Настройщик" был вознагражден множеством критических призов, стал предметом академических разборов и штудий — одну из них режиссер Анатолий Васильев устроил для своих парижских учеников. На пресс-конференцию в кинотеатр "Ролан" пришла Татьяна Друбич, которая сказала, что эта картина помогает ей обрести необходимый жизненный баланс. В общем, фильм с подачи профессиональных делателей мнений был назначен шедевром. Следующий этап — только всероссийская премьера и государственная премия.

В каком-то смысле это действительно фильм-итог. Пустяковая история разнополой пары авантюристов, которые прикарманивают сбережения благородной пожилой дамы, используя бородатый трюк с "выигрышным" лотерейным билетом, в руках Киры Муратовой превращается в нечто большее. Это уже почти что плутовской роман большого стиля, есть в нем и отзвук ренессансной комедии, и не чуждые режиссеру чеховские мотивы, и еще много всякого, чего не обязательно знать зрителю, чтобы наслаждаться острой и виртуозной игрой, а также оценить историю разводки и воровства как основополагающего сюжета нашего времени.

Есть "итоговый" звездный состав. Кира Муратова, часто предпочитавшая снимать непрофессионалов и типажей и никогда не зацикленная на актерстве, как-то между делом сумела открыть несколько харизматичных лиц, ставших иконами эпохи. В "Коротких встречах" особенный свет излучали Владимир Высоцкий и Нина Русланова, в "Долгих проводах" запечатлелась в своем лучшем образе Зинаида Шарко, в "Перемене участи" остался след от хрупкой красоты Наташи Лебле, а с "Увлечений" началась светская и артистическая карьера Ренаты Литвиновой. Но иногда Кира Муратова берет с собой в кинематографическое путешествие артистов, сформировавшихся на других планетах,— Олега Табакова или вот, как здесь, Аллу Демидову. На пресс-конференции в "Ролане" разразилась шуточная перепалка: Алла Демидова якобы жаловалась, что Муратова с ней не работала, та отвечала, что ей "было достаточно самой Демидовой". Кроме того, режиссер не забывает своих земляков: в "Настройщике" в главной роли снялся одессит Георгий Делиев, уже опробовавший роль плута-артиста в немецкой экранизации "12 стульев". То, что он вышел из "Маски-шоу", для режиссера Муратовой не минус, а плюс, ибо она ставит эксцентриаду едва ли не выше всего остального.

Трио в составе Аллы Демидовой (барыня "со следами былой"), Нины Руслановой (ее романтическая товарка, мечтающая путем брачных объявлений встретить вечную любовь) и Ренаты Литвиновой (восхитительная плебейка-воровка) — один из лучших женских ансамблей: каждая легко и без нажима пародирует свой эталонный образ, и в результате создается пространство идеальной женственности, куда вписались бы, кажется, и дивы Грета Гарбо с Марлен Дитрих, и клоунесса Джульетта Мазина. Антология женских экранных типов (Демидова — 60-е годы, Русланова — 70-е, Литвинова — 90-е), использование актерских легенд, вплетенных в криминальную интригу,— все это напоминает опыт Франсуа Озона в "8 женщинах", и не было бы ничего удивительного, если бы героини вдруг томно закатили глаза и запели (как запела Наталья Бузько во "Второстепенных людях").

Но не дождетесь, как не дождетесь и роскошного техниколоровского цвета, использованного Озоном. Пойдя на многие компромиссы по части материала (зная Муратову, могу утверждать, что без настойчивой продюсерской инициативы она вряд ли бы взялась за авантюрный водевиль), режиссер осталась бескомпромиссна в том, чтобы снимать это кино черно-белым и длинным, больше двух часов. Что ставит в трудное положение продюсеров и дистрибуторов и объясняет, почему при всей славе Киры Муратовой как национального достояния двух стран (России и Украины) ее фильм задержался с выходом на восемь месяцев и нашел на всю Москву только пяток кинотеатров. Не будем забывать, что помимо американских теперь там стоит очередь из русских блокбастеров в сопровождении телерекламных бомбардировок.

Впрочем, "Настройщик" — это мина замедленного действия. Он наверняка будет долго крутиться в одном из залов Москвы хотя бы на одном сеансе, а со временем (каналы никуда не денутся) станет телевизионной классикой. Каковой он, по моему убеждению, с самого начала и является. В смысле кинематографа гораздо более интересны "Второстепенные люди" и "Чеховские мотивы". Демократичный "Настройщик" все-таки не итог. Тем более что, как было объявлено на пресс-конференции, Кира Муратова уже снимает новое кино с Ренатой Литвиновой и Богданом Ступкой.

Андрей Плахов, 06.04.2005
http://www.kommersant.ru/doc/561066
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 07.11.2014, 05:51 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
«Какой глупый текст!»

Плутовская комедия «Настройщик» Киры Муратовой оказалась ловушкой, в которую каждому стоит попасть.

Представьте – звонок в дверь. Открываете вы ее, как были в трениках и шлепанцах, а там – Рената Литвинова со здоровенной косой в руках. И вот поди разберись – смерть это пришла, белая горячка или перепись населения.

«Настройщик» — это такой вот звонок в дверь, как, впрочем, и весь кинематограф Киры Георгиевны Муратовой последних пятнадцати лет. Открыл дверь – и застыл, и не знаешь – плакать тебе или смеяться или звать милицию. Неловкое положение, в общем.

Собственно говоря, фильм рассказывает предельно бытовую историю мелкого мошенничества. Некий обаятельный молодой человек (Георгий Делиев), промышляющий то тем, то сем, крайне нуждается в деньгах. И не то что бы они ему очень нужны, скорее они нужны его подруге (Рената Литвинова).

Эта девушка любит деньги так искренне, так нежно, как дай вам Бог.

Однажды, он слышит разговор в магазине, из которого следует, что милая пожилая дама (Алла Демидова) ищет настройщика – привести в порядок свое фортепьяно. Молодой человек использует этот шанс и так входит в жизнь симпатичной дамы и ее одержимой желанием выйти замуж подруги (Нина Русланова). Постепенно он становится в доме своим и путем хитрой многоходовой комбинации с выигрышными облигациями облегчит закрома новых знакомых на скромную по мировым, но весомую по бытовым меркам сумму.

В том, что Муратова сняла плутовскую комедию так, что ее можно будет показать прайм-тайм по Первому каналу, а не в час ночи по «Культуре», можно усмотреть торжество продюсеров, подвигнувших гения в сторону зрительского кинематографа. В самом деле, «Настройщик» после «Чеховских мотивов» смотрится так легко и естественно, что быстро теряешь бдительность. Делиев обаятельно катается колбасой меж трех див отечественного кино, которые заняты тем, чтобы исправно подтверждать ожидания. Алла Демидова аристократично тянет фразы, Рената Литвинова ходит с острой косой, невероятная Нина Русланова исполняет комедийные номера такого накала, что экран идет пузырями. Смех то тлеет, как огоньки на болоте, то начинает полыхать лесным пожаром – и это на черно-белой картине продолжительностью в два с половиной часа.

И очень велик соблазн поверить, что все это – разборки Муратовой, уставшей подпаливать пятки зрителю, с кинематографом.

К тому же все к этому располагает. Жемчужное сияние изумительной черно-белой картинки – словно пленка на поверхности воды – того гляди порвется. Она и рвется – например, когда Демидова, слушая болтовню настройщика и подруги, говорит в изумлении: «Какой глупый текст!». Кинодивы, разыгрывающие пародию на свои амплуа, – это мы тоже не так давно видели.

Но, постепенно, надежда начинает гаснуть. Работа, к которой Муратова принуждает зрителя, посерьезней, чем разгадывать киношный кроссворд. И даже тяжелее, чем участвовать в изучении люменов, населяющих нашу лишенную внятной социальной геометрии вселенную.

Коварно пойдя навстречу пожеланиям общественности, требующей близости к народу, Кира Муратова смастерила изящную ловушку, трюк не хуже чем комбинация с облигациями.

За нежностью пластичной операторской работы и внешностью плутовской комедии скрываются те же бесы, которыми Муратова всегда окружена, как св. Иероним у Босха.

«Настройщик» — комедия, действие которой происходит в лимбе, хрупкость экранного пространства – та же, что и в «Астеническом синдроме», в «Чеховских мотивах» и других ее исследованиях гибельных тупиков. Разбираясь в физиологии лучше Павлова, она снова встроила в свою ленту эффекты, воздействующие прямо на тело. И когда фильм, усыпив бдительность, начинает прорастать в тебе метастазами, становится отчетливо видно, что тонкая пленка картины, как тонкая пленка повседневности, невозможно хрупка и при малейшем нажатии рвется. А за ней – бесплодная каменистая пустыня, где сидят люди – мы – голые, жалкие, вечные. Бедные, такие бедные.

07.04.2005 | Антон Костылев
http://www.gazeta.ru/2005/04/07/oa_153877.shtml
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 07.11.2014, 05:51 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Настройщик

Новый фильм Киры Муратовой - всегда событие. Тут действует своя, неподвластная коммерческим выкладкам логика. Событие это, прежде всего художественной значимости; да и может ли быть иначе, когда на экраны выходит свежая картина живого классика (Муратова – тот случай, когда бояться громких эпитетов не стоит). Но радость, связанная с сим фактом, как никогда граничит с тревожным ожиданием и волнением, рождающим множество вопросов – получилось ли? станет ли фильм чем-то новым для самого режиссёра? и т.д. Попробуем разобраться.

Анна Сергеевна и Люба – женщины в возрасте. Первая вдовица находит утешение в еженедельных встречах с многочисленными друзьями, верным псом Микки, почти никогда не выпускаемом из рук (благо – собачка миниатюрная) и воспоминаниями о былых временах, когда покойный муж зарабатывал внушительное наследство. Люба же находится в активном жизненном поиске. Встречается с мужчинами через объявления в газетах, надеясь встретить человека способного пробудить в ней позабытые чувства. Материальная обеспеченность двух дам, помогает им не думать о дне насущном. Их интересуют куда более тонкие субстанции и отношения. Не всё так просто у настройщика роялей Андрея. С одной стороны, любимая женщина Лина скрашивает грустные будни, с другой – избалованная богатыми родителями она постоянно требует от жениха денег. Да и проживание на чердаке (пусть и обустроенном) не может удовлетворить запросов девушки. Случайно подслушанный разговор в продуктовом магазине сводит Андрея с аристократками современного быта - Анна Сергеевна желает настроить инструмент. Со временем настройщик становится близким другом вдовиц, выступая переговорщиком в их милых ссорах, а в дальнейшем и поверенным лицом для получения (если это случится) выигрыша по банковским облигациям. Только вот Лина не одобряет подобный альтруизм, ежедневно предлагая Андрею разные варианты умерщвления состоятельных дам.

В основу сюжета были положены воспоминания начальника Московского уголовного сыска Аркадия Кошко (в 1913 году на конгрессе криминалистов в Швейцарии он был признан лучшим сыщиком мира). Изюминкой фильма является временной перенос событий – актуальная для начала века махинация, разыгрывается в современной Одессе. Это создаёт редкую гармонию остранения и правды жизни. Искусно конструируемый на экране мир пленит своей узнаваемостью вкупе с фирменным муратовским абсурдизмом. В одной из сцен, где смысловая артиллерия слов достигает апогея, Анна Сергеевна не выдерживает и выходит из кадра с репликой – «Ха, какой глупый текст!». Замечание сделанное скорее не персонажем, а актрисой – Аллой Демидовой. Даже Рената Литвинова – не расстающаяся со своим фирменным образом при каждом появлении на экране – вынуждена существовать здесь в рамках единого кинематографического дискурса, созданного режиссёром. Спайка повседневности и безвременья, банальности и кинематографических открытий, крупных планов и вышколенной массовки служит хорошим подспорьем для появления уникальной атмосферы, в которую погружаешься быстро и незаметно. Благодаря чему быстротечность двух с половиной часов экранного времени (внушительный хронометраж даже для арт-кино) ощущаешь лишь по окончанию просмотра.

В предыдущих нарочито экспериментальных «Чеховских мотивах» и «Второстепенных людях» Муратова работала с актёрами, как умелый скульптор, творя из глины любые удобные для себя фигуры. Персонаж поглощал исполнителя, делал его вторичным по отношению к себе. Иначе дело обстоит в «Настройщике». Алла Демидова, Георгий Делиев, Рената Литвинова, Нина Русланова создают ярчайшие образы, впечатывающиеся в память на многие дни вперёд. Актёрские работы здесь важны сами по себе, самоценны без привязки к сюжету. Игра комика Делиева приятно удивляет своей вдумчивостью и утончённостью; Литвинова, до этого играющая исключительно Литвинову, по-настоящему перевоплощается в Лину – фактически центральную героиню всей истории; примы Демидова и Русланова устраивают в некоторых сценах настоящее one man show. Актёры лицедействуют на полную катушку, в лучшем смысле этого слова.

Муратова в кои-то веки сделала зрительское кино. Конечно, речь не идёт о режиссёрских уступках на потребу публики. Кира Георгиевна верна себе. Но между тем, фильм имеет реальные шансы не просто порадовать верных почитателей уникального муратовского кинематографа, но и привлечь в свой лагерь новых ренегатов. «Настройщик» - прекрасная отправная точка для глубокого погружения в миры этой выдающейся женщины.

(с) Станислав Никулин
http://www.kinomania.ru/movies/t/Tuner/index.shtml
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 07.11.2014, 05:51 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Настройщик
Ироническая трагикомедия


Было весьма любопытно наблюдать за тем, как во время телепоказа XVIII церемонии вручения кинематографических премий «Ника» ожидала с большим нетерпением оглашения лауреата в номинации «лучший режиссёр» несомненный классик русскоязычного кино (ведь живёт и работает в Одессе) Кира Муратова, которой вроде бы и не стоило так переживать по поводу итогов голосования. И она абсолютно заслуженно получила за режиссуру «Настройщика» третью по счёту «Нику» в своей биографии (ранее — за фильмы «Астенический синдром» и «Увлеченья»), как и актрисы Алла Демидова и Нина Русланова, отмеченные за исполнение ролей, одну из которых на всякий случай посчитали главной, а другую — второплановой.

Эта картина Муратовой вышла сравнительно широко в российский прокат, особенно по сравнению с предшествующей работой мастера — «Чеховские мотивы». И «Настройщик» преподносился чуть ли не как первая муратовская лента, в большей степени рассчитанная на зрителей, хотя её хронометраж составил, между прочим, два с половиной часа! Но во время просмотра это как-то не чувствуется — соображение насчёт полезности некоторых сокращений возникает уже потом, несмотря на то, что было бы на самом деле жалко расстаться с рядом не очень-то обязательных моментов и излишних деталей, которые фактически составляют единый и неделимый «мир Киры Муратовой».

Вот и критика восприняла «Настройщика» куда более благосклонно, нежели «Чеховские мотивы», словно опять «узнав Муратову в Муратовой», на сей раз расслышав её фирменную интонацию, увидев на экране то, что привычно ассоциируется с «муратовским кинематографом». А ведь этот фильм тесно связан с предыдущим, пусть и выглядит не столь мизантропным и язвительным, может показаться отнюдь не трагикомедией об обманчивости человеческих отношений, шире — о подмене как принципе существования в нынешней реальности. «Настройщик» — довольно незлобивая и даже добродушная ироническая история примерно про то, что сказано, например, у Пушкина: «Ах, обмануть меня нетрудно!.. // Я сам обманываться рад!».

Здесь тянется как будто дальше той «музыки светлая нить», что заявлена ещё в «Чеховских мотивах». И перекличка содержится не в каких-то внешних совпадениях. Первоначальный сюжет о настройщике, который обманным путём проникал в квартиры состоятельных людей и грабил их, был позаимствован в криминальной литературе начала ХХ века, а Анна Сергеевна, героиня Аллы Демидовой, вполне может считаться «дамой с собачкой», только спустя немало лет после романа с Гуровым. На самом-то деле, тонкая связь выражена на интуитивном уровне — в качестве своеобразной «мелодии под сурдинку».

Напомним, что ключевая для понимания «Чеховских мотивов» фраза звучит в одной из молитв отца Ивана незадолго до окончания обряда венчания в церкви: «… христианские кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны, и доброго ответа на Страшном Судилище Христове просим». Когда некоторые критики не без блеска сопоставили неожиданно умиротворяющий финал «Настройщика» и знаменитый эпизод с улыбкой Кабирии сквозь слёзы в фильме «Ночи Кабирии» Федерико Феллини, они были правы с точки зрения переживаемых в этот момент просветлённых и очищающих эмоций. Однако Кире Муратовой всё-таки ближе именно чеховский мотив прощения другого человека за его постыдные поступки и собственного безболезненного примирения с изменчивой судьбой, которая так часто нас обманывает, но почему-то никого и ничему не учит. И в стремлении «нести свой крест и не роптать» нет преувеличенной покорности и жалкого смирения с несправедливым миром, который всё равно не переделать, а в этом проявляются истинное человеческое достоинство и выстраданная мудрость жизни, что когда-нибудь, хоть лет через сто, будет вознаграждено сполна.

В прочувствованной речи Анны Сергеевны в самом конце «Настройщика» невольные пафосные слова так же обманчивы, как и в заключительной сцене «Дяди Вани». По сути, и Соня произносит нечто вроде молитвы, своеобразного заклятия против недовольства и раздражения, вполне понятных в ситуации, когда она и дядя оказались обманутыми в своих лучших побуждениях. Но гораздо важнее и просто полезнее для собственного душевного состояния отнестись по-доброму и сострадательно ко всему происшедшему, врачуя самого себя и ближнего своего. Муратова, подобно Чехову, склонна в искусстве, прежде всего, к «терапевтическому эффекту», настраивая и тех, кто готов внять этой музыке, звучащей где-то внутри нас, к принятию фактически христианской заповеди об отказе отвечать обманом на обман. В наше «время сплошных обманов» это представляется невероятно актуальным и смелым вызовом в духе «непротивления злу насилием». Но Кира Муратова несуетно и негромко пытается уверить нас в том, что люди изначально «настроены любить», а вовсе не ненавидеть.

Сергей Кудрявцев
http://www.kinopoisk.ru/level/3/review/892261/
 
Форум » Тестовый раздел » КИРА МУРАТОВА » "НАСТРОЙЩИК" 2004
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz