Четверг
28.03.2024
18:17
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Актёры Андрея Тарковского. Анатолий Солоницын - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Тестовый раздел » АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ » Актёры Андрея Тарковского. Анатолий Солоницын
Актёры Андрея Тарковского. Анатолий Солоницын
Александр_ЛюлюшинДата: Четверг, 08.04.2010, 08:04 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3241
Статус: Offline
Анато́лий (О́тто) Алексе́евич Солони́цын
(30 августа 1934, Богородск Горьковского края — 11 июня 1982, Москва) —
советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР




Родился в городе Богородске в семье поволжских немцев[источник не указан 120 дней]. После окончания студии при Свердловском драматическом театре в 1960 году Анатолий поступает на службу в театр и с 1960 по 1972 год служит в театрах Свердловска, Минска, Новосибирска, Таллина. С 1972 по 1976 год — актёр театра им. Ленсовета. Был женат три раза. От браков родилось два ребёнка. Умер от рака лёгких.

Анатолий Солоницын дебютировал в кино на Свердловской телестудии в первой картине Глеба Панфилова "Дело Курта Клаузевица" в 1963 году. Но настоящий приход большого актёра в искусство состоялся позже, когда Андрей Тарковский снял Солоницына в роли Андрея Рублёва. Солоницын сам "пробился" к Тарковскому. Прочитав сценарий "Рублева" в "Искусстве кино", он взял отпуск в театре и двинулся из Свердловска в столицу. И, что называется, глянулся Андрею Арсеньевичу. Утвердить никому не известного актёра на главную роль режиссёру стоило больших трудов. Его отговаривал даже Михаил Ромм, против были члены многочисленных художественных советов. Неожиданно кандидатуру Солоницына поддержали историки: из предложенных Тарковским двадцати фотопроб разных актёров ученые дружно указали на Солоницына.

Создать образ гениального русского иконописца, каким видел его режиссёр, было очень непросто. Зритель не видит Рублева с кистью в руке, он вообще не совершает поступков, только созерцает, раздумывает, разговаривает с Феофаном Греком о самом важном - о Боге, о любви к людям.

После "Андрея Рублёва" Солоницын стал, как говорится, нарасхват: актёра охотно снимают Александр Алов и Владимир Наумов, Никита Михалков и Лариса Шепитько, Вадим Абдрашитов и Александр Зархи. Фильмография Солоницына насчитывает почти полсотни картин. При этом в течение двенадцати лет Солоницын сменил целый ряд провинциальных театров. Но многое в театральных нравах не устраивало, раздражало актёра. "Двуликость людей театра волнует меня всё больше и больше, - писал он в дневнике. - Говорят одно, делают другое. В театре бытует выражение - "завоевать положение". Я пришёл в театр не завоёвывать, а работать, творить".

Андрей Тарковский писал Григорию Козинцеву: "Меня очень заботит судьба Анатолия Солоницына. Это актер новосибирского "Красного факела", который снимался у меня в роли Андрея. Он в ужасном состоянии - несмотря на то, что сыграл за это время много серьёзного, вплоть до Бориса Годунова, - и уходит из театра для того, чтобы перейти в Таллин в Русский театр. Но его мечта - Ленинград и театр, где режиссёром Владимиров. Не могли бы вы посодействовать ему в этом смысле". Григорий Михайлович в ответ обещает потолковать с "нашими худруками"...

В 1972 году на экраны выходит "Солярис" Андрея Тарковского. И опять огромная творческая удача Анатолия Солоницына! Его доктор Сарториус - человек жесткий, прямой. Долг перед истиной (или наукой) для него важнее эмоций и даже морали. Какой убедительности и силы образ создал актёр! В следующей картине Тарковского "Зеркало" Солоницын играет эпизодическую роль прохожего. Андрей Арсеньевич настолько ценил Солоницына, что иногда (как это было в случае с "Зеркалом") придумывал роль специально для любимого артиста. А Солоницын, в свою очередь, преклонялся перед Тарковским и считал наивысшей заслугой максимально точно следовать указаниям режиссёра.

В 1977 г. в московском театре имени Ленинского комсомола Андрей Тарковский поставил "Гамлета". Надо ли говорить, что принца датского играл Анатолий Солоницын. "Непохожий на других Гамлетов советской сцены и экрана последних лет, сосредоточенный, тихий Гамлет А. Солоницына, который редко повышает голос, позволяя себе недолгие всплески гнева или раздражительности, может показаться вялым или даже скучноватым. Однако это именно такой Гамлет, какой нужен Тарковскому", - писал рецензент, высоко оценивая работу исполнителя заглавной роли.

И ещё раз пытался Андрей Арсеньевич снять любимого актёра - на этот раз в телевизионной версии "Идиота" Достоевского, увы, не осуществившейся. Для Солоницына предназначалась роль рассказчика, то есть "автора" романа. Солоницыну пришла в голову сумасбродная идея изменить с помощью пластической хирургии лицо - только для того, чтобы походить на Достоевского. Тарковский заметил, что с лицом Достоевского Солоницыну уже ничего не сыграть. А тот возразил: после Достоевского зачем играть ещё что-то?

Признание и награды

Заслуженный артист РСФСР (1981).
«Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля 1981 года за роль в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» — номинация «Лучший актёр» [1].

Творчество

Роли в театре


Анатолий Солоницын сыграл в театре более 100 ролей.

Фильмография

1963 — Дело Курта Клаузевица — Курт Клаузевиц
1966 — АНДРЕЙ РУБЛЁВ — Андрей Рублев
1967 — В огне брода нет — Иван Евстрюков
1967 — Анютина дорога — командир продотряда
1968 — Один шанс из тысячи — капитан Мигунько
1970 — В лазоревой степи — Игнат Крамсков
1972 — Проверка на дорогах — Игорь Петушков
1972 — Гроссмейстер — отец Хлебникова
1972 — Зарубки на память — Ромус Чербуну
1972 — Любить человека — Дмитрий Калмыков
1972 — Принц и нищий — лорд Сент-Джон
1972 — СОЛЯРИС — Сарториус
1974 — ЗЕРКАЛО — Доктор

1974 — Агония — полковник
1974 — Под каменным небом — полковник Хофмайер
1974 — Последний день зимы — Михаил Соловцов
1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих — председатель губкома Василий Сарычев
1975 — Воздухоплаватель — Анри Фарман
1975 — Между небом и землей — полковник
1975 — Наследники — Алексей Быстров
1975 — Память — профессор Буров
1975 — Там, за горизонтом — Василий Бочажников
1976 — Восхождение — Портнов
1976 — Доверие — Александр Шотман
1976 — Легенда о Тиле — Рыбник
1976 — Пока стоят горы — следователь
1977 — А у нас была тишина… — Петруха
1977 — Сумка инкассатора — Иван Тимофеевич
1977 — Юлия Вревская — доктор Павлов
1978 — Поворот — Костик
1978 — Предвещает победу — Вершинин
1978 — Трасса — Сливин
1979 — СТАЛКЕР — Писатель
1979 — Телохранитель — Султан Назар
1979 — Бумеранг — шериф Маклейн
1980 — Двадцать шесть дней из жизни Достоевского — Фёдор Михайлович Достоевский
1980 — Из жизни отдыхающих — Чикин
1980 — Сергей Иванович уходит на пенсию
1980 — Таинственный старик — Кондратий
1980 — Он — Харден
1981 — Мужики! — Художник
1981 — Тайна записной книжки — Мартын Мартынович
1981 — Шляпа — отчим Ани
1982 — Остановился поезд — Игорь Малинин
1983 — Великая судьба — Бакич
1983 — Раскиданное гнездо — Незнакомец

http://ru.wikipedia.org/wiki/Солоницын,_Анатолий_Алексеевич
http://m-necropol.narod.ru/solonicin.html
 
ИНТЕРНЕТДата: Понедельник, 11.06.2012, 09:28 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Анатолий Солоницын
"Худой Дон Кихот, который верит в дружбу, в любовь, в честность и верность"


Анатолий Солоницын - выдающийся артист, любимый актер Андрея Тарковского. Сыграв Андрея Рублева в одноименном фильме Тарковского, Анатолий Солоницын доказал свою гениальность и подтверждал ее каждой своей новой ролью. Его снимали Панфилов и Герман, Прошкины и Губенко, Алов и Наумов, Михалков и Шепитько, Бабич и Абдрашитов, Климов и Зархи…

Солоницын родился 30 августа 1934 года. Трудно поверить, но гения отечественного кинематографа в свое время трижды не приняли в ГИТИС.

Эпоха «Андрея Рублева» началась для артиста в 1965-м. В журнале «Искусство кино» напечатали сценарий будущего киношедевра. Анатолий загорелся желанием сыграть главного героя… На свой страх и риск, взяв в театре отгулы, он отправился в Москву. В артисте проснулся прадед Захар Солоницын, знаменитый летописец и богомаз. Предок ежедневно ходил молиться в храм. Добираясь лесом, проложил дорогу топором, которую стали называть его именем. Та же «Захарова тропа» привела неизвестного актера Анатолия Солоницына к Тарковскому. Режиссер был единственным, кто увидел в нем Андрея Рублева… Претендентов на главную роль было предостаточно, и уже был утвержден артист Любшин… Сам Михаил Ромм убеждал Тарковского отказаться от Солоницына... Тогда Тарковский взял фотографии двух десятков актеров, снимавшихся в пробах к «Рублеву», и отправился к историкам и реставраторам, специалистам по древнерусскому искусству. Разложив на столе все фотопробы, он спросил: «Какое лицо могло быть лицом Рублева?» А ведь никто не знал, как выглядит иконописец. И все историки показали на Солоницына. Тарковскому пришлось не на одном художественном совете отстаивать кандидатуру никому не известного артиста. И режиссер не ошибся.

Анатолий Солоницын обладал очень редким качеством — располагать к себе людей. И дружбе он отдавался беспредельно. Дочь Солоницына Лариса: «Отец вообще был очень жертвенным человеком, по первому звонку мог помчаться в ночь выручать приятеля».
В дневнике артист писал: «Я — романтик. Худой Дон Кихот, который верит в дружбу, в любовь, в честность и верность. Взамен я редко что-нибудь получаю». Солоницын жил ради творчества. Если предлагали сыграть что-то интересное, бросал все и мчался в другой город. Когда режиссер Арсений Сагальчик пригласил его сыграть царя Бориса, он, не задумываясь, прилетел к нему в Новосибирск. Когда Тарковский позвал его играть в «Ленкоме» Гамлета, он оставил Ленинград и переехал в Москву.

В финальной сцене фильма после обета молчания Андрей Рублев должен был начать говорить. Тарковский мимоходом сказал Солоницыну: «Толя, ты должен помолчать с месяц, два, голос должен стать надтреснутым, старческим”. “Так он не только молчал, объясняясь знаками, но в последние дни перед съемками перетянул горло шарфом, — вспоминает брат актера Алексей. — Мог ведь вообще связки посадить, как мы потом узнали…»

Глядя на Солоницына-монаха, многие были уверены, что сам он человек глубоко верующий. В доме Солоницыных всегда был красный угол, где хранилась семейная икона Николая Чудотворца.

Алексей Солоницын (брат Анатолия Солоницына): «Мы были, конечно, стихийно верующими. А осознанной его вера стала после “Рублева”. Сама личность иконописца, живопись Феофана Грека, Даниила Черного, пребывание в этих храмах сильно повлияли на Анатолия. Он не был в партии, крест носил постоянно. Я даже боялся, что ему это повредит в работе, сломает карьеру».

Начиная с «Андрея Рублева» Тарковский не мыслил своих картин без Солоницына. «Если роли для Анатолия в фильме не было, она придумывалась специально, подобно Прохожему в “Зеркале”», — вспоминает Маргарита Терехова.

Анатолия Солоницына называли «сокровенным» человеком. О невероятной наивности и доверчивости артиста ходили легенды.

«Когда мы снимались в “Солярисе”, мне было всего 18 лет, — вспоминает Наталья Бондарчук. — Но мне казалось, что Анатолий младше меня. Он был ранимым ребенком. И Тарковский пользовался этой его доверчивостью. Он доводил Солоницына до такого состояния, что у того дрожали зрачки и руки. «Толя, у меня сердце болит!» — кричал Тарковский. И Толя так переживал и нервничал, что расстроил любимого режиссера, что начинал играть именно то, что нужно было Тарковскому».

До последнего вздоха Анатолий Солоницын оставался верен выбранной профессии. После онкологической операции он сыграл у Абдрашитова в фильме «Остановился поезд». Будучи смертельно больным, на «Беларусьфильме» в июле 1982-го в картине «Раскиданное гнездо» он согласился играть странника… Со съемок из Минска его самолетом отправили в клинику Первого московского медицинского института, метастазы проникли уже в позвоночник. Анатолий все понимал, однако убеждал каждого, кто приходил к нему, что у него тяжелая форма радикулита. Вскоре — 11 июня — артиста не стало: не дожил двух месяцев до 47...

Анатолий Солоницын прожил 47 лет и сыграл в 46 фильмах. Для потомков он так и остался Андреем Рублевым. В нижегородской глубинке, на доме-музее, висит мемориальная доска. На ней изображен человек в монашеской одежде с ликом святого и вырезаны слова: «30 августа 1934 года в городе Богородске родился великий актер Анатолий Алексеевич Солоницын».

http://www.tvkultura.ru/news.html?id=10206
 
ИНТЕРНЕТДата: Понедельник, 11.06.2012, 09:29 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ТРИ ПОПЫТКИ АНАТОЛИЯ СОЛОНИЦЫНА

В 1965-м мало кому известный актер Свердловского драмтеатра Анатолий Солоницын прочитал в журнале "Искусство кино" сценарий "Андрей Рублев". Сердце сразу екнуло: "Мое!" Но разум тут же охладил: "Куда тебе, с твоим-то везением!" С везением и вправду было не очень. И хотя на местном телевидении уже была сыграна роль в фильме начинающего режиссера, студента ВГИКа Глеба Панфилова "Дело Курта Клаузевица", это не могло служить основанием для того, чтобы срываться с места и претендовать на столь значимую роль наравне с именитыми столичными актерами. Но, удивительное дело, как раз в один из тех дней, переполненных внутренними сомнениями и терзаниями, отцу Анатолия пришла рукопись от нижегородского краеведа, в которой он рассказывал об иконописце XVIII века Захаре, далеком предке Солоницыных. Это был некий знак. Отец показал рукопись сыну, и тот принял решение: не медля ехать!

ЕДИНСТВЕННЫЙ РУБЛЕВ

Тарковский был в растерянности. С одной стороны, чутьем художника он понимал, что в лице невесть откуда взявшегося провинциала он наконец-то обретает того самого исполнителя роли Рублева, которого он так долго искал. С другой стороны, пробы прошли два десятка опытнейших актеров, и уже был практически утвержден Станислав Любшин. И даже Михаил Ромм, учитель, которому Тарковский привык безоговорочно верить, советовал отказаться от ненужного риска. И тогда режиссер пошел на неординарный шаг: пригласил к себе историков и реставраторов, специализирующихся на древнерусском искусстве, и, разложив перед ними фотографии актеров, пробовавшихся на роль Рублева, попросил сделать выбор. Все указали на Солоницына. Почему? Бог знает. Рублев не был светским живописцем и не писал автопортретов, поэтому никому не известно, как он выглядел. Значит, было что-то такое в лице, в прозрачности глаз, в энергетике, унаследованной, возможно, от Захара...

"ОТКАЗАТЬ В СВЯЗИ С ПРОФНЕПРИГОДНОСТЬЮ..."

Путь Солоницына в профессию был труден. Будущий актер родился в 34-м в Горьковской области. Позже семья переехала в областной центр. Кстати, при рождении Солоницын был наречен вовсе не Анатолием, а Отто. В честь полярника Отто Шмидта, за подвигами которого следила тогда вся страна. Имя, звучавшее провокационно по-немецки, пришлось сменить, когда началась война. Учился он неважно. В конце концов бросил школу и пошел в строительный техникум. Домой приходил за полночь. И однажды был застукан родителями на том, что отчаянно прогуливает уроки, предпочитая профессиональному мастерству и основам марксизма-ленинизма фильмы в ближайшем кинотеатре и спектакли в местной драме. На вопрос, где берет деньги на кино и театр, честно сознался: ворует дома вещи и продает их на барахолке. В семье возникла легкая паника, после чего Анатолий бросил учебу и пошел работать токарем на завод.

В ГИТИС он поступал трижды и каждый раз срезался на третьем туре. Провалы переживал мучительно, стыдился возвращаться домой. Много лет спустя признался, что несколько раз был на грани самоубийства. Особенно больно задели слова о профнепригодности, сказанные кем-то из экзаменаторов. Анатолий понимал, что дело, конечно, в его "неактерской" внешности. Он ничуть не походил на уверенных в себе фактурных красавцев, которые с легкостью набирали проходной балл. После первого провала он завербовался рабочим в геологическую партию. Но там его элементарно обманули. И домой, без копейки в кармане, сотни километров, он добирался или на перекладных, а по большей части пешком. На следующий год он отправился корчевать пни в болотах Ивановской области, где серьезно подорвал здоровье. А после третьей неудачи прислушался к совету брата, который к тому времени перебрался в Свердловск, приехал туда и поступил в актерскую студию при местном театре.

МОЛЧАТЬ ТАК МОЛЧАТЬ

К своей работе Солоницын относился... Как бы это поточнее определить? Пожалуй, так: с неистовостью.

Вспоминает брат Анатолия Солоницына Алексей: "Тарковский собирался делать телевизионную версию "Идиота". И там был сквозной персонаж - рассказчик. То есть сам Достоевский. И вот, во время одного из разговоров с Тарковским Толя говорит, что так хотел бы сыграть эту роль, что даже готов сделать пластическую операцию, чтобы больше походить на Федора Михайловича. "Ты с ума сошел, - замахал руками Андрей. - С лицом Достоевского ты больше ни одной роли сыграть не сможешь!" "Ну и пусть, - ответил ему Толя. - Если я сыграю Достоевского, зачем еще что-то играть!"

В финальном эпизоде "Андрея Рублева" главный герой прерывает обет молчания, длившийся многие годы. Тарковский хотел, чтобы первые фразы Рублев произносил надтреснутым, старческим голосом. Так, по его мнению, должен говорить человек, отвыкший от звука собственной речи. И он предложил Солоницыну попытаться некоторое время помолчать. Вообще. Ни дома, ни по телефону, ни в транспорте - ни слова. И актер замолчал. Неделями он объяснялся только знаками. А за несколько дней до съемок стянул горло шарфом, чтобы голосовые связки были заблокированы. Это было весьма болезненно для него и неудобно для окружающих. И, как потом сказал знакомый врач, могло привести к потере голоса. Зато Тарковский получил то, что хотел...

И СНОВА ТРИ ПОПЫТКИ

Первой женой Солоницына была театральная гримерша. По воспоминаниям друзей актера, дамой она была весьма ветреной. Солоницын знал об этом, но верил, что, подобно Соне Мармеладовой, благодаря искренней любви и уважению она сможет переродиться. На свадьбе кто-то из гостей неудачно пошутил по поводу репутации невесты и тут же получил по голове нешуточный удар графином. Но скоро Солоницыну пришлось расстаться со своими романтическими иллюзиями о торжестве добра: его брак продержался всего несколько месяцев.

Его второй женитьбе предшествовал долгий роман. Солоницын боялся повторить ошибку и потому долго присматривался к будущей супруге. Увы, ему будет суждено обжечься и еще раз. Но произойдет это многие годы спустя. С Ларисой они познакомились при весьма романтических обстоятельствах. Актер Свердловского драмтеатра Солоницын вел литературные вечера в Уральском политехе. Отработав основную часть программы, стал читать стихи по заявкам зрителей. Читал час, не отказав никому. Это покорило сердце Ларисы, и они стали общаться. Потом был тот двухлетний роман, свадьба, рождение дочери, которую в честь обожаемой жены Солоницын назвал также Ларисой. Какое-то время семья жила в Новосибирске. Потом, когда Солоницын снимался на "Мосфильме", в Москве, в квартире Тарковского (сам режиссер на это время переезжал к своей супруге). Когда актер начал работать в Театре Ленсовета и семья осела в Питере, им выделили комнату в общежитии, а несколько лет спустя они получили квартиру. (Как все же прав был Булгаков, о каких бы наших великих людях ни писать, все равно возникает эта тема - комната, квартира, общежитие, сдача-наем.) Между тем к Солоницыну постепенно пришла настоящая слава. Он снимался за год в нескольких фильмах, его постоянно приглашали на творческие вечера. Иногда Анатолий и Лариса не виделись по полгода. Появилось непонимание, вспыхивали ссоры. Жизнь семьи была крайне необеспеченной. Когда Анатолий получал гонорары, вспоминает его дочь, в доме несколько дней стоял пир горой. Потом опять жили неделями впроголодь. Солоницын был ревнив. Однажды после очередного его возвращения из экспедиции кто-то что-то шепнул на ухо. Жена моложе на одиннадцать лет, она завлит в театре, а там режиссер... Солоницын собрал небольшой чемоданчик и уехал в Москву, куда его вновь звал Тарковский, на сей раз репетировать "Гамлета" в "Ленкоме". Как оказалось, уехал навсегда. Актеру выделили комнату в ленкомовском общежитии, в которой он и прожил вплоть до третьей женитьбы.

На съемках "Сталкера" у Солоницына завязался роман. Ее звали Светлана, она занималась гримом. Как впоследствии оказалось, она дала Анатолию то, о чем он мечтал всю жизнь, безоговорочное обожание, заботу, семейный уют. Они жили в Светланиной комнатке в Люберцах, но Солоницын был там по-настоящему счастлив. Родился сын, его назвали Алексеем, в честь младшего брата Анатолия.

Начало 80-х складывалось для Солоницына очень удачно. Ему присвоили звание заслуженного артиста России, он получил "Серебряного медведя" за лучшую мужскую роль на Берлинском кинофестивале. Купил квартиру в мосфильмовском кооперативе...

Жить бы да жить. Сниматься и любить. И быть любимым...

УХОД

В последние годы жизни Солоницын тяжело болел. Долгое время он не знал, что за болезнь у него, или делал вид, что не знает, чтобы не мучить близких. К врачу не шел, как это часто делают люди, подозревающие, что диагноз может оказаться роковым. Но однажды во время съемок он упал с лошади и почувствовал такой приступ боли, что не мог сдержать крика. Актера тут же отправили в Москву. Знакомые врачи провели тщательное обследование. Рак легких. Жить - год в лучшем случае. Операцию ему делали лучшие хирурги, удалили легкое, но уже пошли метастазы. Перепробовали все: целителей, какие-то универсальные снадобья. Последние месяцы он практически не вставал. Лишь раз с помощью брата выбрался на премьеру своего последнего фильма "Остановился поезд".

Он умер в 47 лет.

Вскоре после кончины Солоницына трагически погибла его вторая жена Лариса. Кто-то говорил, что она покончила с собой. Ларисе-маленькой, оставшейся без обоих родителей, было тогда всего 14 лет. Она жила одна, позже поступила во ВГИК на киноведческий факультет. Сын Солоницына Алексей стал юристом, потом начал подумывать о кинематографической карьере...

Андрюшин Сергей
Труд № 201, 27 Октября 2005г.
http://www.trud.ru/article....na.html
 
ИНТЕРНЕТДата: Понедельник, 11.06.2012, 09:29 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Дочь актера Анатолия Солоницына: "Вместо вечерней сказки папа читал мне свои роли"

30 августа исполнилось бы 75 лет выдающемуся российскому актеру Анатолию Солоницыну ("Андрей Рублев", "Сталкер", "Солярис", "Восхождение"). С дочерью артиста, киноведом и журналисткой Ларисой Солоницыной встретилась обозреватель "Известий".

вопрос: Вы часто пересматриваете фильмы, в которых снимался ваш отец?

ответ: Чаще смотрю по телевизору, если случайно попадаются и у меня есть время. Всего в его фильмографии 47 картин. Не все они собраны в домашнюю коллекцию - только те, что я люблю. Из папиного списка для себя выделяю "Свой среди чужих..." и "Сталкер". И сыну Артему не внушаю, что он непременно должен смотреть дедушкины фильмы. Не стремлюсь, чтобы картины Тарковского, "Восхождение" Ларисы Шепитько, "Остановился поезд" Вадима Абдрашитова сын запоминал механически, только потому, что в них играл его дед.

в: Но Артем знает, кем он был?

о: В прошлом году мы вместе смотрели документальный фильм Натальи Гугуевой "Страсти по Солоницыну". После него сын, как мне показалось, стал осознавать значение дедушки. Артему только одиннадцать, и я не хочу, чтобы он рос с грузом: мол, быть внуком Солоницына - большая ответственность. Я хочу, чтобы сын был просто счастлив и сам выбрал свой путь. Как это сделал в свое время его дед.

в: А каким был путь дочери Анатолия Солоницына?

о: В институт кинематографии я поступила со второго раза, чем горжусь. Это хороший аргумент, опровергающий избитый тезис: мол, во ВГИК поступают сынки и доченьки по блату. Но один раз в моей жизни фамилия папы помогла. Когда я осталась круглой сиротой и встал вопрос, как жить дальше, Гильдия актеров России стала выплачивать мне небольшую стипендию. Благодаря ей я смогла закончить институт.

в: У Анатолия Солоницына есть еще сын от другого брака. Вы общаетесь?

о: Да, Алексей очень похож на отца. Ему было около четырех лет, когда папа умер, и вряд ли он мог запомнить какие-то его характерные жесты, поворот головы... Но он так же ходит, так же взмахивает руками, так же улыбается. Алексей попробовал себя как актер в фильме Маргариты Тереховой "Чайка" и очень хорошо сыграл роль Медведенко. Но актерскую карьеру решил не продолжать - перешел на другую сторону экрана и работает линейным продюсером

в: Ваши родители вели дневники. Не хочется их опубликовать?

о: Был момент, когда я хотела издать эти дневники под одной обложкой или объединить в каком-то литературном тексте. Думала даже написать роман о жизни папы с мамой. Но потом появились сомнения в том, что их мысли, страдания, радости могут быть кому-то интересны. Опыт каждого человека настолько индивидуален... Так чем же могут помочь письма отца маме или, например, записи в его дневниках? Дневники папе нужны были для работы. В них нет актерских историй, любовно-авантюрных описаний - того, что сегодня пользуется спросом.

в: Что больше всего вам запомнилось из общения с отцом?

о: Он со мной разговаривал как-то по-особенному. Эти интонации я узнаю, когда смотрю в "Андрее Рублеве" эпизод с маленькой княжной. Вместо вечерней сказки он читал мне свои роли. Так в семье были совмещены и необходимость работать, и отцовский долг. Лучше всего я засыпала под "Бориса Годунова" - папа очень скрупулезно готовился к постановке в новосибирском театре "Красный факел". Еще я любила вечерние посиделки у нас дома. Папа, как я потом поняла, в жизни был веселым, компанейским человеком. Любил шутить. Помню, как мама его одергивала, "Толя, перестань быть шутом. Толя, не будь клоуном". И когда мой Артем на вопрос, кем он хочет быть, ответил, что клоуном, я подумала: "А может быть, гены заговорили?"

Жизнь и роли любимца Тарковского

Кинодебют Анатолия Солоницына состоялся в 1963 году на Свердловском телевидении. Он сыграл заглавную роль в первом фильме режиссера Глеба Панфилова "Дело Курта Клузевица". Но настоящий приход большого артиста в искусство состоялся позже. В 1966-м он прочитал в журнале "Искусство кино" сценарий Андрона Кончаловского и Андрея Тарковского "Страсти по Андрею". Далее - типичная для провинциала "ломоносовская история": покорение столицы.

Тарковский быстро убедился, что Солоницын обладает важнейшим для актера качеством - никому не известный провинциал (которого, как потом выяснилось, трижды не взяли в ГИТИС) воспринимал свою профессию как миссию, послушание. И не зря искусствоведы, определяя по фотопробам, кто из актеров наиболее соответствует образу монаха-иконописца, дружно указали на Солоницына. Фильм по цензурным соображениям несколько лет пролежал "на полке", но молва о трудолюбивом и талантливом артисте уже шла.

Он был актером Тарковского - сыграл в "Сталкере", "Зеркале", "Солярисе". Его активно приглашали в свои картины молодые режиссеры: Алексей Герман ("Проверка на дорогах"), Глеб Панфилов ("В огне брода нет"), Никита Михалков ("Свой среди чужих, чужой среди своих"), Элем Климов ("Агония"), Лариса Шепитько ("Восхождение"). Обратило на него внимание и старшее поколение. Артист сыграл главные роли в фильмах Сергея Герасимова ("Любить человека") и Александра Зархи ("26 дней из жизни Достоевского"). За роль Достоевского был награжден Серебряным медведем Берлинского кинофестиваля в номинации "Лучшая актерская работа".

Но больше всего Анатолий Солоницын радовался присвоенному в 1981 году званию "Заслуженный артист РСФСР". Это означало увеличение сумм в гонорарных ведомостях - он нуждался и очень зависел от киношных заработков, тарифы которых не определялись талантом, востребованностью и "кассовостью". Помогал Тарковский - незадолго до кончины актера пробил ему через "Мосфильм" кооперативную квартиру...

Солоницын пришел в кино с ярким образом Андрея Рублева. И покинул наше кинопространство в 1982 году, сыграв журналиста в фильме Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе "Остановился поезд". Фильм-диспут о правде и лжи, о дисциплине и журналистской ответственности не потерял актуальности и сегодня.

Вита Рамм Известия
http://www.izvestia.ru/culture/article3132472/
 
ИНТЕРНЕТДата: Понедельник, 11.06.2012, 09:29 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Анатолий Солоницын (Anatoliy Solonitsyn)

"Я – романтик. Худой Дон Кихот, который верит в дружбу, в любовь, в честность и верность. Взамен я редко что-нибудь получаю", – писал Анатолий Солоницын в дневнике. С точки зрения так называемого нормального человека его жизнь не сложилась. Он был знаменит не только на одной шестой части суши, но при этом абсолютно не устроен в жизни. Едва ли не нищий; семейная жизнь не удалась. Он горько шутил: "Женщины любили меня не больше трёх месяцев".

Ценитель субреток

Прадед актера Захар Солоницын – знаменитый “ветлужский летописец” и богомаз XVIII века. Захар Солоницын ежедневно ходил молиться в храм в Тоншаево, поскольку в поселке Зотово, где он жил, церкви тогда еще не было. Добраться до Тоншаева можно было только лесом, проложив дорогу топором. До сих пор эту дорогу называют Захаровой тропой. Здесь же, в Тоншаевском районе, в деревне Ошминское, практиковал врач, член Нью-Йоркского гипнотического общества Федор Захарович Солоницын – дед актера. Он умер во время эпидемии тифа, спасая больных, и был похоронен рядом с ошминской церковью как почетный гражданин.

Родился Анатолий Солоницын в городе Богородске, Горьковской области
НАСТОЯЩЕЕ имя Анатолия Солоницына — Отто. В 1934 году, когда он появился на свет, вся страна следила за подвигом героев-челюскинцев. Отец, мальчика, ответственный секретарь газеты “Горьковская правда”, восхищаясь руководителем экспедиции Отто Шмидтом, назвал в его честь новорожденного сына. Никто не мог предположить, что начнется война, и немецкое имя Отто станет восприниматься враждебно. Мальчик настоял, чтобы его звали Анатолием, и домашние согласились. По документам он всю жизнь оставался Отто. На почте при получении денежных переводов, бандеролей и посылок все время возникали проблемы… В то же время немецкое имя стало для Солоницына своеобразным талисманом. В 65-м году режиссер Глеб Панфилов приступил к работе над фильмом “Дело Курта Клаузевица”. На главную роль немецкого солдата он пригласит неизвестного актера Анатолия Солоницына”.

Вообще вся жизнь Солоницына состояла из сплошных трудностей. После школы он поступил в строительный техникум, но учеба была не в радость, и при малейшей возможности будущий замечательный актер сбегал с занятий в кино или театр. Отец, узнавая об этом, кричал: «Вот как! В оперетку, значит! Ценитель субреток…»

Три раза пытался Солоницын поступить в ГИТИС, и три раза его срезали с формулировкой «ввиду профнепригодности». Анатолий с горечью писал брату: «А бездарные люди с черными красивыми волосами и большими выразительными глазами поступали… Для института нужна внешность, а потом уже все остальное…»

С неменьшей горечью много лет спустя, уже будучи знаменитым артистом, он запишет в дневнике: «Двуликость людей театра волнует меня все больше и больше. Говорят одно, делают другое. Врут друг другу и даже самим себе. В театре бытует выражение — «завоевать положение». Завоевать! Положение! Сколько мерзости в этих двух словах, влезших в искусство с черного хода! Я пришел в театр не завоевывать, а работать, творить».

«Андрей Рублев»

Он в 1960-м он окончил студию при Свердловском драматическом театре, потом 12 лет мотался по театрам Свердловска, Минска, Новосибирска, Таллина. Потом попал в город, где жил его любимый писатель Федор Михайлович Достоевский. В Ленинграде Анатолий четыре года служил в Театре им. Ленсовета. Потом в жизни Солоницына появился Андрей Тарковский – его Главный Режиссер. И для Тарковского Солоницын с первой же совместной работы стал любимым актёром. А ведь все могло повернуться совсем иначе.

В 1965 ГОДУ в журнале «Искусство кино» напечатали сценарий фильма «Андрей Рублев». Никому не известный тогда еще актер Свердловского драматического театра загорелся сыграть роль главного героя. На свой страх и риск, взяв в театре отгулы, он отправился в Москву. На роль Андрея Рублева уже был утвержден великолепный актер Станислав Любшин. Утвердить никому не известного актера на главную роль режиссеру стоило больших трудов. Его отговаривал даже Михаил Ромм, против были члены многочисленных художественных советов. Тогда Тарковский взял фотографии двух десятков актеров, в том числе и Любшина, снимавшихся в пробах к «Рублеву», и отправился к историкам и реставраторам, специалистам по древнерусскому искусству. Никто из них, конечно, не знал, как точно выглядел иконописец, но все как один указали на Солоницына.

Писатель Алексей Солоницын рассказывал про своего старшего брата: “Анатолий воспринял эту работу, эту роль “как послушание, а высшей актёрской доблестью стал почитать точное выполнение замысла режиссёра”.Создать образ гениального русского художника, каким видел его режиссер, было очень непросто. Зритель не видит Рублева с кистью в руке. Он вообще не совершает поступков, только созерцает, раздумывает, разговаривает с Феофаном Греком о самом важном - о Боге, о любви к людям.
С первой же совместной работы Солоницын стал для Тарковского любимым актером. Он снимал Анатолия во всех своих последующих картинах, за исключением тех, что вынужден был делать уже за границей. А для Солоницына Тарковский стал главным режиссером.

Дочь актера, киновед Лариса Солоницына, вспоминала: «Тарковский был режиссером, требующим абсолютного к себе доверия, беспрекословного подчинения. А отец как раз считал: высшая актерская доблесть — точное выполнение замысла режиссера. Они идеально совпали по своим внутренним позициям.

В финальной сцене фильма после обета молчания Андрей Рублев должен был начать говорить. Тарковский мимоходом сказал Солоницыну: “Толя, ты должен помолчать с месяц, два, голос должен стать надтреснутым, старческим”. “Так он не только молчал, объясняясь знаками, но в последние дни перед съемками перетянул горло шарфом, — вспоминает брат актера Алексей. — Мог ведь вообще связки посадить, как мы потом узнали…”

Солоницын был готов ради Тарковского на любые жертвы. Когда режиссер позвал его на роль Гамлета в Ленком, он, не задумываясь, бросил театр Ленсовета и приехал в Москву. Гамлет получился удивительный, ни на какого другого не похожий. Это был печальный, все понимающий и предчувствовавший человек, готовый, как и Андрей Рублев, простить и пойти на любые жертвы, чтобы не допустить несчастья. Но уже был “продуман распорядок действий и неотвратим конец пути”. И только оказавшись за пределами бренной жизни Гамлет-Солоницын поднимал всех погибших в этой страшной рубке и примирял их. Гамлет стал последней ролью Солоницына на сцене…

О жертвенности Солоницына свидетельствует и другой факт. Для телепостановки "Идиота" (которая потом так и не состоялась) Тарковскому потребовалось ввести в кадр рассказчика – самого Достоевского. И Солоницын думал даже сделать пластическую операцию, чтобы стать похожим на писателя. Режиссёр ужаснулся: "С ума сошёл, ты же тогда больше играть не сможешь, с лицом-то Фёдора Михайловича!" Но Солоницын ответил: "Если я сыграю Достоевского, зачем мне что-то ещё играть?" Потом он все же сыграл своего любимого Федора Михайловича в фильме “26 дней из жизни Достоевского”, получив за эту роль звание лауреата Берлинского фестиваля. Евгения Симонова, снимавшаяся вместе с ним в этом фильме, рассказывала: “Это был актер изумительного, редкого дара. И необыкновенный человек. Общаться с ним и в жизни, и на съемочной площадке было одинаково радостно, легко и светло...

«На съемках “Достоевского” у нас сложились очень сложные обстоятельства, и если бы не Солоницын с его “невыносимой легкостью бытия” и потрясающим юмором, неизвестно, чем бы все закончилось. Он знал цену настоящим потерям и страданиям, умел отличать зерна от плевел, утихомиривал мой молодой экстремизм и учил не обращать внимания на мелочи. Он был чудным человеком…»

Глядя на Солоницына-монаха, многие были уверены, что сам он человек глубоко верующий. В доме Солоницыных сегда был красный угол, где хранилась семейная икона Николая Чудотворца.

Алексей Солоницын (брат Анатолия Солоницына): “Мы были, конечно, стихийно верующими. А осознанной его вера стала после “Рублева”. Сама личность иконописца, живопись Феофана Грека, Даниила Черного, пребывание в этих храмах сильно повлияли на Анатолия. Он не был в партии, крест носил постоянно. Я даже боялся, что ему это повредит в работе, сломает карьеру”.

После "Рублева" Солоницын стал, как говорится, нарасхват: актера охотно снимают Алов и Наумов, Михалков и Шепитько, Абдрашитов и Зархи. Фильмография Солоницына насчитывает почти полсотни картин. При этом в течение двенадцати лет Солоницын сменил целый ряд провинциальных театров. Но многое в театральных нравах не устраивало, раздражало актера. "Двуликость людей театра волнует меня все больше и больше, - писал он в дневнике. - Говорят одно, делают другое. В театре бытует выражение - "завоевать положение". Я пришел в театр не завоевывать, а работать, творить".

В 1972 году на экраны выходит "Солярис" Андрея Тарковского. И опять огромная творческая удача Анатолия Солоницына! Его доктор Сарториус - человек жесткий, прямой. Долг перед истиной (или наукой) для него важнее эмоций и даже морали. Какой убедительности и силы образ создал актер! В следующей картине Тарковского "Зеркало" Солоницын играет эпизодическую роль прохожего. Андрей Арсеньевич настолько ценил Солоницына, что иногда (как это было в случае с "Зеркалом") придумывал роль специально для любимого артиста. А Солоницын, в свою очередь, преклонялся перед Тарковским и считал наивысшей заслугой максимально точно следовать указаниям режиссера.

“Когда мы снимались в “Солярисе”, мне было всего 18 лет, — вспоминает Наталья Бондарчук. — Но мне казалось, что Анатолий младше меня. Он был ранимым ребенком. И Тарковский пользовался этой его доверчивостью. Он доводил Солоницына до такого состояния, что у того дрожали зрачки и руки. “Толя, у меня сердце болит!” — кричал Тарковский. И Толя так переживал и нервничал, что расстроил любимого режиссера, что начинал играть именно то, что нужно было Тарковскому”.

Звание лауреата Берлинского фестиваля в номинации "актер" за роль в фильме "26 дней из жизни Достоевского", звание заслуженного артиста РСФСР мало что изменили в жизни Анатолия Солоницына. Он уже был не просто заслуженным, а истинно народным...
Снимается Солоницын в кино и у других режиссеров. Блистательно исполняет роль Рыбника в дилогии "Легенда о Тиле" (1976) режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова. Снимается у Никиты Михалкова ("Свой среди чужих, чужой среди своих", 1974). Одна из лучших ролей в фильме "Восхождение" Ларисы Шепитько.

«Женщины любили меня не больше трех месяцев»

Первой женой Солоницына была театральная гримерша. По воспоминаниям друзей актера, дамой она была весьма ветреной. Солоницын знал об этом, но верил, что, подобно Соне Мармеладовой, благодаря искренней любви и уважению она сможет переродиться. На свадьбе кто-то из гостей неудачно произнёс тост: «А кто еще не спал с невестой?» и тут же получил по голове нешуточный удар графином. Но скоро Солоницыну пришлось расстаться со своими романтическими иллюзиями о торжестве добра: его брак продержался всего несколько месяцев. Сонечки Мармеладовой из гримерши не получилось, она просто-напросто не читала Достоевского.

«Анатолий был абсолютно не устроен в жизни», — считали друзья артиста. Да и сам он записал в дневнике: «Женщины любили меня не больше трех месяцев…»

«Я — романтик. Худой Дон Кихот, который верит в любовь, в честность и верность. Взамен я редко что-нибудь получаю».

Его второй женитьбе предшествовал долгий роман. Солоницын боялся повторить ошибку и потому долго присматривался к будущей супруге. Увы, ему будет суждено обжечься и еще раз. Но произойдет это многие годы спустя. С Ларисой они познакомились при весьма романтических обстоятельствах. Актер Свердловского драмтеатра Солоницын вел литературные вечера в Уральском политехе. Отработав основную часть программы, стал читать стихи по заявкам зрителей. Читал час, не отказав никому. Это покорило сердце Ларисы, и они стали общаться. Потом был тот двухлетний роман, свадьба, рождение дочери, которую в честь обожаемой жены Солоницын назвал также Ларисой. Какое-то время семья жила в Новосибирске. Потом, когда Солоницын снимался на "Мосфильме", в Москве, в квартире Тарковского (сам режиссер на это время переезжал к своей супруге). Когда актер начал работать в Театре Ленсовета и семья осела в Питере, им выделили комнату в общежитии, а несколько лет спустя они получили квартиру. (Как все же прав был Булгаков, о каких бы наших великих людях ни писать, все равно возникает эта тема - комната, квартира, общежитие, сдача-наем.) Между тем к Солоницыну постепенно пришла настоящая слава. Он снимался за год в нескольких фильмах, его постоянно приглашали на творческие вечера. Иногда Анатолий и Лариса не виделись по полгода. Появилось непонимание, вспыхивали ссоры. Жизнь семьи была крайне необеспеченной.

Рассказывает дочь артиста Лариса: "Отец был человеком очень верным, очень порядочным и в то же время очень требовательным — и к себе, и к окружающим. Многие женщины пытались завести с ним, уже известным артистом, легкий роман, но отца, несмотря на то что он слыл балагуром и весельчаком, такие отношения не устраивали. Отношения с мамой были наиболее длительными в его жизни. Они прожили вместе 15 лет. Жизнь у нас была крайне необеспеченной. Когда отец получал гонорар за съемки, у нас в доме две недели стоял пир горой, потом мы опять жили впроголодь. Отец вынужден был постоянно колесить по стране с концертами. Их отношения с мамой были крайне неровными: после бурных ссор следовали столь же бурные примирения."

Солоницын был ревнив. Однажды после очередного его возвращения из экспедиции кто-то что-то шепнул на ухо. Жена моложе на одиннадцать лет, она завлит в театре, а там режиссер... Солоницын собрал небольшой чемоданчик и уехал в Москву, куда его вновь звал Тарковский, на сей раз репетировать "Гамлета" в "Ленкоме". Как оказалось, уехал навсегда. Актеру выделили комнату в ленкомовском общежитии, в которой он и прожил вплоть до третьей женитьбы.

На съемках "Сталкера" у Солоницына завязался роман. Ее звали Светлана, она занималась гримом. Как впоследствии оказалось, она дала Анатолию то, о чем он мечтал всю жизнь, безоговорочное обожание, заботу, семейный уют. Они жили в Светланиной комнатке в Люберцах, но Солоницын был там по-настоящему счастлив. Родился сын, его назвали Алексеем, в честь младшего брата Анатолия.

Начало 80-х складывалось для Солоницына очень удачно. Ему присвоили звание заслуженного артиста России, он получил "Серебряного медведя" за лучшую мужскую роль на Берлинском кинофестивале. Купил квартиру в мосфильмовском кооперативе...

Жить бы да жить. Сниматься и любить. И быть любимым... Но… Жить 47-летнему артисту оставалось меньше года.

Болезнь

В последние годы жизни Солоницын тяжело болел. Долгое время он не знал, что за болезнь у него, или делал вид, что не знает, чтобы не мучить близких. К врачу не шел, как это часто делают люди, подозревающие, что диагноз может оказаться роковым. Но однажды во время съемок он упал с лошади и почувствовал такой приступ боли, что не мог сдержать крика. Актера тут же отправили в Москву. Знакомые врачи провели тщательное обследование. Рак легких. Жить - год в лучшем случае. Операцию ему делали лучшие хирурги, удалили легкое, но уже пошли метастазы. Перепробовали все: целителей, какие-то универсальные снадобья.

До последнего вздоха Анатолий Солоницын оставался верен выбранной профессии. После онкологической операции он сыграл у Абдрашитова в фильме “Остановился поезд”. Будучи смертельно больным, на “Беларусьфильме” в июле 82-го в картине “Раскиданное гнездо” он согласился играть странника… Со съемок из Минска его самолетом отправили в клинику Первого московского медицинского института, метастазы проникли уже в позвоночник. Анатолий все понимал, однако убеждал каждого, кто приходил к нему, что у него тяжелая форма радикулита.

Умер великий актер, не дожив нескольких месяцев до своего 48-летия. Умирал он тяжело. Друзья вспоминают: “Все думали, он не знает, что у него рак. Он делал вид, что не догадывается, чтобы облегчить страдания жены. Он так терпеливо переносил все эти муки. Его силы были направлены на то, чтобы максимально облегчить переживания людей, которые за него молились”…

Анатолий Солоницын прожил 47 лет и сыграл в 46 фильмах. Для потомков он так и остался Андреем Рублевым. В нижегородской глубинке, на доме-музее, висит мемориальная доска. На ней изображен человек в монашеской одежде с ликом святого и вырезаны слова: “30 августа 1934 года в городе Богородске родился великий актер Анатолий Алексеевич Солоницын”.

25-летний начинающий театральный актер написал когда-то в своем дневнике: «Никогда не знаешь, чего тебе больше всего не хватает в жизни, и только с годами начинаешь понимать – времени»
 
ИНТЕРНЕТДата: Понедельник, 11.06.2012, 09:40 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
За кадром

Анатолий СОЛОНИЦЫН скончался от рака легких у себя дома на раскладушке. Напоследок судьба сжалилась над ним — он избежал страданий от невыносимых болей и умер, поперхнувшись кашей, которой его кормила сиделка

***

Ровно 30 лет назад ушел из жизни известный советский актер

За 47 лет, которые отпустила Анатолию Солоницыну судьба, он успел сняться в 46 фильмах. На его счету такие картины, как «В огне брода нет», «Проверка на дорогах», «Любить человека», «Солярис», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Зеркало», «Из жизни отдыхающих», «Агония», «Мужики!».

Дебютировал Солоницын в короткометражке Глеба Панфилова «Дело Курта Краузевица», о которой сегодня, пожалуй, помнят только специалисты-киноведы. Но уже следующая работа — Андрей Рублев в одноименном фильме Андрея Тарковского — прославила его на весь мир. Прочитав сценарий в журнале «Искусство кино», актер взял отпуск в Свердловском драмтеатре, где тогда работал, и рванул в Москву — убеждать Тарковского, что лучше его эту роль не сыграет никто. Он не только получил ее, но и на долгие годы стал талисманом Тарковского...


Солоницын был из тех, кто ради роли готов если не на все, то на многое. Из Свердловска он уехал в Таллинн, чтобы сыграть в спектакле по пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины». Ради главной роли в «Гамлете», который ставил в «Ленкоме» Тарковский, бросил Питер и Театр имени Ленсовета, где проработал четыре года. Чтобы сыграть Достоевского в неосуществленной тем же Тарковским экранизации «Идиота», готов был сделать пластическую операцию «под писателя», совершенно не думая о последствиях. Для него всегда существовала только та роль, над которой он работал сегодня, все остальное не имело значения.

«Никогда не знаешь, чего тебе больше всего не хватает в жизни, и только с годами начинаешь понимать — времени», — написал 25-летний Анатолий в своем дневнике. Эта запись оказалась пророческой. Однажды во время съемок он упал с лошади и сильно ударился. В больнице, куда его привезли на обследование, у актера обнаружили рак. Солоницыну удалили часть легкого, а родных предупредили: жить ему осталось считанные месяцы.

Тарковский уехал в Италию снимать «Ностальгию» — свой первый фильм без Солоницына. Роль, о которой актер так мечтал, сыграл Олег Янковский. А он остался дома — умирать. И все-таки судьба сжалилась над ним — он не страдал от страшных, невыносимых болей, а скончался внезапно, поперхнувшись кашей, которой кормила его сиделка...


АКТРИСА ЛЮБОВЬ ВИРОЛАЙНЕН: «В АЭРОПОРТУ СВЕРДЛОВСКА ТОЛЯ КИНУЛ НА ПОЛ СВОЮ НОВУЮ ДУБЛЕНКУ И СКАЗАЛ МНЕ: «ТЫ ТАК УСТАЛА — ЛОЖИСЬ, ПОСПИ»

— Сергей Аполлинарьевич утвердил меня без проб, — вспоминает Любовь Ивановна, - поэтому Толю я увидела только в первый съемочный день. Он мне ужасно не понравился — бледный, с блеклыми голубыми глазами, очень нервный. «Какой ужас! — подумала я. — Как же играть с ним любовь?». Но когда прозвучала команда: «Мотор!» и мы начали работать, я обалдела: передо мной был совершенно другой человек — образованный, воспитанный, красивый, добрый, энергичный. Глаза у него сияли, и даже цвет их изменился — теперь они были насыщенно-голубые.

Такой у Толи был дар перевоплощения, будто кто-то нажимал на какую-то клавишу, и он сразу же преображался. Вообще, все, что делал Солоницын, было гениально. Потом уже, видя его на экране, я каждый раз им любовалась и благодарила судьбу за то, что она свела меня с таким замечательным актером.

— Любовь-то играть у вас получилось?

— Мне в этом смысле было легко, естественно и удобно! На съемках он превращался в главного архитектора города, который знает себе цену, ходит с гордо поднятой головой, поэтому по-мужски выглядит очень привлекательным. Но едва съемка заканчивалась, Толя садился в уголочек и опять становился тихим, скромным, безликим, бледным, с потухшими глазами. Таким я его и запомнила.

— В перерывах между съемками вы общались?

— Нет, он был человеком закрытым, всегда держал с окружающими большую дистанцию. Я тоже не люблю панибратства, никогда никому себя не навязываю, поэтому мы с ним в этом смысле друг друга очень хорошо понимали. Даже чай или кофе пили по отдельности: он — за одним столиком, я — за другим. Толю на съемках я помню в абсолютном одиночестве, мне сейчас кажется, что, кроме Герасимова, он вообще ни с кем не общался. Даже не читал — просто уходил в себя и о чем-то думал.

— Где снимали фильм?

— В заполярном Норильске. Как-то мы летели оттуда в Москву и застряли в аэропорту Свердловска. Вылет отложили часов на 20, и мы страшно измучились, потому что в зале ожидания тогда — все-таки эта история произошла 40 лет назад! — даже сесть было не на что. А Толя как раз купил в Норильске дубленку, по тем временам большой дефицит. Так вот, представляете, он достал обновку из пакета, бросил на пол и сказал: «Ты так устала — ложись, поспи». А сам при этом стоял в старой курточке. Кстати, если бы он постелил ее, я бы простудилась: каменный пол был очень холодным. Но он не пожалел новенькой дубленки. Я действительно падала с ног, поэтому даже ничего ему не сказала — просто легла и тут же отключилась.

— Мужской поступок! Напоминает красивый жест Паратова, кинувшего под ноги Ларисе роскошную шубу в старом фильме «Бесприданница».

— И сделал это без пафоса, без надрыва, не выпячивая своего благородства — тихо и спокойно. До сих пор, вспоминая, удивляюсь, ведь особо трепетного отношения к себе с его стороны я до этого не замечала. Если стояла за ним в очереди в буфете, он никогда мне не предлагал: «Становись впереди». Может, был настолько погружен в себя, что ему ни до чего не было дела, а может, опасался, что ему придется за меня платить.

— Но он же как исполнитель главной роли, наверное, хорошо зарабатывал?

— Если сравнивать с гонорарами нынешних звезд, то мы получали сущие копейки. Увы, в наше время таланты не ценились — процветала уравниловка. Актеры получали почти столько же, сколько уборщицы на киностудии. Не удивительно, что у Толи иногда совсем не было денег, ему даже приходилось занимать у меня. Потом ему все-таки удалось что-то подкопить и купить кооперативную квартиру на улице Мосфильмовской, где жили многие актеры, — она находится рядом с киностудией. Сейчас девочка, которая спела одну-единственную песню, может купить себе роскошные апартаменты в Москве, а ему пришлось ждать квартиру почти всю жизнь. И, как мне рассказывали, в ней, на раскладушке, Солоницын и умер.

РЕЖИССЕР ВАДИМ АБДРАШИТОВ: «В МОМЕНТ, КОГДА ОН ПОНИМАЛ, ЧТО ПОПАЛ В ИНТЕРЕСНОЕ ДЕЛО, СТАНОВИЛСЯ РЕБЕНКОМ»

Вадим Абдрашитов снимал Солоницына в двух картинах — «Поворот» и «Остановился поезд».

— Мне очень легко говорить о Солоницыне, — рассказывает Вадим Юсупович, — как об актере, потому что все, кто интересуется кино, помнят его роль в картине Тарковского «Андрей Рублев».

Это было сильное режиссерское решение — доверить такую важную роль никому не известному артисту, но Тарковский оказался прав — Солоницын сыграл блестяще. Он был очень талантливым актером и всегда творчески настроенным, в любой момент полностью готов к работе. С ним можно было поговорить о роли, вернуться к сегодняшним съемкам, обсудить завтрашние съемки — он постоянно был включен в рабочий процесс.

Вообще, профессионализм — основа сосуществования в любом деле, но в кино — особенно, поскольку оно, как известно, искусство коллективное. Толя очень долго присматривался к материалу и режиссеру. Но в момент, когда понимал, что попал в интересное и перспективное дело, становился ребенком — наивным, доверчивым, внимательно слушавшим все, что ему говорят.

— Тем не менее вы не сразу доверили ему главную роль — сначала Солоницын сыграл у вас эпизод.

— Когда подошло время снимать фильм «Поворот», а это был 78-й год, я искал актера на небольшую, но весьма выразительную роль некоего Костика — человека из автосервиса, хитрована и, как потом становится ясно, не без тюремного прошлого. Пригласил Солоницына на пробы, на которые он пошел с большой охотой: роль была хорошо прописана в сценарии, там было что играть. Толя понимал, что будет существовать не функцией, а сможет искать какие-то вещи, связанные с характером персонажа, его развитием, что для него было очень важно.

У него в картине практически одна, но очень большая и важная сцена, являющаяся мощной драматургической единицей, — это эпизод в ресторане, когда он танцует с главной героиней картины, которую играет Ирина Купченко. Казалось бы, совершенно безобидный на вид человек, начинает хамить и издеваться над главными героями. Толя сделал это выразительно: мягко, без внешней агрессии, и от этого его угрозы и намеки становились еще страшнее. Более того, во время этой сцены Костик сканирует главных героев и осознает, что эти люди находятся у него в руках — можно делать с ними все, что угодно. На экране это выглядело впечатляюще.

— Спустя четыре года в картине «Остановился поезд» вы дали ему уже главную роль. Солоницын вас не разочаровал?

— У меня тогда очень много сил ушло на утверждение на роль следователя Ермакова Олега Ивановича Борисова. Потом к нему стали подыскивать оппонента — журналиста Малинина. Мы пробовали разных актеров, но когда пришел Солоницын и я увидел его с Борисовым вместе, стало понятно — Малинина должен играть только он. Они выглядели антиподами и по способу, и по темпоритму существования в кадре, а именно это нам и было нужно.

Будучи талантливыми людьми, Борисов и Солоницын правильно поняли поставленную перед ними задачу, и мне было очень интересно с ними работать.

Хотя отношения между ними поначалу были не такими уж и простыми. Это было связано с инцидентом, который произошел на съемках фильма «26 дней из жизни Достоевского». Тогда Олег Борисов, громко хлопнув дверью, ушел с картины. Поскольку было отснято почти две трети материала, разразился грандиозный скандал.

В наказание Борисова отлучили от кино — был негласный запрет на его съемки (не знаю, какими правдами и неправдами мне удалось пробить его кандидатуру), а для завершения работы на роль Достоевского пригласили Солоницына, посулив ему за это золотые горы, в том числе и улучшение жилищных условий. Как он должен был поступить?

Толя сделал единственно правильный в этой ситуации шаг — позвонил Борисову в Питер и сказал: «Олег, мне предлагают роль, от которой ты отказался. Ты не будешь против?». Борисов не возражал: «Давай — работай!». Так Солоницын сыграл Достоевского. А через два года они встретились у меня в кадре.

Начало для сотрудничества было непростым, но, слава Богу, мы имели дело с двумя талантливыми, порядочными и воспитанными людьми, настоящими мужчинами, которые смогли отодвинуть все обиды в сторону...

«ОН ВСЕ ПРЕКРАСНО ПОНИМАЛ О СВОЕЙ БОЛЕЗНИ, НО ДЕРЖАЛСЯ МУЖЕСТВЕННО»

— Они ведь оба в то время были уже тяжело больны?

— Это были люди величайшего мужества. Олег Иванович во время съемок ездил в больницу переливать кровь. Толя же настолько плохо себя чувствовал, что после его утверждения на роль мы с директором картины постарались сделать так, чтобы он со своим другом-врачом на месяц раньше уехал на место съемок — в Пущино, на природу, подальше от Москвы. Там, на берегу Оки, его поселили в гостиницу, чтобы он смог просто пожить и набраться сил для работы.

Когда мы туда приехали, Солоницын был уже в хорошей форме, энергичный настолько, насколько позволял его недуг. Он тут же включился в работу, и впоследствии его физическое состояние никоим образом не сказывалось ни на его роли, ни на его существовании в съемочной группе. Толя так замечательно держался, что мы забыли о том, насколько ему плохо. Впрочем, это относится и к Борисову — о том, что он болен, мы узнали только в конце съемок.

— Как же ему удавалось скрывать свой недуг? Ведь в экспедиции все на виду друг у друга...

— Сам этому удивляюсь. Мы жили очень дружной компанией, у нас все время были веселые застолья за ужином, плавно переходившие в посиделки в номерах, которые порой затягивались до утра. А какие замечательные были вечера поэзии! Читали все — и Борисов, который знал наизусть очень много стихов, и Солоницын, и другие актеры. Все, кто работал со мной на картине, до сих пор говорят о том времени как об особенном, незабываемом.

Когда перешли к озвучанию, Толя опять очень плохо себя чувствовал. Помню, как просил его: «Только никуда не уезжай, отлежись, приди в себя». Солоницын жил рядом с «Мосфильмом», поэтому приходить в звуковой павильон ему было несложно. Но он соблазнился каким-то заработком, поехал на съемки в Белоруссию, и это окончательно подорвало его силы.

— Говорят, родные скрывали от него диагноз. Анатолий Алексеевич понимал, что его болезнь неизлечима и жить ему осталось недолго?

— Мы с ним виделись практически до последнего его дня. Я бывал у него дома, поэтому знаю: он все прекрасно понимал о своей болезни, но виду не подавал, держался мужественно. Видимо, чтобы отвлекаться от невеселых мыслей, Толя расписывал масляными красками доски и дарил на память друзьям. И у меня где-то несколько этих досок сохранилось.

Смерть таких людей, как Солоницын, всегда черная дыра в искусстве, в культуре, потому что настоящего художника нельзя никем заменить. С ним уходят и не сыгранные им роли, он уносит с собой образы, которые мог бы создать и которые принадлежали бы всем нам. Слава Богу, сохранились пленки, на которых есть и «Андрей Рублев», и другие его картины. Время от времени на разных телеканалах показывают нашу картину «Остановился поезд». Надеюсь, по этим фильмам даже люди, которые прежде не знали, кто такой Солоницын, отдадут должное масштабу личности и мастерству этого актера.

http://www.bulvar.com.ua/arch/2012/23/4fcfa3bf8cc17/
 
Форум » Тестовый раздел » АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ » Актёры Андрея Тарковского. Анатолий Солоницын
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz