Среда
20.09.2017
14:14
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "БАРРИ ЛИНДОН" 1975 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Тестовый раздел » ЛУИС БУНЮЭЛЬ » "БАРРИ ЛИНДОН" 1975
"БАРРИ ЛИНДОН" 1975
Александр_ЛюлюшинДата: Понедельник, 03.08.2015, 17:37 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 2776
Статус: Online
БАРРИ ЛИНДОН
 
Андрей_ШемякинДата: Понедельник, 03.08.2015, 17:37 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 140
Статус: Offline
Как раз к середине 70-х, когда Орсон Уэллс вроде бы закончил свою режиссёрскую карьеру (впрочем, продолжая работать над несколькими проектами, включая "Дон-Кихота"), Стэнли Кубрик сделал фильм, который, во-первых, впоследствии его биограф Джеймс Нэрмор сравнил сразу и с последними вестернами Джона Форда, и с "Великолепными Эмберсонами" самого Уэллса. Разговор пошёл крупный: о принципах реконструкции истории на экране. То есть о том, что Кубрик опроверг "костюмный" голливудский (и не только) "Иллюзион" по определению, причём на его собственной территории. Поскольку ещё со времён Гриффита история воссоздавалась во многом на уровне реквизита, а в 70-е оказался востребован другой уровень глубины понимания самой проблемы: можно ли вообще знать историю с визуальной точки зрения, или современники всегда упираются в собственные проблемы, немилосердно покушаясь на уже устоявшиеся мифы, или их перелицовывая? Кубрик повернул круто. "Заводной апельсин"(1971) ещё был сверхактуальным произведением, абсолютно модернистским, и вдруг - конец XYIII века - время действия новой картины, задуманной ещё в конце 60-х. К тому же это снова экранизация, но - классического произведения английской литературы викторианской эпохи, романа главного соперника Диккенса, писателя для интеллектуалов - Уильяма Теккерея. Но поворот этот был не только тематическим. Режиссёр одним из первых в авторском кино того времени понял, что модернизму пора не противопоставить нечто, а объявить "конец эпохи" собственно воздействия на умы историзма как такового, - с его победным шествием от худшего к лучшему. И с этой точки зрения, "Барри Линдона", вышедшего в 1975-м, было бы совершенно справедливо сравнить, скажем, с "Казановой" Феллини, появившемся около двух лет спустя. И тем не менее, линия преемственности и спора в картине Кубрика с большой традицией американского авторского кино - просматривается. Джон Форд прошлое воскрешает, вплоть до полного исчезновения экранной иллюзии: просто - ТАК БЫЛО, и всё тут. Уэллс готов ворваться в уже осуществившееся прошлое и, как уже говорилось, применительно к Шекспировским экранизациям, пересоздать его изнутри, но не порывая с самим ходом истории, ради полноты понимания, чтобы можно было стать её если не участником, то фигурантом. У Форда - эпос, у Уэллса - драма на подмостках театра, с глубиной второго плана, но эффект присутствия - иногда просто галлюцинаторный. Кубрик - напротив, приходит в прошлое как бы из другого мира. И как режиссёр - делает всё, чтобы, с одной стороны, создать почти документальную иллюзию погружения в трепетную материю прошедшего времени. А с другой - уже на сюжетном уровне, вводит эффект постепенного исчезновения такой экранной достоверности, с которой зритель ещё может себя как-то соотнести, - замедляя ритм (для авантюрного по фабуле романа это особенно важно), цитируя полотна английских живописцев 18-го века, увеличивая количество сцен, снятых при свечах, постепенно вытесняющих сцены, снятые при дневном освещении. Об этом написаны серьезные работы, их лучше почитать, чем реферировать, но важен итог: по Кубрику, прошлое, и конкретно - историческое прошлое, БОЛЬШЕ В СЕБЯ ХУДОЖНИКА, АВТОРА, - НЕ ВПУСКАЕТ. Это не стилизация, то есть приём, это - новый взгляд на самоощущение человека ХХ столетия обернувшегося назад, и - не увидевшего ничего, кроме признаков материальной культуры, и личности без содержания, в сущности - тени на полотне, людей опять же без свойств. "Характеров" там не ищите, персонаж - авантюрист (прекрасно сыгранный Райаном О'Нилом, - сравните его с персонажем из "Бумажной луны" Питера Богдановича), но может представиться кем угодно. Его, конечно, разоблачат, потом наградят, и отправят служить уже в другой армии, но сама история вытолкнет его на поверхность времени, которое на глазах лишается глубины. Фильм этот уже упомянутый биограф Кубрика считает его высшим достижением. Кое-что гений потом дотолковал в "Сиянии". Важно, однако, то, что после "Барри Линдона" в авторском кино Роберта Олтмана и Вуди Аллена, прошлое оказалось возможным почти исключительно, как ПРОШЛОЕ КИНЕМАТОГРАФА, с которым можно спорить, переобдумывать его и переоценивать, но оно даёт точку опоры. Здесь же - торичеллиева пустота - при видимости гипнотической достоверности. Это и был поворот в сторону постмодерна, как потом объяснили, но такого, при котором история - подмалёвок (говоря языком живописцев) для настоящего. Пастиш, палимпсест. Воскрешение невозможно, попадания внутрь - тоже. И предшествующего слоя не расчистишь и не найдёшь. Мы его сами нанесли, слой этот, и в себя же упираемся. Истины в истории больше нет, и искать её, пожалуй, не надо. Но отрицательный результат - тоже результат. Можно думать дальше - и говорить языком изображения.
 
Форум » Тестовый раздел » ЛУИС БУНЮЭЛЬ » "БАРРИ ЛИНДОН" 1975
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz